Постановление правительства о коэффициентах при начислении пенсий


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



За прошедшие десятилетия российское пенсионное законодательство несколько раз изменялось, но, тем не менее, пенсионные права трудящихся, полученные в периоды действия различных норм закона сохраняются и учитываются при назначении пенсии. Процесс исчисления размера пенсии гражданам, имеющим стаж работы в период до 2002 года, очень сложен потому, что необходимо каждый период их работы учесть с применением норм пенсионного законодательства действовавшего в том периоде. Особенно сложно вести расчет пенсии гражданам имеющим страховой стаж работы в северных районах нашей страны, так как в этом случае при расчете требуется применять различные коэффициенты.

Наше государство, заботясь о своих гражданах проживающих в районах с тяжелыми климатическими условиями, установило для них особые гарантии в области занятости населения, пенсионного обеспечения, социального страхования и медицинского обслуживания, предусмотренные законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 года

С целью выравнивания уровня дохода и возмещения дополнительных затрат граждан нашей страны, работающих и проживающих в районах с экстремальными природно-климатическими условиями, в таких регионах установлены районные коэффициенты к заработной плате, пособиям выплачиваемым из ФСС, пенсиям и стипендиям.

Районный коэффициент увеличивает заработную плату работающих граждан, а значит увеличивает и будущий размер их страховой пенсии, так как с увеличением заработка увеличивается и сумма страховых взносов, уплачиваемых работодателем в пенсионный фонд.

Для тех граждан кто отработал в северных районах меньше 15/20 лет и остался жить в этих районах, их фиксированная выплата к страховой пенсии, в соответствии пункта 6 статьи 14 закона о трудовых пенсиях №173-ФЗ, увеличивается на районный коэффициент только на то время, пока они проживают в северных районах (подробнее о фиксированной выплате вы можете прочитать ). При переезде такого пенсионера в другие районы страны, где нет районных коэффициентов, пенсия им начинает выплачиваться на общих основаниях.

А вот у граждан, отработавших в северных районах 15/20 лет (РКС/МпКС) и более, пенсионных прав гораздо больше. Для них размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличивается на 50/30 процентов (РКС/МпКС) и выплачивается в независимости от места проживания пенсионера. В случае проживания таких пенсионеров в местах, где установлен районный коэффициент, фиксированная выплата может по их выбору увеличиваться или на районный коэффициент или на 50/30% (п.13 ст.17 закона о страховых пенсиях №400-ФЗ). Так как увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии может производиться только по одному из оснований.

Еще нужно отметить следующее — закон о трудовых пенсиях не предусматривает увеличение фиксированной выплаты на районный коэффициент, тем гражданам, которые проживают в районах нашей страны не относящихся к РКС или МпКС, но в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.
Например: не будет производиться увеличение фиксированной выплаты на районный коэффициент пенсионеру, проживающему в южных районах Красноярского края, которые не относятся к МпКС, но в которых установлен районный коэффициент к зарплате. Однако районный коэффициент у таких пенсионеров все равно будет использоваться, он будет применяться для определения их заработка при расчете размера пенсии. Пенсионная выплата у них будет немного выше.

Кроме того граждане, отработавшие в районах Крайнего Севера не менее 7,5 лет или 10 лет в местностях приравненных к РКС, имеют право досрочно уйти на пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 4 месяца за каждый календарный год работы в районе Крайнего Севера, но не более 5 лет.
Для граждан, работавших в местностях приравненных к районам КС, производится пересчет их стажа наработанного в районах МпКС в стаж для районов КС следующим образом: 1 календарный год МпКС приравнивается к 9 месяцем работы в районах КС.


При определении расчетного размера пенсии в соответствии пункта 3 статьи 30 закона о трудовых пенсиях №173-ФЗ, в формуле расчета применяется коэффициент отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации — ЗР/ЗП.
ЗР — это среднемесячная зарплата в период 2000 — 2001 годы или за любые 60 месяцев подряд.
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за те же периоды

Законодательно установлено — коэффициент ЗР/ЗП может иметь значение не выше 1,2, однако для граждан, работавших (проживавших) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период до 1 января 2002 года значение этого коэффициента увеличивается в зависимости от районного коэффициента местности:
— не выше 1,4 — для лиц, проживавших в РКС/МпКС с районным коэффициентом до 1,5;
— не выше 1,7 — для лиц, проживавших в РКС/МпКС с районным коэффициентом от 1,5 до 1,8;
— не выше 1,9 — для лиц, проживавших в РКС/МпКС с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

Здесь нужно отметить следующие нюансы:
1. Увеличение размера коэффициента ЗР/ЗП в зависимости от районного коэффициента, за периоды работы в РКС или МпКс в 2000 — 2001 годы или за любые 60 месяцев подряд, будет производиться том случае, если в состав зарплаты, получаемой работником в эти периоды, входили выплаты по районному коэффициенту хотя бы за один месяц. То есть для появления права на повышенный коэффициент ЗР/ЗП продолжительность северного сажа значения не имеет, достаточно и одного месяца работы.
2. Пенсионерам, имеющим полный северный стаж (не менее 15/20 лет РКС/МпКС), указанные выше увеличенные размеры коэффициента отношения зарплат применяются не зависимо от их места жительства.

Размер пенсии зависит от величины общего трудового стажа. При расчете размера пенсии используется стажевый коэффициент, который имеет базовый размер — 0,55.
Стажевый коэффициент увеличивается для граждан имеющих общий трудовой стаж более 25/20 лет (муж./жен.).
За каждый полный год общего трудового стажа сверх 25/20 лет стажевый коэффициент увеличивается на 0,01, но общий размер этого коэффициента не может быть выше 0,75.

Для работников, выработавших полный специальный трудовой стаж, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, стажевый коэффициент во-первых увеличивается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа отработанного сверх установленной продолжительности такого стажа (25/20 лет муж./жен.), а во-вторых еще на 0,01 за каждый полный год отработанный на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, сверх установленной продолжительности стажа для таких работ, при этом стажевый коэффициент в целом не может быть более чем 0,75.

Работникам, которые работали непосредственно на горных работах и имеют специальный стаж установленной продолжительности, стажевый коэффициент составляет 0,75.

Если работник имеет периоды работы до 01.01.2002 года, а его общий трудовой стаж за эти периоды составляет менее 25/20 лет (муж./жен.), тогда при определении пенсионного капитала, заработанного им в период до 2002 года стажевый коэффициент у таких работников будет определятся в зависимости от фактически имеющего общего трудового стажа.
В соответствии последнего абзаца пункта 1 статьи 30 закона №173-ФЗ, в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. То есть стажевый коэффициент будет уменьшаться.

Для справки:

Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и иной общественно полезной деятельности, протекавшей до 1 января 2002 года , исчисленная в календарном порядке. В него включаются периоды трудовой деятельности (в том числе и как ИП), периоды временной нетрудоспособности, периоды получения пособия по безработице, служба в армии и других государственных силовых организациях, периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 9 лет), периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, образовательных учреждениях среднего и высшего профобразования, уход за инвалидом 1 группы (ребенком-инвалидом), уход за престарелым (нуждающимися в постоянном уходе) и некоторые другие периоды.

В общий трудовой стаж в полуторном размере включаются периоды работы в зоне ЧАЭС, а также периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях.
В двойном размере в общий трудовой стаж включаются период военной службы по призыву.

Грядущий 2021 год станет еще одним этапом пенсионной реформы. О том, как изменится возраст выхода на пенсию, я рассказывала совсем недавно (график повышения пенсионного возраста представлен здесь ).

Но на этом, увы, все новшества не заканчиваются. Изменятся и правила начисления пенсий — и это коснется не только будущих пенсионеров, но и тех, кто уже получает пенсию. Расскажу о трех главных изменениях.

1. Стажа и баллов для пенсии потребуется больше

К сожалению, все чаще люди сталкиваются с этой проблемой: ПФР отказывается назначать человеку страховую пенсию по старости, даже если он достиг нужного пенсионного возраста, но у него не хватает стажа или пенсионных баллов.

В 2021 году эта планка повышается: для страховой пенсии по старости потребуется подтвердить не менее 12 лет стажа и 21 балла. Это касается всех, у кого пенсионный возраст наступает в следующем году.

До конца этого года им стоит посмотреть в своей выписке из ПФР, сколько накопилось на их лицевом счете индивидуальных пенсионных коэффициентов (это официальное название пенсионных баллов).

Если их не хватает до 21-го, до конца года можно уплатить в ПФР добровольные страховые взносы — тогда в следующем году недостающие баллы поступят на счет и отказа в пенсии удастся избежать.

Иначе придется ждать пенсии еще год, как минимум (т. к. добровольные взносы учитываются только в следующем году — см. подробнее здесь ).

2. Пенсионные баллы подорожают, но заработать их станет сложнее

Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2021 год принят Госдумой в 1-м чтении. Согласно этому документу индексация страховых пенсий с января запланирована на 6,3%.

Это значит, что один пенсионный балл будет стоить 98,86 рублей. А фиксированная выплата (которая добавляется к страховой пенсии) составит 6 044,48 рубля. Таким образом, зная сумму баллов, можно легко посчитать размер своей пенсии после индексации.

Однако тем, кто работает, будет сложнее получить в следующем году на свой лицевой счет хотя бы ту же сумму пенсионных баллов, что и в этом году.

Дело в том, что повышается величина, на основе которой рассчитываются пенсионные баллы (она называется «предельная величина базы для исчисления страховых взносов»).

Согласно проекту, представленному Минфином РФ, в 2021 году эта величина составит 1 465 000 рублей (что почти на 13% больше, чем в 2020 году).

Сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет работника за календарный год, делится на 16% от предельной величины базы на тот же год — и умножается на 10. Получаем сумму пенсионных баллов, заработанных за один год.

Поскольку предельная величина базы используется в формуле в качестве делителя, ее повышение приводит к уменьшению итогового результата.

Иными словами, при том же самом заработке в 2021 году работнику начислят меньше пенсионных баллов, чем в текущем 2020 году — т. е. зарабатывать баллы станет сложнее.

3. Многим нельзя будет перейти на другую пенсию

Нужно учитывать, что в 2021 году повысится возраст не только для назначения пенсии по старости, но и для перехода на другие виды пенсии.

В частности, инвалиды автоматически переводятся на страховую пенсию по старости с момента достижения ими пенсионного возраста.

Но возраст повысился и для них: в 2021 году инвалида переведут на страховую пенсию по старости, если ему исполнится 61,5 год (мужчине) или 56,5 лет (женщине), при условии, что у него будет 12 лет стажа и 21 балл.

В противном случае он так и останется на пенсии по инвалидности. Особенно это невыгодно инвалидам 3-ей группы, так как их пенсия отстает от страховой пенсии по старости, как минимум, на 3 000 рублей (из-за разницы в фиксированной выплате — ст. 16 Закона 400-ФЗ).

Перейти на пенсию супруга в 2021 году, увы, не смогут женщины моложе 56 лет и мужчины моложе 61 года. Причина все та же — повышение пенсионного возраста.

Для перехода на пенсию по потере кормильца (т. е. супруга) пенсионный возраст в 2020 году вырос на 2 года, а в 2021 году он повышается уже на 3 года.

А о том, как перейти на более выгодную пенсию, можно почитать здесь .

Граждане, проживающие и осуществляющие трудовую деятельность в регионах со сложными климатическими или социальными условиями, вправе получать зарплаты и пенсии с применением районного коэффициента. Чаще всего это касается жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, однако коэффициент распространяется и на другие территории. Рассмотрим, что такое районный коэффициент, какие законы регламентируют расчет пенсий и зарплат северянам, когда он применяется и как все правильно рассчитать.

  1. Что такое «районный коэффициент»?
  2. Законодательство
  3. Когда применяется районный коэффициент?
  4. На что районный коэффициент не распространяется?
  5. Районный коэффициент по регионам
  6. Районный коэффициент при назначении пенсии
  7. Как оформить пенсию?
  8. Документы для назначения пенсии
  9. Основания для отказа
  10. Часто задаваемые вопросы
  11. Часто встречающиеся ошибки
  12. Заключение

Что такое «районный коэффициент»?

Районный коэффициент фактически означает надбавку, которая применяется при начислении зарплат, пенсий и иных пособий. Его величина колеблется от 1 до 2 в зависимости от региона, а устанавливается он как федеральными, так и местными законодательными актами.

Коэффициент применяется в регионах, соответствующих одной из следующих характеристик:

  • Сложные климатические условия: пониженная температура, плохой климат, который в целом негативно влияет на здоровье человека;
  • Плохая экологическая обстановка, которая также пагубно влияет на здоровье;
  • Низкий уровень жизни, определенный природными условиями, отдаленностью от других, более развитых территорий РФ: например, на Дальнем Востоке, где сейчас не только применяется повышающий коэффициент, но и активно действует ряд программ, направленных на развитие и заселение региона.

Размер коэффициента напрямую зависит от сложностей проживания на конкретной территории. Если климат или экология не слишком плохи, устанавливается минимальный показатель. Самая большая величина надбавки полагается тем, кто работает в суровых условиях.

Таким образом, зарплаты и пенсии жителей разных городов могут отличаться. Они рассчитываются с учетом не только коэффициента, но и цен. Два разных человека, проработавших одинаковое количество лет на одних и тех же должностях будут получать разные зарплаты: гражданину, протрудившемуся на Севере, будет начисляться повышенное пособие в сравнении с тем, кто работал в другом регионе, где установлены более низкие цены и не применяется коэффициент.

Законодательство

Особенности применения повышающего коэффициента для зарплат и пенсий устанавливаются несколькими законодательными актами:

Закон Пояснение Дополнительно
Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 Коэффициент применяется при расчете зарплат и пособий. Кроме того, пенсионеры могут 1 раз в 2 года пользоваться компенсацией проезда к месту отдыха и обратно, обратившись в Соцзащиту
Ст. 146 ТК РФ Труд граждан, работающих в особых климатических условиях, оплачивается в повышенном размере. Применяются процентные надбавки, коэффициенты
Ст. 148 ТК РФ Размер зарплаты сотрудников, работающих в особых регионах, не может быть ниже установленного размера Минимальные размеры заработных плат определяются законодательными актами регионов
Ст. 316 ТК РФ При исчислении зарплат применяются коэффициенты, устанавливаемые Правительством РФ Местные власти могут вводить дополнительные повышающие коэффициенты, но финансирование будет осуществляться из региональных бюджетов

Когда применяется районный коэффициент?

Применение коэффициента актуально при исчислении следующих видов выплат:

  • Пенсии: по старости, по инвалидности, по выслуге лет;
  • Определение величины МРОТ для конкретного региона;
  • Отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд;
  • Добавки за работу во вредных или опасных условиях;
  • Премии, стимулирующие надбавки, компенсации;
  • Основной оклад сотрудников.

Важно! Расчет оплаты труда с учетом коэффициента производит работодатель самостоятельно. Сотрудники не должны обращаться к ним для того, чтобы они применяли надбавки. То же самое касается и пенсий, но здесь пособия назначаются в подразделениях Пенсионного фонда.

На что районный коэффициент не распространяется?

Есть несколько видов выплат, для которых применение повышающего коэффициента неактуально:

  • Отпускные. Они рассчитываются из среднего заработка, где уже и так включен коэффициент, поэтому при расчете отпускных он не применяется;
  • Материальная помощь. Работодатель не обязан ее предоставлять, но, если это предусмотрено локальными актами учреждения, при расчете такой помощи коэффициент не применяется, если правилами не установлено иное;
  • Разовые премии. Они определяются работодателями самостоятельно, выплачиваются исключительно на их усмотрение;
  • Оплата командировочных расходов для сотрудника, направленного в регион, где повышающий коэффициент отсутствует;
  • Начисление надбавки за работу на Севере – она уже сама подразумевает денежную компенсацию за труд в особых условиях, и повышению с помощью применения коэффициента не подлежит.

Стоит учитывать, что коэффициент распространяется на всех граждан вне зависимости от формы деятельности предприятий, в которых они трудятся или трудились. Например, индивидуальные предприниматели должны рассчитывать выплаты по тем же правилам, что и юридические лица. Что касается пенсионеров, то для них тоже порядок расчета везде одинаков. Разница заключается лишь в размере коэффициента: в одном регионе он может быть выше, в другом – ниже.

Районный коэффициент по регионам

Рассмотрим размеры коэффициента в разных регионах. Например, в Алтайском крае на всей территории действует единый коэффициент – 1,4. То же самое касается Республики Башкортостан, но здесь он меньше – 1,4.

В ЯНАО коэффициент применяется в Салехарде и прилегающих территориях – 1,8, а в Ханты-Мансийском автономном округе он равен 1,7.

Таким образом, величина коэффициента во всех регионах колеблется: если в одном он может составлять 2, то в другом – всего 1. Это связано с тем, что на разных территориях действуют разные климатические условия.

«Мы должны создавать оптимальные условия жизни для граждан. Пенсии и другие социальные пособия постоянно индексируются. Кроме того, для жителей Севера применяются районные коэффициенты – цифровые значения, позволяющие повысить размер выплат по сравнению с остальными гражданами, которым не приходится жить и работать в тяжелых погодных условиях».

Д.А. Медведев, Председатель Правительства РФ.

Районный коэффициент при назначении пенсии

Если гражданин занимается назначением пенсии, расчет коэффициента производятся сотрудниками Пенсионного фонда самостоятельно.

Пример №1: расчет пенсии с учетом коэффициента

Женщина проработала в Мурманске 25 лет, ей полагается пенсия. В общей сложности без учета коэффициента она должна получать 20 000 руб., с ним выходит другая сумма:

20 000 х 1,15 = 23 000 руб., где 3 000 руб. добавляется за счет применения коэффициента.

Обратите внимание! Если вы проработали хотя бы 1-2 года на Севере, но оформлением пенсии занимаетесь в регионе, где коэффициент не предусмотрен, вам нужно представить документы, подтверждающие трудовой стаж на северной территории. Только после этого можно оформить повышенную пенсию с учетом коэффициента.

Как оформить пенсию?

Чтобы оформить пособие по старости, за несколько недель до достижения пенсионного возраста вам нужно заняться сбором документов. Пошагово вся процедура выглядит так:

  1. Соберите документы и подайте вместе с заявлением. Оно заполняется на месте. Обращаться следует в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.
  2. Дождитесь результатов проверки документов. Обычно они проверяются не более 10 дней. Если проблем нет, решение о назначении пособия будет принято. Деньги станут поступать на банковский счет.

На Севере есть такие районы, в которых нет банковских отделений. В таком случае деньги будут приходить на Почту, как это было раньше. При необходимости можно оформить доставку пенсии почтальоном или обращаться за нею самостоятельно.

Пример №1: оформление пенсии жителем Севера

Мужчина проработал на Севере более 25 лет, следовательно, имеет право на досрочное назначение пособия по старости. До выхода на стандартную пенсию по возрасту ему остается еще 5 лет. Чтобы оформить выплаты и прекратить трудовую деятельность, гражданин подготовил документы и подал в ПФР по месту жительства.

По результатам рассмотрения обращения пенсия была назначена со всеми надбавками и повышающим коэффициентов в соответствии с регионом работы и проживания.

Обратите внимание! Все выплаты рассчитываются сотрудниками ПФР самостоятельно. Если у вас есть замечания к расчету – не учли стаж работы, неправильно посчитали сумму с учетом ИПК, – вы можете выразить их устно или отправить письменную претензию на имя руководителя Пенсионного фонда. Срок рассмотрения обращений составляет 30 календарных дней, по итогам вам должны отправить письменный ответ.

Документы для назначения пенсии

Для оформления пенсии необходимо предоставить следующее:

  • Заявление;
  • СНИЛС;
  • Трудовую книжку.

Также понадобится паспорт. Со всех документов снимаются копии, оригиналы возвращаются заявителю.

Основания для отказа

Отказать в назначении пособия по старости могут, если у гражданина нет для оформления достаточных оснований: он не достиг пенсионного возраста, не хватает стажа для досрочного оформления, и пр. Также основанием может послужить предоставление неполного комплекта документов. В таком случае нужно исправить проблему и обратиться в ПФР заново.

Если вы считаете, что вам отказали в оформлении пособия необоснованно, потребуйте мотивированный отказ в письменном виде. В дальнейшем вы можете использовать его для составления жалобы начальнику ПФР или подачи документов для обжалования в суд. Дело будет рассматриваться в порядке административного производства.

По итогам разбирательств суд самостоятельно направит копию судебного решения в ПФР. Если оно вынесено в вашу пользу, вам назначат и перерасчитают пенсию сотрудники ПФР без лишних напоминаний. Если решение вас не устраивает, вы можете обжаловать его через апелляционную инстанцию только до вступления в законную силу.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Увеличивается ли фиксированная часть пенсии по инвалидности на величину коэффициента?

Да, увеличивается. То же самое касается страховой пенсии по старости.

Вопрос №2. Какой стаж необходим для назначения досрочной северной пенсии?

При достижении пенсионного возраста мужчинам и женщинам необходимо отработать 15 лет. Если у женщины двое и более детей, минимальный стаж сокращается до 12 лет. Это относится к тем, кто трудился на территории Крайнего Севера. Для приравненных местностей минимальный стаж составляет 20 и 17 лет соответственно.

Часто встречающиеся ошибки

Ошибка №1. Если человек отработал на севере, но пенсию оформляет в обычном регионе, коэффициент применяться не будет.

Нет, при начислении пенсии коэффициент будет использоваться за весь период работы в особом регионе.

Ошибка №2. Если гражданин не отработал на севере определенное количество лет, коэффициент к пенсии применяться не будет.

Нет, минимальный стаж устанавливается только для досрочной пенсии. В остальных случаях в расчет включаются все периоды работы на севере.

Заключение

В отдельных регионах РФ с особо сложными условиями проживания устанавливаются повышающие коэффициенты, которые используются при расчете зарплат и пенсий. Начислением занимаются работодатели и Пенсионный фонд соответственно, гражданам подавать заявления о применении коэффициента не нужно.

Краткое содержание:


Главная проблема, с которой сталкиваются многие пенсионеры при расчете коэффициента по заработку до 2002 года, — это его ограничение.

Закон установил жесткий порог: 1,2 — это максимальное отношение вашего заработка к среднему по стране, по которому начисляется пенсия.

Иными словами, если ваш коэффициент составил, к примеру, 0,9 — его зачтут в пенсию полностью. Но если он равен 1,5 или 2,0, например, то пенсию все равно посчитают по коэффициенту 1,2.

В результате образуется эффект «уравниловки»: т.е. те, у кого в советское время был высокий заработок, получают пенсию на уровне большинства «середнячков». И возникают вопросы…

Почему зарплата была большая, а пенсия — маленькая

Ведь пенсионеры уверены, что раз они много лет работали «в белую» и получали высокую зарплату, то заработали себе большую пенсию, и полученный размер ее становится для многих неприятным сюрпризом.

Обратившись к специалистам ПФ за разъяснением, они узнают, что был применен ограничительный коэффициент 1,2. Почему именно такой?

Да потому что его размер установлен законодательно нормами закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, в котором было прямо прописано:

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не выше 1,2.

Это означает, что какую бы вы зарплату ни получали, фактически в пенсии учитывается лишь та ее часть, что не превышает среднестатистическую зарплату на 20%.

Это и является главной проблемой низких пенсий.

После введения в действие ФЗ №400 о страховых пенсиях, который действует с 2015 года, подобных ограничений нет. Многие думали, что возможен перерасчет с учетом отмены ограничительного коэффициента 1,2. Однако этого не произошло, и по-прежнему в формуле расчета пенсии, действующей до 2014 года, такое ограничение существует.

Что это значит?

Для примера: Иванов И.И. имел в 2000—2001 годах самый большой заработок в своей трудовой деятельности – 7000 рублей в месяц. Средняя зарплата по стране в то время составила 1671 рубля. Таким образом, коэффициент соотношения заработков у него составляет 7000/1671 = 4,2. Однако, согласно действующим правилам, применят к нему лишь 1,2.

Т.е. если бы Иванов И.И. зарабатывал, к примеру, 2000 рублей, то размер пенсии у него никак бы не изменился. В этом и заключается главная несправедливость, которая привела к тому, что у подавляющего большинства пенсионеров низкие пенсии.

Чем чиновники мотивируют такую арифметику

Очень интересным выглядит пояснение чиновников по этому поводу. В 2010 году в Министерстве здравоохранения и социального развития сказали, что в СССР зарабатывали практически все одинаково, а разница в зарплате не превышала 1,2 раза.

Большинство пенсионеров получали зарплату в СССР не более чем в 1,2 раза больше средней зарплаты по стране на тот момент.

Фактически, правительство решило уравнять тех, кто получал свою зарплату официально и, как положено, платил взносы, и тех, кому платили зарплату «в конверте». Вот такое оправдание у чиновников.

Размер пенсии при отсутствии ограничения коэффициента 1,2

Теперь предположим, что такого ограничения нет. Рассмотрим, как бы это сказалось на размерах пенсии.

До 2014 года расчет пенсии состоял из страховой части, которая рассчитывалось еще до изменений, где как раз и ограничили коэффициент соотношения заработка, а также перерасчет с учетом советского стажа (валоризация), после чего проводили индексацию по установленным индексам.

Далее считается период работы после 2002 года по другим правилам, после чего две части пенсии складываются с базовой частью.

Таким образом, Иванов И.И. с зарплатой в 2000—2001 годах 7000 рублей, имея стаж более 25 лет, получит около 7000 рублей, поскольку при расчете будет применен коэффициент 1,2.

Но если убрать данное ограничение и применить реальный коэффициент, то пенсия увеличилась бы примерно до 10 000 рублей, причем по состоянию на 2010 год, т.е. в настоящее время разница была бы еще больше. Вот так государство сэкономило на пенсиях.

У кого коэффициент больше 1,2 и как его можно получить

И все же есть ряд исключений, когда закон разрешает включать в расчет пенсии коэффициент отношения заработков больше, чем 1,2. Вот эти случаи:

1) Повышенный коэффициент разрешен тем, кто проживал в северных регионах по состоянию на 1 января 2002 года (при этом не имеет значения продолжительность «северного» стажа).

Величина коэффициента для них устанавливается в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе их проживания (учитывается коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).

Если его значение до 1,4, то максимальный коэффициент для пенсии также повышается до 1,4. При районном коэффициенте от 1,5 до 1,8 предельная величина отношения заработков для пенсии — 1,7.

Самый высокий коэффициент по заработку, который только может быть, составляет 1,9 — он полагается лицам, проживавшим в регионах с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

2) Повышенный коэффициент также получают пенсионеры, у которых не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Право на повышенный коэффициент у них возникает независимо от места жительства (в отличие от первой категории). При этом правила увеличения коэффициента — те же, что и в предыдущем случае.

Перспектива отмены ограничений

После того как было объявлено о пенсионной реформе, пошли разговоры об отмене ограничения коэффициента соотношения заработков, соответственно, пенсии должны подлежать перерасчету, исходя из реальных коэффициентов. Однако пока такая информация лишь на уровне слухов.

Официальных решений по этому поводу не принималось, хотя в Думу неоднократно вносился законопроект, направленный на отмену ограничения или хотя бы повышение коэффициента с 1,2 до 2.

Но его отклоняли уже в ходе первого чтения, всякий раз ссылаясь на дефицит бюджета Пенсионного фонда. К доводу о том, что этот дефицит можно преодолеть за счет выгодного гражданам изменения налоговых схем, думское большинство не прислушивается.

Да и наши аналитики считают, что отмена ограничительного коэффициента 1,2 при назначении пенсии может привести в дестабилизации пенсионной системы. Ведь, отменив коэффициент, необходимо будет индивидуально пересчитать пенсию каждому пенсионеру, размеры которой будут обусловлены величиной его реальной заработной платы того времени.

Более того, учитывая рост пенсий из-за отмены коэффициента, бюджет Пенсионного фонда не сможет обеспечить всех пенсионеров… а ведь это позволило бы многим пожилым гражданам, работающим в то время, получить приличную надбавку к существующему размеру пенсии, увеличив ее, как во многих странах, до 40–70% от получаемого заработка и значительно улучшив благосостояние многих семей…

Думаю, даже если и произойдет когда-нибудь отмена коэффициента, то будет введена новая система «уравниловки», которая, как всегда, будет ориентирована на прожиточный минимум регионов…

Или решение об отмене будет приниматься так медленно, что число пенсионеров, которым необходимо будет сделать перерасчет, успеет значительно уменьшиться…

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: