Кто получает пенсию 80000 рублей

В 2019 году в России началась пенсионная реформа. Гражданам на пять лет отсрочили выход на заслуженный отдых, работающим пенсионерам перестали индексировать выплаты. Особняком продолжают стоять «сословия» - их пенсионных гарантий эти изменения опять практически не коснулись. Что делать с этой социальной пропастью?

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?


Друзья, лично я получаю, по независимым от меня обстоятельствам, то есть моя трудовая книжка осталась на работе, когда на меня и мою семью было совершено покушение, и я оказался в больнице СКЛИФАСОВСКОГО, а когда вышел, то мое место - директора УНИВЕРСАМА №55 на ЛЕНИНГРАДСКОМ шоссе, уже был НОВЫЙ ДИРЕКТОР АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, а ТОРГ был расформирован где была моя трудовая книжка, поэтому как мне сказали в ПФ, мне начислили пенсию 6787 рублей 09 копеек, правда еще добавили социальную выплату, как мне сказали, 3541 руб 15 копеек до прожиточного минимума, но кто установил этот МИНИМУМ я не поинтересовался, а сейчас ознакомившись с ПЕНСИЯМИ ЭТИХ. кто устанавливает этот МИНИМУМ, понял, что как говорят - СВОЯ РУБАШКА, БЛИЖЕ К ТЕЛУ. НА все мои запросы через МФЦ, приходит один и тот же ответ, - Что в архиве был пожар и к сожалению моих данных восстановить, не имеется возможности

А, когда я пришел в очередной раз узнать о своем стаже, то директор ПФ меня начала успокаивать словами - НУ, что ВЫ так волнуетесь, знаете как много таких как ВЫ не могут восстановить свой стаж, вот как бы так.

ДРУЗЬЯ, а сейчас ознакомтесь, какую пенсию получают те, кто всем пенсионерам и работникам страны УСТАНАВЛИВАЕТ - ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ!

В СОВЕТСКИЕ времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018 г. составлял 826,5 тыс. руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994 г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс. руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

Единообразия, опять же, никакого: даже внутри одной категории, например военных и силовиков, нюансы расчетов приводят к тому, что один и тот же чин в армии и в спецслужбах получает разные пенсии, по размеру отличающиеся в разы.

По случаю и за заслуги
Цифра
Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил
Досье
Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Гражданские госслужащие 2173

Лица, замещающие госдолжности 758

Нацгвардия около 400

Работники горячих цехов и с вредными условиями труда 1800

Работающие в тяжелых условиях труда 2800

Могущие претендовать на пенсионные льготы по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению 1-й группы и т.д.) 1340

Работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним 2900

Педагогические, медицинские и творческие работники 1775

Итого льготников, «досрочников» и спецкатегорий 16 724

Источник: Росстат, militaryarms.ru, pravda.ru, данные Минтруда

Не удивительно, что армия желающих поработать на государство в последние годы растет — привлекают размеры не только зарплат, но и пенсий, поскольку заметно выросли и те, и другие. Гражданские госслужащие, пояснил «Огоньку» директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Южаков, давно ратовали за повышение своего пенсионного возраста и относительно недавно обрели желаемое: теперь оставаться на госслужбе можно до 65 лет, а в особых случаях — до 70 лет.

Социальные пенсии вообще поражают разнообразием цифр. Если средний размер социальной пенсии составил в прошлом году 8,8 тысячи рублей, то пенсия участнику ВОВ — 34,3 тысячи, а с дополнительной ежемесячной помощью — 40,3 тысячи рублей. Так называемых федеральных льготников (в эту категорию попадают инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои СССР, России и Соцтруда и т.д.) ни много ни мало — 15,4 млн человек, и по каждому своя методика расчета пособия. А еще 3,9 млн ежемесячно получали социальную доплату к пенсии по 1900 рублей, чтобы уровень последней поднялся до прожиточного минимума пенсионера (в прошлом году таковой был равен 8540 рублей), то есть почти 4 млн россиян получали пенсию размером чуть больше 6,5 тысячи рублей в месяц.

Один на оба ваших дома

Управиться с таким разливом проще, чем разобраться с начислением пенсий

Возможно ли повышение размера страховых пенсий? Хотя бы до 40 процентов от утраченного заработка? Авторы нынешней реформы утверждают, что да, это, мол, и является одной из целей повышения пенсионного возраста. А вот по словам проректора по развитию Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, они лукавят: искомая цифра 40 процентов будет доступна только для зарплат в 62 500 рублей и ниже (до 780 тысяч в год). Более высокие оклады сулят их получателям куда меньший, чем 40, процент для пенсии. Это позволяет балансировать системе страховых пенсий, ведь страховые взносы по-прежнему перераспределяются между получателями страховых пенсий. В противном случае россиянин, зарабатывающий меньше МРОТ, смог бы накопить себе на пособие по старости только через 128 лет.

Но еще важнее ответ на вопрос: откуда взять денег на выплату всего многообразия существующих пенсий и социальных пособий? Сторонники повышения пенсионного возраста упирают на то, что число пенсионеров растет, количество трудового населения уменьшается, а из федерального бюджета приходится выделять все больше средств в ПФР. Что ж, на первый взгляд все верно — и с демографией проблемы, и цифры бюджетных трансфертов в ПФР растут. Но дьявол, как известно, в деталях.

Например, трансфертов два. Первый — средства, направляемые на исполнение государством его социальных обязательств (например, соцпенсий или материнского капитала) и на выплату «пенсий по гособеспечению». Второй — деньги, идущие на выплату страховых пенсий. Вот второе и есть та самая дыра в бюджете ПФР, на закрытие которой и направлена в том числе нынешняя реформа. Но парадокс: дыра-то, оказывается, не растет, а, если верить статистике, даже затягивается в силу того, что растут поступления от уплаты россиянами страховых взносов. В прошлом году, если полагаться на слова статс-секретаря — замминистра труда и социальной защиты Андрея Пудова, таковых удалось собрать почти на 4,5 трлн рублей. В правительстве это знают, поэтому и трансферт из бюджета на выплату страховых пенсий закрепили в размере 1 трлн рублей сразу на ближайшие три года — перспектива ведь понятна. А одна из причин, по которой ПФР не удается собрать всю нужную сумму страховых взносов, заключается в немалом числе льготников «по отраслям», которые платят уменьшенные страховые взносы или же не платят вовсе. Иными словами, государство само сократило приток средств в ПФР и теперь вынуждено за это расплачиваться.

Между тем рост бюджетных трат и без того неизбежен — увеличиваются соцобязательства самого государства и пенсии госслужащим. Намного? Примерно по 100–200 млрд рублей в год: в 2017-м — 3,7 трлн рублей, в 2019 году ожидается, что эта цифра превысит 4 трлн рублей. Можно ли сократить этот рост? Можно, но уж точно не путем повышения пенсионного возраста, а за счет сокращения штата госслужащих, размеров их пенсий и уменьшения соцобязательств государства. На что власть вряд ли пойдет.

В контексте сказанного разнобой в финансировании пенсий показателен — и тут два разных мира. Страховые пенсии финансируются прежде всего за счет оплаты страховых взносов в 22 процента от зарплаты, а недостающее, равно как и средства на выплату пенсий госслужащим и социальных пенсий, дает федеральный бюджет. Но откуда он берет деньги? В прошлом году свыше 60 процентов бюджетных доходов составили нефтегазовые, то есть в первую очередь налоги с граждан и бизнеса.

Получается, что прямо или косвенно, а пенсии всех типов и видов финансируют бюджетники, работники коммерческого сектора и бизнес. Занятный штрих: как пояснил «Огоньку» Александр Сафонов, государство, по сути, перекладывает из одного кармана в другой, выплачивая из бюджета зарплаты госслужащим и собирая с них потом налоги и выплаты для последующего возврата им же в виде тех же зарплат и пенсий. Замкнутый круг. К тому же, по его словам, власть по-прежнему не проронила ни слова о том, как намеревается уменьшить теневую занятость. «В тени» же сегодня находится порядка 20 млн россиян — их страховых взносов хватило бы на обнуление трансфертов в ПФР. Но вывод бизнеса и граждан «из тени» требует масштабной реформы и единого подхода. А с последним, судя по множественности пенсионных миров,— проблема.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 24 января 2019. Время чтения 8 мин.


Получая заработную плату 100 000 руб., можно рассчитывать на достойные выплаты в старости. Претенденты на страховое обеспечение при минимальном стаже 10 лет заработают 12 161,59 руб. При максимальной выработке у женщин 37 лет пенсионные платежи достигнут 34 804,73 руб., 43 года у мужчин – 39 583,74 руб. Госслужащие с зарплатой 100 000 руб. по выслуге лет получат 40 000 руб. обеспечения в старости, а при 10-летней переработке – 70 000 руб.

Размер пенсии напрямую зависит от величины заработной платы. Именно такой аргумент приводился, когда вводилась новая балльная система расчета пенсионного обеспечения. Но мало кто учитывает, что даже при высоких окладах можно вовсе не заработать пенсию или получить минимальное пособие. Кроме этого, на величину выплат влияет и тип обеспечения, продолжительность стажа, размер доплат, других мотивационных прибавок. Чтобы понять, какая будет пенсия, если зарплата 100 000 руб., рассмотрим самые распространенные виды пенсионного обеспечения: страховое и государственное для чиновников с учетом минимально требуемого стажа или выслуги лет.

Какой будет страховая пенсия при зарплате 100 000 руб.

Страховая или трудовая пенсия выплачивается большинству граждан как обеспечение в старости, основанное на солидарных принципах. Однако право на такие выплаты, независимо от размера заработной платы, получают россияне при условии:

  1. Достижения пенсионного возраста – в 2019 г. этот показатель вырос до 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Несмотря на длительные дебаты, в конце 2018 г. утвержден указ об увеличении пенсионного возраста до 60 и 65 лет, соответственно.
  2. Наличия 10-летнего стажа. С 2024 г. показатель выработки для получения пенсии будет составлять 15 лет.
  3. Накопления 16,2 балла. ИПБ также будут расти и в 2025 г. достигнут максимума – 30 баллов.

Поэтому, получая даже высокую зарплату, которая за короткий промежуток времени может обеспечить быстрое накопление необходимых баллов, выйти на заслуженный отдых не получится до достижения пенсионного возраста и наличия минимального стажа.


Рис. 1. Не всегда высокая зарплата – гарантия достойных выплат в старости

Если не соблюдено хотя бы одно из условий, даже при зарплате 100 000 руб. можно претендовать только на социальное пособие, которое устанавливается в фиксированном размере и назначается на 5 лет позже достижения пенсионного возраста.

Справочно! В 2019 году социальная пенсия по возрасту установлена на уровне 5 180,24 руб.

Поэтому будущим пенсионерам придется работать как минимум 15 лет, чтобы получить право на страховое обеспечение.

Ограничения при расчете размера пенсии

Но возраст и стаж – это не единственные препятствия для получения выплат. Обладатели высоких зарплат ограничены законодательно в начислении пенсионных баллов.

Чтобы понять, как это работает, рассчитаем, сколько ПБ можно накопить за год с зарплаты 100 000 руб.

Для вычисления пенсионных баллов применим стандартную формулу:

ПБ = (ЗП*12*16%/МВБ*16%)*10, где:

  • ПБ – пенсионные баллы;
  • ЗП – заработная плата;
  • МВБ – максимальная взносооблагаемая база, которая установлена в 2019 г. на уровне 1 150 000 руб.

При заработной плате 100 000 руб. на лицевом счету застрахованного лица должно за год накопиться:

ПБ = (100 000*12*16%/1 150 000*16%)*10 = 10,43 балла.

Однако в 2019 г. максимальное значение годового пенсионного коэффициента ограничено 9,13 балла. Такое лимитирование введено, чтобы не допустить начисления несоразмерно высоких выплат из Пенсионного фонда претендентам со слишком высоким доходом. И, вероятно, зарплата в 100 000 руб. относится именно к этой категории.

Какая же тогда зарплата считается максимально допустимой для начисления допустимых системой баллов? Для этого максимальную взносооблагаемую базу разделим на 12 месяцев:

1 150 000/12= 95 833 руб.

Это означает, что и при зарплате 95 833 руб., и доходе 100 000 руб. зачислено будет одинаковое количество баллов, соответственно, и размер пенсии – одинаковым.


Рис. 2. Ежемесячно с зарплаты 100 000 руб. работодателем отчисляется 22 000 руб. в адрес ПФР

Однако взносы с зарплаты в адрес ПФР в первом случае за год составят 252 999 руб. При оплате труда 100 000 руб. перечислено будет 264 000 руб.

Примечание! Пенсия при более высокой заработной плате будет такой же, как при максимально допустимом доходе – 95 833 руб.

Расчет пенсии при зарплате 100 000 руб.

Второй переменной, влияющей на величину пенсионных выплат, является страховой стаж, то есть период, на протяжении которого из заработной платы велись отчисления в ПФР. Учитывая, что минимальный стаж в 2019 г. для получения страхового обеспечения – 10 лет, попытаемся рассчитать минимально возможную пенсию.

Однако сделать это с применением стандартной формулы не получится, так как ежегодно с 2015 г. максимальный ИПБ изменялся.

Таблица 1. Изменение максимального значения годового индивидуального коэффициента

Год ИПБ
2015 7,39
2016 7,83
2017 8,26
2018 8,7
2019 9,13
2020 9,57
2021 10

Примечание! С 2021 года максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента будет установлено на уровне 10 баллов.

Так как до 2015 года учитывались страховые взносы, которые при перерасчете были конвертированы в баллы, при расчете будем учитывать за более ранние периоды значение 7,39 баллов, установленное в переходный период.

Получается, что за 10 лет можно заработать:

Чтобы подсчитать величину страховой пенсии, воспользуемся стандартной формулой:

  • СПБ – стоимость пенсионных баллов, 87,24 рублей в 2019 г.;
  • ФВ – фиксированная выплата, 5334,19 руб. в 2019 г.

Если пенсия будет оформляться именно в 2019 году, выплаты составят:

78,26*87,24+5334,19 = 12 161,59 руб.

Получается, что при достаточно высокой заработной плате 100 000 руб. и стаже 10 лет платежи в старости будут меньше средней пенсии по России. Кроме того, такой уровень обеспечения не дотягивает даже до прожиточного минимума пенсионеров в некоторых регионах. Например, коренные москвичи на пенсии, независимо от прежней зарплаты, получают доплату до социального стандарта – до 17 500 руб.

Как изменятся выплаты, в зависимости от стажа

Но требования к стажу ежегодно ужесточаются – с 2024 г. для получения пенсионного обеспечения придется трудиться как минимум 15 лет. И на практике у большинства пенсионеров реальный стаж намного превышает это значения. Поэтому будет целесообразно посмотреть, как изменятся выплаты при зарплате 100 000 руб., в зависимости от выработки. Для упрощения вычислений примем значение ПИБ максимально допустимое в текущем году – 9,13 балла.

Таблица 1. Размер пенсии при зарплате 100 000 руб.

Стаж, лет Размер пенсии в 2019 г.
10 13 299,20
15 17 281,70
20 21 264,21
25 25 246,72
30 29 229,22
35 33 211,73
37 34 804,73
40 37 194,23
43 39 583,74

Для сравнения! При зарплате 20 000 руб. пенсионные выплаты при стаже 40 лет составят 12 616 руб.

Получается, чтобы заработать пенсию, максимально приближенную к средней зарплате в России, придется отработать 40-43 года.

Способы увеличить пенсионные выплаты

Продолжительный срок работы – не единственный способ увеличения пенсионного обеспечения. Надбавки к пенсии положены для пенсионеров:

  • имеющих северный или горячий, льготный стаж;
  • содержащих иждивенцев, инвалидов;
  • проживающих в районах крайнего севера;
  • достигших 80-летнего возраста;
  • отказавшихся от выплат в пользу начисления мотивационных коэффициентов.

Платежи увеличиваются за советские периоды работы, нестраховые случаи, приравненные к льготным.


Рис. 3. Копите заранее на достойный доход в старости

При зарплате 100 000 руб. рационально воспользоваться альтернативным вариантом – сформировать во время трудовой деятельности личные накопления, перечисляя часть доходов в адрес негосударственного Пенсионного фонда.

Как работают негосударственные фонды, можно познакомиться на примере анализа деятельности НПФ «Доверие».

Какая будет государственная пенсия при зарплате 100 000 руб.

Анализируя размер пенсионного обеспечения при высоких зарплатах, целесообразно сравнить выплаты обычных пенсионеров с обеспечением чиновников в старости.


Рис. 4. Достойная пенсия – это реально

Ограничимся расчетом пенсий федеральных и муниципальных чиновников. В этом случае обеспечение назначается при достижении пенсионного возраста при наличии выслуги лет. В 2019 году для получения льготной пенсии необходимо отработать 16,5 лет. В дальнейшем профессиональная выработка вырастет до 20 лет к 2026 году.

Подсчитать обеспечение госчиновников проще, так как им назначается 40% от денежного довольствия. Так как мы рассматриваем уровень дохода 100 000 руб., то пенсия чиновника в любом случае составит 40 000 руб. Как видим, это на порядок больше, чем страховое обеспечение при аналогичном стаже – при стаже 16,5 лет рядовой пенсионер получит 18 476,46 руб.

Кроме этого, у госчиновников есть реальная возможность увеличить платежи, отказавшись от льготной пенсии и продолжив работать. За каждый лишний год будет начислено дополнительные 3% от оклада. То есть, каждый дополнительный год работы увеличит пенсию чиновника на 3 000 руб. Через 10 лет обеспечение достигнет 70 000 руб., что абсолютно несопоставимо с максимально возможной страховой пенсией.

Для сравнения! За год страховое пенсионное обеспечение работающего пенсионера увеличивается максимум на 3 балла – 261,72 руб. в текущем году, независимо от величины заработной платы. При более позднем обращении за оформлением выплат ‒ на 4–7% от размера пенсии, то есть на 530-2 800 руб., в зависимости от величины начислений и наличия льгот.

Учитывая множество переменных, которые влияют на окончательный размер пенсионных платежей, принимать расчетные данные, как аксиому, недопустимо. Не дадут ясной картины и размещенные на сайтах пенсионные калькуляторы. Кроме этого, на практике не встречаются ситуации, когда на протяжении 10-40 лет заработки не менялись. Поэтому для расчета платежей лучше обратиться в региональное отделение ПФР.

Как накопить на пенсию 20 млн руб., смотрите в видеоролике:

Читайте также: