Что учитывается при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;

денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Комментарий к Ст. 213.1 НК РФ

При определении налоговой базы по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, которые заключаются с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, выплачиваемые организациями и иными

работодателями в соответствии с требованиями российского законодательства; накопительная часть трудовой пенсии;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в свою пользу физическими лицами с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию; суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 г. были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц; суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию; суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения,

заключенным физическими лицами в пользу других лиц с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию.

В свою очередь, п. 2 комментируемой статьи устанавливает то, что учитываются при определении налоговой базы:

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ; суммы пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию; суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами в пользу других лиц с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию; денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу и которые выплачиваются в соответствии с пенсионными правилами и условиями соответствующих договоров, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

В результате произошел почти полный переход от налогообложения пенсионных взносов к налогообложению пенсионных выплат. Не облагаемыми НДФЛ остались лишь суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, которые заключаются физическими лицами в свою пользу.

Здесь, правда, стоит указать на то, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2012 г. N 33-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 213.1 НК Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Н. Кононова» признаны неконституционными положения ст. 213.1 НК РФ, допускающие возможность двойного налогообложения НДФЛ доходов физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Дело в том, что до 1 января 2005 г. ст. 213.1 в Налоговом кодексе РФ не было и действовал порядок, согласно которому если общая сумма платежей, вносимых работодателями по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в интересах своих работников, превышала 5 тыс. руб. в год, то НДФЛ облагались суммы пенсионных взносов. При этом пенсионные выплаты, которые получало физическое лицо, НДФЛ не облагались.

1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 N 204-ФЗ, в Налоговом кодексе РФ появилась комментируемая статья и порядок налогообложения указанных доходов изменился: в налоговую базу по НДФЛ стали включаться суммы пенсионных выплат, а страховые взносы, уплачиваемые работодателями в интересах своих работников, при этом остались за рамками налоговой базы.

На практике сложилась ситуация, когда по договорам, заключенным до 1 января 2005 г., доходы физических лиц в налоговой базе по НДФЛ стали учитываться дважды: в виде сумм страховых взносов при их перечислении в НПФ, а также, после 1 января 2005 г. при наступлении оснований для выплаты пенсии, — в виде сумм пенсионных выплат при их получении физическим лицом.

В этой связи Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ ст. 213.1 НК РФ в той мере, в которой данная норма нарушает принцип соразмерности налогообложения указанных доходов.

В настоящее время этот вопрос решен. Так, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую НК Российской Федерации», суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 г. были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, не учитываются при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ). При этом согласно абз. 2 п. 2 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий физических лиц, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами. Исключением являются суммы, указанные в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • накопительная пенсия;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;
  • денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;

денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 213.1 НК РФ

В статье 213.1 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

В письме Минфина России от 26.06.2013 N 03-04-05/24124 указывается, что доход в виде пенсии, выплачиваемой физическому лицу по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному организацией, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Суммы пенсионных взносов по такому договору, производимые организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Анализируя пункт 2 статьи 213.1 НК РФ, налоговый орган указал, что организация - налоговый агент не обязана удерживать налог на доходы физических лиц с сумм денежных средств, причитающихся умершему вкладчику негосударственного пенсионного фонда и выплачиваемых в установленном порядке физическим лицам при наследовании этих сумм (см. письмо от 22.09.2009 N 20-15/3/098375@).

В письме от 23.12.2008 N 03-04-06-01/385 Минфин России пояснил, что при расторжении договора о негосударственном пенсионном обеспечении до окончания налогового периода участнику выплачивается выкупная сумма. При выплате выкупной суммы участнику негосударственный пенсионный фонд должен исчислить и удержать налог на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Как указал налоговый орган, для получения справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче справки, копии договора (договоров) добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), платежных документов, подтверждающих уплату взносов по данному договору. Кроме того, налогоплательщик должен представить лицензии негосударственного пенсионного фонда, заверенные подписью руководителя и печатью негосударственного пенсионного фонда, за исключением случаев, когда ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом.

В заявлении указываются реквизиты заключенных налогоплательщиком договоров, а также сведения о налоговом агенте, которому представляется справка (см. письмо от 31.12.2008 N 18-14/4/000039@).

На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры о доначислении налога на доходы физических лиц на суммы пенсий, полученных работниками из негосударственного пенсионного фонда по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении.

Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 17.06.2008 N 3-5-04/150@, негосударственный пенсионный фонд обязан удерживать налог на доходы физических лиц с сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями с негосударственными пенсионными фондами в пользу физических лиц.

При этом физическому лицу - получателю негосударственной пенсии при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на соответствующие налоговые вычеты, могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты в размерах и порядке, которые установлены статьей 218 НК РФ. Следует учитывать, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Однако в рассматриваемой ситуации организация не является налоговым агентом в отношении сумм, полученных ее работниками из негосударственного пенсионного фонда.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 13.05.2009 N А36-2886/2008 пришел к выводу о том, что организация не является налоговым агентом в отношении спорных сумм, в связи с чем у нее отсутствовала обязанность исчислять налог на доходы физических лиц, удерживать его и перечислять в бюджет.

Таким образом, организация не должна исчислять, удерживать, перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.



Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения

Налоговым кодексом РФ установлен порядок определения налоговой базы как по договорам страхования (ст. 213 НК РФ), так и негосударственного пенсионного обеспечения (ст. 213.1).

В целях определения налоговой базы по НДФЛ можно выделить следующие виды договоров страхования:

  • обязательное:
  • добровольное долгосрочное страхование жизни:
  • добровольное пенсионное:
  • медицинское.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Исходя из этого общее правило формирования налоговой базы по НДФЛ в отношении взносов и выплат по договорам страхования состоит в следующем:

  • страховые взносы, осуществляемые третьими лицами в пользу физических лиц, включаются в налоговую базу по налогу на доходы застрахованных физических лиц (под третьими лицами подразумеваются работодатели, иные организации и физические лица);
  • страховые выплаты частично или в полном объеме включаются в налоговую базу.

Особенности включения в налоговую базу взносов и выплат по договорам страхования зависят от следующих факторов:

  1. вида страхования;
  2. категории страхователя по условиям договора (является ли физическое лицо страхователем или страховые взносы за него осуществляются другими лицами);
  3. срока действия и условий прекращения договора. Страхователем (липом, уплачивающим страховые взносы) могут выступать сами граждане, работодатели и иные лица, заключающие договор страхования в пользу физических лиц (застрахованных).

Порядок определения налоговой базы по договорам страхования в контексте каждого вида страхования имеет свои особенности.

Обязательное страхование

Под обязательным страхованием понимается заключение договоров страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством.

Такими видами страхования являются:

  • обязательное социальное страхование;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное медицинское страхование.

Взносы по обязательному страхованию за своих сотрудников осуществляют работодатели. Страховые взносы по таким видам страхования не включаются в налоговую базу по НДФЛ работников.

При формировании налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством.

Добровольное долгосрочное страхование жизни

При формировании налоговой базы учитываются суммы страховых взносов по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (ДДСЖ), если указанные взносы осуществляются за физических лиц работодателями.

Порядок включения выплат в налоговую базу по НДФЛ по договорам долгосрочного страхования жизни зависит от срока действия договора. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам ДДСЖ, заключенным на срок не менее 5 лет. Обязательным условием является отсутствие промежуточных страховых выплат в пользу застрахованною лица в течение 5 лет, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов. Так, если физическое лицо получает промежуточные ежегодные выплаты по договору долгосрочного страхования жизни, заключенному на 6 лет, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.

В случае досрочного расторжения договора, заключенного на срок не менее 5 лет, полученный доход за вычетом сумм взносов учитывается при определении налоговой базы страхователя — физического лица и подлежит налогообложению у источника выплаты. Налогообложение осуществляется по базовой ставке НДФЛ 13%.

1 февраля 2007 г. гражданин, являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, заключил договор добровольного страхования жизни сроком на один год. Уплата страховых взносов производится ежемесячно равными долями. Общая сумма страховых взносов по договору составляет 6000 руб. Ставка рефинансирования Банка России на дату заключения договора страхования составляла 10,5% годовых.

Страховой случай наступил в ноябре 2007 г. Застрахованным лицом была получена страховая выплата в размере 10 000 руб.

За февраль-ноябрь 2007 г. страховые взносы по договору страхования были уплачен в сумме 5000 руб. (6000 руб. х 10 мес.: 12 мес.).

Поскольку договор добровольного страхования жизни заключен гражданином на срок менее пяти лет, доход, полученный в виде страховой выплаты, облагается по ставке 35%. При расчете сумма страховых взносов увеличивается на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Налоговая база рассчитывается следующим образом.

10 000 руб. - (5000 руб. + 5000 руб. х 10,5%) = 4475 руб.

Сумма налога составит 1566 руб. (4475 руб. х 35%).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ сумму страховой выплаты, полученную по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, можно уменьшить только на сумму страховых взносов, фактически уплаченных самим физическим лицом. Следовательно, если страховые взносы по договору добровольного страхования уплачиваются за работника организацией, то в налоговую базу включается вся сумма страховой выплаты, полученной застрахованным лицом. Но при исчислении налога применяется налоговая ставка не 35. а 13% (п 1 ст. 224 НК РФ).

Договор добровольного страхования жизни заключен на 3 года Ежегодная сумма страхового вноса физического лица составляет 1000 руб., ставка рефинансирования ЦБ Российской Федерации на дату заключения договора — 14%. По истечении срока действия договора сумма страховой выплаты составила 3500 руб.

В налоговую базу по НДФЛ включается сумма страховых взносов, составляющая 1000 руб. х 3 = 3000 руб. Сумма страховых взносов, увеличенная на ставку рефинансирования ЦБ РФ, составляет 3000 руб. х 1,14 = 3420 руб. Налоговая база равна 3500-3420 = 80 руб.

Обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога возложена на источник выплаты дохода, т.е. на страховую организацию, осуществляющую страховые выплаты.

Ставка, которая применяется при налогообложении полученной разницы, составляет 13%. При этом подл 2 п. 1 ст. 213 НК РФ устанавливает, что разница между величиной страховых выплат и суммой страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, подлежит налогообложению по ставке, предусмотренной п. 2 ст. 224 НК РФ.

Однако п. 2 ст. 224 НК РФ указывает, что налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК РФ, тогда как п. 2 утратил силу с 1 января 2005 г. С учетом того, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ), к данному виду дохода следует применять ставку 13%.

Медицинское страхование

Под медицинским страхованием понимаются договоры, предусматривающие возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов застрахованного дина.

При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, осуществляемых в пользу физических лиц, за исключением случаев, когда страхование производится работодателями по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов застрахованного лица.

Следовательно, если страхователем является работодатель, суммы страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования не учитываются при формировании налоговой базы застрахованного физического лица. Работодателем согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ является физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Юридические и физические лица, не признаваемые в установленном порядке работодателями, являющиеся источником выплаты дохода физическим лицам, не вправе воспользоваться вышеуказанной льготой.

Например, если организация осуществляет страховые взносы по договору добровольного медицинского страхования за своих сотрудников и членов их семей, суммы страховых взносов, уплачиваемые организацией за своих сотрудников, не включаются в налоговую базу по НДФЛ. Суммы же страховых взносов, уплачиваемые организацией за их членов семьи, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного медицинского страхования, направленные на оплату санаторно-курортных путевок, учитываются при формировании налоговой базы по НДФЛ застрахованного лица. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов.

Например, страховая организация по договору добровольного медицинского страхования оплачивает расходы, связанные с осуществлением медицинских процедур в целях реабилитации физического лица. Указанные суммы не включаются в налоговую базу по НДФЛ.

Например, страховая организация по договору добровольного медицинского страхования оплачивает расходы на санаторно-курортное лечение, оказываемое на основании направления лечащего врача в целях реабилитации физического лица. Сумма расходов включается в налоговую базу физического лица и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Добровольное пенсионное страхование

Доходы, полученные в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ застрахованного лица.

Негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование (по договорам, заключаемым с НПФ)

Порядок определения налоговой базы по договорам обязательного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеет свои особенности.

Общее правило формирования налоговой базы по НДФЛ в отношении взносов и выплат по договорам пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, заключенным с НПФ. состоит в следующем:

  • страховые и пенсионные взносы в случае их осуществления третьими лицами в пользу физических лиц включаются в налоговую базу по налогу на доходы застрахованных физических лиц (под третьими лицами подразумеваются работодатели, иные организации и физические лица);
  • страховые выплаты и пенсии включаются в налоговую базу, за исключением отдельных случаев.

Обязательное пенсионное страхование (по договорам, заключаемым с НПФ)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.

Накопительная часть трудовой пенсии, выплачиваемая негосударственным пенсионным фондом в пользу физического лица по договору обязательного пенсионного страхования, не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Порядок налогообложения пенсий, выплачиваемых НПФ. определяется в зависимости от того, за счет каких источников производилась уплата взносов. Для получения освобождения от налогообложения пенсий, выплачиваемых НПФ, имеет также значение выполнение следующих условий: негосударственный пенсионный фонд должен быть юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь соответствующую лицензию.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения, заключенные физическими лицами с НПФ

Суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с НПФ в свою пользу, в целях налогообложения не учитываются.

В случае же досрочного расторжения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, а также изменения срока действия договоров, получаемые физическими лицами суммы за вычетом взносов, внесенных физическим лицом в свою пользу, учитываются в целях налогообложения НДФЛ. Выплачиваемые выкупные суммы облагаются налогом у источника выплаты по ставке 13%.

Исключение составляют расторжение договоров но причинам, не зависящим от воли сторон (смерть застрахованного лица, изменение законодательства и т.д.), или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

В целях налогообложения не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу физических лиц другими физическими лицами. При этом суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу физических лиц другими физическими лицами, включаются в налоговую базу получателя пенсии. Сумма выплачиваемой пенсии подлежит налогообложению поставке 13% у источника выплаты.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения, заключенные организациями и иными работодателями с НПФ

Суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с НПФ. не учитываются при налогообложении дохода физического лица.

Однако суммы пенсий, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями, включаются в налоговую базу получателя пенсии. Сумма выплачиваемой пенсии облагается налогом по ставке у источника выплаты.

Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;

суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;

денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения единообразия при реализации налоговыми органами положений подпунктов 2, 4 пункта 1 статьи 213 и пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации и в дополнение к письму от 01.09.2016 N БС-4-11/16272@ направляет для использования в работе уточненную рекомендуемую форму заявления о выдаче справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба в целях обеспечения единообразия при реализации налоговыми органами положений подпунктов 2, 4 пункта 1 статьи 213 и пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендуемую форму заявления о выдаче Справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

1. В соответствии с абзацем пятым пункта 1 и абзацем вторым пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с российскими негосударственными пенсионными фондами, имеющими соответствующую лицензию, не учитываются суммы пенсионных взносов; при определении налоговой базы по данному налогу по таким договорам учитываются суммы пенсий, выплачиваемых физическим лицам.

1. Гражданин Б.М. Финкельштейн, получающий с 1997 года трудовую пенсию по старости, в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения от 15 февраля 2001 года, заключенным между негосударственным пенсионным фондом "Благосостояние" и работодателем - ФГУП "Свердловская железная дорога", с 1 февраля 2003 года получает также отраслевую негосударственную пенсию, с сумм которой налог на доходы физических лиц не удерживался вплоть до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 3 статьи 1 которого Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 213.1.

6. Постановлением от 25 декабря 2012 года N 33-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявителем оспаривались законоположения, которые применительно к договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным между организациями, иными работодателями и российскими негосударственными пенсионными фондами до 1 января 2005 года, по которым пенсионные взносы в силу действовавшего на момент их уплаты налогового законодательства учитывались при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, служат основанием для включения в налоговую базу по данному налогу сумм пенсий, выплачиваемых физическим лицам по таким договорам.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.И. Степанов просит признать не соответствующим статьям 34 и 57 Конституции Российской Федерации абзац второй пункта 2 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе Рекомендации по порядку выдачи налоговыми органами Справок о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, и Приложения 1 - 6 к ним, подготовленные в целях реализации положений подпункта 4 пункта 1 статьи 213, подпункта 2 статьи 213.1 и подпункта 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 231.1 Кодекса суммы налога, удержанного налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 части первой Кодекса, с начисленными на них процентами. Проценты на суммы излишне уплаченного налога начисляются со дня, следующего за днем удержания, по день фактического возврата.

Читайте также: