Кто получает достойную пенсию в россии

Средняя пенсия в России в 2019 году составляет чуть более 14000 рублей. Но россияне мечтают о выплатах хотя бы на уровне 40 тысяч. Такие пенсии в нашей стране получают самые достойные – депутаты, судьи, некоторые категории артистов.

Как же рассчитывается им денежное вознаграждение на заслуженном отдыхе?

Большинство россиян не без оснований считают, что на их пенсию очень сложно прожить. Так по данным на сентябрь 2019 года, средний размер назначенных пенсий в нашей стране составил 14198 рублей. Пособие при выходе на заслуженный отдых выросло на 6,1% по сравнению с предыдущим годом и на 0,2% к предыдущему месяцу. Однако если учесть инфляцию, за год пенсия выросла всего на 2%. Разве это рост?

Россияне мечтают получать другие деньги на заслуженном отдыхе. Запросы в действительности у наших граждан достаточно скромные. Средний размер пенсии, который, по мнению наших граждан, обеспечит достойную старость, составляет около 40 тысяч рублей в месяц.

Между тем в России есть целый ряд профессий, которые позволяют получать такие пенсии.

Депутатская надбавка.

Например, речь идет о депутатах Госдумы. За стаж работы депутатам при выходе на пенсию полагается надбавка.

При нахождении в должности от 5 до 10 лет она составляет 55% от денежного вознаграждения. Если человек провел в Думе более 10 лет, то надбавка достигает отметки 75% от денежного вознаграждения.

Так, средняя зарплата депутата в месяц в 2018 году составила 400 тысяч рублей . С учетом уплаты подоходного налога чиновник получал около 375 тысяч. Однако надбавка к пенсии считается не из зарплаты, а из денежного вознаграждения. Его размер ежегодно индексируется на размер инфляции и в 2018 году составлял 84,7 тысяч рублей.

В итоге после выхода на пенсию депутат получает надбавку к страховой пенсии в размере 46,6 тысяч рублей при работе от 5 до 10 лет и 63,5 тысяч рублей при работе в Госдуме более 10 лет.

Достойная надбавка к страховой пенсии?

Знаменитые российские артисты также получают неплохие по сравнению с обычными пенсии от государства. Лицам, которые имеют награды, положены соответствующие надбавки. Также прописанным в Москве артистам положена региональная надбавка. Так, с 1 января 2018 года пенсионеры из числа народных и заслуженных артистов имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 30 тысяч рублей.

Из открытых источников известно, что пенсия заслуженной артистки Светланы Светличной около 50 тысяч рублей, певицы Аллы Пугачевой около 47 тысяч.

Правда, часть артистов, которым положены доплаты в этом либо не признаются, либо за ними не обращаются. Автоматического начисления таких доплат не происходит, поскольку надо предоставлять необходимые документы. И это в 21 веке, когда все досье на человека можно хранить в одной информационной системе, но государство так привыкло к бюрократии, что не может уже ничего изменить.

В 2018 году стало известно, что Владимир Винокур, который имеет звание народного артиста, получает пенсию 10 тысяч рублей, а Михаил Боярский, имеющий такое же звание, получает 20 тысяч.

Высокие по российским меркам пенсии получают судьи. Их пенсия складывается из многих факторов. Прежде всего, конечно влияет их зарплата. Мировые судьи получают меньше всего – от 50 до 80 тысяч рублей. Районные судьи в Москве получают около 140-150 тысяч. Больше всего платят в Конституционном суде. Зарплата судьи в КС составляет в среднем 10 млн. рублей в год.

На пенсии доходы судьи не падают так сильно как у обычных граждан. Если судья отработал 25 лет и уходит на заслуженный отдых по выслуге лет, то ему платится 50% от зарплаты действующего судьи этой категории. Если судья решил работать дальше до достижения пенсионного возраста, то служитель Фемиды начинает получать пожизненное содержание, которое составляет уже 80% от зарплаты действующего судьи такой же категории.

Таким образом, судьи могут получать пенсию 60-70 тысяч рублей . Ко всему этому они имеют льготы по оплате коммунальных услуг, имеют специальное медицинское обслуживание. Им оплачивается проезд к месту отдыха, а также раз в год предоставляется путевка в санаторий.

Холопам льготы не нужны. Все равно скоро подыхать.

Также в России повышенную пенсию получают летчики-испытатели, космонавты, а также те, кто имеют какие-либо награды. Так, участники Великой отечественной войны получают военную пенсию и страховую гражданскую.

По последней группе, думаю, все согласны, что они повышенную пенсию уж точно заслужили. Пишите в комментариях, что вы думаете о справедливости начисления пенсий в России.

Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии.

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

Единообразия, опять же, никакого: даже внутри одной категории, например военных и силовиков, нюансы расчетов приводят к тому, что один и тот же чин в армии и в спецслужбах получает разные пенсии, по размеру отличающиеся в разы.

По случаю и за заслуги
Цифра
Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил
Досье
Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Гражданские госслужащие 2173

Лица, замещающие госдолжности 758

Нацгвардия около 400

Работники горячих цехов и с вредными условиями труда 1800

Работающие в тяжелых условиях труда 2800

Могущие претендовать на пенсионные льготы по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению 1-й группы и т.д.) 1340

Работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним 2900

Педагогические, медицинские и творческие работники 1775

Итого льготников, «досрочников» и спецкатегорий 16 724

Источник: Росстат, militaryarms.ru, pravda.ru, данные Минтруда

Не удивительно, что армия желающих поработать на государство в последние годы растет — привлекают размеры не только зарплат, но и пенсий, поскольку заметно выросли и те, и другие. Гражданские госслужащие, пояснил «Огоньку» директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Южаков, давно ратовали за повышение своего пенсионного возраста и относительно недавно обрели желаемое: теперь оставаться на госслужбе можно до 65 лет, а в особых случаях — до 70 лет.

Социальные пенсии вообще поражают разнообразием цифр. Если средний размер социальной пенсии составил в прошлом году 8,8 тысячи рублей, то пенсия участнику ВОВ — 34,3 тысячи, а с дополнительной ежемесячной помощью — 40,3 тысячи рублей. Так называемых федеральных льготников (в эту категорию попадают инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои СССР, России и Соцтруда и т.д.) ни много ни мало — 15,4 млн человек, и по каждому своя методика расчета пособия. А еще 3,9 млн ежемесячно получали социальную доплату к пенсии по 1900 рублей, чтобы уровень последней поднялся до прожиточного минимума пенсионера (в прошлом году таковой был равен 8540 рублей), то есть почти 4 млн россиян получали пенсию размером чуть больше 6,5 тысячи рублей в месяц.

Один на оба ваших дома

Управиться с таким разливом проще, чем разобраться с начислением пенсий

Возможно ли повышение размера страховых пенсий? Хотя бы до 40 процентов от утраченного заработка? Авторы нынешней реформы утверждают, что да, это, мол, и является одной из целей повышения пенсионного возраста. А вот по словам проректора по развитию Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, они лукавят: искомая цифра 40 процентов будет доступна только для зарплат в 62 500 рублей и ниже (до 780 тысяч в год). Более высокие оклады сулят их получателям куда меньший, чем 40, процент для пенсии. Это позволяет балансировать системе страховых пенсий, ведь страховые взносы по-прежнему перераспределяются между получателями страховых пенсий. В противном случае россиянин, зарабатывающий меньше МРОТ, смог бы накопить себе на пособие по старости только через 128 лет.

Но еще важнее ответ на вопрос: откуда взять денег на выплату всего многообразия существующих пенсий и социальных пособий? Сторонники повышения пенсионного возраста упирают на то, что число пенсионеров растет, количество трудового населения уменьшается, а из федерального бюджета приходится выделять все больше средств в ПФР. Что ж, на первый взгляд все верно — и с демографией проблемы, и цифры бюджетных трансфертов в ПФР растут. Но дьявол, как известно, в деталях.

Например, трансфертов два. Первый — средства, направляемые на исполнение государством его социальных обязательств (например, соцпенсий или материнского капитала) и на выплату «пенсий по гособеспечению». Второй — деньги, идущие на выплату страховых пенсий. Вот второе и есть та самая дыра в бюджете ПФР, на закрытие которой и направлена в том числе нынешняя реформа. Но парадокс: дыра-то, оказывается, не растет, а, если верить статистике, даже затягивается в силу того, что растут поступления от уплаты россиянами страховых взносов. В прошлом году, если полагаться на слова статс-секретаря — замминистра труда и социальной защиты Андрея Пудова, таковых удалось собрать почти на 4,5 трлн рублей. В правительстве это знают, поэтому и трансферт из бюджета на выплату страховых пенсий закрепили в размере 1 трлн рублей сразу на ближайшие три года — перспектива ведь понятна. А одна из причин, по которой ПФР не удается собрать всю нужную сумму страховых взносов, заключается в немалом числе льготников «по отраслям», которые платят уменьшенные страховые взносы или же не платят вовсе. Иными словами, государство само сократило приток средств в ПФР и теперь вынуждено за это расплачиваться.

Между тем рост бюджетных трат и без того неизбежен — увеличиваются соцобязательства самого государства и пенсии госслужащим. Намного? Примерно по 100–200 млрд рублей в год: в 2017-м — 3,7 трлн рублей, в 2019 году ожидается, что эта цифра превысит 4 трлн рублей. Можно ли сократить этот рост? Можно, но уж точно не путем повышения пенсионного возраста, а за счет сокращения штата госслужащих, размеров их пенсий и уменьшения соцобязательств государства. На что власть вряд ли пойдет.

В контексте сказанного разнобой в финансировании пенсий показателен — и тут два разных мира. Страховые пенсии финансируются прежде всего за счет оплаты страховых взносов в 22 процента от зарплаты, а недостающее, равно как и средства на выплату пенсий госслужащим и социальных пенсий, дает федеральный бюджет. Но откуда он берет деньги? В прошлом году свыше 60 процентов бюджетных доходов составили нефтегазовые, то есть в первую очередь налоги с граждан и бизнеса.

Получается, что прямо или косвенно, а пенсии всех типов и видов финансируют бюджетники, работники коммерческого сектора и бизнес. Занятный штрих: как пояснил «Огоньку» Александр Сафонов, государство, по сути, перекладывает из одного кармана в другой, выплачивая из бюджета зарплаты госслужащим и собирая с них потом налоги и выплаты для последующего возврата им же в виде тех же зарплат и пенсий. Замкнутый круг. К тому же, по его словам, власть по-прежнему не проронила ни слова о том, как намеревается уменьшить теневую занятость. «В тени» же сегодня находится порядка 20 млн россиян — их страховых взносов хватило бы на обнуление трансфертов в ПФР. Но вывод бизнеса и граждан «из тени» требует масштабной реформы и единого подхода. А с последним, судя по множественности пенсионных миров,— проблема.

Краткое содержание:

О своей пенсии беспокоится каждый россиянин. Какая индексация пенсий будет у всех категорий пенсионеров с 2021 года, а кто ее вообще не получит - в материале "Курьер. Среда. Бердск".

Что такое индексация

«Индексация» касается социальных пенсий. Для страховых пенсий есть другое понятие - «корректировка». Или ежегодная корректировка пенсий, исходя из роста потребительских цен за прошлый год. При этом пенсию корректируют в сторону увеличения ежегодно с 1 января каждого года, но один раз в году.

Как вырастет пенсия?

У каждого пенсионера есть индивидуальный пенсионный коэффициент. Происходит увеличение на стоимость этого пенсионного коэффициента. У всех страховая пенсия определяется из количества пенсионных коэффициентов и умножается на стоимость одного коэффициента и к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, которая тоже корректируется ежегодно.

Сколько стоит пенсионный коэффициент по годам

  • 2020 год — 93 рубля.
  • 2021 год — 98, 86 рублей.
  • 2022 год — 104, 69 рублей
  • 2023 год — 110, 55 рублей
  • 2024 год — 116, 63 рублей.

Размер фиксированной выплаты

  • 2020 год — 5 686,25 рублей.
  • 2021 год — 6 044, 48 рулей.
  • 2022 год - 6 401, 1 рублей.
  • 2023 год — 6 759, 56 рулей.
  • 2024 год — 7 131, 34 рублей.

Средний размер пенсии по годам

Средний размер пенсии по России в 2021 году составит 16 209,32 рублей, в 2022 году - 16 982,16 рублей, в 2023 году - 17 736,22 рублей.

Размер пенсии неработающих пенсионеров

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году может составить 17 443,40 рублей, в 2022 году - 18 368,54 рублей, в 2023 году - 19 294,07 рублей.

Размер социальной пенсии

Средний размер социальной пенсии в 2021 году составит 10 058,39 рублей, в 2022 году - 10 768,0 рублей, в 2023 году - 11 057,02 рублей.

Размер накопительной пенсии

Средний размер накопительной пенсии в 2021 году поднимется до 1 018 рублей, в 2022 году - 1 932 рублей, в 2023 году - 2 012 рублей в месяц, а срочной пенсионной выплаты в 2021 году - до 2 101 рубля, в 2022 году - 2 306 рублей, в 2023 году - 2 510 рублей.

Индексация страховых пенсий

Планируется, что с 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составит 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсии вырастут на 5,9 %, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году - на 5,6 %, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.

Индексация социальных пенсий

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6 %. В 2022 году социальные пенсии проиндексируют на 8,5%, 2023 году — на 0,9%. Все размеры индексаций пенсий на период 2019-2024 годы уже рассчитаны. По прогнозам, средняя пенсия в России в 2021 году составит почти 17 4000 рублей и в 2022 году — около 18 300 рублей.

Размер индексации пенсии в рублях

Средний размер индексации пенсий в 2021 году составит 1 000 рублей. На эту сумму могут рассчитывать только те, у кого уже сейчас в среднем ежемесячные выплаты превышают 16 000 рублей. У остальных пенсионеров рост пенсии будет зависеть от индексации страховой части пенсии.


Индексация пенсий работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры по-прежнему не могут рассчитывать на индексацию пенсии. Они могут получить только прибавку до 3 пенсионных баллов, стоимость которых в 2021 году составит 98 рублей 86 копеек.

Кто еще не получит индексацию пенсии

Индексация в январе 2021 года обойдет стороной тех пенсионеров, которые получают социальные пенсии, то есть не набрали нужного количества баллов до страховой. Им индексация проводится 1 апреля на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Сейчас он составляет 2,6%.

Индексация пенсии инвалидов и ветеранов боевых действий

Январская индексация также не коснется инвалидов всех категорий и ветеранов боевых действий. Им повысят пенсию с 1 февраля, а надбавка будет зависеть от индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8%. Размер пенсии у них такой же, а вот надбавки за январь им пересчитают и начнут выплачивать повышенные суммы с 1 февраля 2021 года.

Индексация пенсий военных

Президент Владимир Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о не индексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году. В очередной раз наложен мораторий и на индексацию денежного обеспечения - пенсии. На пенсионеров из каких служб распространяется закон:

· объединенных ВС СНГ;

· внутренних и железнодорожных войсках;

· войсках гражданской обороны;

· военизированных подразделениях СК РФ;

· иных воинских формированиях, подразделениях.

Новый проект бюджета учитывает повышение такого показателя, как денежное довольствие военнослужащих срочной службы, в 2020 году — на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%. Однако это пока только законопроект.

Прожиточный минимум пенсионера по годам

Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2021 год в размере 10 022 рублей, на 2022 год - 10 115 рублей и на 2023 год - 10 818 рублей.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Посмотрите полезное видео

Стать инвалидом

Средняя пенсия россиянина с ограниченными возможностями — 13 306 рублей в месяц. Достигнув пенсионного возраста, они получают ту пенсию, что больше — либо пенсию по инвалидности, либо страховую по старости и ежемесячную денежную выплату. Ее средний размер — 2763 рубля в месяц. Таким образом, средний доход пенсионеров-инвалидов — 16 тысяч рублей.

В выдаче Google по запросу «купить инвалидность» 425 тысяч результатов. По данным «Новой газеты», в 2016 году инвалидность второй группы стоила 200 тысяч рублей. Абонемент на парковку в центре Москвы — 300 тысяч рублей в год. Справка об инвалидности позволяет в числе прочего всегда парковаться бесплатно.

Стать москвичом

Пенсия не может быть меньше регионального прожиточного минимума пенсионера. В среднем по стране это 8703 рубля в месяц, а в Москве — почти на 2,5 тысячи больше.

Столичное правительство установило собственный минимальный размер пенсии — 17 500 рублей. Московские пенсионеры, которым назначили пенсию меньше этой суммы, получают доплату из городского бюджета. В среднем — 5,5 тысячи рублей ежемесячно. Чтобы получить надбавку, нужно прожить в Москве хотя бы десять лет.

Московские власти планируют сохранить надбавки и после пенсионной реформы. Когда пенсионный возраст женщин повысят до 63 лет, а мужчин — до 65, москвички по-прежнему будут получать городскую надбавку с 55 лет, а москвичи — с 60, утверждают источники газеты «Ведомости». Вместе с выплатами пенсионеры Москвы сохранят и льготы: компенсацию расходов на общественный транспорт, бесплатный проезд в электричках и другие.

Стать чиновником

Средняя пенсия федерального чиновника, по данным Росстата, составляет 18 709 рублей. Ее получают 74 тысячи человек. При этом пенсионный возраст госслужащих начали повышать еще в 2017 году — на полгода в год до 63 лет для женщин и до 65 для мужчин.

Стать жителем Крайнего Севера

В регионах Крайнего Севера один из самых высоких прожиточных минимумов для пенсионеров, а на Чукотке — самый высокий в стране. Минимальная пенсия там — 19 тысяч рублей.

Кроме того, пенсионерам Крайнего Севера полагается фиксированная выплата — почти 5 тысяч рублей ежемесячно. Те, кто отработали в северных регионах 15 лет, получают еще 2,5 тысячи рублей.

В некоторых местах могут действовать районные коэффициенты. На Чукотке, например, он равен двум. Значит, максимальная фиксированная выплата чукотского пенсионера — 15 тысяч рублей в месяц: (5 тысяч фиксированной выплаты + 2,5 тысячи за стаж) х 2.

И наконец, отработав на Крайнем Севере 15 лет, можно выйти на пенсию на пять лет раньше.

Стать силовиком

Пенсия сотрудников силовых ведомств, включая МВД, Минобороны, Росгвардию и Федеральную службу исполнения наказаний, зависит от выслуги лет. После 20 лет службы военному полагается половина его зарплаты в виде пенсии. За каждый год работы после этого пенсия увеличивается, но не может быть больше 85 процентов от зарплаты военнослужащего.

В 2018 году средняя «военная» пенсия превысила 26 тысяч рублей. Получают ее свыше 2 миллионов человек. И их не коснется повышение пенсионного возраста.

Стать депутатом Госдумы

Депутаты и сенаторы получают ежемесячную прибавку к пенсии. При парламентском стаже от 5 до 10 лет — 55 процентов от премии. При стаже больше 10 лет — 75 процентов от премии.

В 2018 году средняя депутатская премия составила почти 85 тысяч рублей. Таким образом, средняя пенсия депутатов, проработавших в Госдуме 10 лет и больше, достигла 77 тысяч рублей.

Стать летчиком-испытателем

Летчицы-испытатели с выслугой не менее 20 лет и летчики-испытатели, отработавшие 25 лет, могут не только выйти на пенсию раньше, но и получать больше. В 2018 году минимальная пенсия летчиков, две трети стажа которых пришлись непосредственно на испытательные полеты, составила 50 тысяч рублей в месяц. За каждый год работы на пенсии они получают прибавку.

Средняя пенсия летчиков-испытателей в 2018 году почти достигла 92 тысяч рублей. Всего в России таких пенсионеров тысяча человек.

Стать космонавтом

Космонавты тоже выходят на пенсию раньше — при стаже 20 лет для женщин и 25 для мужчин. Они получают пенсию в размере 55 процентов от своей зарплаты, а за каждый год работы на пенсии прибавку в 3 процента от зарплаты, но в совокупности не более 85 процентов. Космонавты-инвалиды и космонавты старше 80 лет получают дополнительную прибавку в 10 тысяч рублей.

В 2018 году средняя пенсия космонавта составила 463 407 рублей.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Читайте также: