В полуторном размере засчитывается в стаж для назначения пенсии


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29 "При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке" (извлечение)

Определение Верховного Суда РФ от 9 декабря 2005 г. N 16-В05-29
"При подсчете стажа для назначения пенсии на льготных основаниях продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности в районах Крайнего Севера исчисляется в календарном порядке"
(извлечение)

Л. обратился в суд с иском к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) по Кировскому району г. Волгограда об оспаривании действий по установлению страхового стажа.

Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 26 августа 2004 г. заявление оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда 21 октября 2004 г. решение суда оставила без изменения.

В надзорной жалобе Л. просил отменить указанные постановления.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 28 октября 2005 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Судья Верховного Суда РФ, рассмотрев 9 декабря 2005 г. истребованное по надзорной жалобе дело, в передаче его для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции отказал, указав следующее.

В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона .

Как установлено в п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В п. 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

В ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определено, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( п. 4 ).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 г. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Суд, руководствуясь приведенными нормами, а также принимая во внимание изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке, независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление, в связи с чем признал действия ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда по назначению и исчислению пенсии Л. правомерными.

Довод в надзорной жалобе Л. о том, что согласно ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" периоды его "работы в районах Крайнего-Севера следует исчислять в полуторном размере, а не в календарном, основан на неправильном толковании норм материального права.

Оценку пенсионных прав гражданина (по его желанию) можно произвести исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пп. 6 и 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающих возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" ( п. 6 ), а также применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона ( п. 9 ).

Однако при этом следует учитывать, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона , регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы, иных периодов, а также возможность включения некоторых периодов в льготном исчислении, но и положения ст.ст. 16 и 17 , а также ст. 18 данного Закона, в которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера.

Таким образом, как указывалось ГУ УПФ РФ по Кировскому району г. Волгограда, оценка пенсионных прав заявителя произведена по наиболее выгодному для него варианту.

Довод в надзорной жалобе о необоснованности ссылки на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм материального права.

Именно в п. 3.2 названного Постановления указано, что для лиц, на которых в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм. Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подтверждено установленное Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" более высокое, чем для других граждан, соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав.

Норма п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в силу которой - во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 этого же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Во время расчета пенсионных отчислений учитываются разные факторы, к которым относится и место трудоустройства гражданина. Некоторые лица, трудящиеся в специфических условиях, получают не обычный трудовой, а специальный страховой стаж. Это позволяет им выйти на заслуженный отдых намного раньше положенного срока.

Что это такое

Бесплатно по России

Официальное определение специального стажа для назначения пенсии приводится в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Он начисляется при работе во вредных условиях, которые негативно влияют на состояние здоровья наемного специалиста. Дополнительно сюда входит труд с интенсивными нагрузками. Чтобы человек смог рассчитывать на досрочную пенсию на основании специального стажа, должны удовлетворяться некоторые условия.

К ним относится:

  • конкретная продолжительность работы в сложных условиях;
  • наличие документов, которые подтверждают, что гражданин трудился при нужных условиях.

Особенностью специального стажа является то, что он относится к периодам труда при особых условиях. При этом не учитывается, какое количество страховых взносов уплачивалось работодателем за наемного работника.


Правила расчета отработанных лет

Для определения длительности специального стажа рассчитывается общее число дней выработки. Для получения ранней пенсии необходимо трудиться на Крайнем Севере или при опасных условиях.

Если при таких условиях трудится женщина и у нее обнаруживается беременность, то она переводится на безопасный труд, но при этом весь период засчитывается в качестве специального стажа.

Чтобы правильно выполнить расчет, учитываются специальные списки, утвержденные Правительством РФ, а также имеющиеся в положениях ФЗ №400.

Во время расчета учитываются правила:

  • пенсионный возраст снижается на период от 5 до 10 лет;
  • обычно для женщин предлагаются более лояльные условия;
  • для некоторых должностей предусматриваются особые правила влияния спецстажа на снижение пенсионного возраста;
  • чтобы подтвердить вредность труда, необходимо ориентироваться на результаты специальной оценки, которая проводится ежегодно после 2012 года;
  • огромное влияние на стаж оказывает работа, которая осуществляется на Крайнем Севере или иных районах, приравниваемых к северным условиям.

До принятия ФЗ №400 в 2013 году применялись немного другие правила расчета спецстажа, которые по-прежнему используются при определении актуального пенсионного возраста.

Когда пенсия назначается по спецстажу

В ФЗ №400 приводятся основные виды деятельности, при которых начисляется специальный стаж.

К ним относится работа:

  • в горячих цехах;
  • под землей;
  • в тяжелых условиях;
  • на лесозаготовке или лесосплавах;
  • на судах дальнего плавания;
  • на грузовых автомобилях или железной дороге;
  • в противопожарных службах и др.

Включаются в спецстаж следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • декретный отпуск;
  • простоя по вине работодателя.

Если человек трудился при сельских и городских условиях, то формируется смешанный стаж. Если работа осуществляется в селе, то за 1 год труда начисляется стаж 1 год и 3 месяца. Для медицинских сотрудников во время расчета применяется особый поправочный коэффициент.

Например, для хирургов, травматологов и офтальмологов, работающих в хирургических отделениях, один год приравнивается к 1 году и 6 месяцев. Такие же условия предлагаются лицам, трудящимся в реанимации. Во время подсчета стажа медицинских сотрудников, учитываются положения многочисленных нормативных актов, которые могут быть не только федеральными, но и региональными.

Общие условия

На общих основаниях спецстаж начисляется, если гражданин работает по определенной профессии или должности, которая включена в список ФЗ №400. При этом к каждому специалисту предъявляются определенные требования, которые должны подтверждаться официальными документами.

Работа на Севере

Люди, которые для работы выбирают северные субъекты РФ, трудятся при сложных условиях, поэтому могут рассчитывать на разные преференции от государства. К ним относится и ранняя .

С 2008 года увеличилось количество областей и городов, которые считаются приравненными к Крайнему Северу. Если человек работал в этих субъектах до 2008 года, то полученный стаж не будет считаться специальным, а уже после 2008 года применяются новые правила расчета.

Последние корректировки внесены нормативными актами 2012 года, поэтому перед началом расчета рекомендуется изучить актуальные данные.

По выслуге лет

Благодаря спецстажу у граждан появляется право воспользоваться выслугой лет, чтобы раньше положенного срока уйти на заслуженный отдых. При этом учитывается не возраст человека, а нужное число лет стажа.

Данное положение важно для военных, так как во время несения службы за них не перечисляются средства в ПФ, но их стаж учитывается для расчета будущей пенсии, а также предлагается льгота по выслуге. На такие послабления могут рассчитывать не только военнослужащие, но и государственные служащие, горняки или лица, чья работа приравнивается к военной деятельности.

Требуется получить стаж от 25 лет, а для госслужащих, относящихся к федеральному уровню, данный период снижается до 15 лет. Местными нормативными актами применяются во время расчета поправочные коэффициенты.

Другие ситуации

Иногда в стаж включаются не только периоды непосредственной работы, когда за человека работодатель перечислял средства в ПФ, но и другие периоды. К ним относится получение образования в области медицины или педагогики. Дополнительно сюда входит период военной службы.

Когда нужно оформлять

Сказать точно, когда человек сможет оформить пенсию, невозможно, так как он может начать работу при сложных условиях в разном возрасте. При этом учитываются списки профессий, которые регулярно изменяются и дополняются федеральными нормативными актами.

Поэтому учитываются следующие правила:

  • если женщина работала при особо тяжелых и опасных условиях, то она сможет уйти на отдых в 45 лет, но для этого нужен стаж от 15 лет, причем из этих 15 лет не меньше 7,5 нужно проработать на опасном производстве;
  • если при таких условиях работает мужчина, то для него выход на пенсию возможен с 50 лет при стаже от 20 лет, причем 10 лет требуется специального стажа;
  • если работа осуществляется в просто опасных условиях, то женщины уходят на пенсию в 50 лет со стажем от 20 лет, а мужчины в 55 лет, причем стаж для них должен составлять 25 лет.

Полный список профессий и условий можно изучить на сайте Правительства РФ, причем регулярно вносятся изменения и дополнения.

Для каждой профессии устанавливаются собственные нюансы. Например, медицинские работники, которые трудятся в селе, могут рассчитывать на пенсионную выплату от государства через 25 лет после трудоустройства. Если же работа осуществляется в городе, то требуется стаж от 30 лет. При этом для хирургов и некоторых других врачей предлагаются специальные коэффициенты.

Если претендует на раннюю пенсию педагог, то учитывается не только работа по профессии, но и обучение в аспирантуре, а также занятие других должностей в образовательной сфере.

Документы для подтверждения

При оформлении досрочной пенсии необходимо подготовить доказательства наличия специального стажа.

Для этого используются следующие виды документов:

  • трудовая книжка, предназначенная для фиксации всех мест трудоустройства гражданина;
  • счета на перевод зарплаты, которые могут заменяться платежными ведомостями;
  • трудовые соглашения, составляемые и подписываемые с работодателями;
  • выписки, сделанные из приказов руководства разных организаций;
  • справки из учреждений, которые содержат сведения о сроках работы, занимаемой должности и иные актуальные данные.

Необходимость получения справок и других документов возникает, если у сотрудников ПФ по разным причинам отсутствует сведения обо всех местах трудоустройства гражданина, претендующего на раннюю пенсию. Поэтому если предварительно гражданин получает отказ в назначении выплаты, то ему придется в течение 5 дней собрать нужную документацию.

Если организации, в которых работал гражданин, уже закрыты, то придется пользоваться услугами архива. Справки должны содержать сведения не только о периодах работы и наименовании организаций, но и о занимаемой должности, а также об опасных или тяжелых условиях, при которых исполнялись трудовые обязанности. С помощью этих документов подтверждается, что работа действительно была опасной и тяжелой. Для этого могут использоваться должностные инструкции и трудовые соглашения.

Если компания, где трудился гражданин, не было официальным предприятием, на котором фиксировались особые условия, то такой стаж не считается специальным. При этом не учитываются даже свидетельские показания других работников.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Специальный стаж позволяет гражданам заранее выходить на заслуженный отдых. Для этого нужно работать в сложных или опасных условиях. Стаж доказывается с помощью официальных справок или другой документации. У необходимого периода работы есть зависимость от занимаемой должности и специфических воздействий на организм наемного специалиста.

полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности - за год работы. Перечень соответствующих сезонных работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)
в лепрозориях и противочумных учреждениях - в двойном размере;
в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (статья 41 Закона) - в тройном размере;
в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) - в тройном размере;
во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.) за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, - в двойном размере;
в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере;
военная служба по призыву - в двойном размере.
(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)
Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке засчитывается в общий трудовой стаж в тройном размере.
Комментарий к статье 94
1. Согласно комментируемой статье при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных, исчисляются в полуторном размере (о Перечне соответствующих районов и местностей см. комментарий к ст. 14 Закона).
Таким образом, льготный порядок исчисления северного стажа применяется, когда определяется продолжительность общего трудового стажа, от которой зависит право как на обычную пенсию по старости (назначаемую в соответствии со ст. 10 Закона), так и на пенсию по старости на льготных основаниях (ст. 11 Закона) и на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона). Аналогично исчисляется общий трудовой стаж при определении права на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания (ч. 2 ст. 29 Закона) и на пенсию по случаю потери кормильца вследствие общего заболевания (ч. 2 ст. 60 Закона). Хотя в ст. 94 не упоминается его ст. 14, устанавливающая право северян на пенсию по старости с учетом продолжительности их общего трудового стажа, в правоприменительной практике в данном случае эта продолжительность определялась со времени вступления в действие Закона с учетом северной льготы.
Более емкая формула содержится в ст. 28 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. (далее - Закон 1993 г.), согласно которой при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Эта правовая норма действует с учетом п. 3 указания Миннаца, Пенсионного фонда и Минсоцзащиты РФ от 14 июля 1994 г. N 1459; от 8 июля 1994 г. N ЮЛ-6-23/3562, от 6 июля 1994 г. N 1-4-У о применении Закона 1993 г. (зарегистрировано в Минюсте 4 августа 1994 г. БНА. 1994. N 11). Им предусмотрено, что в льготном порядке определяется общий трудовой стаж, требуемый не только названными выше статьями Закона 1990 г., включая и ст. 14, но также ст. 15 этого Закона. Данная норма устанавливает право на пенсию по старости при неполном общем трудовом стаже, если он составляет не менее 5 лет. Соответственно лицам, работавшим только на Севере, пенсия по старости при неполном трудовом стаже может быть назначена, если такая работа продолжалась не менее 3 лет 4 мес. (3 г. 4 мес. = 40 мес.; 40 мес. x 1,5 = 60 мес. = 5 лет).
В полуторном размере включаются северные периоды в общий трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии в связи с работой на Севере женщинам с двумя и более детьми (ст. 25 Закона 1993 г.), а также для назначения пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (см. п. 3 указания).
В льготном (полуторном) размере в общий трудовой стаж засчитываются не любые периоды, учитываемые в составе этого стажа, а только периоды работы (службы). Понятие работы применительно к пенсионному обеспечению содержится в ст. 89 Закона 1990 г. Это любая работа в качестве рабочего или служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (см. ч. 1 ст. 89).
Работой признается и творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов и др., а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов (см. ч. 2 ст. 89).
Понятие военной и другой приравненной к ней службы содержится в ст. 90 Закона 1990 г.
Иные, кроме названных выше, периоды, включаемые в общий трудовой стаж, работой (службой) не именуются и потому могут быть учтены лишь в одинарном размере, даже если они имели место в северных районах. К таким периодам относится подготовка к профессиональной деятельности, т.е. обучение в учреждениях профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (см. ст. 91 Закона 1990 г.). Это и периоды, перечисленные в ст. 92 названного Закона (временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы; инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или вследствие профессионального заболевания; уход за инвалидом I группы или ребенком - инвалидом; уход неработающей матери за ребенком в возрасте до трех лет; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и др. (см. п. "а" - "ж" названной статьи Закона).
В частности, не могут быть отнесены к работе и включены в трудовой стаж в полуторном размере периоды выплаты северянам пособия по безработице и переезда по направлению службы занятости в другую местность, названные п. "ж" ст. 92 Закона 1990 г. Участие безработных в оплачиваемых общественных работах, предусмотренное этим же пунктом ст. 92, является ничем иным, как работой по трудовому договору, и должно включаться в трудовой стаж с применением северных льгот.
Льготный порядок исчисления общего трудового стажа применяется независимо от того, когда имела место северная работа (служба) - непосредственно перед обращением за пенсией или ранее, а также от того, была ли она непрерывной или перемежалась с работой в районах с обычными природно - климатическими условиями. Не имеют значения также основания прекращения трудовой деятельности на Севере, в частности, не влияет на подсчет северного стажа факт увольнения с предыдущей северной работы за виновные действия.
Северные периоды работы (службы) учитываются в полуторном размере независимо от их общей календарной продолжительности. Год северной работы считается за полтора года, месяц - за полтора месяца и т.д. Законом не предусмотрена возможность суммирования льгот по исчислению общего трудового стажа. Поэтому, если один и тот же период может быть учтен в более или в менее льготном порядке, выбирается наиболее выгодный вариант. Так, если, например, военная служба по призыву имела место в районах Крайнего Севера, она засчитывается в общий трудовой стаж так же, как и военная служба по призыву "на материке", т.е. в двойном размере.
Правила включения периодов работы на Севере в общий трудовой стаж неоднократно менялись. В практике пенсионного обеспечения применяются те нормы законодательства, которые действуют ко дню обращения граждан за назначением или перерасчетом пенсии (см. п. 1 указания). При этом не имеет значения, существовали ли северные льготы в период работы (службы) в данной местности.
Пример. Гражданка Чистова 14 лет (с 1973 по 1987 гг.) работала на территории Надымского района Архангельской области. Этот район был приравнен к районам Крайнего Севера в 1993 г. При назначении пенсии в 1999 г. ее работа признана северной, поскольку ко времени обращения за ней Надымский район был включен в Перечень. При исчислении общего стажа в полуторном размере (14 лет x 1,5) он составил более 20 лет. 14 лет работы в МКС при их переводе в РКС (по 9 мес. за 1 год) составили 10 лет 6 мес. Такой календарный период работы дает право на пенсию в возрасте 51 год 8 мес.
Согласно тексту комментируемой статьи льготное исчисление периодов работы на Севере (в полуторном размере) применяется при подсчете продолжительности работы с особыми условиями труда, дающей право на пенсионное обеспечение по старости в соответствии со ст. 12 Закона. Так, например, мужчинам пенсия по старости по Списку N 1 (п. "а" ст. 12) назначается, если они трудились на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют общий стаж не менее 20 лет. Если вся эта работа проходила в северных районах, требуемая ее продолжительность сокращается в полтора раза. Это означает, что 20-летнему общему стажу соответствует 13 лет 4 мес. северной работы (13 лет 4 мес. x 1,5 = 20), а 10-летнему специальному - 6 лет 8 мес. (6 л. 8 мес. x 1,5 = 10). Аналогичное правило применяется при определении права на пенсию по старости, установленного всеми пунктами ст. 12 Закона.
Законом предусмотрена возможность назначения пенсии по старости по Спискам N 1 и N 2 до достижения общеустановленного пенсионного возраста и тем лицам, которые имеют хотя бы половину требуемого специального стажа (см. пп. "а" и "б" ст. 12). При подсчете требуемой продолжительности специального трудового стажа в этих случаях также применяется северная льгота. Так, в приведенном выше примере пенсия по Списку N 1 может быть назначена лицу, проработавшему на соответствующих работах в северных районах не менее 3 лет 4 мес.
Согласно Закону 1990 г. с учетом специального трудового стажа назначается пенсия не только по старости, но и за выслугу лет. Однако Законами 1990 и 1993 г. не предусмотрена возможность исчисления выслуги лет, имевшей место на Севере, в льготном порядке.
2. Федеральным законом от 27 января 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346) комментируемая статья была дополнена правилом о том, что при подсчете трудового стажа в льготном порядке, а именно в двойном размере, должна исчисляться военная служба по призыву. Это правило применяется с учетом указания Минсоцзащиты РФ от 30 марта 1995 г. N 1-4-У (БНА РФ. 1995. N 7). К проходящим военную службу по призыву отнесены сержанты, старшины, солдаты и матросы, призванные на такую службу, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой. При этом следует иметь в виду, что, как предусмотрено комментируемой статьей, в двойном размере в общий трудовой стаж включается любая военная служба в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., как срочная, так и сверхсрочная.
Когда законодательством предусмотрен более льготный порядок зачета в трудовой стаж времени военной службы (например, в тройном размере в случаях, перечисленных в комментируемой статье), применяется более льготный подсчет. Если военная служба по призыву проходила в районах Крайнего Севера, она учитывается не в полуторном, а в двойном размере. При этом суммирования льгот по исчислению стажа не производится, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к военнослужащим по контракту. Поэтому правила льготного исчисления военной службы по призыву на них не распространяются.
Период военной службы женщин исчисляется с учетом письма Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ от 29 декабря 1995 г. N 13/3-925. Согласно этому письму служба бывших военнослужащих - женщин в должностях солдат, матросов, сержантов и старшин может быть засчитана в общий трудовой стаж в двойном размере в период по 5 августа 1976 г. С этой даты они были приравнены к военнослужащим сверхсрочной службы, и соответственно их военная служба с указанной даты не может рассматриваться как служба по призыву.
В тех случаях, когда по имеющимся в пенсионном деле документам трудно определить, проходила ли военная служба по призыву или по контракту, уточняющие сведения могут быть запрошены через соответствующие органы, располагающие необходимыми данными (военкоматы, органы внутренних дел и др.).
3. Распоряжением Совета Министров СССР от 30 ноября 1988 г. N 2383-р были установлены льготы по исчислению общего трудового стажа лицам из числа гражданского персонала, командированного в Республику Афганистан с 1979 по 1989 г. В правоприменительной практике вопрос о возможности предоставления таких льгот решается отрицательно, исходя из того, что в связи с введением в действие комментируемого Закона при назначении пенсий союзное законодательство не применяется (см.: "Пенсия". 1997. N 1 (4). С. 24).
Между тем п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривает, что в связи с введением в действие указанного Закона с 1 марта 1991 г. на территории России не применяется Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР" и Постановление о порядке введения этого Закона в действие. Такая формула не дает основания для отказа от применения иных нормативных правовых актов СССР, если они не противоречат российскому законодательству.
4. Время выполнения заданий и несения военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в трудовой стаж при назначении пенсии по старости (возрасту) и по инвалидности в тройном размере (см. ст. 23 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Время несения военной службы в зоне отчуждения подтверждается справкой установленного образца, выданной в 1986 - 1990 гг. воинской частью, учреждением, предприятием, организацией Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, включенных в Перечень частей, учреждений, предприятий и организаций, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 гг. (приложение N 1 к Приказу Минобороны РФ от 26 июня 1996 г. N 250). При отсутствии такой справки может быть принята справка Центрального архива Минобороны РФ, расположенного по адресу: 142100, Московская обл., г. Подольск.
5. О неприменении льготного порядка исчисления трудового стажа при определении размера пенсии с 1 февраля 1998 г. на основании индивидуального коэффициента пенсионера см. п. "б" ст. 7 Закона и комментарий к ней.

Общий трудовой стаж определяется как разница между суммой дат конца и суммой дат начала периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности, а трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, определяется путем суммирования периодов работы в равноценных условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Действующим законодательством о пенсионном обеспечении обычно используется понятие «страховой стаж». Под этими словами понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а так же иные периоды и (или) иной деятельности, которые имели место до 01.01.2002 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности). Правила подсчёта соответствующего стажа (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа) производятся по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона N 400-ФЗ).

Трудовой стаж учитывается также при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при досрочном назначении страховой пенсии по старости (ст. 2, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. ст. 30 - 33 Закона N 400-ФЗ).

Понятие общего трудового стажа для назначения пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица в порядке пп 3, 4 или п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (п. п. 1, 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

До 01.01.2002 при определении права на пенсию применялся общий трудовой стаж. В настоящее время общий трудовой стаж применяется для расчета периодов работы до 01.01.2002. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности на 01.01.2002 (ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

Расчёт продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

1. Периоды работы в навигации, на сезонных работах, которые засчитываются как полный календарный год работы вне зависимости от фактической продолжительности этих периодов.

2. Отдельные периоды работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС засчитываются в общий трудовой стаж в полуторном размере (п. п. 3, 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).

3. Территориальные: работа в Северных регионах, проживание (работа) на территориях пострадавших от аварии ЧАЭС, химзавода «Маяк».

Понятие специального трудового стажа для назначения пенсии.

Одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу такая пенсия назначается мужчинам в 65 лет, а женщинам в 60 лет с учетом действующих в настоящий момент переходных положений. Однако в ряде случаев работники имеют право на досрочное назначение пенсии по старости при наличии определенного стажа (ч. 1 ст. 8, ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Приложение 6 к Закону N 400-ФЗ).

Как правило, такой стаж называется специальным трудовым стажем, то есть это стаж работы на определенных должностях, работах, по профессиям или специальностям, в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда, в определенных местностях. С реформированием пенсионного законодательства понятие специального трудового стажа было исключено, тем не менее условия о таком стаже конкретизированы, в частности, в ст. ст. 30 - 33 Закона N 400-ФЗ.

Правила исчисления периодов работы и деятельности, учитываемых при досрочном назначении пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, которым установлен перечень работ, которые могут суммироваться, а также порядок такого суммирования (ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 31 Закона N 400-ФЗ) Правила N 516.

Расчет трудового стажа для назначения пенсии

Чтобы рассчитать продолжительность общего трудового стажа, необходимо суммировать все даты конца периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности и суммировать все даты начала данных периодов. Числа, месяцы и годы при этом суммируются отдельно. Далее между полученными суммами необходимо найти разницу. Разница между двумя этими суммами и составит продолжительность общего трудового стажа (п. 33 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 2п (далее - Инструкция)).

Поскольку днем увольнения считается последний день работы, к полученной продолжительности общего трудового стажа по каждому случаю увольнения необходимо добавить один день. Один день по случаю увольнения добавляется только к периодам, относящимся к трудовой деятельности застрахованного лица, к иным периодам это правило не применяется.

Пример. Расчет общего трудового стажа для назначения пенсии

В трудовой книжке работника указаны следующие периоды работы по трудовому договору до 01.01.2002: 01.02.1993 - 15.09.1994; 16.09.1994 - 20.06.1998; 21.06.1998 - 26.01.2002.

Для расчета общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 последнюю дату берем 31.12.2001.

1. Суммируем даты увольнения: 15.09.1994 + 20.06.1998 + 31.12.2001 = 66.27.5993.

2. Суммируем даты поступления на работу: 01.02.1993 + 16.09.1994 + 21.06.1998 = 38.17.5985.

3. Вычитаем из суммы, рассчитанной по датам увольнения, сумму, полученную по датам приема на работу: 66.27.5993 - 38.17.5985 = 28.10.8.

Полученный результат ("28.10.8") означает 8 лет 10 месяцев 28 дней.

4.Определяем общий трудовой стаж. Поскольку в рассматриваемом примере две даты увольнения, чтобы получить значение общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002, необходимо к полученному результату добавить 2 дня: 8 лет 10 месяцев 28 дней + 2 дня = 8 лет 11 месяцев.

Тут показан расчёт только общего стажа работы.

Выработанный необходимый трудовой (страховой) стаж считается индивидуально, если это предусмотрено Законодательством, действующим на тот период работы.

Читайте также: