Статья 14 размеры трудовых пенсий по старости

Очень много вопросов задают мне мои подписчики, касающихся увеличения фиксированной части пенсии по 173-ФЗ. А именно применение пункта 17 статьи 14, которая определяет размеры трудовых пенсий по старости. Вопрос сложный, поэтому соберите мозги в кучку, читайте и думайте.

Как применяются все эти статьи для определения страховой части пенсии я писала раньше ( полный список статей на тему расчета пенсий и борьбы за свои пенсионные права приведены здесь ). ПФР, как правило, применяет практически всё, что написано в данных статьях, правильно. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ НЮАНСОВ. Вот об этом и поговорим сегодня.

Итак, предположим, ПФР учел весь наш стаж правильно. Правильно вычислил соотношение нашей зарплаты к средней по стране. Правильно рассчитал пенсионный капитал и, соответственно, баллы. А у нас стаж на момент выхода на пенсию, как мы считаем, ну о-о-очень большой. Положены ли какие-то доплаты за стаж? Да, положены! Но, конечно, не всем!

Сначала нам нужно определиться, что именно из 173-ФЗ осталось в силе после вступления в силу нового пенсионного законодательства. Об этом нам говорит статья 36 400го-ФЗ, а именно п.3 этой статьи:

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Давайте сначала ответим на первый вопрос: что такое страховая пенсия? Это пенсия, которая рассчитана исходя из наличия страхового стажа, достаточного для назначения именно страховой пенсии (не социальной, не по инвалидности, не по потере кормильца!) То есть за трудовую деятельность гражданина.

Исходя из этой нормы нового закона именно статья 14, называемая "Размеры трудовых пенсий по старости" вкупе со статьями 29.1, 30, 30.1, 30.2, касающихся определения величины пенсионного капитала, и применяется для оценки пенсионных прав при назначении страховой (трудовой) пенсии по старости и определения её размера.

Сразу хотелось бы сказать, что статья 14 173-ФЗ стала прототипом для статей 15 и 16 400-ФЗ. И если в предыдущем законе порядок исчисления и возможного повышения (понижения) страховой и фиксированной частей пенсии были объединены в одной статье за номером 14, то новый закон несколько расширил применение подхода к возможному изменению в сторону повышения каждой из этих частей пенсии. Для определения величины каждой из них в новом законе посвящена отдельная статья (ст. 15 - страховая часть, ст. 16 - фиксированная).

Есть ли в статье 14 173-ФЗ противоречия новому закону? Это очень важный момент, так как именно он определяет применение норм 173го закона именно после 01.01.2015 г - даты вступления в силу 400ФЗ.

Я лично не вижу никаких противоречий. Все пункты этой статьи, касающиеся определения размера пенсии, её страховой и фиксированной части перешли в новый закон с некоторыми улучшениями (например, количество полных лет заменено на количество полных месяцев, увеличиваться уже может не только фиксированная, а и страховая часть пенсии). Просто положения 400-ФЗ, отличные от предыдущего закона, и применяющие несколько иную базу, применимы лишь к тем, кто выходит на пенсию впервые не ранее, чем с 01.01.2015. То есть статья 14 173ФЗ в полном объеме и есть та норма, регулирующая исчисление размера трудовых пенсий и подлежащая применению в целях определения размеров страховых пенсий за периоды до 2015 года.

Может ли означать, что введение в действие нового закона отменило введение в действие данного пункта 173 - ФЗ. Моё мнение - однозначно, нет.

Именно потому, что в новом законе четко сказано, что 173-ФЗ применяется в части определения величины страховых (трудовых) пенсий, не противоречащей новому закону.

Юристы ПФ пользуются такой уловкой: (нюанс) - данный пункт в таком изложении был введен в действие Федеральным закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (статья 28 п.10) с 01.01.2015 года одновременно с введением в действие 400-ФЗ. Юристы ПФР утверждают, что вступление в силу 400-ФЗ отменило вступление в силу этого пункта. И именно это пытается протащить ПФР, как отмену данного пункта, при рассмотрении исков о его применении. Но, простите, в тексте 400-ФЗ, как я уже говорила раньше, есть прямая отсылка к применению ВСЕГО п.14 для расчета трудовых пенсий во взаимосвязи с пунктами о расчете ПК, валоризации и т.п.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать другой вопрос: является ли п.17 статьи 14 одной из составных частей для расчета трудовой (страховой) пенсии, наряду к пунктами той же статьи, точно так же определяющими различные размеры повышения фиксированной части пенсии, которые применяются без оговорок и фактически повторены в новом пенсионном законодательстве?

Да, является, и новым законом какие-то отдельные положения данной статьи не отменены. Расчет пенсии за периоды до 2015 года производится именно по алгоритму, изложенному в 14 статье. Положения же 400го закона применяются лишь в том случае, если они улучшают положение пенсионера по сравнению с предыдущим законом, да и то только в случае, если пенсионер обратился за назначением пенсии впервые не ранее 1 января 2015 года. Поэтому никаких противоречий в статье 14 с новым законодательством я не вижу.

Вот теперь давайте посмотрим, что говорит п.17 статьи 14 173-ФЗ:

Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

И ответим на такой вопрос: можно ли применять этот пункт для определения повышения фиксированной части пенсии, и если да, то кому?

Моё мнение, можно и нужно. Только можно не всем. Разберемся.

  • Во-первых, из текста статьи видно, что применяться это положение должно к тем, кому назначена пенсия впервые.
  • Во-вторых, из текста статьи следует, что этим правом могут воспользоваться те, чей стаж больше 30 и 25 лет (мужчины - женщины) на день обращения за пенсией впервые.
  • В третьих, это касается и досрочников, но повышение фиксированной выплаты для них должно быть осуществлено на дату достижения ими общеустановленного возраста выхода на пенсию , которое 173м законом было установлено 55 лет для женщин, и 60 лет для мужчин.

ВЫВОД: положения пункта 17 статьи 14 применимы ко всем, кто вышел на пенсию в период до введения в действие 400-ФЗ и имеют общий страховой стаж, превышающий указанный в этом пункте. Это следует из норм 400-ФЗ, где также предусмотрены нормы повышения фиксированной и страховой части пенсий в зависимости от стажа и отложенного выхода на пенсию. Но в 400-ФЗ особо указано, что его нормы повышающих коэффициентов к страховой и фиксированной частям пенсий применяются лишь к тем, кто обратился за назначением пенсии впервые не ранее 01.01.2015 года. Следовательно, для тех, кому пенсия впервые назначена в период до 01.01.2015 года, применяются нормы 173-ФЗ расчета трудовых пенсий, а именно статья 14 и взаимосвязанные с нею статьи, определяющие размер пенсионного капитала.

Мне бы хотелось услышать возражения представителей ПФР, в чем же он противоречит действующему пенсионному законодательству. По сути ведь - ни в чем. И там, и там предусмотрены преференции за длительный стаж или за более поздний выход на пенсию. И введение в действие одновременно 400-ФЗ и изменений в 173-ФЗ не может изменить текст и суть предыдущего законодательства, так именно эта 14я статья применяется для определения величины трудовой пенсии и признана не противоречащей новому закону, о чем в нем, новом законе, конкретно сказано. То есть при расчете пенсий нормы статьи 14 применяются в полном объеме. Без каких-то ремарок и исключений!

И вот ещё: вишенка на торте! Для тех, кто обижается, что они работали всю жизнь, не покладая рук, а тётка из соседнего подъезда просидела всю жизнь на лавочке и получила пенсию, лишь немногим меньше:

Есть ещё и п.18 этого же, 173го закона:

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Вы поняли? Те, у кого стаж маленький, или вообще нет, кроме досрочников, разумеется, должны получать пенсию ещё меньше!

Вот тут и вступает в силу закон, который не уравнивает бездельников и честных работников. Бездельникам фиксированная выплата УМЕНЬШАЕТСЯ! Поэтому со временем, как бы не рос прожиточный минимум, разница между трудовой и социальной (см. минимальной) пенсиями будет увеличиваться. И это правильно! Так как не может человек, не работавший в течение своего работоспособного периода жизни, получать пенсию наравне с теми, кто трудился всю жизнь на благо своей Родины.

Сегодня на этом заканчиваю.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 сентября 2016 г. N 2042-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

САЕНКО НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Н.И. Саенко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.И. Саенко оспаривает конституционность части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону .

Как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, заявитель является получателем пенсии по старости, назначенной ему с декабря 2014 года. С 1 января 2015 года, т.е. со дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", по документам выплатного дела был произведен перерасчет размера пенсии Н.И. Саенко исходя из установленной ему на 31 декабря 2014 года трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), а также назначена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

По мнению заявителя, оспариваемая им норма противоречит статьям 15 , 19 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку лишает возможности перерасчета размера его пенсии с учетом предусмотренного пунктом 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213- ФЗ ) с 1 января 2015 года увеличения фиксированного базового размера страховой части его трудовой пенсии по старости исходя из имеющегося у него на день назначения трудовой пенсии по старости страхового стажа свыше 30 лет.

Оспариваемые нормы применены в деле Н.И. Саенко судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) , относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2) . Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П , от 26 декабря 2002 года N 17-П , от 29 января 2004 года N 2-П и др.).

В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия ( пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц ( пункты 1 и 6 статьи 3 ) и определение их размеров осуществляется по различным правилам ( статьи 15 - 18 ). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона ) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица ( статьи 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.

Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма в системе действующего законодательства является элементом механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не может расцениваться как противоречащая конституционным предписаниям ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 года N 217-О).

Кроме того, как следует из представленных материалов, перерасчет пенсии Н.И. Саенко с января 2015 года привел к увеличению размера его пенсионного обеспечения.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саенко Николая Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Трудовая пенсия – один из видов ежемесячных выплат. Начисляется гражданам за трудовой стаж с учетом произведенных отчислений в ПФ РФ. Ее размер зависит от официальной зарплаты, получаемой на протяжении всей жизни.



Из чего состоит?

Пенсия по старости включает две части: страховую и накопительную. Первая из них фиксированная. На нее влияют разные параметры. Вторая напрямую зависит от отчислений в ПФ. Рассчитывается по специальной формуле.

Страховая пенсия

Этот вид получил свое название, поскольку формируется по страховому принципу. Страховой случай – сам факт выхода человека на пенсию из-за достижения им определенного возраста. Страховщик – Пенсионный фонд России.

Условия получения страховой части меняются. Если в 2015 году для ее получения нужен стаж от 6 лет, то к 2025 – 15 лет. После 2025 года размер необходимого стажа увеличиваться не будет. Особенность этого вида – ежегодное повышение государством с учетом инфляционных процессов.

К страховой части относится и фиксированная сумма, которая назначается всем пенсионерам независимо от стажа, возраста и баллов. Она каждый год индексируется. Гражданам, достигшим 80 лет и инвалидам первой группы фиксированная сумма составляет надбавку в 100% к пенсии.


Накопительная пенсия

Эта часть предполагает накопления, которые были сформированы пенсионером. Ее можно получить разово одной суммой или в качестве ежемесячной надбавки. Формирование этой части осуществляется за счет средств, которые отчисляют работодатели. Эти суммы напрямую зависят от уровня дохода, поэтому работнику важно иметь официальный «нормальный» доход. В ПФР отчисляется 22% от суммы, идущей на оплату работника.

Накопления формируются с 2002 года, когда вступили в законную силу соответствующие нормативные акты. В 2014 году установлен мораторий на распоряжение накопительной долей. Из-за этого у лиц, написавших заявление о переходе в НПФ, все 22% отчисляются государству. Срок моратория заканчивается в 20203 году.

  • в НПФ, если человек выбрал конкретное учреждение;
  • под контролем ПФР, когда гражданин не выбирает НПФ.

Полученные в результате инвестирования деньги учитываются в качестве пенсионного дохода. Уровень прибыли в разные временные промежутки отличается. Он находится в прямой зависимости от объема инвестируемых средств и от ситуации на рынке.



Как рассчитать?

Трудовая пенсия по старости рассчитывается самостоятельно или с использованием пенсионного калькулятора. В любом случае она формируется:

  • размером зарплаты;
  • уровнем дохода в роли самозанятого;
  • выбранным пенсионного обеспечения;
  • сроком стажа;
  • военной службой, уходом за ребенком и другими значимыми периодами жизни.

Для самозанятых, адвокатов, арбитражных управляющих и некоторых других категорий расчет пенсии будет производиться не из зарплаты, а из суммы фиксированного взноса и 1% от денег, превышающих 300 тыс. рублей, которые ежегодно уплачиваются на пенсионное страхование.

Можно самостоятельно произвести расчеты. Например, человек отработал 40 лет и заработал 150 баллов. В 2020 году расчет будет составлять 150х93=13950, где 93 рубля – стоимость одного балла на указанный год. К указанной сумме добавляется фиксированный платеж. Поэтому страховая часть будет составлять 19635,5 руб.

Накопительная часть рассчитывается по формуле: НП=ПН/Т. При ней накопленная гражданином сумма делится на период дожития. Последний зависит от многих параметров, подлежит ежегодным корректировкам. В 2020 году он составлял 258 месяцев. Например, перед выходом на пенсию человек смог скопить на счете 300 тыс. рублей. Их нужно разделить на 258. Получается, что сумма к выплате составит 1162,79 руб.


Досрочная пенсия

Некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше 60 и 65 лет. Это касается:

  • Сотрудников летно-испытательного состава. Их выход на пенсию зависит от стажа и должен быть не меньше 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
  • Многодетных матерей. Чем больше детей, тем раньше наступит пенсионный период. Для подсчета используются данные детей, дожившие до 8-летнего возраста.
  • Родителя ребенка-инвалида. Воспользоваться правом может только один родитель. Ребенок должен дожить до 8 лет, а родитель иметь стаж не меньше 15 лет для женщин, не менее 20 лет для мужчин.

Рассчитывать на досрочный выход могут военные инвалиды, если травма была получена на службе, инвалиды с первой группой по зрению, карлики, работники Крайнего Севера и предпенсионеры. Последние должны состоять в центре занятости. Они выходят на пенсию на два года раньше, если нет подходящих вакансий, но хватает минимального количества баллов и стажа работы.

ВНИМАНИЕ! В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Материал, размещенный ниже, утратил актуальность!

Понятие трудовой пенсии по старости

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств .

Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

  1. страховой части;
  2. накопительной части.

Условия назначения трудовой пенсии по старости

К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся:

1. достижение общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – возраста 60 лет;
  • для женщин – возраста 55 лет;

2. наличие страхового стажа – не менее 5 лет.


Волеизъявление застрахованного лица на получение трудовой пенсии по старости выражается в письменной форме с приложением необходимых документов. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления.

Размеры трудовых пенсий по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" по формуле:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается в соответствии со Справкой о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П - размер трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

При отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года. Это правило распространяется и на досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»). Дополнительным условием является наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) или стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Одновременно с трудовой пенсией в данном случае может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». При заключении безработным трудового договора или возобновлении иной деятельности, включаемой в страховой стаж, выплата пенсии прекращается.

Читайте также: