Регулирует социальные отношения устанавливая размеры пенсий и пособий

Ниже приведены нормативные правовые акты, регулирую­щие действие пенсионной системы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой закреплено право каждо­го тражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.

от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации и призна­нии утратившими силу отдельных законодательных актов (по­ложений законодательных актов) Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансиро­вания выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты;

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взно­сах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен­ной поддержке формирования пенсионных накоплений» (да­лее — Закон № 56“ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;

от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — ре­гулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному стра­хованию;

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов —- федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лии;

от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предо­ставления пенсионного обеспечения за счет средств федераль­ного бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, кото­рые не приобрели права на трудовую пенсию;

от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам граж­данской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;

от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной по­мощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим се­мьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;

от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального стра­хования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязатель­ного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифи­цированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы ор­ганизации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании (далее — Закон № 27-ФЗ);

от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» — регулирует отношения, связанные с погребением умершего;

от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си­стемы, и членов их семей» (далее — Закон № 4468-1) — определяет порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей.

Приказы Минздравсоцразвития России:

от 12.03.2010 № 141н/53н «О внесении изменений в Пере­чень документов, необходимых для установления трудовой пен­сии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению»;

от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о по­рядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»;

от 27.02.2002 № 16/19п «Об утверждении Перечня докумен­тов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

Социальные выплаты – мера материальной поддержки граждан ввиду присужденного статуса. Государственная поддержка оказывается не только льготным категориям населения, но и другим гражданам. В России предусмотрено выделение социальной помощи в форме денежных выплат, направленных на повышение уровня жизни людей в случае непредвиденных ситуаций или семейных обстоятельств. Поэтому стоит знать о видах пособий и порядке их назначения.

Классификация выплат

Социальные выплаты принадлежат к финансовой группе помощи от государства. Случаи их предоставления установлены законодательством. Виды социальных пособий разделяются на три категории исходя из принятых условий формирования:

  • целевые : выделение средств направлено на компенсацию утраченного заработка или оказание поддержки в сложившейся ситуации;
  • временные : характеризуются временным периодом оказания помощи (ЕСВ или единовременная социальная выплата, ежемесячное пособие, периодические возмещения);
  • применительно к источнику выплаты : государственный бюджет или внебюджетный фонд оказывает помощь.

Возможно разделение по виду социального обеспечения, когда в одну группу выплат входит пособие согласно обязательному страхованию, а в другую в рамках оказания финансовой поддержки по заявлению. Полной классификации в России не предусмотрено.

Кто получает государственную помощь

Органы власти помогают гражданам, чье материальное положение изменилось по причинам:

  • болезнь, травма, медицинские операции, смерть;
  • смена социального статуса, потеря работы;
  • нуждаемость в жилище.

Денежная помощь характеризуется безвозмездным предоставлением с целью возместить утраченные регулярные поступления средств или повысить финансовый доход семьи в ситуациях измененных расходов. Известны категории населения, которым назначаются соответствующие виды социальных выплат:

  • безработные, потерявшие постоянный источник дохода;
  • граждане, которые оказались в нетрудоспособном положении;
  • семьи, где появились дети или где ребенок начал получать образование в ВУЗе;
  • уход из жизни родственника или близкого человека.

Размер единовременного или регулярного пособия определяется статусом человека и возникшими обстоятельствами.

Есть общепризнанный государственный статус, когда гражданин получает федеральную поддержку:

  • герой СССР, РФ ;
  • ветеран войны, труда, военных действий;
  • инвалид;
  • участник аварий и реабилитационных программ;
  • сирота.

Таким категориям граждан выплаты реализовываются из бюджета страны, регионов и полагаются льготы.

Особенности осуществления выплат

Социальные выплаты и пособия назначаются в соответствии с присуждением определенного статуса гражданину. При учете размера помощи играет роль трудовая деятельность, величина доходов, семейное положение.

По временной нетрудоспособности

Ситуации возникают при получении травмы, заболевания или проведения операции. Не исключен вариант получения статуса «нетрудоспособен» при прерывании беременности или осуществлении оплодотворения экстракорпоральным методом. Человек оформляет больничный лист, который оплачивается из Фонда соцстрахования.

Первые 3 дня нетрудоспособности подлежат единовременному социальному возмещению организацией, где трудоустроен гражданин. Последующие дни отсутствия на работе по причине больничного оплачиваются через ФСС.

В основу назначения выплат по нетрудоспособности в связи с болезнью, травмой положена статья 183 Трудового Кодекса и ФЗ №165 от 16.07.1999 г .

Размер соцвыплаты при выходе на больничный, когда человек находится в положении временной нетрудоспособности, составляет определенную сумму применительно к периоду страхового стажа:

  • менее 5 лет: каждый день нетрудоспособности оплачивается в размере 60% от средней зарплаты;
  • 5-8 лет: сумма пособия составляет 80% от рассчитанного среднего заработка;
  • более 8 лет: 100% возмещение усредненной заработной платы.

Для вычисления положенной суммы следует взять заработную плату за последние 2 года. При смене работы потребуется предъявить справку о доходах с предыдущего места трудоустройства.

При наличии общего стажа менее 6 месяцев, порядок осуществления больничных выплат предполагает назначение суммы пособия, которое не будет превышать минимальный размер оплаты по региону за месяц.

По безработице

Основным нормативным актом в вопросе выплаты социальных пособий по безработице выступает ФЗ «О занятости населения ». При потере рабочего места человек может оформить финансовую помощь в Службе занятости. Размер обеспечения определяется средней заработной платой, начисляемой в течение последних трех месяцев трудоустройства. Согласно принятым нормам, при обращении гражданина, имеющего стаж на последнем месте не менее 26 недель, полагается следующая сумма:

  • в течение 3 месяцев после подачи заявления – 75% от средней зарплаты;
  • за 4-7 последующих месяцев постановки на учет – 60% от рассчитанной средней величины;
  • за 8-12 месяц годового периода – 45% от размера среднего заработка.

Второй годовой цикл подлежит оплате по установленному минимуму. Постановления Правительства РФ регламентируют назначение пособий, относящихся к выплатам социального характера, для безработных. В 2018 г. наименьшая величина составляет 850 руб., а наибольшая сумма - 4900 руб.

Следует учитывать требования, при которых человеку назначается минимальная сумма:

  • нет опыта трудовой деятельности;
  • был годовой перерыв в работе;
  • установлен факт увольнения за нарушение дисциплины;
  • на последнем месте работы стаж составляет менее 26 недель.

Гражданину может быть отказано в максимальном обеспечении в ситуациях, когда Служба занятости отправляет его курсы по овладению профессиональными навыками, но происходит отчисление по вине учащегося.

ВАЖНО! Прекращение выплат производится в ситуации утраты необходимости оказания денежной поддержки .

Социальные выплаты молодым семьям

Существуют выплаты, которые позволяют улучшить жилищные условия молодой семьи. Правилами программы обусловлено предоставление единовременной материальной помощи. Достаточно отвечать требованиям:

  • предельный возраст супругов при получении денег не более 35 лет;
  • в собственности нет жилой площади или по нормативам ее не хватает на членов семьи;
  • доходы позволят использовать ипотечный займ для приобретения нового жилья.

Программа предполагает целевое вложение средств в недвижимость, стоимость которой зависит от нормативов общей площади на одного человека и цены за 1 кв. м. Органы местного самоуправления по вопросам предоставления жилой площади утверждают нормативную стоимость жилья. Исходя из этого, следует умножить площадь помещения на значение стоимости.

Размер субсидии различается применительно к категории семьи:

  • ячейка общества образована супругами без детей – не менее 30% от расчетной стоимости недвижимости;
  • наличие 1 и более детей – не менее 35% от расчетной стоимости недвижимости.

Финансы можно направить на получение кредита или погашение действующего жилищного займа. Процедура оформления предполагает обращение в Департамент недвижимости по месту проживания (в городах, селах орган может иметь другое название), куда следует предъявить документы согласно списку:

  • паспорта супругов и свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о вступлении в брак;
  • справки и выписки, подтверждающие необходимость улучшения условий проживания;
  • справки о доходах;
  • кредитный договор при наличии.

Единовременная социальная выплата подразумевает подачу заявления, на основании которого семья ставится на общую очередь в жилищной программе.

По уходу за детьми

При постановке на учет в женскую консультацию (до 12 недель) женщина получает право на единовременную социальную выплату. Ее размер в 2018 г. равен 613,14 руб. Эти средства поступают вместе с денежной суммой при выходе на больничный по родам.

После появления на свет ребенка, мать в обязательном порядке получает пособие, которое в России называется единовременная выплата по родам. Независимо от статуса, семейного положения, трудовой деятельности назначается определенный размер отчислений. В 2018 г. женщина получит 16759,09 руб.

Для оформления потребуется обратиться в бухгалтерию по месту работы в случае официального трудоустройства или в отдел соцзащиты, куда относятся документы:

  • свидетельство и справка о рождении малыша, выданные органами ЗАГС;
  • паспорта родителей;
  • заявление, заполняемое по установленному образцу.

При подаче обращения в бухгалтерский отдел предприятия допускается оформление выплаты отцом ребенка. Он имеет право претендовать на пособие по месту своего трудоустройства. В противном случае он должен взять справку, свидетельствующую об отсутствии начислений данного вида. Эта справка прикладывается к общему пакету документации, который женщина относит в бухгалтерию своей организации.

После выхода в отпуск по уходу за ребенком происходит начисление ежемесячных социальных пособий , размер которых зависит от трудоустройства матери в период вынашивания плода. Если она официально работала и ее предприятие регулярно отчисляло взносы в Социальный Фонд, то она имеет право на получение 40% от средней заработной платы до момента, пока ребенку не исполнилось 1,5 года.

Неработающие гражданки оформляют социальную денежную помощь, выплачиваемую ежемесячно, в органах соцзащиты. Она полагается им с момента рождения. В данной ситуации назначается фиксированная сумма, зависящая от числа детей в семье. На первого ребенка выплачивается пособие в сумме 3065,69 руб., на второго и последующих детей 6131,37 руб.

При рождении нескольких детей

В этом случае в РФ предусмотрены другие виды помощи. Популярным считается материнский капитал, который оформляется единоразово в семьях с двумя и более детьми , если при появлении второго ребенка право не использовалось. Программа начала работать с 2007 г., что подразумевает обращение за соцпомощью в случае появления ребенка на свет после 01.01.2007 г. Порядок оформления заключается в подаче документов в ПФ, куда предъявляются свидетельства о рождении, паспорта родителей и заявление.

ВНИМАНИЕ! Время действия программы ограничено до конца 2021 г. Но срок обращения в Пенсионный Фонд неограничен.

Стипендии

Помощь студентам, испытывающим финансовые затруднения при прохождении обучения, оказывается в виде социальной стипендии. Претендовать на данное денежное пособие могут лица, получающие образование на очном отделении:

  • дети, оставшиеся без родителей или воспитывающиеся в неполной семье;
  • студент-инвалид 1, 2 группы;
  • лица, являющиеся родителями и обеспечивающие своего ребенка;
  • дети, чья семья признана малообеспеченной (общий доход, распределенный на всех членов семьи, не превышает региональный прожиточный минимум).

Социальные стипендии являются ежемесячными денежными выплатами. Порядок получения предполагает предъявление справки, подтверждающей право студента на государственную поддержку. Она подается ежегодно при начале учебного процесса.

Пособие на погребение

Родственники умерших могут оформить социальное пособие, которое полагается для возмещения затрат на погребение. В РФ сумма такой помощи на 2018 г. составляет 5701,31 руб. Дополнительной поддержкой в ситуации кончины является доплата, производимая из бюджета региона, если это предусмотрено законодательными актами.

Процедура обращения за финансами подразумевает предъявление документов:

  • свидетельство о смерти;
  • квитанции и чеки об оплате услуг.

Более точную информацию о выплате стоит уточнять в отделе социальной защиты по месту проживания умершего. Законодательное регулирование вопроса пособий на погребение осуществляется в соответствии с ФЗ №8 от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле ».

Иные виды выплат

Выплаты социального характера объединяют финансовую поддержку в случае осложнений, возникших после проведения вакцинации. Гражданин имеет право на возмещение последствий, связанных с получением заболевания. В такой ситуации сумма денежных отчислений равна 10000 руб.

Негативные последствия, а именно смерть человека, позволяют родственникам претендовать на помощь в сумме 30000 руб. Установленный размер полагается каждому члену семьи умершего.

К отдельным видам помощи относятся выплаты сиротам, многодетным семьям , одиноким пенсионерам .

Дополнительная поддержка от государства никогда не помешает материальному положению людей. Зная о своем праве на предоставление социальных выплат, человек может увеличить благосостояние или вести обычный образ жизни после утраты заработка.

Сборник тестовых вопросов по Праву социального обеспечения

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Социальное обеспечение как отрасль права – это:

+ комплекс норм права, предметом регулирования которых служит распределение определенной доли валового внутреннего продукта, состоящее в предоставлении гражданам социальных услуг и льгот, а также осуществление, восстановление и защита социальных прав граждан;

- совокупность средств и методов предоставления государством социальных льгот, выплат, медицинской помощи и лекарственных препаратов;

- порядок осуществления государственного страхования граждан в случае изменения их имущественного положения в целях минимизации последствий такого изменения.

2. К средствам негосударственного социального обеспечения относят:

+ средства юридических лиц и граждан;

- внебюджетный государственный социальный фонд.

3. К какому виду социального обеспечения относится предоставление гражданам социального обслуживания на дому?

+ к услугам и льготам;

- к денежной выплате;

- к натуральной помощи.

4. Основным методом права социального обеспечения является:

5. В чем состоит экономическая функция права социального обеспечения?

+ Если у граждан падает заработок или наступает иной страховой случай, то их доход выравнивается посредством предоставления материальных благ со стороны государства;

- В возможности осуществления государством намеченной социальной политики, то есть создания таких условий, при которых гражданин может жить достойно и свободно развиваться;

- В оказании влияния государства на продолжительность жизни населения, увеличение рождаемости и уменьшения показателей смертности.

6. В чьем ведении находится социальное обеспечение населения?

+ В совместном ведении РФ и регионов;

- В исключительном ведении РФ;

- В ведении субъектов РФ.

7. Что не относится к видам социального обеспечения в рамках обязательного соцстрахования в связи с материнством?

+ Пособие по безработице;

- Пособие по беременности и родам;

- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

8. Что понимается под социальным страховым риском?

+ Предполагаемое событие, в связи с наступлением которого реализуется право на социальное страхование;

- Обязательный регулярный платеж на социальное страхование;

- Произошедшее событие, после наступления которого обеспечиваются выплаты по обязательному социальному страхованию.

9. Какой из указанных принципов права социального обеспечения является внутриотраслевым?

+ Принцип помощи подросткам, у которых сложилась трудная жизненная ситуация;

- Принцип запрета на принудительный труд;

- Равенство всех перед судом.

тест 10. Определенные виды социального обеспечения являются … права социального обеспечения.

11. Что включает в себя юридический факт, который приводит к возникновению, изменению или прекращению отношения в сфере социального обеспечения?

+ Оба ответа верные;

- Волеизъявление гражданина на получение определенного вида соцобеспечения;

- Объективные обстоятельства, которые являются основанием реализации гражданином субъективного права на соцобеспечение.

12. Законодательные нормы иностранных государств в сфере социального обеспечения изучаются в … части курса права социального обеспечения.

13. Системное формирование способностей в быту, а также профессиональной, общественной и других сферах деятельности, которые ранее отсутствовали у инвалида – это:

- социальная защита инвалидов.

14. Что не входит в страховой стаж?

+ Время, в течение которого один из родителей ухаживал за каждым ребенком до достижения им возраста 5 лет;

- Период прохождения службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- Период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице.

15. С каким видом стажа законодательство связывает право на получение досрочной пенсии?

16. Что представляет собой государственная пенсия?

+ Это вид денежного довольствия, которое гражданин каждый месяц получает от государства после того, как наступил юридический факт, который повлек право на его получение;

- Это часть пенсионной системы, в которой помимо государственной пенсии и обязательного страхования гражданин получает дополнительную пенсию за счет добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц;

- Это единовременное пособие гражданам, выплачиваемое учреждением Пенсионного фонда РФ по достижении ими пенсионного возраста.

17. Бюджетные пенсии классифицируются на пенсии:

+ по инвалидности, за выслугу лет, по старости, социальные, по случаю потери кормильца;

- по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности;

- минимальные, средние и высокие.

18. Какой из указанных подходов к понятию инвалидности определяет невозможность обеспечить себе полноценную жизнь в виду того, что у человека отсутствует способность к труду?

- Ни один из перечисленных.

19. Может ли иждивенец получать пенсию по потере кормильца, если не проживал с ним до его смерти?

- Да, но только если был зарегистрирован с кормильцем по одному адресу;

- Нет, такого права он не имеет.

тест-20. Если заявление на назначение трудовой пенсии направляется в ПФР по почте, то днем обращения считается:

+ дата, которая стоит на почтовом штемпеле;

- дата регистрации сообщения в ПФР;

- дата, указанная в самом заявлении.

21. Если за ребенком до момента достижения им 1,5 лет ухаживают сразу оба родителя, то соответствующее ежемесячное пособие:

+ имеет право получать только один из них;

- имеют право получить оба родителя;

- выплачивается одному из родителей в полуторном размере.

22. Каковы условия признания гражданина безработным?

+ Оба варианта верные;

- Он должен быть трудоспособен, но не иметь работы и заработка;

- Он должен состоять на учете в центре занятости и быть готовым приступить к работе.

23. Кто может быть признан безработным?

+ Лицо, которое состоит на учете в центре занятости, но отказалось от предложенной работы единожды;

- Лицо, которому назначена пенсия по старости.

24. Что не входит в перечень безвозмездных услуг на погребение?

- Перевозка тела на кладбище для захоронения;

- Оформление необходимого пакета документов.

25. Что из указанного относится к компенсационным выплатам?

+ Выплата по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- Единовременная выплата беременной женщине, если она встала на учет в женскую консультацию на ранних сроках;

- Выплата на погребение усопшего родственника.

26. Что понимается под гуманностью социального обслуживания?

+ Сотрудники социальных учреждений, которые оказывают помощь нуждающимся, должны уважать последних;

- Услуги социальной направленности по общему правилу должны оказываться только с добровольного согласия граждан;

- Социальное обслуживание должно быть адресовано только тем лицам, которые реально нуждаются в помощи.

27. Что можно отнести к социальным услугам по организации быта?

+ Помощь в написании писем;

- Компенсация расходов, произведенных в связи с лечением;

28. Замещение социальной помощью дохода от труда– это … функция права социального обеспечения:

29. К какому уровню структуры ПФР относится Ревизионная комиссия?

+ К Центральному аппарату;

- К региональным отделениям;

- К самостоятельным отделам ПФР в городах и районах.

тест_30. Комплекс приемов, которыми госорганы пользуются в процессе регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения – это:

+ Метод права социального обеспечения;

- Объект права социального обеспечения;

- Функция права социального обеспечения.

31. К основным социально-демографическим категориям населения не относятся:

32. Минимальная частота определения потребительской корзины составляет:

+ один раз в пять лет;

- один раз в три года.

33. Какой отрезок времени принимается за период оказания социальных услуг?

+ 1 календарный год;

34. К какому виду правоотношений относится пособие по безработице?

35. Что из перечисленного не является признаком социально-обеспечительных отношений?

+ Предоставление соцпомощи только в денежном выражении;

- Эти отношения реализуются по специально установленным в законе процессуальным правилам.

- Процедурные правоотношения в области социального обеспечения граждан предшествуют материальным.

36. Минимальные стандарты соцобеспечения устанавливаются на:

37. Право гражданина получать одну из нескольких возможный пенсий, закрепленное законодательно – это пример:

38. По общему правилу пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности выплачивается:

+ одновременно с пособием по беременности и родам;

- сразу после постановки на учет в женскую консультацию;

- после рождения ребенка.

39. Кто из указанных лиц имеет право получать трудовую пенсию по старости?


тест*40. Какая из указанных организаций НЕ занимается выдачей пенсий в РФ?

Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации

1. В статье 7 Конституции РФ предпринята попытка дать определение социального государства через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).

Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Основными формами социальной защиты являются:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

регулирование доходов и расходов населения;

целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного*(177) и негосударственного секторов социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(178), функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях данных субъектов РФ.

Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий, например:

по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);

по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие по случаю рождения ребенка;

пособия гражданам, имеющим детей;

пособие по безработице;

пособие на погребение.

В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия. Так, в 1995 г. были кодифицированы нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, путем принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»*(179).

В настоящее время в России проводится реформирование системы пенсионного обеспечения в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры развития существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения*(180).

Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.

Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет.

Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников.


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Читайте также: