Кто контролирует пенсионный фонд по начислению пенсии

Извлечения из правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии

(утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н)

Настоящие Правила определяют порядок выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), доли страховой пенсии по старости в соответствии, а также накопительной пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, организации их выплаты, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым установлены пенсии (далее - пенсионер).

Порядок обращения за выплатой и доставкой пенсии

Заявления пенсионеров, а также другие документы (сведения), необходимые для выплаты и доставки пенсий, могут быть представлены пенсионером лично, через представителя, в том числе путем направления их по почте, либо при наличии письменного согласия пенсионера через его работодателя.

Заявления пенсионеров (их законных представителей) могут быть поданы непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства при наличии соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и МФЦ и при условии, что подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением.

Обращение за выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".

Порядок выплаты пенсии

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

Выплата пенсии производится территориальным органом ПФР по месту нахождения выплатного дела.

В случае проживания пенсионера в организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации, стационарной организации социального обслуживания или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения этой организации.

Для пенсионера, осужденного к лишению свободы, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения.

Изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии.

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом ПФР заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - договор).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является организация или учреждение, в которой он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этой организации или учреждения либо через кредитную организацию.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом круг лиц, имеющих право на получение указанных сумм, определяется в соответствии с перечнем лиц, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", без учета условия, определяющего право на пенсию по случаю потери кормильца.

Выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе ПФР по месту получения пенсии.

При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В случае утраты выплатного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.

Контроль за организацией выплаты пенсии

Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Приостановление выплаты пенсии по случаю потери кормильца вследствие достижения лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет, либо истечения после достижения им возраста 18 лет срока обучения, указанного в документе организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, производится после достижения указанным лицом возраста 18 лет при отсутствии в распоряжении территориального органа ПФР документов, подтверждающих обучение по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения.

Приостановление выплаты пенсии вследствие истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство) производится по истечении срока действия указанного документа.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении (страховании), производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, оформляется решением территориального органа ПФР.

Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при соблюдении условия, предусмотренного частью 19 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу.

Порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии

Суммы пенсии, излишне выплаченные либо своевременно не выплаченные пенсионеру за прошедшее время в связи с ошибкой, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В случае если обстоятельство, являющееся основанием для прекращения (приостановления) выплаты пенсии, о наступлении которого пенсионером не было своевременно сообщено в территориальный орган ПФР, было устранено в месяце, в котором указанное обстоятельство возникло, пенсия за период с даты возникновения указанного обстоятельства по дату его устранения является излишне выплаченной.

Факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом ПФР по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.

Порядок доставки пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее - график).

Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее доставка может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время .

Доставка пенсии по доставочному документу, представленному территориальным органом ПФР для доставки пенсии вне графика, производится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого доставочного документа в организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии).

Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется в доставочном документе подписями пенсионера (представителя) и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными организации почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии).

Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно, вносится в доставочный документ.

Порядок доставки пенсии через кредитные организации

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера.

Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий определяются территориальным органом ПФР по согласованию с кредитной организацией.

Зачисление сумм пенсий на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии

Территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган ПФР проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В июне этого года мне исполнилось 55 лет и я сама пошла оформлять пенсию, то обнаружила, что на практике многое еще остается неясным. Пенсию мне назначили почти на 400 руб. меньше, чем я надеялась! Вот и решила обратиться к вашему юристу с просьбой перепроверить правильность ее начисления. Для этого сообщаю данные, взятые из справки пенсионного отдела.
Ha 01.1991г. они мне засчитали 13 полных лет стажа, а на 1.01.2002 г. получилось 24 года. Поскольку я и дальше продолжала трудиться и весьма прилично зарабатывала, то ко дню назначения пенсии на моем личном счете набралось 496 740 руб. страховых взносов и плюс 5135 руб. накопительных. Добавлю, что в 2000-2001 гг. моя средняя зарплата составила 2142,30 руб., поэтому сотрудница пенсионного отдела посоветовала взять их за основу. Перепроверьте, пожалуйста, размер моей пенсии.

НАЧНЕМ С ОБЩЕЙ ФОРМУЛЫ
Трудовая пенсия по старости (я обозначу ее символом П) определяется по единой формуле:
П = ФБР + СЧ1 + СЧ2 + СВ + НЧ
ФБР - фиксированный базовый размер пенсии, который устанавливается государством в твердом размере, одинаковом для каждой категории пенсионеров.
СЧ1 - страховая часть пенсии, которая рассчитывается из стажа и заработка за период работы до 2002 г.
СЧ2 - страховая часть пенсии, которая рассчитывается из сумм страховых взносов работодателя за период работы с 2002 г. до даты назначения пенсии.
СВ - сумма валоризации, которая определяется в процентном отношении от СЧ1. Процент зависит от количества полных лет стажа до 1991 г.
НЧ - накопительная часть пенсии, которая рассчитывается из сумм накопительных взносов, имеющихся на счете человека на дату назначения ему пенсии.

ПЕРЕХОДИМ К РАСЧЕТУ
Уточню, что подсчет пенсии ведется раздельно за периоды работы до 1.01.2002 г. и после 1.01.2002 г.
Теперь проверим, правильно ли определили размер пенсии читательницы при назначении в июне 2014 г.
Первое слагаемое в формуле считать не нужно. После последней индексации трудовых пенсий в апреле 2014 г. фиксированный базовый размер (ФБР) трудовой пенсии для всех обычных пенсионеров был установлен в сумме 3910,34 руб.

Далее вычислим остальные составляющие из формулы.
Начнем с показателя СЧ1 с учетом стажа и заработка читательницы Коноваловой за период ее работы до 2002 г.

СТАЖЕВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ И ОТНОШЕНИЕ ЗАРАБОТКОВ
Для этого сначала определяем стажевый коэффициент (СК).
СК = 0,55 (за 20 полных лет стажа у женщины до 2002 г.) + 0,04 (по 0,01 за 4 года работы Коноваловой сверх 20 лет) = 0,59.
Теперь определим отношение среднемесячной зарплаты читательницы к средней зарплате по стране за тот же период.
По данным статистики, средняя зарплата (ЗП) по России за 2000-2001 гг. была 1494,50 руб.
Тогда получается, что отношение заработка (ЗР) к средней зарплате по стране (ЗП) за тот же период составляет:
ЗР: ЗП = 2142,30 руб.: 1494,50 руб. = 1,43.

Как видим, соотношение зарплат у читательницы выгодное. Оно выше максимально возможного по закону отношения за работу в обычных условиях - 1,2.
Поэтому в расчете было применено именно это ограничение.

Замечу, что исключение сделано в законе только для «северян». У них это отношение в размере пенсии может быть выше - от 1,4 до 1,9 (в зависимости от того, за работу в каком регионе Севера начисляется пенсия).

  • § Ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Если в 2000-2001 гг. человек по каким-то причинам вообще не работал или его средняя зарплата за эти 2 года была меньше 1794 руб. (1494,50 руб. х 1,2). В этом случае лучше представить справку о размере зарплаты за любые 60 месяцев подряд по трудовой книжке за период до 2002 г. Определить, какие именно 5 лет (60 месяцев) наиболее выгодны, помогут в клиентской службе пенсионного отдела по таблицам средних зарплат по СССР и РФ за 1945-2001 гг.

СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ НА 1.01. 2002 Г.
Отмечу, что Правительством РФ для расчета пенсионного капитала на 1.01.2002 г. был установлен размер среднемесячной зарплаты в РФ, для всех одинаковый - 1671 руб.
Размер СЧ1 на 1.01.2002 г. считаем по формуле:
СЧ1 = СК х (ЗР : ЗП) х 1671 руб.-450 руб.
450 руб. - это устанавливаемая в твердом размере базовая часть трудовой пенсии по старости по состоянию на 1.01.2002 г. (размер одинаков для всех пенсионеров).
Размер СЧ1 на 1.01.2002 г. читательницы Коноваловой будет равен: (0,59 х 1,2 х 1671 руб.) - 450 руб. = 733,07 руб.

СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ НА ДАТУ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ
Далее определим СЧ1 на дату назначения пенсии (июнь 2014 г.).
Для этого увеличиваем полученный по состоянию на 1.01.2002 г. размер СЧ1 на все коэффициенты индексации пенсий с 2002-го по 2014 г. Их величина ежегодно устанавливалась Правительством и Пенсионным фондам РФ.
Произведение всех этих коэффициентов индексации за этот период составило 5,6.

СЧ1 на дату назначения пенсии:
733,07 руб. х 5,6 = 4105,19 руб.

ПРИБАВКА ОТ НАЧИСЛЕННЫХ ВЗНОСОВ
Для ее расчета начисленные работнику с 1.01.2002 г. до даты назначения пенсии страховые взносы нужно поделить на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии (Т). Размер Т зависит от года назначения трудовой пенсии. Для назначения пенсий в 2014 г. он установлен 228 месяцев.
Из письма мы знаем, что сумма страховых взносов читательницы на дату назначения пенсии составила 496 740 руб.
СЧ2 = 496 740 руб.: 228 мес. = 2178,68 руб.

СУММА ВАЛОРИЗАЦИИ
Зная СЧ1, мы можем теперь определить сумму валоризации (СВ).
Сначала подсчитаем, каков процент валоризации пенсии читательницы: 10% (за то, что у нее есть стаж до 2002 г.) +13% (по 1 % за каждый из 13 полных лет стажа до 1991 г.) = 23% (или 0,23).

Далее определим сумму валоризации:
СВ = 4105,19 руб. (размер СЧ1) х 0,23 = 944,19 руб

ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Сложив все четыре полученные суммы, мы получим размер пенсии нашей читательницы Коноваловой без учета накопительных взносов:
П=3910,34руб.+4105,19руб.+2178,68руб.+944,19руб. = 11 138,40 руб.

КАКОВА НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПРИБАВКА
А теперь определим право нашей читательницы на назначение ей накопительной части НЧ. Для права на это должно быть выполнено условие: если размер НЧ составит меньше 5% от общего размера пенсии, то НЧ к пенсии не устанавливается.
Поясню, что начиная с 1.01.2002 г. работодателями начисляются взносы в Пенсионный фонд по установленным тарифам:

  • на страховую часть пенсии - всем работающим у них гражданам;
  • на накопительную пенсию - всем работникам 1967 г. рождения и моложе;
  • на накопительную часть женщинам 1957 г.р. и моложе, мужчинам 1953 г.р. и моложе, работавшим в 2002-2004 гг. (с 2005 г. начисление накопительных взносов гражданам этого возраста было отменено).

Наша читательница 1959 г. рождения. Сумма ее накопительных взносов за период работы в 2002-2004 гг. - 5135 руб.
Размер накопительной части при назначении составил:
НЧ = 5135 руб.: 228 месяцев = 22,52 руб.
228 месяцев - показатель ожидаемого периода выплаты накопительной части, утвержденный Правительством РФ на период 2013-2015 гг.
Поскольку размер НЧ у Н.И. Коноваловой получился меньше 5% от общего размера ее пенсии, то эта часть пенсии ей не устанавливается.
Таким образом, по достижении 55 лет в июне 2014 г. читательнице Коноваловой должна была быть назначена пенсия в размере 11 138,40 руб., а свои пенсионные накопления 5135 руб. она может получить по заявлению в виде единовременной выплаты.

Мало найдётся пенсионеров, которые были бы довольны работой Пенсионного фонда. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал, как и куда жаловаться на действия сотрудников ПФР, чтобы эти жалобы не остались без рассмотрения.

В подобной ситуации надо помнить – должностные лица Пенсионного фонда, как и все люди на земле, могут ошибаться. Как нет среди тех, кто пришёл оформлять пенсию, кто не ошибался, так нет и среди сотрудников ПФР тех, кто не ошибался, когда оформлял кому-то пенсию.

Порой доказать свою правоту можно, что называется, на месте. Но чаще случается так, что, несмотря на предоставленные вами доказательства, специалисты Пенсионного фонда не меняют своего ошибочного решения.

Как быть в такой ситуации? Обжаловать решение Пенсионного фонда.

Жаловаться надо правильно. Правильно, значит, – следуя правилам.

Пенсионный фонд живёт по правилам, которые детально прописаны в административном регламенте предоставления государственных слуг, утверждённом Министерством труда и социальной защиты РФ (Пенсионный фонд – подведомственная организация данного министерства). Под каждую услугу разработан свой регламент.

Мы остановимся на регламенте предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.). С полным перечнем административных регламентов по видам деятельности ПФР можно ознакомиться здесь .

Именно на момент установления пенсий приходится большинство конфликтов с пенсионным ведомством. Давайте вместе с Дзен-каналом «ПРАВО ИМЕЮ» узнаем, как правильно обжаловать действия Пенсионного фонда, руководствуясь вышеназванным регламентом.

На что жалуемся?

Согласно регламенту предметом жалобы являются:

нарушение срока регистрации заявления;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование от гражданина не предусмотренных для предоставления госуслуги документов;

отказ в приёме документов, обязательных для предоставления;

отказ в оказании госуслуги на основании, не предусмотренном законодательством;

затребование с гражданина платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

отказ территориального органа ПФР и его должностных лиц в исправлении опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления госуслуги документах, либо нарушение срока исправления этих ошибок.

Жалоба должна содержать:

1) наименование территориального органа ПФР, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства гражданина (представителя гражданина), а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц;

4) доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием должностных лиц (в качестве доказательства могут быть представлены соответствующие документы или их копии).

Кому направляем жалобу?

Статистика по жалобам в Пенсионном фонде ведётся, но она для внутреннего пользования. Если её обнародовать, скорее всего, окажется, что более половины всех конфликтов граждан с ПФР возникает в связи с отказом засчитать в страховой стаж тот или иной период трудовой деятельности (читайте, как подтверждается стаж на основании свидетельских показаний ).

Помимо непосредственно трудовой деятельности пенсионное законодательство разрешает засчитывать в страховой стаж, так называемые, нестраховые периоды. Самые известные из них – служба в армии по призыву и декретный отпуск, но есть и другие, всего существует 11 периодов деятельности, которые Пенсионный фонд обязан включать в страховой стаж .

На рассмотрение жалоб граждан уполномочены соответствующие должностные лица Пенсионного фонда.

Первым, к кому вы можете обратиться с жалобой, – это руководитель местного отделения ПФР, сотрудники которого, как вы считаете, неправомерно отказали вам в назначении пенсии либо не засчитали страховой стаж.

Если руководитель местного отделения ПФР вас не услышал, тогда обращаться с жалобой надо в вышестоящий территориальный орган Пенсионного фонда.

Допустим, вы живёте в городе Братске Иркутской области: после безрезультатного обращения к руководителю отделения ПФР по городу Братску в поисках правды надо обращаться к руководителю регионального отделения ПФР по Иркутской области.

Если после рассмотрения вашего обращения и в первом и во втором случае было вынесено решение не в вашу пользу, тогда жаловаться надо в головной офис Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенный в Москве.

Вы обращаетесь официально на основании заявления, это значит, что и ответ на своё обращение вы получите в виде официального решения, вынесенного по итогам рассмотрения вашей жалобы, за подписью руководителя отделения ПФР.

Таким образом, в своём обращении в региональное отделение вы обжалуете решение руководителя городского отделения, а в обращении в головной офис ПФР в Москве, вы обжалуете решение руководителя регионального отделения.

Как подать жалобу, и в какие сроки она должна быть рассмотрена?

Жалоба может быть передана как на личном приёме, так и направлена в письменной форме по почте либо в электронном виде через сайт ПФР , а также может быть подана через многофункциональный центр (МФЦ).

Подать жалобу можно с помощью своего представителя, для этого представитель должен иметь документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от вашего имени (заверяется нотариусом).

Пенсионный фонд обязан консультировать граждан и их официальных представителей о порядке обжалования решений должностных лиц ПФР.

Жалоба, поступившая в Пенсионный фонд или территориальный орган ПФР, регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня её поступления и должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней .

Если обжалуется отказ территориального органа ПФР и его должностного лица в приёме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня её регистрации.

Ответ ПФР на жалобу должен быть предоставлен гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия решения по жалобе.

Пенсионный фонд имеет право оставить жалобу без ответа только в двух случаях:

при наличии в жалобе нецензурных, оскорбительных выражений и угроз жизни;

при отсутствии возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Таков порядок досудебного обжалования решений Пенсионного фонда.

Если вы не удовлетворены ответом на вашу жалобу, то можно и нужно подавать в суд на Пенсионный фонд, для начала – загляните на огонёк к прокурору . Не такое уж это и безнадёжное дело: многие россияне успешно отстаивают свои пенсионные права в суде.

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.


Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

При достижении соответствующего возраста, получении инвалидности и в других установленных законодательством случаях гражданин получает определенное вознаграждение из страховых, пенсионных и других фондов. Проще говоря, пенсию.

Бывают ли ошибки в начислениях?

Пенсионеры и инвалиды относятся к социально уязвимым категориям населения. Социальную защищенность таких лиц гарантирует государство. Пересчет и пересмотр пенсий – явление нередкое, при этом никто не застрахован от неверного начисления.


В основном такие ошибки связаны с человеческим фактором, однако это не единственная причина. Возможны и сбои в работе программного обеспечения, с помощью которого производятся вычисления. Именно поэтому возникает вопрос о том, можно ли проверить правильность начисления пенсии.

Пенсия, которую начисляют россиянам после недавней реформы, состоит из двух частей: страховой и накопительной. Так как эта система сравнительно новая, не все ее особенности понятны, поэтому иногда возникают сомнения в корректности ее начисления.

Если пенсионер не уверен в том, что сумма его пенсионных выплат определена правильно, он имеет возможность требовать корректировки, если обнаружены ошибки.

Где проверить

Прежде всего, следует разобраться, где проверить правильность начисления пенсии. Если у пенсионера возникли сомнения, получает ли он правильно посчитанную сумму, обращаться придется непосредственно в Пенсионный фонд России. В заявлении следует указать прошение о повторной проверке корректности произведенных расчетов суммы пенсионных выплат и подать в филиал ПФР, в соответствии с адресом регистрации пенсионера.


В течение пяти дней с той даты, когда было принято заявление, где проверить правильность начисления пенсии по старости просит гражданин, сотрудники ПФР обязаны уточнить, правильно ли начислена пенсия, и уведомить заявителя об итогах проверки. Если будет выяснено, что размер выплат действительно был рассчитан с ошибками, то, в соответствии с действующим законодательством, она будет скорректирована автоматически.

Краткая инструкция по проверке

Помимо обращения в ПФР, желательно знать, как проверить правильность начисления пенсии самостоятельно. Для этого понадобятся: трудовая книжка и калькулятор, справка о размере ежемесячного среднего заработка за 5 лет, идущих подряд, либо за период с начала по окончание года.


Теперь пришло время выполнить некоторые математические операции:

  1. Сначала нужно выяснить размер стажевого коэффициента. За основу берется 55%. Женщинам такой коэффициент устанавливается за трудовой стаж, равный двадцати годам, мужчинам – за 25 лет работы. Ежегодно, если человек продолжает работать дальше, стажевый коэффициент увеличивается на 1% (но не больше 20%).
  2. Рассчитывается средний доход за один месяц. Это можно сделать путем деления суммы доходов за пять лет, идущих подряд, на количество месяцев в пяти годах (шестьдесят).
  3. Потребуется информация о средней зарплате за месяц, установленной в РФ за период, который был принят в расчетах в п. 2.
  4. Средняя зарплата в РФ, которая была вычислена в третьем квартале 2001-го года и утверждена правительством страны в качестве основы для расчета пенсионных выплат, составляет 1 671 рубль.
  5. Рассчитывается отношение числа, полученного в п. 2, к цифре в п. 3. Если речь идет не о жителях Крайнего Севера, то учитывать нужно соотношение 1,2 и меньше.
  6. Расчетная сумма выплат составит: стажевый коэффициент (из п. 1), умноженный на число из п. 5 и на 1 671 из п. 4.
  7. Вычисляется пенсионный капитал. Для этого производятся следующие действия:
    • от значения, полученного в п. 6, нужно отнять 450 рублей (базовая часть пенсии по состоянию на первое января 2002 года);
    • то, что получилось, умножается на предполагаемый срок, в течение которого запланирована выплата пособия по старости (например, с 1-го января 2010 года он составит 192 месяца).
  8. Сумму, получившуюся в п. 7, нужно проиндексировать путем умножения на повышающий коэффициент, соответствующий году. Его можно уточнить, в том числе и на электронных порталах, на которых имеется информация о том, как проверить правильность начисления пенсии по старости.
  9. Часть пособия, которая называется страховой, будет равна результату деления пенсионного капитала на ориентировочный период, в течение которого будет выплачиваться пособие.
  10. Прибавляется результат деления суммарного значения взносов по страховке на дату назначения пособия на тот же период, который использовался для вычислений в п. 9.
  11. К итогу, полученному в п. 10, нужно добавить установленную правительством сумму базовой выплаты из страхового фонда. Это и есть искомая сумма пенсии.

Сверив итог расчетов с размером пенсии, назначенным в Пенсионном фонде, можно понять, следует ли подавать заявление на перерасчет. Тщательно изучив инструкцию о том, как проверить правильность начисления пенсии, можно самостоятельно узнать, прав ли ПФР.

Выплата по возрасту

Чтобы понять, как проверить правильность начисления пенсии, важно знать обо всех актуальных изменениях в этом вопросе. Так, 2015 год примечателен тем, что с этой даты планируется постепенное увеличение минимального значения общего стажа, который потребуется для начисления пенсионного пособия по возрасту. Ранее он составлял пять лет. Начиная с даты введения изменений, за последующие десять лет каждый год будет прибавляться 1, и к 2025-му году минимум, который нужно проработать, будет равен пятнадцати годам.


Если суммарного количества отработанных лет для начисления пенсии по старости не будет достаточно, то есть возможность подать прошение о назначении социальной пенсии. Начиная с 2025 года, она должна будет выплачиваться женщинам, достигшим 60-летнего возраста, и мужчинам с 65-летнего возраста.

Пенсия по вредности: полезная информация

К категории вредных, если верить статистике, относится почти 50% всех предприятий, чья работа связана с промышленностью. Досрочное завершение работы и выход на заслуженный отдых являются своеобразной компенсацией людям, которые постоянно подвергаются рискам. Именно поэтому вопрос о том, как проверить правильность начисления пенсии по вредности, является актуальным.


Но прежде всего следует выяснить, какие условия считаются вредными или опасными:

  • повышенный уровень влажности;
  • низкая степень освещенности;
  • высокая степень загрязненности окружающей среды (газы, пыль и т. д.);
  • повышенный уровень шума;
  • трудовые обязательства, связанные с применением или нахождением в непосредственной близости от вредных или отравляющих веществ (например, в химической промышленности).

До того как проверить правильность начисления пенсии, важно знать некоторые ее особенности. Чтобы выйти на пенсию раньше установленного срока, суммарный стаж представительницы слабого пола должен составлять не меньше двадцати лет, из них как минимум 10 лет потенциальная пенсионерка должна быть работницей вредного производства. Для мужчин минимальный общий стаж составляет 25 лет, из которых трудовая деятельность в условиях, признанных вредными, должна составить двенадцать с половиной лет или больше.

При этом выделяют два списка вредных профессий. Для представителей профессий, которые можно найти в списке №1, пенсионный возраст наступит раньше еще на целых пять лет.

Список №1 достаточно небольшой, в него включены люди, трудовая деятельность которых была непосредственно связана с подземными работами, работой в горячих цехах или на производстве во вредных условиях.

Список №2 намного шире, туда вошли: работники образовательных и медицинских учреждений, трудящиеся пищевой и легкой промышленности, занятые на горных работах и работах на транспорте.

Рекомендации по оформлению пенсии по вредности

Для оформления пенсии по вредности достаточно обратиться в филиал ПФР, который находится по месту жительства, со следующими документами:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий, что человек работал в условиях, дающих право на досрочный выход на заслуженный отдых;
  • справка о размере зарплаты;
  • мужчинам также понадобится военный билет.

Основой для расчета пенсионных выплат будут: объем отчислений в Пенсионный фонд и стаж работы. Предоставление дополнительных льгот, а также перечни производств, относящихся к вредным, пересматриваются и дополняются регулярно.

Нужно обратить внимание на то, что в список людей, имеющих право на досрочный выход на пенсию, сейчас также входят люди искусства (например, актеры), а также те, кто зарабатывал стаж на предприятиях Крайнего Севера.

Немного о социальных доплатах

Чтобы понять, как проверить правильность начисления пенсии по старости, следует знать, что пенсионеру может быть начислена социальная доплата из федерального или регионального бюджета.
Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • пенсионер не должен работать;
  • сумма пенсии меньше прожиточного минимума, установленного для региона, где проживает пенсионер.

При этом сумма доплаты и собственно пенсии равняется прожиточному минимуму.

Если последний в определенном регионе выше, чем установленный в общем в стране, то может быть начислена региональная доплата.

Вместо заключения


Пенсионеры считаются социально незащищенными гражданами. На их доход прожить бывает сложно, а порой даже невозможно. Именно поэтому при любых сомнениях следует обращаться туда, где можно проверить правильность начисления пенсии.

Читайте также: