Решение о выплате пенсии за выслугу лет решение думы


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2020 г. № 21-4/10/ФС-866 “Разъяснения Минтруда России по вопросу продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципального служащего”

Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения - пенсию за выслугу лет.

Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.

Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - при наличии стажа от 10 - до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.

Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.

Рассматривались различные способы повышения стажа - одномоментно, поэтапно - в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).

И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и приложении 2 к нему.

В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.

Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году - 17,5 лет, в 2022 - 18 лет, в 2023 - 18,5 лет и т.д. согласно приложению. При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч. увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.

Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.

К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", а именно:

за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;

за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Заместитель директора
Департамента пенсионного
обеспечения - начальник отдела
Г.И. Сысойкина

Обзор документа

Стаж муниципальной службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет повышен до 20 лет. Повышение происходит поэтапно - по полгода в год.

Для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 г. необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет; в 2021 г. - 17,5 лет; в 2022 г. - 18 лет; в 2023 г. - 18,5 лет и т. д.

При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, а по совокупности всех установленных условий, в т. ч. увольнении с муниципальной службы.

Минтруд разъяснил, за какими муниципальными служащими сохранено право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам, действовавшим до 2017 г.

Введение

В Правительстве Российской Федерации уже давно обсуждают вопрос повышения выслуги лет с показателя 20 до 25 лет для военнослужащих, сотрудников ФСИН и системы МВД. Но если до 2018 года эти вопросы были ничем иным, как предположением, то в июне начались существенные сподвижки. 14 июня 2018 года произошло повышение пенсионного возраста для гражданских лиц Российской Федерации. В свете этого остро встал вопрос о повышении выслуги и для военнослужащих. Законопроект уже подготовлен, разработан, но пока ещё не опубликован и не вступил в законную силу. Чего стоит ждать военнослужащим в будущем?

Последние новости о пенсионной реформе военнослужащих

На 2018 год на различных форумах ведется обсуждение грядущей реформы в военной сфере. Чтобы как-то подготовить граждан к такому повороту событий, Владимир Путин заявил, что в ближайшее время рост военных пенсий вырастет на 6%.

Уже с 1 января 2019 года Правительство Российской Федерации обещает, что приступит к реализации масштабной пенсионной реформы, которая затронет все слои населения и сферы деятельности. Планируется скорректировать условия, при которых возможен выход на пенсию, а также будет повышен пенсионный возраст для получения страховой пенсии по факту достижения определенного возраста.

При этом, под вопросом остается возможность внесения изменений в условия начисления пенсий силовикам. Правительство никак не комментирует будущие поправки. Но есть вероятность, что они будут внесены в скором времени.

Представители Государственной Думы сообщают, что выслуга лет для военных и силовиков будет увеличена, но немного позже, чтобы не создавать путаницу среди граждан.

В виду этого пока что неизвестно, как и каким образом будет проведена корректировка военных пенсий, увеличится ли срок выслуги лет, а главное, насколько. Также, не было представлено никаких официальных документов в публикацию. Но власти не отрицают, что изменения в вопросах пенсионного обеспечения для силовиков всё-таки будут проведены, это лишь вопрос времени.

Планируется увеличить надбавку к окладу на денежное содержание. Она будет существенно отличаться от ранее заявленных показателей.

  • 1 года. Надбавка по действующему закону 0%. В соответствии с законопроектом 5%;
  • 2 лет. Надбавка по действующему закону 0%. По законопроекту 10%;
  • 5 лет. По действующему законопроекту 10%. По новому 25;
  • 10 лет. По действующему закону 15%. Поновому 40%;
  • 15 лет. 20% по действующему закону. 45% по новому;
  • 20 лет. 25 % по действующему закону, 50% по новому;
  • 22 года. 30% по старому закону, 55% по-новому;
  • 25 лет. 30% по старому закону, 65% по новому;
  • 26 лет и старше. 40% по действующему, 70% по новому.

В рамках нового законодательства планируется увеличивать сумму денежного довольствия. Ее величина повысится с 50 до 65%.

Военнослужащему, который имеет выслугу больше 25 лет, будет предлагаться выплачивать надбавку в размере 25% от пенсии, которую он смог бы получать в ситуации, если бы уволился с военной службы. За каждый год величина надбавки увеличивается ровно на 3% . Но выход на пенсию будет означать полный перерасчёт итоговой суммы заработка.

Одновременно, право выхода на военную пенсию по факту выслуги 20 лет за гражданами сохраняется. Однако, возможно только в ряде отдельных случаев.

К сожалению, на данный момент в открытом доступе нет публикации текста законопроекта для ознакомления. Прочитать основные постулаты закона и его тезисы можно только через анализ СМИ в неофициальных источниках. Здесь цитируются отдельные положения закона, также обсуждаются основные идеи нового акта. На данный момент не существует официальной информации по поводу точного содержания законопроекта, который будет принят окончательно.

Депутаты и эксперты о повышении срока выслуги для военнослужащих

Дмитрий Травин, эксперт-экономист:

“Считаю, что повышать пенсионный возраст силовиков нет необходимости. Для того, чтобы перераспределить все средства госбюджета, достаточно просто пересмотреть его приоритеты. Также отмечу, что дождаться необходимо реального повышения продолжительности жизни россиян, а потом уже принимать соответствующие реформы”.

Антон Силуанов, министр финансов:

“Стаж для получения права выхода на пенсию военнослужащими должен быть скорректирован. Такие проработки мы ведем и у нас есть в разработке один из элементов успешного функционирования пенсионной системы на территории России”.

Татьяна Голикова, вице-премьер:

“Если не принимать во внимание увеличение срока выслуги лет для военнослужащих, внутри государства могут разгореться конфликты по этому поводу. Повышение срока выслуги для военнослужащих также положительно скажется на бюджете в виду увеличения продолжительности жизни граждан России. Это необходимая мера, к которой мы готовились уже долгое время. Так, именно сейчас наступил тот момент, когда необходимость повышения пенсионного возраста стоит в приоритете”.

Специфичность нового законопроекта о повышении пенсионного возраста

Чем же будет примечателен данный законопроект?

На сегодняшний день установлено, что если военнослужащий имеет стаж 20 лет, то ему уже назначается пенсионное обеспечение, которое равно 50% от имеющегося денежного довольствия.

Каждый год с момента достижения 20 лет выслуги, ежегодная прибавка составит 3% к уже имеющейся сумме 50% довольствия . Но общая величина пособия не может превысить 85% от изначальной зарплаты военнослужащего.

Законопроект предлагает пересмотреть этот подход. Пенсионное обеспечение начнёт начисляться в момент, когда служебный стаж достигнет отметки 25 лет. Начислено будет не 50, а сразу 65%. Каждый год будет начисляться 3% пенсии, а максимальная сумма не должна превышать 95% от заработной платы военнослужащего.

Законопроект предлагает несколько вариантов увольнений из вооруженных сил по одному из льготных оснований:

  • Достижение установленного законом возраста, после которого невозможно находиться на службе в вооруженных силах.
  • В связи с проведением организационно-штатных мероприятий и последующим сокращением.
  • Заболевание или тяжелое состояние здоровья, которые не предусматривает нахождения в рядах вооруженных сил и подтверждено врачебной комиссией.

В такой ситуации, в соответствии с проектом закона, будет предусмотрено назначение пенсионного обеспечения за выслугу, величина которого будет равна 50% от получаемых финансовых средств при условии, что у военнослужащего будет иметься как минимум 20 лет стажа.

Каждый год ему будет прибавляться 3%, но, сумма получаемого довольствия не может превысить 95%.

Специфичность закона состоит в том, что он был принят с целью устранить несправедливо установленный высокий пенсионный возраст для простых граждан страны, не привлеченных к военной службе. Именно поэтому военным также был увеличен срок до 25 лет.

Сам законопроект разрабатывало Главное управление кадров Вооруженных Сил.

Совсем недавно стало известно, что данный нормативный правовой акт уже был подписан Президентом Российской Федерации и должен вступить в силу в 2019 году.

Принятие закона об увеличении выслуги лет военнослужащим

На сегодняшний день в официальных источниках нет указаний, когда будет принят закон, и когда начнет действовать упоминание о новой выслуге лет. Не определён процесс, который будет подразумевать переходный этап, что должен продлиться до 2023 года.

Граждане, на которых будет распространяться действие нового нормативно-правового акта, могут идти на пенсию даже при наличии служебного стажа, равного 20 годам, но при наличии специальных условий, которые будут действовать до 2023 года.

Многие СМИ утверждают, что согласование проекта было завершено в положительную сторону. Решение по вопросу увеличения выслуги уже принято, а вступление в силу законодательного акта — это лишь вопрос времени.

Принятие проекта было запланировано на сентябрь 2018 года. Но в связи со сложными вопросами проведения пенсионной реформы для гражданских лиц, законопроект для военнослужащих был отложен в долгий ящик.

Социологические опросы показывают, что около 80% опрошенных людей не поддерживают увеличение служебного стажа для силовиков. Поэтому почву нужно хорошо подготовить прежде, чем инициировать подобные изменения.

Принцип расчета военных пенсий

В соответствии с законопроектом, принцип расчета военной пенсии не изменится. Изменятся лишь показатели, которые будут участвовать в вычислении итоговой суммы.

Принцип расчёт очень простой. Нужно взять общее значение ЕДДВ, куда помимо официальной заработной платы входят ещё и все надбавки. При помощи данной величины и характерного пенсионного коэффициента можно узнать примерный размер пенсии, который затем должен быть сопоставлен понижающим коэффициентом.

Примерная сумма и будет выплачена военнослужащему.

При расчёте пенсии учитываются следующие показатели:

  • Оклад за присвоенное звание.
  • Оклад с соответствующей занимаемой должности.
  • Надбавки, в сумме не больше 40% от ЕДДВ.

Формула выглядит следующим образом.

ЕДДВ * (50%+% за выслугу)*понижающий коэффициент = размер пенсии.

Пока смутно понятно, как будет осуществляться расчёт военной пенсии с 2019 года. Ведь далеко не все положения нового законопроекта будут приняты сразу,а значит, система расчёта тоже должна несколько видоизмениться.

Планируется, что первое время военнослужащие смогут рассчитывать примерную пенсию при помощи специальных онлайн-калькуляторов. Уже позже, появится общепринятая формула.

Рассмотрим, как рассчитывается выплата для военнослужащих в 2018 году. Правила вычисления регламентированы Федеральным законом “О пенсионном обеспечении лиц на военной службе” 4469-1.

Пример: Одинцов А. В. был уволен из армии, имея звание капитана. Причиной увольнения стало окончания контракта. Одинцов находится в возрасте 44 года. Его стаж составляет 24 года и 6 месяцев. Это подтверждает срок выслуги. В результате этого начисляться выплата будет следующим образом:

пенсия = 50% денежного довольствия + 3% денежного довольствия * количество полных лет, которые были отработаны свыше 20 = 50% ДД + 12% ДД = 62% от денежного довольствия, которое гражданин Одинцов получал в звании капитана.

Каждый год это довольствие будет соразмерно увеличивается на 3%.

Совсем другой расчёт предполагается в случае, если гражданин находился на военной службе меньше 20 лет.

Пример. Майор полиции Жуков находился на службе 13 лет 10 месяцев. Значит:

пенсия = 50% денежного довольствия * на 1% довольствия * стаж 4 года = гражданин Жуков может рассчитывать на 54% от денежного довольствия.

Отмена понижающего коэффициента для военных пенсионеров

Закон обещает рассмотреть требования по отмене понижающего коэффициента. Не раз вопрос введения понижающего коэффициента проверялся на законность в Конституционном Суде. Однако, нарушений конституционных прав военнослужащих не было выявлено.

На сегодняшний день величина понижающего коэффициента равна 72, 23% денежного довольствия.

Показатель коэффициента не изменился с 2017 года. После вступления законопроекта в законную силу, понижающий коэффициент обещают либо заморозить, либо незначительно увеличить. Однако, также есть вероятность того, что при обсуждении перспективы понижающего коэффициента, будет решено от него отказаться совсем. Однако, до 2023 года говорить об этом нововведении пока не имеет смысла.

Что будет с пенсией военных в 2019 году?

В 2019 году планируется, что заработает реформа, которая коснется и нововведения в вопросах пенсий военнослужащих. Планируется, что изменения будут достаточно противоречивыми, но необходимыми.

Выслуга лет увеличится с 20 до 25 лет . Это нововведение уже утверждено на официальном уровне. Такая реформа позволит избежать неравенства в стране и уравняет гражданских пенсионеров с военнослужащими.

Возможно, будет отменён мораторий, установленный в 2018 году на изменение понижающего коэффициента.

Можно ожидать и проведения индексации. Если верить официальным заявлениям Министерства Обороны, отставники могут рассчитывать на двухэтапное повышение социальных выплат.

  • Первый этап начнется 1 октября в 2019 году.
  • Второй этап ровно через год, в 2020 году.

Но значение понижающего коэффициента должно остаться на прежнем уровне, а также соответствовать актуальным зарплатам военнослужащих.

В целях проведения реформы в государственном бюджете уже был заморожен 41 млрд руб. Благодаря этим средствам Правительство планирует осуществлять поддержку военных пенсионеров, а также сглазить процесс перехода в условиях инфляции.

Закон о повышении минимальной выслуги будет принят, но всё не произойдет в один день. Процесс перехода будет длится ровно 5 лет до 2023 года. За это время будут проведены работы финансово-экономического и социального характера, которые помогут гражданам адаптироваться под новые условия.

Истинной причиной повышения пенсионного возраста для военнослужащих, по мнению многих граждан, считается просто банальная уравниловка. В соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, военные приобретают право на пенсию через 20 лет с момента, как начали прохождение военной службы. То есть, многие граждане уже в 40 лет могут стать полноценными пенсионерами.

С этим не согласны многие граждане Российской Федерации и депутаты. Несмотря на сложные условия осуществления службы, наличие профессиональных деформаций и прочих решений во время службы родине, государство пошло на поводу большинства и решило, что пенсионная реформа коснется не только рядовых граждан Российской Федерации, но и военнослужащих.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Пенсия за выслугу лет доступна не всем, а только лишь людям определенных профессий.

На нее могут рассчитывать:

  • шахтеры;
  • пожарные;
  • космонавты;
  • работники спасательной службы;
  • госслужащие;
  • лица, являющиеся работниками рыбной отрасли;
  • люди творческих профессий;
  • медицинские работники;
  • учителя и преподаватели;
  • военнослужащие;
  • летчики-испытатели;
  • другие специальности, которые имеют вредные и тяжелые условия труда.

Мы с вами поговорим о такой категории граждан, как муниципальные служащие.

Работники этой сферы имеют право на получение пенсий за выслугу лет. Для этого необходимо иметь стаж не меньше 15 лет и выполнить определенные условия, расторгая трудовой договор или увольняясь:

  • муниципальный служащий достиг возраста для выхода на пенсию;
  • если орган власти прекратил свое действие и служащий попал под сокращение;
  • служащий достиг максимального возраста в этой должности;
  • период его полномочий на занимаемой должности вышел;
  • здоровье его не соответствует нужным условиям для работы в этой должности;

Если служащий отработал более 15 лет в этой сфере деятельности, то за каждый год свыше, ему полагается надбавка в размере 3%, но вся пенсия не может быть больше 75% от средней зарплаты, которую он получал за все время службы.

При этом важный момент состоит в том, что пенсия не может составлять сумму меньше прожиточного минимума.

  • Условия назначения пенсии
  • Минимальный и максимальный размер пенсии
  • Как рассчитать пенсию?
  • Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Условия назначения пенсии

Основные условия определены в Федеральном законе РФ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и, поэтому, одинаковы для всех муниципальных и государственных гражданских служащих в России.

Для того чтобы претендовать на получение пенсии за выслугу лет, гражданин должен соответствовать следующим условиям:

  • у него присутствует специальный трудовой стаж;
  • пенсионные права приобретает в соответствии с законом РФ;
  • увольняется со службы по определенным основаниям.

Минимальный и максимальный размер пенсии

Предположим, муниципальный служащий подходит под критерии, которые позволяют ему рассчитывать на пенсию за выслугу лет. Какой же у нее размер?


Законодательством РФ установлено, что пенсия за выслугу лет составляет 45% от средней зарплаты муниципального служащего. При этом, повторимся, за каждый год, проработанный сверх 15 лет, оплачивается в виде надбавки в 3 % от среднего заработка.

Максимальный размер её составляет 75% от уровня денежного содержания. Это значит, что пенсионные выплаты исчисляются не из установленного оклада, а именно из денежного довольствия, в которое входит должностной и соответствующий чину оклады, надбавки за особые условия службы, ежемесячные поощрения и другие выплаты, положенные муниципальному служащему.

Про минимальный размер, мы также говорили выше. Данный вид пенсии не может быть ниже МРОТ.

Пенсия за выслугу лет тем лицам, которые ушли со службы в связи с инвалидностью, выплачивается в размере:

  • при 1 и 2 группах — 75% от ежемесячного довольствия;
  • при 3 группе — 50% от размера довольствия.

Как рассчитать пенсию?

Существует формула расчета размера пенсии за выслугу лет:

ПВЛ = Д х ОК х П,

  • ПВЛ – размер собственно пенсии за выслугу лет;
  • Д – среднемесячная зарплата;
  • ОК- ограничительный коэффициент;
  • П– процентное выражение, устанавливаемое в зависимости от стажа муниципальной службы.

Максимальный предел составляет 2,8 размера оклада соответствующей должности, а если же речь идет о денежном вознаграждении, то тогда в пределах 0,8 этого размера.

Рассчитаем размер среднего заработка в месяц. Именно на его основе и вычисляется размер пенсии за выслугу лет. Законом установлено на него ограничение. Он не может быть больше 2,3 от должностного оклада. У нас эта сумма составила 8050 руб. (3500 руб. х 2,3)

Размер пенсии муниципального служащего составляет 45% от среднего заработка в месяц, если стаж его не меньше 15 лет и каждый следующий год увели­чивается на 3%. Но эта сумма не должна превышать 75% от среднего заработка.

Определяем пенсионный коэффициент выслуги: 45% получается за 15 лет, 30% - за 10 лет после.

Получаем: 45% + 30% = 75%.

Далее посчитаем размер пенсии за выслугу лет: РП = 7500 х 75% = 5625 руб.

Поскольку эта пенсия назначается дополнительно к трудовой пенсии, то она ограничена. Общая сумма двух пенсий не может превышать 75% от среднемесячного за­работка муниципального служащего.

В данном при­мере 75% от среднемесячного заработка, на основе которого определяется размер данной пенсии, составляет

8050 х 75 % =6037 руб.

Рассчитанный нами размер государственной пенсии за выслугу лет (5625 руб.) не превышает 2,3 должностного оклада (6037 руб.), на основе которого рассчитан размер дан­ной пенсии.

Муниципальному служащему назначена пенсия за выслугу лет в размере 5625 руб.

Из пенсии за выслугу лет (5625 руб.) вычитаем сумму трудовой пенсии (5000 руб.). Остаток и будет тем размером доплаты, которая полагается муниципальному служащему за выслугу лет.

В нашем примере эта разница составляет 625 руб. Эта именно та сумма, которую в качестве доплаты к основной трудовой пенсии будет получать работник муниципалитета.

Если происходит индексация пенсий, как трудовой по старости, так и за выслугу лет, то это тоже учитывается. Так, при увеличении пенсии по старости, размер доплаты за выслугу лет может уменьшаться.

Если размер трудовой пенсии превысит размер пенсии за выслугу лет, то в этом случае выплачи­вается только трудовая пенсия.

Вам в скором времени необходимо оформить пенсию? Узнайте, какие документы для этого понадобятся. Подробно здесь.

Последнее время все чаще в правительстве говорят о повышении пенсионного возраста. Как оно будет происходить, читайте в этой статье.

Как оформить получение пенсионных выплат по выслуге лет?

Муниципальный служащий может обратиться за пенсией за выслугу лет в абсолютно любое время после наступления права на нее, если ему уже назначена трудовая пенсия по старости.

Заявление необходимо подавать в кадровую службу того территориального органа, в котором гражданин проходил службу непосредственно перед увольнением.

Необходимо предоставить следующие документы:

  1. паспорт (нужен и оригинал, и копия всех страниц);
  2. справка о должностях и периодах работы, в которые включается стаж для назначения данного вида пенсии;
  3. копия приказа об увольнении;
  4. справка о среднемесячном заработке муниципального работника за последние полных 12 месяцев, предшествующие увольнению (необходимо, также, указание сумм по месяцам);
  5. справка о назначении трудовой пенсии по старости (или инвалидности). В ней должен быть указан федеральный закон, на основании которого назначена эта пенсия, ее размер, дата должна быть месяцем увольнения, а также на справка обязательно должна иметь номер и печать;
  6. трудовая книжка (копия);
  7. иные документы, которые подтверждают периоды стажа для назначения пенсии за выслугу лет.

После подачи заявления, комиссия в территориальном органе его рассматривает и принимает решение о назначении работнику муниципальной сферы пенсии за выслугу лет.

Данная пенсия назначается с того дня, когда служащий за ней обратился, но не ранее дня, следующего за увольнением с муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Данная норма согласуется с двухуровневой системой законотворчества в Российской Федерации. Государственная служба субъектов Российской Федерации и муниципальная служба находится в совместном ведении субъектов и федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий имеет право на пенсию за выслугу лет. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В развитие этого положения в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет, а в статье 24 предусмотрено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и размер пении за выслугу лет муниципальным служащим следует регулировать муниципальными правовыми актами. При этом необходимо учитывать, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности (см. Закон Калужской области от 03.12.2007 № 382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области»). В указанной норме речь идет не о совокупной пенсии, то есть трудовой пенсии и пенсии за выслугу лет, а о размере пенсии за выслугу.

Необходимо различать два вида пенсии, по старости и по выслуге лет (доплата к страховой пенсии) муниципального служащего. В свою очередь пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать и изменять условия и порядок пенсионного обеспечения за счет собственных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии и другие).

Рассматривая вопрос о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года №643-О-О) пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.

По мнению Комитета, такую же правую позицию следует применять в отношении компетенции органов местного самоуправления по определению порядка установления и изменения пенсионного обеспечения, осуществляемого за счет средств местных бюджетов, в отношении муниципальных служащих, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» не ввел новых обязательств в части предоставления пенсий отдельным категориям граждан, а изменил условия ее назначения и получения путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как и ранее, право на получение пенсии за выслугу лет есть у всех муниципальных служащих, увеличен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (с 15 лет до 20 лет). На данный момент действуют переходные положения. Условия назначения пенсии за выслугу лет, установленные федеральным законодательством, не могут быть изменены. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления пенсионных выплат для госслужащих регламентируются рядом Федеральных законов.

Таким гражданам положена пенсия по выслуге лет, которая начисляется совместно с пенсией по старости или инвалидности (без учета фиксированной выплаты) при выполнении определенных условий и не выплачивается как самостоятельное пособие.

Правительство РФ решило изменить пенсионное законодательство, которое касается пенсионного обеспечения госслужащих, — с 2017 года таким гражданам вводится постепенное увеличение возраста выхода на пенсию до 65 для мужчин и 63 лет для женщин, а необходимый стаж службы — до 20 лет.

  • Сумма пенсионных выплат определяется из расчета среднего заработка, начисляемого перед выходом на пенсию.
  • Оформление и выплата пенсионного обеспечения схожи с назначением страховой пенсии, однако в отличии от нее при продолжении трудовой деятельности на должностях государственной службы выплата по выслуге лет будет приостановлена.

Кто является федеральными государственными служащими?

Согласно статье 10 Федерального закона №58-ФЗ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие делятся на:

  • Федеральных государственных служащих — это граждане, которые работают в федеральной государственной структуре и получают вознаграждение из средств федерального бюджета. К лицам, занимающим федеральные государственные должности, относятся работники:
    • аппаратов федеральных законодательных органов;
    • федеральных органов исполнительной власти
    • аппаратов федеральных судебных органов;
    • других федеральных государственных органов (прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты и д.р.)
  • Государственных служащих субъекта РФ (муниципальных служащих) — это граждане, работающие на гражданской должности и получающие вознаграждение из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Сами должности гражданской службы определены указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, а их пенсионное обеспечение — законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Виды назначаемого пенсионного обеспечения

Для государственных служащих, согласно статье 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 г. предусмотрены пенсионные выплаты как за выслугу лет, так и страховая пенсия (в соответствии с законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.), если выполняются условия для ее начисления.

  • Пенсионные начисления по выслуге лет предусмотрены федеральным госслужащим (к ним так же относятся и муниципальные служащие), достигнувшим пенсионного возраста и определенного стажа работы на государственных должностях. Выплата по выслуге производится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
  • Если гражданин работал и в негосударственных структурах и за него происходило отчисление страховых взносов, то он имеет право получать и пенсию по старости (инвалидности) от Пенсионного Фонда РФ.

Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим

Для того чтобы была назначена пенсия за выслугу лет, должно соблюдаться несколько условий:

  • достижение пенсионного возраста (на 2018 г. женщинам — 56 лет, мужчинам — 61);
  • срок выслуги на государственной должности должен быть не менее 16 лет;
  • непрерывный стаж государственной службы — не менее 12 месяцев перед увольнением (только федеральным госслужащим);
  • увольнение работника произошло по согласованию сторон, в связи с изменениями условий контракта, сокращению или ликвидации госоргана или достижению максимального возраста государственной службы.

Возможно получение пенсии раньше наступления пенсионного возраста, в этом случае стаж государственной службы должен быть не менее 25 лет и непрерывный стаж работы на государственной службе должен составлять не менее 7 лет. Так же при ликвидации государственной организации или сокращения в штате организации возможно получение пенсии без выполнения условия по отработке 12 месяцев.

За каждый год трудового стажа свыше 15 лет, выплата увеличивается на 3%, но суммарно общая выплата не может превышать 75% от среднего заработка служащего.

Право на страховую (трудовую) пенсию

Право на долю страховой (трудовой) пенсии имеют федеральные государственные гражданские служащие соответственно статье 19 закона «О страховых пенсиях» при сроке страхового стажа 15 лет, в которые включается срок государственной службы, при наличии необходимого количества баллов и достижении пенсионного возраста.

В страховой стаж включаются следующие периоды:

  • периоды деятельности, за которые уплачивались взносы по ОПС;
  • срок государственной службы;
  • иные периоды, указанные в ст. 12 закона «О страховых пенсиях».

Страховое пенсионное обеспечение рассчитывается исходя из накопленной величины пенсионных баллов, умноженной на их стоимость в году назначения (с 1.01.2018 года 81,49 рублей). Для госслужащих такая пенсия выплачивается без учета фиксированной выплаты.

Если гражданин продолжает трудовую деятельность после выхода на пенсию, за которую и дальше будут уплачиваться взносы в ПФР, то его пенсионное обеспечение будет подлежать перерасчету. Таким образом, перерасчету подлежит доля страховой пенсии по старости по данным индивидуального учета при увеличении суммы коэффициентов, которая зависит от размера страховых взносов, не учтенных при начислении страховой пенсии при ее назначении. Перерасчет происходит ежегодно с 1 августа без подачи заявления пенсионером.

Закон о повышении пенсионного возраста с 2017 года

11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет, и до 65 для мужчин.

Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.

Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.

Расчет государственной пенсии федеральных служащих

Расчет величины государственной пенсионной выплаты за выслугу лет для федеральных государственных служащих зависит от среднемесячной заработной платы стажа и величины начисленной пенсии по старости (инвалидности), и рассчитывается по формуле:

  • П — размер пенсии за выслугу лет;
  • СЗ — средняя заработная плата;
  • СП — сумма пенсии по старости (инвалидности);
  • Ст — стаж свыше 15 лет.

Так же закон устанавливает ограничения по размеру максимальной выплаты пенсии. Так сумма пенсии за выслугу и страховая пенсия не может превышать 75% среднемесячной зарплаты федерального государственного гражданского служащего.

Заработок, из которого исчисляется пенсия

Размер пенсии за выслугу лет зависит от среднемесячного заработка за последний год (12 месяцев) службы, предшествующих выходу на пенсию. Для определения суммы этого заработка учитываются следующие выплаты гражданским служащим:

  1. должностной месячный оклад;
  2. месячный оклад, который присвоен работнику согласно классному чину;
  3. надбавка за выслугу лет;
  4. надбавка за особые условия федеральной государственной гражданской службы, начисляемая к должностному окладу;
  5. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячная премия;
  7. премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. разовая выплата при ежегодном оплачиваемом отпуске и материальная помощь.

При расчете среднемесячного заработка из расчета исключаются периоды (начисленные суммы пособий за это время не учитываются):

  1. отпуск работника без сохранения денежного содержания;
  2. отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком по достижении им возраста, установленного по закону;
  3. период временной нетрудоспособности.

Размер среднемесячного заработка вычисляется делением общей суммы выплат на 12. Если в расчетном периоде зафиксированы отпуска или больничные, то общая сумма заработка делится на количество фактически отработанных дней и умножается на 21 (среднее число рабочих дней в году).

Индексация пенсионного обеспечения госслужащих

Ежегодна пенсия за выслугу лет может подлежать увеличению путем индексации. В соответствии с Постановлением от 31 мая 2005 года N 346, она проводится:

  • при повышении должностных окладов федеральных госслужащих — на индекс повышения таких должностных окладов;
  • при увеличении иных денежных выплат, входящих в состав содержания федеральных госслужащих, — на индекс повышения таких выплат (средневзвешенный).

Повышение размера выплат также происходит в следующих случаях:

  • изменение размера пенсии по старости;
  • увеличение стажа государственной службы.

Индексация трудовых пенсии по старости производится ежегодно 1 февраля на уровень инфляции прошлого года. Однако такое положение законодательства было приостановлено до 2017 года и в текущем 2016 году величина повышения составила всего 4%. После такой низкой индексации правительство приняло решение выплатить дополнительно по 5000 рублей всем пенсионерам в качестве компенсации (1 января 2017 года).

Повышение размера выплат

Помимо индексации пенсионного обеспечения, согласно статье 14 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», предусмотрено увеличение размера выплат в следующих случаях:

  • За каждый полный год стажа свыше 15 лет на 3% от среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии и фиксированной выплаты не должна превышать 75% среднемесячного заработка.
  • Жителям районов Крайнего Севера, местности приравненной к ней, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, устанавливается коэффициент на весь промежуток времени нахождения там, согласно постановлению Правительства РФ. При выезде гражданина из этой местности для постоянного проживания, размер пенсионного пособия будет рассчитываться без учета этого коэффициента.

Оформление пенсии и необходимые документы

Гражданин имеет право подать заявление о назначении пенсионного обеспечения после возникновения на него права на имя председателя Правления ПФР, в любой момент без ограничения во времени. Заявление необходимо подать в Пенсионный фонд или Многофункциональный центр как самостоятельно, так и через законного представителя, либо по почте. При отправке заявления через почтовое отделение днем обращения будет считаться дата, указанная на штампе с места отправления.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. паспорт (подлинник и копию);
  2. справку о размере среднего месячного заработка на гражданской службе за последний полный год перед уходом;
  3. справку о занимаемой должности, подтверждающую стаж государственной службы;
  4. справку из отдела Пенсионного фонда, об установленной трудовой пенсии по старости или инвалидности и начисляемой сумме;
  5. копию трудовой книжки;
  6. копию приказа об увольнении с государственной службы;
  7. копию военного билета;
  8. документы, подтверждающие деятельность, которые включаются в стаж государственной службы.

Порядок выплат и начисления пенсионного обеспечения

Выплата пенсии по государственному обеспечению устанавливают с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не раньше для возникновения права на нее.

Перечисление пособия происходит ежемесячно через организацию, выбранную госслужащим. В качестве получателя гражданин так же может использовать доверенное лицо, в этом случае для получения пособия необходимо оформить доверенность.

Возможные способы доставки пенсионного пособия:

  • Почта РФ — получение пособия возможно как в почтовом отделении по месту регистрации, так и на дом. Дата получения устанавливается согласно графику доставки.
  • Банк — через кассу банка или картой для снятия денежных средств через банкомат;
  • Организация, занимающаяся доставкой пособий — получение пенсии в данном случае возможно через кассу организации или на дому.

Прекращение выплаты при продолжении службы

Пенсионные выплаты по выслуге лет могут приостановиться в следующих случаях:

  • При нахождении на государственной должности. При этом гражданин обязан уведомить ПФР в пятидневный срок о возобновлении службы. При освобождении занимаемой должности, пенсионные выплаты возобновляются на прежних условиях по заявлению гражданина.
  • При назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии или иного дополнительного пожизненного материального обеспечения. Выплата за выслугу лет прекращается со дня назначения данных выплат;
  • На период работы в межгосударственных органах, на должностях, по которым осуществляется назначение и выплата пенсий за выслугу лет.

Выплата страховой пенсии не прекращается в период осуществления работы.

Читайте также: