Судебные решения по индексации пенсии

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 22.08.2017

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Ибрагимовой Э. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банных О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о перерасчете пенсии с учетом индексации,

Банных О.М. обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с требованием о перерасчете пенсии с учетом индексации.

В обосновании иска указано, что 07.08.2008 ей назначена пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учётом ранее проведённых индексаций размер пенсии на 01.02.2017 составлял 12854,96 руб., которая выплачивается по настоящее время, хотя в 2017 году была произведена индексация пенсий в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

На заявления в УПФР по Кировскому району г. Екатеринбурга от 28.04.2017, 26.05.2017 и в отделение Пенсионного Фонда по Свердловской области от 09.06.2017 о выплате пенсии с учётом произведённой в 2017г. индексации истец получила отрицательный ответ, мотивированный тем, что работающим пенсионерам пенсия с учётом индексации выплачивается после прекращения работы.

Между тем, истец считает отказ в выплате пенсии с учётом индексации не основанным на действующем законодательстве, поскольку за 2016-2017 годы истец, будучи индивидуальным предпринимателем, заплатила страховые взносы за себя, как застрахованное лицо, в фиксированном размере согласно ст. 28 ФЗ № 167-ФЗ в сумме 21118,07 руб. В связи с чем, загруженные в пенсионную базу данные индивидуального (персонифицированного) учёта, согласно которых истец числится работающей с июля 2016 года, относятся к исчислению страхового стажа для дальнейшей индексации (перерасчёта) пенсии в связи с увеличением страхового стажа и перечислением страховых взносов, но не относится к индексации пенсии в связи с инфляцией (ростом потребительских цен), так как эта индексация проводится на основании данных индивидуального персонифицированного учёта, которые должны представлять страхователи в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ. А таких сведений в отношении истца за 2016год в Пенсионный фонд не представлялось.

В связи с чем, истец просит суд признать отказы управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области №3139/05 от 15.05.2017, №3419/05 от 30.05.2017 в выплате пенсии с учётом индексации незаконными. А также просит суд обязать ответчика выплачивать пенсию с учётом проведённых индексаций на индекс роста потребительских цен за прошедший год по состоянию на 1 февраля и 1 апреля 2017года и выплатить причитающуюся индексацию пенсии с момента установления Правительством Российской Федерации соответствующих коэффициентов индексации.

В судебном заседании истец требования и доводы искового заявления поддержала, суду пояснила, что в контексте действующего законодательства она не является работающим пенсионером, в связи с чем, оснований отказа в начислении индексации у ответчика не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ в Кировском районе г. Екатеринбурга Доос Ю.И. против иска возразила, указав, что истец относится к числу работающих пенсионеров, в связи с чем, индексация приостановлена с момента регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров также является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу п. 1 ст. 26.1 данного Закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Исходя из положений п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (п. 6 ст. 26.1 Закона).

В соответствии с п. 7 ст. 26.1 Закона суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Так, судом установлено, что Банных О.М. является получателем пенсии по старости с 23.01.2008 по п. 7.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В период с 01.05.2016 по 30.04.2017 ежемесячный размер пенсии составляет 12854,96 рублей.

06.07.2016 истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно доводам истца, вопреки действующему законодательству индексация к фиксированной части пенсии в период 2016-2017 ответчиком не осуществлена. Тот факт, что истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя правового значения не имеет, поскольку на индивидуального предпринимателя не возложена обязанность сдавать сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, истец не учел, что если пенсионер относится к категории самозанятого населения, то есть состоит на учете в ПФР как индивидуальный предприниматель, нотариус, адвокат и т.п., такой пенсионер является работающим, если он состоял на учете в ПФР по состоянию на 31 декабря 2016 года. При этом, для самозанятого населения пенсионного возраста предусмотрен иной порядок увеличения страховой пенсии. Так, пенсионерам, которые работали в 2016 году, в августе 2017 года было произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2016 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов. Факт увеличения размера пенсии в порядке беззаявительного расчета истец не отрицает.

Указанное отражено в письмах от 28.06.2017 № 20-1692, от 30.05.2017 № 3419/05, от 15.05.2017 № 3139/05.

Такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П; определения от 11 мая 2012 года N 743-О, от 14 мая 2013 года N 692-О и др.).

С учетом указанных правовых норм суд приходит к выводу о том, что истец фактически является самозанятым пенсионером, получающим за свои услуги денежное вознаграждение и подлежащим обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Следовательно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", истцу обоснованно не произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Таким образом, оснований для признания незаконными оспариваемых писем от 30.05.2017 № 3419/05, от 15.05.2017 № 3139/05 суд не усматривает.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца в порядке исчисления пенсии, то производные требования Банных О.М. о возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом индексации не имеется.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковые требования Банных О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о перерасчете пенсии с учетом индексации, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Самойлова

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ:

Нежданов Д.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, назначении пенсии по потере кормильца.

Истец Панина Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении досрочной.


Обратиться в Конституционный суд РФ собираются депутаты Госдумы для окончательного решения вопроса по индексации пенсий для работающих пенсионеров. Депутаты не однократно предлагали вернуть положенное ежегодное увеличение выплат для данной категории граждан, но в итоге в бюджет 2021 года деньги на индексацию пенсий работающим пенсионерам заложены не были.

Обращение в Конституционный суд по индексации пенсий работающим пенсионерам

Депутаты от «Справедливой России» направили запрос в Конституционный суд о правомерности лишения работающих пенсионеров индексации пенсий.

«4 июля 2020 года вступила в силу часть 6 статьи 75 Конституции РФ. Согласно этой норме, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год. При этом федеральному законодателю предоставлено полномочие по установлению порядка индексации, но не предоставлено полномочие лишать индексирования кого бы то ни было из числа пенсионеров», — говорится в запросе, пишет издание Клерк.


Отмечается, что согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что лишение индексирования пенсий работающих пенсионеров не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Депутаты «СР» просят Конституционный Суд признать не соответствующими Конституции положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году в России: будет или нет


Официально идею возврата к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам поддержал президент страны Владимир Путин. В октябре 2020 года он поручил правительству рассмотреть данный вопрос более детально. Решение было принято неутешительное: на повышение пенсий трудящихся гражданам в бюджете не оказалось средств.

В Министерстве финансов и вовсе заявили, что повышение пенсий работающим пенсионерам является «социальной несправедливостью». Трудящиеся пожилые люди имеют заработную плату, которая ежегодно индексируется, а значит дополнительный рост их доходов может обидеть неработающих пенсионеров, не имеющих других средств к существованию, кроме пенсии.

В Минфине официально заявили, что при наличии «лишних» средств в бюджете, направить их лучше неработающим пенсионерам. А работающие, имеющие зарплату, не нуждаются в дополнительной поддержке государства.

С таким мнением не согласны депутаты «Справедливой России», Коммунистической партии и ЛДПР. Также возмущение заявление вызвало у представителей профсоюзов и даже в СПЧ. Вероятнее всего, правительству придется вернуться к обсуждению темы, хотя изначально средства на индексацию пенсий даже не заложили в госбюджет на 2021 год.

Работающим пенсионерам вернут индексацию, но разрешат ли работать?


В России могут вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Подготовить соответствующее предложение поручил правительству президент Владимир Путин. Об этом по итогам встречи с главой государства сообщил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, сообщает издание svpressa.ru.

«Он знает эту проблему и дал поручение правительству подготовить предложения», — заявил депутат.

Миронов отметил, что в поправке к Конституции, которая закрепляет ежегодную индексацию пенсий, нет разделения на работающих и неработающих пенсионеров. Он также напомнил, что его фракция традиционно выступает за индексацию пенсий всех пенсионеров и уже вносила в Думу соответствующие законопроекты. «Мне понравилась реакция президента на наше предложение по обязательной индексации пенсий работающим пенсионерам», — подчеркнул Миронов.

Согласно принятым в этом году изменениям в Конституции, индексация пенсий должна проводиться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. При этом в тексте поправки не уточняется, касается ли указанная норма работающих пенсионеров.

В прошлом месяце глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что в России не должно быть пенсионеров первого и второго сорта — так он прокомментировал ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам.

Ранее стало известно, что Минтруда подготовило проект бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3 процента, а социальных пенсий — на уровне 2,6 процента. Таким образом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. Фактически пенсия увеличится на 1 тысячу рублей.

Возможно, для неработающего пенсионера это тоже деньги, но будет ли толк от такой прибавки работающему? Неужели, такая индексация заставит кого-то отказаться от работы?

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 18 августа 2016 г. N 33-31959/2016

Судья: Васильева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Климовой С.В.,

судей Рачиной К.А., Лобовой С.В.,

при секретаре Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе П.Н.И.

на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:

в иске П.Н.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, отказать,

П.Н.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, в котором просит, согласно уточненным исковым требованиям обязать ГУ - ГУ ПРФ N 3 по г. Москве и Московской области произвести полный перерасчет трудовой пенсии по старости на 02 апреля 2010 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, и перерасчет после 02 апреля 2010 года с учетом всех индексаций, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за 5 лет с момента назначения пенсии в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб. *** коп.

В обоснование своих исковых требований истец указывает, что он является получателем пенсии по старости, однако, размер назначенной истцу пенсии, по его мнению, произведен ответчиком неверно без учета положений п. 2 ст . 30 Федерального закона от 17 .12.2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется из общего трудового стажа. 04 февраля 2015 года истец направил ответчику письмо о перерасчете пенсии, в ответ на которое в начале марта 2015 года истцом было получено письмо ответчика N *** от 03.03.2015 года. 31 марта 2015 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении детальной методики всех расчетов с указанием норм права, в соответствии с которыми произведен расчет. 11 мая 2015 года истцом был получен ответ N *** от 30.04.2015 года, в котором отсутствовала формула расчета размера трудовой пенсии, трудовой стаж истца был разделен на периоды до 2002 года и после 2002 года, при этом, при расчете пенсионного капитала применялся лишь стаж до 2002 года. По мнению истца, ответчиком произведен неверный расчет пенсии, в результате чего истцом понесены финансовые потери по неполучению пенсии в размере *** руб. *** коп.

В судебном заседании истец заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец П.Н.И.

Проверив материалы дела, выслушав истца П.Н.И., представителя ответчика Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55 , 59 - 61 , 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С 01.01.2002 г. пенсии в РФ устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

На основании ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002 г.

С 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в пенсионном фонде РФ.

Порядок обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета ее размера урегулирован Правилами учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 407, согласно п. 2 которых расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

Судом установлено, что П.Н.И. является получателем пенсии с 02 апреля 2010 года в соответствии со ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2007 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

04 февраля 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, так как, по мнению истца, размер назначенной ему пенсии был занижен.

В ответ на указанное обращение ответчиком истцу было направлено письмо от 03 марта 2015 года N ***, в соответствии с которым, пенсия истцу исчислена с учетом общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года - 25 лет 06 месяцев 07 дней (стажевый коэффициент 0,55), стажа работы на 01.01.1991 года - 18 лет 10 месяцев 12 дней (коэффициент валоризации - 0,28) и отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период - 1,084. Сумма страховых взносов, поступивших на лицевой счет с 01.01.2002 года на дату назначения пенсии, составила *** руб. *** коп. Размер трудовой пенсии по старости на дату назначения составил *** руб. (фиксированный базовый размере *** руб., страховая часть пенсии - *** руб. *** коп., в том числе за счет валоризации в сумме *** руб.).

31 марта 2015 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о проведении проверки расчета размера назначенной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2015 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В письме от 30.04.2015 года N *** истцу было сообщено, что расчет пенсии произведен верно, страховой стаж по состоянию на 02.04.2010 года составляет 32 года 01 месяц 12 дней; при назначении трудовой пенсии не включены в общий трудовой стаж периоды работы, внесенные с нарушением Правил инструкции ведения трудовых книжек: с 14.07.1971 года по 18.08.1971 года - Барвенковский машиностроительный завод "Красный Луг", с 24.08.1971 года по 13.10.1972 года - Барвенковское отделение Изюмского смешторга, с 30.06.1975 года по 08.04.1976 года - Барвенковское р/о "Сельхозтехника".

Из материалов дела следует, что размер пенсии истца корректировался с учетом поступления страховых взносов, индексации, валоризации и по состоянию на 31.12.2014 года составил *** руб. (фиксированный размер - *** руб., страховая часть - *** руб.

Доказательств, опровергающих правильность расчета ответчиком общего трудового стажа, взятого за основу при оценке пенсионных прав, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

При установленных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что размер получаемой истцом пенсии установлен ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем правильно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы истца о том, что ответчик неверно произвел расчет страховой части пенсии, а также доводы о том, что индексация произведена не в полном объеме, суд счел необоснованными, поскольку, со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости дальнейшая индексация расчетного пенсионного капитала, учтенного в размере указанной части трудовой пенсии, не производится, при этом индексации подлежит исчисленная из указанного расчетного пенсионного капитала страховая часть указанной трудовой пенсии. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), расчетный пенсионный капитал до дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости увеличивается на те же индексы, что и страховая часть указанной трудовой пенсии.

Индексация расчетного пенсионного капитала в течение года производится путем авансирования, а подведение окончательных ее итогов осуществляется с 01.04. следующего года, в связи с чем, индекс расчетного пенсионного капитала, окончательно сформированного к концу календарного года, определяется раз в году. При этом указанный индекс складывается из коэффициентов индексации страховой части трудовой пенсии прошедшего года и коэффициента ее дополнительного увеличения (в случае принятия данного коэффициента) ( пункт 6 статьи 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ ").

Таким образом, индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется последовательно на коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии по старости и коэффициент дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии по старости (в случае принятия данного коэффициента), из которых в дальнейшем образуется индекс расчетного пенсионного капитала.

При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 ФЗ, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

В соответствии со ст. 30 Закона, в связи с введением в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.4 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

На основании ч. 3 ст. 30 расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = РП x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общин трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В соответствии со ст. 30.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи . В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Доводы истца о том, что ответчик неверно произвел расчет, перерасчеты его пенсии, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о том, что пенсия истцу была рассчитана и назначена с учетом положений приведенных норм, а расчет, представленный истцом, нельзя признать верным, постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, требующих дополнительной проверки, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н.И. - без удовлетворения.

Пока он собрал в Госдуме 35 подписей

Фракция «СР» в Госдуме пытается собрать подписи под обращением в Конституционный суд о соответствии Основному закону принятого несколько лет назад решения об отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам. Удастся ли эта затея - зависит от ЛДПР.


Фото: Наталия Губернаторова

О том, что обращение в КС готовится, стало известно на прошлой неделе - лидер «СР» Сергей Миронов кратко сообщил об этом с трибуны Госдумы, выступая в связи с принятием бюджета на 2021-23 годы в третьем, окончательном чтении. «Собираются подписи», - сказал он.

Обращаться к судьям с просьбой проверить на предмет конституционности действующие законы разрешено как Госдуме в целом, так и пятой части её депутатов. В нижней палате парламента - 450 человек. Значит, чтобы КС занялся этим спорным вопросом, требуется собрать подписи 90 народных избранников. У самой «СР» всего 23 голоса. Рассчитывать, что в полном составе под таким запросом подпишется проправительственная «ЕР», едва ли приходится. Если же запрос поддержат ещё коммунисты (43 человека) и члены фракции ЛДПР (40 человек), этого хватит с лихвой.

Что мы имеем на данный момент? Отвечающий в «СР» за сбор подписей Валерий Гартунг рассказал «МК», что к концу заседания 26 ноября, когда сбор подписей был начат, «под обращением в КС подписалось 35 человек», справороссы и коммунисты. «Сейчас региональная неделя, собирать подписи затруднительно, надеемся, ясность появится после 7 декабря, когда депутаты вновь соберутся в Москве», уточнил он. Другой источник во фракции «СР» сообщил «МК», что в поддержке КПРФ сомнений нет, а готовность подписаться под обращением выразили даже несколько членов фракции «ЕР».

Что же фракция Владимира Жириновского, от которой в значительной степени зависит успех мероприятия? Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил «МК», что сейчас почти все депутаты - в регионах, сам он в Татарстане, «ближайшее заседание фракции состоится в понедельник на следующей неделе, и все подобные вопросы решаются именно на заседаниях фракции».

«Мы просим проверить на предмет конституционности ту статью закона о страховых пенсиях, которая отказывает в индексации работающим пенсионерам»,- объясняет г-н Гартунг суть документа, под которым подписываются депутаты: по его словам, после внесения поправок в Конституцию там говорится, что пенсии не реже раза в год индексируются, деления на разные категории пенсионеров нет, и «вообще - все граждане РФ равны».

Но поправки в Конституцию писали люди, которые очень аккуратно выбирали слова - так, чтобы государство не оказалось перед необходимостью тратить больше денег на социальные нужды, если того не захочет. И в Основном законе, уточним, написано буквально следующее: в России «формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется (выделено автором - «МК».) индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Если же почитать статью 26.1 того самого федерального закона - «О страховых пенсиях…», где с 2016 года говорится о разном подходе к работающим и неработающим пенсионерам, то из нее следует: пенсия и сейчас индексируется всем пенсионерам (то есть индексация «осуществляется»), но работающим она индексируется только на бумаге, и любой из них может посмотреть в своем личном кабинете на сайте ПФ, сколько он получал бы с учетом ежегодных индексаций, если бы с работы ушел. Но вот выплачивается пенсия с учетом индексаций только неработающим, а работающим её начинают выплачивать в полном объеме лишь после увольнения.

Этот аргумент обычно приводит и правительство, присылая в Госдуму отрицательные отзывы на многочисленные законопроекты депутатов из разных фракций с предложением о возврате индексации пенсий работающим.

Так что даже если запрос в КС всё же уйдет, гарантировать, что решение будет в пользу пенсионеров, никто не может. Но точку в споре о том, «соответствует ли федеральный закон о страховых пенсиях поправленной летом Конституции» действительно могут поставить только судьи.

Дата опубликования: 13 апреля 2011 г.

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга

Дело № 2-850/10 28 апреля 2010 года

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Корчагиной Н.И.

при секретаре Недоспасовой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубинина В. А. к Военному комиссариату Ленинградской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии с учетом индексации,

У С Т А Н О В И Л:

Дубинин В.А. обратился в суд с иском к ответчику Министерству обороны РФ об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы недополученной пенсии с учетом индексации, ссылаясь на то, что являлся пенсионером Министерства обороны РФ с июля 1993г., с 10.01.1995г. должностные оклады военнослужащих были повышены на 25%, при повышении военнослужащим должностных окладов одновременно производится перерасчет пенсий лицам, уволенным ранее, однако перерасчет ему был произведен только с 01.03.1998г.; с октября 1999г. по январь 2005г. проживал в Ленинградской области и находился на пенсионном обеспечении в Ленинградском областном военкомате, с февраля 2005 года переехал в республику Беларусь, просит произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995г. по 01.03.1998г., выплатить сумму недополученной пенсии с учетом индексации, задолженность образовалась в период проживания на территории РФ, должна быть взыскана с Министерства обороны РФ.

Истец обратился с иском Пресненский районный суда г. Москвы, после замены ответчика на Военный комиссариат Ленинградской области дело по подсудности было направлено в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга, определением 27.01.2010г. по подсудности направлено в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал.

Суд, рассмотрев материалы, дела, выслушав представителя ответчика, приходит к следующему:

Дубинин В.А. является военным пенсионером с 26.07.1993г., получающим пенсионное обеспечение в настоящее время в Белоруссии.

Истцом заявлено требование о взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.1995 года по 28.02.1998 года с индексацией в связи с отказом ВКЛО произвести перерасчет пенсии за вышеупомянутый период с учетом увеличения оклада по воинской должности на 25%.

В соответствии с абз. 5 Постановления Правительства РФ от 07.12.1994г. № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел» Министру Обороны РФ предоставлялось право устанавливать военнослужащим Вооруженных Сил РФ оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах РФ.

Во исполнение указанного постановления Министр Обороны РФ издал приказ от 10.01.1995г. № 20 о выплате с 01.01.1995г. военнослужащим окладов с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах РФ.

Впоследствии данный приказ решением Верховного Суда РФ от 22.08.1997г. признан незаконным со дня издания, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не был опубликован для всеобщего сведения;

Однако фактическое увеличение денежного довольствия военнослужащих имело место, с 01.03.1998 года пенсия истцу была увеличена с учетом повышения должностного оклада на 25%, но за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 года перерасчет пенсии не производился.

Указом Президента от 18.10.2007г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» вступившего в законную силу со дня его подписания 18.10.2007г. предусмотрено, что лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел РФ производится единовременная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25% за период с 01.01.1995г. по 28.02.1998г.

Таким образом истец Дубинин В.А. имеет право на получение единовременной доплаты к пенсии в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел РФ окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25% за период с 01.01.1995г. по 28.02.1998г, так как финансирование данной доплаты обеспечивается Правительством Российской Федерации (п.5 Указа), то обязанность по выплате должна быть возложена на Военный комиссариат Ленинградской области – орган пенсионного обеспечения по последнему месту жительства истца в Российской Федерации, при этом суд учитывает, что в соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь № 432 от 05.07.1993г. недополученные суммы пенсий, пособий и компенсаций за период проживания по прежнему месту жительства выплате в Республике Беларусь не подлежат.

Также необходимо учитывать, что ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 года (в первоначальной редакции) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» предусматривала, что денежное довольствие, не превышающее 10-и кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50%;

Федеральным Законом от 28.11.1995 года № 186-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» были внесены изменения, в соответствии с которыми названная норма была исключена (закон вступил в силу с 01.07.1996 года);

Следовательно, с того момента, когда при очередном повышении минимального размера оплаты труда 10-и кратный размер МРОТ стал превышать сумму денежного довольствия, рассчитанного для исчисления пенсии, пенсия подлежала перерасчету исходя из полной суммы денежного довольствия;

Размер единовременной доплаты, произведенный по материалам пенсионного дела, исчисляется следующим образом:

Доплата с 01.01.1995 по 31.03.1995 года:

Фактический размер пенсии 265045 руб 00 коп(при должностном окладе 192880 руб);

Следовало начислить: 134070 + 192880+48220(25%)+131309,50+69958 = 576437 руб 50 коп – денежное довольствие с учетом 25% повышения должностного оклада;

(576437,50-205000):2 + 205000 = 390718 руб 75 коп х 74% = 289131руб-пенсия

Разница составляет:(289131-265045) х 3 месяца = 72258 руб;

Доплата с 01.04.1995 по 31.08.1995 года:

Фактический размер пенсии 410493 руб 54 коп(при должностном окладе 251000 руб);

Следовало начислить: 174500 + 251000+62750(25%)+170887,50+191017 = 850154 руб 50 коп – денежное довольствие с учетом 25% повышения должностного оклада;

(850154,50-344000):2 + 344000 = 597077 руб 25 коп х 74% = 441837,16 руб - пенсия

Разница составляет:(441837,16-410493,54) х 5 месяцев = 156720,70 руб;

Доплата с 01.09.1995 по 30.06.1996 года:

Фактический размер пенсии 627732 руб 75 коп(при должностном окладе 387000 руб);

Следовало начислить: 269000 + 387000+96750(25%)+263462,50+260975 = 1277187 руб 50 коп – денежное довольствие с учетом 25% повышения должностного оклада;

(1277187,50 -550000):2 + 550000 = 913593 руб 75 коп х 74% = 676059,37 руб-пенсия

Разница составляет:(676059,37-627732,75) х 10 месяцев = 480327 руб;

Доплата с 01.07.1996 по 28.02.1998 года:

Фактический размер пенсии 880427 руб 58 коп(при должностном окладе 387000 руб);

Следовало начислить: 269000 + 387000+96750(25%)+263462,50+304167 = 1320379 руб 50 коп – денежное довольствие с учетом 25% повышения должностного оклада;

1320379,50х 74% = 977080 руб 83 коп

Разница составляет:(977080,83 – 880427,58) х 20 месяцев = 1933060 руб

Всего доплата за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 года составляет 72258+ 156720,70+ 480327+ 1933060= 2642365 руб, с учетом деноминации – 2642 руб 36 коп.

В соответствии с п. 13 Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и, в частности, потери от инфляции, а также иной ущерб, причиненный неправомерными действиями командования и иных органов или должностных лиц. Размер убытков от инфляции может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики

Таким образом, в результате инфляционных процессов своевременно невыплаченная Дубинину В.А. денежная сумма в размере 2642 руб 36 коп в период с 28.02.1998 года по 28.04.2010 года утратила свою покупательную способность. Это причинило ему убытки, которые в соответствии со ст. ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ должны быть ему полностью возмещены. Определяя их размер с учетом требований истца, суд вправе руководствоваться сводным индексом потребительских цен, рассчитываемым местными органами государственной статистики, как экономическим показателем, объективно отражающим уровень инфляции в регионе. Это правило распространяется и на обязанность возмещения причиненных убытков в результате несвоевременной выплаты пенсии. При этом суд применяет ко всей невыплаченной сумме задолженности ответчика перед истцом в размере 2642 рублей 36 коп сводный индекс потребительских цен в регионе за период с февраля 1998 года по апрель 2010 года, то есть с момента возникновения задолженности до момента вынесения решения суда: 952,40

Всего сумма задолженности с учетом индексации по ИПЦ составляет 2642,36 х 9,524 = 25165 руб 83 коп.

На основании изложенного, руководствуясь п «б» ст.49, ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Указом Президента от 18.10.2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», ст.ст. ст. 98 ч. 1, 99, 194-196 ГПК РФ, суд

Взыскать из средств Военного комиссариата Ленинградской области в пользу Дубинина В.А. 25165 руб 83 коп – недополученную пенсию за период с 01.04.1995 г. по 28.02.1998 года с индексацией по индексу потребительских цен.

Взыскать из средств Военного комиссариата Ленинградской области госпошлину в доход государства 954 руб 97 коп.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Корчагина Н.И.

Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.

Читайте также: