Как получить пенсию проживающим на неподконтрольной территории

Смена страны проживания – явление достаточно распространенное. Пенсионный фонд России выплачивает за рубежом пенсии более 328 тыс. граждан, проживающим в 128 странах мира.

С рядом стран у России подписаны пенсионные соглашения. Это означает, что условия пенсионного обеспечения российских граждан могут различаться в зависимости от страны, куда они переезжают на новое место жительства.

Какие виды пенсий выплачиваются россиянам, проживающим за границей

  • Страховые пенсии;
  • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению за исключением социальных пенсий;
  • Доплаты к пенсиям, связанные с трудовой деятельностью (летчикам, шахтерам, за особые заслуги, ядерщикам);
  • ДЕМО ветеранам ВОВ.

Куда обратиться

Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, подают заявление о назначении пенсии или о доставке пенсии и необходимые документы в любой территориальный орган ПФР в пределах территории Российской Федерации по своему выбору независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания, или непосредственно в ПФР (в Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей).

Граждане, проживающие за границей, которые не имеют регистрации на территории России, подают заявление о назначении пенсии и документы в ПФР почтовой связью по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

Личный прием граждан, проживающих за границей, (их доверенных лиц), и прием документов от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»).

Варианты установления пенсий

Новое назначение пенсии

Такой вариант возможен, если гражданин Российской Федерации переехал жить за рубеж как до, так и после наступления права на назначение пенсии по российскому законодательству.

Документы для назначения пенсии:

  • заявление о назначении пенсии и о доставке пенсии – заполняются два бланка;
  • копия внутреннего или заграничного паспорта гражданина Российской Федерации;
  • копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) (при наличии);
  • документы о страховом стаже: оригинал трудовой книжки или четкая, читаемая копия трудовой книжки, заверенная нотариально, либо оригиналы справок о периодах работы;
  • справка о заработной плате за любые 5 лет подряд трудовой деятельности. Справка должна содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество лица, которому выдается документ, основания выдачи, а также информацию об отчислении взносов в Пенсионный фонд (если справка представляется за период с 1991 по 2001 год). Справка о заработной плате должна быть подписана руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверена печатью. Представляется в оригинале;
  • копия военного билета. Предоставляется в случае прохождения военной службы. В случае отсутствия военного билета может быть представлена справка военного комиссариата о периоде прохождения военной службы;
  • копия документа об изменении фамилии. Предоставляется если при вступлении в брак или расторжении брака менялась фамилия;
  • копия свидетельства о рождении ребенка. Предоставляется в случае нахождения неработающей матери в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет;
  • справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

Если копии представляются без приложения оригиналов документов, то они должны быть заверены нотариально (возможно российским консульским загранучреждением).

Личный прием граждан, проживающих за границей, (их доверенных лиц) и прием документов от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»)

Восстановление выплаты пенсии, назначенной лицу, которому она была приостановлена (прекращена) в связи с выездом на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в соответствии с российским законодательством производится на основании:

  • заявления о выезде за пределы Российской Федерации – заполняется бланк;
  • справки, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации (выдается дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации);
  • справки о выполнении (невыполнении) оплачиваемых работ (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации).

После восстановления выплаты пенсии гражданину для получения пенсии в каждом последующем году необходимо представлять в Пенсионный фонд России документ о нахождении в живых или являться лично для оформления акта личной явки в любой территориальный орган ПФР в пределах территории Российской Федерации по своему выбору независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания, или непосредственно в ПФР (в Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей), дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Где можно получить более подробную информацию

Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения следует направлять в ПФР по адресу: ул. Шаболовка, д. 4, ГСП-1, г. Москва, Российская Федерация, 119991.

Письменные обращения по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за рубежом, можно отправить также по факсу: +7 495 987 80 30 или через онлайн-приемную для граждан, проживающих за рубежом, которая находится на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации по адресу: http://pfrf.ru/eservices/send_appeal/

Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, осуществляет прием, консультации граждан и заинтересованных ведомств, организаций по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей. Прием ведется по адресу: г. Москва, ул. Анохина, д. 20А.

Непосредственный прием посетителей ведет отдел по приему граждан ежедневно по рабочим дням в порядке живой очереди с понедельника по четверг с 9:30 до 17:00 и по пятницам с 9:30 до 16:00.

Также за консультацией можно обратиться по многоканальному справочному телефону клиентской службы Департамента: +7 495 987 80 30.

По данным, которые регулярно публикуют статистические органы, на территории Украины проживает более 7 миллионов лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат. Однако точное количество их подсчитать практически невозможно. Те граждане Украины, которые проживают на неподконтрольных властям страны территориях Луганской и Донецкой областей, в расчет не берутся по причине отсутствия там соответствующих служб.

Это же касается не только органов учета и статистики, но и в целом всей структуры государственной власти на неподконтрольных районах. На данных момент на них действует режим антитеррористической операции и объявлено военное положение.

Бесплатно по России

В этой связи граждане, которые там проживают, не имеют возможностей реализовывать свои конституционные права, в том числе и на получение пенсий. Однако для донецких и луганских пенсионеров существует возможность получать деньги от государства в рамках программы пенсионного обеспечения перемещенных лиц, реализуемой в Украине.

Разбираем понятие «пенсия переселенцам»

По причине военных действий и проводящейся в ряде районов Луганской и Донецкой областей антитеррористической операции, осуществляемой Вооруженными силами Украины, сотни тысяч людей оказались в сложном и опасном для жизни положении. В этой связи на протяжении уже около 5 лет (с 2014 года) в мирные регионы страны происходит отток переселенцев, скрывающихся от разрухи и войны.

Среди них довольно большое количество пенсионеров, которые имеют достаточные основания для получения денежных средств по линии государственного пенсионного фонда. Пенсия таким переселенцам начисляется в соответствии с особыми правилами, разработанными Кабинетом Министров Украины.

Правила начисления пособий

Получить денежные средства, выдаваемые в счет пенсии, могут не все граждане, приехавшие на место жительство в мирные области Украины, а только лишь те, которые соответствуют определенным критериям. Они прямо установлены законом и являются довольно жесткими, за что периодически подпадают под критику общественности и отдельных политиков.

Однако здесь нужно учитывать, что такие правила разработаны от того, что Пенсионный фонд Украины испытывает постоянный дефицит средств, поэтому пенсия может быть выплачена только тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются и имеют на то право.

Кроме этого, отсутствие государственных органов контроля на территории зоны действия АТО становится причиной различного рода мошеннических схем, которые недобросовестные граждане используют для незаконного получения денег.

Итак, согласно утвержденным правилам пенсия может быть начислена лицам:

  1. Имеющим гражданство Украины. Только граждане Украины могут претендовать на выплату денежных пособий. Подтверждением гражданства, как правило, выступает паспорт.
  2. Проживающим на территории АТО до ее начала. Претендовать на пенсию вправе лица, которые имели постоянное место жительства до 2014 года на территориях, где сейчас проводится АТО.
  3. Выехавшим за пределы АТО после начала военных действий и постоянно проживающим в любом из районов Украины. Регион и город проживания, где поселился переселенец с Донбасса, не имеет значения для выплаты пенсии – главное это должна быть подконтрольная властям Украины территория.
  4. Зарегистрированным в установленном порядке в органах соцзащиты. Без справок из соцзащиты, которые подтверждают статус переселенца, пенсию получить невозможно.
  5. Иметь законные основания для назначения пенсии.

Для получения пенсии переселенцы должны соответствовать критериям, предъявляемым к возрасту и трудовому стажу гражданина.

Что делать, чтобы начать получать выплаты

Чтобы начать получать пенсию, гражданин, проживающий на неподконтрольной территории Украины, в обязательном порядке должен придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выехать из зоны АТО. Переселенец может выбрать любой регион Украины по своему усмотрению.
  2. Зарегистрироваться в органах МВД по месту пребывания. Гражданин обязан пройти процедуру регистрации по новому месту жительства. При этом не имеет значения, проживает ли он у родственников либо пользуется чужим жильем в порядке найма.
  3. Получить документы о регистрации. После того, как гражданин зарегистрируется по новому месту жительства, ему выдадут специальный документ на унифицированном бланке с государственными печатями и штампами, который подтверждает данный факт.
  4. Обратиться в органы соцзащиты населения. Органы соцзащиты, на основании заявления, поступившего к ним от переселенца, выдают соответствующую справку, официально присваивая данный статус гражданину.
  5. Начать оформление пенсионной выплаты. Только после получения статуса «переселенец» лицо вправе обращаться за начислением пенсионных выплат. При этом гражданин обязан предоставить довольно внушительный пакет документов, включающий в себя следующее:
  • документ, удостоверяющий гражданство Украины и личность его владельца;
  • справку о статусе вынужденно перемещенного лица;
  • документ, подтверждающий факт жительства по новому месту;
  • бумаги, подтверждающие трудовую деятельность.

Выплата сегодня для переселенцев из зоны АТО

Вопросы, связанные с назначением пенсий, социальных выплат и иных пособий гражданам, которые в установленном законом порядке были признаны переселенцами из зоны антитеррористической операции, находят свое отражение в действующих украинских нормативных актах.

Среди них особо следует выделить Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06. 2016 года № 365, которое устанавливает порядок назначения различного вида соцвыплат внутренне перемещенным лицам.

Согласно этому документу рассчитывать на получение выплат могут только те лица, которые постоянно проживают на подконтрольной территории Украины. В этой связи убытие с того адреса, где гражданин постоянно проживал, является основанием для прекращения пенсионного обеспечения.

Задержки и проблемы

Несмотря на государственные гарантии, выраженные в нормативно-правовых актах Украины, граждане из числа переселенцев нередко жалуются на проблемы с получением выплат.

Среди основных из них следует выделить:

  1. Отказ в назначении выплат. Происходит в том случае, если переселенец не выполнил какое-либо условие для начисления ему пенсии. К примеру, предоставил неполный пакет документ или сообщил недостоверные сведения о себе.
  2. Прекращение выплат. Вынужденно перемещенному гражданину отменят получение денег в том случае, если нарушает правила миграционного учета, а также игнорирует требования представителей собеса, связанные с прохождением плановых проверок.
  3. Задержка поступления денег. Они могут происходить по самым разным основаниям. О причинах следует обращаться в ПФУ или отдел соцзащиты.

Ответы на самые острые вопросы по теме

Ниже представлены ответы на вопросы, которые в наибольшей степени беспокоят украинских граждан из числа переселенцев из зоны АТО.

Перестали платить пенсию, что делать

В том случае, когда перестали платить пенсию, то необходимо незамедлительно обратиться в ПФУ, чтобы узнать причины этого. Как правило, причина заключается в том, что гражданин находился более 60 дней не по месту проживания. В этом случае необходимо проходить всю процедуру заново. В том числе оформлять регистрацию, получать справку о статусе переселенца и так далее.

Как восстановить выплату, если заблокировали

Выплату внутренне перемещенным лицам подлежат серьезному контролю со стороны государства. В этой связи статус данных граждан постоянно проверяется сотрудниками собесов. Одним из оснований прекращения выплаты является отсутствие гражданина по месту жительства в момент проверки. В данном случае статус переселенца может быть аннулирован, в связи с чем гражданину будет необходимо подтверждать его заново, прежде чем вновь рассчитывать на пенсию.

Задержка по выплате с июня – когда ждать

Задержки выплат пенсионных денег во многом связаны с дефицитом Пенсионного фонда Украины, а также процедурами верификации получателей денег.

Еще в апреле прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 335, согласно которому все имеющиеся задолженности перед пенсионерами аккумулируются и будут выплачены в особом порядке. При этом на данный момент порядок погашения этих задолженностей не разработан. В этой связи говорить о сроках, когда деньги будут выплачены в полном объеме, не представляется возможным.

Был ли суд по пенсиям переселенцев

Постановление КМУ № 365 было крайне негативно встречено гражданами и правозащитными общественными организациями по причине того, что требования к переселенцам для получения ими пенсии был крайне жесткими, в связи с чем не все лица, которые по закону могут рассчитывать на выплаты, могли их получить.

В этой связи был подан иск к властным органам Украины о том, что ряд положений Постановления не соответствуют Конституции страны и иным вышестоящим нормативным актам. Решением Окружного административного суда города Киева исковые требования были удовлетворены, а ряд пунктов закона был отменен.

В частности, это касается пункта 13, согласно которому выплаты могли быть прекращены в том случае, если гражданин будет отсутствовать во время проверки по фактическому месту жительства.

Какие последние новости по пенсии переселенцев

В 2020 году в Украине продолжится выплата пенсий для внутренне перемещенных лиц. Однако количество ее получателей может быть заметно уменьшено. Это связано с тем, что в стране проходит масштабная пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста.

При этом следует отметить, что в следующем году власти проведут индексацию пенсий, однако произойдет это в несколько этапов. Планируется, что выплату увеличат сразу на 18%.

Пенсия для перемещенных лиц – мера социальной поддержки для людей, вынужденных покинуть места своего проживания в зоне АТО. Она начисляется только после получения соответствующего статуса. При этом его необходимо постоянно подтверждать, поскольку в противном случае пенсию попросту перестанут выдавать.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть дополнительную информацию по в видео:

Переселенцами являются лица, которые с момента АТО переехали жить в другую часть Украины. Среди многих из них есть люди преклонного возраста, получающие или которые в силу возраста должны получать пенсию. Другая часть пенсионеров осталась на территории ЛНР и ДНР. Пенсионные выплаты таким лицам были прекращены.


Последние новости о пенсии переселенцам в 2020 году в Украине показали, что некоторые категории могут не надеяться на выплаты. Что случится с пенсионерами в наступающем году, и сколько они будут получать, предлагаем разобраться подробнее.

Почему в 2020 году не все переселенцы получат выплаты

За период 2018-2019 гг. пенсионные выплаты были назначены около 500 тыс.чел. с неподконтрольной территории. При этом количество переселенцев намного больше. Что случилось и почему на 2020 год были заложены средства на 400 тыс. переселенцев?

Причина такого решения кроется в системе «Аркан», записывающей каждое действие, произошедшее на линии разграничения. Если человек больше чем 60 дней не пересекал территории и проживал по прежнему месту жительства, выплата пенсий переселенцам останавливалась. Система срабатывала даже тогда, когда человек находился на длительном лечении.

Чиновники сообщили, что доставить пенсию на территорию ЛНР и ДНР невозможно, поскольку банковская и пенсионная системы на них не работают. Информации о здоровье пенсионера у сотрудников пенсионного фонда отсутствует.


Чтобы не проводить выплаты умершим, пенсии приостанавливались. На сегодняшний день разрабатывается новая схема выплат пенсий, при которой не обязательно отмечаться на линии разграничения. А пока что специалисты собеса на основании предоставленных документов проводят неоднократное возобновление выплат пенсий переселенцам.

Как восстановить выплату пенсионных начислений

Приостановка пенсии независимо от причины требует определенных разбирательств. Прежде чем начать новый сбор информации пенсионер должен знать истинную причину приостановления пенсия. Для этого достаточно позвонить на горячую линию ПФУ, объяснить ситуацию и получить ответ на вопрос, почему блокируют пенсии.

Чтобы возобновить выплату начислений нужно найти временное жилье, зарегистрироваться в нем, получить соответствующий документ и сообщить об этом в собесе. Для восстановления пенсий потребуется выполнить такие действия:

Это интересно:

  • перебраться с неподконтрольной территории в безопасное место;
  • снять квартиру и зарегистрироваться в ней;
  • получить письменное уведомление с соответствующими печатями о регистрации;
  • предоставить копию документа специалистам собеса;
  • написать заявление на начисление пенсии.

Подтверждение статуса переселенца станет первым шагом на тутти оформления пенсии. При посещении собеса пенсионеру переселенцу необходимо иметь такие документы:

  • паспорт гражданина Украины;
  • идентификационный код;
  • документ, подтверждающий статус переселенца;
  • справка подтверждения места жительства на подконтрольной территории;
  • диплом, подтверждающий место обучения;
  • записи с бывших мест осуществления трудовой деятельности.

Перед оформлением пенсии стоит посетить консультанта собеса. Причина состоит в том, что каждое учреждение может требовать разный пакет документов. К примеру, он может быть дополнен предоставлением справки об инвалидности или наличии несовершеннолетних детей. Также пенсионер должен внятно предоставить информации о полном Ф.И.О., дате и места рождения, контактные данные, образовании, наличии страховки.

Последние новости пенсионного фонда Украины для переселенцев на 2020 год гласят, что пенсия гарантирована при условии подтверждения пенсионера статуса переселенца и наличия копий полного пакета необходимых документов.

Указанные действия не являются последними. После подачи документов, материальные условия и место проживания переселенца в течение недели будут проверены работниками собеса. После этого специальная комиссия составит акт проверки и направит его в территориальное ПФУ.

За какое число дают пенсию переселенцам можно узнать у специалиста пенсионного фонда. Как правило, начисление пенсионных выплат проводится до 25 числа каждого месяца. Если пенсионер подаст документы раньше указанного срока, начисления произойдут в поточном месяце.

Выплата задолженности по пенсии переселенцам за предыдущие года в настоящее время не предусмотрена. Причина такого решения заключается в сложном экономическом положении в стране и отсутствии в государственной казне достаточного количества денег.

Как можно потерять пенсию в 2020 году

Сотрудники пенсионного фонда сообщают, что прекращение пенсионных выплат переселенцам наступает в следующих случаях:

  • отсутствие проверяемого по месту жительству, указанному в документе (при условии, что в силу не вступит новый механизм начисления пенсии);
    • подтверждение факта предоставления недостоверных данных;
    • отсутствие информации о прохождении физической идентификации в банке.

При оформлении пенсии, переселенцы подвергаются нескольким видам проверки: специальной комиссией собеса на факт проживания по указанному в заявлении адресу, Минфином Украины (по вопросу предоставления достоверных данных), по спискам СБУ, по идентификации в банке.

Стоит знать, что в 2019 году сотрудники собеса могут проводить плановые и внеплановые проверки переселенцев. Плановая проводится раз в полгода. Внеплановая проверка проводится при поступлении информации об изменение места жительства переселенца, при превышении сроков пребывания на неподконтрольной территории, получение сведений о просроченной идентификации в банке, при выявлении других причин, предполагающих приостановку выплат.


По результатам проверки составляется акт, принимается решение о прекращении социальных выплат.

Обязанности переселенцев

Чтобы не потерять пенсию каждый переселенец обязан:

  • в течение 10 дней уведомить специалистов собеса об изменении места жительства;
  • уведомлять соответствующие органы об отъезде с прежнего места жительства не позднее 3 дней с момента действия;
  • при отсутствии на подконтрольной территории более 60 дней переселенец обязан обратиться с письменными заявлением в управление соцзащиты для объяснения причины (в таких ситуациях может быть принято решение о пролонгации срока пребывания до 90 дней);
  • своевременно предоставлять справки и документы для законного оформления выплат;
  • тщательно проверять правильность предоставления информации;
  • своевременно проходить идентификацию в банке.

Выплата пенсий переселенцам – что говорят в сети интернета

Известно, что последние новости о пенсии переселенцам из зоны АТО 2020 можно узнать из интернет-ресурсов. Недавно стали известны первые нововведения для простых пенсионеров, среди которых также имеются переселенцы:

  • в наступающем году предел пенсионного возраста станет выше, чем в 2019 году;
  • начисление выплат предполагает проведение серьезной проверки;
  • военным пенсионерам денежные выплаты будут привязаны к военному окладу;
  • индексация ожидает все категории пенсионеров.

Несмотря на то, что социальные и материальные условия пожилых украинцев считаются не самыми лучшими, повышение пенсионного возраста будет. В 2018 году долгожданные выплаты смогли дождаться лица 60-летнего возраста (при условии стажа 25 лет). В 65 лет на пенсию пошли люди со стажем 15 лет.

Согласно проводимой в стране пенсионной реформы, в 2020 году выплата пенсий переселенцам из зоны АТО будет проводиться также в 60 лет при условии, что официальный стаж работы составит 27 лет. В 63 года на пенсию пойдут люди, чей стаж достигает 17-27 лет, в 65 лет – украинцы со стажем от 15 до 17 лет.

Ранее указанного возраста ни одному переселенцу пенсии начислено не будет. При этом стоит знать еще одно нововведение, приостановка выплаты пенсий переселенцам в 2020 году в Украине может быть осуществлена как вследствие подачи не полного пакета документов и отсутствия в базе отпечатков пальцев.

С момента предоставления личных отпечатков контроль с органов социальных служб будет полностью снят. Поэтому пенсионерам-переселенцам не нужно будет сидеть дома и ждать проверяющих, начисления будут проводиться автоматически.

Относительно индексации в 2020 году следует ждать, что она будет проводиться обязательно, поскольку деньги в бюджете заложены. Выплата пенсии переселенцам из зоны АТО будет всем без исключения. При этом ожидается несколько повышений в январе, марте и декабре. В процентном соотношении пенсия повысится на 18%.

Недавно в информационные источники просочились новости, которые удивили общественность. Оказывается Пенсионный фонд Украины выплата пенсий переселенцам, для которых является обычной процедурой, занялся экономией. В 2019 году было заложено только 50 млн. на выплаты задолженности переселенцам сумевшим отстоять свою правоту. Об остальных задолженностях правительство и ПФУ забыло. Никто нигде не публикует указанных сумм. На самом деле они достигли несколько миллиардов.

Конечно, в бюджете никогда не было и не будет денег на указанные выплаты. Несмотря на это люди, узнавшие, что такое война и не имеющие крова над головой, с порядочным количеством стажа имеют право на получение законной пенсии.

Однако, ситуация показывает противоположное. О долгах перед пенсионерами переселенцами правительство старается забыть возможными и невозможными методами.

  • Видео
  • Документы

СОВЕТ ЮРИСТА: Как оформить пенсию переселенцам с неподконтрольной территории?


На сегодняшний день на временно неконтролируемой территории органы Пенсионного фонда Украины не осуществляют свою деятельность и, как следствие, пенсионеры, проживающие на этой территории, лишены возможности получать заслуженную пенсию.

Законодательство Украины предусматривает для таких лиц право получать пенсию на подконтрольной украинской власти территории при условии получения статуса внутренне перемещенного лица (переселенца).

Назначение пенсий (впервые) и продолжение выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам осуществляются по месту нахождения таких лиц на учете, что подтверждается справкой.

Первый шаг – получить статус внутренне перемещенного лица.

Для получения справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица необходимо лично обратиться в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве государственных администраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов (в народе – Собес) с соответствующим заявлением.

При подаче заявления о постановке на учет внутренне перемещенного лица заявитель предъявляет паспорт гражданина Украины с отметкой о регистрации места проживания (пропиской) на неконтролируемой территории. В день подачи заявления бесплатно выдается справка, которая распечатывается на листе формата А-4, подписывается должностным лицом уполномоченного органа и скрепляется печатью такого органа.

В случае отсутствия у пенсионера прописки на неконтролируемой территории, он должен предоставить доказательства, подтверждающие факт проживания на этой территории на день возникновения обстоятельств, которые повлекли внутреннее перемещение. Такими доказательствами могут быть: военный билет со сведениями о прохождении военной службы, трудовая книжка с записями о трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на движимое или недвижимое имущество, медицинские документы, фотографии, видеозаписи и т.д. В таком случае Собес обязан рассмотреть заявление в течение 15 рабочих дней и принять решение о выдаче справки или отказе в ее выдаче.

Справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица действует бессрочно.

Второй шаг – лично обратиться в Управление Пенсионного фонда Украины на территории (в районе, городе, районе в городе), где пенсионер зарегистрирован как внутренне перемещенное лицо.

При этом необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о запросе пенсионного дела;
  • копию и оригинал справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица;
  • копии и оригиналы документов, которые удостоверяют личность пенсионера: паспорт, пенсионное удостоверение;
  • копия и оригинал справки о присвоении идентификационного номера (при наличии);
  • заявление о перечислении пенсии на счет в АО «Ощадбанк».

Третий шаг – проверка места проживания внутренне перемещенного лица.

Для назначения выплаты пенсии Собес на основании обращения управления Пенсионного фонда в течение 15 рабочих дней проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица. По результатам проведения проверки составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи, который подписывается внутренне перемещенным лицом и представителями Собеса.

Затем Собес в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела заявителя выносит представление о назначении выплаты пенсии на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам. Соответствующие комиссии образованы районными, районными в г. Киеве государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах советов.

Комиссия рассматривает представление о назначении пенсии в течение пяти рабочих дней и не позднее следующего рабочего дня после принятия решения направляет копии своего решения в Собес и в Управление Пенсионного фонда.

На основании решения Комиссии Пенсионный фонд осуществляет назначение выплаты пенсии с месяца, в котором пенсионером было подано заявление в Управление Пенсионного фонда.

Выплата пенсии

Выплата пенсий внутренне перемещенным лицам производится только через счета и сеть отделений публичного акционерного общества «Ощадбанк Украины». При этом с 16 сентября 2017 года внутренне перемещенным лицам-пенсионерам предоставлена возможность получения наличных средств и проведения безналичных операций через сеть отделений и банкоматы любых других банков Украины на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия.

Законодательством предусмотрена обязательная процедура физической идентификации получателей пенсий, которые являются внутренне перемещенными лицами.

Для идентификации получателей пенсий, которые являются внутренне перемещенными лицами, и обеспечения выплаты пенсий таким лицам проводится эмиссия платежных карт, которые одновременно являются пенсионными удостоверениями. Действие платежных карточек устанавливается на срок до трех лет при условии прохождения физической идентификации клиента в учреждениях ПАО «Ощадбанк Украины» (первые два раза – каждые шесть месяцев, в дальнейшем – каждые 12 месяцев). Для получения платежной карты, которая одновременно является пенсионным удостоверением, пенсионеру необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управление пенсионного фонда, где он находится на учете.

Пенсионеры, не получившие пока платежную карту, которая одновременно является пенсионным удостоверением, обязаны проходить физическую идентификацию каждые три месяца со дня открытия счета или со дня предыдущей идентификации.

В случае не прохождения физической идентификации в установленные сроки, АО «Ощадбанк Украины» останавливает операции по текущему счету (блокирует электронное пенсионное удостоверение) и не позднее следующего рабочего дня информирует о таком решении Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов.

Информация о получателях пенсии, прошедших физическую идентификацию, и дата ее проведения еженедельно предоставляется АО «Ощадбанк Украины» Министерству социальной политики для внесения соответствующей информации в Единую информационную базы данных о внутренне перемещенных лицах.

При обращении в Пенсионный фонд заявители имеют право:

  • получать ответы по результатам рассмотрения обращения (устно, письменно, в электронной форме);
  • получать о себе информацию, которая обрабатывается Пенсионным фондом при условии предъявления документа, удостоверяющего личность;
  • знакомиться с материалами пенсионного дела, информацией о периодах страхового стажа и заработной платы, которые учтены при начислении пенсии, получать выписки из распоряжения о назначении (пересчете) пенсии, получать копии документов, которые находятся в пенсионном деле;
  • получать консультации и разъяснения пенсионного законодательства.

Получение пенсии на основании прописки на подконтрольной территории Украины:

Сегодня в Украине участились случаи, когда пенсионеры с неподконтрольной территории прописываются на подконтрольной Украине территории и отказываются от статуса внутренне перемещенного лица в надежде, что это даст возможность получать заслуженную пенсию на общих основаниях, без таких условий, как обязательные проверки по месту жительства, обязанность проходить физическую идентификацию каждые 3 или 6 месяцев, необходимость получать электронное пенсионное удостоверение, невозможность получать пенсионные выплаты через другие банки, кроме Ощадбанка и т.д.

Однако Пенсионный фонд Украины отказывает в выплате пенсии в таких случаях, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для выплаты, а именно: нет документов, на основании которых пенсия была первоначально назначена лицу. Речь идет о пенсионном деле, которое осталось на неподконтрольной территории, где эта пенсия была назначена. Пенсионный фонд объясняет: для того, чтобы назначить или продолжить выплату пенсии без пенсионного дела, законодательством предусмотрено получение лицом статуса внутренне перемещенного лица. Когда человек теряет этот специальный статус, у Пенсионного фонда нет оснований назначить и платить пенсию без наличия бумажного пенсионного дела.

Однако, судебная практика, сложившаяся в Украине, показывает, что суды в таких случаях становятся на сторону пенсионеров и принимают решения в их пользу, признавая действия Пенсионного фонда неправомерными и обязывая Пенсионный фонд назначить и выплачивать человеку заслуженную пенсию на общих основаниях. Для обращения в суд и обжалования действий Пенсионного фонда предварительно необходимо получить письменный отказ Пенсионного фонда в выплате пенсии.


Правозащитники доработали законопроект по выплате пенсий жителям Донбасса. Донецкие новости пообщались с одним из его разработчиков — экспертом по адвокации БФ «Право на защиту» («Право на захист») Анастасией Одинцовой, узнав об основных моментах документа, а также о том, почему так важно его принятие. Поговорили мы и с экспертом Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Евой Антоненко, пояснившей, почему данный законопроект вряд ли будет принят.

Как отметила Анастасия Одинцова, по состоянию на август 2014 года на временно неподконтрольной Украине территории Донбасса было зарегистрировано 1 млн 278 тыс. пенсионеров.

«На сегодняшний день количество пенсионеров, зарегистрированных как внутренне перемещенные лица (ВПЛ), составляет около 700 тысяч. Но лишь около 500 тысяч из них получают пенсии. Все остальные пенсионеры, которые не зарегистрированы как переселенцы, получать пенсию не могут, хотя имеют на это законное право», — подчеркивает Одинцова.

Она напомнила, что долг государства по невыплаченным пенсиям перед жителями неподконтрольных территорий по состоянию на июль 2018 года составлял 62,2 млрд грн: «Потому что как минимум полмиллиона пенсионеров с неподконтрольной Донетчины и Луганщины не получают положенных им выплат. Этот долг растет с каждым днем. Напомню, что согласно действующему законодательству Украины, пенсия является наследственным имуществом. Следовательно, долг по невыплаченным пенсиям государство вынуждено будет выплатить в любом случае — если не самым пенсионерам, то их наследникам».

Кроме того, для ВПЛ установлены дополнительные дискриминационные условия для получения ими пенсионных выплат.

Учитывая все это, правозащитники и предложили устранить недостатки в механизмах пенсионного обеспечения. В частности, установить законодательные основы для деятельности органов исполнительной власти в ситуации вооруженного конфликта, временной оккупации, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Давно назревшие нововведения

На сегодняшний день вопрос получения пенсий лицами, проживающими за линией разграничения, регулируется подзаконными нормативно-правовыми актами. Анастасия Одинцова подчеркивает, что это является нарушением Конституции Украины — согласно ее п. 6 ч. 1 ст. 92 формы и виды пенсионного обеспечения определяется исключительно законами Украины.

Именно поэтому в первую очередь в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предлагается ввести понятия «временно оккупированные территории» и «внутренне перемещенные лица».

Законопроектом, разработанным правозащитниками, предлагаются следующие нововведения.

Срок выплаты — без ограничений. Пенсии, не полученные в результате вооруженного конфликта, временной оккупации, ситуаций насилия, нарушений прав человека и природных или техногенных чрезвычайных ситуаций, выплачиваются за весь срок без ограничений, в том числе наследникам (сейчас — лимит 3 года). Выплату задолженности предлагается реструкторизировать — часть суммы неполученной пенсии (более чем за 12 месяцев) выплачивать сразу, а остальную сумму — ежемесячно равными частями, не превышающими месячный размер пенсии. «Поскольку, учитывая долг государства в более 60 млрд грн, выплатить его одновременно, одним платежом, будет финансово невозможно», — комментирует эксперт по адвокации БФ «Право на защиту».

Потерянные данные восстанавливаются из реестра. «Если в результате оккупации были утрачены или повреждены документы, на основании которых должна назначаться пенсия (архивы с пенсионными делами остались на оккупированных территориях, а для оформления пенсий законодательством предусмотрено предъявление оригиналов документов), она рассчитывается на основании информации из реестра застрахованных лиц — и назначается на основе данных, имеющихся в Пенсионном фонде Украины (ПФУ)», — продолжает Одинцова.

Пенсия — без регистрации в качестве ВПЛ. Пенсионеры, проживающие на неподконтрольной территории, смогут реализовать право на пенсию без обязательной регистрации как внутренне перемещенное лицо. Сейчас по данным Минсоцполитики, в Украине зарегистрировано около 1,3 млн переселенцев, около 700 тысяч из которых — пенсионеры. При этом большинство из них не являются ВПЛ как таковыми, а оформили справку исключительно для получения пенсий. Сами же фактически проживают в «ДНР» или «ЛНР». «В результате нет возможности реально оценивать потребности переселенцев и формировать соответствующие проекты по решению проблем ВПЛ. Отвязка же получения пенсий от справки даст получить реальную картину по количеству ВПЛ», — уверена правозащитница.

Докупка стажа. Лица, достигшие пенсионного возраста, однако не отчислявшие страховые взносы в бюджет Украины (речь идет о проживающих на неподконтрольных территориях), могут докупить страховой стаж для оформления пенсии без применения санкций удвоения суммы единого взноса (ведь неуплата взносов произошла не по вине таких жителей Донбасса).

Увеличение периодичности идентификации. Предусматривается получение пенсий на подконтрольной территории с периодической (раз в 6 месяцев) идентификацией с целью предотвращения получения пенсий «мертвыми душами». На данный момент граждане, живущие на неподконтрольном Донбассе, вынуждены получать справку ВПЛ и каждые 2 месяца пересекать линию разграничения. Если не пересекли вовремя — действие справки аннулируется, выплаты, соответственно, приостанавливаются или прекращаются.

Именно эта ситуация «в два месяца» вызывает постоянные очереди на КПВВ: более 60% лиц, пересекающих линию разграничения, — люди пенсионного возраста. Кроме очередей это приводит к постоянным смертям людей пожилого возраста в районе пунктов пропуска.

«Нужно донести важность принятия данного законопроекта новоизбранным депутатам — всеми доступными средствами: с помощью медиа, публичных мероприятий, личных обращений. Если документ примут в следующем году, то вполне возможен пересмотр госбюджета. Но самое главное — понять следующее: этот законопроект, прежде всего, направлен на то, чтобы упростить процедуру выплаты пенсий, которые государство выплачивает и сейчас внутренне перемещенным лицам — то есть эти деньги уже заложены в бюджет. Другая история — с выплатой пенсий жителям ВНТ», — поясняет Анастасия Одинцова.

Законопроект правильный, но вряд ли будет принят

Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Ева Антоненко, оценивая предложенные правозащитниками изменения, отметила мощную социальную составляющую законопроекта.

«Законопроект предполагает полное сохранение за пенсионерами, находящимися на оккупированных территориях, всех выплат, полагающихся по закону. Он направлен на решение практически всех вопросов, касающихся выплаты пенсий украинцам, оказавшимся по ту сторону линии разграничения: сохранения полного объема невыплаченной пенсии за пенсионером и возможности наследования этих денег; механизмов получения денег; возможности дополучения страхового стажа, если пенсионер достиг пенсионного возраста, находясь на неподконтрольной территории и не имея возможности платить налоги в бюджет Украины; реструктуризацию выплат для уменьшения нагрузки на государственный бюджет и т. д.».

В то же время Антоненко считает, что подобный ему законопроект вряд ли будет принят до начала реинтеграции неподконтрольных территорий и проведения там выборов по украинскому законодательству.

«Сейчас у нас при власти находится крайне прагматичная команда, которая старается урезать государственные расходы на социальную сферу и субсидии. По этой причине можно предположить, что фракция Зеленского в настоящих условиях законопроект не поддержит. Учитывая, что в бюджете на 2020 год на восстановление Донбасса и выплаты пенсий жителям оккупированных территорий не заложено ничего, в случае принятия законопроекта нормы, прописанные в нем, вероятнее всего, могут начать действовать с нового бюджетного периода», — считает эксперт.

Главными препятствиями для полной их реализации Антоненко называет значительно увеличивающиеся бюджетные расходы.

«Реальную окончательную сумму на сегодняшний день рассчитать сложно из-за недостаточности данных о количестве украинских пенсионеров, находящихся на оккупированных территориях. В любом случае, она будет выше озвучиваемых 62 млрд грн», — уверена представитель УИАМП.

Ева Антоненко напоминает, что в 2019 году дефицит пенсионного фонда составил 168 млрд грн, а на 2020 год прописан в размере 175 млрд грн, т. е. на 5,06 млрд больше. «Дополнительная нагрузка на бюджет будет требовать либо перераспределения расходной части бюджета в ущерб другим статьям, либо привлечения дополнительных средств в виде кредитов», — говорит эксперт.

Также, по ее мнению, не стоит сбрасывать со счетов реакцию «партии войны» и их симпатиков, которые могут пытаться раскачать ситуацию и помешать принятию законопроекта. «Чтобы минимизировать их давление, государство должно будет проводить грамотную информационную политику. По сути, в новые условия ментально придется интегрировать не только жителей оккупированных территорий, но и националистически настроенных граждан внутри страны, для чего будет необходима политическая воля первых лиц государства», — дополнила Антоненко.

Эксперт резюмирует, что в любом случае, решение по принятию данного законопроекта будет полностью лежать на фракции «Слуги народа», поскольку у них монобольшинство. А значит, и полнота ответственности за принимаемые (или не принимаемые) решения.

Читайте также: