Надбавка к пенсии летному составу в 3 м квартале года

Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в связи с особым характером работы в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения предусмотрена дополнительная ежемесячная выплата к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – доплата к пенсии), за счет средств дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее – плательщики взносов).

Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена.

Право на доплату к пенсии имеют:

Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии выслуги в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации дающих право на доплату: для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет*.

*При оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, мужчинам - не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.

В выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155. При этом периоды выполнявшейся с 1 декабря 1991 года работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась на воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Исчисление выслуги для назначения доплаты к пенсии производится исходя из налета часов в соответствии с Правилами исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155.

Как оформить доплату к пенсии

Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация права на доплату к пенсии осуществляется путем подачи гражданином соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.

Документы, необходимые для установления доплаты к пенсии:

К заявлению о назначении доплаты к пенсии представляются документы:

  • о периодах работы, дающей право на доплату к пенсии;
  • о налете часов;
  • о среднемесячном заработке за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы.

Определение размера доплаты к пенсии

Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),

где РД - размер доплаты к пенсии;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года - на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона;

ЗР - среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.

К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный;

СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;

СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.

Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.

Сроки установления доплаты к пенсии

Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в порядке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ:

  • с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
  • с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
  • с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
  • с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

Выплата доплаты к пенсии

Доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

При прекращении или приостановлении выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии.

При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.

Возобновление выплаты доплаты к пенсии производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.

Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии и ее удержание по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ, производятся в порядке, определенном для страховой пенсии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязанности пенсионеров, плательщиков взносов, пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти

Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.

В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155 ФЗ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, применяемые при установлении доплаты к пенсии:

  • Федеральный закон от 27 ноября 2001 года № 155 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 года № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Какой размер пенсии у летного состава гражданской авиации


Так как основной закон в этой области не принят, то для улучшения материального состояния определенных категорий граждан, работающих в конкретных профессиональных сферах, были приняты отдельные нормативные документы. Проще говоря, был сформирован ряд доплат к пенсии. Они служили существенной поддержкой для незащищенного слоя граждан, чей труд был сопряжен с вредоносными или опасными обстоятельствами.

К ним относятся сотрудники Авиафлота России. Право на пенсию есть не только у пилотов, но и у следующих категорий сотрудников:

  • инженерные и технические отделы, которые выполняют исследовательские полеты: механики, техники и другие;
  • контроллеры экипажей испытательных полетов, руководители летно-испытательных служб;
  • диспетчеры, координирующие полеты.

Летному составу гражданской авиации пенсия начисляется сразу после выслуги лет и сохраняется за гражданином до конца жизни.

Пенсионный фонд установил дополнительные выплаты для сотрудников летных экипажей бортов гражданской авиации. Надбавка назначается членам летных экипажей бортов ГА, чья выслуга составляет более двадцати пяти лет для мужчин, двадцати – для женщин. Из них для мужчин двенадцать с половиной лет – в управлении самолетом или вертолетом у мужчин, десять – у женщин. Это соответствует возрасту пятидесяти пяти лет у мужчин и, соответственно, пятидесяти у женщин. Если сотрудник уходит с летной работы по состоянию здоровья, то выслуга сокращается до двадцати и пятнадцати лет для мужчин и женщин.

Утверждены данные дотации официальным постановлением № 115 от 14.03.2003 г. Начисление трудового стажа для формирования пенсионных выплат сотрудникам авиационного экипажа происходит с учетом таких пунктов:

  • образование в авиационных ВУЗах с предварительной работой на летных должностях;
  • двадцать часов полета сотрудника авиакомпании считаются одним календарным месяцем;
  • двенадцать часов полетов на вертолетах в сопровождении иностранных самолетов, а также в качестве тренеров в учебных заведениях, которые занимаются подготовкой и переподготовкой летного экипажа ГА, считаются как полный календарный месяц;
  • работникам поисково- и аварийно-спасательных частей рассчитывается в эквиваленте один к полутора;
  • сотрудники спортивных авиационных организаций, Добровольного общества содействия армии, авиации и флота получают год или два трудового стажа за отработанный календарный год (если выполнена минимальная программа – полтора, при выполнении сложных фигур – два);
  • каждый год работы парашютно-десантных служб за полтора года трудового стажа.

В общем расчете сотрудник экипажа гражданской авиации при выходе на пенсию должен иметь налет не менее 6000 часов для мужчин, 4800 часов – для женщин на самолетах, 3100 – для мужчин, 2480 часов – для женщин на вертолетах.

Пенсия летному составу гражданской авиации: размер пенсии, правила начисления

Надбавка к пенсионным выплатам при полной выслуге лет считается индивидуально по схеме:

СЗП × (ЗР / ЗП) × К*(СВ / СВД) = сумма надбавки к установленной пенсионной выплате.

  • СЗП – средняя зарплата;
  • ЗР – средний доход за месяц на должности, которая предоставляет возможность назначения доплат, высчитанный за пять лет подряд или два последних года работы;
  • ЗП – средняя оплата в России за тот же период;
  • К – коэффициент на долю средней зарплаты, который составляет 0,55 при отработке полного трудового стажа (20 и 25 лет) и прибавка на 0,1 за каждый следующий сверхурочный год (максимальный коэффициент 0,75). При досрочном прекращении работы и отработки неполного стажа он уменьшается на 0,2 за каждый год;
  • СВ – средняя сумма взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда с предприятий, который пользуются услугами летных составов;
  • СВД – сумма для выплаты надбавок в начале периода.

Объем надбавок к пенсиям пересматривается четыре раза в год (ежеквартально). На данный момент сумма максимальной доплаты при выслуге 45 лет и коэффициенте 5 составляет 15 131 рубль 7 копеек. Доплату на сегодняшний день получают более сорока двух тысяч пенсионеров России, из них около пяти сотен – жители Крыма и Севастополя.

Подобные надбавки оплачиваются ежемесячно вместе с пенсией и считаются пожизненными, если пенсионер не возобновляет трудовую деятельность. В случае если сотрудник, получающий доплату, возвращается на работу на должность, благодаря которой обеспечивалась доплата, то начисление ее приостанавливается с начала следующего месяца, и он вправе в заявительном порядке просить ее снова после ухода с работы.

В случае смерти пенсионера, которому начисляли доплату за выслугу лет в ГА, невыплаченные надбавки возвращаются родственникам, проживающим с пенсионером до последнего дня. Заявление с требованием возмещения невыплаченных средств должно подаваться не позже чем шесть месяцев со дня смерти. Если таких родственников несколько, то доплата распределяется среди них равными частями. Обращаем внимание, что необязательно это будут те же, кто оказывается законными или назначенными наследниками. Все родственники, имеющие право на получение пенсионных надбавок, указаны в 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подписанном в конце декабря 2013 года.

Как оформить доплату


Оформляя надбавку к пенсионной выплате, бывший сотрудник ГА проходит тот же алгоритм, что и при прочих причинах доплаты. Список документов, которые необходимо предоставить в ПФ России (местное отделение), содержит:

  • заявление с просьбой назначения доплаты;
  • документ, подтверждающий трудовой стаж, который дает основание к надбавке (трудовая книжка);
  • документ, в котором зафиксировано количество летных часов (летная книжка или справка Федеральной службы надзора в сфере транспорта);
  • документ, фиксирующий среднюю зарплату за крайние два года или любых пять лет подряд работ на должности, дающей основания для пенсионной надбавки.

Осуществление выплат происходит за счет взносов от предприятий, на которых работает член экипажа. Это говорит о том, что авиакомпания, кроме единого социального налога, оплачивает 14% страхового взноса в Пенсионный фонд России. Получается, если предприятие (читайте авиакомпания) не оплачивает официальные взносы, то ПФР не в состоянии реализовать надбавки к пенсионным выплатам.

Сложная экономическая обстановка в Российской Федерации привела и к проблемам в самих авиакомпаниях. Большинство из них сократило количество туристических перелетов, также увеличилась стоимость на топливо, из-за достаточно резкого роста курса валют выросли издержки, ввелся ряд санкций к РФ, а в общем, снизилась покупательная способность граждан.

Это привело и к сокращениям в летном составе. Внутренние полеты не в состоянии перекрыть материальные потери от уменьшения количества международных перелетов. Правительство России может обнулить НДС на местные перелеты, чтобы помочь авиакомпаниям, ведь нестабильная платежеспособность половины из них неизбежно влияет на формирование и выплату надбавок летному экипажу гражданской авиации.

В 2014 году произошло присоединение Крымского полуострова к России. При первичном пересчете пенсий крымские пенсионеры получали мизерные оплаты, поэтому Указом Президента РФ они были увеличены вдвое, что благотворно сказалось на финансовом положении крымских авиационных пенсионеров, так как на сегодняшний день их пенсия является выше, чем у некоторых коллег с других регионов.

Пенсионная реформа в Российской Федерации не считается завершенной, поэтому пенсионеры могут рассчитывать на положительные изменения. В том числе и по отношению к тем, чья трудовая деятельность была связана с постоянными напряжениями. Сотрудники летного состава гражданской авиации во времена своей службы отвечали не только за собственные жизни, но и за жизнь каждого пассажира. Профсоюзы пилотов и сотрудников авиации также поднимают вопрос об увеличении количества субсидий, так как сотрудников ГА, вышедших на пенсию, принято считать льготной категорией граждан.

Доплата к пенсии летному составу гражданской авиации

Общий стаж летной работы на самолетах и вертолетах ГА 10 лет, в том числе 2 года испытательных полетов. Имею ли я право при выходе на пенсию в 60 лет на доплату к общей пенсии? Если да, то на основани каких документов ?

05 Декабря 2013, 10:14 Валерий, г. Иркутск

Ответы юристов (1)


05 Декабря 2013, 10:20

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (с изменениями и дополнениями)

27 ноября 2001 г.

Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации предоставляются дополнительные гарантии в области социального обеспечения в связи с особыми условиями труда. Указанным лицам устанавливается ежемесячная доплата к государственной пенсии за выслугу лет, вне зависимости от механизма исчисления ее размера. Размер доплаты к пенсии определяется в зависимости от продолжительности выслуги лет пенсионера, величины его среднемесячного заработка за период летной работы с учетом суммы фактически поступивших страховых взносов по дополнительному тарифу.

Устанавливаются особенности исчисления среднемесячного заработка для определения размера доплаты к пенсии.

Для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в ПФР, установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 14 % выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 ноября 2001 г. N 235, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4561, в "Парламентской газете"

от 1 декабря 2001 г. N 227

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть вторую статьи 4 настоящего Федерального закона, распространяющихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.


Актуальный текст документа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Профессия летчика гражданской авиации подразумевает работу в сложных условиях, связанных с регулярным риском для здоровья: постоянная смена часовых поясов, высокий уровень ответственности и связанное с ним переутомление нервной системы. Это накладывает определенный отпечаток на условия, которые создает авиакомпания для летного состава.

Престиж профессии вместе с возможностью хорошо зарабатывать, иметь полный социальный пакет и достойные условия и размер летной пенсии оправдывают непростые обстоятельства их профессиональной деятельности.

Бесплатно по России

Принципы начисления выплат летному составу

Многим специалистам, чья профессиональная деятельность связана с угрозой здоровью, а также тяжелыми трудовыми условиями, государство обеспечивает начисление дополнительных выплат.

Для летчиков гражданской авиации назначение пенсии регламентируется законодательно как общими законами о пенсионном обеспечении граждан РФ (Федеральные законы №166-ФЗ, №400-ФЗ, №173-ФЗ), так и специальными актами:

  • Федеральный закон №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право летному составу гражданской авиации на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Главной особенностью отправления на пенсию данной профессиональной категории граждан выступает отсутствие необходимости достижения пенсионного возраста, установленного в России. Назначение пенсионного пособия возможно по выслуге лет, при этом 20 часов полетов летчика равны 1 месяцу трудового стажа.

Размер содержания будет зависеть от звания пилота и среднего заработка за определенный период.

Во сколько лет пилоты выходят на заслуженный отдых

На назначение содержания возраст влияет не сильно, поскольку летчик может продолжать летать в роли командира до 65 лет, а после – в роли второго пилота, пока специальная медкомиссия не примет решение о допуске его к полетам.

Однако решение продолжить летать в таком возрасте принимает не каждый летчик в силу объективных причин: из-за регулярных нагрузок возникают проблемы со здоровьем, не позволяющие продолжать профессиональную деятельность. Чаще всего пилот отправляется в отставку по выслуге лет.

Согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации, регулирующей вопросы, связанные с условиями выхода на пенсию, для мужчин-летчиков необходимый стаж работы должен составить 25 лет, а для представительниц слабого пола – 20 лет. Когда причиной отставки становится ухудшение здоровья, необходимое количество лет стажа снижается на 5 лет для обоих полов – до 20 и 15 лет соответственно.

Для увольнения со службы по выслуге лет летчику необходимо предоставить подтверждение своего летного стажа, в качестве которого выступают сведения, содержащиеся в его летной книжке.

Этот документ сопровождает летчика в течение всего периода его профессиональной деятельности и содержит:

  • четкое документирование каждого полета;
  • допуски к полетам;
  • тренировки, которые были пройдены специалистом;
  • уровень его подготовки.

Назначение пособия по выслуге осуществляется с учетом летных часов:

  • пилоты, управляющие лайнером, должны «налетать» 6000 часов, если речь идет о мужчине, и 4800 часов – если о женщине;
  • пилоты, управляющие вертолетом, должны провести в небе 3100 часов и 2480 часов соответственно в зависимости от пола.

В месяц пилоты истребителей, лайнеров и частных самолетов не могут летать более 20 часов, а пилоты вертолетов – более 12 часов.

Размер пенсии

В определении размера пенсионного содержания учитывается несколько важных условий:

  1. Размер трудовой пенсии составляет 55% от средней зарплаты пилота.
    пилот, выходящий на пенсию, может выбрать период, за который будет рассчитан размер его средней зарплаты из двух вариантов: 5 лет непрерывного стажа, либо последние 2 года.
  2. Если до нужного летного стажа не хватает какого-то количества лет, за каждый такой год вычитается 2%. Социальное пособие при этом уменьшается в 2 раза за каждый недостающий год.
  3. На содержание влияет районный коэффициент, принятый в регионе, где проходила служба летчика.
  4. На размер пенсионного содержания влияет среднее значение по заработной плате в России за срок выслуги, совпадающий с выбранным пилотом ранее, и с размером отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Льготы и надбавки

В целом пенсионное содержание, полагающееся пилотам-пенсионерам, состоит из:

  • страховой части;
  • накопительной части;
  • прибавка за выслугу лет и специфические особенности профессиональной деятельности.

Таким образом, пенсионное обеспечение летчика-пенсионера – уже является доплатой.

Если стаж летчика был превышен, ему положены дополнительные начисления к имеющимся 55% от средней зарплаты в размере 1% за каждый год превышения.

Летчики-испытатели могут рассчитывать на надбавку к выплатам в виде дополнительных 10% от среднего размера зарплаты.

Надбавки, положенные летчикам за выслугу, считаются пожизненными, а их выплата происходит каждый месяц одновременно с основной пенсионной частью. Если летчик принимает решение о возвращении к своей профессиональной деятельности, то доплата в виде надбавки снимается с последующего месяца. Вернуть данные дополнительные выплаты можно в случае очередного ухода со службы.

Если пенсионер умер, то доплата невыплаченных надбавок осуществляется родственникам, проживающим вместе с пенсионером, после того, как ими будет подана соответствующая заявка.

Оформление

Для того чтобы будущий пенсионер смог рассчитывать на выплату положенного ему содержания, после увольнения ему нужно подать заявку на оформление пенсионного содержания.

Данная заявка может быть подана любым удобным способом из предложенных:

  • при личном обращении в Пенсионный фонд РФ;
  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • при обращении к авиакомпании-работодателю.

Для того чтобы заявка была принята, необходимо собрать и предоставить ряд документов (если речь идет о подаче заявки через Госуслуги – нужны сканированные версии документов):

  • паспорт гражданина РФ;
  • прошение на оформление содержания;
  • справка о размере зарплаты;
  • трудовая книжка летчика;
  • летная книжка и другие документы с указанием специального стажа пилота (справка о налете часов, документы, обосновывающие льготную специфику работы и пр.);
  • ИНН и страховое свидетельство;
  • медицинские документы (если пенсионное содержание назначается по состоянию здоровья).

Оплата содержания устанавливается со следующего месяца указанным в заявлении способом получения: на банковскую карту, либо через почтовое отделение.

Для того чтобы оформить заявку на выплату положенных доплат, пенсионер должен обратиться в ПФ РФ, имея при себе:

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ, в котором зафиксирован специальный стаж пилота (летная книжка, справка о налете часов);
  • справку о размере зарплаты за выбранный летчиком период.

Роль в начислении выплат профсоюза летного состава

В профессиональном союзе летного состава числятся не только сами летчики, но и иные должностные лица, чья деятельность приравнивается к деятельности летчиков в вопросах выплат пенсионного содержания с доплатами. Это бортовые инженеры и механики, радисты, бортпроводники, операторы и пр.

Президиум профсоюза отстаивает интересы летного состава в вопросах назначения пенсий и доплат, регулирования их размера, обеспечения гарантированных условий для выхода на пенсию, а также рассматривает способы и возможности для улучшения пенсионных условий для летного состава, в том числе увеличения субсидий ушедшим на пенсию пилотам.

Интересное видео

Об особенностях выхода на пенсию у летчиков-испытателей в видео:

Профессия летчика гражданской авиации сопряжена с множеством угроз для здоровья, а иногда и жизни, что, несомненно, оправдывает достойное пенсионное обеспечение по итогу службы. Льготы и надбавки призваны компенсировать тяжелые условия труда данной профессиональной категории граждан.


Перерасчет пенсии летного состава гражданской авиации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. № 1064-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шутьки Сергея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 1 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.А. Шутьки к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

Как следует из представленных материалов, в 1992 году заявителю была назначена пенсия в связи с работой в гражданской авиации в соответствии со статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При назначении пенсии были учтены периоды работы в должности летчика-инструктора в 3-м Московском городском аэроклубе (ноябрь 1976 года — январь 1978 года) и в должности летчика-инструктора, парашютиста в Авиационно-техническом спортивном клубе МАИ (июнь 1978 года — июль 1979 года) в качестве работы в летном составе в организациях ДОСААФ СССР, однако в выслугу лет для установления ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, за назначением которой заявитель обратился в 2012 году, они включены не были.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, не соответствуют статьям 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют правоприменительным органам не включать в выслугу лет в должности члена летного экипажа воздушных судов гражданской авиации периоды работы в должностях летного состава в организациях ДОСААФ СССР, чем ограничивают право на получение ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление доплат к пенсиям, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», согласно его преамбуле, определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.

В статье 1 (части первая — четвертая) данного Федерального закона определены условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которая назначается в дополнение к пенсии, установленной в соответствии с действующим законодательством.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 июля 2005 года № 331-О, указанная доплата к пенсии является специальной социальной выплатой, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному обязательному пенсионному страхованию.

Такое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционное право заявителя на пенсионное обеспечение, которое было им реализовано на основании добровольного волеизъявления при назначении пенсии в связи с работой в гражданской авиации в соответствии со статьей 79 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом работы в летном составе в организациях ДОСААФ СССР.

Кроме того, вопреки утверждению заявителя оспариваемые им законоположения не содержат порядка исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Разрешение же вопроса о возможности зачета периодов работы в должностях летного состава в организациях ДОСААФ СССР в выслугу лет для установления доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации связано с исследованием конкретных обстоятельств дела, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шутьки Сергея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.


2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Какой размер пенсии у летного состава гражданской авиации


Так как основной закон в этой области не принят, то для улучшения материального состояния определенных категорий граждан, работающих в конкретных профессиональных сферах, были приняты отдельные нормативные документы. Проще говоря, был сформирован ряд доплат к пенсии. Они служили существенной поддержкой для незащищенного слоя граждан, чей труд был сопряжен с вредоносными или опасными обстоятельствами.

К ним относятся сотрудники Авиафлота России. Право на пенсию есть не только у пилотов, но и у следующих категорий сотрудников:

  • инженерные и технические отделы, которые выполняют исследовательские полеты: механики, техники и другие;
  • контроллеры экипажей испытательных полетов, руководители летно-испытательных служб;
  • диспетчеры, координирующие полеты.

Летному составу гражданской авиации пенсия начисляется сразу после выслуги лет и сохраняется за гражданином до конца жизни.

Пенсионный фонд установил дополнительные выплаты для сотрудников летных экипажей бортов гражданской авиации. Надбавка назначается членам летных экипажей бортов ГА, чья выслуга составляет более двадцати пяти лет для мужчин, двадцати – для женщин. Из них для мужчин двенадцать с половиной лет – в управлении самолетом или вертолетом у мужчин, десять – у женщин. Это соответствует возрасту пятидесяти пяти лет у мужчин и, соответственно, пятидесяти у женщин. Если сотрудник уходит с летной работы по состоянию здоровья, то выслуга сокращается до двадцати и пятнадцати лет для мужчин и женщин.

Утверждены данные дотации официальным постановлением № 115 от 14.03.2003 г. Начисление трудового стажа для формирования пенсионных выплат сотрудникам авиационного экипажа происходит с учетом таких пунктов:

  • образование в авиационных ВУЗах с предварительной работой на летных должностях;
  • двадцать часов полета сотрудника авиакомпании считаются одним календарным месяцем;
  • двенадцать часов полетов на вертолетах в сопровождении иностранных самолетов, а также в качестве тренеров в учебных заведениях, которые занимаются подготовкой и переподготовкой летного экипажа ГА, считаются как полный календарный месяц;
  • работникам поисково- и аварийно-спасательных частей рассчитывается в эквиваленте один к полутора;
  • сотрудники спортивных авиационных организаций, Добровольного общества содействия армии, авиации и флота получают год или два трудового стажа за отработанный календарный год (если выполнена минимальная программа – полтора, при выполнении сложных фигур – два);
  • каждый год работы парашютно-десантных служб за полтора года трудового стажа.

В общем расчете сотрудник экипажа гражданской авиации при выходе на пенсию должен иметь налет не менее 6000 часов для мужчин, 4800 часов – для женщин на самолетах, 3100 – для мужчин, 2480 часов – для женщин на вертолетах.

Пенсия летному составу гражданской авиации: размер пенсии, правила начисления

Надбавка к пенсионным выплатам при полной выслуге лет считается индивидуально по схеме:

СЗП × (ЗР / ЗП) × К*(СВ / СВД) = сумма надбавки к установленной пенсионной выплате.

  • СЗП – средняя зарплата;
  • ЗР – средний доход за месяц на должности, которая предоставляет возможность назначения доплат, высчитанный за пять лет подряд или два последних года работы;
  • ЗП – средняя оплата в России за тот же период;
  • К – коэффициент на долю средней зарплаты, который составляет 0,55 при отработке полного трудового стажа (20 и 25 лет) и прибавка на 0,1 за каждый следующий сверхурочный год (максимальный коэффициент 0,75). При досрочном прекращении работы и отработки неполного стажа он уменьшается на 0,2 за каждый год;
  • СВ – средняя сумма взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда с предприятий, который пользуются услугами летных составов;
  • СВД – сумма для выплаты надбавок в начале периода.

Объем надбавок к пенсиям пересматривается четыре раза в год (ежеквартально). На данный момент сумма максимальной доплаты при выслуге 45 лет и коэффициенте 5 составляет 15 131 рубль 7 копеек. Доплату на сегодняшний день получают более сорока двух тысяч пенсионеров России, из них около пяти сотен – жители Крыма и Севастополя.

Подобные надбавки оплачиваются ежемесячно вместе с пенсией и считаются пожизненными, если пенсионер не возобновляет трудовую деятельность. В случае если сотрудник, получающий доплату, возвращается на работу на должность, благодаря которой обеспечивалась доплата, то начисление ее приостанавливается с начала следующего месяца, и он вправе в заявительном порядке просить ее снова после ухода с работы.

В случае смерти пенсионера, которому начисляли доплату за выслугу лет в ГА, невыплаченные надбавки возвращаются родственникам, проживающим с пенсионером до последнего дня. Заявление с требованием возмещения невыплаченных средств должно подаваться не позже чем шесть месяцев со дня смерти. Если таких родственников несколько, то доплата распределяется среди них равными частями. Обращаем внимание, что необязательно это будут те же, кто оказывается законными или назначенными наследниками. Все родственники, имеющие право на получение пенсионных надбавок, указаны в 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подписанном в конце декабря 2013 года.

Как оформить доплату


Оформляя надбавку к пенсионной выплате, бывший сотрудник ГА проходит тот же алгоритм, что и при прочих причинах доплаты. Список документов, которые необходимо предоставить в ПФ России (местное отделение), содержит:

  • заявление с просьбой назначения доплаты;
  • документ, подтверждающий трудовой стаж, который дает основание к надбавке (трудовая книжка);
  • документ, в котором зафиксировано количество летных часов (летная книжка или справка Федеральной службы надзора в сфере транспорта);
  • документ, фиксирующий среднюю зарплату за крайние два года или любых пять лет подряд работ на должности, дающей основания для пенсионной надбавки.

Осуществление выплат происходит за счет взносов от предприятий, на которых работает член экипажа. Это говорит о том, что авиакомпания, кроме единого социального налога, оплачивает 14% страхового взноса в Пенсионный фонд России. Получается, если предприятие (читайте авиакомпания) не оплачивает официальные взносы, то ПФР не в состоянии реализовать надбавки к пенсионным выплатам.

Сложная экономическая обстановка в Российской Федерации привела и к проблемам в самих авиакомпаниях. Большинство из них сократило количество туристических перелетов, также увеличилась стоимость на топливо, из-за достаточно резкого роста курса валют выросли издержки, ввелся ряд санкций к РФ, а в общем, снизилась покупательная способность граждан.

Это привело и к сокращениям в летном составе. Внутренние полеты не в состоянии перекрыть материальные потери от уменьшения количества международных перелетов. Правительство России может обнулить НДС на местные перелеты, чтобы помочь авиакомпаниям, ведь нестабильная платежеспособность половины из них неизбежно влияет на формирование и выплату надбавок летному экипажу гражданской авиации.

В 2014 году произошло присоединение Крымского полуострова к России. При первичном пересчете пенсий крымские пенсионеры получали мизерные оплаты, поэтому Указом Президента РФ они были увеличены вдвое, что благотворно сказалось на финансовом положении крымских авиационных пенсионеров, так как на сегодняшний день их пенсия является выше, чем у некоторых коллег с других регионов.

Пенсионная реформа в Российской Федерации не считается завершенной, поэтому пенсионеры могут рассчитывать на положительные изменения. В том числе и по отношению к тем, чья трудовая деятельность была связана с постоянными напряжениями. Сотрудники летного состава гражданской авиации во времена своей службы отвечали не только за собственные жизни, но и за жизнь каждого пассажира. Профсоюзы пилотов и сотрудников авиации также поднимают вопрос об увеличении количества субсидий, так как сотрудников ГА, вышедших на пенсию, принято считать льготной категорией граждан.

Доплата к пенсии летному составу гражданской авиации

Общий стаж летной работы на самолетах и вертолетах ГА 10 лет, в том числе 2 года испытательных полетов. Имею ли я право при выходе на пенсию в 60 лет на доплату к общей пенсии? Если да, то на основани каких документов ?

05 Декабря 2013, 10:14 Валерий, г. Иркутск

Ответы юристов (1)


05 Декабря 2013, 10:20

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (с изменениями и дополнениями)

27 ноября 2001 г.

Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации предоставляются дополнительные гарантии в области социального обеспечения в связи с особыми условиями труда. Указанным лицам устанавливается ежемесячная доплата к государственной пенсии за выслугу лет, вне зависимости от механизма исчисления ее размера. Размер доплаты к пенсии определяется в зависимости от продолжительности выслуги лет пенсионера, величины его среднемесячного заработка за период летной работы с учетом суммы фактически поступивших страховых взносов по дополнительному тарифу.

Устанавливаются особенности исчисления среднемесячного заработка для определения размера доплаты к пенсии.

Для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в ПФР, установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 14 % выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 ноября 2001 г. N 235, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4561, в "Парламентской газете"

от 1 декабря 2001 г. N 227

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть вторую статьи 4 настоящего Федерального закона, распространяющихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.


Актуальный текст документа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также: