О ежемесячной доплате к трудовой пенсии главы муниципального

Статья 13. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии главы муниципального образования

1. Лицо, являвшееся главой муниципального образования и осуществлявшее полномочия главы муниципального образования на постоянной (штатной) основе, при выходе на трудовую пенсию, назначенную по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Лицам, получающим пенсию в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации, доплата может быть установлена после перехода на трудовую пенсию по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

2. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации (или иного органа местного самоуправления, если соответствующие полномочия органа местного самоуправления определены уставом муниципального образования) по заявлению лица, имеющего право на эту доплату, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования, и выплачивается из средств местного бюджета.

Информация об изменениях:

Законом Псковской области от 3 июня 2010 г. N 982-ОЗ пункт 3 статьи 13 настоящего Закона изложен в новой редакции

3. Решением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии таким образом, чтобы сумма страховой части трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла:

30 процентов ежемесячного денежного содержания главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной (штатной) основе, при условии пребывания в этой должности не менее 2 лет 6 месяцев;

60 процентов - при условии пребывания в этой должности не менее одного срока полномочий;

60 процентов - в случае преобразования или упразднения муниципального образования;

75 процентов - при условии пребывания в этой должности более одного срока полномочий.

Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, являвшемуся главой муниципального образования и осуществлявшему свои полномочия на постоянной (штатной) основе, исчисляется исходя из ежемесячного денежного содержания по должности главы муниципального образования на постоянной (штатной) основе, установленного на момент подачи заявления об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Лицу, получающему две пенсии, при определении размера ежемесячной доплаты учитывается их общая сумма с учетом надбавок и компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, являвшемуся главой муниципального образования и осуществлявшему свои полномочия на постоянной (штатной) основе, исчисленный в соответствии с положениями настоящей статьи, не может быть ниже следующих минимальных размеров:

для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения не менее 2 лет 6 месяцев, - 1200 рублей;

для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения не менее одного срока полномочий, - 2400 рублей;

для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения и досрочно прекративших их исполнение в случае преобразования или упразднения муниципального образования, - 2400 рублей;

для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения более одного срока полномочий, - 2700 рублей.

4. Стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии (исчисление или продолжительность срока полномочий), устанавливается на момент обращения за доплатой к трудовой пенсии в соответствии с действующим на момент подачи заявления законодательством.

5. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее дня назначения трудовой пенсий.

6. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии не устанавливается и не выплачивается лицу, являвшемуся главой муниципального образования, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначено ежемесячное пожизненное содержание либо установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо ежемесячная доплата к пенсии.

7. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии осуществляется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. При увеличении ежемесячного денежного вознаграждения главы муниципального образования пересчитывается размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в новом размере производится со дня изменения ежемесячного денежного вознаграждения.

8. Порядок оформления документов и ведения личных дел по установлению и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется представительным органом муниципального образования.

9. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии гражданину, являвшемуся главой муниципального образования, приостанавливается со дня замещения им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, государственной должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы.

Лицо, получающее ежемесячную доплату к трудовой пенсии и назначенное на одну из указанных должностей, обязано в 5-дневный срок сообщить об этом в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления.

10. При последующем освобождении от государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, государственной должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии возобновляется по заявлению лица с приложением копии решения об освобождении от соответствующей должности со дня, следующего за днем освобождения от должности.

Решение о возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии принимает уполномоченный орган местного самоуправления в 14-дневный срок со дня подачи заявления.

В случае смерти лица, получавшего ежемесячную доплату к трудовой пенсии, ее выплата прекращается со дня, следующего за днем смерти этого лица.

11. Сумма ежемесячных доплат к трудовой пенсии, излишне выплаченная лицу вследствие его злоупотребления, возмещается этим лицом, а в случае его несогласия взыскивается в судебном порядке.


>
Вступление в силу настоящего Закона и заключительные положения
Содержание
Закон Псковской области от 14 июня 2006 г. N 556-ОЗ "О статусе главы городского (сельского) поселения"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пенсия муниципальным служащим начисляется не по старости, а по выслуге лет. Если работник данной категории обладает иным стажем (был ранее трудоустроен не в государственном учреждении), то он может дополнительно получать выплаты по старости.

Если лицо на 1 января 2017 года являлось госслужащим, имело выслугу 15 лет или более, получило право на пенсию по старости или инвалидности, оно вправе претендовать на пенсию по выслуге лет по ранее установленным нормам, а не с учетом новых положений. Рассмотрим подробнее в представленном материале, как осуществляется начисление данной выплаты, и кто вправе претендовать на ее получение.

Кто имеет право на муниципальную пенсию?

Основными нормативными актами, регулирующими право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, являются:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.03.007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По действующему ранее законодательству чиновники могли продлевать срок службы с 60 до 65 лет, но с 01.01.2017 года такая возможность утеряна. Исключение составляют следующая категория работников - руководители госслужб в возрасте до 70 лет при условии согласования с органом власти, назначившим их на эту должность.

Законом № 25-ФЗ (ст. 4) определяет правовой статус муниципальных образований, согласно которому они являются одной из ветвей власти на местном уровне. Муниципалитеты имеют полномочия и обязанности по реализации государственной политики и соблюдения законных прав граждан, проживающих в территориальном объединении.

Условия предоставления муниципальной пенсии за счет бюджетных средств устанавливаются законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Пенсия за выслугу лет госслужащим назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.

Назначение муниципальной пенсии за выслугу лет производится:

  • военнослужащим;
  • государственным и муниципальным служащим;
  • приравненным к ним гражданам из числа работников летно-испытательного состава или космонавтов.

Данной категории граждан выплачивается:

  • пенсия за выслугу лет;
  • единовременные выплаты и доплаты при наличии оснований;
  • доля страховой выплаты по старости или по инвалидности.

Если сейчас право на муниципальную пенсию за выслугу лет получают госслужащие, отслужившие 15 лет (в 2017 году - не менее 15 лет 6 мес.) и замещающие должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев, то минимально необходимый стаж с 2020 года составит 20 лет.

При наличии стажа 15 лет пенсия составит 45% от среднемесячной зарплаты за вычетом стандартных страховых выплат. При выходе на пенсию госслужащего на 5 лет позже, он будет получать на 10% больше, а до 01.01.2017 необходимо было отработать 1 лишний год.

Если служащий отслужил 10 лет, с начала 2017 ему положена прибавка в 75%, а до этого момента такую же надбавку он получает, если срок составляет 3 года. При стаже в 15 лет и более служащий получает ежегодно надбавку в размере 3% от среднемесячного заработка.

Право на муниципальную пенсию с 01.01.2017 возникает как и раньше - в случае увольнения, но список причин изменился:

  • выход чиновника на пенсию;
  • ликвидация государственного органа;
  • уход по состоянию здоровья;
  • достижение служащим предельного возраста для работы;
  • соглашение сторон служебного контракта истекло, иное.

Если уволиться по другим причинам, получать пенсию можно на общих основаниях.

Возраст ухода на пенсию

Ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен пороговый возраст выхода на пенсию для всех категорий граждан: 55 лет для работающих женщин и 60 лет для работающих мужчин. Изменения коснутся только государственных служащих. Согласно нововведениям:

  • пенсионный возраст будут повышать постепенно в течение 15 лет;
  • увеличат минимальный стаж для начислений выплат чиновникам по выслуге лет;
  • определят новый список причин для увольнения госслужащих с правом получения пенсии.

График увеличения пенсионного возраста расписан в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Ежегодно до 2032 года он будет увеличиваться на 6 месяцев. Женщины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года, а мужчины в 65 лет. Стаж при расчете муниципальной пенсии в 2017 году определяется суммой периодов госслужбы и иной деятельностью, включенной в службу на иных должностях, определяемых Президентом РФ.

Во всех случаях обязательным условием для получения пенсии за выслугу лет является наличие у госслужащего не менее 1 года стажа в должности на федеральной службе, а отдельные категории чиновников должны иметь 12 месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия по выслуге лет

За назначением пенсии по выслуге лет граждане вправе обратиться в любое время после возникновения на нее права без каких-либо ограничений. Если за назначением пенсии граждане обращаются в МФЦ или территориальный орган ПФР, то за пенсией по выслуге лет необходимо обращаться:

  • с заявлением на имя председателя правления ПФР и документами в кадровую службы федерального органа государственной власти;
  • в кадровую службу его аппарата, в котором лицо замещало должность перед увольнением;
  • при ликвидации госоргана - в кадровую службу реорганизованного или ликвидированного органа, которой переданы функции прежнего органа.

Документы для назначения этого вида пенсии необходимо собирать в соответствии с Приказом Минтруда России от 22.05.2017 № 436н.

Размер муниципальной пенсии

Порядок пенсионного обеспечения служащих муниципалитета, в том числе условия расчета стажа и его подтверждения, регламентируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1648н и Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н. Каждый субъект РФ издает свое положение, регулирующее процесс назначения пенсии чиновникам с учетом особенностей их занятости, сроки подачи документов, порядок их регистрации.

Расчет пенсии служащих муниципалитета

Размер пенсии муниципальных служащих зависит от:

  • стажа трудовой деятельности;
  • размера отчислений страховых взносов в процентном соотношении от начисленной зарплаты.

Минимальное значение пенсии для указанной категории лиц составляет 45% зарплаты за последний год за вычетом пенсии по старости, исчисленная пропорционально имеющемуся индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК), который рассчитан из стажа и размера отчислений.

Максимальный размер составляет 75%, расчет которых производится следующим образом: присвоение 45% за 15 лет стажа, добавление по 3% за каждый последующий год, но не более 75% всего.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 при расчете среднего заработка для исчисления размера пенсии учитываются:

  • оклад;
  • больничные и премии;
  • отпускные, оздоровительные;
  • все виды надбавок, доплат.

Не учитываются при определении размера - поощрения, выплаты в связи с болезнью, безвременной кончиной близкого родственника.

Льготы муниципальным служащим

Служащие имеют право на получение одновременно двух пенсий: по выслуге лет - исходя из стажа госслужбы и по старости - из оставшегося общего стажа. Если размер будет небольшим, он вправе отказаться от пенсии по выслуге и получать только выплаты по старости, поскольку суммарное количество ИПК будет выше в этом случае, а размер пенсии увеличится.

Доплата к пенсии

Ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые бывшим муниципальным служащим, порядок перерасчета размера пенсий и выплат утверждается Правилами назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которые принимают органы муниципалитетов. Правила, принимаемые субъектами Федерации, определяют условия приобретения права на доплату за стаж.

Муниципальные пенсионеры часто обращаются в суд за доплатой к пенсии, поскольку районная администрация или иной муниципальный орган не спешит соблюдать закон. Без юриста добиться причитающихся выплат практически невозможно. Рекомендуем обратиться за правовой поддержкой к нашим опытным специалистам. Позвоните нам по телефону или свяжитесь с нами через форму обратной связи для получения консультации по любым вопросам о муниципальных пенсиях.

Пенсия за выслугу лет доступна не всем, а только лишь людям определенных профессий.

На нее могут рассчитывать:

  • шахтеры;
  • пожарные;
  • космонавты;
  • работники спасательной службы;
  • госслужащие;
  • лица, являющиеся работниками рыбной отрасли;
  • люди творческих профессий;
  • медицинские работники;
  • учителя и преподаватели;
  • военнослужащие;
  • летчики-испытатели;
  • другие специальности, которые имеют вредные и тяжелые условия труда.

Мы с вами поговорим о такой категории граждан, как муниципальные служащие.

Работники этой сферы имеют право на получение пенсий за выслугу лет. Для этого необходимо иметь стаж не меньше 15 лет и выполнить определенные условия, расторгая трудовой договор или увольняясь:

  • муниципальный служащий достиг возраста для выхода на пенсию;
  • если орган власти прекратил свое действие и служащий попал под сокращение;
  • служащий достиг максимального возраста в этой должности;
  • период его полномочий на занимаемой должности вышел;
  • здоровье его не соответствует нужным условиям для работы в этой должности;

Если служащий отработал более 15 лет в этой сфере деятельности, то за каждый год свыше, ему полагается надбавка в размере 3%, но вся пенсия не может быть больше 75% от средней зарплаты, которую он получал за все время службы.

При этом важный момент состоит в том, что пенсия не может составлять сумму меньше прожиточного минимума.

  • Условия назначения пенсии
  • Минимальный и максимальный размер пенсии
  • Как рассчитать пенсию?
  • Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Условия назначения пенсии

Основные условия определены в Федеральном законе РФ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и, поэтому, одинаковы для всех муниципальных и государственных гражданских служащих в России.

Для того чтобы претендовать на получение пенсии за выслугу лет, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  • у него присутствует специальный трудовой стаж;
  • пенсионные права приобретает в соответствии с законом РФ;
  • увольняется со службы по определенным основаниям.

Минимальный и максимальный размер пенсии

Предположим, муниципальный служащий подходит под критерии, которые позволяют ему рассчитывать на пенсию за выслугу лет. Какой же у нее размер?


Законодательством РФ установлено, что пенсия за выслугу лет составляет 45% от средней зарплаты муниципального служащего. При этом, повторимся, за каждый год, проработанный сверх 15 лет, оплачивается в виде надбавки в 3 % от среднего заработка.

Максимальный размер её составляет 75% от уровня денежного содержания. Это значит, что пенсионные выплаты исчисляются не из установленного оклада, а именно из денежного довольствия, в которое входит должностной и соответствующий чину оклады, надбавки за особые условия службы, ежемесячные поощрения и другие выплаты, положенные муниципальному служащему.

Про минимальный размер, мы также говорили выше. Данный вид пенсии не может быть ниже МРОТ.

Пенсия за выслугу лет тем лицам, которые ушли со службы в связи с инвалидностью, выплачивается в размере:

  • при 1 и 2 группах — 75% от ежемесячного довольствия;
  • при 3 группе — 50% от размера довольствия.

Как рассчитать пенсию?

Существует формула расчета размера пенсии за выслугу лет:

ПВЛ = Д х ОК х П,

  • ПВЛ – размер собственно пенсии за выслугу лет;
  • Д – среднемесячная зарплата;
  • ОК- ограничительный коэффициент;
  • П– процентное выражение, устанавливаемое в зависимости от стажа муниципальной службы.

Максимальный предел составляет 2,8 размера оклада соответствующей должности, а если же речь идет о денежном вознаграждении, то тогда в пределах 0,8 этого размера.

Рассчитаем размер среднего заработка в месяц. Именно на его основе и вычисляется размер пенсии за выслугу лет. Законом установлено на него ограничение. Он не может быть больше 2,3 от должностного оклада. У нас эта сумма составила 8050 руб. (3500 руб. х 2,3)

Размер пенсии муниципального служащего составляет 45% от среднего заработка в месяц, если стаж его не меньше 15 лет и каждый следующий год увели­чивается на 3%. Но эта сумма не должна превышать 75% от среднего заработка.

Определяем пенсионный коэффициент выслуги: 45% получается за 15 лет, 30% - за 10 лет после.

Получаем: 45% + 30% = 75%.

Далее посчитаем размер пенсии за выслугу лет: РП = 7500 х 75% = 5625 руб.

Поскольку эта пенсия назначается дополнительно к трудовой пенсии, то она ограничена. Общая сумма двух пенсий не может превышать 75% от среднемесячного за­работка муниципального служащего.

В данном при­мере 75% от среднемесячного заработка, на основе которого определяется размер данной пенсии, составляет

8050 х 75 % =6037 руб.

Рассчитанный нами размер государственной пенсии за выслугу лет (5625 руб.) не превышает 2,3 должностного оклада (6037 руб.), на основе которого рассчитан размер дан­ной пенсии.

Муниципальному служащему назначена пенсия за выслугу лет в размере 5625 руб.

Из пенсии за выслугу лет (5625 руб.) вычитаем сумму трудовой пенсии (5000 руб.). Остаток и будет тем размером доплаты, которая полагается муниципальному служащему за выслугу лет.

В нашем примере эта разница составляет 625 руб. Эта именно та сумма, которую в качестве доплаты к основной трудовой пенсии будет получать работник муниципалитета.

Если происходит индексация пенсий, как трудовой по старости, так и за выслугу лет, то это тоже учитывается. Так, при увеличении пенсии по старости, размер доплаты за выслугу лет может уменьшаться.

Если размер трудовой пенсии превысит размер пенсии за выслугу лет, то в этом случае выплачи­вается только трудовая пенсия.

Вам в скором времени необходимо оформить пенсию? Узнайте, какие документы для этого понадобятся. Подробно здесь.

Последнее время все чаще в правительстве говорят о повышении пенсионного возраста. Как оно будет происходить, читайте в этой статье.

Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Муниципальный служащий может обратиться за пенсией за выслугу лет в абсолютно любое время после наступления права на нее, если ему уже назначена трудовая пенсия по старости.

Заявление необходимо подавать в кадровую службу того территориального органа, в котором гражданин проходил службу непосредственно перед увольнением.

Необходимо предоставить следующие документы:

  1. паспорт (нужен и оригинал, и копия всех страниц);
  2. справка о должностях и периодах работы, в которые включается стаж для назначения данного вида пенсии;
  3. копия приказа об увольнении;
  4. справка о среднемесячном заработке муниципального работника за последние полных 12 месяцев, предшествующие увольнению (необходимо, также, указание сумм по месяцам);
  5. справка о назначении трудовой пенсии по старости (или инвалидности). В ней должен быть указан федеральный закон, на основании которого назначена эта пенсия, ее размер, дата должна быть месяцем увольнения, а также на справка обязательно должна иметь номер и печать;
  6. трудовая книжка (копия);
  7. иные документы, которые подтверждают периоды стажа для назначения пенсии за выслугу лет.

После подачи заявления, комиссия в территориальном органе его рассматривает и принимает решение о назначении работнику муниципальной сферы пенсии за выслугу лет.

Данная пенсия назначается с того дня, когда служащий за ней обратился, но не ранее дня, следующего за увольнением с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.


Система пенсионного обеспечения в России предусматривает различные виды оснований для начисления материального обеспечения. Одним из них является выслуга.

Собственно, под ней следует понимать определенные периоды осуществления трудовой или служебной деятельности, которые дают право на какие-либо льготы.

Бесплатно по России

К последним относятся различные денежные прибавки и выплаты, а также возможность досрочного выхода на пенсию.

Механизм выслуги лет применяется по отношению к представителям далеко не всех профессий, а лишь к занятым в определенных, установленных законом сферах. На соответствующие льготы могут рассчитывать военнослужащие, работники правоохранительных и иных силовых структур.

С некоторыми условностями специальный стаж присутствует у педагогов и медицинских работников. Кроме этого, выслугу имеют государственные и муниципальные служащие. На последних следует остановиться более подробно.

Что такое муниципальная пенсия

Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.

Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.

Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.

Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.

Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.

Кто относится к муниципальным служащим

Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.

Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.


Основными характерными признаками муниципальной службы являются:

  • курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
  • исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
  • нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
  • финансирование происходит из средств местных бюджетов.

Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:

  • руководителей;
  • специалистов.

Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.

Кроме этого, муниципальные служащие могут иметь различные знаки классности – чины и ранги. В зависимости от наличия того или иного разряда, чиновнику положены различные надбавки к должностному окладу.

Пенсия у муниципальных служащих

Служащие муниципальных органов имеют те же права на пенсионное обеспечение, что и работники остальных сфер. Они могут рассчитывать на страховую пенсию по старости. Однако решение о повышении соответствующего возраста для данной категории работающих было принято раньше, чем для остальной части населения.

Последние новости говорят, что в 2019 году чиновники вправе рассчитывать на страховые пенсионные выплаты по достижении более позднего возраста, чем остальные граждане.

Возраст выхода

Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.

В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).


Необходимый стаж

Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.

Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.

Расчет муниципальной пенсии

В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.

Формула расчета муниципальной пенсии такова:

СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.

БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.

Н – надбавки.

МП – размер муниципальной пенсии.

Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.

Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.

Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.

Оформление муниципальной пенсии

Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.

Список документов

Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о доходе за последний год;
  • пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
  • СНИЛС (при наличии);
  • военный билет (при наличии).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.

Куда и когда обращаться

Муниципальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается за счет местного бюджета. Для ее оформления муниципальный служащий должен обратиться в отдел кадров организации, где он и трудится, предоставив соответствующие документы.

Чиновник вправе обратиться за ее получением в любое время после возникновения у него данного права.

В соответствии с действующим законодательством лицам, которые заняты на муниципальной службе, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – по выслуге лет. Рассчитывать на ее получение могут только те должностные лица, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – не менее 16,5 лет в 2019 году.

Полезное видео

Более подробно о возрасте выхода муниципальных служащих смотрите в видео:

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Кто должен выплачивать доплату к трудовой пенсии для муниципального служащего, ушедшего с этой должности на пенсию и имеющего определенный стаж муниципальной службы. Если это орган местного самоуправления - на каком основании, ведь в бюджете не заложены средства, если работник уволился неожиданно в середине года.



Пунктом 5 ч.1 ст. 23 федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» закреплено, что муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Согласно ст. 34 данного закона финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Как найти деньги - их проблема.


Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) установлено, что социальная доплата к пенсии предоставляется гражданину (пенсионеру) в виде денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-Ф 3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.


Решение о выплате доплат решает представительный орган муниципалитета (дума, совет).

Есть деньги, принимают МПА и выплачивают.

Нет денег, никто не получает.

Решение вступило в законную силу 15.04.2010 года.

Дело № 2 Ш-38/2010

Именем Российской Федерации

г. Шенкурск «12» марта 2010 года

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Хохрякова Н.А., при секретаре О., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Шенкурске гражданское дело по заявлению П. о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Шенкурске» и распоряжения органа местного самоуправления – администрации МО «Шенкурске» в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 января 2010 года и обязании устранить нарушение прав в полном объеме с указанной даты,

П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Шенкурске» и распоряжения органа местного самоуправления – администрации МО «Шенкурске» в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 января 2010 года и обязании устранить нарушение прав в полном объеме с указанной даты.

В обоснование требований указывает, что 31 декабря 2008 года вышла на пенсию с должности заместителя главы муниципального образования «Шенкурске». Со времени выхода на пенсию ей производилась ежемесячная доплата к пенсии из расчета, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 60 % месячного денежного содержания муниципального служащего, в соответствии со ст. 18 Областного закона от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» (далее Областной Закон) и ст. 18 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании «Шенкурске». 19 января 2010 года была поставлена в известность о том, что с января 2010 года доплата к пенсии производиться не будет в связи с отменой «Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Шенкурске»». Копию распоряжения от 31.12.2009 года № 223 об отмене доплаты получила на руки 05.02.2010 года.

С указанными решением Совета депутатов МО «Шенкурске» и распоряжением администрации муниципального образования «Шенкурске» по прекращению выплаты ежемесячной доплаты к пенсии не согласна по следующим основаниям:

Отмена ранее действовавшего «Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим муниципального образования «Шенкурске» не влечет за собой прекращения выплаты уже назначенной доплаты. Право на получение ежемесячной доплаты было установлено на законных основаниях, а прекращение доплаты законных оснований не имеет.

Областной Закон (п. 8 ст. 18) предоставляет право органам местного самоуправления устанавливать порядок назначения доплаты, но не отменять уже назначенную.

В указанных выше нормативных актах МО «Шенкурске» нет нормы, запрещающей выплату установленных доплат к пенсии бывшим муниципальным служащим.

Установлением ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с областным законом и нормативно-правовыми актами Муниципального образования «Шенкурске» администрация муниципального образования приняла на себя определённые социальные обязательства, прекращение данной выплаты противоречит этим документам и части 1 статьи 4 ГК РФ.

Действия администрации МО «Шенкурске» по прекращению выплаты ежемесячной доплаты к пенсии существенно нарушают её права в области пенсионного обеспечения муниципального служащего Архангельской области.

Просит суд признать незаконными решение Совета депутатов МО «Шенкурске» от 25 декабря 2009 года № 70 в части прекращения ей выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии и распоряжение органа местного самоуправления – администрации МО «Шенкурске» «О прекращении ей выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии» от 31.12.2009 года № 223.

В судебном заседании заявитель требования поддержала настаивает на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо администрация МО «Шенкурске» в лице представителя Е. заявленные требования не признаёт, указывая на то, что установление дополнительной гарантии муниципальному служащему вышедшему на пенсию относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления МО «Шенкурске», в решения которого администрация города вмешиваться не вправе. Бюджет МО «Шенкурске» на 2010 год утвержден решением Совета депутатов муниципального образования от 25.12.2009 г. № 71, где статья пенсионное обеспечение отсутствует, в связи с чем, администрация была вынуждена прекратить выплаты ежемесячной доплаты заявителю.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов МО «Шенкурске» Ж. заявленные требования не признает, мотивируя тем, что доплата к трудовой пенсии - дополнительная гарантия муниципальным служащим, установление её, право, а не обязанность органов местного самоуправления. Поскольку в 2010 году ожидается значительное снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования, учитывая, что доплата к пенсии – дополнительная гарантия муниципальным служащим, а также то, что П. является получателем пенсии по старости, исходя из понятий социальной справедливости и баланса равенства сторон, считает решение сессии депутатов МО «Шенкурске» от 25.12.2009 года законным. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 16 апреля 1998 г. N 68-15-03 принят Областной закон "О муниципальной службе в Архангельской области".

Согласно пункту 1 статьи 18 Областного закона на муниципального служащего в полном объеме распространяются права на пенсионное обеспечение, предусмотренные для государственного гражданского служащего Российской Федерации и установленные федеральными законами и законами области.

Пунктом 2 статьи 18 Областного закона установлено, что лица, занимающие муниципальные должности муниципальной службы, в связи с выходом на государственную пенсию имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

«Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании «Шенкурске»» утверждено Советом депутатов МО «Шенкурске», решением от 5 мая 2006 года № 38, опубликовано в «Шенкурском вестнике» 19 мая 2006 года, статья 18 которого соответствует статье 18 Областного закона.

В судебном заседании установлено, что заявитель уволена с должности заместителя главы администрации МО «Шенкурске» 31 декабря 2008 года в связи с выходом на пенсию.

Пунктами 2,3,4,5,6 приложения к решению муниципального Совета депутатов МО «Шенкурске» от 25 декабря 2008 года «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих», предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, установленные для непосредственного исполнения полномочий муниципальных органов, и уволенные в связи с прекращением полномочий муниципальных служащих, женщинам при стаже муниципальной службы 10 лет, размер ежемесячной доплаты исчисляется из расчета 1/4 части денежного содержания за любые 4 месяца подряд в течение последних двух лет работы и устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 50% месячного содержания, и увеличивается на 3% месячного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 10 лет у женщин, но не свыше 60% месячного содержания.

Согласно распоряжению главы МО «Шенкурске» от 31.12.2008 года, № 252 «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» на основании решения комиссии администрации МО «Шенкурске» «Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии» от 24.12.2008 года, П., имеющей стаж муниципальной службы 27 лет, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, составляющая суммарно с учетом размера государственной пенсии 60% месячного денежного содержания.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Шенкурске» от 25 декабря 2009 года пункт 4 решения муниципального Совета депутатов МО «Шенкурске» от 25 марта 2008 года утверждающий положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих» отменен.

Распоряжением главы МО «Шенкурске» № 223 от 31.12.2009 года «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии П.» выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии заявителю прекращена с 1 января 2010 года.

Указанные обстоятельства заинтересованным лицом и его представителями не оспариваются.

Муниципальное образование «Шенкурске» взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, лиц, замещавших муниципальные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования представительный орган муниципального образования обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции Российской Федерации.

При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям

Таким образом, представительный органа МО «Шенкурске», взяв на себя определенное социальное обязательство по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии муниципальным служащим, не может действовать произвольно. При изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан он должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, а также принимать во внимание его социально-экономическое положение и возможности бюджета.

Совет депутатов МО «Шенкурске» в решении от 25 декабря 2009 года «Об отмене пункта 4 решения муниципального Совета МО «Шенкурске» от 25 марта 2008 года № 130», ни в каком-либо другом нормативном акте не обосновал отмену доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим ухудшением финансового положения в городе, несоразмерностью этих доплат и не указал цели и принципы, которыми он руководствовался, ограничивая права заявителя, т.е. вопреки требованиям произвольно отказался от принятых на себя обязательств.

Доводы представителя заинтересованного лица Ж. о том, что в 2010 году ожидается значительное снижение поступления денежных средств в бюджет муниципального образования, в связи с экономическим кризисом, голословны и ни чем не подтверждаются, более того, собственные доходы бюджета в 2009 году составили - 5 688 тысяч рублей, а в 2010 году запланировано – 6 845 тысяч рублей.

При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.257,258, 194-198,199 ГПК РФ, суд

Заявление П. о признании незаконным решения Совета депутатов МО «Шенкурске» и распоряжения органа местного самоуправления – администрации МО «Шенкурске» в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с 01 января 2010 года и обязании устранить нарушение прав в полном объеме с указанной даты удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов МО «Шенкурске» от 25 декабря 2009 года № 70 в части прекращения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии П. и распоряжение органа местного самоуправления – администрации МО «Шенкурске» «О прекращении выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии П.» от 31.12.2009 года № 223.

Обязать Совет депутатов МО «Шенкурске», администрацию муниципального образования «Шенкурске» устранить допущенное нарушение и производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии П. с 01 января 2010 года в соответствии с приложением к решению муниципального Совета депутатов МО «Шенкурске» от 25 марта 2008 года «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальных служащих».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней, после вынесения решения в окончательной форме, через Виноградовский районный суд.

Читайте также: