Размещение средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений

Нет, не можете. Всех граждан уже разделили на две категории:

- у одних продолжит формироваться накопительная пенсия за счет уплаты работодателем страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, после отмены моратория на их уплату. К ним относятся застрахованные лица, которые хоть раз выбирали способ управления пенсионными накоплениями, т.е. не являющиеся «молчунами»,

- у других формирование накопительной пенсии за счет уплаты работодателем страховых взносов прекращено. К ним относятся те, кто ни разу не выбирал способ управления, т.е. так называемые «молчуны» и те граждане, которые сознательно отказались от дальнейшего формирования накопительной пенсии, подав в Пенсионный фонд заявление об отказе от формирования накопительной пенсии.

  1. А если моя трудовая деятельность только началась с 1 января 2014 года?

Только для этой категории граждан законом предусмотрена возможность в течение 5 лет с момента первого начисления выбирать, на финансирование какой пенсии направить 6% тарифа страховых взносов работодателя. До принятия ими решения все страховые взносы будут перечисляться на формирование страховой пенсии. Если гражданин по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов не достиг возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет.

  1. Что можно сделать с накопительной пенсией в 2017 году?

Накопительная пенсия не индексируется, а увеличивается только за счет дохода от инвестирования, полученного выбранным вами страховщиком.

От правильно сделанного Вами выбора зависит размер вашей будущей накопительной пенсии. Чем выше доход от инвестирования, тем выше размер пенсии, поэтому каждый человек может распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

Основная цель распоряжения пенсионными накоплениями – грамотное инвестирование средств с целью получения максимального дохода до момента выхода на пенсию.

  1. Кто такие страховщики?

Страховщик – это или Пенсионный фонд России (ПФР), или выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд (НПФ), то есть та организация, которая инвестирует пенсионные накопления гражданина и будет выплачивать их, когда он выйдет на пенсию.

Действующим законодательством для застрахованных лиц предусмотрена возможность выбора способа формирования накопительной пенсии.

В случае, если Вас не устраивает ранее выбранный страховщик, то Вы имеете право в любой момент его изменить, путем подачи заявления в ПФР.

  1. Узнал, что мои пенсионные накопления перевели в НПФ, хотя заявления я не подавал, что делать?

В этом случае, Вам необходимо:

- направить претензию в НПФ, в который Вас перевели без вашего ведома, с требованием предоставить Вам надлежащим образом заверенные копии заявления и договора, поданных от вашего имени;

- обратиться в суд с исковым заявлением о признании договора недействительным или заключенным ненадлежащими сторонами. Только в этом случае, возврат средств предыдущему страховщику будет произведен НПФ не позднее 30 дней со дня получения соответствующего решения суда и Вы не потеряете доход от инвестирования средств у последнего страховщика.

  1. Хочу поменять страховщика, могу ли я понести какие-либо потери при переходе? Как этого избежать?

Действительно, досрочный переход может повлечь потерю инвестиционного дохода, а при отрицательном результате инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений (исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком).

Для того, чтобы избежать потерь при переходе размещаем Памятку застрахованному лицу об особенностях расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику по заявлениям о переходе и досрочном переходе, поданным в 2017 году

  1. Почему ПФР не уведомил меня о том, что меня не перевели в НПФ?

ПФР может уведомить застрахованное лицо об отказе в переводе средств с указанием причин отказа только при наличии заявки о предоставлении уведомления об отказе, а также электронного адреса для его направления, следующими способами:

- при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган ПФР;

- путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

  1. Где можно получить информацию о доходности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов?

Информацию о доходности, которую обеспечивают управляющие компании, можно ежеквартально получать в любом территориальном органе ПФР или на сайте ПФР.

Что касается, негосударственных пенсионных фондов, то они, по закону, не обязаны предоставлять в ПФР такие отчеты.

  1. Куда будут инвестированы мои накопления, если я выберу, к примеру, государственный Пенсионный фонд?

ПФР самостоятельно не занимается инвестированием средств пенсионных накоплений. Поэтому вам нужно будет выбрать либо частную управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса, либо государственную управляющую компанию – на сегодняшний день это Внешэкономбанк.

  1. Чем частные управляющие компании отличаются от государственной?

Частные управляющие компании предоставляют более широкий перечень активов, в которых могут быть размещены пенсионные накопления. А Внешэкономбанк (государственная управляющая компания) инвестирует средства в основном в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но зато и менее рискованным видом управления.

11.А если я захочу поместить деньги в негосударственный пенсионный фонд, каким образом они будут «работать»?

В этом случае в негосударственный пенсионный фонд передаются не только ваши пенсионные накопления, но и обязательства по выплате накопительной пенсии при наступлении страхового случая. Иными словами, страховую пенсию будет назначать и выплачивать ПФР, а накопительную – негосударственный пенсионный фонд. Особо отмечу, что в этом случае государство не несет ответственности за выплату накопительной пенсии.

Проект Указания Центрального банка Российской Федерации «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и в случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо» (далее именуется Новое Указание) разработан с целью совершенствования требований к инвестированию средств пенсионных резервов и ограничения рисков при инвестировании пенсионных резервов.

Анализ проекта документа позволяет отметить, что в большей части требования к инвестированию средств пенсионных резервов прописываются аналогично требованиям, установленным к пенсионным накоплениям в соответствии с Положением Банка России от 01.03.2017 года № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений…» (далее именуется Положение № 580-П). Другими словами, регулятор стремится унифицировать требования к размещению пенсионных активов (пенсионные резервы и пенсионные накопления).

Важным моментом является то, что Новое Указание предоставляет для негосударственных пенсионных фондов возможность самостоятельно размещать средства пенсионных резервов во все разрешенные для включения в состав пенсионных резервов активы наряду с управляющими компаниями, определяет требования к составу и структуре активов, которые могут составлять пенсионные резервы, и содержит условия, при соблюдении которых могут совершаться сделки за счет средств пенсионных резервов. Новый нормативный акт вступит в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 года № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (далее именуется Постановление № 63). Рынок ожидает, что это должно произойти до конца 2019 года.

Одной из новаций Нового Указания, как уже было отмечено выше, является предоставление негосударственному пенсионному фонду (далее именуется Фонд) возможности самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в любые объекты инвестирования, разрешенные Указанием, наряду с управляющими компаниями. Сейчас в соответствии с Постановлением № 63 Фонды могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в следующие активы: денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; государственные ценные бумаги Российской Федерации; депозитные сертификаты российских банков; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества. Новое Указание значительно расширяет перечень активов, разрешенных к размещению, как для Фонда, так и его Управляющей компании.

Перечень новых разрешенных активов:

· драгоценные металлы на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

· российские и иностранные депозитарные расписки;

· клиринговые сертификаты участия, полученные по первой части договора репо с центральным контрагентом;

· единые недвижимые комплексы;

· сооружения инженерной инфраструктуры;

· права аренды земельного участка;

· права требования из договоров страхования активов, входящих в состав пенсионных резервов;

· доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью;

· права требования из договоров (кроме договоров доверительного управления), заключенных для целей управления (доверительного управления) в отношении активов, составляющих пенсионные резервы;

· активы, не предусмотренные Указанием, при одновременном соблюдении следующих условий:

- права на указанные активы перешли фонду в результате ликвидации (банкротства) лица, являвшегося обязанным лицом по активам, составляющим пенсионные резервы, либо в результате получения доходов по ценным бумагам, входящим в состав пенсионных резервов;

- указанные активы входят в состав пенсионных резервов в течение не более 90 рабочих дней с даты перехода фонду прав на такие активы.

Основные требования к качеству активов при размещении средств пенсионных резервов

Во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание устанавливает дополнительные требования к качеству активов и обязанных лиц по данным активам, входящим в состав пенсионных резервов, а именно:

· в целях увеличения лимита на приобретение установлены требования к управляющим компаниям ПИФ о ежедневном раскрытии (предоставлении) сведений о стоимости активов, СЧА и стоимости пая;

· установлено требование к объему сдаваемой в аренду полезной площади при инвестировании в недвижимость.

Новые требования к структуре активов при размещении средств пенсионных резервов

Также во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание вводит ряд дополнительных структурных ограничений при размещении средств пенсионных резервов. При этом устанавливается постепенное снижение максимально разрешенных долей активов на промежутке с 2020 по 2022 гг.

Новые требования к структуре активов:

· введение структурных ограничений в отношении активов группы связанных юридических лиц. Это достаточно сложное ограничение, поскольку контроль и значительное влияние одного общества на другое имеет многоуровневый характер и не ограничивается цепочкой связанных лиц: основное – дочернее общество. Следует учитывать и возможную косвенную связь основного и дочернего общества через несколько юридических лиц;

· введение структурных ограничений в отношении активов на момент заключения сделки;

· введение ограничений по доле акций от капитализации эмитента;

· введение ограничений по максимальным долям паев одного ПИФ, долям одного ООО;

· расширение перечня активов кредитных организаций, которые включаются в расчет структурного ограничения на вложение в активы кредитных организаций. Сейчас по Постановлению №63 в расчет включаются только банковские депозиты и депозитные сертификаты. После принятия Нового Указания в расчете будут учитываться любые активы кредитной организации, включая требования из договоров на брокерское обслуживание. Также текущая редакция проекта Нового Указания предполагает, что в это ограничение попадут и активы, находящиеся в Небанковской кредитной организации-центральном контрагенте «Национальный Клиринговый Центр» (НКО НКЦ (АО)).

· введение структурных ограничений на вложения в любые активы в иностранной валюте;

· введение структурных ограничений на активы с меньшим объемом прав (субординированные облигации, облигации, конвертируемые в акции, акции, субординированные депозиты);

· введение структурных ограничений на облигации с переменным доходом/купоном/номиналом (любые выплаты), акции, не удовлетворяющие требованиям, паи, доли ООО, права требования;

· установлены различные структурные ограничения по акциям, входящим в список для расчета Индекса МосБиржи, и по акциям, не входящим в такой список;

· введение ограничений по заключению сделок с ПФИ и сделок РЕПО.

Важно отметить, что теперь при расчете различных структурных ограничений в общем случае инвестиционные паи будут рассматриваться, как совокупность активов, в которые инвестировано имущество ПИФ, депозитарные расписки - как базовые акции, права собственности на которые удостоверяют указанные расписки, ПФИ – как базовые активы указанных ПФИ.

Проект Нового Указания устанавливает ряд новых требований, соблюдение которых необходимо при совершении сделок за счет средств пенсионных резервов. Такие требования касаются, как самих Фондов, так и их Управляющих компаний. Предлагаемые изменения в порядке размещения пенсионных резервов во многом также аналогичны требованиям, которые установлены в отношении инвестирования пенсионных накоплений в соответствии с Положением № 580-П.

Требования в отношении сделок с ценными бумагами, РЕПО, ПФИ, валютой и драгоценными металлами

По общему правилу, так же, как и по пенсионным накоплениям, сделки с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, совершаются на организованных торгах в анонимном режиме на основе безадресных заявок. В настоящее время Постановление № 63 допускает совершение внебиржевых сделок при определенных условиях в рамках двадцатипроцентного лимита от стоимости пенсионных резервов. Новое Указание такую возможность для ценных бумаг, допущенных к торгам, не предусматривает. Однако возможны сделки на организованных торгах в иных режимах, в том числе в РПС, в определенных ситуациях и при соблюдении определенных условий. При этом допустимы следующие иные случаи совершения сделок вне «стакана»:

· в отличии от ограничений по пенсионным накоплениям отсутствует ограничение по цене при совершении сделок по приобретению облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации;

· совершение сделок с ценными бумагами в иных режимах, если правилами организованных торгов не предусмотрено их совершение на основании безадресных заявок, и, если указанные сделки совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

Проект Указания предусматривает возможность совершения сделок с ценными бумагами, не допущенными к обращению на организованных торгах. В этом случае расчеты должны производиться на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента.

В проекте Указания устанавливаются требования по заключению сделок РЕПО, заключению договоров, являющихся ПФИ, и по совершению сделок купли-продажи валюты иностранных государств. Эти требования абсолютно идентичны требованиям в отношении аналогичных сделок по пенсионным накоплениям. Требования к совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов аналогичны требованиям к сделкам с валютой.

Требования в отношении сделок с иным имуществом

Новое Указание допускает совершение сделок с иным имуществом исключительно на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента. Такое ограничение может осложнить совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-первых, ограничивается возможность участия в сделках на других условиях оплаты. Во-вторых, невозможность участия Фонда и его управляющих компаний в конкурсах по приобретению недвижимого имущества, в которых обязательным условием является внесение предварительных взносов или предварительная оплата. В-третьих, в случаях изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (что встречается довольно часто) оплата выкупа изъятого имущества со стороны контрагента как правило происходит после изъятия имущества и его перерегистрации.

Требования в отношении взаимоотношений с брокером

В случае совершения сделок через брокера и Фонд, и его управляющая компания должны взаимодействовать только с тем брокером, который ведет обособленный учет денежных средств, поступивших от Фонда (его управляющей компании), на отдельном банковском счете (специальном брокерском счете), на котором учитываются только средства пенсионных резервов Фонда. Иными словами, не допускается на счете у брокера (специальном брокерском счете) объединение пенсионных резервов конкретного Фонда с иными активами. Постановление 63 для специального брокерского счета допускало исключение. Это новшество необходимо учитывать и заранее подготовиться к его реализации не только Фондам и управляющим компаниям, но и брокерам.

Требования в отношении контрагентов по сделке и обязанных лиц по активам

В отношении контрагентов вводится понятие связанных лиц. Не допускается совершение сделок со связанными лицами Фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, аудитора, оценщика, актуария. Это же понятие применяется к обязанным лицам по активам: обязанным лицом по части активов (проще говоря эмитентом) не могут быть не только сами Фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторы, оценщики, актуарии Фонда, но и лица, связанные с Фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений Фонда, специализированным депозитарием, аудитором, оценщиком и (или) актуарием. Следует признать, что такого требования по связанным лицам в настоящий момент нет даже в отношении пенсионных накоплений.

При этом связанным признается лицо, которое контролирует или оказывает значительное влияние на другое лицо (других лиц) или если указанные юридические лица находятся под контролем или значительным влиянием третьего юридического лица (третьих юридических лиц). Контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Постановление № 63 в отношении контрагентов оперирует понятием «аффилированные лица», что гораздо понятнее для всех участников процесса размещения средств пенсионных резервов, так как оно четко определено российским законодательством. В отношении пенсионных накоплений в Положении № 580-П понятие связанных лиц конкретизируется иначе – основные и дочерние юридические лица и применяется в целях контроля концентрационных лимитов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с МСФО каждое юридическое лицо самостоятельно определяет для себя круг связанных лиц, а также тот факт, что часть информации о них может не раскрываться в открытых источниках. Данное обстоятельство увеличивает вероятность различного понимания со стороны управляющих компаний, фондов и специализированного депозитария какие лица входят или не входят в круг связанных лиц в соответствии с МСФО. Возникает вопрос, какие источники информации следует принимать к сведению если учесть, что некоторые юридические лица в определенных случаях совершенно не обязаны ее раскрывать. Точки зрения участников рынка в данном случае могут существенно различаться.

Возможность передачи Специализированному депозитарию расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов

Пункт 38 действующего в настоящее время Постановления № 63 позволяет Фонду возложить исполнение своей обязанности рассчитывать рыночную стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов Фонда, а также совокупную рыночную стоимость пенсионных резервов, на его специализированный депозитарий. Однако анализ положений проекта нового Указания, заменяющего собой Постановление № 63, не позволит Фондам в будущем передавать на аутсорсинг указанную выше свою обязанность. Данное ограничение права Фонда на передачу одной из своей обязанности на аутсорсинг специализированному депозитарию представляется излишним и не отвечающим рыночным ожиданиям. Практика показывает, что Фонды в большинстве своем пользовались предоставленной законодателем возможностью, однако, к сожалению, в будущем они будут ее лишены.

Передача на аутсорсинг в специализированный депозитарий учетных функций – это тренд будущего, позволяющий участникам рынка перепоручить исполнение части своих обязанностей профессиональному участнику рынка – специализированному депозитарию, который в силу своей основной деятельности наделен достаточными знаниями, опытом и ресурсами для исполнения указанных обязанностей. Это безусловно логично и полезно для Фондов, так как позволяет Фонду уже сейчас не отвлекать свои силы от исполнения свих основных функций.

определены статьей 24 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда осуществляются на следующих принципах:

обеспечения сохранности указанных средств;

обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

учета надежности ценных бумаг;

информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

профессионального управления инвестиционным процессом.

Разрешенные активы (объекты инвестирования) пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда

Средства пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда могут быть инвестированы в следующие финансовые инструменты:

государственные ценные бумаги РФ;

государственные ценные бумаги субъектов РФ;

облигации российских эмитентов помимо указанных выше, в том числе субординированные облигации;

акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;

ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;

иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;

ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг;

облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Средства пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда не могут быть использованы:

для приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми негосударственным пенсионным фондом заключены соответствующие договоры;

для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством РФ о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Разрешенные активы для размещения средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда

Государственные ценные бумаги РФ

Разрешается, только если они обращаются на организованных торгах или специально выпущены Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов, а также при их первичном размещении, если условиями выпуска ценных бумаг предусмотрено обращение на организованных торгах или они специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов

Государственные ценные бумаги субъектов РФ; облигации российских эмитентов (помимо государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ), в том числе субординированные облигации;акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Разрешается, только если они обращаются на организованных торгах и удовлетворяют требованиям, установленным Банком России, а также при их первичном размещении, если они удовлетворяют требованиям, установленным Банком России

Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Разрешается только в тех кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ

Банком России могут устанавливаться дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.

I. Активы, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений 1 :

  • денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещенные на банковских счетах банков, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации для инвестирования пенсионных накоплений;
  • банковские депозиты в рублях и иностранной валюте;
  • государственные ценные бумаги Российской Федерации, в том числе номинированные в иностранной валюте (еврооблигации);
  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • акции российских открытых и/или публичных акционерных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • облигации российских эмитентов, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг.

Цели управления такими активами

Основной целью инвестирования пенсионных накоплений является обеспечение сохранности и прирост средств пенсионных накоплений для обеспечения прав и интересов застрахованных лиц и их правопреемников.

II. Активы, в которые могут размещаться средства пенсионных резервов 1 :

  • денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещенные на банковских счетах банков-участников системы страхования вкладов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • банковские депозиты в рублях и иностранной валюте;
  • государственные ценные бумаги Российской Федерации, в том числе номинированные в иностранной валюте (еврооблигации);
  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • акции российских открытых и/или публичных акционерных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • облигации российских хозяйственных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
  • инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цели управления такими активами

Основной целью размещения пенсионных резервов является обеспечение сохранности и прирост стоимости активов пенсионных резервов, достаточных для выполнения обязательств Фонда, в соответствии с утвержденными пенсионными правилами Фонда, и в интересах участников.

III. Виды допустимых сделок с активами, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов фонда, ограничения на условия сделок с ними

В соответствии с законодательством и в рамках лимитов, установленных Инвестиционной стратегией Фонда, допускаются сделки покупки и продажи активов, сделки обратного РЕПО на срок не более 30 дней, при условии, что сделки РЕПО заключаются с центральным контрагентом под залог государственных ценных бумаг Российской Федерации. Сделки с активами заключаются на наилучших доступных условиях на момент заключения сделки, исключительно в интересах застрахованных лиц и участников.

Управляющие компании Фонда не имеют права при осуществлении доверительного управления пенсионными резервами и пенсионными накоплениями совершать срочные сделки (как это понятие определено действующим законодательством Российской Федерации).

IV. Структура активов, отражающая целевое (оптимальное) соотношение целевой доходности и рисков, которые фонд готов принимать в долгосрочной перспективе

Финансовые инструменты 2 Целевая структура
пенсионных резервов
Целевая структура
пенсионных накоплений
Государственные ценные бумаги Российской Федерации 40% 35%
Облигации российских хозяйственных обществ 50% 60%
Акции российских открытых акционерных обществ 0% 0%
Банковские депозиты и сделки РЕПО 10% 5%

1 С учетом ограничений Инвестиционной стратегии АО «НПФ «Сургутнефтегаз» и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных государственных органов.
2 В соответствии с Инвестиционной стратегией АО «НПФ «Сургутнефтегаз».

Граждане, формирующие пенсионные накопления, рассчитывают их получать в виде накопительной пенсии после выхода на заслуженный отдых. Инвестирование пенсионных накоплений по идее должно увеличивать их размер. Мы расскажем о том, как накопления формируются и инвестируются.

Как формируются пенсионные накопления

Все пенсионные накопления, находящиеся на специальной части индивидуального лицевого счета гражданина, обязательно инвестируются. Причем относится это ко всем средствам, находящимся и поступающим на счет гражданина в виде обязательных страховых взносов работодателя, дополнительных взносов самого гражданина, добровольных взносов работодателя, взносов государства от софинансирования. Имеется также возможность направить на формирование накопительной пенсии и средства материнского капитала. Эти средства также будут принимать участие в инвестировании.

Если гражданин не принял решения о формировании накопительной пенсии, то пенсионные накопления, сформированные до 01 января 2014 года (до введения моратория на накопительную пенсию), будут по-прежнему инвестироваться. В любом случае, если у гражданина есть какие-то пенсионные накопления, то они обязательно инвестируются.

Граждане сами могут выбирать способы, по которым будет происходить формирование и инвестирование пенсионных накоплений. Такими способами могут быть:

  • формирование пенсионных накоплений, в том числе, накопительной пенсии, через Пенсионный фонд России (ПФР);
  • формирование пенсионных накоплений, в том числе, накопительной пенсии, через Негосударственный пенсионный фонд (НФП). При этом вы можете сделать перевод накопительной части пенсии в НФП.

Важная особенность: если за вас работодатель уплачивает обязательные страховые взносы, а у вас при этом имеются добровольные пенсионные накопления, то для всех ваших накоплений будет применяться одинаковый порядок инвестирования.

Рассмотрим эти способы подробнее

Формирование и инвестирование пенсионных накоплений через ПФР

Если вы формируете свои пенсионные накопления через ПФР, то устанавливать и выплачивать накопительную пенсию будет территориальный орган ПФР по вашему месту жительства.

Для формирования накопительной пенсии (пенсионных накоплений) через ПФР вам нужно выбрать один из следующих инвестиционных портфелей:

  • инвестиционный портфель управляющей компании (УК);
  • базовый инвестиционный портфель государственной управляющей компании (ГУК);
  • расширенный инвестиционный портфель ГУК.

В базовый инвестиционный портфель входят государственные ценные бумаги РФ и корпоративные облигации российских эмитентов. В расширенный инвестиционный портфель входят, кроме указанных, ипотечные ценные бумаги, банковские депозиты в рублях и иностранной валюте, облигации международных финансовых организаций.

В настоящее время единственной ГУК является Внешэкономбанк.

Список УК размещен на сайте ПФР.

Инвестирование средств пенсионных накоплений будет производиться с учетом вашего выбора.

Вы можете обновлять инвестиционный портфель и/или выбирать другую УК не чаще одного раза в год.

Итак, выбор инвестиционного портфеля сделан. Что дальше?

Оформите заявление о выборе инвестиционного портфеля (УК) и направьте его в ПФР.

Заявление можно подать лично или направить его иным способом (в том числе в форме электронного документа либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).

Установление вашей личности и проверка подписи при обращении через многофункциональный центр осуществляется самим этим центром.

При направлении заявления по почте, подпись на заявлении заверяется у нотариуса.

Если вы лично обращаетесь в территориальный орган ПФР по месту жительства, то вам потребуется паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Срок подачи заявления — не позднее 31 декабря текущего года.

ПФР рассматривает заявление в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления, и в срок до 31 марта уведомляет вас об итогах рассмотрения заявления.

Для выбора расширенного инвестиционного портфеля ГУК каких-либо действий предпринимать не надо. Т.е. если вы промолчите (не подадите заявления), то пенсионные накопления автоматически будут инвестироваться в расширенный инвестиционный портфель ГУК.

Формирование накопительной пенсии через НПФ

Вы можете отказаться от формирования накопительной пенсии (пенсионных накоплений) через ПФР и выбрать НПФ. Но тогда назначать и выплачивать вам накопительную пенсию будет НПФ. Он же будет и инвестировать пенсионные накопления. Вы можете также сделать перевод накопительной пенсии в НПФ.

НФП работает с определенными УК и распоряжается вашими средствами по праву оперативного управления.

В случае выбора НФП вам надо подать заявление в ПФР, а затем заключить договор с выбранным НФП. С УК договор заключать не надо.

Все дальнейшие общения по вопросам формирования пенсионных накоплений и их инвестирования, а также выплаты накопительной пенсии вы будет вести с НФП.

Как перейти из НПФ в ПФР

Вопросы о том, как из НПФ перейти обратно в ПФР, а также как перейти из одного НПФ в другой, часто возникают у граждан.

Вы можете изменить выбранный ранее способ формирования накопительной пенсии (пенсионных накоплений). Т.е. вы можете:

  • перейти из НПФ в ПФР (и таким образом вернуть накопительную часть пенсии в ПФР);
  • перейти из ПФР в НПФ;
  • перейти из одного НПФ в другой;
  • заменить инвестиционный портфель.

Для этого вам надо подать заявление в территориальный орган ПФР лично или направить его иным способом, например, в форме электронного документа либо через МФЦ.

Если у вас есть доступ в личный кабинет на сайте ПФР, то почти все это можно сделать с помощью электронных сервисов.

1. Негосударственный пенсионный фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов

Негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации,
  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России.

Размещение средств пенсионных резервов

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации,
  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования,

предусмотренные Банком России, осуществляется негосударственными пенсионными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда в доверительное управление

  • не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании (управляющим компаниям).

Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

  • переданных управляющей компании по одному договору доверительного управления, управляющая компания открывает отдельный банковский счет (счета),
  • а для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении по указанному договору, - отдельный счет (счета) депо.

Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда,

  • переданных управляющей компании по одному договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, управляющая компания открывает отдельный банковский счет (счета),
  • а для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении по указанному договору, - отдельный счет (счета) депо.

2. Размещение средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

сформированных в соответствии с пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда,

  • производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников негосударственного пенсионного фонда.

3. Негосударственные пенсионные фонды организуют размещение средств пенсионных резервов через управляющую компанию (управляющие компании),

  • которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить надлежащее управление переданными ей (им) фондом средствами пенсионных резервов по договорам доверительного управления.

4. Управляющая компания (управляющие компании)

  • несет (несут) ответственность перед негосударственным пенсионным фондом (фондами) за ненадлежащее исполнение возложенных на нее (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управляющая компания (управляющие компании)

  • не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам негосударственного пенсионного фонда (фондов).

5. Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда

  • устанавливаются Банком России.

6. Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными актами Банка России, в которое размещаются средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

  • осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом директоров (наблюдательным советом) негосударственного пенсионного фонда.

Копия отчета об оценке указанного имущества

  • представляется в специализированный депозитарий фонда и Банк России.

Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом,

  • может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и
  • не являются аффилированными лицами негосударственного пенсионного фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита.

При этом оценка имущества должна осуществляться

  • при его приобретении, а также
  • не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России.

Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества негосударственного пенсионного фонда, предусмотренного настоящим пунктом,

  • несет ответственность перед негосударственным пенсионным фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.

7. Негосударственный пенсионный фонд заключает с управляющей компанией договор доверительного управления,

  • обязательные условия которого устанавливаются Банком России.

9. Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

  • в том числе установление особенностей в зависимости от принятого негосударственным пенсионным фондом способа формирования и учета пенсионных резервов и порядок осуществления контроля за их размещением

устанавливаются Банком России.

10. Негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию,

  • не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений.

11. Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются негосударственным пенсионным фондом

  • на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетах накопительной пенсии)
  • в порядке, установленном Банком России.

12. Результаты от размещения средств пенсионных резервов учитываются негосударственным пенсионным фондом

  • при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками негосударственного пенсионного фонда
  • в порядке, установленном Банком России.

13. Оплата расходов негосударственного пенсионного фонда, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений,

  • производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда.

14. Негосударственный пенсионный фонд и управляющая компания обязаны

  • представлять специализированному депозитарию копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда,
  • а также в отношении активов, в которые размещены или инвестированы указанные средства.

Читайте также: