Виды контроля за назначением и выплатой пенсий

Извлечения из правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии

(утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н)

Настоящие Правила определяют порядок выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), доли страховой пенсии по старости в соответствии, а также накопительной пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, организации их выплаты, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым установлены пенсии (далее - пенсионер).

Порядок обращения за выплатой и доставкой пенсии

Заявления пенсионеров, а также другие документы (сведения), необходимые для выплаты и доставки пенсий, могут быть представлены пенсионером лично, через представителя, в том числе путем направления их по почте, либо при наличии письменного согласия пенсионера через его работодателя.

Заявления пенсионеров (их законных представителей) могут быть поданы непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства при наличии соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и МФЦ и при условии, что подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением.

Обращение за выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".

Порядок выплаты пенсии

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

Выплата пенсии производится территориальным органом ПФР по месту нахождения выплатного дела.

В случае проживания пенсионера в организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации, стационарной организации социального обслуживания или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения этой организации.

Для пенсионера, осужденного к лишению свободы, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения.

Изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии.

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом ПФР заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - договор).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является организация или учреждение, в которой он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этой организации или учреждения либо через кредитную организацию.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом круг лиц, имеющих право на получение указанных сумм, определяется в соответствии с перечнем лиц, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", без учета условия, определяющего право на пенсию по случаю потери кормильца.

Выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе ПФР по месту получения пенсии.

При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В случае утраты выплатного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.

Контроль за организацией выплаты пенсии

Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Приостановление выплаты пенсии по случаю потери кормильца вследствие достижения лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет, либо истечения после достижения им возраста 18 лет срока обучения, указанного в документе организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, производится после достижения указанным лицом возраста 18 лет при отсутствии в распоряжении территориального органа ПФР документов, подтверждающих обучение по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения.

Приостановление выплаты пенсии вследствие истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство) производится по истечении срока действия указанного документа.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении (страховании), производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, оформляется решением территориального органа ПФР.

Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при соблюдении условия, предусмотренного частью 19 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу.

Порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии

Суммы пенсии, излишне выплаченные либо своевременно не выплаченные пенсионеру за прошедшее время в связи с ошибкой, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В случае если обстоятельство, являющееся основанием для прекращения (приостановления) выплаты пенсии, о наступлении которого пенсионером не было своевременно сообщено в территориальный орган ПФР, было устранено в месяце, в котором указанное обстоятельство возникло, пенсия за период с даты возникновения указанного обстоятельства по дату его устранения является излишне выплаченной.

Факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом ПФР по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.

Порядок доставки пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее - график).

Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее доставка может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время .

Доставка пенсии по доставочному документу, представленному территориальным органом ПФР для доставки пенсии вне графика, производится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого доставочного документа в организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии).

Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется в доставочном документе подписями пенсионера (представителя) и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными организации почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии).

Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно, вносится в доставочный документ.

Порядок доставки пенсии через кредитные организации

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера.

Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий определяются территориальным органом ПФР по согласованию с кредитной организацией.

Зачисление сумм пенсий на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии

Территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган ПФР проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за правильностью расходования средств, предназначен­ных для выплаты пенсий, в том числе за правильностью назначе­ния, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах. Во-первых, имеется ведомственная контрольно-реви­зионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях Федерального агентства связи. Во-вторых, существует вневедомствен­ный контроль за правильностью расходования пенсионных средств.

Ведомственный контроль осуществляется контрольными и дру­гими структурными подразделениями ПФР и его территориаль­ными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентариза­ций, тематических проверок.

Вневедомственный контроль могут осуществлять соответствую­щие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счет­ной палаты Российской Федерации и другие уполномоченные организации.

Результаты ведомственных и вневедомственных проверок оформ­ляются в виде соответствующих актов.

Применительно к современной ситуации в России обобщен­ное определение социальной защиты населения может быть пред­ставлено так: социальная защита населения — это совокупность различных гарантированных мер государства, адресованных нетру­доспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в труд­ной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно пре­одолеть, и направленная на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который отвеча­ет требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений полу­чает установленные государством те или иные виды социальной защиты. В этот комплекс могут входить всевозможные обществен­ные отношения, например, трудовые и жилищные, экологиче­ские, по охране здоровья, образовательные, гражданские и се­мейные, земельные, по социальному обеспечению. Такие обще­ственные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.

1 Конечно, такое представление о социальной защите населения является идеальным и рассматривается как дело отдаленного будущего. В настоящее время еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоста­вить каждому человеку благоприятные условия для его существования. В содержание понятия социальной защиты населения входит со­циальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть орга­низовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим об­разом, то есть должно иметь организационно-правовую форму.

Государственная система социального обеспечения имеет не­сколько организационно-правовых форм.Их наличие связано глав­ным образом со спецификой социального обеспечения разных ка­тегорий граждан. К числу основных таких форм относятся: обяза­тельное социальное страхование и социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них — это способ обра­зования финансовых средств, из которых производится социаль­ное обеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспе­чению.

Обязательное социальное страхование представляет собой сис­тему материального обеспечения наемных работников, самостоя­тельно обеспечивающих себя трудом граждан (индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособия­ми, в том числе по охране их здоровья, за счет бюджетов специ­ально созданных фондов социального страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, едино­го социального налога страхователей — работодателей, индиви­дуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государствен­ного бюджета — это система материального обеспечения и соци­ального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному соци­альному страхованию (служащих систем государственной служ­бы, военной службы, правоохранительной службы), а также все­го населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно-правовым формам) социального обеспечения кроме двух ее основных форм — обяза­тельного социального страхования исоциального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета — существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.

Таким образом, реальное положение дел в стране в области социального обеспечения на фоне отсутствия его единой, зако­нодательно закрепленной государственной системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем социального обеспечения — для подавляющего большин­ства населения (обязательное социальное страхование) и, по су­ществу, для отдельных, привилегированных категорий граждан,

социальное обеспечение которых осуществляется за счет ассиг­нований из государственного бюджета (это относится к госу­дарственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого по­ложения имеют не только экономический, но и политический характер.

Наличие общего кодифицированного законодательного акта о социальном обеспечении граждан позволило бы сформулировать как само понятие социального обеспечения, так и выделить его главные признаки. Учитывая, что такого акта в настоящее время нет, в научной литературе высказываются различные суждения на этот счет, которые подробно излагаются в специальных иссле­дованиях, в том числе в учебниках и учебных пособиях по дис­циплине «Право социального обеспечения».

Развитие социального обеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах Конституции Российской Федерации. Так, в ее статье 39 прямо говорится о том, что каждо­му гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де­тей и в иных случаях, установленных законом.

В конституционных нормах имеются установки, определяющие качественное содержание социального обеспечения. Они и позво­ляют сформулировать понятие социального обеспечения и выде­лить его наиболее характерные признаки. В научной литературе с этой целью используются разные подходы и критерии.

Воспользуемся таким критерием, как общественные отноше­ния по социальному обеспечению.

Первый признак общественных отношений по социаль­ному обеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это про­исходит, например, в случаях, указанных в пункте 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

По существу, такие общественные отношения являются мате­риальными отношениями, так как в ходе их осуществления гражда­нам предоставляется материальное благо. При получении такого блага они удовлетворяют свои конкретные, индивидуальные по­требности. Блага предоставляются гражданам в денежной или на­туральной форме — в виде государственных пенсий, социальных пособий, социальных услуг — в соответствии со статьей 7 Кон­ституции Российской Федерации. Этим самым достигается глав­ная цель предоставления материального обеспечения как государ­ственной гарантии — выравнивание доходов граждан в установ­ленных законом случаях до определенного уровня. К таким случа-ям, которые называются социальными рисками, относятся наступ­ление старости, болезни, инвалидности, безработицы и прочее. В современной российской действительности можно говорить только о «подтягивании» доходов граждан в указанных случаях до уровня так называемого прожиточного минимума. (Фактически его можно назвать минимумом физиологического выживания челове­ка, так как он учитывает только, его основные потребности в пи­тании и одежде, причем в некоторых услугах — на крайне низ­ком, минимальном уровне.)

Второй основной признак общественных отношений по социальному обеспечению проявляется в осуществлении госу­дарством социального (материального) обеспечения за счет, части общего национального продукта, произведенного обществом. Вы­деленные государством средства создают граждане, занятые в об­щественном производстве, — работающие по найму, самостоя­тельно обеспечивающие себя трудом и иные категории лиц. Именно они формируют общественное богатство, называемое внутренним национальным продуктом (ВНП государства). В экономическом смысле здесь речь идет о создании валового внутреннего продукта (ВВП) и распределении его части на социальные нужды. Безус­ловно, общий объем ВВП влияет на ту долю средств, которая выделяется государством на социальное обеспечение.

Основными финансовыми источниками социального обеспе­чения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета яв­ляются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязатель­ного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС Рос­сии), Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния (ФФОМС). Согласно законодательству они являются стра­ховщиками.

В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обяза­тельного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования, заключающийся в автономности его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и соответственно не могут подлежать изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты соци­альных страховых фондов являются единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы, дотации, средства федерального бюд­жета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названных фондов отно­сится также следующее: штрафные санкции и пеня; денежные сред­ства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требо­ваний к ответственным за причинение вреда застрахованным ли­цам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по обя­зательному социальному страхованию; иные поступления, не про­тиворечащие законодательству.

Размеры тарифов единого социального налога, страховых взно­сов и фиксированного платежа на обязательное социальное стра­хование установлены Налоговым кодексом Российской Федера­ции и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, опреде­лен объект налогообложения.

Денежные средства социальных страховых взносов должны рас­ходоваться только на цели, устанавливаемые федеральными зако­нами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.

Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели социального обеспечения, то имеют в виду ту часть государственного бюджета, средства которого непосредственно направляются на социальное обеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому обяза­тельному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граж­дане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; госу­дарственные служащие и члены их семей; малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установ­ленных законом. (Причем надо помнить, что существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и мест­ные бюджеты.)

По законодательству средства социальных страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нуж­ды социального обеспечения, организационно не объединены в одном каком-либо фонде государственного социального обеспе­чения. Общее руководство и управление ими осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

Третий специфический признак, присущий обще­ственным отношениям по социальному обеспечению, — это их особый субъектный состав. С одной стороны, к субъектам причис­ляются такие категории лиц, как дети, больные, лица, имеющие детей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, лица, поте­рявшие кормильца, лица, осуществляющие уход за детьми, пре­старелыми и инвалидами, безработные, а также иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке по различным причинам и обстоятельствам, преду-смотренным законодательством. Сюда включаются и специальные контингента граждан, особо выделяемые законом, — государ­ственные служащие, военнослужащие, служащие правоохрани­тельной системы и др.

С другой стороны, к указанным субъектам относятся соответ­ствующие органы, осуществляющие социальное обеспечение. Сгруппировать их по видам социального обеспечения, как и по категориям граждан, которым они предоставляются, достаточно сложно, поскольку один и тот же вид социального обеспечения может предоставляться разными органами. Например, пособие по беременности и родам женщине в зависимости от ее статуса мо­жет быть выдано администрацией по месту работы или по месту учебы либо органом социальной защиты населения по месту жи­тельства. Поэтому и существует система органов, осуществляю­щих социальное обеспечение.

По организационно-правовым формам социального обеспечения выделяется несколько типоворганов социального обеспечения:

а) органы обязательного социального страхования;

б) органы государственной власти;

в) органы муниципальных образований;

г) негосударственные органы;

д) общественные организации.

(Об этом подробно излагается в последующих главах настоя­щего учебника.)

Таким образом, неоднородность органов социального обеспече­ния обусловлена многими факторами, такими как виды социаль­ного обеспечения, субъектный состав и организационно-право­вые формы социального обеспечения.

Совокупность перечисленных признаков общественных отно­шений по социальному обеспечению свидетельствует о существо­вании нескольких групп общественных отношений.

Первая группа общественных отношений — это, скажем, материальные отношения по непосредственному предоставлению категориям граждан, предусмотренным законодательством, соот­ветствующих видов социального обеспечения. В ходе функциони­рования таких отношений происходит реализация права граждан на государственные пенсии, социальные пособия, социальные компенсационные выплаты, социальные услуги, социальную ме­дицинскую помощь, социальные льготы, государственную соци­альную помощь — все это и есть виды социального обеспечения. Правовые нормы, регулирующие такие отношения, в совокупно­сти составляют право социального обеспечения.

Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на социаль­ное обеспечение. Их участниками могут являться работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, в отдельных случаях сами граждане, например добровольно вступившие в систему обязательного социального страхования, компетентные государственные органы, правомочные организации. Такие отно­шения регулируются нормами финансового права.

Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и админист­ративных отношений в области социального обеспечения, кото­рые возникают между соответствующими компетентными орга­нами и организациями, а в некоторых случаях — между этими органами и гражданами. Такие отношения в большой степени ре­гулируются нормами административного права.

Итак, государственное социальное обеспечение — это регулиру­емая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услу­гами, предоставлению медицинской и социальной помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, преду­смотренных законом, за счет специально предназначенных для это­го средств фондов обязательного социального страхования и бюд­жетных ассигнований и в установленном законом порядке.

Государственное социальное обеспечение представляет собой комплекс различных мер, направленных на гарантированное ма­териальное обеспечение особых категорий граждан; в реальной жизни эти меры воплощаются в видах социального обеспечения. Государственное социальное обеспечение — это также целостная государственная система, состоящая из относительно самостоя­тельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых си­стем. Рассмотрим эти системы.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1084-ЮЛ

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N ЛЧ-06-11/1741-ИН

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1302

7 марта 1997 года

РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РАСХОДОВАНИЯ
СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА ВЫПЛАТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИЙ

Настоящие Рекомендации подготовлены во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" и поручения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 212-р.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство связи Российской Федерации в целях обеспечения контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, считают необходимым организовать эту работу путем:

усиления ведомственной контрольно - ревизионной работы в органах социальной защиты населения, региональных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и организациях федеральной почтовой связи;

создания действенной системы вневедомственного контроля за правильностью расходования пенсионных средств.

1. Задачи контроля - обеспечения обоснованности использования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, выявление и обобщение фактов нарушений в расходовании указанных средств для последующего анализа причин, повлекших эти нарушения, разработки на его основе и реализации мер по их устранению и предупреждению.

В этих целях организуется:

1.1. Проверка правильности применения пенсионного законодательства при назначении и выплате пенсий.

1.2. Проверка целевого использования и своевременности расходования средств, предназначенных на выплату пенсий.

1.3. Проверка правильности организации бухгалтерского учета, отчетности по выплате пенсий, соблюдения финансовой дисциплины.

2. Организация контроля.

2.1. Ведомственный контроль осуществляется контрольными и другими подразделениями Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Минсвязи России, соответствующими службами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и управлений федеральной почтовой связи в порядке, установленном ведомственными инструкциями, положениями или иными документами.

Ведомственный контроль включает проведение ревизий, инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе пенсионного обеспечения).

2.2. Вневедомственный контроль правильности расходования средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи осуществляется Главным контрольно - ревизионным управлением и другими подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующими подразделениями его региональных отделений с привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и региональных управлений федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями.

Органы вневедомственного контроля проводят выборочную проверку в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи правильности назначения или перерасчета (не менее 10% пенсионных дел) и выплаты пенсий, а также проверку целевого использования пенсионных средств, в том числе по пенсиям, финансируемым на возвратной основе. Соответствующие органы социальной защиты населения и организации федеральной почтовой связи представляют все необходимые для целей вневедомственного контроля документы.

В целях координации контрольной работы органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениями федеральной почтовой связи определяется периодичность (не реже одного раза в два года) проведения вневедомственного контроля в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи.

Для обеспечения задач вневедомственного контроля по конкретной проверке составляется программа, в которой в обязательном порядке указывается цель проверки, объемы и сроки проверки, а также участвующие в ней подразделения.

2.3. В зависимости от принятой в субъектах Российской Федерации технологии обработки пенсионной информации и схемы финансирования выплаты пенсий ведомственный и вневедомственный контроль проводится или непосредственно в органах, назначающих или выплачивающих пенсии в соответствующих подразделениях районных, городских органов социальной защиты населения, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, организациях федеральной почтовой связи, или в их территориальных органах.

Обоснованность документов, подтверждающих занятость на работах, дающих право на пенсию на льготных основаниях, проверяется в необходимых случаях непосредственно на предприятиях и в организациях с участием территориальных органов Госэкспертизы условий труда. Аналогичным образом осуществляется проверка справок о заработке для назначения (перерасчета) пенсии с привлечением представителей Рострудинспекции.

2.4. Результаты ведомственных и вневедомственных проверок оформляются актами, которые являются основанием для принятия соответствующими органами мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению.

Информация о принятых мерах представляется органам, осуществляющим проверку, в срок не позднее одного месяца после ее завершения.

3. Предмет контроля.

Предметом ведомственного и вневедомственного контроля являются операции по назначению (перерасчету), начислению, выплате и доставке государственных пенсий, банковские операции по финансированию выплаты пенсий, бухгалтерский учет и отчетность в органах, участвующих в процессе пенсионного обеспечения (в части пенсий).

3.1. Проверка правильности назначения (перерасчета) пенсий включает:

обоснованность и правильность назначения и перерасчета пенсий, в том числе правовую основу документов о трудовом стаже, о заработке, других правоустанавливающих документов, послуживших основанием для назначения (перерасчета) пенсии. (При проверке перерасчета пенсий по стажу и заработку анализируется правильность выплаты пенсий в период работы пенсионера, в связи с которой производится перерасчет пенсии, а также соблюдение требований законодательства о предоставлении информации пенсионным органам о работе пенсионера);

технологический контроль за вводом правовой информации.

3.2. В целях определения правильности начисления и выплат пенсий проверке подлежат:

правильность ведения лицевых отчетов получателей пенсий и соответствие их пенсионному делу;

своевременность и обоснованность заявок потребности в средствах на выплату пенсий;

правильность ведения выплатной документации и отчетности по выплаченным суммам пенсий;

учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий;

выплата пенсий через сберегательные банки, организации федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры;

выплата пенсий при смене места жительства;

своевременное прекращение выплаты пенсий умершим;

учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств;

целевое использование средств на выплату пенсий органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, организациями федеральной почтовой связи, учреждениями сберегательного банка и другими выплачивающими структурами;

исполнение рекомендаций Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации и Минсвязи России в части организации выплаты пенсий.

3.3. Банковские операции по финансированию и расходованию средств на выплату пенсий и состояние бухгалтерского учета и отчетности оцениваются по наличию и правильности оформления банковских документов, по документам, послужившим основанием к расходу денежных сумм, состоянию расчетов с организациями федеральной почтовой связи (сберегательными банками), правильности составления заявок, своевременности перечисления денежных средств на выплату пенсий.

Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З.ЛЮБЛИН

Заместитель Председателя
Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации
Л.И.ЧИЖИК

Заместитель Федерального
Министра связи
Б.А.ЦИБУЛЬСКИЙ

Читайте также: