Устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии

1. Понятие и отличительные признаки пенсии по старости (по возрасту)

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению:

1) право на нее обуславливается трудовым стажем;

2) она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом вышеперечисленных признаков можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Пенсия устанавливается пожизненно (статья 20 Закона 1990 года).

2. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости

Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 устанавливает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

Ст. 10 данного Закона: «Пенсия на общих основаниях устанавливается:

Мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

Женщинам – при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет».

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 года): по предложению органа службы занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости и уволенным по п.1 ст. 33 КЗоТ (в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности штата), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее, чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.

3. Размеры трудовых пенсий по старости (по возрасту)

Существует два порядка исчисления пенсии по старости (по возрасту):

1. с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП);

2. без применения ИКП.

По Закону 1990 года трудовая «пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии» (статья 16). При этом «размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка» (исчисление пенсии без ИКП).

Законом установлены минимальный и максимальный размеры трудовой пенсии по старости (по возрасту).

Статья 17 Закона 1990 года: «минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Статья 18 того же Закона: «максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов».

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1998 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 119-ФЗ, с 1 февраля 1998 года пенсия по старости исчисляется с применением индивидуального коэффициента и максимальным размером не ограничивается. Пенсионерам, получающим пенсии по Закону 1990 года, расчет пенсии по новым правилам производится только при наличии заявления.

Гражданам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет (статья 15 Закона 1990 года).

В соответствии со статьей 19 данного Закона «размер пенсии при неполном трудовом стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 Закона).

Исчисление пенсии пропорционально имеющемуся стажу производится следующим образом: определяется соответствующая полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии (пункт «б» статьи 114 Закона)».

4. Надбавки к пенсии по старости и повышение пенсии

Надбавки устанавливаются статьей 21 Закона 1990 года.

«К пенсии устанавливаются следующие надбавки:

а) на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достигшего возраста 80 лет;

б) на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам;

в) участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг возраста 80 лет, равен минимальному размеру пенсии.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он не достиг возраста 80 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, а также надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера равен размеру социальной пенсии, а на нетрудоспособного иждивенца – инвалида III группы – половина минимального размера пенсии.

Надбавка участникам Великой Отечественной Войны устанавливается в следующих размерах:

а) достигшим возраста 80 лет или являющимися инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости;

б) остальным участникам Великой Отечественной Войны – одной минимальной пенсии по старости».

Повышение пенсии (независимо от надбавки) относятся ко всем видам пенсий и устанавливаются для следующих категорий пенсионеров (статья 110 Закона 1990 года):

а) героям социального труда и гражданам, награжденным орденом Славы всех 3-х степеней; пенсия повышается на 50 процентов и не меньше минимального размера пенсии по старости;

б) участникам Олимпийских игр;

в) гражданам, награжденным орденами трудовой Славы или за службу в Вооруженных силах СССР; повышение на 15 процентов;

в) участникам великой Отечественной Войны; повышение на один минимальный размер пенсии;

г) гражданам, бывшими несовершеннолетними узниками лагерей ГЕТТО; повышение на размер минимальной пенсии по старости;

д) гражданам, которые работали в тылу во время Великой Отечественной Войны, а также военнослужащие, проходившие службу в тылу в это время; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии;

е) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам, а затем реабилитированным; повышение на 50 процентов от минимального размера пенсии.

5. Порядок назначения пенсии по старости досрочно

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию по старости (по возрасту) осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с полным возмещением затрат из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Основными условиями для оформления гражданам пенсии по старости досрочно являются:

· Признание граждан в установленном порядке безработными;

· Отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;

· Наличие у безработных стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту);

· Достижение безработными определенного возраста;

· Увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;

· Согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту) досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится.

Пенсия по старости на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до принятого законодательством срока выхода на пенсию:

Женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет;

Мужчинам – по достижении 58 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Оформление безработным гражданам пенсии по старости (по возрасту) досрочно не производится в период приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера.

Направление для оформления пенсии по старости досрочно производится с согласия безработного гражданина по его письменному заявлению. Орган службы занятости на основании личного заявления безработного гражданина выдает ему письменное предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно в двух экземплярах и справку о периодах, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» включаются в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение.

Выдача такого предложения фиксируется в карточке персонального учета безработного гражданина: «Выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту) досрочно. Дата, подпись».

Предложение действительно в течение одного месяца с даты его выдачи. С учетом территориальных и иных особенностей данный срок может быть продлен органом службы занятости.

Безработный гражданин в течение месяца (либо иного срока, установленного органом службы занятости) со дня выдачи ему документов, должен обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства.

В случае несоблюдения безработным гражданином установленного срока обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, предложение признается недействительным с даты его выдачи, за исключением случаев временной нетрудоспособности безработного гражданина, подтверждаемых листком нетрудоспособности установленного образца. В этом случае срок действия предложения продолжается и в период временной нетрудоспособности.

Орган службы занятости при получении от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления о назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно, прекращает выплату пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в соответствии со статьей 35 Закона российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

В случае получения от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления об отказе в назначении пенсии по старости (по возрасту) досрочно, орган службы занятости возобновляет работу по оказанию содействия в трудоустройстве безработного гражданина.

В случае длительной (более месяца с даты выдачи предложения) неявки безработного гражданина в орган службы занятости без уважительных причин выплат пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.

Орган службы занятости осуществляет персональный учет получателей пенсии по старости (по возрасту) досрочно, в течение всего периода ее выплаты до возникновения в соответствии с законодательством Российской Федерации права на назначение пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях.

Доброго времени суток, дорогой читатель.

В этой статье я хотела бы написать, какая минимальная и максимальная пенсия была на 31.12.2001 год.

В Законе о пенсиях ФЗ № 340-1, ст. 16: Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка плюс один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

Какие же ещё федеральные законы имеют нормативный характер? Это КЗОТ . Его отменили 1 февраля 2002 года, но он действовал с 09.12.1971 года по 01.02.2002 год.

Статья 242. Пенсия по старости.

Пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Отдельным категориям застрахованных пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соответствующих случаях - и при пониженном трудовом стаже.

Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа.

Ещё поискав законы о величине пенсий до 2002 года, нашла ещё один интересный Указ Президента РФ от 14.06.1997г № 573. « О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров»:

В целях поддержания материального положения пенсионеров в связи с увеличением потребительских цен на товары и услуги п о с т а н о в л я ю :

1. Установить, что начиная с 1 января 1998 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии , с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не может быть менее 80 процентов прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Пенсионном фонде обычно ссылаются на ФЗ №173 о страховых пенсиях, на изменяющий закон ФЗ №213, в котором, как утверждают, что пенсия не может быть выше 555 руб 96 коп, так как минимальная пенсия была 185 рублей 32 копейки.

Ответ я нашла в этом же Федеральном Законе № 213 . Видимо с Пенсионного фонда специалисты не дочитали, или промолчали. Сам закон имеет своё назначение для перерасчёта пенсий , а не для расчёта. В статье 37 этого Закона так и говорится:

Размеры трудовых пенсий установленные до дня вступления в силунастоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 года , гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.

Вот захотелось мне докопаться, ну откуда в ПФ взяли эту сумму минимальной пенсии в 185 руб 32 коп? Не нашла я ничего, кроме справки, которая есть на официальных ресурсах в виде таблиц величины пенсии. Например, на ресурсе «Гарант». И ниже этой справки написано: В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 года № 573 с 1 января минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учётом компенсационной выплаты предусмотренной законодательством РФ, не может быть менее 80% прожиточного минимума пенсионера.

Прожиточный минимум пенсионера в последнем квартале 2001 года был равен 1197 рублей. 80% от этого прожиточного минимума, это сумма 957 рублей 60 копеек.

Кроме того, я задала вопрос Министерству Юстиции, можно ли ссылаться для определения минимальной пенсии на 01.01.2002 года на справки, телеграммы, письма? Мне дали ответ с Министерства Юстиции, что ни какие справки, телеграммы и письма не могут использоваться в качестве нормативных документов.

Из чего можно сделать вывод: при расчёте пенсионного капитала без применения формулы, минимальная пенсия, согласно указанным нормативным законам (КЗОТ) и Указу Президента РФ, до 2002 года, была равна 957 рублей 60 коп..

Соответственно максимальная пенсия, на 4 квартал 2001 года была 2 872,8 рубля. Но ни как не 555, 97 рублей, как иногда ссылаются в Пенсионном Фонде.

Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.
Комментарий к статье 18
1. Пенсия по старости, исчисленная по правилам ст. 16, не может быть выше максимума, установленного ст. 18. Однако с 1 февраля 1998 г. ст. 18 относится не ко всем пенсиям, а лишь к тем, которые исчислены без применения индивидуального коэффициента пенсионера, т.е. без учета ст. 7 Закона (см. комментарий к этой статье).
Максимальный размер пенсии по старости дифференцируется в зависимости от характера работы и от продолжительности общего трудового стажа. Если последний достаточен для назначения полной пенсии, ее максимум, по общему правилу, равен трем минимумам этой пенсии (ч. 1 ст. 18). Требования к продолжительности общего трудового стажа для назначения полной пенсии установлены ст. ст. 10 - 12 и 14 Закона. Она может быть большей или меньшей в зависимости от пола пенсионера, а также от того, идет ли речь о пенсии на общих или льготных основаниях, за работу с обычными или с особыми условиями труда, в обычной местности или в северных районах. Соответственно полная пенсия может быть назначена, например, и при 25-летнем, и при 20-летнем, и при 15-летнем общем трудовом стаже.
Особые правила учета трудового стажа, установленные ст. 7 Закона, касаются только исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. К определению максимального размера пенсии они не относятся. Во внимание принимается весь трудовой стаж, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с разделом VI Закона, в том числе исчисленный в льготном порядке по правилам ст. 94 Закона.
Если продолжительность общего трудового стажа данного лица больше необходимого ему для назначения полной пенсии, ее максимум, определенный по правилам ч. 1 ст. 18, повышается за каждый полный год стажа сверх требуемого на один процент, но всего не более чем на 20 процентов (ч. 2 ст. 18). Длительный специальный трудовой стаж на размере максимума не отражается. При увеличении общего трудового стажа на год или большее число лет за счет работы после назначения пенсии максимальный ее размер, увеличенный менее чем на 20 процентов, может быть пересчитан (см. ст. 106 Закона).
2. Из общего правила о том, что максимум пенсии равен трем ее минимумам, законодатель делает исключение лишь для одной категории пенсий - назначаемых в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, т.е. в соответствии с п. "а" ст. 12 Закона (или, что то же самое, по Списку N 1). Максимум этой пенсии равен трем с половиной минимумам. Он также повышается за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого на один процент, но всего не более чем на 20 процентов (ч. 1 и 2 ст. 18). Поскольку для назначения пенсии по Списку N 1 женщинам требуется 15-летний, а мужчинам - 20-летний общий трудовой стаж, максимум различается у женщин, имеющих общий трудовой стаж в диапазоне от 15 до 35, а у мужчин - от 20 до 40 лет.
3. Статья 18 гарантирует максимум пенсии лишь при наличии полного общего трудового стажа. Соответственно пенсия при неполном стаже ограничивается меньшей величиной. Размер такой пенсии определяется по правилам ст. 19 Закона из размера полной пенсии, пропорционально имеющемуся трудовому стажу. В тех случаях, когда полная пенсия не может быть выше максимальной (т.е. когда она исчисляется без применения правил ст. 7 Закона), пенсия при неполном стаже определяется в пропорции от полной пенсии, ограниченной максимумом. Так, если при высоком заработке трудовой стаж составляет лишь половину от требуемого, пенсия будет равна половине максимума.
4. Так как ст. 18 никакой конкретной величины максимальной пенсии не устанавливает, а предусматривает лишь кратность ее размера по отношению к минимальной, денежное выражение максимума и его периодическое изменение напрямую зависят от денежной величины и пересмотра минимума. До 1 февраля 1998 г. эта последняя устанавливалась законодателем. По состоянию на 1 февраля 1998 г. она равнялась 84 руб. 19 коп. С введением в действие с этой даты новой редакции ст. 7 Закона минимум пенсии определяется расчетным путем в зависимости от индекса роста среднемесячной заработной платы в стране (см. п. "е" ст. 7). Хотя названная правовая норма в ст. 18 не упоминается (в ней содержится ссылка только на ст. 17 Закона), исходя из логики ст. 7 при изменении минимума пенсии соответственно пересматривается и ее максимум. За период действия ст. 7 максимум пенсии по старости менялся следующим образом (см. таблицу).
Таблица
МАКСИМУМ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ ЗА ПЕРИОД
С 1 ДЕКАБРЯ 1997 Г. ПО 1 ФЕВРАЛЯ 2001 Г. (MAX)
------------T----------T----------T----------T---------T---------¬
¦Дата ус- ¦ Минимум ¦ max1 = ¦max1 + 20 ¦ max2 = ¦ max2 + ¦
¦тановления ¦ пенсии ¦ 3min ¦ верхняя ¦ 3,5min ¦ 20% ¦
¦ ¦ (min) ¦ нижняя ¦ планка ¦ нижняя ¦ верхняя ¦
¦ ¦ ¦ планка ¦ ¦ планка ¦ планка ¦
+-----------+----------+----------+----------+---------+---------+
¦с 1 декабря¦84 руб. ¦252 руб. ¦303 руб. ¦294 руб. ¦353 руб. ¦
¦1997 г. ¦19 коп. ¦57 коп. ¦08 коп. ¦67 коп. ¦58 коп. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с 1 мая ¦94 руб. ¦282 руб. ¦339 руб. ¦330 руб. ¦396 руб. ¦
¦1999 г. ¦29 коп. ¦87 коп. ¦44 коп. ¦02 коп. ¦02 коп. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с 1 ноября ¦108 руб. ¦325 руб. ¦390 руб. ¦379 руб. ¦455 руб. ¦
¦1999 г. ¦43 коп. ¦29 коп. ¦35 коп. ¦51 коп. ¦41 коп. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с 1 февраля¦130 руб. ¦390 руб. ¦468 руб. ¦455 руб. ¦546 руб. ¦
¦2000 г. ¦12 коп. ¦36 коп. ¦43 коп. ¦42 коп. ¦50 коп. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с 1 мая ¦139 руб. ¦417 руб. ¦501 руб. ¦487 руб. ¦584 руб. ¦
¦2000 г. ¦23 коп. ¦69 коп. ¦23 коп. ¦31 коп. ¦77 коп. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с 1 ноября ¦153 руб. ¦459 руб. ¦551 руб. ¦536 руб. ¦643 руб. ¦
¦2000 г. ¦15 коп. ¦45 коп. ¦34 коп. ¦03 коп. ¦24 коп. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с 1 февраля¦168 руб. ¦505 руб. ¦606 руб. ¦589 руб. ¦707 руб. ¦
¦2000 г. ¦47 коп. ¦51 коп. ¦61 коп. ¦74 коп. ¦68 коп. ¦
L-----------+----------+----------+----------+---------+----------
В начальный период действия ст. 7 максимально возможные пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента пенсионера, практически не отличались от максимальных пенсий, исчисляемых по старым правилам. В последнее время между ними образовался значительный разрыв. Так, по состоянию на 1 февраля 2001 г. максимально возможная пенсия, исчисленная по ст. 7 (за исключением пенсий, установленных для работников Крайнего Севера), равнялась 1085 руб. 14 коп., а максимальная пенсия, определяемая по ст. 16 Закона, составляла (с учетом 100-рублевой компенсационной выплаты) 706 руб. 61 коп. (обычная) и 807 руб. 68 коп. (по Списку N 1).
Невысокий максимальный размер пенсии обусловлен ее низким минимумом (см. комментарий к ст. 17). По состоянию на 1 марта 2001 г. максимальная пенсия вместе с компенсационной выплатой составляла по Списку N 1 от 71,7% до 84% прожиточного минимума пенсионера, а в остальных случаях - от 62,9% до 73,4% (в зависимости от продолжительности общего трудового стажа). Иными словами, пенсия, получаемая даже в максимальном размере, недостаточна для удовлетворения минимально необходимых потребностей граждан.
5. Устанавливаемые к минимальным пенсиям компенсационные выплаты не образуют нового минимального размера пенсии. Поэтому правила комментируемой статьи к ним не относятся. Полагающаяся пенсионеру компенсационная выплата устанавливается в одинарном размере после ограничения пенсии максимумом и сверх максимума. Пенсии, ограниченные максимальным размером, могут повышаться (ст. 110); к ним устанавливаются надбавки (ст. 21), применяются районные коэффициенты (ст. 112). К этим пенсиям устанавливаются также доплаты, полагающиеся государственным служащим, и производятся другие выплаты (см. комментарий к ст. 16).
6. Об исчислении пенсий с 1 февраля 1998 г. без ограничения максимальным размером см. ст. 7 настоящего Закона и комментарий к ней.


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: