Право на получение пенсионных выплат из центра рк

Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136. Утратил силу Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 2. Право граждан на пенсионное обеспечение
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о пенсионном
обеспечении
Статья 4. (исключена)
Статья 5. Государственные гарантии по пенсионному обеспечению
Статья 6. Гарантия сохранности пенсионных накоплений
Статья 6-1. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере пенсионного обеспечения
Статья 6-2. Компетенция центрального исполнительного органа в области социальной защиты населения
Статья 6-3. Компетенция уполномоченного органа

РАЗДЕЛ 2. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ ЦЕНТРА

Глава 2. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

Статья 7. Право на получение пенсионных выплат из Центра
Статья 8. Категории граждан, имеющих право на получение выплат из
Центра
Статья 9. Назначение пенсионных выплат из Центра
Статья 10. Период пенсионных выплат из Центра

Глава 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ИЗ ЦЕНТРА

Статья 11. Исчисление трудового стажа для назначения пенсии из
Центра
Статья 12. Подтверждение трудового стажа

Глава 4. ИСЧИСЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

Статья 13. Исчисление размера пенсионных выплат из Центра
Статья 14. Определение дохода для исчисления пенсионных выплат из
Центра

Глава 5. НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

Статья 15. Порядок обращения за назначением пенсионных выплат из
Центра
Статья 16. Сроки рассмотрения документов для назначения пенсионных
выплат из Центра
Статья 17. Сроки назначения пенсионных выплат из Центра

Глава 6. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА И
УДЕРЖАНИЯ ИЗ НИХ

Статья 18. Государственная монополия в сфере пенсионного
обеспечения
Статья 19. Порядок осуществления пенсионных выплат из Центра
Статья 20. Получение пенсионных выплат за прошлое время
Статья 21. Удержания из пенсии

РАЗДЕЛ 3. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ
ФОНДОВ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 7. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ
ФОНДОВ

Статья 22. Уплата обязательных пенсионных взносов
Статья 22-1.Ставка обязательных пенсионных взносов
Статья 22-2.Ставка добровольных пенсионных взносов
Статья 22-3.Ставка добровольных профессиональных пенсионных взносов
Статья 22-4.Ответственность за несвоевременное удержание и
перечисление обязательных пенсионных взносов
Статья 23. Пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных
взносов
Статья 23-1.Пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных
взносов
Статья 23-2.Пенсионные выплаты за счет добровольных профессиональных
пенсионных взносов
Статья 23-3.Выплаты пенсионных накоплений из накопительных пенсионных
фондов
Статья 24. Представление сведений о перечисленных обязательных
пенсионных взносах
Статья 25. Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов
Статья 26. Хранение и учет пенсионных активов в банке-кастодиане
Статья 27. Права и обязанности вкладчиков обязательных пенсионных
взносов, получателей пенсионных выплат из накопительных
пенсионных фондов и агентов
Статья 27-1.Перевод пенсионных накоплений
Статья 28. (исключена)
Статья 29. Пенсионные правила накопительных пенсионных фондов
Статья 30. Пенсионный договор вкладчика (получателя) с накопительным
пенсионным фондом
Статья 31. Ответственность сторон договора о пенсионном обеспечении
и иных лиц

Глава 7-1. Пенсионное обеспечение из страховых организаций

Статья 31-1.Страховые выплаты из страховых организаций
Статья 31-2.Заключение договора пенсионного аннуитета
Статья 31-3.Права и обязанности сторон договора пенсионного аннуитета
Статья 31-4.Порядок перевода пенсионных накоплений в страховую
организацию
Статья 31-5. Осуществление расчетов страховой премии и страховых
выплат по договорам пенсионного аннуитета

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Статья 32. (исключена)
Статья 33. Исключена Законом РК от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)
Статья 34. Правовое положение накопительного пенсионного фонда
Статья 35. Создание, закрытие филиалов, представительств
накопительных пенсионных фондов
Статья 36. Учредители и акционеры накопительного пенсионного фонда
Статья 36-1.Крупный участник накопительного пенсионного фонда или
организации, осуществляющей инвестиционное управление
пенсионными активами
Статья 36-2.Основания для отказа в выдаче уполномоченным органом
согласия лицам, желающим стать крупным участником
накопительного пенсионного фонда, или организации,
осуществляющей инвестиционное управление пенсионными
активами
Статья 37. Государственная регистрация накопительных пенсионных
фондов
Статья 38. Наименование накопительного пенсионного фонда
Статья 39. Лицензирование деятельности по привлечению пенсионных
взносов и осуществлению пенсионных выплат
Статья 40. Требования, предъявляемые к руководящим работникам
накопительного пенсионного фонда
Статья 40-1. Система управления рисками и внутреннего контроля
Статья 41. Права, обязанности и осуществление деятельности
накопительных пенсионных фондов
Статья 41-1. Исключена Законом РК от 28.12.2011 № 524-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования)
Статья 41-2.Меры раннего реагирования
Статья 41-3. Запрет на рекламу, не соответствующую действительности
Статья 42. Ограниченные меры воздействия и санкции, применяемые
уполномоченным органом
Статья 42-1.Понятие консервации накопительного пенсионного фонда
Статья 42-2.Временная администрация по управлению накопительным
пенсионным фондом (временный управляющий накопительным
пенсионным фондом)
Статья 42-3.Решение уполномоченного органа о проведении консервации
накопительного пенсионного фонда
Статья 42-4.Особенности управления накопительным пенсионным фондом в
период консервации. Полномочия временной администрации по
управлению накопительным пенсионным фондом (временного
управляющего накопительным пенсионным фондом)
Статья 42-5.Контроль за деятельностью временной администрации по
управлению накопительным пенсионным фондом (временного
управляющего накопительным пенсионным фондом)
Статья 42-6.Прекращение консервации
Статья 42-7.Принудительные меры, применяемые к лицам, обладающим
признаками крупного участника, а также к крупным
участникам накопительного пенсионного фонда или
организации, осуществляющей инвестиционное управление
пенсионными активами
Статья 43. Реорганизация накопительного пенсионного фонда
Статья 44. Отказ в выдаче разрешения на реорганизацию накопительного
пенсионного фонда
Статья 45. Ликвидация накопительного пенсионного фонда
Статья 45-1.Добровольная ликвидация накопительного пенсионного фонда
Статья 45-2.Особенности принудительной ликвидации накопительного
пенсионного фонда
Статья 45-3.Контрольные полномочия уполномоченного органа в
ликвидационном процессе накопительных пенсионных фондов

Глава 9. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

Статья 46. Образование собственного капитала накопительных
пенсионных фондов
Статья 47. Особенности формирования уставного капитала накопительных
пенсионных фондов
Статья 48. Комиссионные вознаграждения накопительных пенсионных
фондов

Глава 10. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ.
ТАЙНА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Статья 49. Учет и отчетность в накопительных пенсионных фондах
Статья 49-2.Отчетность крупного участника накопительного
пенсионного фонда или организации, осуществляющей
инвестиционное управление пенсионными активами
Статья 49-3.Аудит крупных участников накопительного пенсионного фонда
или организации, осуществляющей инвестиционное управление
пенсионными активами
Статья 50. Тайна пенсионных накоплений

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМИ АКТИВАМИ НАКОПИТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО ФОНДА

Статья 51. Порядок управления пенсионными активами накопительного
пенсионного фонда
Статья 52. Организации, осуществляющие инвестиционное управление
пенсионными активами накопительных пенсионных фондов
Статья 53. Руководящие работники организации, осуществляющей
инвестиционное управление пенсионными активами
Статья 54. Инвестиционное управление пенсионными активами
накопительного пенсионного фонда
Статья 55. Обязанности и ограничения деятельности организации,
осуществляющей инвестиционное управление пенсионными
активами
Статья 56. Формирование собственного капитала организации,
осуществляющей инвестиционное управление пенсионными
активами
Статья 57. Обязательные к соблюдению пруденциальные нормативы
Статья 58. Лицензирование деятельности по инвестиционному управлению
пенсионными активами
Статья 59. Ответственность организации, осуществляющей
инвестиционное управление пенсионными активами
Статья 59-1.Аудит организаций, осуществляющих инвестиционное
управление пенсионными активами

РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Глава 12. ПРАВО НА ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Статья 60. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет
Статья 61. Размеры пенсионных выплат из Центра за выслугу лет
Статья 62. Исчисление выслуги лет
Статья 63. Размер денежного содержания, учитываемый для пенсионного
обеспечения
Статья 64. Сроки назначения и осуществления пенсионных выплат
Статья 65. Средства и порядок выплаты пенсий
Статья 66. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов

РАЗДЕЛ 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. Государственные социальные пособия по инвалидности, по
случаю потери кормильца и по возрасту, имевшим право на
получение социальных пенсий, по инвалидности, по
случаю потери кормильца, по возрасту
Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Республики
Казахстан о пенсионном обеспечении
Статья 69. Порядок вступления в силу настоящего Закона

После окончания трудовой деятельности граждане рассчитывают на помощь государства. Качество заботы о пенсионерах зависит от правильного планирования бюджета страны. При этом каждому человеку важно знать права, которые прописаны в документе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Давайте подробнее рассмотрим суть закона и его важные составляющие.


Фото: ur.kz: Original

Закон РК «О пенсионном обеспечении»: общая информация

Документ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» включает вопросы, касающиеся пенсионных выплат, и задачи государственных органов по их назначению и начислению. Действующая редакция вступила в силу 21 июня 2013 года.

Интересно, кто имеет право получать пенсию от государства в РК? В первую очередь это граждане Казахстана. Также к этой категории относят иностранцев или лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории государства.


Пенсия в Казахстане: основные изменения 2019 года

Законы РК включают определенные гарантии получения выплат, которые распространяются на граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года. Кроме того, основная помощь полагается при:

  1. Достижении пенсионного возраста, с выплатами, назначенными до 1 июля 2018 года.
  2. Выслуге лет (пенсия назначена до 1 января 2016 года).
  3. Наличии десятилетнего стажа участия в пенсионной системе.

Что входит в стаж? Основные выплаты базируются на таких пунктах:

  • трудовом стаже, полученном до 1 января 1998 года;
  • времени, в течение которого средства отчислялись в пенсионный фонд;
  • декретном отпуске до 3-х лет или уходе за ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • времени службы в армии или военных подразделениях;
  • времени проживания (не более 10 лет) супругов военнослужащих, дипломатов на территории, где нет возможности работать по специальности.


Пенсионные отчисления: новые правила

Помощь выдается из бюджетных средств. Пенсионный возраст в Казахстане не распространяется на людей, которые по долгу службы находятся на пожизненном обеспечении государства: судьи, военные, сотрудники правоохранительных органов.

Для всех, кто трудом зарабатывал будущую пенсию, остро стоит вопрос о сохранности активов. Для этого в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» прописаны отдельные пункты, которые указывают на регуляцию деятельности накопительных фондов. В сферу действия правительства Казахстана входит:

  • организация и разработка политики пенсионных выплат;
  • начисление и перевод пенсионных взносов;
  • утверждение правил работы с накоплениями;
  • ликвидация или создание фонда пенсионных накоплений.

Новый закон о пенсии в Казахстане: проведение пенсионных выплат

Давайте разберемся, кому же положена пенсия. Выше уже описано предоставление базовых выплат, но отчисления также проводятся с оглядкой на пенсионный возраст РК. Интересно, что в 2001 году мужчины могли рассчитывать на выплаты с 63 лет, а женщины — с 58 лет. Сегодняшние реалии таковы, что в 2020 году женщины будут получать пенсию с 59,5 лет, а уже к 2027 году эта планка поднимется до 63 лет.


Повышение пенсии в Казахстане в 2019 году: расчеты


Фото: pixabay.com: UGC

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями имеет исключения для людей, проживающих (более пяти лет) в местах радиационного риска. В таком случае мужчины могут рассчитывать на выплаты с 50 лет, а женщины — с 45 лет. Если гражданка — многодетная мать (от 5 детей), тогда уходит на пенсию в 53 года.

В полном объеме пенсионное обеспечение РК предоставляется:

  • мужчинам с 25-летним трудовым стажем на 1 января 1998 года;
  • женщинам с 20-летним стажем на 1 января 1998 года.

А вот неполные выплаты, которые являются долей от полной пенсии, начисляются пропорционально трудовому стажу. Ее могут получать те, чье время работы начинается от шести месяцев. Подтвердит наличие стажа трудовая книжка или архивные выписки из отдела кадров предприятия с указанием периода работы. Назначение выплат проводится так:


Начисление пенсий женщинам в Казахстане: размер, правила расчета

  1. Необходимо написать заявление и приложить документы (услугу предоставляет сайт электронного правительства).
  2. Пенсионные выплаты назначат не позднее, чем через восемь дней, после принятия заявления.

Закон РК предусматривает пункты, регламентирующие выплаты пенсии. Каждый обязан знать свои права и успешно их использовать. Нужно понимать, что базовая и выплата по возрасту приходит за текущий месяц. Работающий пенсионер имеет те же права на получение средств, что и все остальные.

Чтобы получать выплаты, нужно заключить пенсионный договор. Если пенсию вам назначили, но вы ее не получали какое-то время, то средства выплатят. О днако сумму составят выплаты за последние три года. А если вы не получали пенсию по вине организации, назначающей выплаты, тогда вам обязаны вернуть всю сумму за просроченное время.


Базовая пенсия в Казахстане: подробности реформы

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: выплаты и финансы

За годы официальной работы каждый гражданин делает отчисления в единые и добровольные накопительные фонды. В первом случае суммы выделяются за счет обязательных отчислений в фонд согласно договору. Подобные пенсионные отчисления РК могут получать граждане, хранившие накопления в этих фондах, а также которые:

  1. Накопили достаточно, чтобы получать сумму не меньше минимальной пенсии.
  2. Выехали из страны, но предоставили документы о факте выезда.

Если гражданин умер, тогда его накопления переходят в качестве наследства в соответствии с законом.

Получать средства из профессиональных или добровольных пенсионных фондов могут граждане, которые:


Пенсионная реформа в Казахстане

  1. Достигли 50-ти лет и делали взносы не менее 16-ти месяцев.
  2. Имеют инвалидность 1 и 2 группы.
  3. Уехали из страны, предоставив соответствующие документы.

Если вы хотите получать выплаты по страховке или думаете, соглашаться ли на условия страховой компании, необходимо знать особенности закона. Чтобы получать доход, нужно не только заключать договор с пенсионным фондом, но и со страховой фирмой. Выплаты по страховке можно получать все время, если имеете достаточно пенсионных накоплений.


Фото: pixabay.com: UGC

Закон о пенсии в Казахстане: выплаты отдельным категориям граждан

Пенсионная реформа в Казахстане не обходит граждан, которые верой и правдой служили государству. Поэтому выплаты за выслугу лет полагаются:

  • военнослужащим, работникам правоохранительных органов с выслугой на службе;
  • работникам с 20-летним трудовым стажем, 12 из которых посвящены государственной службе.


Пенсионные накопления в Казахстане: как оформить и получить

Суммы выплат формируются в размере 50% от содержания и могут увеличиваться каждый год в зависимости от трудового стажа. Вот как происходит начисление и выплата средств:

  1. Пенсия начисляется со дня увольнения или после приема заявления.
  2. Средства поступают за текущий месяц до конца жизни или выезда из страны.

Всем, кто находится на государственном обеспечении, выплаты производятся в размере 30% от общей суммы. Пособия по инвалидности поступают из бюджета и не могут быть меньше минимальной пенсии.

Теперь вы в курсе особенностей закона и можете использовать его в свою пользу.

СОДЕРЖАНИЕ
Закон О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан от 15.12.2010
Раздел 1 ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Раздел 2 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ ЦЕНТРА
Глава 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ИЗ ЦЕНТРА
ОТКРЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗ ЦЕНТРА

Глава 2. ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ ИЗ ЦЕНТРА

В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.01.02 г. № 278-II
Статья 7. Право на получение пенсионных выплат из Центра
Гражданам гарантировано право на получение пенсионных выплат из Центра при наступлении установленных настоящим Законом условий.
Пенсионерам, достигшим пенсионного возраста, предоставляется право переназначения пенсий, назначенных им по выслуге лет до 1 января 1998 года.
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.02 г. № 369-II (см. стар. ред.); Законом РК от 16.06.05 г. № 58-III (введены в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 20.11.08 г. № 88-IV (см. стар. ред.)

Статья 8. Категории граждан, имеющих право на получение выплат из Центра

1. Пенсионные выплаты из Центра осуществляются следующим категориям граждан:
1) получающим пенсию до 1 января 1998 года;
2) достигшим пенсионного возраста в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 9 настоящего Закона и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, - в размере, пропорциональном имеющемуся трудовому стажу;
3) военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.
2. В случае смерти получателя пенсионных выплат из Центра, в том числе получателя государственной базовой пенсионной выплаты, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере пятнадцатикратного месячного расчетного показателя.
3. В случае смерти получателя пенсионных выплат из Центра, являвшегося участником или инвалидом Великой Отечественной войны, его семье либо физическому или юридическому лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере тридцатипятикратного месячного расчетного показателя.
В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.02 г. № 369-II (см. стар. ред.); Законом РК от 08.01.03 г. № 378-II (см. стар. ред.)

Статья 9. Назначение пенсионных выплат из Центра

1. Назначение пенсионных выплат из Центра производится:
с 1 января 1998 года - мужчинам по достижении 61 года, женщинам по достижении 56 лет;
с 1 июля 1998 года - мужчинам по достижении 61, 5 года, женщинам по достижении 56, 5 года;
с 1 июля 1999 года - мужчинам по достижении 62 лет, женщинам по достижении 57 лет;
с 1 июля 2000 года - мужчинам по достижении 62, 5 года, женщинам по достижении 57, 5 года;
с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.
2. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» имеют право на назначение пенсии:
мужчины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.
3. Женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.
Учет усыновленных либо удочеренных детей в данном случае законодательством не предусмотрен - см. ответ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 апреля 2010 года
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.12.07 г. № 9-IV (введены в действие с 01.01.2008 г.) (см. стар. ред.)
4. Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного в пункте 1 настоящей статьи, следующим категориям граждан:
1) мужчинам - при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года и мужчинам, из числа лиц, указанных в пункте 2 статьи 60 настоящего Закона, на момент увольнения со службы. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 60 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в данный период не производились;
2) женщинам - при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года и женщинам, из числа лиц, указанных в пункте 2 статьи 60 настоящего Закона, на момент увольнения со службы. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 60 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в данный период не производились.
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.12.07 г. № 9-IV (введены в действие с 01.01.2008 г.) (см. стар. ред.)
5. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме назначаются категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты в полном объеме из Центра, в зависимости от наличия у них фактического трудового стажа на 1 января 1998 года и лицам, указанным в пункте 2 статьи 60 настоящего Закона, на момент увольнения со службы.
6. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, как доля от полной пенсии пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 60 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в данный период не производились.
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом от 04.07.06 г. № 148-III (введены в действие с 01.01.07 г.) (см. стар. ред.)
Статья 10. Период пенсионных выплат из Центра
Пенсионные выплаты из Центра назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти включительно.


Пенсионеры Казахстана часто сталкиваются с такой ситуацией, когда при выезде на постоянное место жительства за пределы страны, им перестают выплачивать пенсию. И это несмотря на то, что от гражданства они еще не отказались.

С обжалованием таких действий наших организаций социального обеспечения я сталкивалась в суде, защищая интересы своего клиента, уехавшего в Германию на ПМЖ, но сохраняя при этом гражданство РК. Проживал он за границей имея вид на жительство. В Казахстане с учета снялся, но, повторюсь, гражданство не утратил. Я думаю таких людей очень много, поэтому решила рассмотреть проблему прекращения выплаты пенсии в данной статье.

« Отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа по форме согласно 37 к настоящим Правилам прекращает выплату пенсий или пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления:

сведений о смерти, в том числе из информационных систем;

запроса пенсионного дела/дела получателя пособия от уполномоченного органа страны выезда;

заявления получателя пенсии или пособия о прекращении выплаты пенсии или пособия с предоставлением документа, подтверждающего снятие его с регистрации в органах внутренних дел;

сведений о выявлении факта утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан получателей государственного специального пособия, в том числе из информационных систем;

уведомления Верховного суда Республики Казахстан о назначении (возобновлении) ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке.

А так же на п.39 Правил, согласно которым выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и вернувшимся обратно, в случае неполучения выплат в стране выезда, возобновляется со дня прекращения выплаты при представлении справки о неполучении выплат, выданных уполномоченными органами по выплате пенсий и пособий страны выезда, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Т.е. органы социального обеспечения, узнав о снятии с регистрационного учета гражданина РК, для выезда на ПМЖ прекращают выплату пенсии и возобновляют ее только про приезду обратно. В моем случае клиент не хотел возвращаться в Казахстан, проживая в Германии и получая пенсию на карточку. В связи с чем подал официальный запрос в ГЦВП и Департамент труда, социальной защиты и миграции, естественно, получил отказ на возобновление пенсии, так как у него не было подтверждения того, что он вернулся в Алматы и имеет прописку.

Мы с моим клиентом посчитали данное отказное решение незаконным так как, законодательство о пенсионном обеспечении закрепляет за всеми гражданами Республики Казахстан право пенсионного обеспечения. Основанием для прекращения начислений пенсионных выплат является утрата гражданства или смерть лица.

ГЦВП и Департамент соц.защиты утверждают, что право на получение пенсии имеют только лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан. Однако, законодательством о пенсионном обеспечении такая норма не установлена.

Наши доводы, которыми мы защищали права пенсионера, строились на нормах Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее — Закон) и Конституции Республики Казахстан.

Статьей 10 Закона РК «О пенсионном обеспечении», четко предусмотрено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти включительно, и не содержат никаких изъятий относительно места проживания пенсионера.

Несмотря на то, что конкретно п.п. 36, 49 Правил не говорят о прекращении пенсионных выплат, сопоставив их с другими пунктами Правил и иных нормативных правовых актов, считаем, что в них содержатся ограничения прав граждан в части их пенсионного обеспечения. Вместе с тем, наличие в подзаконном акте положений, фактически ограничивающих выплаты противоречат п. 1 ст. 39 Конституции РК о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Cогласно ст.11 Конституции РК, Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, конституционные права, свободы, гарантии, включая пенсионные, распространяются на граждан РК, вне зависимости от места их проживания.

Как было указано выше, мой клиент гражданства РК лишен не был и в силу п.2 ст.14 Конституции РК, не мо г подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Подводя итог, хочу сказать, что прекращение выплаты пенсии гражданам нашей страны по причине выезда их на ПМЖ в другое государство является нарушением их конституционных прав и возможно только после утраты ими гражданства Казахстана. Для получения пенсии не обязательно проживать на территории Казахстана и иметь в стране прописку.

Защищайте и отстаивайте свои права и не считайте, что суд всегда станет на сторону государства.

А как же вот это:
Статья 12. Период осуществления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту

Государственная базовая пенсионная выплата и пенсионные выплаты по возрасту назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти или выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан включительно.
Получается согласно конституции выезд из Казахстана приравнивается к кончине.

Постановлением правительства Казахстана от 9 ноября 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые решения правительства РК.

Лукашенко считает, что произошедшее в Беларуси должно стать уроком для Казахстана

Приговор вынесен экс-банкиру Жомарту Ертаеву

Аким Атырауской области вручил награды спортсменам

Так, изменения затронули постановление «Об утверждении правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат».

В частности, говорится, что для получения пенсионных выплат из ЕНПФ при наступлении пенсионного возраста получатель обращается с заявлением в госкорпорацию с представлением документа, удостоверяющего личность, а также сведений о банковском счете.

При этом инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно, представляют при личном обращении в ЕНПФ:

  • заявление о назначении пенсионных выплат по форме, утвержденной внутренним документом ЕНПФ;
  • документ, удостоверяющий личность получателя;
  • сведения о банковском счете получателя.

При обращении посредством интернет-ресурса ЕНПФ необходимо представить заявление, удостоверенное электронной цифровой подписью получателя. Порядок обращения посредством интернет-ресурса ЕНПФ утверждается внутренним документом ЕНПФ.

Вместе с тем по заявлениям получателей, обратившимся в госкорпорацию за назначением пенсии, она осуществляет взаимодействие с ЕНПФ в порядке и сроки, установленные соответствующим соглашением, заключенным между ЕНПФ и государственной корпорацией, в рамках которого в ЕНПФ передаются сведения о зарегистрированных заявлениях получателей.

В свою очередь, ЕНПФ переводит в государственную корпорацию суммы пенсионных выплат получателей согласно установленного госкорпорацией графика пенсионных выплат. Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученных из ЕНПФ, на банковские счета получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат, но не ранее даты возникновения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ.

В случаях представления получателем неполного пакета документов или недействительных документов государственная корпорация отказывает получателю в приеме заявления в день обращения с вручением расписки об отказе в приеме заявления либо в исполнении заявления путем направления уведомления в течение 10 рабочих дней с момента получения документов с указанием причины отказа.

В случае отсутствия у получателя пенсионных накоплений в ЕНПФ, либо если он является получателем по установленному графику пенсионных выплат из ЕНПФ, госкорпорация уведомляет получателя о данных фактах в момент приема заявления.

Также указывается, что по лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ и не обратившимся за выплатой пенсионных накоплений, ЕНПФ ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным годом, осуществляет сверку с госкорпорацией на наличие у указанных лиц назначенных пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения, а также на наличие в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения телефонных номеров получателей, зарегистрированных на портале для оказания проактивной услуги на получение пенсионных выплат из ЕНПФ.

При этом по результатам сверки государственная корпорация:

  • формирует список лиц, являющихся получателями пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, имеющих телефонные номера, зарегистрированные на портале;
  • посредством информационной системы уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения направляет sms-сообщение на телефонный номер получателя с предложением оказания проактивной услуги по назначению пенсионной выплаты из ЕНПФ;
  • по лицам, по которым получено согласие на получение пенсионных выплат, из ЕНПФ через проактивную услугу формирует в журнале электронных заявок и уведомлений на каждую государственную услугу отдельно заявку, удостоверенную электронной цифровой подписью уполномоченного государственного органа в сфере информатизации;
  • по зарегистрированным в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронным заявкам направляет в информационную систему ЕНПФ электронные сообщения не позднее одного рабочего дня с даты регистрации в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронных заявок.

ЕНПФ переводит в госкорпорацию суммы пенсионных выплат получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат. Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей, ранее представленные получателями при назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты.

Также изменения внесены в постановление от 25 мая 2011 года «Об утверждении правил осуществления социальной помощи в виде ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства». Так, в измененном пункте говорится, что при приеме заявления сведения о документе, удостоверяющем личность, о регистрации по постоянному месту жительства специалисты государственной корпорации получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «Электронного правительства».

При отсутствии сведений в информационных системах к заявлению прилагаются следующие документы:

  • для жителей города Байконура ‒ справка отдела по учету и регистрации граждан жилищного хозяйства города Байконура;
  • сведения о номере банковского счета, открытого в уполномоченной организации по выдаче социальной помощи в виде ежемесячных выплат, или о контрольном счете наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • судебный акт, подтверждающий право на получение капитализированных сумм, содержащий сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда. При получении сумм капитализированных платежей от государства ‒ вступившее в законную силу решение (постановление, определение) о возложении ответственности по выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда на государство. При получении сумм капитализированных платежей за счет имущества ликвидированного юридического лица ‒ определение (решение) о завершении конкурсного производства с утверждением заключительного отчета конкурсного управляющего, в материалах которого содержится расшифровка по каждому кредитору первой очереди.

Право на получение капитализированных сумм также может подтверждаться архивным документом суда либо государственного архива, содержащим сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда.

В зависимости от статуса пострадавшего лица:

  • при возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, ‒ справка о степени утраты профессиональной трудоспособности по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере социальной защиты;
  • при возмещении вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти работника, которым вред возмещается на срок инвалидности, ‒ сведения об установлении инвалидности заявителю запрашиваются из централизованной базы данных инвалидов.

При отсутствии сведений в централизованной базе данных инвалидов к заявлению прилагается копия справки об инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности. В случае наличия сведений об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности или инвалидности в судебном акте либо архивном документе, подтверждающем право на получение капитализированных сумм, представление отдельной справки не требуется.

Для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы подаются их законными представителями. Заявление для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат третьими лицами подается по доверенности.

Читайте также: