Наибольший объем в пенсионных выплатах в российской федерации занимают

Рассматривая пенсию в России, необходимо учесть тот возраст, в котором люди выходят на заслуженный отдых. Помимо этого, принять во внимание размер средней пенсии по старости, а также ее минимальное значение.

Только так можно сориентироваться, какие категории лиц наиболее обеспеченные к старости, а кто вынужден довольствоваться минимальными суммами. К тому же можно проследить динамику роста выплат от государства и учесть прогнозные данные.


Пенсионный возраст

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

  • Для мужчин 65 лет.
  • Для женщин – 60.

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.


В современной России первые разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста начались еще в 1997 году. Инициатива исходила от Министерства экономики. В 2010 году эти разговоры и обсуждения стали регулярными. И вот, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, касающийся повышения пенсионного возраста для всех чиновников. В соответствии с ним возрастную планку установили:

  • Для мужчин на отметке 65 лет.
  • Для женщин – 63 года.

И вот в 2019 году это повышение коснулось всех категорий работников. Теперь мужчины отправятся на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это этапы введения. Так, например:

  • Мужчины 1958 года рождения выходят на пенсию в 60 лет.
  • А вот тот, кто родился в 1959, отправится на отдых только в 61 год.
  • Появившиеся на свет в 1960 смогут отдохнуть от работы только в 62 года.

Такая же поэтапность существует и у женщин. И чтобы точно узнать, когда можно собираться не работать, можно воспользоваться специальной табличкой.


Виды пенсий

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Численность пенсионеров

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивается как минимум на 300.000 человек.


Размер пенсии

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013- 9153,6 руб.
  • В 2014- 10029 руб.
  • В 2015- 10888 руб.
  • В 2016- 12080 руб.
  • В 2017- 17425 руб.
  • В 2018- 13323 руб.
  • В 2019- 14102 руб.


Динамика

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Прогноз

По прогнозным данным количество пенсионеров в стране будет расти и дальше. Выглядеть это будет следующим образом:

  • В 2025 году их будет почти 45 млн.
  • К 2030 – 46,5 млн человек.
  • В 2040 количество будет превышать 50 млн.
  • А к 2050 составит около 52 млн граждан.


Обусловлено это следующими негативными факторами:

  • Уменьшением рождаемости в стране.
  • Недостаточно качественными условиями жизни, которые вызывают миграционный отток молодой части населения. К тому же уезжают самые образованные, те, кто может найти себе применение и более высокооплачиваемую работу в другой стране.
  • Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца. В результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже.

Что же касается размера пенсии, то вот какие прогнозные данные предлагает Росстат:

  • В 2020 году ожидается сумма приблизительно в 15.800.
  • К 2025 году – 22.000 руб.
  • К 2030 году – 23.700 руб.
  • К 2035 году – она должна повыситься до 25.500 руб.


Как видно из всех данных Росстата, ситуация в стране с количеством пенсионеров является достаточно тяжелой. Их большое количество и дальнейший рост требуют немедленного решения проблемы по улучшению демографии. В противном случае в ближайшие десятилетия встанет вопрос о пенсионных выплатах, так как наряду с увеличением числа пенсионеров, число работоспособных граждан будет уменьшаться.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.


Система пенсионного обеспечения России после реформы 2015 года

В настоящее время в России оформилась трехуровневая система пенсионного обеспечения.

Что такое пенсия в современной системе пенсионного обеспечения

Пенсия - это гарантированная государством ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • обязательное пенсионное страхование и
  • негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии) предоставляются:

нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию - инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа;

гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет;

либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

В зависимости от категории граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение, пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются на следующие виды:

  • государственная пенсия за выслугу лет;
  • государственная пенсия по старости;
  • государственная пенсия по инвалидности;
  • государственная пенсия по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению (государственных пенсий)

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета РФ.

В настоящее время порядка 3 млн. человек получают в России пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии).

Условия назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению установлены Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

Военных пенсионеров Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" вывели из под действия Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

При этом Законом N 166-ФЗ «О военных пенсиях» права военных пенсионеров по сравнению с получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению были значительно ущемлены.

Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) с 1 января 2015 года вместо трудовой пенсии назначаются и выплачиваются

  • страховая пенсия и
  • накопительная пенсия.

Страховая пенсия

Страховая пенсия – в настоящее время самый распространенный вид пенсий в России.

Данный вид пенсий назначается только лицам:

  • застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования и
  • выплачивающим в Пенсионный фонд страховые взносы необходимое количество лет и в необходимом объеме.

Из 145 млн индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования у 80,2 млн человек формируется пенсия по обязательному пенсионному страхованию.

Условия назначения страховой пенсии по старости определяются Федеральным законом от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Право на назначение страховой пенсии по старости зависит о трех факторов:

  • достижения общеустановленного для выхода на пенсию возраста;
  • наличия минимально требуемого страхового стажа и
  • наличия минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов).

Накопительная пенсия

По Пенсионной реформе 2015 года накопительная пенсия стала самостоятельным видом пенсии, а не одной из составляющих трудовой пенсии.

Порядок установления и выплаты накопительной пенсии в целом остался прежним.

Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, при наличии у них пенсионных накоплений в Пенсионном фонде РФ или в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

До 2016 г. ожидаемый период выплаты накопительной пенсии составляет 19 лет. После этой даты он будет ежегодно определяться федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.

В пенсионные накопления входят:

  • страховые взносы на накопительную пенсию (включая дополнительные, взносы работодателя, по программе софинансирования),
  • направленные на эти цели средства материнского капитала и доходы от их инвестирования.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на накопительную пенсию устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель (корпоративные пенсионные программы).

Около 7 млн. человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения преимущество по корпоративным пенсионным программам.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов .

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:

В политике мер по социальной защите населения основное место занимают государственные пенсии. Значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает интересы более 30 млн человек (престарелых, инвалидов и членов их семей, а также семей, потерявших кормильца).

В настоящее время государственная пенсионная система переживает кризис, доходы пенсионеров систематически отстают от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости значительно ниже прожиточного уровня в большинстве регионов Российской Федерации. В этих условиях основным содержанием проводимой реформы пенсионной системы в Российской Федерации является концепция выплаты пенсий на основе накопительных принципов финансирования. С вступлением в силу с 2002 г. Федеральных законов от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и от 24 июля 2001 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопитель ной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране был запущен механизм пенсионной реформы, которая является одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: повышение ответственности работников за обеспечение своей старости, а также повышение ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать достойную по уровню доходов пенсию, она лишь перераспределяла денежные средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов Российской Федерации в другие.

Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Согласно новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд РФ, которые составляют в совокупности 28 %, разделены на три части: 14 % направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии, 8 —12 % от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд России (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 р., но не превышать 50 % средней зарплаты за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6 % направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), который уплачивается работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 г. рождения и старше и женщины 1956 г. рождения и старше, т. е. те граждане, которые должны были выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся до 1967 г., как предполагается, до 1 января 2005 г. будут участвовать в ней в ограниченном объеме — их накопительные поступления составляют пока 2 % от размера заработной платы, а с января 2005 г. этот платеж подлежит возврату в страховую часть.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальной заработной платой и размером отчислений в Пенсионный фонд РФ, которые производятся работодателем. Это должно стимулировать работников и работодателей к отказу от разного рода полулегальных зарплатных схем и вывести скрытые части доходов из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» страхователем может выступать не только Пенсионный фонд РФ, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 г., в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды, куда можно переводить накопления из Пенсионного фонда РФ.

Одна из основных задач, которую должна решить реформа — обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно должен получать отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала.

Начиная с 1 января 2002 г. механизм персонифицированного учета уплаченных взносов был запущен и каждый россиянин, который застрахован в системе обязательного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета.

Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции. Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом РФ резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе за деятельность Пенсионного фонда РФ и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

Таким образом, в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Основные отличия новой пенсионной системы от старой можно сформулировать следующим образом.

1. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая пенсионная система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной — между группами граждан с различным уровнем дохода.

2. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы гражданина.

3. Новая модель, так же как и старая, базируется на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущими пенсионерами. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд РФ и фиксироваться на лицевых счетах, но денежные средства, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

4. Новым пенсионным законодательством установлены новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В существовавшей модели отработанными годами определялось, какую часть от учитываемой заработной платы может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который определяет размер пенсии, будет сумма денежных средств на лицевом счете. Сумма эта во многом зависит от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

5. В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. Основой ее является прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Концепцией пенсионной реформы определены также следующие основные виды пенсий.

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью. Трудовая пенсия складывается из трех составляющих — базовой, страховой и накопительной частей.

Базовая часть трудовой пенсии — это фиксированная часть, которая устанавливается в твердой сумме и выплачивается за счет средств федерального бюджета. Страховая часть трудовой пенсии — это дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете. Накопительная часть трудовой пенсии — это часть, которая будет выплачиваться в пределах сумм денежных средств уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Право на трудовую пенсию по старости имеют согласно действующему законодательству при страховом стаже не менее 5 лет мужчины в возрасте 60 лет, женщины в возрасте 55 лет. Отдельные категории граждан имеют также право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

Досрочная трудовая пенсия по старости представляет собой вид трудовой пенсии по старости, которая назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Социальная пенсия — это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Пенсия по инвалидности назначается гражданам в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограниченные возможности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от продолжительности их трудового стажа.

В системе мер по социальной защите граждан в Российской Федерации весьма важное место принадлежит также различным видам пособий. Это пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.

Пособие по временной нетрудоспособности. На данный вид пособий приходится наибольший объем выплат из средств государственного социального страхования.

В настоящее время размер выплат установлен при условии продолжительности непрерывного трудового стажа в следующих соотношениях:

до 5 лет — 60 % заработка;

от 5 до 8 лет — 80 % заработка;

от 8 лет и свыше — 100 % фактического заработка, но не более 12 480 р. за полный календарный месяц.

Пособие по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях выплачивается в размере 100% средней заработной платы без учета продолжительности непрерывного трудового стажа. При этом не применяется ограничение пособия максимальным размером.

Пособие по беременности и родам предоставляется продолжительностью 70 дней до родов и 70 дней после родов. В 2005 г. оно исчисляется в размере 100 % от среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, но не может превышать 12480 р.

Пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка установлено с 1 января 2005 г. в размере 6000 р. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Если ребенок родился в 2004 г., но родители обратились за пособием в 2005 г., то пособие при рождении ребенка выдается в размерах, которые были установлены на день рождения ребенка, т. е. в размере 4500 р.

Работающим гражданам пособие выдается по месту работы, неработающим — органами социальной защиты населения по месту жительства.

Пособие на погребение. С 1 января 2001 г. размер данного пособия установлен в твердой сумме — 1000 р. Пособие выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение. Выплата производится организацией, где работал умерший. В районах и местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, социальные пособия на погребение выплачиваются с учетом этих коэффициентов.

1. Что такое социальное обеспечение?

2. Назовите основные принципы социального обеспечения.

3. Назовите основные виды пенсий в Российской Федерации.

4. Назовите основные виды пособий и источники их финансирования в Российской Федерации.

5. Назовите основные отличия новой пенсионной системы от старой.

Читайте также: