Как пенсионный фонд взаимодействует с налоговой

Основы организации взаимодействия налоговых органов с Пенсионным фондом закреплены в совместном письме Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2003 г. № АК-08-25/13799 «О соглашении по информационному взаимодействию между МНС России и Пенсионным фондом Российской Федерации» (вместе с соглашением МНС РФ от 02.12.2003 № БГ-16-05/189, ПФ РФ № MЗ-08/32/2-C).

Основная цель взаимодействия -- контроль над своевременным и полным поступлением страховых взносов в ПФР. Ниже приводятся направления взаимодействия с ним налоговых органов.

  • 1. Налоговые органы и региональные отделения ПФР при учете плательщиков должны обмениваться данными о регистрации юридических и физических дни в качестве плательщиков в бюджет и страховых взносов в ПФР. Кроме того, должен быть организован обмен информацией о финансовом результате (доходе) крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. № 1020. 2. Порядок и периодичность обмена информацией определяются на местах налоговыми органами и региональными отделениями ПФР.
  • 2. Налоговые органы и органы ПФР взаимодействуют и координируют друг друга в решении вопросов, связанных с банкротством плательщиков или их ликвидацией, принятием мер по взысканию с плательщиков средств в ПФР.
  • 3. При грубых нарушениях плательщиком порядка ведения бухгалтерского учета или при отсутствии такового, длительном неперечислении плательщиком страховых взносов, отказе плательщика представлять уполномоченным ПФР необходимые документы и т.д. региональные отделения ПФР и налоговые органы могут организовывать совместные проверки.

Следующий день практики начался с изучения взаимодействия отделения Сбербанка с Пенсионным фондом Российской Федерации г. Долинска. Я узнала, что в феврале 2011 года Пенсионный фонд РФ и ОАО «Сбербанк России» заключили Соглашение о взаимодействии, направленное на совершенствование организации доставки пенсий, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат.

В соответствии с Соглашением Отделение ПФР в марте 2011 года вступило в новые договорные отношения с Долинским Отделением ОАО «Сбербанк России», предусматривающие информирование пенсионеров и лиц предпенсионного возраста о возможности получения пенсий и других социальных выплат через структурные подразделения Банка. Взаимодействие Отделения ПФР с Отделением Банка позволяет обеспечить оперативное зачисление пенсий и других социальных выплат на счета пенсионеров.

ФГУП «Почта России» является ключевым партнером Пенсионного фонда РФ по доставке пенсий и иных федеральных выплат, а также по рассылке информационных писем ПФР.

Взаимодействие Пенсионного фонда РФ и «Почты России» не ограничивается только доставкой пенсии. По почте граждане получают важнейшие с точки зрения их будущей пенсии сведения - извещения ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно ПФР рассылает через «Почту России» такие письма более чем 70 миллионам адресатов по всей стране.

В соответствии с соглашением о взаимодействии Пенсионного фонда Российского Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации (№ 12/01-1 от 21.01.2011)

Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России по Долинскому району являются:

  • 1. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
  • 2. Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов.
  • 3. Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении.
  • 4. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

Пенсионный фонд Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации заключили соглашение об информационном взаимодействии, которое направлено на повышение эффективности реализации норм федерального законодательства в сфере противодействия коррупции.

Подписанный документ позволит органами прокуратуры на новом уровне реализовывать комплекс мер по контролю за соблюдением государственными и муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, которые в их отношении установлены законодательством Российской Федерации.

С 2004 года в качестве организаций, с которыми Пенсионный фонд РФ имеет право заключать соглашения о взаимном удостоверении подписей, являются и негосударственные пенсионные фонды. Их называют организациями трансферагентами Пенсионного фонда РФ. Они имеют право заключать договоры и принимать заявления от граждан, а также вести разъяснительную работу по правам граждан в формировании будущей пенсии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 798 негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, должен уведомлять о вновь заключенных договорах, об обязательном пенсионном страховании территориальный орган Пенсионного фонда России в течение одного месяца с момента заключения договора об обязательном пенсионном страховании в письменном виде по форме. Негосударственный пенсионный фонд, как и Пенсионный фонд России, обязан информировать застрахованных лиц о состоянии их пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений до 1 сентября.

Затем мне доверили работу с документацией, которая предоставляется организацией по застрахованным лицам в Пенсионный Фонд российской Федерации по Долинскому району.

Мне удалось узнать, что страховые взносы в 2016 году страховые взносы надо платить по следующим тарифам: в ПФР - 22 процента, в ФОМС - 5,1 процента, в ФСС - 2,9 процента. Суммарная итоговая ставка составляет 30 процентов. Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в 2016 году составляет 796 000 рублей. (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1265).Когда я проходила первую производственную практику, на тот момент предельная сумма страховых взносов ровнялась 711 000 рублей. Некоторые категории организаций вправе платить взносы по пониженному тарифу (например, некоторые виды бизнеса на УСН). При этом есть целый ряд важных правил начисления и уплаты взносов. Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Отчетность по взносам страхователи должны ежеквартально сдавать в ПФР и ФСС России. В состав отчетности входит форма РСВ-1 (предоставляется в Пенсионный фонд РФ) и форма 4-ФСС (сдается в Фонд социального страхования РФ). пенсионный налоговый взнос

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого работника с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Уплачивать страховые взносы по каждому виду страхования необходимо отдельными расчетными документами, которые направляются в банк с указанием соответствующих счетов Федерального казначейства и кодов бюджетной классификации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование необходимо уплачивать без деления на страховую и накопительную части.

При отсутствии банка плательщики страховых взносов - физические лица могут уплачивать страховые взносы бесплатно через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Далее я познакомилась с работой клиентской службы. Мне удалось узнать основные задачи клиентской службы. Итак, основными задачами клиентской службы является:

  • - организация работы по приему и консультированию граждан, застрахованных лиц и представителей страхователей по вопросам назначения, перерасчета и выплаты пенсий, осуществления ежемесячной выплаты и дополнительного материального обеспечения;
  • - прием, первичная обработка и передача документов отделы для исполнения;
  • - повышение качества и культуры обслуживания граждан, застрахованных лиц, страхователей, социально-ориентированный подход к нуждам граждан;
  • - контроль над рассмотрением и исполнением принятых заявлений.

Специалисты клиентской службы ведут прием граждан по вопросам установления и выплаты пенсий, ЕДВ, ДМО, ДЕМО, компенсаций, всех видов перерасчетов, заявления по вопросам выплаты и доставки, об отказе и предоставлении НСУ, заявления на запрос пенсионного дела, оказывают содействие в истребовании документов.

Последние дни практики я осуществляла консультацию граждан по вопросам социального обеспечения по телефону либо при обращении граждан в отдел клиентской службы. Гражданин, пришедший за получением консультации, должен взять талон соответствующий данному вопросу, дождаться своей очереди и затем он обязательно получит консультативную помощь. Часто задаваемый вопрос граждан был направлен на общие правила предоставления пенсий лицам пожилого возраста, а конкретно, какой возраст для мужчин и женщин необходим для предоставлении пенсии, стаж работы, какая документация должна быть предоставлена в Пенсионный фонд Российской Федерации в г. Долинск, как рассчитать страховой балл по новой формуле. При диалоге с гражданами, я легко находила общий язык, если нужно было повторить я без затруднения повторяла, без лишних эмоций, нервов и всего другого, что могло помешать мне в разговоре с гражданином. Я была достаточно корректна и вежлива с гражданином любого возраста. Также вопросы, на которые я затруднялась ответить, мне необходимо было обратиться к нормативно-правовым актам, нормативно - правовой базе ПФРФ, а также ко многим вопросам мне удалось найти ответы в информационно - компьютерных программах, например таких как «Эллардо».

В дальнейшем я узнала, что все средства, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации г. Долинска, формировавшие основной бюджет Пенсионного фонда направлены на:

  • · выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;
  • · доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • · финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  • · иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Эти средства расходуются в следующем порядке:

  • · на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • · на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Автор: Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов г. Москвы

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2017

Уже можно подвести промежуточные итоги перевода страховых взносов в налоговые инспекции, к сожалению, не положительные для страхователей. Передача взносов вместо упрощения взаимодействия создала массу дополнительной работы для бухгалтеров.

Технические сбои при передаче данных

С 1 января 2017 г. обязанность по администрированию страховых взносов перешла к налоговым органам. Вместе с обязанностью по администрированию взносов на пенсионное, медицинское и социальное (в части взносов на временную нетрудоспособность и материнство) страхование к налоговым органам перешло и обязательство по проведению мер для взыскания задолженностей по взносам, образовавшихся до 2017 г. Соответственно, и отчетность, позволяющая контролировать суммы начислений и подлежащих к уплате страхователем взносов, представляется в налоговые инспекции.

Для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на 1 января 2017 г. и передать эту информацию в ФНС. Но передача остатков из Пенсионного фонда не прошла гладко.

Первой проблемой стали технические сбои, из-за которых обязательства страхователей были переданы неверно, с недоимками и пенями. По этим недоимкам, которые не соответствуют действительности, налоговые органы стали направлять требования об уплате взносов. В них указано, по какому виду взносов и за какой период оно выставляется. Инспекции не выясняли, почему образовались задолженности, и отправляли урегулировать ситуацию в фонды, поскольку именно они сформировали долги. В фондах выяснялось, что на конец 2016 г. у страхователя нулевое сальдо, то есть долгов нет. В качестве подтверждения остатков выдавалась справка о состоянии расчетов, которую необходимо было представить в налоговый орган. На основании этого документа вносились корректировки в лицевую карточку налогоплательщика, и долги аннулировались.

Количество критических ситуаций с сальдо по взносам в этом году переполнило чашу терпения предпринимателей, они активно начали жаловаться. Спустя 9 месяцев вышло совместное Письмо ФНС и ПФР от 01.09.2017 № НП-30-26/13859/3н-4-22/17710@.

В нем говорится о том, как теперь ведомства будут урегулировать ситуацию с неверно переданными остатками. В письме указываются возможные случаи корректировки: несогласие плательщика взносов с сальдо расчетов или необходимость уточнения сведений, если ПФР сами находят ошибку. Также Письмом установлены сроки для внесения корректировок. В течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя налоговые органы направляют запрос в органы ПФР. Фонды за 20 рабочих дней должны осуществить мероприятия по корректировке сведений. После получения информации от фондов налоговые органы в течение 7 рабочих дней корректируют сведения в своих базах.

Таким образом, уже сейчас можно обращаться с заявлениями напрямую в налоговый орган, и инспектор не имеет права отказать в приеме обращения по урегулированию сальдо по взносам.

Декабрьские взносы

Вторая проблема возникла с декабрьскими взносами. Те, кто сдавал отчетность по итогам 2016 г. с начисленными, но не уплаченными суммами за декабрь, могли столкнуться с требованиями инспекций об уплате этих взносов несмотря на то, что фактически они могли быть уже уплачены. Дело в том, что ПФР передали суммы взносов за декабрь как задолженность. Хотя по регламенту передачи сальдо фонды не должны были включать эти взносы в долги, поскольку крайний срок их оплаты – 15.01.2017.

Эта ситуация не осталась без внимания ФНС. Появилось Письмо от 15.03.2017 №3Н-4-1/4593@, в котором указано, что вносить изменения в сальдо расчетов могут только ПФР, соответственно, туда и нужно обращаться. Однако с учетом сентябрьского совместного Письма ФНС и ПФР, о котором говорилось ранее, теперь урегулировать ситуацию можно напрямую с налоговыми инспекциями.

Отчетность для ИП

Третья проблема затронула индивидуальных предпринимателей. До 2017 г. действовало правило, при котором предпринимателю, не сдавшему налоговую отчетность, доначислялся 1% пенсионных взносов в максимальном размере. С 2014 г. требования по долгам по взносам в максимальном размере не выставлялись. Но в связи с тем, что взносы теперь администрируют налоговые органы, и в том числе собирают недоимки за предыдущие годы, эти долги стали направляться предпринимателям в требованиях об уплате взносов очень активно.

Изначально для урегулирования этой ситуации достаточно было сдать налоговую декларацию, после чего обратиться в территориальный ПФР с заявлением и копией сданной декларации. ПФР на основании этих документов вносил корректировки в сальдо расчетов.

Но потом появилось письмо ПФР от 10.07.2017 № НП-30-26/9994, в котором указано, что отделы ПФР не будут пересчитывать взносы, рассчитанные по максимуму, предпринимателям, сдавшим декларации с опозданием, после окончания расчетного периода, то есть года. Пересчитывали размер обязательств только тем, кто сдал отчетность вовремя, но по которым налоговые органы не сообщили в ПФР о том, какие сведения содержались в декларации.

ФНС вмешалась в ситуацию и выпустила Письмо № БС-4-11/17461 от 01.09.2017. ФНС не согласна с позицией ПФР относительно пересчета максимальных взносов, ссылаясь на то, что в Федеральном законе от 24.04.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» не было запрета на перерасчет, соответственно, его нужно производить по факту представления декларации, даже с опозданием, в налоговый орган. Однако ПФР не обязан руководствоваться в своих действиях Письмами ФНС, поэтому для урегулирования ситуации должно быть проведено совместное совещание ведомств, на котором будет определен порядок дальнейших действий.

Передача страховых взносов из ПФР в ФНС имеет только один плюс, и тот в пользу государства, – пополнение бюджета. В остальном смена администратора повлекла за собой уйму трудностей, связанных с урегулированием не соответствующих действительности долгов. На настоящий момент ситуация по сальдо расчетов находится на критическом уровне: государственные органы стараются принимать необходимые меры, но это происходит очень медленно. Остается только ждать, когда все проблемы будут выявлены, согласованы и ликвидированы.

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур.

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

  • выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;
  • копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;
  • акты камеральных проверок;
  • выписки из актов выездных проверок;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.


Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.

И. Акиньшина, редактор-эксперт

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;

копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;

акты камеральных проверок;

выписки из актов выездных проверок;

решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Сведения для ФНС

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.


Когда контрольные полномочия передаются от ведомства к ведомству, возникает некоторая путаница. В такой обстановке плательщик страховых взносов легко может поплатиться штрафом за несвоевременную постановку на учет или пропущенный срок сдачи отчетности.

Чем именно с 1 января 2017 года займутся налоговые органы? Администрирование означает, что налоговики будут выполнять только отошедшие в их компетенцию функции: принимать расчеты, проверять уплату страховых взносов, оформлять возврат или зачет. Проведение проверок, взыскание недоимки, штрафов, пени - это также теперь компетенция налоговых органов. Прочие вопросы социального внебюджетного обеспечения остаются за внебюджетными фондами.

Страховым взносам в Налоговом кодексе отвели отдельную главу 34 (Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ). Порядок перераспределения функций между ведомствами доведен письмом ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/12929.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утрачивает силу. С этого момента порядок исчисления и уплаты взносов будут разъяснять ФНС или Минфин России. Все письма, инструкции, распоряжения фондов в части администрирования страховых взносов прекращают свое хождение. До 31 декабря 2016 года эти документы продолжают действовать.

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551 утвердила форму расчета по страховым взносам, которая будет применяться, начиная с 2017 года. Новый расчет заменит собой формы РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и действующую форму 4-ФСС.

Что остается в ведении фондов

До 1 февраля 2017 года фонды передадут в ФНС сведения о расчетах с каждым страхователем. Окончательный расчет фондов с ФНС должен произойти к 1-му апреля 2017 года.

Совет. Компаниям рекомендуется в декабре 2016 года пройти сверку с фондами, чтобы в налоговом органе неожиданно не всплыла задолженность.

С 1 января 2017 года сотрудники ФСС могут участвовать во внеплановых проверках страхователей, чтобы проконтролировать произведенные ими расходы. Камеральные проверки по взносам будут проводиться по тем же правилам, что и налоговые.
При обнаружении факта неуплаты взносов в сроки, предусмотренные законодательством, налоговые органы направят плательщикам требования об уплате взносов, в частности ( п.1 ст.70 НК РФ):

  • в течение трех месяцев со дня обнаружения недоимки по взносам, если сумма задолженности более 500 рублей;
  • в течение одного года, если сумма менее 500 рублей;
  • в течение 20 дней, если задолженность выявлена по результатам налоговой проверки.
Напомним, при неисполнении требований налоговые органы безакцептно спишут соответствующие суммы с расчетного счета компании.

Уточненные декларации за прошлый период

Взыскивать недоимки по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по пенсионным платежам, по дополнительным страховым взносам, которые уплачиваются в рамках спецоценки рабочих мест, будет налоговая служба.

Что предпринять плательщику взносов на обязательное социальное страхование по правоотношениям, возникшим до 01.01.2017 года

  • Представить в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, в порядке, действовавшем до 01.01.2017 года.
  • Подать заявление в ФСС на возврат переплаты страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), перечисленных и поступивших за период до 31.12.2016 года.
  • Подать заявление в ФСС на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.
  • При необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Получить акт сверки расчетов по обязательствам, исполненным до 31.12.2016 года.
  • Уплатить взносы по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 года на действующий код бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году. С 1 января 2017 года взносы уплачивать на новый КБК, открытый ФНС , в том числе за декабрь 2016 года, если фактически уплата происходит уже в 2017 году.
  • Обжаловать решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных, а также решения, принятые по результатам проверок до 01.01.2017 года.

Возврат излишне уплаченных взносов

Сначала нужно обратиться с заявлением в фонд. Там проверят задолженность и после этого поставят в известность органы ФНС, действуя при этом по внутренним регламентам без участия плательщиков. В итоге суммы вернутся плательщику со счетов федерального казначейства. Правила возврата переплаты определены Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Не упустите, что до 31 декабря 2020 года сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на расходы, произведенные на эти цели (такие изменения внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Куда платить взносы

С 2017 года платежки по страховым взносам будут такими же, как по налогам. В поле 101 "Статус плательщика" надо будет проставлять код 01, код 08 сохранится только для взносов «на травматизм». Порядок заполнения налоговых платежек и платежек по страховым взносам теперь можно найти в приложении 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Напомним, прежде платежкам по взносам было отведено приложение № 4 к этому же приказу.

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы, учебного центра компании СКБ Контур

внесены в п. 2 ст. 431 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ другим Федеральным законом, от 30.11.2016 № 401-ФЗ

Читайте также: