Постановление правительства о пенсионных начислений с казахстан


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .


Иллюстративное фото: gettyimages.com / Piotrekswat

Правила пенсионных выплат и удержания пенсионных взносов претерпели некоторые изменения в Казахстане. Журналисты Нурфин сравнили постановление с устаревшим законодательством.

Согласно постановлению Правительства РК от 9 ноября 2020 года, в некоторые правила, которые касаются пенсионных выплат из Единого накопительного пенсионного фонда и внесения пенсионных взносов работающими гражданами РК, было внесено несколько изменений и дополнений.

Изменения в правилах пенсионных выплат

В частности, изменения касаются текста самих законов. Например, во второй пункт правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, были добавлены такие понятия, как «Государственная корпорация «Правительство для граждан» и «Проактивная услуга».

К слову, проактивная услуга – государственная услуга, оказываемая в электронной форме по инициативе получателя услуг. Для ее оказания необходимо обязательное согласие пользователя, предоставленное посредством абонентского устройства сотовой связи.


Ротацию политических служащих введут в Казахстане с 2021 года

Это понятие появилось в законе не случайно, потому что он был дополнен пунктом о внедрении проактивной услуги.

Новый пункт гласит, что ЕНПФ совместно с Правительством для граждан ежегодно будут сверять список вкладчиков, которые достигли пенсионного возраста, но не обратились за выплатами из ЕНПФ, со списком пенсионеров, получающих пенсию из госбюджета.

Если будут обнаружены пенсионеры, которые получают государственную пенсию, но при этом до сих пор не обратились в ЕНПФ, им будет направлено SMS-сообщение с предложением в электронном формате оформить пенсионные выплаты со счета в фонде.

Также в данных правилах появились небольшие изменения, касающиеся ссылок на другие законы и процесс оформления и осуществления выплаты.


Новую систему оформления ипотеки планируют внедрить в Казахстане


Иллюстративное фото: freepik.com

Изменения в правилах удержания пенсионных взносов

Одно из первых изменений в правилах удержания пенсионных взносов также имеет бюрократический подтекст.

В частности, в третьем пункте закона сказано, что налоговый агент может получить из Государственной корпорации «Правительство для граждан» информацию о наличие у работника индивидуального пенсионного счета, открытого в ЕНПФ.

Для этого ему нужно подать заявление, подписанное руководителей и главным бухгалтером. Так вот, согласно устаревшему закону это заявление нужно было еще заверять печатью. В новой редакции словосочетание «заверено печатью» убрали.

Наиболее значимое изменение коснулось казахстанских работников, которые работают по договору гражданско-правового характера.

Согласно предыдущему закону от их имени производились обязательные пенсионные взносы в размере 10% от дохода, как и у наемных сотрудников. Теперь 10% было изменено на 5%. То есть пенсионные взносы трудящихся по договору ГПХ должны быть уменьшены в два раза.


Сенат принял поправки по введению 3% налога для казахстанских предпринимателей

В качестве объекта исчисления пенсионных взносов по-прежнему учитывается доход в размере не выше 50 минимальных зарплат в месяц. На данный момент это более двух миллионов тенге.

Изменения в правилах выплаты государственной гарантии

Также несколько изменений коснулись правил выплаты государственной гарантии. Это деньги, которые государство доплачивает при получении вкладчиком пенсионных накоплений, если инвестиционный доход не "догнал" инфляцию в определенный период.

Государственная гарантия должна покрыть недостающую разницу, чтобы доход в результате был равен инфляции в процентном отношении.

Если на государственную гарантию претендуют вкладчики, поменявшие гражданство, согласно новой редакции закона они должны будут предоставить свидетельствование верности перевода иностранного документа на казахский или русский языки, осуществленное нотариусом.


Какие услуги пенсионного фонда казахстанцы могут получить онлайн

О назначении выплаты Правительство для граждан теперь должно направлять личное уведомление, если нет возможности направить SMS-сообщение на телефон.

Эти и другие изменения должны вступить в силу со следующей недели.

О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним»

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года №1116 «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» (опубликовано в газете «Казахстанская правда» от 11 декабря 2013 года №334) следующие изменения и дополнение:

в Правилах и сроках исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденных указанным постановлением:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в ЕНПФ, исчисляются путем применения ставки, установленной статьей 25 Закона к объекту исчисления обязательных пенсионных взносов.

При этом максимальный совокупный годовой доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать двенадцати размеров пятидесятикратной минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Объектами исчисления обязательных пенсионных взносов являются:

1) для юридических лиц – ежемесячный доход наемных работников, и физических лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

2) для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников – ежемесячный доход наемного работника, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

3) для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не выше 10 процентов пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

4) для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей – получаемый доход.

При этом получаемым доходом для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей для целей исчисления обязательных пенсионных взносов является сумма, определяемая ими самостоятельно в пределах размеров, установленных пунктом 4 статьи 25 Закона, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

В случае отсутствия дохода, лица, занимающиеся частной практикой, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

5) для государственной корпорации – ежемесячные социальные выплаты на случай утраты трудоспособности и (или) потери работы, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также социальные выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью, родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

6) для Министерства иностранных дел Республики Казахстан в части персонала дипломатической службы, работающего в загранучреждениях Республики Казахстан – 100 процентный размер оклада по приравненным должностям к персоналу центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Казахстан;

7) для страховой организации – страховая выплата в качестве возмещения вреда, связанного с утратой заработка (дохода);

8) для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами – доход, полученный по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);

9) для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Налогового кодекса, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, составляют 30 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя – в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя – в других населенных пунктах. При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.»;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

1) указанных в пункте 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением лиц, указанных в абзаце девятом подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Налогового Кодекса;

2) указанных в статье 329, пункте 1 статьи 330 Налогового кодекса;

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27) и 50) пункта 1 статьи 341, а также подпунктами 42) и 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При исчислении обязательных пенсионных взносов не применяются корректировки к облагаемому доходу работника, указанные
в подпункте 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

4) полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды инвалидами и иными лицами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса.

Из социальных выплат, указанных в подпункте 26) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, обязательные пенсионные взносы удерживаются в соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан
«Об обязательном социальном страховании».»;

пункт 41 изложить в следующей редакции:

«41. Уведомление должно быть вручено агенту лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. При этом уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным агенту в следующих случаях:

1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки агентом в уведомлении почтовой или иной организации связи;

При этом такое уведомление должно быть доставлено почтовой или иной организацией связи в срок не позднее десяти рабочих дней с даты отметки о приеме почтовой или иной организацией связи.

В случае возврата почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного настоящим пунктом, направленного органами государственных доходов агенту по почте заказным письмом с уведомлением, датой вручения такого уведомления является дата проведения налогового обследования с привлечением понятых по основаниям и в порядке, которые установлены Налоговым кодексом;

2) электронным способом:

с даты доставки уведомления в веб-приложение.

Данный способ распространяется на агента, взаимодействующего с органами государственных доходов электронным способом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи;

с даты доставки уведомления в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

Данный способ распространяется на агента, зарегистрированного на веб-портале «электронного правительства»;

3) через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» – с даты его получения в явочном порядке.»;

дополнить пунктом 42-1 следующего содержания:

«42-1. В случае непогашения задолженности по обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам списки физических лиц, в пользу которых взыскивается задолженность
по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, представляются в орган государственных доходов, направивший уведомление:

1) агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, – в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления;

2) агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, – в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления.»;

пункт 43 изложить в следующей редакции:

«43. На основании списков, представленных агентом в соответствии с пунктом 42-1 настоящих Правил, орган государственных доходов взыскивает суммы задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам в принудительном порядке с банковских счетов агентов не позднее пяти рабочих дней со дня получения списков.

Взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам с банковских счетов агентов производится на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов с приложением списков, представленных агентом.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковском (банковских) счете (счетах) для удовлетворения всех требований, предъявляемых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан.

В случае отсутствия денег на банковском счете агента в национальной валюте взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам производится с банковских счетов агента в иностранной валюте на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных доходов.».

  1. Установить, что абзацы двадцать второй, двадцать третий и двадцать четвертый настоящего постановления действуют до 1 января 2021 года.
  2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Премьер-Министр

Республики Казахстан А. Мамин

пункт 5 изложен в следующей редакции:

«5. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в ЕНПФ, исчисляются путем применения ставки, установленной статьей 25 Закона к объекту исчисления обязательных пенсионных взносов.

При этом максимальный совокупный годовой доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать двенадцати размеров пятидесятикратной минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Объектами исчисления обязательных пенсионных взносов являются:

1) для юридических лиц – ежемесячный доход наемных работников, и физических лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

2) для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников – ежемесячный доход наемного работника, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

3) для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не выше 10 процентов пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

4) для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей – получаемый доход.

При этом получаемым доходом для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей для целей исчисления обязательных пенсионных взносов является сумма, определяемая ими самостоятельно в пределах размеров, установленных пунктом 4 статьи 25 Закона, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

В случае отсутствия дохода, лица, занимающиеся частной практикой, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

5) для государственной корпорации – ежемесячные социальные выплаты на случай утраты трудоспособности и (или) потери работы, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также социальные выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью, родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

6) для Министерства иностранных дел Республики Казахстан в части персонала дипломатической службы, работающего в загранучреждениях Республики Казахстан – 100-процентный размер оклада по приравненным должностям к персоналу центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Казахстан;

7) для страховой организации – страховая выплата в качестве возмещения вреда, связанного с утратой заработка (дохода);

8) для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами – доход, полученный по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);

9) для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Налогового кодекса, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, составляют 30 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя – в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя – в других населенных пунктах. При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.»;

пункт 6 изложен в следующей редакции:

«6. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

1) указанных в пункте 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением лиц, указанных в абзаце девятом подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;

2) указанных в статье 329, пункте 1 статьи 330 Налогового кодекса;

3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27) и 50) пункта 1 статьи 341, а также подпунктами 42) и 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

При исчислении обязательных пенсионных взносов не применяются корректировки к облагаемому доходу работника, указанные
в подпункте 49) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;

4) полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды инвалидами и иными лицами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса.

Из социальных выплат, указанных в подпункте 26) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, обязательные пенсионные взносы удерживаются в соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».»;

пункт 41 изложен в следующей редакции:

«41. Уведомление должно быть вручено агенту лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. При этом уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным агенту в следующих случаях:

1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки агентом в уведомлении почтовой или иной организации связи;

При этом такое уведомление должно быть доставлено почтовой или иной организацией связи в срок не позднее десяти рабочих дней с даты отметки о приеме почтовой или иной организацией связи.

В случае возврата почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного настоящим пунктом, направленного органами государственных доходов агенту по почте заказным письмом с уведомлением, датой вручения такого уведомления является дата проведения налогового обследования с привлечением понятых по основаниям и в порядке, которые установлены Налоговым кодексом;

2) электронным способом:

с даты доставки уведомления в веб-приложение.

Данный способ распространяется на агента, взаимодействующего с органами государственных доходов электронным способом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи;

с даты доставки уведомления в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

Данный способ распространяется на агента, зарегистрированного на веб-портале «электронного правительства»;

3) через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» – с даты его получения в явочном порядке.»;

дополнено пунктом 42-1 следующего содержания:

«42-1. В случае непогашения задолженности по обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам списки физических лиц, в пользу которых взыскивается задолженность
по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, представляются в орган государственных доходов, направивший уведомление:

1) агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, – в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления;

2) агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории среднего уровня риска, – в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления.»;

пункт 43 изложен в следующей редакции:

«43. На основании списков, представленных агентом в соответствии с пунктом 42-1 настоящих Правил, орган государственных доходов взыскивает суммы задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам в принудительном порядке с банковских счетов агентов не позднее пяти рабочих дней со дня получения списков.

Взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам с банковских счетов агентов производится на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов с приложением списков, представленных агентом.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковском (банковских) счете (счетах) для удовлетворения всех требований, предъявляемых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Республики Казахстан.

В случае отсутствия денег на банковском счете агента в национальной валюте взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам производится с банковских счетов агента в иностранной валюте на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных доходов.».

  1. Установить, что абзацы двадцать второй, двадцать третий и двадцать четвертый настоящего постановления действуют до 1 января 2021 года.
  2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 года.


Правительство Казахстана своим постановлением от 28 мая 2020 года внесло изменения и дополнения в Правила и сроки исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, передает zakon.kz.

В частности, говорится, что обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в ЕНПФ, исчисляются путем применения ставки, установленной статьей 25 Закона к объекту исчисления обязательных пенсионных взносов.

При этом максимальный совокупный годовой доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 12 размеров пятидесятикратной минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Объектами исчисления обязательных пенсионных взносов являются:

— для юридических лиц — ежемесячный доход наемных работников, и физических лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
— для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников — ежемесячный доход наемного работника, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, который не превышает пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
— для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не выше 10 процентов пятидесятикратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
— для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей — получаемый доход.

При этом получаемым доходом для лиц, занимающихся частной практикой, а также индивидуальных предпринимателей для целей исчисления обязательных пенсионных взносов является сумма, определяемая ими самостоятельно в пределах размеров, установленных пунктом 4 статьи 25 Закона, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом.

В случае отсутствия дохода, лица, занимающиеся частной практикой, а также индивидуальные предприниматели вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ в свою пользу из расчета 10 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

— для государственной корпорации — ежемесячные социальные выплаты на случай утраты трудоспособности или потери работы, в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также социальные выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью, родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
— для Министерства иностранных дел РК в части персонала дипломатической службы, работающего в загранучреждениях республики — 100 процентный размер оклада по приравненным должностям к персоналу центрального аппарата МИД РК;
— для страховой организации — страховая выплата в качестве возмещения вреда, связанного с утратой заработка (дохода);
— для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами — доход, полученный по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
— для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, составляют 30 процентов от 1-кратного размера месячного расчетного показателя — в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя — в других населенных пунктах.

При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

В случае непогашения задолженности по обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам списки физических лиц, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, представляются в орган государственных доходов, направивший уведомление:

— агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством Республики Казахстан, к категории высокого уровня риска, — в течение пяти рабочих дней со дня вручения ему уведомления;
— агентом, отнесенным в соответствии с системой управления рисками, предусмотренной налоговым законодательством РК, к категории среднего уровня риска, — в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения ему уведомления.

На основании списков, представленных агентом, орган государственных доходов взыскивает суммы задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам в принудительном порядке с банковских счетов агентов не позднее пяти рабочих дней со дня получения списков.

Взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам с банковских счетов агентов производится на основании инкассового распоряжения органа государственных доходов с приложением списков, представленных агентом.

В случае отсутствия или недостаточности денег на банковском счете для удовлетворения всех требований, предъявляемых к клиенту, банк производит изъятие денег клиента в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РК.

В случае отсутствия денег на банковском счете агента в национальной валюте взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам производится с банковских счетов агента в иностранной валюте на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами государственных доходов.

Постановление вводится в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Читайте также: