Доходы пенсионного фонда рф формируются за счет налогов

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Средства ПФР формируются за счет:

  • - страховых взносов работодателей;
  • - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • - страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • - ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • - добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. В течение последних лет эти финансовые потоки составили от 25 до 47 процентов по отношению к расходам федерального бюджета. В нашей стране насчитывается более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.

Основной источник доходов фонда - это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Основными целями пенсионного бюджета на ближайшую перспективу являются следующие:

  • - обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;
  • - поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
  • - совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
  • - усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;
  • - повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

  • - работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
  • - крестьянские хозяйства;
  • - родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • - физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  • - физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
  • - частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
  • - нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода.

Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. Взносы в ПФ учитываются как составная часть единого социального налога.

Кроме того, Правительство РФ утверждает перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Позиция фонда в части выплат, на которые не начисляются страховые взносы, достаточно понятна, так, например, в этот список входят пособия, выплачиваемые гражданам, так как по закону социальные пособия, выплачиваемые гражданам, не должны облагаться налогами вообще независимо от сумм выплат. Из сумм материальной помощи в этот список попали только самые необходимые, которые оказываются только в связи с чрезвычайными обстоятельствами, так как опыт показывает, что этой льготой, первоначально полностью необлагаемой, стали пользоваться работодатели и вместо заработной платы начисляли материальную помощь, необлагаемую взносами. Теперь такие суммы облагаются страховыми взносами. Некоторые пункты льгот включены по принципу, чтобы не было двойного обложения, так, например, не облагаются суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем в пользу работников по обязательному страхованию.

Определение обоснованности тарифов взносов во внебюджетные фонды и в Пенсионный фонд, в частности - очень сложная задача. Здесь речь идет прежде всего о размере пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей, которых в России в настоящее время насчитывается около 12 миллионов человек. В начале 1997 года ставка взносов была повышена с 5 процентов до 28 от дохода предпринимателей, те есть почти в 6 раз. Повышенные пенсионные взносы уплачивают также адвокаты, частнопрактикующие нотариусы, частные детективы и аудиторы. Если в 1996 году фермеры должны были уплачивать 5 процентов от дохода, то в 1997 году уже 20.6 процента. Таким образом, не вставшему на ноги фермерству был нанесен весьма ощутимый удар. По данным Международной ассоциации социального обеспечения, применяемая в России ставка взносов в Пенсионный фонд для "самозанятых" работников является самой высокой среди 165 стран мира, в которых эта организация проводит мониторинг. Так, в Германии эта ставка - 18.6 процента, в США - 12.4 процента. В отличие от подоходного налога, ставка которого растет плавно, пенсионные взносы в размере 28 процентов берутся с любого дохода независимо от его размера. Такое усиление фискального бремени ведет к укрывательству от государства доходов индивидуальных предпринимателей и переходу их в теневую экономику.

С 2010 года - ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволит существенно увеличить уровень пенсий в стране.

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

В доходы Пенсионного фонда Российской Федерации кроме обязательных взносов поступают также:

  • - доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонда РФ банками;
  • - пени и финансовые санкции.

При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней. Сейчас размер пени составляет 0,13 % от суммы задолженности. Недоимки, пени, а также суммы штрафов и иных финансовых санкций взыскиваются отделениями ПФ РФ с работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке.

За несвоевременное зачисление или перечисление взносов на счета ПФ РФ по вине банков пеня за каждый день просрочки в размере 0,2 % сумм взносов взыскивается отделениями ПФ РФ с банков.

Бесспорное списание недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФ РФ путем списания на счете ПФ РФ средств, имеющихся на расчетном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на основании инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФ РФ.

Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет 3 года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение 6 лет с даты образования указанной недоимки.

Доходы ПФР формируются за счет следующих источников:

· средства федерального бюджета

· отчисления от единого социального налога (ЕСН), поступающего в федеральный бюджет

· отчисления от единого социального налога (ЕСН) по специальным режимам налогообложения, поступающего в федеральный бюджет

· суммы пеней и иных финансовых санкций

· доходы от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования

· добровольные взносы физических и юридических лиц, уплачиваемаемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц

· иные источники, не запрещенные законодательством РФ

· выплата в соответствии с действующим на территории РФ, межгосударственными и международными договорами трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти

· перевод средств в сумме, равной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии

· доставка пенсий, выплачиваемых из средств бюджета ПФР

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР (включая содержание его центральных и территориальных органов)

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам

· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР

Единый социальный налог.

Элементы налогообложения по единому социальному налогу установлены с 1 января 2001 года (глава 24 второй части Налогового кодекса РФ). ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование0 и медицинскую помощь.

Законодательством определены 2 группы плательщиков ЕСН:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам

Это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям)

2) индивидуальные предприниматели и адвокаты в отношении собственных доходов

Для каждой группы налогоплательщиков установлены свои элементы налогообложения.

Первая группа налогоплательщиков

Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу своих работников, в денежной или натуральной формах. При расчете налоговой базы в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг она учитывается в стоимостном выражении по рыночным ценам с учетом НДС и акцизов на день их получения работником. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлены. В частности, налоговая база рассчитывается при полной или частичной оплате товаров, работ, услуг имущественных прав для работника и членов его семьи, оплате коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику ежемесячно, нарастающим итогом с начала календарного года. При определении доходов работника социальные, стандартные и имущественные вычеты не учитываются.

Определенным категориям работодателей предоставляются налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога.

Вторая группа налогоплательщиков

Объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма их доходов от предпринимательской и профессиональной деятельности в РФ за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме за вычетом расходов по данной деятельности. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций. Так, индивидуальные предприниматели могут уменьшить объект налогообложения на сумму материальных затрат, связанных с извлечением дохода.

Обе группы налогоплательщиков не учитывают в составе налогооблагаемых доходов следующие суммы:

· государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, безработице, беременности и родам

· все виды установленных законодательством компенсационных выплат в пределах норм, связанных с :

o возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья

o бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения

o оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия

o оплатой стоимости питания, спортивного снаряжении, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях

o увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск

o возмещением расходов на повышение профессионально уровня работников

o трудоустройством работников, уволенных в связи со штатными мероприятиями, реорганизацией или ликвидацией организации

o выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов, подтвержденных документарно или в пределах установленных норм

· суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком

o физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от терактов на территории РФ

o членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи

· суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые налогоплательщиками своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, финансируемых из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательство РФ

· доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства

· доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, от реализации продукции традиционных видов промыслов

· суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемых на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, и суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемых исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей

· стоимость проезда работников и членов их семей, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях к месту проведения отпуска и обратно

· суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний

· стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающейся в личном постоянном пользовании

· стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ определенны категориям работников и учащихся.

Ставки налога и авансовые платежи

Налоговым периодом по ЕСН является календарный год, отчетным периодом по ЕСН - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки налога устанавливаются в зависимости от вида деятельности, организационно-правового статуса и величины дохода на каждого работника по категориям налогоплательщиков. Базовая ставка для организаций установлена в размере 26%. Она применяется при доходах, не превышающих 280 тыс. руб. Далее используются регрессивные налоговые ставки. Законодательством предусмотрен различный порядок исчисления и уплаты ЕСН для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не являющихся работодателями. Окончательный расчет ЕСН может быть произведен только по завершению налогового периода, когда полностью сформирована налоговая база. Для равномерного поступления средств в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели вносят авансовые платежи по ЕСН по итогам каждого календарного месяца. Платежи производятся исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, нарастающим итогом с начала года, и соответствующей ставки налога. Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работником от других работодателей. Уплата авансовых платежей производится ежемесячно, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах тарифов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Сумма вычета не может превышать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, которая исчислена за тот же период. Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы декларацию по ЕСН. Не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, копия налоговой декларации с отметкой налогового органа предоставляется в территориальный орган Пенсионного фонда России.

Для плательщиков второй группы сумма текущих авансовых платежей по ЕСН рассчитывается налоговыми органами исходя из налоговой базы за предыдущий период и налоговых ставок. Для исчисления сумм налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, применяемые налоговые ставки уменьшаются на ставки страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, подлежащего уплате в Пенсионный Фонд РФ. При этом указанные ставки по налогу не могут быть ниже одной второй соответствующей ставки ЕСН в федеральный бюджет. Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:

За январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей

За июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей

За октябрь-декабрь- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей

По итогам налогового периода делается перерасчет между уплаченными авансовыми платежами и суммой, подлежащей к уплате. Налогоплательщики подают налоговую декларацию до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Доплату необходимо произвести не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов производятся коллегиями адвокатов. При предоставлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов о суммах уплаченного за них ЕСН за истекший налоговый период. Налоговый вычет на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном для налогоплательщиков-работодателей.

В соответствии с федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год», подписанным 23 декабря 2006 года Президентом РФ В. Путиным, бюджет ПФ РФ утвержден по доходам в сумме 1566443,1 млн. рублей, из них 1463252,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и расходам - 1489468 млн. рублей, в том числе 148387,8 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. [ ].









ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат[2].

Бюджет ПФР формируется за счет:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР;

- взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- недоимок, пеней, штрафов по взносам в ПФР;

-доходов от размещения средств ПФР;

-безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;

-межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в ПФР.

Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.

Основным источником выплат в системе обязательного пенсионного страхования является бюджет ПФР. В 2016 году его доходы выросли на 15,7%, расходы – на 23,9%.

При формировании бюджета ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2017 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% - для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа [4].

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г. – 36838 рублей. С учетом применения повышающего коэффициента 1,8 предельная величина составит в 2016 г. 796 тыс. руб.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС в 2016 г. составил 4232,7 млрд. руб. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд.руб.).

В бюджете ПФР на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда утверждается Государственной Думой Российской Федерации отдельным федеральным законом одновременно с принятием Федерального бюджета РФ. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации составляют средства бюджета РФ и выплаты на обязательное пенсионное страхование, которые платят страхователи (работодатели или самозанятые страхователи) в ПФР.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что основа модели пенсионной системы - баланс доходов и расходов[4].

Доходная часть бюджета Пенсионного фонда России состоит из страховых взносов официально работающих граждан и трансфертов из федерального бюджета. С 2001 г. размер этих целевых безвозмездных трансфертов рос и слегка уменьшился лишь в 2015,2016 гг. за счет «заморозки» пенсионных накоплений граждан России.

Средства федерального бюджета направлялись на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обеспечение сбалансированности бюджета ПФР и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии[3].

Расходная часть - это выплаты пенсий. Существуют разные принципы и условия расчета пенсий государственным служащим, пенсий по инвалидности, а также страховых пенсий. Тем не менее, уровень дифференциации размеров пенсий крайне низкий. Поэтому, говоря о балансе пенсионной системы, всегда нужно учитывать эти три составляющие. При этом трансферт из федерального бюджета является самым сложно прогнозируемым. С одной стороны, эти средства должны быть собраны в федеральный бюджет и распределены на пенсионные цели, а с другой - трансферт составляет более половины доходов бюджета ПФР.

Доходы и расходы пенсионной системы зависят от прогнозов повышения заработной платы и темпов индексации пенсий и пособий, на которые, в свою очередь, влияют темпы роста ВВП и инфляции. Долгосрочные макроэкономические прогнозы зависят от текущих политических решений. Однако политические решения принимаются в том числе, исходя из их влияния на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Список использованных источников

1. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

2. Архипов А.П., Адонин А.С. СТРАХОВОЕ ДЕЛО: Учебно–методический комплекс. − М.: Изд. центр ЕАОИ. 2014, с.424.

3. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях. – СПб.: Питер, 2016, с.55.

Читайте также: