Судебная практика по выплате северных пенсий


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N АКПИ15-859 О признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Молевой Н.Л. о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Правила).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 марта 2015 г., N 13, "Российской газете" 8 апреля 2015 г.

Согласно пункту 5 Правил установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что при переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания).

В соответствии с пунктом 10 Правил обстоятельствами, влекущими перерасчет, предусмотренный пунктом 9 названных Правил, являются:

а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере;

б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере;

в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере.

Пунктом 11 Правил определено, что обстоятельства, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 данных Правил, подтверждаются сведениями, предоставляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Федеральной миграционной службой (ее территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по собственной инициативе.

Гражданка Молева Н.Л. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 5, 7, 10, 11 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Как указывает административный истец, она является получателем пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и проживает в городе Петропавловск-Камчатский, где не имеет собственного жилья и не может получить регистрацию, чтобы получать "повышенную пенсию".

Молева Н.Л. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 28 июля 2015 г. N ОГ-П12-5146).

Представители Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Комарова С.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что наличие регистрации по месту пребывания или по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях являются необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы уполномоченным органом государственной власти и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., Комаровой С.В., пояснения специалиста Ильичевой Е.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения,

Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона и частью 8 указанной статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 статьи 17 указанного Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249 утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, а лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в приравненных к районам Крайнего Севера местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, - в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется независимо от места жительства застрахованного лица (часть 12 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Лицам из числа проживающих в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях и имеющим право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется право выбора варианта установления указанного повышения: либо в повышенном размере, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 указанного Федерального закона. В случае установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" такое повышение устанавливается с учетом районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания пенсионера в этих районах (местностях).

Право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно фактом проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и предусмотрено федеральным законом. При этом согласно части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера, что нашло свое отражение в пунктах 7, 10, 11 Правил, также предусматривающих, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии.

Требование оспариваемых пунктов Правил о подтверждении места жительства и пребывания соответствующей регистрацией установлено в целях применения части 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и исключения случаев необоснованного предоставления пенсионной льготы, поскольку положения указанной нормы Федерального закона распространяются исключительно на лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Оспариваемые пункты 7, 8, 9, 10 Правил, предусматривающие, что изменение места жительства (пребывания) пенсионера влечет соответствующие изменения повышения фиксированной выплаты и перерасчет пенсии, соответствуют требованию части 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой изменение повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии связывается с изменением районного коэффициента места проживания (пребывания) пенсионера. Документы, подтверждающие место жительства (пребывания) пенсионера в определенном районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, служат основанием для определения конкретного коэффициента, на который необходимо увеличить обычный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку размеры районных коэффициентов в зависимости от района различаются.

Таким образом, документальное подтверждение факта проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является регистрация по месту жительства либо пребывания, служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента. Вместе с тем при невозможности документально подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ввиду отсутствия соответствующей регистрации по месту жительства либо пребывания пенсионер лишен права, при наличии иных доказательств, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной частью 9 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление Молевой Н.Л. удовлетворить:

признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 5, 7, 10, 11 Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 249, в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда Российской Федерации Назарова А.М.
Иваненко Ю.Г.

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся права определенных граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Имеются в виду лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из смысла данных норм, для реализации такого права требуется регистрация по месту жительства или пребывания.

ВС РФ счел такое условие незаконным и пояснил следующее.

По Закону о страховых пенсиях право на повышение размера фиксированной выплаты к такой пенсии на районный коэффициент, соответствующий месту проживания (пребывания) получателя пенсии, обусловлено исключительно одним фактом.

Это факт проживания (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исходя из оспариваемых норм, документальным подтверждением факта проживания в упомянутых районах и местностях является регистрация по месту жительства либо пребывания.

Такая регистрация служит необходимым условием для назначения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением районного коэффициента.

При этом пенсионер лишается права на упомянутое повышение в случае, если у него нет возможности документально подтвердить факт проживания соответствующей регистрацией (при том, что есть иные доказательства).

Вместе с тем в силу Закона о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации их прав и свобод.

С учетом этого нормы признаются недействующими.

Они являются таковыми в той мере, в которой отсутствие указанной регистрации у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает его право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

от 10 января 2013 года Дело N 33-55/2013

Рег. №: 33-55/2013 Судья: Пазюченко И.Ж.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Пучинина Д.А., Вологдиной Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2013 года апелляционную жалобу Скляра О. В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года по гражданскому делу № 2-234/2012 по иску Скляра О. В. к Военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о взыскании незаконно удержанной пенсии.

Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., объяснения представителя Скляра О.В. - Феонову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - Волкову В.В., возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

26 октября 2011 года истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно удержанной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что при получении пенсии на территории Санкт-Петербурга после его переезда из Республики Карелия ему стало известно, что с его пенсии производится удержание переплаты районного коэффициента за период с 1997 по 2008 года. Указывает, что в указанный период времени он был постоянно зарегистрирован и проживал в Республике Карелия и, полагает данные удержания незаконными поскольку период удержания превышает срок исковой давности 3 года, а само удержание может производиться в судебном порядке, а такого решения судом не выносилось. Считает, что удержанные денежные средства подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Учитывая изложенное и, уточнив размер исковых требований, истец просил признать удержание ответчиком денежных средств из его пенсии незаконным, взыскать ранее удержанные денежные средства из его пенсии в размере рублей и государственную пошлину в сумме рублей копеек (т. 1 л.д. 205)

Решением от 16 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С вынесенным решением истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что вынесенное решение подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Судебная коллегия, учитывая мнение участников судебного заседания. Рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица - Военного комиссариата Республики Карелия, извещенного о судебном заседании.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу в период с 15 октября 1997 года по 30 сентября 2010 года была назначена и выплачивалась пенсия военным комиссариатом Республики Карелия, выплата которой прекращена 1 октября 2010 года в связи с направлением пенсионного дела в военный комиссариат г. Санкт-Петербурга, к новому месту жительства истца: . .

Основанием для назначения истцу пенсии за выслугу лет послужило его заявление военному комиссару Лахденпохского района Республики Карелия от 12 января 1998 года. (т. 2 л.д. 19-20), с указанием адреса проживания: . ., в котором истцом дано обязательство о сообщении пенсионному органу в трехдневный срок о выезде из Республики Карелия.

Согласно ч. 1 ст. 56 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Пунктом 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132, на военные комиссариаты возложена организация и проведение работ по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

В силу ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статье 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, прослуживших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.

При назначении Скляру О. В. пенсии за выслугу лет действующее законодательство в части пенсионного обеспечения военнослужащих было соблюдено и, на период проживания в указанной местности пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей-1, 15 с момента назначения.

Военный комиссариат Республики Карелия, выявив в 2008 году то обстоятельство, что истец, получающий надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, будучи зарегистрированным в Республике Карелия, постоянно с 1997 года проживает в г.Санкт-Петербурге, в известность об этом военный комиссариат не поставил и, поскольку данные обстоятельства в силу закона влекут за собой изменение размера выплачиваемой пенсии, 14.11.2008 года вынес решение об удержании незаконно полученной с 01.11.1997 года по сентябрь 2008 года пенсии в размере рублей копеек в связи с непроживанием на территории Республики Карелия (т.2 л.д.8). При этом военным комиссариатом было учтено, что служба истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и, он не приобрел право на сохранение выплаты пенсии с районным коэффициентом в связи с непроживанием на территории Республики Карелия.

Указанное решение от 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия было принято в соответствии со ст. 56, 62 Закона № 4468-1 и ст. 93.4 Бюджетного Кодекса РФ.

В дальнейшем, вплоть до октября 2010 года (направления пенсионного дела истца в военный комиссариат Санкт-Петербурга), пенсия Скляру О.В. рассчитывалась и выплачивалась без учета районного коэффициента и, с удержанием ранее выплаченного районного коэффициента согласно принятого 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия решения. Расчет удержаний излишне выплаченной суммы (районного коэффициента) представлен в суд (т.2 л.д.32), размер удержание при этом истцом не оспаривается.

Решение об удержании незаконно полученной пенсии в части районного коэффициента военным комиссариатом принималось с учетом представленной в материалы пенсионного дела копией трудовой книжки, из которой следует, что истец с 20.10.1997 года постоянно работал в г.Санкт-Петербурге в в должности юрисконсульта. 28.07.2000 года был уволен по собственному желанию и, с 29.07.2000 года принят на должность юрисконсульта в , где работал до 27.07.2001 года, а с 27.07.2001 года назначен генеральным директором , является также учредителем данного общества.

Указанные обстоятельства истцом не оспаривались при рассмотрении дела.

Также, в поступивших в адрес военного комиссариата Республики Карелия в 2008 году из прокуратуры Лахденпохского района письмах следует, что в ходе прокурорской проверки установлено место жительства Скляра О.В. в городе Санкт-Петербурге - . , где он проживает и имеет постоянное место работы в Санкт-Петербурге.

Из материалов пенсионного дела, обозреваемом в судебном заседании следует, что военным комиссариатом Республики Карелия для принятия решения об определении прав на выплату районного коэффициента, было предложено Скляру О.В. представить подтверждение его фактического проживания по месту регистрации. Согласно письменных объяснений истца от 26.09.2008 года он постоянно зарегистрирован в . , что подтверждает копией паспорта. Одновременно в данных им объяснениях указывает, что по роду деятельности работает вахтовым методом в Санкт-Петербурге, а также часто бывает в командировках (т.2 л.д. 24, 25).

Об удержании из пенсии районного коэффициента в связи с проживанием в г.Санкт-Петербурге в адрес истца в ноябре 2008 года было направлено уведомление (т.2 л.д.36).

Об указанном решении об удержании истец узнал 19.11.2008 года, что следует из его жалобы, направленной в военный комиссариат Республики Карелия 18.02.2009 года с требованием об отмене незаконного решения (т.2 л.д.39).

На данную жалобу 30.03.2009 года был дан ответ, в котором истцу также предлагалось представить документы, подтверждающие фактическое проживание по месту регистрации за период с октября 1997 года по настоящее время. В ответ истец представил ксерокопию страницы паспорта с отметкой о регистрации в .

Установленные военным комиссариатов Республики Карелия обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРЮЛ, содержащими сведения о юридических лицах, в которых в спорные периоды работал истец и их месте нахождения в гор. Санкт-Петербурге (т. 1 л.д. 53-75, 77-100), а также справками по форме 2 НДФЛ о доходах истца в спорный период (т. 1 л.д.107-112).

Также, судом первой инстанции установлено, что на праве собственности истцу принадлежит . , в которой истец был зарегистрирован постоянно с 12.03.1999 года и снят с регистрационного учета с 01.06.2006 году, что подтверждается представленной суду архивной справкой о регистрации (Ф-9), (т. 1 л.д. 223)

Представленными УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по запросу суда сведениями в отношении истца установлено, что Скляр В.О. с 06.06.2006 г. по 23.04.2010 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, . . (т. 1 л.д. 226 оборот).

Таким образом, обстоятельства, на основании которых Военный комиссариат Республики Карелия вынес 14.11.2008 года решение об удержании районного коэффициента за период с 1997 по 2008 год, были также подтверждены при рассмотрении настоящего дела, о чем суд первой инстанции указал в своем решении. Представленные в суд документы также бесспорно подтверждают, что постоянным местом проживания истца является . , а не . Республики Карелия.

В соответствии со ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Также, при принятии Военным комиссариатом решения об удержании было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания), о чем также указано в решении суда.

В соответствии со ст. 50 Закона № 4468-1, работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.123.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Поскольку истец не сообщил в Военный комиссариат Республики Карелия об изменении своего места жительства, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истца, имел все законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 решения об удержании незаконно полученной пенсии в виде районного коэффициента.

Об указанном решении от 14.11.2008 года истец знал еще 19.11.2008 года, что подтверждается материалам дела. В установленном законом порядке данное решение не обжаловал.

Как следует из представленного в материалах дела письма управления сопровождения операций физических лиц (т. 2 л.д. 13) - указанные денежные средства удержаны и по состоянию на 01.01.2012 год задолженность полностью погашена.

Заявляя по настоящему делу исковые требования о признании незаконным произведенных удержаний, истец обосновывал их тем, что удержание может и должно производиться при наличии законных оснований в судебном порядке и, что именно из-за отсутствия законных оснований удержание производится без приказов и распоряжений должностных лиц. А также, данное удержание противоречит требованию п.9 ст. 1109 ГК РФ и подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

Таким образом, заявляя исковые требования и указывая изложенные обстоятельства как их основания, истец заявляет об отсутствии каких-либо оснований для произведения удержаний в связи с отсутствием приказов и распоряжений должностных лиц, либо соответствующего решения суда, что не соответствует действительности, поскольку имеется вышеуказанное решение Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года, постановленное в соответствии с требованиями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, о котором истцу было своевременно известно и, следовательно, удержание производилось на законных основаниях.

Доводы истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Скляр О.В. обязан был сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, в частности о выезде за пределы Республики Карелия, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии с учетом районного коэффициента, однако обязательство при наступлении таких обстоятельств не выполнил. О своей обязанности сообщить обо всех изменениях, влияющих на его право на получение пенсии им также было написано соответствующее заявление при подаче заявления о назначении пенсии (т.2 л.д.20).

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также тот факт, что истец при перемене места жительства не сообщил об этом в Военный комиссариат Республики Карелия, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для удержания из пенсии истца незаконно полученной надбавки основан на законе, является верным.

При этом довод истца о том, что период удержания данной надбавки составляет 11 лет, что превышает срок исковой давности в три года, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше, удержания излишне выплаченной пенсии, при злоупотреблении со стороны пенсионера производится на основании решения соответствующего пенсионного органа от 14.11.2008 года. При наличии данных обстоятельств, положения о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу закона о пенсионном обеспечении ограничение периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Скляр О.В. знал о решении Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года об удержании излишне выплаченной пенсии, однако данное решение не обжаловал.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения районного суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не содержат подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, принятия судом иного решения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решения является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 6 июня 2017 г. по делу N 33-8586/2017

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурмухаметовой Р.Р.,

судей: Киньягуловой Т.М.,

при секретаре Д.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в адрес Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

Исковые требования И.И.М. к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о включении в специальный страховой стаж периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет страховой пенсии и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера - удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан установить И.И.М. с дата повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, с учетом включения в специальный страховой стаж периода прохождения срочной военной службы в районах Крайнего Севера с дата по дата, и произвести перерасчет страховой пенсии.

Взыскать с государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан в пользу И.И.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (Триста) рублей.

Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия

И.И.М. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, обязать установить с 28 августа 2015 года повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, как лицу проработавшему не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, с учетом включения в специальный страховой стаж периода прохождения срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 13 ноября 1978 года по 04 декабря 1981 года, указав, что является пенсионером по старости с 28 августа 2015 года, срочную службу проходил в районе Крайнего Севера в адрес. При назначении пенсии повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии за работу в районах Крайнего Севера ему установлен не был. 11 января 1981 года он был принят на работу вахтовым методом в Октябрьское УБР, экспедицию глубокого эксплуатационного бурения N. адрес Ямала-Ненецкого национального округа. Пенсионный орган истцу отказал в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе пенсионный орган просит отменить решение суда, как постановленное с неправильным истолкованием нормы материального права, настаивая на том, что время срочной военной службы применяется только для определения права на страховую пенсию, поэтому период срочной военной службы не может быть приравнен к работе на Крайнем Севере. Ссылка на Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П и пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 не состоятельна, поскольку нормы о повышении фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в законодательстве, предусматривающем приравнивание периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера к работе на Крайнем Севере, в спорный период отсутствовали, в связи с чем истец не мог рассчитывать на повышение к пенсии в связи с его работой в районах Крайнего Севера в связи со службой в районах Крайнего Севера и нельзя считать нарушенными его пенсионные права.

Изучив материалы дела, выслушав И.И.М., его представителя В.Л.В., представителя пенсионного органа К.С.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения.

Судом установлено, что истец с 13.11.1978 г. по 04.12.1981 г. проходил военную службу по призыву в войсковой части N. которая дислоцировалась в адрес.

После увольнения с военной службы, 11.01.1981 года был принят на работу вахтовым методом в Октябрьское УБЮР, экспедицию глубокого бурения N. адрес Ямала-Ненецкого национального округа.

С 28 августа 2015 года И.И.М., дата года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В соответствии с пунктами 4 , 6 статьи 17 ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01.01.2015) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в РКС и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

27 сентября 2016 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии по старости с повышенным фиксированным базовым размером в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, включив в стаж работы в районах Крайнего Севера период военной службы по призыву в войсковой части, относящейся к району Крайнего Севера.

07 октября 2016 года пенсионный орган отказал истцу в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку законодательством зачет (суммирование) периодов прохождения военной службы по призыву в стаж работы в РКС и местностях к ним приравненным не предусмотрен.

Удовлетворяя требование истца о включении в специальный страховой стаж периода срочной военной службы в районах Крайнего Севера с дата по дата, суд руководствовался подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, утратившего силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Действительно, в подпункте "к" пункта 109 Положения было определено, что в общий стаж работы засчитывается, в числе прочих оснований, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Вместе с тем, с таким выводом суда согласиться нельзя исходя из следующего.

В период службы истца в армии действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", который не предусматривал включение данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера. Также действовало приведенное выше Положение о порядке назначения и выплаты пенсий. В соответствии с данным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако оснований включать период прохождения службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.

В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, что следует из смысла статей 14 , 88 и 90 данного закона.

Таким образом, по ранее действующему пенсионному законодательству служба в армии в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась. Последующее нормативно-правовое регулирование пенсионных прав граждан также не предусматривало такой возможности.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с указанным пенсионным законодательством период прохождения службы И.И.М. мог быть включен только в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, т.е. с целью определения права на такую пенсию.

На момент назначения досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста (на 28 августа 2015 года) истец имел необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера (с учетом МКС) - 12 лет 03 мес., который состоит из периодов: с 16 февраля 1982 года по 12 марта 1988 года, с 22 февраля 2006 года по 31 декабря 2011 года, с 2 января 2012 года по 31 декабря 2014 года, т.е. имелось право на назначение досрочной страховой пенсии с момента обращения.

В данном случае И.И.М. просит приравнять период службы в армии к работе в районах Крайнего Севера. При этом ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", которым предусмотрено, что солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в РКС и в местностях, приравненных к РКС, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в РКС и в местностях, приравненных к РКС.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 26.09.1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего, в том числе, исчисление стажа в полуторном и двойном размере, включение в стаж периодов срочной военной службы и т.д., в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, но не в целях расчета размера пенсии.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.

За лиц проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях страховые взносы в пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались.

В соответствии с частями 4 , 6 статьи 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

Исходя из толкования указанных норм, периоды службы в армии не могут рассматриваться как осуществление трудовой деятельности и, соответственно, давать право на включение спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Понятие фиксированного базового размера (базовая часть пенсии) страховой части трудовой пенсии впервые введено в пенсионное законодательство в 2001 году ( Закон N 173- ФЗ ), а понятие повышенный фиксированный базовый размер (базовая часть пенсии) страховой части трудовой пенсии введено в 2009 году ( Закон N 72- ФЗ от 28.04.2009 г.).

В соответствии со статьей 12 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ " и пунктом 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 2 октября 2014 года, введенных в действие с 1 января 2015 года, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). В них законодатель предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера, и закрепил в этих же целях порядок подсчета стажа.

Следовательно, при осуществлении трудовой деятельности истец не мог рассчитывать на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии , т.к. данного понятия в период работы истца не существовало, следовательно, ухудшения в реализации пенсионных прав истца не наступило.

Исходя из изложенного требование истца об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по правилам частей 4 и 6 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года не основано на законе, поскольку необходимого для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии пятнадцатилетнего календарного стажа работы в районах Крайнего Севера у истца не имеется, следовательно, право на повышенный фиксированный базовый размер у истца отсутствует.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О , от 23 декабря 2014 года N 2781-О , от 16 июля 2015 года N 1640-О и др.).

Ссылка суда на Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П в данном конкретном случае не может быть принята во внимание, так как изменение пенсионного законодательства (введение повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) улучшило реализацию пенсионных прав граждан, имеющих в наличии полный северный стаж в календарном исчислении. На реализацию прав граждан, у которых полный северный стаж отсутствует, либо имеется суммирование при определении полного северного стажа со Списком N 2 (как в случае у истца) новое законодательство не повлияло.

Действующее пенсионное законодательство также не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, правовых оснований для удовлетворения требований И.И.М. не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить.

Принять по делу новое решение.

В иске И.И.М. к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в адрес Республики Башкортостан о включении в специальный страховой стаж периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера, об обязании произвести перерасчет страховой пенсии и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера - отказать.

Читайте также: