Когда в украине проведут перерасчет пенсии госслужащим




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".


В то время, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.

Кликните на картинке, чтобы увеличить


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина Лазебная. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Бывшие госслужащие требуют перерасчета пенсий, которые не индексируют уже двенадцатый год.


Чуть ли не конфликтом закончилось рабочее совещание в Министерстве социальной политики. Его накануне праздников проводил Комитет Верховной Рады по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения с представителями Пенсионного фонда, профсоюзов, лидерами Ассоциации пенсионеров налоговой службы и инициативной группы пенсионеров — бывших госслужащих, которые третий год добиваются, чтобы им пересчитали уже назначенные пенсии — согласно Закону «О государственной службе». Дошло до разговора на повышенных тонах.

Когда заместитель министра соцполитики Николай Шамбир обмолвился, что вносить поправки к Закону № 2148 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», чтобы индексировать пенсионные выплаты бывшим госслужащим, вышедшим на заслуженный отдых до 2016 года, нет смысла, ведь это, мол, обойдется Госбюджету в 5—6 миллиардов гривен в год, а таких денег в государственной казне все равно нет, пенсионеры, не слишком выбирая слова, обвинили министерство в полной бездеятельности. Николай Шамбир тоже не сдержался и резко заявил, что в таком случае прекращает свое участие в совещании. Это вызвало у пенсионеров шквал негодования. Неизвестно, как бы все закончилось, но ситуацию спас председатель Профсоюза работников государственных учреждений Юрий Пижук, призвав к конструктивному диалогу. Его поддержали первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, народный депутат Сергей Каплин и секретарь комитета, народный депутат Наталья Веселова.

Почему же дошло до словесных баталий?

Размер пенсионного обеспечения госслужащих, которые вышли на пенсию в 90-е и нулевые годы, учитывая тогдашний курс национальной валюты (от 4,5—5,5 до 8 гривен за доллар) и приемлемый уровень тогдашних цен, сначала казался вполне приличным. Но обвал курса в 2014-м и инфляционные процессы быстро обесценили их пенсии. У большинства из 76 тысяч бывших госслужащих сегодня они лишь немного выше минимальных — от двух с половиной до трех тысяч гривен. Последнюю же индексацию выплат госслужащим провели в далеком 2008-м, после падения курса с 5,5 сразу до 8 гривен за доллар.

Статус-кво могли бы восстановить индексация выплат и процесс осовременивания пенсий, который стартовал с 1 октября 2017 года (согласно закону № 2148). Но принятый по инициативе Кабинета Министров в 2015-м Закон № 213 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» остановил перерасчет пенсий.

— Хотя наш комитет был против закона № 213, — рассказывала народный депутат Наталья Веселова. — Мы предупреждали его разработчика — Минсоцполитики, что законопроект — не идеален. Но правительство настояло на своем.

Неидеальным стал и закон № 2148, также инициированный правительством. Этот законопроект нещадно критиковали, кажется, все без исключения независимые эксперты. Народным депутатам удалось исправить в документе много недочетов, но, к сожалению, далеко не все. Существенно реформировав систему начисления пенсионных выплат, закон, в частности, ликвидировал специальные пенсии и «забыл» осовременить выплаты госслужащим, вышедшим на пенсию до правительственной реформы. Они сколько получали, столько и получают, тогда как уровень цен на продукты, услуги предприятий ЖКХ и лекарственные препараты за четыре с лишним года значительно возрос.

Несправедливость положений закона лишний раз подчеркивает также то, что госслужащие, которые идут на заслуженный отдых сейчас, получают намного выше пенсии, чем их коллеги, которые ушли на отдых до реформы. Скажем, люди, работавшие на должностях главных специалистов областных и районных госадминистраций, получают от восьми до десяти тысяч гривен. Бывшие же начальники отделов ОГА и РГА, вышедшие на пенсию раньше, — только до трех тысяч. А пенсионеры, у которых были высокие ранги госслужащих, получают на две-три, а иногда и на пять тысяч меньше, чем могли бы.

Бывшие госслужащие уже третий год пытаются привлечь внимание к своим проблемам. В частности, организовали инициативную группу, в которую уже входят 22 тысячи пенсионеров. Проводили встречи в Минсоцполитики. Перезнакомились со всеми народными депутатами Комитета Верховной Рады Украины по вопросам соцполитики. Обращались с открытым письмом к правительству. Поскольку дело не двигалось, пошли в суды. Интересно, что те, кто сделал это сразу, добились перерасчета пенсий. Казалось, это — единственный выход из ситуации. Но тут «случилось чудо» — Пенсионный фонд решил обжаловать решения районных судов, и как по команде апелляционные инстанции «вдруг» начали удовлетворять жалобы ПФУ.

Но хождение по кругу только казалось безнадежным. В Верховной Раде услышали пенсионеров. В настоящее время в парламенте зарегистрированы сразу три проекта законов, которые восстанавливают справедливость. Лучшим считают проект закона № 7406 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно перерасчета пенсий научным работникам, журналистам, работникам органов местного самоуправления и другим)», зарегистрированный в Верховной Раде еще 15 декабря 2017 года. Он уже получил в целом положительную оценку Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, где считают, что необходимо обеспечить «соблюдение конституционных прав граждан относительно осуществления перерасчета назначенных пенсий».

Очень хорошо обосновывает необходимость принятия проекта закона № 7406 и пояснительная записка к нему. В ней, в частности, говорится: «Государство ограничило права указанных категорий граждан на надлежащий размер пенсионного обеспечения, лишив их какого-либо перерасчета, несмотря на то, что в ч. 3 ст. 22 Конституции Украины предусмотрена недопустимость сужения содержания и объема существующих прав и свобод. При этом согласно внесенным законодательным изменениям со временем научные работники, журналисты, работники органов местного самоуправления и государственные служащие будут вынуждены перейти на пенсию по возрасту, когда она превысит их пенсионное обеспечение. Вместе с тем в решении Конституционного Суда Украины от 28 апреля 2009 года № 9-рп/2009 отмечается, что сужение содержания и объема существующих прав и свобод объективно приведет к ухудшению положения человека в обществе из-за их ограничения, а также подрывает принцип доверия человека к государству».

Неудивительно, что и рабочее совещание Минсоцполитики началось «за здравие».

— Люди, всю жизнь работавшие на государство, не должны теперь унижаться, обивая пороги министерств и ведомств, или защищать свои законные права в судах, — сказала народный депутат Наталья Веселова. — От слов пора перейти к делу.

Решительно выступила в защиту прав пенсионеров директор департамента мониторинга социальных прав секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Светлана Глущенко. Она, в частности, отметила, что бывшие госслужащие много лет платили в ПФУ «лишние» 2,5% взносов, по сути, «предоставляя государству беспроцентный кредит, а должник нынче говорит, что у него нет денег».

Председатель Профсоюза работников госучреждений Юрий Пижук отметил: единственное, что мешает «восстановить социальную справедливость — это отсутствие политической воли».

Интересные соображения высказали пенсионеры — бывшие госслужащие Татьяна Лахманюк, Владимир Демьяненко и Станислав Коваленко из Киева, Валентина Бойко из Запорожья, Екатерина Рудинец из Днепра, Любовь Сафарян из Николаева, Екатерина Шумейко и Валентина Сахно с Черниговщины.

Основную проблему, мешающую принять справедливое решение, озвучил народный депутат Сергей Каплин. По его мнению, в данное время ни законопроект № 7406, ни другие два именных проекта закона, ни даже гипотетический законопроект отдельной парламентской фракции не наберет достаточного количества голосов, необходимого для его принятия. Нужен проект закона от правительства! А инициатором его внесения в Верховную Раду, считает народный депутат, должно стать Министерство социальной политики.

Казалось бы, проблема ясна. Пенсионеры, которые пришли на рабочее совещание, были убеждены — сейчас лед тронется. Тем более, как пошутил Юрий Пижук, на разработку нового закона много времени не надо, ведь «текст можно создать, нажав Ctrl-C и Ctrl-V». Поэтому холодным душем стала непонятная позиция Николая Шамбира, который хоть и посыпал голову пеплом, но вежливо умыл руки. Мол, я не я и лошадь не моя.

С острой критикой позиции министерства выступили несколько пенсионеров. Вера Павленко из Борисполя Киевской области на фактах доказала, что цифры, которые привел заместитель министра, завышены почти вдвое, а потому — манипулятивны. Киевлянин Николай Горобчук отметил, что сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения пенсионных выплат, это — нарушение Конституции. Самой жесткой критике подвергла заместителя министра глава комиссии по пенсионным делам общественной организации «Всеукраинская ассоциация ветеранов Государственной налоговой службы» Галина Мазурчак.

— Минсоцполитики пять лет замалчивало наши проблемы! Господин Шамбир, нам надоело на коленях вымаливать свои законно заработанные пенсии. Мы требуем, чтобы проект закона № 7406 или его правительственный вариант как можно скорее вынесли в сессионный зал.

. Когда страсти улеглись, Сергей Каплин предложил все же внести в протокол решения рабочего совещания пункт — поручить Министерству соцполитики проинформировать Кабинет Министров о проблеме и предлагаемых путях ее решения. Николай Шамбир в своем заключительном слове подчеркнул, что министерство «открыто для дискуссий», но, по его мнению, этот «диалог надо продолжить в стенах парламента».

Словом, позиции министерства никто не понял. Поэтому вопрос — услышит ли правительство пенсионеров-госслужащих — остается открытым.

Пенсійне забезпечення державних службовців здійснюється за нормами Закону про пенсійне страхування. Однак Прикінцевими положеннями Закону про держслужбу передбачено певні особливості пенсійного забезпечення державних службовців, про які йтиметься у цій статті.


Згідно з п. 2 Прикінцевих та перехідних положень Закону про держслужбу втратив чинність Закон № 3723, крім ст. 37, що застосовується до осіб, зазначених у пунктах 10 і 12 цих положень.

Пунктами 10 та 12 Прикінцевих та перехідних положень Закону про держслужбу надано право державним службовцям за певних умов на призначення їм пенсії за віком відповідно до ст. 37 Закону № 3723.

Слід зазначити, що пенсії по інвалідності та у разі втрати годувальника, а також пенсії за віком особам, які не мають права на призначення пенсії відповідно до цієї статті, призначаються за нормами Закону про пенсійне страхування.

Також Закон про держслужбу не передбачає проведення перерахунку раніше призначених пенсій.

Визначення стажу

Слід зауважити, що ст. 25 Закону № 3723 визначено сім категорій посад державних службовців, залежно від яких встановлено ранги державних службовців.

Якщо цією статтею не визначено певний державний орган, посади в якому віднесено до відповідних категорій посад державної служби, при визначенні права особи на пенсію державного службовця слід керуватись нормативно-правовими актами (постановами та розпорядженнями Кабінету Міністрів України), якими в подальшому було віднесено такий орган та посади до посад державної служби.

При визначенні права особи на призначення пенсії згідно із Законом про держслужбу слід за записами трудової книжки (в деяких випадках з додаванням інших документів) проаналізувати відповідність посади, яку вона обіймає, посадам, визначеним у ст. 25 Закону № 3723 та актах Кабінету Міністрів України.

Основним критерієм, за яким визначається можливість зарахування того чи іншого періоду роботи особи на посаді державного службовця до стажу, який дає право на призначення пенсії згідно зі ст. 37 Закону № 3723, є встановлення за посадою, яку вона обіймає, відповідного рангу.

У разі якщо до трудової книжки помилково не внесено запис про присвоєння особі рангу, встановити такий факт можна шляхом перевірки первинних документів бухгалтерського обліку (особові рахунки, відомості про нарахування заробітної плати), на підставі яких можна підтвердити факт нарахування особі доплати за ранг. Факт встановлення особі рангу також можна підтвердити на підставі наказу по установі, яким такий ранг встановлено.

Пунктом 4 Порядку № 229 передбачено, що стаж державної служби обчислюється відповідно до частини другої ст. 46 Закону про держслужбу, якою визначено посади, робота на яких зараховується до стажу державної служби, який дає право на встановлення державному службовцю надбавки за вислугу років, надання додаткової оплачуваної відпустки.

Таким чином, ст. 46 Закону про держслужбу та Порядок № 229 не застосовуються при визначенні стажу, який дає право на пенсію відповідно до ст. 37 Закону № 3723.

Пенсійний вік

Відповідно до ст. 37 Закону № 3723 пенсії особам, які з урахуванням вимог, визначених в пунктах 10 та 12 Прикінцевих та перехідних положень Закону про держслужбу, мають право на їх призначення, призначаються за умови досягнення пенсійного віку для чоловіків — 62 роки, для жінок — віку, встановленого ст. 26 Закону про пенсійне страхування, та за наявності страхового стажу: для чоловіків — 35 років, для жінок — 30.

Розмір пенсії

Пенсія державним службовцям призначається з дати звернення, але не раніше дати виникнення права, в розмірі 60 % суми їх заробітної плати, до якої включаються всі види оплати праці, з якої сплачено єдиний внесок, а особам, які на час звернення за призначенням пенсії не є державними службовцями, — заробітної плати працюючого державного службовця відповідної посади та відповідного рангу за останнім місцем роботи на державній службі, до якої включаються всі види оплати праці, з якої було сплачено єдиний внесок.

Зарахування зарплати

Під час визначення зарплати для обчислення пенсії відповідно до ст. 37 Закону № 3723 посадовий оклад та надбавки за ранг та вислугу років враховуються в розмірах, установлених на день звернення за призначенням пенсії за останньою посадою державної служби (або прирівняною до неї у разі відсутності у державному органі відповідних посад державної служби).

Інші виплати (крім посадового окладу, надбавок за ранг та вислугу років) враховуються за будь-які 60 календарних місяців роботи на посаді державної служби поспіль перед зверненням за пенсією незалежно від перерв починаючи з 01.05.2016 р. Середньомісячна сума зазначених виплат за 60 кален­дарних місяців визначається шляхом ділення загальної суми цих виплат на 60.

У разі коли на дату звернення за пен­сією немає 60 календарних місяців роботи на посаді державної служби починаючи з 01.05.2016 р., середньомісячна сума таких виплат визначається шляхом ділення загальної суми таких виплат на наявні місяці роботи починаючи з 01.05.2016 р. За бажанням особи неповні місяці роботи на посаді державної служби враховуються як повні.

Для державних службовців, які звернулись за призначенням пенсії у травні 2016 р., а також для осіб, які не працювали починаючи з 01.05.2016 р. на посадах державної служби, сума виплат (крім посадових окладів, надбавок за ранг та вислугу років) визначається з розрахунку таких виплат за травень 2016 р. як повний місяць.

Матеріальна допомога та виплати, які нараховуються за період, що перевищує календарний місяць, враховуються в частині, що відповідає кількості місяців у розрахунковому періоді.

Особам, які мають не менш як 20 років стажу роботи на посадах, віднесених до категорій посад державних службовців, і які на момент виходу на пенсію не перебувають на державній службі, за їх бажанням розмір виплат (крім посадового окладу, надбавок за ранг і вислугу років) може визначатись у середніх розмірах щодо визначених законодавством таких виплат за місяць, що передує місяцю звернення за призначенням пенсії, але не раніше травня 2016 р., за відповідною (прирівняною) посадою (посадами) за останнім місцем роботи на державній службі.

Приклади

  1. 02.03.2017 р. за призначенням пенсії звернулась жінка. Згідно із записами у трудовій книжці особа працювала у період з 20.04.2001 р. по 01.03.2017 р. на посаді, яка дає право на призначення пенсії державного службовця. До заяви надано довідку про заробітну плату станом на 02.03.2017 р., згідно з якою посадовий оклад становить 5 900 грн, надбавка за ранг — 200 грн та надбавка за вислугу років — 2 655 грн (45 % від посадового окладу). При цьому в серпні 2016 р. їй було виплачено матеріальну допомогу в розмірі 4 500 грн.Під час визначення заробітної плати для обчислення пенсії на день звернення за призначенням пенсії буде враховано: посадовий оклад — 5 900 грн, надбавка за ранг — 200 грн, надбавка за вислугу років — 2 655 грн. Крім цього, буде враховано матеріальну допомогу на оздоровлення в частині, що відповідає кількості місяців у розрахунковому періоді, а саме: 4 500 грн : 12 = 375 грн.Оскільки виплати, крім посадового окладу, надбавок за ранг та вислугу років, враховуються починаючи з 01.05.2016 р., то матеріальна допомога буде визначена шляхом ділення на 8 та врахована в сумі 375 грн (4 500 грн : 12 × 8 : 8).Сума зарплати для обчислення пенсії становить 9 130 грн (5 900 грн + 200 грн + 2 655 грн + 375 грн).Відповідно розмір пенсії становитиме 5 478 грн (9 130 грн × 60 %).
  2. У березні поточного року жінка звернулась за призначенням пенсії державного службовця. Згідно із записами у трудовій книжці вона у період з 28.02.93 р. по 22.05.2016 р. працювала на посаді начальника відділу міністерства, тобто має понад 20 років стажу роботи на посадах, віднесених до відповідних категорій посад державної служби.Враховуючи те, що особа має понад 20 років роботи на посаді державного службовця та на момент звернення за призначенням пенсії не працює на посаді державної служби, розмір виплат, крім посадового окладу, надбавок за ранг та вислугу років, може бути визначено за її бажанням:
    ∙ у середніх розмірах щодо визначених законодавством таких виплат за місяць, що передує місяцю звернення за призначенням пенсії, тобто за лютий 2017 р., за відповідною (прирівняною) посадою (посадами) за останнім місцем роботи на державній службі; або
    ∙ за травень 2016 р. як за повний місяць.
  3. Ž25.02.2017 р. чоловік звернувся за призначенням пенсії державного службовця. Згідно із записами у трудовій книжці на момент набрання чинності Законом про держслужбу він працював на посаді державної служби та має 10 років стажу роботи на посадах, віднесених до відповідних категорій посад державної служби. 23.02.2017 р. він звільнився з посади державної служби. Для призначення пенсії надав довідку про розмір посадового окладу, надбавок за ранг та вислугу років, а також довідку про розмір інших виплат, а саме: надбавка за високі досягнення в праці та премія за період з 01.05.2016 р. по лютий 2017 р. При цьому чоловік виявив бажання під час визначення заробітної плати для обчислення пенсії врахувати надбавку за високі досягнення в праці та премію за лютий 2017 р. Пунктом 4 постанови № 622 визначено, що розмір виплат (крім посадових окладів, надбавок за ранг та вислугу років), що включаються до заробітної плати для обчислення пенсії, визначається саме за період роботи на посаді державної служби поспіль перед зверненням за призначенням пенсії. Враховуючи те, що таке звернення надійшло у лютому 2017 р., надбавку за високі досягнення в праці та премію буде враховано по січень 2017 р. включно. Зазначені виплати могли б бути враховані до зарплати для розрахунку пенсії у випадку, якби чоловік за призначенням пенсії державного службовця звернувся у березні 2017 р.
  4. 28.02.2017 р. чоловік звернувся за призначенням пенсії державного службовця як особа, яка має 20 років стажу роботи на посадах, віднесених до відповідних категорій посад державної служби, та досягла пенсійного віку 15.12.2016 р. На посаді державної служби він працював до 31.01.2017 р. Для призначення пенсії було надано довідку, в якій зазначено посадовий оклад — 3 963 грн, надбавку за ранг — 400 грн, надбавку за вислугу років — 1 981,50 грн, а також довідку про інші виплати, в якій зазначено суму премії в липні 2016 р. — 1 585,20 грн та серпні 2016 р. — 1 981,50 грн. Оскільки премії враховуються за період починаючи з 01.05.2016 р., то їх сума визначається шляхом ділення на кількість місяців (в цьому випадку в період з травня 2016 р. по січень 2017 р.) і становитиме 396,30 грн (3 566,70 грн : 9).
    Визначимо заробітну плату для розрахунку пенсії:
    3 963 грн + 400 грн + 1 981,50 грн + 396,30 грн = 6 740,80 грн
    Розмір пенсії становитиме 4 044,48 грн (6 740,80 грн × 60 %).
    При цьому в строки, передбачені ст. 45 Закону про пенсійне страхування, особі буде призначено пенсію за віком відповідно до цього Закону. Проте якщо особа працювала на посаді державної служби по 31.01.2017 р., право на її виплату вона набула з 01.02.2017 р.
    Пенсія відповідно до ст. 37 Закону № 3723 призначатиметься з дати звернення за її призначенням.
  5. 09.04.2017 р. жінка звернулась за призначенням пенсії державного службовця. Стаж роботи на посадах, віднесених до відповідних категорій посад державної служби, становить 16 років 18 днів. Пенсійного віку вона досягла 17.03.2017 р., звільнилась з державної служби 31.03.2016 р. Для призначення пенсії було надано довідку, в якій зазначено посадовий оклад — 4 300 грн, надбавку за ранг — 400 грн, надбавку за вислугу років — 2 256 грн, а також довідку про складові заробітної плати для призначення пенсії державного службовця (за будь-які 60 календарних місяців роботи підряд перед зверненням за пенсією), в якій зазначено премію за серпень — грудень 2016 р. по 1 765 грн щомісяця, премію за січень — лютий 2017 р. по 2 134 грн щомісяця та матеріальну допомогу на оздоровлення в листопаді 2016 р. — 4 563 грн та березні 2017 р. — 4 765 грн.
    Визначимо зарплату для розрахунку пенсії, врахувавши: посадовий оклад — 4 300 грн, надбавку за ранг — 400 грн, надбавку за вислугу років — 2 256 грн, премію — 1 190,27 грн ((1 765 грн × 5) + (2 134 грн × 2) : : 11), матеріальну допомогу — 384, 84 грн ((4 563 грн : 12 × 8) + (4 765 грн : 12 × 3) : 11). Усього: 8 531,11 грн. Розмір пенсії становитиме 5 118,67 грн.
    При цьому в строки, передбачені ст. 45 Закону про пенсійне страхування, особі буде призначено пенсію за віком відповідно до цього Закону. Проте якщо особа працювала на посаді державної служби по 31.03.2017 р., право на її виплату вона набула з 01.04.2017 р. Пенсія відповідно до ст. 37 Закону № 3723 призначатиметься з дати звернення за її призначенням.

Обмеження у виплаті

Варто зазначити, що пенсія відповідно до ст. 37 Закону № 3723 призначається незалежно від факту роботи, в тому числі на державній службі.

Форми довідок про заробітну плату для призначення пенсії державного службовця затверджено Постановою № 1 (набрала чинності з 24.03.2017 р.):

  • про складові заробітної плати для призначення пенсії державного службовця (посадовий оклад, надбавка за ранг, надбавка за вислугу років)
  • про складові заробітної плати для призначення пенсії державного службовця (за будь-які 60 календарних місяців роботи підряд перед зверненням за пенсією)
  • про складові заробітної плати для призначення пенсії особі, яка має не менше як 20 років стажу роботи на посадах, віднесених до категорій посад державної служби, і яка на момент виходу на пенсію не обіймає посади державної служби

Проте слід враховувати порядок виплати пенсій, чинний до 31.12.2017 р., згідно з яким особам, що обіймають посади державної служби, визначені Законом про держслужбу, а також працюють на посадах та на умовах, передбачених законами № 1697 та № 2453, пенсії не виплачуються.

Зазначений порядок не поширюється на інвалідів І та ІІ груп, інвалідів війни ІІІ групи, учасників бойових дій, осіб, на яких поширюється дія п. 1 ст. 10 Закону № 3551, та осіб, на яких поширюються норми Закону № 203.

У період роботи на інших посадах/роботах пенсія, призначена відповідно до ст. 37 Закону № 3723 (крім інвалідів I та II груп, інвалідів війни III групи та учасників бойових дій, осіб, на яких поширюється дія п. 1 ст. 10 Закону № 3551), розмір якої перевищує 150 % прожиткового мінімуму, встановленого для осіб, які втратили працездатність, виплачується в розмірі 85 % призначеного розміру, але не менше 150 % прожиткового мінімуму, встановленого для осіб, які втратили працездатність.

Отже, особі, яка має посвідчення, зокрема, ветерана військової служби та працює на посаді державної служби, пенсія виплачується в повному обсязі, а в період роботи на іншій посаді (наприклад інженера) пенсія такій особі, розмір якої перевищує 150 % прожиткового мінімуму, встановленого для осіб, які втратили праце­здатність, виплачується в розмірі 85 % призначеного розміру, але не менше 150 % прожиткового мінімуму, встановленого для осіб, які втратили працездатність.

Слід зазначити, що вищенаведені обмеження щодо виплати пенсії не застосовуються протягом особливого періоду до пенсій, призначених особам, які проходять військову службу або перебувають на посадах у Міністерстві оборони України, Головному управлінні розвідки Міністерства оборони України, Міністерстві внутрішніх справ України, Національній поліції України, апараті Ради національної безпеки і оборони України, Державній спеціальній службі транспорту, Службі безпеки України, Службі зовнішньої розвідки України, Державній прикордонній службі України, Управлінні державної охорони України, Державній пенітенціарній службі України, Державній службі України з надзвичайних ситуацій, Державній службі спеціального зв’язку та захисту інформації України, Національній гвардії України, органах військової прокуратури або беруть участь в АТО, здійсненні заходів із забезпечення правопорядку на державному кордоні, відбитті збройного нападу на об’єкти, що охороняються військово­службовцями, звільненні цих об’єктів у разі захоплення, відбитті спроб насильницького заволодіння зброєю, бойовою та іншою технікою.

Після завершення особливого періоду виплата пенсій таким особам здійснюється згідно із законодавством.

Підтвердження факту військової служби або роботи на посадах в зазначених вище органах здійснюється на підставі довідок (витягів з наказів) про роботу (службу).

Для підтвердження участі в АТО, здійсненні заходів із забезпечення правопорядку на державному кордоні, відбитті збройного нападу на об’єкти, що охороняються військовослужбовцями, звільненні цих об’єктів у разі захоплення, відбитті спроб насильницького заволодіння зброєю, бойовою та іншою технікою також до органів Пенсійного фонду України мають бути надані документи, що підтверджують зазначені факти.

Слід зауважити, що у період до 31.12.2017 р. максимальний розмір пенсії, зокрема, державного службовця (з урахуванням надбавок, підвищень, додаткової пенсії, цільової грошової допомоги, пенсії за особливі заслуги перед Україною, індексації та інших доплат до пенсії, встановлених законодавством, крім доплати до надбавок окремим категоріям осіб, які мають особливі заслуги перед Батьківщиною) не може перевищувати 10 740 грн.

Закон про держслужбу — Закон України від 10.12.2015 р. № 889-VIII «Про державну службу». Закон про пенсійне страхування — Закон України від 09.07.2003 р. № 1058-IV «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування». Закон № 203 — Закон України від 24.03.98 р. № 203/98-ВР «Про статус ветеранів військової служби, ветеранів органів внутрішніх справ, ветеранів Національної поліції і деяких інших осіб та їх соціальний захист». Закон № 1697 — Закон України від 14.10.2014 р. № 1697-VII «Про прокуратуру». Закон № 2453 — Закон України від 07.07.2010 р. № 2453-VI «Про судоустрій і статус суддів». Закон № 3551 — Закон України від 22.10.93 р. № 3551-XII «Про статус ветеранів війни та гарантії їх соціального захисту». Закон № 3723 — Закон України від 16.12.93 р. № 3723-XII «Про державну службу». Постанова № 1 — постанова правління Пенсійного фонду України від 17.01.2017 р. № 1-3 . «Про форми довідок про заробітну плату для призначення пенсії державним службовцям». Постанова № 622 — постанова Кабінету Міністрів України від 14.09.2016 р. № 622 «Деякі питання пенсійного забезпечення окремих категорій осіб». Порядок № 229 — Порядок обчислення стажу державної служби, затверджений постановою Кабінету Міністрів України від 25.03.2016 р. № 229

Читайте также: