Выплаты для пенсионеров в кыргызстане

Киргизские пенсионеры живут на уровне бедности.

В Киргизии живут чуть более 6 миллионов человек. Но это только де-юре, а де-факто проживающих там людей значительно меньше, потому что большая часть трудоспособного населения зарабатывает, а значит и проживает в странах близлежащего зарубежья, чаще всего в России. А значит и налоги, а также страховые взносы они платят в других странах. Как это отражается на пожилых людях?

Как начисляется пенсия в Киргизской республике

Механизм начисления пенсий в Киргизии регламентируется Законом «О государственном пенсионном социальном обеспечении». Согласно нынешней его редакции, на общих основаниях женщины получают право выйти на заслуженный отдых после достижения 58 лет, а сильная половина – после 63. Возрастной показатель может быть снижен при наличии определенных факторов, в числе которых:

  • превышение минимального стажа;
  • работа в условиях высокогорья, на подземных работах, а также в особо вредных и тяжелых условиях;
  • участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • для женщин – рождение пяти и более детей либо детей-инвалидов и др.

На сегодняшний день Соцфонд Киргизии из-за роста пенсионных расходов и в связи с общим увеличением числа пенсионеров предлагает пересмотреть льготные категории. Это учитывая то, что вся система итак находится в весьма плачевном состоянии, а выплаты не могут похвастаться большими размерами.

Что касается минимального страхового стажа, то для выхода на пенсию мужчины должны отработать не менее 25 лет, а женщины – не менее 20.

Как заработать себе на пенсию

Киргизы могут получать пособия по одной из двух или одновременно по двум пенсионным системам:

  • Получать пенсию по так называемой классической версии, то есть работать официально и делать ежемесячные отчисления в Социальный (Пенсионный) фонд с соблюдением всех требований по стажу.

  • Копить себе средства на старость в негосударственном пенсионном фонде «Кыргызстан» (он в стране один). Отчислять их на накопительный счет придется на протяжении минимум 7 лет при этом ежемесячные взносы должны составлять не меньше 100 сом (или 93 руб). От их размера напрямую зависит, сколько будет получать человек в старости.

Сколько же получают киргизские пенсионеры

Минимальное пенсионное пособие в Киргизии составляет 4 283 сом (или 3 981 руб). Эта цифра ниже прожиточного минимума, установленного в размере 5 292 сом (или 4 920 руб). И это несмотря на то, что согласно Конституции страны Киргизия является социальным и демократическим государством.

Средняя пенсия, которую получают от 30 до 40% населения преклонного возраста, составляет 5 820 сом (или 5 410 руб).

Есть и максимальный показатель – порядка 75 000 сом (или 70 000 руб). Их получают единицы.

Почему в стране мизерная пенсия

Существенных повышений размера пенсионных пособий в ближайшее время не предвидится. Самая главная причина таких мизирных пенсий заключается в неконтролируемой трудовой миграции. Киргизы предпочитают трудиться неофициально в других странах, чаще всего в России, где уровень заработной платы значительно выше, чем на родине. От этого факта страдает государственный бюджет, который не дополучает средства от налогов и социальных взносов.

Среди других причин и теневая экономика, основанная на сокрытии доходов и выплате зарплат в конвертах, и стремительно стареющее население. По данным Соцфонда, на одного пенсионера в КР приходится 1,2 работающих человека, а по рекомендациям Международной организации труда на одного получателя пенсии должно приходиться как минимум 3 налогоплательщика.

Если сбудутся самые печальные прогнозы, и в будущем государство попросту отойдет в сторону, то пенсии старики будут получать только через негосударственный фонд. От этого ситуация только усугубится. Получится, сколько средств за время трудовой деятельности человек перечислил на свой счет, на то и будет жить или существовать в преклонном возрасте. Если такой прогноз будет реализован, то игра «помоги себе сам» превратится в борьбу за выживание.

Определить, каким образом Социальный фонд КР высчитывает размер пенсии, не так уж и просто.

По данным Нацстаткома, в Кыргызстане примерно 673 тысяч человек являются пенсионерами разных категорий. Почти у каждого четвертого из них размер пенсии составляет ниже прожиточного минимума, в 2017 году прожиточный минимум определен в 4900 сомов.

В Кыргызстане по закону “О государственном пенсионном социальном страховании” мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины – в 58 лет. Пенсия по возрасту предоставляется всем без исключения, независимо от того, производил ли гражданин страховые взносы в Социальный фонд или нет. По данным Нацстаткома, пенсионеры по возрасту в КР составляют 73% от общего количества пенсионеров.

Мужчина получит свою базовую часть в полном объеме том случае, если его общий трудовой стаж составляет 25 лет, женщина – 20 лет. С 1 октября 2017 года базовая часть пенсии составляет 1,780 сомов. Если человек отработал меньше вышеуказанного срока, размер базовой части сокращается пропорционально выслуге лет. К примеру, базовая часть пенсии женщины-пенсионера, отработавшей 10 лет вместо необходимых 20, составит 890 сомов вместо 1780.

По закону “О государственном пенсионном социальном страховании КР” размер пенсии определяется по следующей формуле:

Общая месячная пенсия (ОП) = Б (базовая часть пенсии) + СП1 + СП2

СП1 – первая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части до введения персонифицированного учета;

СП2 – вторая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части после введения персонифицированного учета.

Персонифицированный учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Если базовую часть можно легко подсчитать, то подсчет СП1 и СП2 гораздо сложнее. Здесь учитываются страховой стаж, среднемесячный заработок, сумма накоплений и коэффициент индексаций. Коэффициент индексаций привязан к изменению цен на продукты питания и средней зарплате по стране за предыдущий год.

В 2016 году Соцфонд внедрил онлайн калькулятор для того, чтобы граждане могли самостоятельного подсчитать размер своей будущей пенсии. Соцфонд предупреждает, что он дает лишь предварительные результаты при определении суммы будущей пенсии. В случае, если гражданин вводит все свои данные правильно, процент ошибочного подсчета снижается.

Если верить этому калькулятору, женщина, отработавшая 10 лет со средней заработной платой в 14 000 сомов, получит пенсию примерно в 3200 сомов, из них 890 сомов – это базовая, остальная сумма – страховая часть пенсии. Если же общий трудовой стаж составляет 20 лет и сумма зарплаты также 14000 сомов, у нее увеличится как базовая, так и страховая часть пенсии. Базовую часть в этом случае она получит в полном объеме – в 1780 сомов, а приблизительный размер пенсии будет составлять 5800 сомов.


Мужчинам же, для того, чтобы получить базовую часть в полном объеме, необходимо иметь 25-летний стаж. Разберемся с нашими отчислениями в Соцфонд. Ежемесячно с заработной платы каждого работающего по трудовому договору гражданина удерживается 10% на пенсионные нужды, еще 10% – в районное отделение Налоговой службы. За своего работника перечисления производит и работодатель – 17.25 % от заработной платы (15% в Пенсионный фонд, 2% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,25% – в Фонд оздоровления трудящихся). Таким образом, в Соцфонд перечисляется сумма, равная 25% от заработной платы работника.


К примеру, гражданин получает на руки зарплату в 15,000 сомов. Примерно эта сумма является средней заработной платой по Кыргызстану, приводит данные Нацстатком. В этом случае общие расходы работодателя составляют 21,712 сомов. На счет работника он начисляет 18518 сомов, с этой суммы 10%, то есть 1851 удерживаются для Соцфонда, из оставшейся суммы еще 10% (1666 сомов) удерживается в виде подоходного налога и перечисляются в Налоговую службу, соответственно. Также работодатель отдельно платит в копилку Соцфонда 3194 сома, это те 17.25%, которые от суммы заработной платы сотрудника работодатель обязан со своего бюджета направлять в госбюджет. Таким образом, ежемесячно в копилку Соцфонда с каждого работника поступает в среднем 5047 сомов.


Собранные средства распределяются между действующими пенсионерами. Получается, что последующее поколение финансирует предыдущее, размер же пенсии в большей степени зависит от благополучия нынешнего населения, на которое пенсионеры повлиять уже никак не могут.

Не секрет, что многие работодатели пытаются избежать налогов, и нанимают работников не по трудовому договору, а высокий уровень безработицы и незнание граждан о своих трудовых правах приводит к тому, что в большинстве случаев выплата средств происходит в конверте. Сегодня на каждого пенсионера приходится 1,2 легально трудящийся. Международная организация труда (МОТ) рекомендует, чтобы эта цифра была в три раза больше, в противном случае происходит дисбаланс пенсионной системы, и она начинает терять свою устойчивость. Если ситуация не поменяется, через 10-12 лет нынешняя модель пенсионного обеспечения будет не способна охватить всех пенсионеров, и государство рискует потерять возможность гарантированно выплачивать гражданам законную пенсию.

Асель Сооронбаева – выпускница Школы аналитической журналистики CABAR.asia


Данный материал подготовлен в рамках проекта “Giving Voice, Driving Change from the Borderland to the Steppes Project“, реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Мнения, озвученные в статье не отражают позицию редакции или донора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.




  1. Стартовая
  2. Статьи
  3. Финансовые продукты

Еще со времен Советского Союза и по сей день в Кыргызстане действует система солидарных пенсий. Это когда работающее население содержит пенсионеров. До развала СССР эта система была жизнеспособна. Однако в сегодняшних реалиях она уже не работает. И вот почему.

Со дня независимости в республике, по статистическим данным Международной организации труда, чтобы содержать одного пенсионера, должны работать трое человек. Но на деле в Кыргызстане положение таково, что на одного пенсионера остался только один работающий. Это привело к тому, что Социальный фонд сегодня на выплату пенсий получает дотации от государства.

Согласно открытым данным, по плану на 2019 год дотации на пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья из государственного бюджета оцениваются в 21 млрд сомов, и эта цифра с каждым годом растет, по прогнозам, к 2021 году она составит 23.6 млрд сомов. Финансирование из бюджета за девять лет (с 2010 года) увеличилось на 151.52%. Сумма для нашей страны колоссальная.

На заседании Жогорку Кенеша 26 сентября текущего года глава Соцфонда Медер Ирсалиев заявил, что если Государственная налоговая служба закроет 2019 год с недобором, то существует реальная угроза срыва выплаты пенсий в январе и феврале 2020-го.

После этих слов на председателя Соцфонда с критикой обрушился премьер-министр Абылгазиев. И Ирсалиев замолчал. Но так ли он был не прав в своих высказываниях?

То, что бюджет с трудом сводит концы с концами, не для кого не секрет. Так, с дефицитом бюджет закрыли в январе (141 млн сомов), в марте (869.2 млн сомов), в мае (172 млн сомов). Как видно, республиканский бюджет сам время от времени нуждается в дотациях.

О том, стоит ли надеяться на пенсию от государства и как позаботиться о будущем уже сегодня, «Акчабар» побеседовал с председателем совета Накопительного пенсионного фонда «Кыргызстан» Акылбеком Арстанбековым.

«Постепенно, максимум через 10 лет Соцфонд будет не в состоянии выплачивать пенсии. Минимальная, конечно, 2-2.5 тысячи будет. Но большего ждать не приходится. В этой связи, на мой взгляд, правительство пошло на очень своевременный шаг — развитие накопительной пенсионной системы».

Напомним, с 1996 года в Кыргызстане существовала условно накопительная система. То есть с работающих удерживали 8% с заработной платы и условно зачисляли на его счет. Но эти накопления существовали только на бумаге, в реале же они уходили на содержание населения пенсионного возраста.

Так продолжалось до 2010 года, когда были приняты законодательные изменения, согласно которым была введена обязательная накопительная пенсионная система. На каждого работающего в Социальном фонде был открыт индивидуальный счет, куда зачислялись 2% от заработной платы.

«Грубо говоря, если человек зарабатывает 10 тысяч сомов, то на его счет ежемесячно начисляется 200 сомов. Эти деньги накапливаются, кроме того, по задумке данные средства должны были приносить доход. С этой целью при Соцфонде был создан Государственный накопительный фонд».

Деньги должны были работать на граждан, но не сложилось. По подсчетам, на счетах накопительной части пенсии в Государственном фонде скопилось порядка 20 млрд сомов, которые лежат мертвым грузом. Причина такого отношения к пенсионным ресурсам в том, что вот уже девять лет Соцфонд никак не может выбрать управляющую компанию, которая бы заставила эти самые средства работать. Дело в том, что до того, как 25 июля текущего года президент Сооронбай Жээнбеков не подписал внесение изменений в Закон КР «О накопительных пенсионных фондах», фонды могли инвестировать деньги граждан только через управляющие компании.

«Раньше накопительные пенсионные фонды, в том числе и наш фонд, не могли распоряжаться деньгами, которые были собраны у населения в качестве пенсионных накоплений, только через управляющую компанию. Для этого нам приходилось объявлять тендер, выбирать 2-3 компании, которым в последующем мы доверяли деньги граждан. Со своей стороны мы могли осуществлять внешний контроль, но деньги по факту находились в других руках. А по новому закону мы сами имеем право инвестировать средства. На мой взгляд, это более справедливо, потому что в любом случае за эти деньги отвечаем мы».

Для того чтобы самостоятельно управлять финансами населения, пенсионным фондам необходимо получить лицензию на осуществление данных операций от Госфиннадзора. Чем сейчас и занимается НПФ «Кыргызстан».

По словам Арстанбекова, то, что фонд сможет сам инвестировать деньги по пенсионным вкладам, скажется позитивно в первую очередь на вкладчиках.

«Из цепочки уйдут расходы на управляющие компании. Таким образом, доходы наших вкладчиков станут выше. Сегодня гарантированный соглашением доход в год составляет 8%, но по факту они получают около 15%, а со снижением расходов доход станет выше».

Высокой доходности фонду удается достигать, инвестируя средства в ценные бумаги, в том числе и государственные, а также в акции и валюту.

«По законодательству нам предписано, куда мы можем инвестировать деньги. В будущем мы хотели бы также иметь возможность вкладывать ресурсы граждан во внутреннюю экономику, в реальный сектор. В настоящее время мы разрабатываем несколько подобных проектов».

Еще одно важное изменение, которое было внесено в Закон «О накопительных пенсионных фондах», касается организационно-правовой формы пенсионных фондов. Если раньше НПФ были некоммерческими организациями, то теперь их перевели в акционерные общества. Это должно дать толчок для появления в республике сразу нескольких фондов. Пока же в Кыргызстане существует только один частный накопительный пенсионный фонд.

«Из-за того, что в Кыргызстане накопительные пенсионные фонды считались некоммерческими организациями, ни у кого не было интереса открывать подобные фонды. Кроме того, у НПФ большой уставной капитал. А зачем бизнесу вкладывать деньги, если он не получит с этого прибыль. Поэтому наше правительство, чтобы увеличить количество пенсионных фондов, внесло изменение, согласно которому НПФ стали акционерными обществами. Это станет стимулом для появления НПФ. По нашему мнению, для нашей республики будет достаточно 3-4 фондов».

Благодаря появлению частных накопительных пенсионных фондов в республике наконец полноценно заработает система добровольного накопления пенсий.

«Вот представьте, в Кыргызстане 2.5 млн трудоспособного населения, из которых только 626 тысяч делают отчисления в Соцфонд. Около 2 млн ничего не платят государству. Когда наступит их пенсионный возраст, что с ними будет? Об этом мы сейчас проводим разъяснительную беседу с населением. Пока человек работает, нужно какой-то процент от зарплаты откладывать, и в будущем он будет получать нормальную пенсию. Я говорю по примеру наших вкладчиков, у нас сегодня их 5 тысяч человек, причем 2.5 тысячи уже получают пенсию от 5 тысяч сомов до 35 тысяч сомов. Кто сколько откладывал и копил. Чем дольше срок до пенсии, тем выше выплаты будут. А у нас как получается, когда остается 2-3 года до пенсии, только тогда люди начинают задумываться об этом».

Накопить на пенсию самостоятельно идея хорошая. Но, а что насчет гарантий сохранности кровно нажитых?

«НПФ «Кыргызстан» осуществляет свою деятельность в республике уже 25 лет, и за это время в отношении нас не было ни одного судебного обращения, даже жалоб. Мы своевременно выполняем свои обязательства перед вкладчиками. С другой стороны, в части накопительных пенсионных фондов в КР законодательная база хорошо сформирована. Контролирует нашу деятельность Госфиннадзор. Потом мы страхуем доходы по вкладам, у нас создан резервный фонд и, наконец, уставной капитал НПФ составляет 40 млн сомов, эта сумма полностью покрывает накопления наших вкладчиков».

Доверить свои деньги профессионалам с многолетним стажем или хранить накопления в банке, а может, и вовсе дома под матрасом — это дело каждого отдельно взятого человека. Важно другое, кыргызстанцам, которые сегодня получают зарплаты в конвертах, не делают отчисления в Социальный фонд, надо наконец подумать о своем будущем, ведь оно обязательно наступит. И то, каким оно будет, зависит в том числе от нас самих.

Публикация Что ждет пенсионную систему КР и почему на старость стоит копить уже сейчас? является интеллектуальной собственностью Финансового портала Акчабар.

Использование материала допускается только при наличии гиперссылки на akchabar.kg.

Материалы по теме

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

В Кыргызстане государство частично возмещает затраты, понесенные гражданами при организации похорон. Ритуальное пособие могут получить все граждане.

Пособие выдается заявителям, если умирают работники организаций, предприятий, индивидуальные предприниматели, фермеры, официально безработные, получатели социального пособия и пенсионеры. Также ритуальное пособие выделяется и самим вышеперечисленным людям, если умирают их иждивенцы. Помимо этого, предусмотрено пособие и для граждан КР, умерших за пределами страны, и для безработных, нигде не вставших на учет.

Если заявитель попадает под несколько категорий выплаты, он может выбрать только одну из них. В случае смерти пенсионера или тех, кто находится на его иждивении, пособие на погребение выдает Социальный фонд.

Если умер работник или иждивенец работника, пособие оплачивает работодатель. Затем он может компенсировать эту сумму из республиканского бюджета. Но если работник умер при выполнении служебных обязанностей на работе, расходы несет работодатель.

Выплата средств для других перечисленных категорий граждан осуществляется за счет республиканского и местного бюджета. Для этого необходимо обратиться в районное отделение Министерства социального развития и труда.

Кто такой иждивенец?

Иждивенец – это тот, кто находится на полном содержании гражданина. Его доход должен быть основным и постоянным источником существования иждивенца.

Иждивенцами могут быть:

  • дети, с момента рождения до 18 лет, в том числе усыновленные дети, пасынки и падчерицы;
  • дети-студенты, учащиеся по очной форме обучения до достижения ими 23-х лет;
  • сестры, братья, внуки до 18 лет, если у них нет трудоспособных родителей;
  • родители, муж, жена — если к моменту смерти гражданина они достигли пенсионного возраста или являются лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Каков размер ритуального пособия?

Размер пособия на погребения определяется средней зарплатой по Кыргызстану, установленной в 2010 году, а для пенсионеров – базовой частью пенсии за 2017 год.

К примеру, в случае смерти работника, заявитель получает пособие в размере 100% от средней зарплаты за 2010 год, то есть 7189 сомов.

А если умирает фермер, индивидуальный предприниматель, получатель соцпособия или безработный — заявитель получит 50% от средней зарплаты, это 3595 сомов.

В случае смерти иждивенцев всех вышеперечисленных категорий людей, кроме иждивенца работника – размер пособия составит 20% от зарплаты – 1438 сомов.

Если же умирает гражданин, который официально не зарегистирован как безработный и не занят никаким трудом, пособие будет составлять 1438сомов.

Максимальный размер пособия на погребение выдается в случае смерти пенсионера – 110 базовых частей пенсии, то есть 17800 сомов. Если умирает иждивенец пенсионера, Социальный фонд выделяет 3 базовых части пенсии, то есть 5340 сомов.

Как получить пособие?

Для получения ритуального пособия необходимо предоставить следующие документы:

  • копия паспорта заявителя;
  • справка о смерти (форма №8);
  • справки с последнего места жительства умершего и заявителя;
  • справка агенства ритуальных услуг или квартального комитета, подтверждающая факт осуществления похорон;
  • копия свидетельства о рождении / о браке (для иждивенцев);
  • копия свидетельства на право пользования /аренды земельным участком;
  • копия свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя/ копия патента (для индивидуальных предпринимателей);
  • копия устава крестьянского хозяйства (для фермеров);
  • справка главы крестьянского хозяйства о подтверждении членства в крестьянском хозяйстве (для фермеров);
  • справка о получении соцпособия (для получателей соцпособия);
  • справка официального безработного (для безработных);
  • справка о смерти гражданина КР, выданная органами зарубежных стран (для гражданина, умершего за пределами КР).

Ритуальное пособие назначается и выплачивается, если заявитель обратился не позднее 6 месяцев со дня получения справки о смерти. Заявитель вправе выписать доверенность на другое лицо для получения средств.

Пособие на погребение выделяется по месту проживания заявителя.

По закону Кыргызской Республики “О государственном пенсионном социальном страховании” назначаются 3 вида пенсий:

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца.

Право оформить пенсию по возрасту на льготных услвоиях имеют :

1) занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда –по Списку N 1:

мужчины - по достижении 53 лет и при общем страховом стаже работы не менее 20 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах;

женщины - по достижении 48 лет и при общем страховом стаже работы 15 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах.

При наличии стажа работы менее половины требуемого страхового стажа по Списку N 1 возраст, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, уменьшается на один год за каждый полный год указанной работы.

2) занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда - по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2), утверждаемому Правительством Кыргызской Республики:

мужчины - по достижении 58 лет и при общем страховом стаже работы не менее 25 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах;

женщины - по достижении 53 лет и при общем страховом стаже работы не менее 20 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах;

работницы текстильных производств, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, - по достижении 53 лет и при страховом стаже на указанных работах не менее 20 лет.

Важно: Назначение и выплата пенсий по Списку N 2 и работницам текстильных производств производятся работодателем по месту выработки большей части льготного стажа и до достижения работником общеустановленного возраста выхода на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи за счет средств работодателя.

В случае ликвидации, реорганизации предприятия выплата пенсий лицам, выработавшим необходимый стаж работы по Списку N 2, и работницам текстильных производств производится органами Социального фонда при условии капитализации и передачи средств, предназначенных на выплату этих пенсий.

Иные условия выхода на пенсию по возрасту и стажу

Раньше установленного законом срока выхода на пенсию по возрасту имеют право:

  1. Лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению в этот период работ, связанных с ликвидацией последствий указанной аварии, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившие службу в зоне отчуждения, имеют право на пенсию по возрасту:

а) участники 1986-1987 годов:

мужчины - по достижении 53 лет и при страховом стаже 20 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

женщины - по достижении 48 лет и при страховом стаже 15 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

б) участники 1988-1989 годов:

мужчины - по достижении 58 лет и при страховом стаже 25 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

женщины - по достижении 53 лет и при страховом стаже 20 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

  1. Лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональным карликам пенсия по возрасту устанавливается:

мужчинам - по достижении 45 лет и при страховом стаже 20 лет;

женщинам - по достижении 40 лет и при страховом стаже 15 лет.

  1. Лицам, проживавшим и работавшим в условиях высокогорья (перечень населенных пунктов).

а) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в условиях высокогорья и имеют общий страховой стаж соответственно 25 и 20 лет;

б) женщинам, родившим трех и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, - по достижении 45 лет и при страховом стаже 20 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в условиях высокогорья.

  1. Лицам, проживавшим и работавшим в отдаленных и труднодоступных зонах (перечень населенных пунктов)

мужчинам - по достижении 60 лет, женщинам - по достижении 55 лет, если они проработали соответственно не менее 25 и 20 календарных лет в отдаленных и труднодоступных зонах.

  1. Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 53 лет и при страховом стаже 15 лет.

Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 53 лет и при страховом стаже 20 лет.

  1. Работники, высвобождаемые с предприятий, учреждений и организаций в связи с их реорганизацией, ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности штата, имеют право на пенсию:

мужчины, достигшие ко дню высвобождения 61 года, - при страховом стаже 25 лет;

женщины, достигшие ко дню высвобождения 56 лет, - при страховом стаже 20 лет.

Назначение этих пенсий производится при условии внесения работодателем в Социальный фонд средств на выплату пенсии до достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Шаг №1

Для оформления пенсии на льготных условиях необходимо обратиться с заявлением о назначении пенсии в территориальное управление Социального фонда по месту Вашего жительства.

Застрахованные лица, имеющие право на пенсии по Списку N 2, за особые условия труда и работники текстильных производств, обращаются с заявлением о назначении пенсии в администрацию предприятия по месту выработки большей части льготного стажа, а с заявлением с заявлением о назначении второй страховой части пенсии СП2 обращаются в территориальное управление Социального фонда по месту жительства.

В заявлении о назначении пенсии установленного образца должен быть указан персональный идентификационный номер удостоверения социальной защиты застрахованного лица и данные паспорта .

К заявлению обязательно прилагаются докуметы необходимые для назначения пенсии:

  • для граждан, имеющих официальный статус беженца, - удостоверение беженца;
  • для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории КР, - вид на жительство, выданный органом внутренних дел КР.

2) трудовая книжка;

3) диплом об окончании СУЗа или ВУЗа (учеба принимается до 19.02.1999 года. очное обучение);

4) военный билет;

5) для женщин - свидетельство о рождении на детей;

6) для лиц, работавщих 1992-1992гг. на частных предприятиях или занятых индивидуальной трудовой деятельностью, - справки, об уплате страховых взносов за этот период, выданные органами СФ;

7) справки о заработной плате за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.1996г.;

8) сообщения о занятости и заработной плате за период с 1 января 1996 года, выданные работодателями;

9) свидетельство о регистрации или расторжении брака, при наличии документов, выданных на другую фамилию;

10) две фотографии размером 3x4 см для получения пенсионного удостоверения;

11) документы, подтверждающие право на получение надбавок;

  • удостоверение участника ВОВ или инвалида ВОВ, или приравненных к ним лиц;
  • удостоверение "Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС";
  • удостоверения "Почетный донор КР", "Почетный донор Киргизской ССР", "Почетный донор СССР";
  • справка о реабилитации, выданная судебными или иными государственными органами (органы прокуратуры или национальной безопасности);
  • справка лечебного учреждения о нуждаемости в постороннем уходе за одиноким инвалидом II группы; при этом факт одинокого проживания подтверждается справкой с места жительства и актом обследования;
  • документы, подтверждающие награждение матерей орденами "Мать-героиня" СССР и "Баатыр эне" КР;

Для пенсий по возрасту на льготных условиях дополнительно предоставляются слеюущие документы:

  1. по Спискам N 1 и N 2 - справки, подтверждающие льготный характер труда. В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы, первичные документы, на основании которых выдана данная справка. В случае необходимости, предоставляются доказательства работы в особых условиях труда с результатами аттестации рабочих мест.
  1. для назначения пенсии лицам, проживающим в условиях высокогорья, - справки местной госадминистрации или айыл окмоту о месте расположения предприятия, организации, где проходила трудовая деятельность, а женщинам - дополнительно также свидетельства о рождении трех детей и документы, подтверждающие их воспитание до восьмилетнего возраста (паспорта детей, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  1. для назначения льготной пенсии многодетной матери - свидетельства о рождении пяти детей и документы, подтверждающие их воспитание до восьмилетнего возраста (паспорта детей, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  1. для назначения льготной пенсии матери инвалида с детства справки врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, или справка Медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) об установлении инвалидности, а также документы, подтверждающие его воспитание до восьмилетнего возраста (паспорт ребенка, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  1. для лиц, высвобождаемых с предприятий в связи с их реорганизацией, ликвидацией, сокращением численности штата, - копия платежного поручения о перечислении в Социальный фонд денежных средств на выплату досрочной пенсии до достижения работником общеустановленного возраста выхода на пенсию;
  1. для лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов), и диспропорциональных карликов - справки врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;
  1. для назначения пенсии летному и летно-испытательному составу документы о налете часов и документы эксплуатанта воздушного транспорта, подтверждающие перечисление средств, покрывающих расходы на выплату пенсии.

Шаг №2

Если у Вас отсутствует удостоверение социальной защиты (персональный идентификационный номер) Вам необходимо обратиться в органы Социального фонда для его получения путем прохождения регистрации в системе персонифицированного (индивидуального) учета граждан Кыргызской Республики в целях обязательного социального страхования.

Шаг №3

В случае, если в представленных документах для назначения пенсии и в данных персонифицированного учета отсутствуют необходимые данные для назначения пенсии, территориальное управление Социального фонда, назначающее пенсию даст Вам разъяснения о документах, которые необходимо представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения разъяснений о дополнительных документах, днем обращения за пенсией будет считаться день приема Вашего заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления данного заявления.

Важно: Управления Социального фонда обязаны консультировать и оказывать помощь Вам в получении и оформлении необходимых документов для назначения пенсии.

Шаг №4

После назначеня пенсии необходимо выбрать каким способом вы будете получать пенсию, доставку пенсии на дом работником почтового отделения, в отделении почты, в банке или путем перечисления на карт-счет в банке.

Получение пенсии с доставкой на дом или в почтовом отделении - в случае получения пенсии с доставкой на дом или самостятельно через почтовое отделение “Кыргыз почтасы” каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии графиком доставки, при этом выплата пенсии может быть позднее даты установленной в графике. Выплата пенсии будет производится с 10 по 25 число каждого месяца. Дата выдачи пенсий может меняться.

Важно: В случае если пенсию не будет получена вами в течении 6 месяцев подряд, выплата пенсии будет приостановлена, для возобновления выплаты пенсии необходимо будет обращаться с заявлением в социальный фонд по месту жительства (по месту нахождения пенсионного дела).

Получение пенсии в банке - выплата пенсии в банках производится с 10 числа каждого месяца, за исключением дней, когда эта дата выпадает на выходные и праздничные дни. Зачисление пенсии на счет пенсионера производится банком не позднее дня, следующим за днем поступления денежных средств и списков пенсионеров с указанием суммы к зачислению от территориальных органов Социального фонда КР. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления.

Получение пенсии через карт-счет в банке – Вы можете оформить банковскую карту в любом банке и снимать денежные средства через банкомат. Получать пенсию через банковскую карту позволяет вам снимать денежные средства в любом размере и в удобное для вас время. Деньги можно снимать также находясь в другом городе или селе, где имеется банкомат банка в котором вы обслуживаетесь.

Важно: Для пенсионеров получающих пенсии через банки существует требование, одни раз в 6 месяцев пенсионеры должны повторно подавать заявление в социальный фонд о перечислении пенсии на банковский счет. Данная мера установлена законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и помогает установить жив ли пенсионер, сам ли он получает пенсию или по его банковской карте, без ведома пенсионера за него снимают пенсионные средства иные лица. (ссылка на заявление)

Если Вы хотите сменить способ доставки пенсии, необходимо письменно уведомить об этом территориальное управление Социального фонда КР по месту нахождения пенсионного дела. В случае, если хотите перейти на обслуживание в коммерческий банк, необходимо предварительно выбрать банк через который Вам удобнее или выгоднее получать пенсию, заключить договор с банком, имея при себе паспорт и пенсионное удостоверение и только после этого с данными банковского счета подойти в территориальное управление Социального фонда КР по месту нахождения пенсионного дела и подать заявление о зачислении пенсии на вновь открытый банковский счет. (см. ниже ссылка на заявление)

Выплата пенсии по месту фактического проживания или по месту прописки - выплата пенсии производится как по месту прописки пенсионера, так и по месту фактического проживания. В случае если вы проживаете не по месту регистрации у вас могут возникнуть проблемы при решении вопросам пенсии и появиться необходимость ехать в место, где находится ваше пенсионное дело, что приносит много прьлем и хлопот. Поэтому если вы долгое время проживаете в другом районе не по месту вашей прописки, вы можете перевести пенсионное дело по месту вашего фактическкого проживания. Для перевода пенсионного дела необходимо обратиться с заявлением в территориальное управление Социального фонда по месту прописки или фактического проживания с заявлением и приложить справку с фактического места жительства, копию паспорта и пенсионного удостоверения. (см.ниже ссылка на заявление) Примечание: При переводе пенсионного дела регистрации по фактическому месту жительства не требуется.

Где можно получить информацию о порядке обращения за назначением пенсии:

  • Социальный Фонд Кыргызской Республики и его территориальные подразделения. (ссылка на адреса и телефоны http://socfond.kg/ru/contacts/ )
  • На сайте Социального фонда Кыргызской Республики http://socfond.kg/ru/
  • По телефону для справок: 0 (312) 54-33-16; 0 (312) 57-66-61;
  • Call-центр: 1202

Куда можно обратиться с вопросами и жалобами?

  1. При возникновении спорных вопросов вы можете обратиться к руководству территориального подразеделения Социального фонда или в Социальный фонд Кыргызской Республики.
  2. Письменную жалобу можно подать в территориальное подразделение Социального фонда и в Социальный фонд Кыргызской Республики. Жалоба должна содержать ФИО получателя услуги, адрес проживания, номер телефона, а также суть претензии, подпись получателя услуги и дату. Срок рассмотрения письменного обращения и направления ответа Вам не должен превышать 14 дней со дня его регистрации.

Важно: уполномоченный сотрудник обязан зарегистрировать жалобу в течении 1 рабочего дня и направить на рассмотрение руководству. Срок рассмотрения вашей письменной жалобы и получения ответа на нее не должен превышать 14 дней со дня его регистрации.

Ссылки:

  1. Закон Кыргызской Республики “О государственном пенсионном социальном страховании» от 21 июля 1997 года N 57
  2. Положение о порядке обращения за назначением и перерасчетом пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой, Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2005 года N 10
  3. Перечень документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой, Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2005 года N 10
  4. Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 года N 298
  5. Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 года N 298
  6. Постановление Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Перечня населенных пунктов, расположенных в условиях высокогорья, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение” г.Бишкек, от 3 мая 2013 года N 235
  7. Постановление ЗС Жогорку Кенеша КР от 11 декабря 1996 года З N 579-1 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, расположенных в высокогорных и отдаленных зонах Кыргызской Республики".

Читайте также: