От каких налогов освобождены пенсионеры в украине

На предприятии работает инвалид ІІ группы и пенсионер. В каком размере начислять налог с доходов? Какой размер налоговой социальной льготы применяется? Какой размер прожиточного минимума берется для проведения индексации заработной платы? В каких случаях и в каких размерах удерживаются взносы в профсоюз?

Ставка налога с доходов физических лиц определена статьей 7 Закона Украины от 22.05.2003 г. №889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон о доходах). Согласно этой статье и учитывая п. 22.3 этого Закона, основная ставка налога составляет 13% (до 31 декабря 2006 года) от объекта налогообложения. При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые, в соответствии с законом, взимаются за счет дохода наемного лица.

При этом ставка налога не изменяется независимо от категории такого физического лица, т.е. независимо от того, является ли физическое лицо инвалидом ІІ группы, пенсионером или обычным лицом.

Согласно пп. 6.5.1 Закона о доходах, налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и возмещений), если его размер не превышает суммы, равной сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривень.

Размеры налоговой социальной льготы для различных налогоплательщиков установлены п. 6.1 Закона о доходах. Так, с учетом норм п. 6.5 этого Закона, налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы, в частности, в следующих размерах:

— в размере, равном одной минимальной заработной плате (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года,

— для любого налогоплательщика (пп. 6.1.1 Закона о доходах);

— в размере, равном 150% суммы льготы, определенной по правилам пп. 6.1.1 этого пункта, — для налогоплательщика, являющегося, в частности, инвалидом I или II группы, в т.ч. с детства (абз. «є» пп. 6.1.2).

Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу налогоплательщика в виде заработной платы исключительно по одному месту его начисления (выплаты).

В случае если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в п. 6.1 этой статьи, налоговая социальная льгота применяется один раз по причине, предусматривающей ее наибольший размер. Следовательно, следует применять налоговую социальную льготу в размере 150%. Отдельная налоговая социальная льгота для пенсионеров Законом о доходах не предусмотрена.

Следует также учитывать, что, согласно п. 22.4 Закона о доходах, в 2005 году налоговая социальная льгота применяется в размере 50% суммы налоговой социальной льготы, определенной в пп. 6.1.1 этого Закона1.

Что касается размера прожиточного минимума, использующегося для проведения индексации заработной платы, то, согласно ст. 2 Закона Украины от 03.07.91 г. №1282-ХІІ «Об индексации денежных доходов населения» (далее — Закон об индексации), индексации подлежат денежные доходы населения в рамках прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения.

В соответствии с п. 9 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМ Украины от 17.07.2003 г. №1078 (далее — Порядок №1078), работающим пенсионерам в первую очередь индексируется сумма оплаты труда. Во всех случаях общий доход работающего пенсионера, подлежащий индексации, не должен превышать прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица (на сегодня прожиточный минимум для трудоспособных лиц составляет 453 грн).

Предприятия, учреждения и организации обязаны в двухнедельный срок после проведения индексации оплаты труда предоставлять органам Пенсионного фонда информацию о размере оплаты труда работающего пенсионера, проиндексированной ее сумме и сумме индексации. На основании поданной информации органы Пенсионного фонда осуществляют перерасчет сумм индексации пенсий.

Для заработной платы работающих инвалидов ни Законом об индексации, ни Порядком №1078 отдельные особенности индексации не предусмотрены, и поэтому при проведении индексации заработной платы такого работника применяется прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица (453 грн).

Что касается профсоюзных взносов, то, согласно ст. 42 Закона Украины от 15.09.99 г. №1045-XIV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и безвозмездно удерживает с заработной платы и перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы работников в соответствии с заключенным коллективным договором или отдельным соглашением в сроки, определенные этим договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Однако законодательно определенный размер таких взносов на сегодня не установлен. Такой размер может устанавливаться или договором профсоюза с работником, или уставом такого профсоюза.

1От редакции — размер налоговой социальной льготы в 2005 г. составляет 131 грн для пенсионера и 196,50 грн — для инвалида ІІ группы.

О налоге на землю под гаражом для пенсионера

Согласно позиции налоговых органов Украины, льготы по уплате налога за землю, установленные для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан, не действуют для гаражно-строительных кооперативов.

Как известно, украинское законодательство требует от лиц, которые пользуются земельными участками, платить налог на землю. Обязанность по уплате земельного налога возникает у граждан и у предприятий — собственников (или пользователей) земли.

При этом для отдельных категорий граждан закон устанавливает льготы в виде освобождения от земельного налога. В частности, не обязаны уплачивать такой налог пенсионеры, инвалиды I и II групп, ветераны войны, граждане, которые воспитывают троих и более детей, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, и некоторые другие категории граждан.

Указанная льгота, увы, оказалась бесполезной для всех этих категорий граждан, если их гаражи входят в состав гаражно-строительных кооперативов.

Так, земля, на которой расположены многие гаражные автостоянки, как правило, передавалась в собственность или в пользование не конкретным гражданам, а именно кооперативам. Хоть гаражи и закреплены за определёнными гражданами — членами гаражных кооперативов, но земля под этими гаражами находится в собственности (или в пользовании) самих кооперативов.

Кооператив — это юридическое лицо. Он является самостоятельным плательщиком налогов, в том числе и налога на землю, если таковая есть у него в собственности (или в пользовании). Исходя из этого, именно у кооператива, а не у его членов, возникает обязанность уплачивать налог на землю, занятую гаражами. Более того, кооператив, как самостоятельный плательщик налога на землю, рассматривается независимо от своих членов, и те льготы, которые могут предоставлять его членам, не могут использоваться самим кооперативом.

Из этого исходит Государственная налоговая администрация Украины. В своём официальном письме ГНАУ отмечает, что льготы гражданам, освобождающие их от уплаты земельного налога, не распространяются на гаражно-строительные кооперативы. Учитывая это, гаражно-строительный кооператив обязан самостоятельно уплачивать налог на землю, занятую гаражами. Это касается и тех гаражей, которые закреплены за гражданами-льготниками.

А поскольку расходы по содержанию кооператива, как правило, распределяются между его членами, приходим к тому, что гражданин-льготник, если он владеет гаражом в составе гаражно-строительного кооператива, фактически понесёт расходы по уплате налога за землю под своим гаражом.

Воспользоваться своей льготой и не платить налог за землю гражданин мог бы в том случае, если бы гараж (и земля под ним) принадлежали непосредственно ему, а не кооперативу. Процедура приватизации гаража, то есть приобретения его в собственность члена кооператива, отнюдь не проста, и к тому же требует времени. Тем не менее, она осуществима, если решение о приватизации имущества кооператива не вызывает противоречий среди членов кооператива.

В дополнение отметим, что законодательством установлена льгота по размеру налога на землю, занятую гаражно-строительными кооперативами. Так, за такую землю уплачивается только 3% от общей суммы налога. Общая же сумма налога рассчитывается, исходя из оценки земли, проводимой органами земельных ресурсов, либо исходя из специальных ставок и коэффициентов, которые применяются в зависимости от расположения и площади земли.


Пенсионеры, работающие сами на себя, полностью освобождены от уплаты ЕСВ. Запрещено и двойное начисление соцвзноса на ФОП. Такие нормы вводит закон №2166, подписанный президентом. Эксперты подчеркивают, что из-под действия закона выпали работающие на предприятиях пенсионеры, хотя подобная мера в их адрес позволила бы людям старше 65 лет стать конкурентнее на рынке труда и восполнить нехватку рабочих рук.

Закон против дискриминации

1 июня президент Владимир Зеленский вернул в Верховную Раду подписанный законопроект №2166 "О внесении изменений в закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по устранению дискриминации по кругу плательщиков". После публикации в официальном издании вступят в силу следующие изменения:

  • запрещается двойное налогообложение граждан ЕСВ;
  • освобождаются от уплаты ЕСВ самозанятые люди пенсионного возраста;
  • "спящие" ФОПы, которые находятся в стадии закрытия, освобождаются от уплаты штрафов за неуплату или просрочку ЕСВ.

Двойная уплата ЕСВ

Дважды ЕСВ платят те украинцы, которые являются физлицом-предпринимателем и одновременно зарабатывают себе на жизнь наемными работниками на каком-либо предприятии. Учитывая, что за работника единый социальный взнос выплачивает работодатель, а ФОП как работодатель начисляет ЕСВ сам себе, то за одного человека в данном случае ЕСВ платится дважды.

"У меня есть знакомый адвокат, работает в адвокатском объединении, параллельно у него есть маленькое кафе, там только кофе наливают. Как ФОП он работает в кафе и получает зарплату в адвокатском объединении. Там за него платят ЕСВ, и он сам за себя также платит ЕСВ", – рассказала UBR.ua налоговый консультант, генеральный директор Е.С. Консалтинг Александра Томашевская.

Закон позволяет таким ФОПам-совместителям не платить ЕСВ. Логика законодателей заключается в том, что практика двойного начисления ЕСВ в принципе противоречит законодательству, поэтому ее и ликвидируют.

"Речь идет о том, чтобы не платить ЕСВ дважды тем, кто уже работает и при этом является ФОПом. ЕСВ ведь специфический налог, это фактически страховой платеж за наши пенсии. И платить его дважды в принципе неправильно", – считает глава Налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев.

Самозанятые пенсионеры

Закон освобождает также от обязательства уплачивать ЕСВ пенсионеров, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. Пенсионеры как субъекты предпринимательской деятельности вообще освобождены законодательством от уплаты такого взноса, но самозанятые лица, работающие как ФОПы не на едином налоге, а на общих основаниях, таких льгот не имеют. Это, как правило, нотариусы, адвокаты и т.д.

Теперь же закон исправляет эту дискриминацию и разрешает всем категориям пенсионеров, которые работают сами на себя, не платить ЕСВ. "Они не то что бы освобождены, а могут добровольно осуществлять оплаты ЕСВ", – уточняет Гетманцев.

На работников не распространяется

Закон, однако, хотя и ликвидирует дискриминацию между различными категориями налогоплательщиков, но сохраняет дискриминацию между самими работающими пенсионерами. Так, если пенсионеры-предприниматели освобождены от уплаты ЕСВ, то за тех, кто продолжают работать наемными работниками, соцвзнос продолжает начисляться.

"Наемных работников это никак вообще не касается. Это другая система: наемный работник получает зарплату, он должен с нее платить ЕСВ, и ему осуществляется пересчет пенсии, даже если это пенсионер. Там совсем другие правила действуют. Мы не трогали наемных работников, если они не ФОПы", – пояснил Гетманцев.

Впрочем, вероятно, в такой дискриминации виноваты не законодатели, а сама специфика отечественного налогообложения. Если в других странах ЕСВ платит работник из своей зарплаты, то в Украине соцвзнос уплачивает работодатель из своего фонда, но в расчете 22% от зарплаты работника. Такой налоговый казус позволяет не отменять ЕСВ с наемных работников, ведь платит все равно работодатель, а для самого работающего пенсионера разницы нет.

Трудовой резерв

Однако по словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, отмена обязательного ЕСВ для всех пенсионеров увеличила бы для граждан старше 60 лет шансы устроиться на работу, ведь работодатель со спокойной душой принимал бы наемных работников, за которых не нужно было бы платить налоги, а только выплачивать заработную плату. Кроме того, такие граждане в отличие от молодежи не настроены уезжать за границу.

"Каждый год появляется 600 тысяч пенсионеров, а граждан трудоспособного возраста – 300 тысяч, и такой дисбаланс будет сохраняться в ближайшие 10 лет. Будет ли молодежь идти на официальную работу за минималку? Нет. Скорее всего, такие рабочие места займут пенсионеры. Это резерв рабочих рук, еще и грамотных. Решается задача трудоустройства граждан 65+, которым государство не может в силу объективных причин платить большую пенсию", – резюмирует Гаврилечко.

Ниже рассмотрено налогообложение пенсий: от ставки НДФЛ, по примера начисления и отражения в отчетности. Читайте такжe Военный сбор с пенсии .

Ставка НДФЛ для пенсий

Cогласно пп. 164.2.19 cт. 164 НКУ в oбщий месячный (годовoй) налогооблагаемый доход плательщика налога включаютcя в частности суммы пенсий (включaя сумму иx индексации, начисленную в соoтветствии c законом) или ежемесячного пожизненного денежногo содержания, получаемых налогоплательщикoм из Пенсионного фонда или бюджетa согласнo закону, если иx размеp превышает 10 размеров минимальной зарплаты (дo 01.07.2016 было 3 размера) за месяц, установленной нa 01 января отчетнoго налогового года, - в чaсти такого превышения, a тaкже пенсий из иностранных источников, еcли согласно международным договорам, согласиe на обязательность которыx предоставлено Верховной Радой Украины, тaкие пенсии подлежат налогообложению или нe облагаются налогом в стране иx выплаты.

Ставка НДФЛ составляeт 18 процентов (до 01.07.2016 было 15%) базы налогообложения относительнo доходов, в частноcти, начисленных (выплаченных, предоставленных) в видe пенсий, еcли база налогообложения для месячногo налогооблагаемого дохода превышаeт 3 размера минимальной зарплаты, установлeннoй законом нa 01 января отчетнoгo налогового года. Еcли база налогообложения (то eсть сумма пенсии) в календарнoм месяце превышает десятикратный размеp минимальной заработной платы, к суммe такого превышения применяетcя ставка 20 процентов.

Hачиная с 01 января 2015 годa в соответствии со cт. 8 Закона Украины № 80-VIIІ oт 28 декабря 2014 годa "О государственном бюджете нa 2015 год" размер минимальной зарплаты установлен в размерe 1218 гривeн в месяц.

Cоответственно, начиная с 01 января 2015 годa, налоговые агенты пpи выплате пенсий в размерe, превышающем 1218 * 3 = 3654 гpн., обязаны удержать НДФЛ пo ставке 15 процентов. Еcли сумма начисленной пенсии больше чeм 1218 * 10 = 12180 гpн., ставка НДФЛ применяется как 15 так и 20 процентов.

01. Гражданину - пенсионеру начислено 13000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 1401,90 гpн.

(13000 грн. - 3654 гpн. = 9 346 гpн. x 15%).

02. Гражданину - пенсионеру начислено 18000 гpн. пенсии, сумма НДФЛ составляет 2260,20 гpн.

(18000 гpн.- 3654 гpн. = 14346 гpн .; (14346 грн. - 12180 гpн.) х 20,0 % = 433,20гpн .; 12180грн. х 15 % = 1827 гривeн ).


Налогообложение пенсий в отчетности пo НДФЛ

B соответcтвии c п. 176.2 ст. 176 НKУ налоговый агент обязaн подавать в сроки, установленныe НКУ для налогового квартала, налогoвый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченногo) в пользу плательщиков налога, a тaкже суммы удержанного с ниx налога в контролирующий орган пo месту своего расположения.

Порядoк заполнения и представлeния налоговыми агентами Налогового расчета сyмм дохода, начисленного (уплаченного) в пoльзу плательщиков налога, и сyмм удержанного с ниx налога ( Форма 1-ДФ ) утверждeны приказом Миндоходoв Украины № 49 oт 21.01.2014, зарегистрирoванным в Министерстве юcтиции Украины 05.02.2014 зa № 228/25005.

Соглaснo Справочнику признаков доходов физичеcкиx лиц суммы пенсий, размер которыx не превышает сумму налогообложения, отражаютcя в налоговом расчете пo форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 128 ".

Сyммы пенсий, размер которыx превышает три размера минимальной зарплаты (в расчетe на месяц), - в части тaкого превышения отражаются в форме № 1ДФ пoд признаком дохода " 127 ".

B связи с внесeнием изменений в НКУ (котoрыми, в чaстности, было затронутo налогообложение пенсий) Минфином разработан и представлeн для утверждeния в Министерство юcтиции Украины приказ o порядке заполнeния и представления формы №1ДФ, в кoтором предусмотрено, чтo суммы пенсий (включая сумму иx индексации, начисленную в сoответствии c законом) или ежемесячногo пожизненного денежного содержания, получаемыx плательщиком налога из Пенсионного фондa Украины или бюджета сoгласно закону, если иx размер превышает три размерa минимальной зарплаты (в расчете нa месяц), в части тaкого превышения (согласнo пп. 164.2.19 НKУ) должны отражаться пoд признаком дохода "184". На момент опубликования данной страницы (18 февраля 2018) эти изменения пока не вступили в силу.


Популярные страницы о пенсиях:

07 - О пенсии пo утрате кормильца, подробнее.

Другие страницы по теме Налогообложение пенсий :


Налоговое законодательство изменилось. В рамках налоговой реформы есть не только положительные моменты, но и негативные. К последним можно отнести налогообложение пенсий.

В процессе проведения реформ изменения коснулись и тех категорий населения, для которых государством предусмотрены социальные гарантии, что никак нельзя назвать позитивным.

КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ С ПЕНСИИ

Действующей редакцией Налогового кодекса Украины уплата налога с доходов физических лиц в виде пенсий предусмотрена с определенными особенностями. Согласно ст. 164.2.19 Налогового кодекса, к налогооблагаемым доходам относятся суммы ежемесячного пожизненного денежного содержания и пенсий, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если их размер превышает три минимальных заработных платы в месяц. При этом для определения суммы учитывается индексация пенсии, которая проведена согласно с законодательством.

Размер минимальной заработной платы, который берется за основу для расчета налогооблагаемого дохода, устанавливается Законом Украины «О Госбюджете» №928 от 25.12.2015 г. Для применения этой нормы учитывается сумма по состоянию на 1 января соответствующего налогового года. В 2016 году три размера минимальной заработной платы составят 4134 грн. Часть пенсии сверх этой суммы и будет объектом налогообложения. Кроме того, сумма превышения подпадает под налогообложение военным сбором. П. 161 подраздела 10 раздела 10 Налогового кодекса Украины в действующей редакции устанавливает военный сбор, а в пп. 1.2 определяет объект налогообложения этим сбором как доходы, определенные ст. 163 Налогового кодекса. Эта статья относится к разделу о налогообложении доходов физических лиц и дает определение объекта обложения этим налогом. Фактически военный сбор и налог с доходов физических лиц, согласно такому нормативному решению, имеют идентичные объекты налогообложения. Ставка налога с доходов физических лиц, которая применяется к налогооблагаемым доходам в виде пенсии, установлена в размере 15% (ст. 167.4). Ставка военного сбора для этих же доходов составляет 1,5% (пп. 1,2 п. 161 подраздела 10 раздела 10).

С КАКИХ ПЕНСИЙ НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ НАЛОГИ

Прежде всего, не будет облагаться упомянутыми налогами сумма пенсии или помощи, которая не превышает троекратный размер минимальной заработной платы. Однако в действующем Налоговом кодексе предусмотрены и другие категории выплат, которые не будут облагаться налогом с доходов физических лиц и/или военным сбором.

Перечень доходов, которые не облагаются налогом с доходов физических лиц, предусмотрен в ст. 165 Налогового кодекса. В нем названы уже упомянутые пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание, которые выплачиваются из бюджета или Пенсионного фонда Украины, если на них не распространяется действие ст. 164.2.19 НКУ (меньше троекратного размера минимальной зарплаты на 1 января налогового года).
В самой же статье 164.2.19 Налогового кодекса перечислены категории граждан, на пенсионные выплаты которых ее действие не распространяется. Речь идет о лицах, которые получают пенсию как участники боевых действий во время Второй мировой войны или инвалиды войны. Также не будет облагаться налогом с доходов пенсия лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». От налогообложения военным сбором пенсии перечисленных выше категорий лиц также освобождаются.

Следует учитывать, что изменения в Налоговый кодекс Украины, которые дали возможность не облагать налогами пенсии указанных льготных категорий, вступили в силу на основании Закона Украины №653 от 17.07.2015 г. с 01.09.2015 г.

НЕТ ЛИ ТУТ ПРОТИВОРЕЧИЙ?

Следует отметить, что налогообложение пенсионных выплат - явление новое для украинского законодательства. Основанием для недовольства вполне может служить положение ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому пенсии налогообложению не подлежат. Норма изложена без исключений, а сам нормативный акт на данный момент остается действующим. Приведения норм разных законодательных актов в соответствие пока не проводилось.

Вместе с тем, ст. 5 Налогового кодекса Украины в п. 5.2 устанавливает, что если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для урегулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения Кодекса. Сфера удержания налогов и сборов относится к сфере регулирования Налогового кодекса (ст. 1 НКУ), и именно им определяется состав налогового законодательства (ст. 3). А значит, нормы и положения Налогового кодекса будут приоритетнее, чем специальные положения пенсионного законодательства в части налогообложения.

Более весомым аргументом могут служить положения Конституции Украины. А согласно ее требованиям, сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается (ст. 22). В дополнение к этому, ст. 46 Основного Закона устанавливает право на социальную защиту, которое включает право на соответствующее обеспечение в предусмотренных законом случаях. Уменьшение размера пенсионных выплат для пенсионеров может рассматриваться как ситуация, в которой они не получают причитающиеся им суммы в полном объеме, а значит - ограничены в правах.

ЖДАТЬ ЛИ ИЗМЕНЕНИЙ?

Инициатива о налогообложении пенсий граждан была реализована на уровне законодательства в июле 2014 года. С того момента положения о налогообложении пенсионных выплат претерпевали изменения, не радующие плательщиков. Послаблением на уровне законодательного урегулирования стал Закон Украины №653 от 17.07.2015 г., который установил льготные группы граждан, пенсии которых не облагаются налогом с доходов физических лиц и военным сбором.

Дальнейшие позитивные изменения также потребуют общей законотворческой воли от народных депутатов, поскольку процедура внесения изменений в уже принятые законы другого не предполагает.

Інші новини







Вернуть деньги, ранее уплаченные в бюджет, можно будет только через суд.

Рассмотрев представление 48 народных депутатов Конституционный Суд признал вчера неконституционным обложение налогами украинских пенсий. Соответственно, с даты принятия этого решения — 27 февраля 2018 года — соответствующие нормы Налогового кодекса утрачивают свою силу.

Напомним, налогом с доходов физлиц (НДФЛ) и военным сбором по ставке 18% и 1,5%, соответственно, облагаются пенсии свыше 10 размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц на начало отчетного года. Сейчас эта цифра составляет 13 730 грн, а в прошлом году — 12 470 грн.

Разумеется, процент таких лиц в общей массе пенсионеров невелик, но суммы налогов, которые с них удерживались, по некоторым оценкам, составляли минимум 1-1,2 млрд грн. И теперь их придется чем-то компенсировать.

Эти суммы могут быть значительно больше, если украинские пенсионеры захотят вернуть себе удержанные, как теперь выясняется — незаконно — налоги.

Что произошло

КС признал несоответствующими Конституции положения НK, которыми предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход граждан включаются суммы пенсий или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума.

Также признано неконституционным налогообложение пенсий, полученных из иностранных источников, если согласно международным договорам, такие пенсии подлежат налогообложению или облагаются в стране их выплаты.

Судьи посчитали, что налогообложение нарушает справедливый подход к установлению пенсии, так как приводит к уменьшению ее фактического размера, который устанавливается с учетом соотношения между длительностью страхового стажа и размером заработной платы (дохода) застрахованного лица.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, с момента признания норм НК неконституционными они прекращают свое действие и пенсии не должны больше облагаться налогом.

«Здесь не нужно предпринимать каких-либо действий, налоговая сама должна прекратить взимание платежей», — объяснил он.

Впрочем, если пенсионер захочет вернуть ранее уплаченные в бюджет средства, он должен будет заняться этим в индивидуальном порядке.

Как вернуть деньги из бюджета

Как известно, закон обратной силы не имеет. И формально налоги с пенсий взимались, когда действовали отмененные ныне нормы.

Однако, как отмечает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз, статья 58 Конституции Украины позволяет распространять действие новых норм на прежние периоды, если эти новые нормы смягчают или вовсе отменяют ответственность граждан. То есть, идут им во благо.

«Поэтому пенсионеры, которые хотят вернуть свои налоги из бюджета могут обратиться в налоговую с соответствующим заявлением. Правда, в 99,9% случаев они получат отказ», — говорит Виктор Мороз.

Поэтому почти наверняка придется обращаться в суд для отстаивания своих финансовых интересов. «Здесь очень многое будет зависеть от решения судов. Ведь они могут занять «государственную» позицию и под любым предлогом отказывать в удовлетворении подобных исков», — говорит Виктор Мороз.

Например, на том основании, что шестимесячный срок для обращения в административный суд уже давно прошел. Впрочем, Юлия Кириченко считает, что этот срок может отсчитываться только с момента вступления в силу решения КСУ.

«Нужно обращаться к суду именно на том основании, что решение КСУ стало нововыявленными обстоятельствами в нарушении прав гражданина, о котором ему ранее не было известно», — уверена Кириченко.

Однако, окончательные выводы можно будет сделать только после анализа полного текста решения КСУ. «Именно текст решения даст ответ на вопрос, с какого момента признано неконституционным норму абзаца 1 подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины», — пояснил UBR.ua советник главы Высшего административного суда Украины Антон Поляничко.

Дело в том, что по общему правилу признанный неконституционным закон теряет силу со дня принятия решения КСУ. Но КСУ может выбрать более позднюю (не ранее даты принятия решения КСУ) дату прекращения действия неконституционным закона.

Впрочем, в любом случае юрист не видит оснований для возврата налога с ранее выплаченных пенсий. Поскольку Решение КСУ не может предусматривать потерю силы закона до момента принятия такого решения.

«Таковы изменения, внесенные в статью 152 Конституции Украины, принятые в 2016 году в связи с судебной реформой», — отметил Поляничко.

Если налог продолжат удерживать после принятия решения КСУ, пенсионеры имеют право требовать возврата сумм налога как излишне уплаченных в порядке статьи 43 НК. Подобная ситуация на практике уже возникала в связи с признанием неконституционными норм о налогообложении пожизненного содержания судей. Однако наиболее интересной является собственно мотивация, на основании которой КСУ пришел к выводу о не конституционности налогообложения больших по размеру пенсий.

Автор новости: КОНСТАНТИН СИМОНЕНКО

Как обычно, в срок до 1-го декабря ФНС требует от граждан уплаты налогов на имущество. Но в этом году количество вопросов о налогах заметно возросло.

И связаны они, в первую очередь, с новыми льготами (поскольку сейчас налоги начисляются за 2019 год, когда стартовала реформа по повышению пенсионного возраста).

Чтобы легче было во всем разобраться, я подробнее остановлюсь на налоговых льготах для пенсионеров и предпенсионеров.

Прежде всего, нужно отметить, что в число льготников входят:

- предпенсионеры (к которым НК РФ относит мужчин с 60 лет и женщин с 55 лет, если им еще не назначена пенсия).

Обратите внимание, что здесь не работает правило «предпенсионер — это тот, кому 5 лет до пенсии»: право на налоговую льготу возникает только по достижении указанного возраста. Если человеку полагается досрочная пенсия (раньше 60 или 55 лет), то освобождение от налога предоставят вместе с назначением этой пенсии;

- пенсионеры (к ним относятся все, кому назначена пенсия — т. е. не только по старости, но и за выслугу лет, по инвалидности или по случаю потери кормильца).

При этом не имеет значения, от какого государства человек получает пенсию: если у иностранного пенсионера есть в России налогооблагаемое имущество, то он также признается льготником (Письмо ФНС от 09.01.2017 № БС-4-21/48@).

Итак, на что распространяются налоговые льготы пенсионеров и предпенсионеров?

1. Налог на имущество физических лиц

Освобождение от этого налога предоставляется на:

- на один жилой дом (а равно садовый дом),

- на одно помещение для профессиональной творческой деятельности (ателье, студия и т. д.),

- на одно хозяйственное строение, если оно расположено на личном участке (под ИЖС, ЛПХ, садоводство или огородничество) и имеет площадь до 50 кв метров.

Если у пенсионера или предпенсионера есть в собственности несколько объектов из одной категории (например, две квартиры), то он освобождается от налога только на один из них (а вот за другой придется платить).

Также льгота не распространяется на объекты, которые не входят в указанный перечень. Например, пенсионеру придется платить налог, если он владеет нежилым помещением или хозпостройкой площадью более 50 кв метров.

2. Земельный налог

Он начисляется всем гражданам, которые владеют землей на праве собственности, а равно постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Пенсионеры и предпенсионеры освобождаются от налога на 600 кв метров площади своего участка. Заплатить налог придется, если площадь участка больше 6-ти соток или во владении есть несколько земельных участков (т. к. льготу дают только на один).

3. Транспортный налог

Этот налог относится к региональным. Поэтому единой льготы для пенсионеров и предпенсионеров по нему нет: этот вопрос передан на усмотрение региональных властей, а они не проявляют единодушия в его решении.

Где-то пенсионеры и предпенсионеры полностью освобождаются от транспортного налога (как, например, в Вологодской области — если мощность автомобильного двигателя не превышает 150 л.с.).

Где-то они освобождаются от налога, но лишь частично (например, на 50% — в Нижегородской области, если мощность двигателя до 150 л.с.).

А где-то и вовсе не предусмотрено отдельных льгот для пенсионеров и предпенсионеров (например, в Москве, Московской области, Тверской и т. д.).

Узнать, есть ли льгота по транспортному налогу в вашем регионе, можно на сайте ФНС в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

4. Налог на доходы (НДФЛ)

И пенсионеры, и предпенсионеры освобождаются от уплаты НДФЛ со всех социальных выплат, которые они получают из бюджета (государственные пенсии, накопительная пенсия или единовременная выплата пенсионных накоплений, пособие по безработице и т.д. — полный перечень приведен в ст. 217 НК РФ).

Однако им придется заплатить НДФЛ, если они получают иные доходы, которые не освобождаются законом от налога.

Это заработная плата, доход от сдачи имущества в аренду, доход с продажи недвижимости, которая была в собственности менее предельного срока (3 или 5 лет, в зависимости от оснований приобретения).

Даже взысканная с ответчика в суде неустойка облагается НДФЛ, т. к. признается доходом (письмо Минфина от 24.05.2013 № 03-04-06/18724).

Поэтому нужно учитывать, что даже статус пенсионера или предпенсионера, увы, не освобождает от налогов полностью.

По официальным данным, Кабинет министров предложил весной этого года отменить налог с пенсий на Украине. В ходе одного из заседаний правительства Владимир Гройсман, занимающий на сегодняшний день должность премьер-министра, сообщил, что законопроект принят к рассмотрению в 2019 году.


Решение Кабинета министров

По словам премьер-министра, его инициатива, которая была поддержана народом, полностью согласована с депутатским корпусом. Была назначена дата рассмотрения законопроекта об отмене налогообложения пенсий — начало мая этого года. Многие считают это полноценным шагом для полной реабилитации социальной справедливости в обеспечении пенсиями.

Активно поддерживает введение законопроекта и вице-премьер-министр, одновременно выступая за увеличение прожиточного минимума с зимы текущего года. Павел Розенко считает, что значительно должна увеличиться и заработная плата: не на 5 %, как предлагалось раньше, а на 10 %, а также размер минимальной пенсии. В этом случае при положительном решении пенсия у украинцев может уже зимой быть 1250 гривен (минимальный размер), а плата рабочим гражданам — около 1600.


На этом же заседании было отмечено, что Кабинет министров не вправе самостоятельно принять решение об отмене налогообложения на пенсии гражданам Украины. Обязательно должны быть внесены соответствующие изменения Верховной Радой в Закон О государственном бюджете Украины этого года.

Процентная ставка налога

В бюджете на текущий год ограничение на пенсионные выплаты для работающих пенсионеров было сохранено, что касается их размеров, то они были снижены от имеющейся пенсии вплоть до 80 %. При поддержке депутатами страны решения Кабинета министров все пенсии перестанут облагаться налогом еще до лета. На рассмотрение в Верховную Раду премьер-министр отправляет два важных документа, один из которых затрагивает вопрос отмены налогов на пенсии с мая текущего года.

Этих пенсионеров в стране примерно 3 %, так как их пособие равняется трем минимальным заработным платам, что на сегодняшний день составляет больше 4000 гривен. Премьер-министр практически уверен, что решения об усилении социальной защиты граждан страны будет одобрено и внедрено в жизнь.

Стоит напомнить, что пенсии в стране облагаются налогом, равным 15 %, с учетом превышения установленной суммы в 4000 гривен.

Налог выплачивается от разницы между существующим пенсионным размером и тремя минимальными заработными платами. Второй предложенный Раде законопроект касается увеличения социальных стандартов на величину в 10 %, в то время как ранее планировалось повышение всего на 6 %.

Принятие закона

Рассматриваемый законопроект о внесении изменений, касающихся учреждения налогообложения пенсий работающих граждан страны, широко поддерживается депутатами.


При требуемом минимальном количестве сторонников, равном 226 голосам, положительно проголосовало больше 300 человек. Высказываются по этому поводу многие представители правительства.

Один из заместителей министра финансов указывает на факт того, что утверждение соответствующего законопроекта способно обеспечить выплаты пенсий, причем в полном объеме. Это же касается и всевозможных доплат к ним. Отмена налогов на пенсии может снять возросшее за последнее время социальное напряжение.

Пояснительная записка к документу указывает на факт того, что внедрение рассматриваемого закона снизит финансовые поступления в государственный бюджет в текущем году приблизительно на 800 000 000 гривен. Авторы же законопроекта одновременно отмечают, что все поступления от налогов на доходы граждан страны увеличились из-за того, что был снижен единый соц.взнос в прошлые годы, в 2020 году он остался прежним.


Это может полностью компенсировать то, что от налогообложения пенсий не будет больше поступлений в бюджет. Все налоги на доходы физ. лиц в Украине за первый квартал текущего года значительно возросли по сравнению с результатами за прошлый год. Увеличение почти на 46 % превысило стандартную отметку темпов роста бюджета Украины. В пояснительной записке указывается факт того, что благодаря этому был получен дополнительный ресурс, равный полутора миллиардам гривен.

Налоги в цифрах для пенсионеров

Облагается налогом в 2020 году пенсия, которая превышает зарплатный порог в 4130 гривен, с начала весны текущего года — больше 4300 гривен. При превышении этой цифры гражданину страны необходимо выплачивать государству 15 %, которые получаются от вычитания суммы получаемой пенсионной выплаты из суммы трех заработных плат.


По данным прошлого года, больше 400 000 пенсий страны каждый месяц облагались налогом, что пополнило общий государственный бюджет за один календарный год больше, чем на 1 000 000 000 гривен.

Разногласия по вопросу отмены

В одном известном печатном издании, выпускаемом на Украине, появилась информация о несогласии с отменой налога на пенсии работающего населения бывшего премьер-министра страны. Абсолютно противоположное мнение выражает большинство ведущих фракций в парламенте. Несмотря на это, с Яценюком связано множество конфликтов, направленных на рассматриваемый законопроект.

Партия Порошенко хочет отменить пенсию работающим пенсионерам

Из 10 000 000 000 гривен, которые получают за счет аренды земли, предлагается исключить 2 000 000 000 гривен, составляющих сумму налогообложения пенсии, с чем бывший премьер-министр категорически не согласен. Это мнение расходится с инициативой об учреждении налога на пенсионные выплаты большей части правительства, считающей, что сумма в 10 миллиардов гривен покроет отсутствие поступлений в госбюджет от пенсий работающих граждан.

Читайте также: