Обжалование отказа в выплате пенсионного накопления

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

Мало найдётся пенсионеров, которые были бы довольны работой Пенсионного фонда. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал, как и куда жаловаться на действия сотрудников ПФР, чтобы эти жалобы не остались без рассмотрения.

В подобной ситуации надо помнить – должностные лица Пенсионного фонда, как и все люди на земле, могут ошибаться. Как нет среди тех, кто пришёл оформлять пенсию, кто не ошибался, так нет и среди сотрудников ПФР тех, кто не ошибался, когда оформлял кому-то пенсию.

Порой доказать свою правоту можно, что называется, на месте. Но чаще случается так, что, несмотря на предоставленные вами доказательства, специалисты Пенсионного фонда не меняют своего ошибочного решения.

Как быть в такой ситуации? Обжаловать решение Пенсионного фонда.

Жаловаться надо правильно. Правильно, значит, – следуя правилам.

Пенсионный фонд живёт по правилам, которые детально прописаны в административном регламенте предоставления государственных слуг, утверждённом Министерством труда и социальной защиты РФ (Пенсионный фонд – подведомственная организация данного министерства). Под каждую услугу разработан свой регламент.

Мы остановимся на регламенте предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.). С полным перечнем административных регламентов по видам деятельности ПФР можно ознакомиться здесь .

Именно на момент установления пенсий приходится большинство конфликтов с пенсионным ведомством. Давайте вместе с Дзен-каналом «ПРАВО ИМЕЮ» узнаем, как правильно обжаловать действия Пенсионного фонда, руководствуясь вышеназванным регламентом.

На что жалуемся?

Согласно регламенту предметом жалобы являются:

нарушение срока регистрации заявления;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование от гражданина не предусмотренных для предоставления госуслуги документов;

отказ в приёме документов, обязательных для предоставления;

отказ в оказании госуслуги на основании, не предусмотренном законодательством;

затребование с гражданина платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

отказ территориального органа ПФР и его должностных лиц в исправлении опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления госуслуги документах, либо нарушение срока исправления этих ошибок.

Жалоба должна содержать:

1) наименование территориального органа ПФР, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства гражданина (представителя гражданина), а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц;

4) доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием должностных лиц (в качестве доказательства могут быть представлены соответствующие документы или их копии).

Кому направляем жалобу?

Статистика по жалобам в Пенсионном фонде ведётся, но она для внутреннего пользования. Если её обнародовать, скорее всего, окажется, что более половины всех конфликтов граждан с ПФР возникает в связи с отказом засчитать в страховой стаж тот или иной период трудовой деятельности (читайте, как подтверждается стаж на основании свидетельских показаний ).

Помимо непосредственно трудовой деятельности пенсионное законодательство разрешает засчитывать в страховой стаж, так называемые, нестраховые периоды. Самые известные из них – служба в армии по призыву и декретный отпуск, но есть и другие, всего существует 11 периодов деятельности, которые Пенсионный фонд обязан включать в страховой стаж .

На рассмотрение жалоб граждан уполномочены соответствующие должностные лица Пенсионного фонда.

Первым, к кому вы можете обратиться с жалобой, – это руководитель местного отделения ПФР, сотрудники которого, как вы считаете, неправомерно отказали вам в назначении пенсии либо не засчитали страховой стаж.

Если руководитель местного отделения ПФР вас не услышал, тогда обращаться с жалобой надо в вышестоящий территориальный орган Пенсионного фонда.

Допустим, вы живёте в городе Братске Иркутской области: после безрезультатного обращения к руководителю отделения ПФР по городу Братску в поисках правды надо обращаться к руководителю регионального отделения ПФР по Иркутской области.

Если после рассмотрения вашего обращения и в первом и во втором случае было вынесено решение не в вашу пользу, тогда жаловаться надо в головной офис Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенный в Москве.

Вы обращаетесь официально на основании заявления, это значит, что и ответ на своё обращение вы получите в виде официального решения, вынесенного по итогам рассмотрения вашей жалобы, за подписью руководителя отделения ПФР.

Таким образом, в своём обращении в региональное отделение вы обжалуете решение руководителя городского отделения, а в обращении в головной офис ПФР в Москве, вы обжалуете решение руководителя регионального отделения.

Как подать жалобу, и в какие сроки она должна быть рассмотрена?

Жалоба может быть передана как на личном приёме, так и направлена в письменной форме по почте либо в электронном виде через сайт ПФР , а также может быть подана через многофункциональный центр (МФЦ).

Подать жалобу можно с помощью своего представителя, для этого представитель должен иметь документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от вашего имени (заверяется нотариусом).

Пенсионный фонд обязан консультировать граждан и их официальных представителей о порядке обжалования решений должностных лиц ПФР.

Жалоба, поступившая в Пенсионный фонд или территориальный орган ПФР, регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня её поступления и должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней .

Если обжалуется отказ территориального органа ПФР и его должностного лица в приёме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня её регистрации.

Ответ ПФР на жалобу должен быть предоставлен гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия решения по жалобе.

Пенсионный фонд имеет право оставить жалобу без ответа только в двух случаях:

при наличии в жалобе нецензурных, оскорбительных выражений и угроз жизни;

при отсутствии возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Таков порядок досудебного обжалования решений Пенсионного фонда.

Если вы не удовлетворены ответом на вашу жалобу, то можно и нужно подавать в суд на Пенсионный фонд, для начала – загляните на огонёк к прокурору . Не такое уж это и безнадёжное дело: многие россияне успешно отстаивают свои пенсионные права в суде.

Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.12.2013 по делу N 33-7958

Судья: Набенюк А.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Аршиновой Е.В.,

судей Пантелеева В.М., Петровой Н.А.,

при секретаре Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б. к некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» об оспаривании решения об отказе в выплате денежных средств пенсионных накоплений умершего правопреемнику, по апелляционной жалобе Б. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2013 года, которым Б. отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.

Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., объяснения представителей негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние» (далее — НПФ «Благосостояние») К. (доверенность от 09.07.2013 г.), М. (доверенность от 11.10.2013 г.), полагавших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что умер ее муж Б.В. В соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения от 14.06.2004 г. N 1002004001-233, заключенным между ОАО «РЖД» и НПФ «Благосостояние», наследодатель Б. был застрахован в вышеуказанном фонде. До истечения 6 месяцев со дня смерти мужа она обратилась к ответчику с заявлением о выплате денежных средств, учтенных на пенсионном счете застрахованного лица — Б. Ответчик своим письмом от 24.10.2012 г. отказал ей в удовлетворении данного заявления. Считала данный отказ несоответствующим п. п. 2, 3 ст. 36.5, ч. 3 ст. 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Полагала, что в случае смерти застрахованного лица и прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абз. 5 п. 2 ст. 36.5 вышеуказанного закона, данной фонд обязан в порядке, установленном Федеральным законом, выплатить правопреемнику умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, за исключением суммы средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования. Выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемнику, указанному в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении пенсионных накоплений, поданном в фонд. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица, выплата производится его родственникам, к числу которых относится истец как супруга. Просила признать незаконным решение НПФ «Благосостояние» от 24.10.2012 г. об отказе в выплате денежных средств пенсионных накоплений умершего Б.В. правопреемнику — Б., и отменить данное решение, обязать ответчика выплатить ей денежные средства пенсионных накоплений.

Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Б. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывала свои требования в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.

На доводы апелляционной жалобы НПФ «Благосостояние» принесены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представители НПФ «Благосостояние» К., М. полагали решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие согласно ст. 167 ГПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ (далее — Закон N 75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Согласно п. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

В п. 2 ст. 8 Закона N 75-ФЗ Фонд в соответствии с уставом разрабатывает правила фонда.

Из положений п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 9 Закона N 75-ФЗ следует, что правила фонда разрабатываются фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации, утверждаются советом фонда и регистрируются в порядке, установленном Банком России. Пенсионные правила фонда, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам, должны содержать перечень видов пенсионных схем, применяемых фондом, и их описание. Правила фонда могут содержать иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Правила фонда не могут противоречить настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России. Пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и иные договоры, заключаемые фондом, не могут противоречить правилам фонда.

В ст. 11 Закона N 75-ФЗ установлено, что требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяются нормативными актами Банка России.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 36.5 Закона N 75-ФЗ договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае смерти застрахованного лица.

Пункт 3 вышеуказанной статьи предусматривает, что в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абзацем пятым пункта 2 настоящей статьи, фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, доход от их инвестирования, а в случае, если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что между ОАО «РЖД» и НПФ «Благосостояние» были заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения от 01.10.2002 г. N 0082002001 и от 14.06.2004 г. N 1002004001-233. Присоединение к договору Б.В. произведено в заявительном порядке, как участника-вкладчика. В ходе исполнения договора, на основании разделов 2, 4 Договора негосударственного пенсионного обеспечения между НПФ «Благосостояние» и ОАО «РЖД», разделов VII, XI Пенсионных правил производилось отчисление пенсионных взносов из заработной платы участника-вкладчика, и перечисление взносов вкладчиком-работодателем.

Б. 30.12.2003 г. присоединился к договору негосударственного пенсионного обеспечения от 01.10.2002 г. N 0082002001 путем оформления подписного листа. Негосударственное пенсионное обеспечение участников и участников-вкладчиков осуществляется на условиях настоящего Договора в соответствии с Пенсионными правилами, а также действующим у вкладчика Положением. Б.В. путем оформления подписного листа 25.10.2005 г. присоединился к договору негосударственного пенсионного обеспечения от 14 июня 2004 г. N 1002004001-233. На основании уведомления от 25.07.2006 г. наследодатель вышел из Договора негосударственного пенсионного обеспечения. При этом, ему в полном объеме была выплачена выкупная сумма. На основании оформленного подписного листа от 28 февраля 2007 г. Б. вновь присоединился к Договору негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионной схемой N 2 «Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов, с выплатой пожизненной негосударственной пенсии», выбрав страховой вариант.

Пенсионные правила НПФ «Благосостояние» утверждены 25.06.2002 г., применялись с изменениями от 28.10.2004 г., 25.02.2005 г., 22.10.2007 г., 17.12.2008 г., 20.10.2009 г., 11.03.2010 г., 14.03.2011 г., 24.09.2012 г. (далее — Пенсионные правила), были зарегистрированы Федеральной службой по финансовым рынкам России согласно постановлению Правительства РФ от 06.01.2006 г. N 2.

Согласно разделу 4 Пенсионных правил НПФ «Благосостояние» в своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, фонд вправе применять пенсионные схемы по вариантам N 1- 9.

В п. 4.4 Пенсионных правил указано, что в своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению Фонд вправе применять следующие варианты пенсионных схем: сберегательный, страховой, сберегательно-страховой, страховой-сберегательный.

Согласно п. 4.4.2 Пенсионных правил страховой вариант пенсионной схемы — разновидность пенсионной схемы, учитывающая зависимость любого платежа по пенсионному договору (пенсионного взноса или негосударственной пенсии) от вероятности дожития Участника до соответствующего момента времени и, соответственно, не предусматривающая в случае смерти участника в период действия пенсионного договора переход пенсионных обязательств Фонда по пенсионному договору к благоприобретателю либо выплату ему денежных средств.

Из Пенсионных правил следует, что при заключении пенсионного договора с использованием пенсионных схем N 1 — 4, указанных в п. 4.1 Пенсионных правил, Фонд вправе использовать любой из приведенных в п. 4.4 Пенсионных правил вариантов пенсионных схем. Вариант пенсионной схемы устанавливается пенсионным договором (п. 4.5 Пенсионных правил).

В соответствии с п. п. 1.1 — 1.3 пенсионной схемы N 2, являющейся приложением Пенсионных правил, данная схема используется в случаях, когда величина пенсионных взносов и продолжительности их внесения устанавливаются при заключении договора, а размер пожизненной негосударственной пенсии участника определяется при назначении, но не ранее наступления у участника пенсионного основания исходя из величины пенсионных обязательств Фонда, сформированных за счет пенсионных взносов вкладчика. Пенсионными основаниями, определяющими приобретение Участниками права на получение негосударственной пенсии по данной схеме, являются основания, предусмотренные пенсионным договором в соответствии с разделом X настоящих пенсионных правил. Настоящая пенсионная схема может применяться при любой форме организации негосударственного пенсионного обеспечения.

Согласно п. 7.1 описания пенсионной схемы N 2, являющейся приложением Пенсионных правил, пенсионные взносы и начисленный доход не наследуются. Если пенсионным договором установлен сберегательный, сберегательно-страховой или сберегательный вариант настоящей пенсионной схемы, участник вправе назначить благоприобретателей на соответствующий период действия пенсионного договора.

Требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. N 1385 (далее — Требования), допускают определение пенсионной схемой невозможность наследования пенсионных накоплений участников фонда (пп. «е» п. 4).

Подпунктом «е» пункта 4 Требований определены требования к содержанию пенсионных схем, в том числе, возможность или невозможность наследования пенсионных накоплений участников фонда. Данные положения соответствуют приказу инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 12.02.2001 г. N 15 «Об утверждении требований к порядку оформления результатов актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов».

В соответствии с п. 4.1 Пенсионных правил НПФ «Благосостояние» возможно применение пенсионной схемы N 2 — «Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов, с выплатой пожизненной негосударственной пенсии». В пенсионной схеме, учитывается зависимость любого платежа по пенсионному договору от вероятности дожития участника до соответствующего момента времени. Схема не предусматривает в случае смерти участника в период действия пенсионного договора переход пенсионных обязательств Фонда по пенсионному договору к благоприобретателю либо выплату ему денежных средств. В связи со смертью Б.В. решением Фонда от 02.10.2012 г. N 2012-080-06-00158 выплата негосударственной пенсии данному лицу прекращена.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что условия пенсионной схемы N 2 не противоречат законодательству Российской Федерации. Наследодатель был ознакомлен с положениями Пенсионных правил Фонда и выбрал страховой вариант пенсионной схемы N 2 с уплатой минимального размера пенсионного взноса. Данная пенсионная схема не предполагает в период действия пенсионного договора переход пенсионных обязательств Фонда по пенсионному договору к благоприобретателю либо выплату ему денежных средств.

Районный суд посчитал, что отношения, возникшие между сторонами, основаны на договорах негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных между ОАО «РЖД» с НПФ «Благосостояние», и из представленных материалов следует, что сумма пенсионных взносов, уплаченная в Фонд вкладчиком (ОАО «РЖД») в пользу Б. на день открытия наследства наследодателю не принадлежала, поскольку входила в состав пенсионных резервов Фонда. Таким образом, данные средства не входят в состав наследственного имущества.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Несостоятельной является ссылка в жалобе на положения абз. 5 п. 2 ст. 36.5 Закона N 75-ФЗ, так как в данной статье установлены правила, применяемые к договорам об обязательном пенсионном страховании, а такой договор между НПФ «Благосостояние» и Б.В. не заключался. Из дела следует, что Б.В. присоединился к договору негосударственного пенсионного обеспечения. Б.В. был ознакомлен с положениями Пенсионных правил и из всех возможных схем выбрал страховой вариант пенсионной схемы N 2 с уплатой минимального размера пенсионного взноса, который не предполагает в период действия пенсионного договора переход пенсионных обязательств Фонда по пенсионному договору к благоприобретателю либо выплату ему денежных средств.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. — без удовлетворения.

Читайте также: