Как гражданину беларуси получать пенсию в украине

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

05.12.2020

29 / 182

Всего документов в БД:

104445

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

Соглашение между Пенсионным фондом Украины и Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь о взаимном переводе и выплате пенсий

от 12 июня 1997 года

В соответствии с частью третьей статьи 10 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г. (далее - Соглашение) Пенсионный фонд Украины и Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь (далее - Стороны) договорились о таком:

Статья 1

В соответствии с частью третьей статьи 8 Соглашения в случае переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого, где при имеющихся в наличии условиях пенсия законодательством не предусмотрена, ее продолжает выплачивать государство, откуда переселился пенсионер, до того времени, пока он не будет иметь права на пенсию в соответствии с законодательством государства, на территорию которого переселился.

Перевод пенсий осуществляется обеими Сторонами.

Статья 2

В соответствии со статьей 9 Соглашения пенсии по инвалидности и в случае потери кормильца вследствие трудового увечья назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства, на территории которого было получено трудовое увечье, за счет средств соответствующей Стороны.

Пенсии по инвалидности и в случае потери кормильца вследствие профессионального заболевания назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством, которое распространялось на работников в период осуществления трудовой деятельности, которая привела к этому заболеванию, независимо от того, на территории какого государства это заболевание было впервые обнаружено, за счет средств соответствующей Стороны.

Перевод пенсий осуществляется обеими Сторонами.

Статья 3

Перевод пенсий, осуществляется только при условии переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого для постоянного проживания.

Статья 4

Перевод пенсий осуществляется Сторонами на счета обслуживающих банков в долларах США по курсу валют, который устанавливается соответственно Национальным банком Украины и Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления операции.

Выплата пенсий проводится в национальной валюте государства, на территории которой постоянно проживает получателя пенсии.

Статья 5

Выплата помощи на погребение и недополученной в связи со смертью пенсионера суммы пенсии проводится за счет средств Стороны, которая финансировала выплату пенсии.

Статья 6

Перевод пенсий осуществляется раз в квартал не позже 10 числа третьего месяца квартала, за который проводится выплата.

Статья 7

Перевод пенсий осуществляется начиная с месяца, до которого пенсия выплачивалась по предыдущему месту проживания, но не больше чем за шесть месяцев с того месяца, в котором гражданин обратился за пенсией.

Порядок перевода пенсий

Статья 8

Перевод и выплата пенсии осуществляются на основании заявления пенсионера.

Заявление о переводе пенсии пенсионер может подать по выбору:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Краткое содержание:


    Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

    Какие могут быть проблемы?

    Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

    Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

    В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

    Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

    Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

    от 13 марта 1992 года.

    В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

    Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

    Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

    В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

    Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

    Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

    В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

    В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

    Как же быть с периодами работы после 2002 года?

    В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

    Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

    В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

    Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

    В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

    Но это еще не все

    Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

    Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

    Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

    Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

    Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

    В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

    Мы представляем вам пилотный выпуск проекта «Три страны», в котором как раз и планируем собирать максимально честную, беспристрастную информацию о жизни в трех странах-соседях. Если идея вам понравится, ждите новые выпуски. Сегодня эксперты из Беларуси, Украины и России обсудят вопрос пенсий: их размеры, способы начисления, время, когда вы можете получать поддержку, и многое другое.

    Полный рассказ смотрите на видео, ниже мы приводим лишь отдельные, основные цитаты.

    Можно ли рассчитывать на обеспеченную пенсией старость в вашей стране?

    Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC (Беларусь)

    — Наша нынешняя система построена по распределительному принципу. Мы платим взносы в социальный фонд, а он распределяет их сегодняшним пенсионерам. И поскольку демографическая ситуация у нас такая, что с каждым годом трудоспособных людей все меньше, а пенсионеров все больше, величина «пирога», который мы сможем раздавать, будет уменьшаться, а делить его придется на все большее и большее количество пожилых людей. Может получиться так: когда через 20—30 лет многие из нынешних людей в среднем возрасте выйдут на пенсию, окажется, что она недотягивает до пособия по бедности.


    Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии (Украина)

    — У нас 8,5 млн пенсионеров по возрасту — это очень большая цифра. Но всего пенсии выплачивают 11 млн граждан. При этом ЕСВ (единый социальный взнос) платят всего 13 млн человек.


    Антон Табах, главный экономист «Эксперт РА», доцент кафедры экономики труда и персонала экономфака МГУ (Россия)

    — Картинка про старушку, собирающую копейки, на самом деле из области мифологии. Потому что у старушки, как правило, есть собственное жилье, садовый участок, что-то накопленное на старость. При этом реально самые бедные — это семьи с двумя и большим количеством детей. Назвать жизнь в старости хорошей жизнью даже с надбавкой после 80 лет в нашей стране язык не поворачивается.


    Что представляет собой пенсия?

    Антон Табах (Россия)

    — 22% выплачивают от зарплаты до 1,2 млн российских рублей в год, 10% от зарплаты выше. Деньги эти платит работодатель, работник этого не видит. Далее средства сливаются в общий котел и оттуда разливаются черпаком. Соответственно, все пенсии «плоские», то есть самая маленькая, социальная пенсия (для тех, кто не выработал стаж) составляет около 6000 российских рублей (приблизительно $86), средняя пенсия — порядка 16 000 российских рублей (около $230), максимальная пенсия — около 30 000 российских рублей ($430).

    Кроме того, существует так называемое обязательное пенсионное страхование. На эти нужды с 2002 по 2013 год работодатели отправляли от 2 до 6% заработка человека. Когда работник выйдет на пенсию, этот капитал будет разделен на ожидаемый срок дожития (сейчас он составляет порядка 21 года) — человек начнет получать эти деньги.

    Екатерина Борнукова (Беларусь)

    — Сегодня мы платим 35% от наших зарплат в Фонд социальной защиты населения. Если смотреть на официальное измерение бедности, среди пенсионеров бедных людей у нас нет, потому что уровень пенсии всегда выше официального уровня бедности. Прожиточный минимум сегодня 247 белорусских рублей, средняя пенсия гораздо выше — 431 белорусский рубль (около $181).

    Мария Репко (Украина)

    — У нас в стране сейчас работает солидарная пенсионная система. Это означает, что работающие люди платят единый социальный взнос. Он составляет 22% от заработной платы, если человек работает на предприятии и официально трудоустроен, либо это сумма фиксированная и совсем небольшая, если речь идет о частном предпринимателе.

    Высоких пенсий при такой конфигурации пенсионной системы быть не может. Минимальная пенсия составляет около $60, средняя пенсия — около $100.


    Кто получает пенсии больше всех?

    Екатерина Борнукова (Беларусь)

    — В первую очередь это военные, которые к тому же получают доступ к пенсиям значительно раньше. Но на самом деле говорить предметно об этом сложно, потому что данные о пенсиях силовиков в нашей стране закрыты. Узнать средний размер военной пенсии не представляется возможным.

    Мария Репко (Украина)

    — Одни из самых больших пенсий в стране получают судьи. Эти пенсии сравнимы с хорошей украинской зарплатой специалиста в частном секторе.

    Антон Табах (Россия)

    — Возможность достойной старости есть у получателей государственных пенсий высокого уровня и у тех, за кого корпорации делали длительные взносы в пенсионные фонды. Из моего личного опыта — в Тюменской области познакомился с пенсионером, бывшим высокопоставленным геологом в «Газпроме». За него платились корпоративные пенсионные взносы, и сейчас его корпоративная пенсия в разы больше страховой. Но такие пенсионеры, конечно, экзотика.


    У вас повышают пенсионный возраст?

    Екатерина Борнукова (Беларусь)

    — Несколько лет назад в Беларуси началась пенсионная реформа, которая фактически сводится к поднятию пенсионного возраста и ужесточению требований к учету трудового стажа. Когда к 2022 году эта реформа закончится, женщины будут выходить на пенсию в 58 лет, мужчины — в 63. Это была вынужденная мера из-за того, что сегодня у государства банально не хватает денег на выплату пенсий всем. И мы понимаем, что по мере старения населения нам придется поднимать пенсионный возраст и далее. Так возможно догнать Россию, которая решила повышать его более активно.

    Есть еще одно большое «но»: в Беларуси продолжительность жизни гораздо ниже, чем в европейских странах. Особенно остро эта проблема стоит для мужчин, средняя продолжительность жизни которых в нашей стране на 10 лет меньше, чем у женщин.

    Антон Табах (Россия)

    — В 2018 году в России началась пенсионная реформа. Пенсионный возраст в России поднимается в течение 10 лет с 60 до 65 у мужчин и с 55 до 60 у женщин.

    Реформа вызвала большое недовольство — на мой взгляд, справедливо. Потому что в успешных пенсионных реформах все изменения объявлялись заранее. В США, например, в 1983 году решили повышать пенсионный возраст, реально этот процесс начался в 2003-м. В Германии о пенсионной реформе заявили в 2007 году, окончательно все вступит в силу в 2027 году. Пенсии — это вообще надолго, вопрос решается десятилетиями. В России же в июне решили поднимать пенсионный возраст с января и попросили отнестись к этому с пониманием.

    Мария Репко (Украина)

    — Украинское правительство решило повысить не пенсионный возраст напрямую, а трудовой стаж, который требуется для того, чтобы получить пенсию. Если этот стаж, например, менее 25 лет, то время выхода на пенсию приходится на 63—65 лет, если стаж 30 лет и больше, то возраст выхода на пенсию может быть ниже.

    За что живут пенсионеры?

    Антон Табах (Россия)

    — Правильный ответ: пенсионеры стараются работать, использовать свое имущество и вообще отличаются фантастической живучестью. Говорить, что наши пенсионеры живут так же достойно, как европейские или американские, тоже нельзя. Но опять же — когда мы смотрим на американскую картинку, видим лишь верхний слой. А, грубо говоря, 80% американцев живут на государственную пенсию, которая сопоставима с минимальной зарплатой, — выжить на нее можно, хорошо жить нельзя.

    Екатерина Борнукова (Беларусь)

    — Мы проводили опрос среди 1500 пенсионеров, только один из них сказал, что пенсии у нас высокие, все остальные не так сильно воодушевлены. Но когда у людей спрашиваешь, готовы ли они платить больше сегодня, чтобы их пенсия через 20—30 лет была выше, оказывается, согласны немногие. Основная причина: они даже сейчас не видят четкой связи между тем, что они платят в Фонд социальной защиты, и тем, что ожидают получить, когда выйдут на пенсию. Они не просто не видят такой связи, но и не верят, что она может возникнуть.


    Мария Репко (Украина)

    — В Центре экономической стратегии несколько лет назад мы провели опрос, чтобы узнать, за что живут пенсионеры. Оказалось, только на пенсию живет совсем небольшой процент. Большая часть либо работает, либо имеет приусадебное хозяйство, где выращиваются овощи, фрукты, животные и птица, либо получает помощь от родственников.

    Как увеличить пенсии?

    Екатерина Борнукова (Беларусь)

    — Возможно, надо вводить новые механизмы пенсионных накоплений. Было бы хорошо, чтобы государство выступило с инициативой и дало возможность дифференцировать пенсии, тогда нам было бы интересно сегодня платить взносы в фонды, зная, что это обеспечит нам большую пенсию в будущем.

    Антон Табах (Россия)

    — Системная проблема, из-за которой хромает все остальное, — недостаточные доходы пенсионной системы, не позволяющие повышать пенсии. Соответственно, это проблема низких зарплат. Будут расти зарплаты — будут расти и пенсии. При низких зарплатах новые системы накоплений работать тоже не будут. По всей видимости, «светлое будущее» заключается в том, что для тех, у кого доходы ниже среднего, будет некая гарантированная пенсия на уровне прожиточного минимума плюс сколько-то (и это будет справедливо), а для тех, кто состоятелен, видимо, будут работать какие-то обязательные или полуобязательные накопления. То есть «о бедных мы позаботимся, а состоятельные о себе пусть думают сами».

    Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю

    Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

    В настоящее время Республикой Беларусь заключены следующие договоры (соглашения) в области пенсионного обеспечения:

    • Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года;
    • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 года;
    • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 года;
    • Соглашение между Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством социальной защиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 3 июня 1998 года;
    • Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении от 4 февраля 1999 года;
    • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года;
    • Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 29 февраля 2008 года;
    • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 21 ноября 2013 года;
    • Договор между Республикой Беларусь и Чешской Республикой о пенсионном обеспечении от 14 марта 2018 года;
    • Договор между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой о социальном обеспечении от 07 декабря 2018 года.
    • Договор между Республикой Беларусь и Республикой Молдова о социальном обеспечении от 23.10.2019

    Согласно двусторонним соглашениям с Украиной, Молдовой и Таджикистаном пенсионное обеспечение граждан этих государств осуществляется по «территориальному принципу» т.е. по законодательству государства, на территории которого они проживают. В случае переселения пенсионера на территорию указанных государств выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается и назначается по новому месту жительства в соответствии с законодательством государства нового места жительства. Если пенсионер получал пенсию по прежнему месту жительства, не предусмотренную законодательством государства переселения, то выплата пенсии ему производится компетентными органами того государства, которое назначило и выплачивало пенсию до выезда (т.е. производится экспорт пенсии). И в том, и в другом случаях за назначением (экспортом) пенсии следует обращаться в компетентные органы по новому месту жительства.

    Такой же принцип назначения и выплаты пенсий действует и в отношениях с другими странами СНГ на основании Соглашения, подписанного в 1992 году.

    В двусторонних договорах (соглашениях) Республики Беларусь с Литовской Республикой, Российской Федерацией, Латвийской Республикой, Азербайджанской Республикой, Чешской Республикой, Эстонской Республикой и Республикой Молдова в части пенсионного обеспечения заложен принцип «пропорциональности», согласно которому каждое государство назначает и выплачивает пенсию или ее часть за стаж работы на его территории, а в случае переселения пенсионера с территории одного государства на территорию другого пенсию продолжает выплачивать государство, ее назначившее, т.е. осуществляется экспорт пенсии.

    Если международным договором (соглашением) предусмотрен экспорт пенсий, последний осуществляется Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств государственного социального страхования. Никакие расходы, связанные с экспортом пенсии, получатель пенсии не несёт.

    В случае переселения пенсионера с территории Республики Беларусь на территорию государства, с которым нет договора (соглашения) о пенсионном обеспечении, выплата пенсии производится территориальным органом по труду, занятости и социальной защите в соответствии со статьей 92 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» - за шесть месяцев вперед перед отъездом за границу.


    Получение пенсии в Республике Беларусь

    Статья 92 Закона «О пенсионном обеспечении» допускает выплату пенсии гражданину Республики Беларусь, выехавшему на постоянное место жительства за границу, если пенсия была назначена в Республике Беларусь до его выезда границу. Во исполнение статьи 92 Закона Кабинет Министров Республики Беларусь принял «Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место заграницу» от 21 сентября 1994 года № 83. В Положении указан следующий перечень видов пенсий, которые выплачиваются за пределами Республики Беларусь: Лицам, выехавшим за границу после введения в действие Закона «О пенсионном обеспечении» (с 01.01.1993 года) выплачиваются только пенсии по инвалидности, вследствие увечья или профессионального заболевания, а также пенсии в случае потери кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
    Лицам, выехавшим за границу на постоянное место жительства до 01.01.1993 года, выплачиваются все виды пенсий. Пенсии, назначенные в соответствии с указанным законом «О пенсионном обеспечении» до выезда граждан на постоянное место жительства за границу, выплачиваются за 6 месяцев вперед перед их отъездом за границу независимо от вида пенсии. Выплата производится в национальной валюте Республики Беларусь.
    Граждане Республики Беларусь, проживающие в Чешской Республике и подпадающие под действие вышеупомянутого Положения № 83 от 21.09.1994 года в части перечня видов пенсий, которые выплачиваются за пределами Республики Беларусь (см. пп. 1 и 2), могут подавать заявления о переводе пенсии за границу в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Заявление подается через консульское учреждение Посольства Республики Беларусь в Чешской Республике. После выполнения всех вышеперечисленных формальностей, выплата пенсии за границу начинает осуществляться после поступления в Фонд социальной защиты заявления гражданина и справки консульского учреждения Республики Беларусь в стране постоянного жительства пенсионера о месте его проживания за границей и дате выезда из Республики Беларусь (до 01.01.1993 года).
    Пенсионерам – гражданам Республики Беларусь, выехавшим на постоянное место жительства за границу и впоследствии возвратившимся в Республику Беларусь для постоянного проживания действует другое правило. Выплата назначенной им пенсии возобновляется со дня подачи соответствующего заявления и на основании имеющихся в пенсионном деле документов, но не ранее дня возобновления постоянной прописки на территории Республики Беларусь.
    До 2018 года между Республикой Беларусь и Чешской Республикой не существовало соответствующего договора о пенсионных правах граждан. 14 марта 2018 года произошло знаменательное событие, — Минск и Прага подписали договор, который обеспечивает пенсионные права граждан, которые живут и работают на территории двух стран.

    Действие документа распространяется на граждан обеих стран, которые проживают и работают на территории Беларуси и Чешской Республики. Договор позволяет обеспечить пенсионными правами граждан за время, которые они провели в обоих государствах.

    Заключенные договоренности урегулировали вопросы, связанные с уплатой взносов на обязательные государственные социальные страхования. Также документом предусмотрен порядок назначения и выплаты пенсий.

    Согласно букве и духу документа, сам процесс уплаты взносов будет осуществляться строго по закону страны, на территории которой граждане живут и работают. Это касается и вопросов назначения пенсии и зачисления стажа, а также ее выплаты по месту проживания. Пенсии будут назначаться каждым государством в соответствии со своим законодательством за стаж, приобретенный на его территории, и выплачиваться на территории государства проживания гражданина. Договор вступит в силу после выполнения сторонами необходимых внутригосударственных процедур.

    Получение пенсии гражданами Российской Федерации


    Смена страны проживания – явление достаточно распространенное. Пенсионный фонд России выплачивает за рубежом пенсии более 350 тысячам граждан, проживающим в 127 странах мира

    Какие виды пенсий выплачиваются россиянам, проживающим за границей?

    • Страховые пенсии;
    • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению за исключением социальных пенсий;
    • Доплаты к пенсиям, связанные с трудовой деятельностью (летчикам, шахтерам, за особые заслуги, ядерщикам);
    • ДЕМО ветеранам ВОВ.

    * Назначение пенсии возможно, если гражданин Российской Федерации переехал жить за рубеж как до, так и после наступления права на назначение пенсии по российскому законодательству.

    Куда подавать документы?

    Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, имеющие регистрацию по месту жительства или пребывания на территории России, заявление о назначении пенсии или о доставке пенсии и необходимые документы подают в территориальный орган Пенсионного Фонда России (ПФР) по месту регистрации в Российской Федерации.

    Граждане, проживающие за границей, которые не имеют регистрации на территории России, подают заявление о назначении пенсии и документы в ПФР почтовой связью по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

    Необходимо собрать

    1. Заявление о назначении пенсии или о переводе с одного вида пенсии на другую;
    2. Заявление о доставке пенсии;
    3. Копия российского паспорта;
    4. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) (при наличии);
    5. Документы о страховом стаже: оригинал трудовой книжки или четкая, читаемая копия трудовой книжки, заверенная нотариально, либо оригиналы справок о периодах работы;
    6. Справка о заработной плате за любые 5 лет подряд трудовой деятельности. Справка должна содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество лица, которому выдается документ, основания выдачи, а также информацию об отчислении взносов в Пенсионный фонд (если справка представляется за период с 1991 по 2001 год). Справка о заработной плате должна быть подписана руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверена печатью. Представляется в оригинале;
    7. Копия военного билета. Предоставляется в случае прохождения военной службы. В случае отсутствия военного билета может быть представлена справка военного комиссариата о периоде прохождения военной службы;
    8. Копия документа об изменении фамилии. Предоставляется если при вступлении в брак или расторжении брака менялась фамилия;
    9. Копия свидетельства о рождении ребенка. Предоставляется в случае нахождения не работающей матери в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет;
    10. Справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

    Все копии заверяются в российском консульском учреждении в Чешской Республике. Подать заявление с документами можно лично, по почте или через представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке.

    Восстановление выплаты пенсии, назначенной лицу, которому она была приостановлена (прекращена) в связи с выездом на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством производится на основании:

    • Заявления о выезде за пределы Российской Федерации;
    • Справки, подтверждающие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации (выдается дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации);
    • Справки о выполнении (невыполнении) оплачиваемых работ (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации).

    После восстановления выплаты пенсии гражданину для получения пенсии в каждом последующем году необходимо представлять в Пенсионный фонд России документ о нахождении в живых или являться лично для оформления акта личной явки в соответствующий орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории России, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

    Условия пенсионного обеспечения российских граждан могут различаться в зависимости от страны, куда они переезжают на новое место жительства. Подсчет и выплата пенсии производится на основании международных соглашений (договоров).


    Получение пенсии гражданами Украины

    В последнее время из Украины эмигрирует множество людей. Уезжают даже те, кто прожил там всю жизнь. Украинцев пенсионного возраста, разбросало по всему миру. Точной цифры – сколько украинцев в целом работает за границей – нет. По неофициальным данным, за границей живут и работают примерно до 8 миллионов граждан Украины.

    Насколько защищена пенсионная старость граждан Украины? На какие выплаты могут рассчитывать пожилые украинцы при выезде на постоянное местожительство за границу? Попробуем в этом немного разобраться.

    Начнем с того, что выплата пенсий за границу осуществляется на основании соответствующих международных договоров и действующего законодательства Украины. Размер пенсии исчисляется по законодательству Украины и не зависит от страны проживания пенсионера. Пересчитывается размер пенсии в соответствии с решениями Верховной Рады Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, законодательством Украины об увеличении размера пенсий. Украинские пенсионеры могут получать выплаты за границей, если между странами заключено международно-правовое соглашение относительно пенсионного обеспечения. В случае отсутствия договора, пенсию дают за шесть месяцев вперед перед отъездом. Далее выплаты прекращаются. Пенсионеры могут получать украинские выплаты в 21 стране мира. В перечень входят государства-участники СНГ, а также Болгария, Эстония, Литва, Латвия, Испания, Польша, Португалия, Чехия и Словакия. При этом, деньги переводят в валюту страны, где проживает пенсионер, по официальному курсу Национального банка Украины. Расходы, связанные с переводом пенсий Пенсионным фондом Украины за границу, осуществляются за счет средств Фонда. Получатели пенсий не несут расходов, связанных с переводом принадлежащих им денег.

    Пенсионеру, которому в Украине назначена пенсия, и решившему выехать за границу, перед отъездом необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Украины по месту получения пенсии в Украине. По заявлению пенсионера может быть выплачена пенсия за шесть месяцев заранее перед отъездом. Такой же принцип оформления пенсии пожилым людям, постоянно проживающим на территории другого государства и которым до выезда за границу была назначена пенсия по возрасту, им также необходимо подать в пенсионный фонд Украины заявление о восстановлении выплаты пенсии. Если лицу, при выезде за границу пенсия не назначалась, но это лицо имело страховой стаж в Украине не менее 15 лет и достигло пенсионного возраста — для назначения пенсии по возрасту, такому лицу необходимо вернуться в Украину. Далее необходимо зарегистрировать свое местожительство в Украине и лично обратиться в орган Пенсионного фонда Украины для назначения пенсии.

    Однако, не все так просто. Украинское законодательство построено так, что когда украинец выезжает на постоянное жительство за границу, ему автоматически прекращается выплата пенсии – сохраняется только за 6 месяцев вперед. Далее пенсия начисляется, но не выплачивается. По законодательству Украины установлено, что выплата пенсии по решению территориальных органов Пенсионного фонда или по решению суда прекращается на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины. Об этом говорится в законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Но это решение Конституционным Судом Украины признано не соответствующим Конституции Украины. Если же Пенсионный фонд Украины отказал в восстановлении или назначении пенсии по возрасту, не стоит впадать в уныние, в этом случае гражданам Украины следует обратиться в суд.

    Хотелось бы напомнить, что, в соответствии со статьей 12 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», граждане Украины могут принимать добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. В том числе и лица, достигшие 16-летнего возраста. Для добровольной выплаты страховых взносов, следует подать в территориальный орган Пенсионного фонда Украины по месту проживания соответствующее заявление. По прошествии 30-дневного срока, Пенсионным фондом Украины с таким лицом заключается договор.

    Лица, постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, но, не выплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Украины могут рассчитывать только на минимальный размер пенсии, что составляет — 1452 грн. Таким образом, молодым гражданам Украины еще в молодости необходимо позаботиться о своей старости.

    С 1 октября 2017 года в Украине вступил в силу Новый закон о пенсионной реформе. Украинским пенсионерам повысят выплаты на 200-1000 грн. В Правительстве Украины обещали, что перерасчет пенсий будет автоматическим, то есть обращаться лично в Пенсионный фонд Украины людям не потребуется. Перерасчет коснется 9 млн пенсионеров.

    Читайте также: