Пенсионеры земельный налог лнр

Государственный комитет налогов и сборов Луганской Народной Республики информирует всех плательщиков – физических лиц, владельцев земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователей! (актуально)

Законом Луганской Народной Республики «О налоговой системе» (далее – Закон) предусмотрена плата за землю. В соответствии с пунктом 126.1 статьи 126 данного Закона использование земли является платным.

На основании подпункта 135.3.2 пункта 135.3 статьи 135 Закона, начисление физическим лицам сумм земельного налога проводится территориальным органом налогов и сборов, который вручает плательщику до 1 августа текущего года соответствующее уведомление.

Согласно подпункту 136.3.1 пункта 136.3 статьи 136 Закона, физическими лицами – гражданами землепользователями (собственниками земельных участков) сумма платы за землю оплачивается раз в год до 01 октября текущего года.

Льготы относительно уплаты земельного налога для физических лиц предусмотрены пунктом 133.1 статьи 133 Закона. Таким образом, от уплаты земельного налога освобождаются: инвалиды первой и второй группы; физические лица, которые воспитывают трех и больше детей в возрасте до 18 лет; пенсионеры; Ветераны ВОВ, лица рядового и руководящего состава, которые относятся к участникам боевых (военных) действий, в том числе, на территории Луганской и Донецкой Народных Республик в течение длительности таких боевых (военных) действий с 02.06.2014 года.

В соответствии с подпунктом 133.1.2 пункта 133.1.2 статьи 133 Закона, освобождение от уплаты налога за земельные участки, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в пределах следующих норм:

а) для ведения личного крестьянского хозяйства - в размере не более как 2 гектара;

б) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах - не более как 0,25 гектара, в поселках - не более как 0,15 гектара, в городах - не более как 0,10 гектара;

в) для индивидуального дачного строительства - не более как 0,10 гектара;

г) для строительства индивидуальных гаражей - не более как 0,01гектара;

д) для ведения садоводства - не более как 0,12 гектара.

В случае каких либо изменений, гражданам - плательщикам земельного налога, необходимо предоставить в органы налогов и сборов по месту расположения земельного участка ряд соответствующих документов, а именно:

- копию налогового номера плательщика;

- копию документа, подтверждающего право собственности или право пользования;

- технический паспорт на домовладение;

- удостоверение подтверждающее право на льготу.

В случаи, если граждане по каким-либо причинам не получили уведомление, необходимо обратиться в территориальные органы налогов и сборов по месту нахождения земельного участка:

Территориальный орган ГНС Комитета налогов и сборов ЛНР

Почтовый адрес

Телефон, Факс

ГНИ в г. Антраците

94613, г.Антрацит, ул.Петровского,7а

spdlug1202@gmail.com

(0231) 3-85-61

Стахановская ОГНИ

94005, г.Стаханов, ул.Ленина, 25

spdlug1204@gmail.com

приёмная (0244) 4-12 -79

Кировское отделение Стахановской ОГНИ

г.Кировск, ул.Борисова, д. 18, помещ. 11

spdlug1205@gmail.com

(0246) 4-12-24 (факс)

4-43-76; 4-47-23

Первомайское отделение Стахановской ОГНИ

spdlug1210@gmail.com

Зам . начальника отделения

(0255) 3-31-47

3-31-94; 3-31-52

Алчевская ОГНИ

94204, г.Алчевск, ул.Горького, 47

2-72-36; 2-89-68

Брянковское отделение Алчевской ОГНИ

94100, г.Брянка, ул.Крымская, 1

spdlug1203@gmail.com

Зам . начальника отделения

Перевальское отделение Алчевской ОГНИ

94300, г.Перевальск, ул.Ленина, 40

spdlug1225@gmail.com

4-22-37; 4-22-39

ГНИ в г. Краснодоне

94400, г.Краснодон, ул.Первоконная,1а

(факс) 6-12-67

ГНИ в г. Красный Луч

94500, г.Красный Луч, ул.Шевченко,69

spdlug1208@gmail.com

2-01-90; 2-01-87; 2-01-86

ГНИ в г.Ровеньки

94700, г.Ровеньки, ул.Победы, 4

spdlug1211@ mail.ru

5-05-54; 5-02-21;

ГНИ в г.Свердловске

94800, г.Свердловск, ул.Свердлова, 10

(0234 ) 2-20-32

ОГНИ в Артемовском районе г.Луганска

91021, г.Луганск, ул.Тимирязева, 12а

spdlug1233@gmail.com

(0642) 65-10-99;

факс 65-11-11

Лутугинское отделение ОГНИ в Артемовском районе г.Луганска

92000, г.Лутугино, пр-т Мира, 6

(0236) 2-58-37

ГНИ в Жовтневом районе г.Луганска

91057, г.Луганск, кв.Волкова,14а

spdlug1234@gmail.com

(0642) 41-44-30, факс 41-44-30

41-53-32; 41-53-19;

41-23-91; 47-51-10;

41-51-69; 41-23-75

ОГНИ в Ленинском районе г.Луганске

91011, г.Луганск, ул.Оборонная, 4л

spdlug1236@gmail.com

(0642) 50-76-01.

50-76-14; 50-76-07;

Каменобродское отделение ОГНИ в Ленинском районе г. Луганска

91011, г. Луганск, ул. Оборонная, 4л

spdlug1236@gmail.com

(0642) 50-76-01.

50-76-14; 50-76-07;

Славяносербское отделение ОГНИ в Ленинском районе г.Луганска

93701, пгт. Славяносербск,

slavnalog1228@gmail.com

Государственная налоговая инспекция по работе с КПН

Тема 16. Плата за землю

План

Плата за землю. Объект налогообложения. Плательщики платы за землю.

Налоговый период. База налогообложения.

Ставки и коэффициенты земельного налога.

Особенности установления ставок земельного налога.

Льготы относительно уплаты земельного налога.

Особенности применения льготного налогообложения

По налогу на землю.

Порядок исчисления платы за землю.

Сроки уплаты платы за землю.

Арендная плата.

Индексация нормативной денежной оценки земель.

Глава 19. Плата за землю

Статья 126. Плата за землю

126.1. Использование земли в Луганской Народной Республике

126.2. Плата за землю взимается в виде земельного налога или

арендной платы, определяемые в зависимости от нормативной денежной

оценки земель с учетом коэффициента индексации, определенного в

соответствии с правилами, установленными настоящим Законом.

126.3. Размер платы за землю не зависит от результатов хозяйственной

деятельности собственников земли и землепользователей.

Статья 127. Объект налогообложения

127.1. Объектом налогообложения является земельный участок, а также

земельная доля (пай), находящийся в собственности или пользовании, в том

числе на условиях аренды.

127.2. Объектом налогообложения также является земельный участок, а

также земельная доля (пай), который фактически используется субъектами

хозяйствования на основании договоров или решений органов

государственной власти (органов местного самоуправления) о передаче

недвижимого имущества в управление (оперативное управление),

(статья 127 дополнена пунктом 127.2 в соответствии с Законом

Луганской Народной Республики от 29.06.2016 № 104-II)

Статья 128. Плательщики платы за землю

128.1. Плательщиками платы за землю являются:

128.1.1. юридические лица (их филиалы) и физические лица-

предприниматели, являющиеся собственниками земельного участка,

земельной доли (пая) и / или землепользователями, в том числе арендаторы;

(подпункт 128.1.1 пункта 128.1 статьи 128 в редакции Закона

Луганской Народной Республики от 29.06.2016 № 104-II)

128.1.2. физические лица, являющиеся собственниками земельного

участка, земельной доли (пая) и / или землепользователями, которые

используют данные категории земель в коммерческой деятельности;

128.1.3. физические лица – граждане.

(пункт 128.1 статьи 128 в редакции Закона Луганской Народной

Республики от 12.02.2016 № 84-II)

Статья 129. Налоговый период

129.1. Базовым налоговым периодом для платы за землю является

129.2. Налоговый период для уплаты платы за землю - календарный

129.3. Базовый налоговый период начинается 1 января и заканчивается

31 декабря того же года (для вновь образованных предприятий, учреждений

и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и / или

пользование на новые земельные участки базовый налоговый (отчетный)

период может быть меньшим 12 месяцев).

Статья 130. База налогообложения

130.1. Базой налогообложения является нормативная денежная оценка

земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в

соответствии с порядком, установленным этой главой настоящего Закона.

130.2. Решение относительно нормативной денежной оценки

земельных участков официально обнародуется соответствующим органом

местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному

периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки

земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы

соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного

периода, наступающего за плановым периодом.

Статья 131. Ставки и коэффициенты земельного налога

131.1. Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная

оценка которых проведена (независимо от местонахождения),

устанавливается в размере одного процента от их нормативной денежной

131.2. Ставки налога на земельные участки сельскохозяйственного

назначения (независимо от местонахождения) устанавливаются в процентах

от их нормативной денежной оценки за один гектар сельскохозяйственных

угодий в таких размерах:

131.2.1 для пашни, сенокосов и пастбищ - 0,1;

131.2.2 для многолетних насаждений - 0,03.

131.3. Ставка налога за земельные участки несельскохозяйственных

угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), расположенные

за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не

проведена, устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной

оценки единицы площади пашни по Луганской Народной Республике за один

131.4. Ставка налога за земельные участки (расположенные за

пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не

проведена), предоставленные садоводческим обществам (в том числе занятые

садовыми и / или дачными домами физических лиц), устанавливается в

размере 5 процентов от нормативной денежной оценки единицы площади

пашни по Луганской Народной Республике.

131.5. Ставка налога за земельные участки (расположенные за

пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не

проведена), предоставленные предприятиям промышленности, транспорта

(кроме земель железнодорожного транспорта в пределах полос отведения),

связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, которые

осуществляют эксплуатацию линий электропередач (кроме

сельскохозяйственных угодий), устанавливается в размере 5 процентов от

нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Республике.

131.6. Ставка налога за земельные участки (расположенные за

пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не

проведена), предоставленные для железнодорожного транспорта в пределах

полос отведения, воинским формированиям, образованным в соответствии с

законодательством Луганской Народной Республики, которые не содержатся

за счет Государственного или местных бюджетов, подразделениям Народной

милиции Луганской Народной Республики, которые осуществляют

хозяйственную деятельность, устанавливается в размере 0,02 процента от

нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Луганской

131.7. Ставка налога за земельные участки (расположенные за

пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не

проведена), предоставленные для предприятий промышленности, на землях

временного консервирования (деградированные земли), устанавливается в

размере 0,03 процента от нормативной денежной оценки единицы площади

пашни по Луганской Народной Республике.

131.8. Ставка налога за земельные участки (расположенные за

пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не

проведена), переданные в собственность или предоставленные в пользование

на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-

культурного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий),

устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки

единицы площади пашни по Луганской Народной Республике.

131.9. Ставка налога за земельные участки на землях водного фонда,

расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная

оценка которых не проведена, устанавливается в размере 0,3 процента от

нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Луганской

131.10. Ставка налога за земельные участки на землях водного фонда, а

также за земельные участки лесохозяйственного назначения, которые заняты

производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими

зданиями и сооружениями, расположенные за пределами населенных

пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена,

устанавливается в размере 5 процентов от нормативной денежной оценки

единицы площади пашни по Луганской Народной Республике.


Разобраться в нем помогла Галина Горобцова, пресс-секретарь Государственного комитета налогов и сборов (ГКНС) ЛНР.

Она отметила, что регулирование налогообложения действует на срок с 01.04.2020 по 30.04.2020 года.

Так, те налогоплательщики, которые временно прекратили свою рабочую деятельность в связи с решением Чрезвычайной санитарно-противоэпидемической комиссии (ЧСПК), освобождаются от платы за патент и альтернативной фиксированной ставки упрощенного налога. В их число вошли:

  • кафе и рестораны;
  • субъекты розничной торговли непродовольственными товарами;
  • субъекты сферы парикмахерских и прочих услуг.

Галина Горобцова отметила, что сдавать в налоговую инспекцию свидетельство патента или упрощенного налога не нужно. Кроме этого, плательщики из данных категорий освобождаются от платы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за своих наемных работников и себя. Также за апрель 2020 года продлевается срок уплаты денежных обязательств по земельному налогу на 30 календарных дней.

Пресс-секретарь уточняет, что все указанные послабления действуют только при условии выплаты заработной платы наемным работникам (не менее минимального размера, что на апрель 2020 года составляет 6064 рос. руб.) и при сохранении рабочих мест. В случае если эти требования не соблюдены, то и льготы по уплате ЕСВ снимаются.

Также Галина Горобцова рассказала о том, что уплачивать единый взнос в размере 50% от ставки взноса можно тем юридическим и физическим лицам – предпринимателям, которые вошли в перечень категорий по льготам, но временно прекратили свою рабочую деятельность из-за риска возникновения коронавируса. Однако такая норма применима только к сотрудникам, которые вынуждены находиться в простое, но им выплачивается заработная плата (не менее минимальной). При этом период пользование льготой, а также страховой стаж за период освобождения от уплаты ЕСВ полностью будет зачислен.

Далее, она пояснила, что от уплаты фиксированных ставок налогообложения и единого взноса НЕ ОСВОБОЖДАЮТСЯ те налогоплательщики, которые с условием доставки или дистанционно все равно продолжают свою рабочую деятельность даже в условиях ограничений.

Представитель ГКНС ЛНР сообщила, что можно зарегистрировать на транспортное средство доставки книги учета и расчетные квитанции, если система налогообложения конкретного плательщика предусматривает применение кассовых аппаратов. Такая норма распространяется на транспорт, который находится в пользовании или принадлежит налогоплательщику.

Как уточнила Галина Горобцова, налогоплательщики освобождаются от уплаты процентов за пользование рассрочками/отсрочками по задолженности, которые оформлены за апрель 2020 года. Оформление рассрочки или отсрочки по уплате налоговых платежей все еще возможно в налоговом органе, куда для этого могут обратиться плательщики.

Кроме того, налогоплательщикам не начисляется пеня, и не применяются к ним штрафные санкции за нарушения, совершенные в апреле 2020 года. В их число вошли:

— несвоевременная подача отчетности по ЕСВ и применению регистраторов расчетных операций;

— несвоевременное предоставление в органы налогов и сборов документов для постановки на учет;

— несвоевременная уплата налогов, взносов и сборов;

— несвоевременное предоставление уведомления об открытии или закрытии банковских счетов.

По словам Галины Горобцовой, на 30 дней со дня окончания режима повышенной готовности продлеваются сроки расчетов по внешнеэкономическим операциям для субъектов внешнеэкономической деятельности, если граничный срок расчетов по операциям наступил в период действия режима.

С нерезидентами, расположенными на территории, где действуют ограничительные меры из-за риска распространения коронавируса, которые препятствуют своевременным расчетам (и это подтверждено документально), то сроки расчетов продлеваются на период действия ограничений.

Пресс-секретарь предупредила предпринимателей о том, что на время действия ограничений органами налогов будет проводиться мониторинг и анализ по осуществлению трудовой деятельности на вынос, с доставкой и дистанционно.

Также согласно Постановлению устанавливается мораторий на проведение контрольно-проверочных мероприятий органами налогов и сборов. Исключением являются лишь проверки, начатые в рамках возбужденных уголовных дел и по материалам доследственных проверок.

В завершение заседания Галина Горобцова отметила, что Постановление может быть продлено. Это зависит от дальнейшего развития событий и принятия соответствующего решения.

Ранее из-за угрозы распространения инфекции Чрезвычайная санитарно-противоэпидемическая комиссия (ЧСПК) уже приняла комплекс ограничительных мер, закрыв предприятия общественного питания, переведя учащихся ЛНР на дистанционное обучение , из-за чего был даже перенесен и конец учебного года. Также временно отменены льготы на проезд в общественном транспорте для разных категорий граждан, а после обнаружения второго случая заболевания коронавирусом введены ограничения на передвижение людей и транспорта в Антраците и Красном Луче. Кроме того, были закрыты некоторые торговые точки по реализации непродовольственной группы товаров, а спустя некоторое время перечень точек продаж, которые могут продолжать работу, был расширен.


Органы доходов и сборов Донецкой Народной Республики – это органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль за соблюдением Закона «О налоговой системе» № 99 IHC от 25.12.2015 года (с изменениями и дополнениями). Республиканская налоговая инспекция в Старобешевском районе Министерства доходов и сборов ДНР ответила на самые волнующие землепользователей вопросы.

– В какие сроки подлежит уплате земельный налог с физических лиц?

– Начисление физическим лицам сумм земельного налога проводится территориальным органом доходов и сборов. Гражданами сумма платы за землю оплачивается в срок до 30 августа текущего года.

– Предусмотрены ли льготы для определенных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и так далее)?

– В соответствии с п. п. 133.1.1. п. 133.1 ст. 133 Закона «О налоговой системе» от уплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй групп;
  • физические лица, которые воспитывают трех и больше детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры;
  • ветераны Великой Отечественной войны, лица рядового и руководящего состава, которые относятся к участникам боевых (военных) действий, в том числе на территории Донецкой и Луганской Народных Республик в течение длительности таких боевых (военных) действий с 02.06.2014 года;
  • физические лица, признанные лицами, пострадавшими в результате чернобыльской катастрофы;
  • физические лица, пострадавшие в результате проведения боевых (военных) действий на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в течение длительности таких боевых (военных) действий с 02.06.2014 года (включая как повреждения здоровья таких физических лиц, так и/или нанесения существенного вреда жилью таких граждан);
  • физические лица, потерявшие в результате проведения боевых (военных) действий на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в течение длительности таких боевых (военных) действий с 02.06.2014 года, единственного кормильца семьи.
  • собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику сельскохозяйственного налога.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для вышеупомянутой категории граждан, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в пределах следующих норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства – в размере не более 2 гектаров;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах – не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара;
  • для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;
  • для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара;
  • для ведения садоводства – не более 0,12 гектара.

– В каком размере начисляется земельный налог?

– Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1 процента от их нормативной денежной оценки.

Ставки налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения (независимо от местонахождения) устанавливаются в процентах от их нормативной денежной оценки за один гектар сельскохозяйственных угодий в таких размерах:

  • для пашни, сенокосов и пастбищ – 0,1;
  • для многолетних насаждений – 0,03.

Для сельскохозяйственных угодий, принадлежащих физическим лицам – собственникам земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных долей (паев), которые не переданы в пользование, в том числе на условиях аренды, за исключением земельных участков, предусмотренных пунктом 191.2 статьи 191 настоящего Закона, – 1,5.

В соответствии с п. 191.2. ст. 191 Закона № 99 IHC не могут быть субъектами уплаты сельскохозяйственного налога физические лица, которые не являются предпринимателями, ведут подсобное хозяйство на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности, площадь которых не превышает 1,0 гектар на один земельный пай, и производят на таких земельных участках сельскохозяйственную продукцию для собственного потребления.

По материалам газеты «Новая жизнь»

Что такое земельный налог, как его узнать и оплатить, ставки налога, кадастровая стоимость земли, льготные категории граждан, есть ли льготы для пенсионеров – информацию по всем этим вопросам вы найдете на этой странице.

Как можно узнать и оплатить земельный налог?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить налог на землю онлайн. Для проверки достаточно ввести номер ИНН или Индекс документа (УИН ) в форму расположенную ниже.

По ИНН собственника земельного участка можно проверить только задолженности, по номеру УИН - текущие начисления.

Что такое земельный налог для физических лиц?

Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.

Не подлежат налогообложению земельные участки следующих категорий:

  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками

Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие - ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В какой срок необходимо уплатить земельный налог в 2020 году?

Оплатить земельный налог, так же как и другие налоги физических лиц, необходимо до 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Таким образом, налог на землю за 2019 год надо оплатить не позднее 1 декабря 2020 года. В случае неуплаты налога до указанной даты, на сумму налога будет производиться начисление пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ.

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%. Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли. Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне. 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков. Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать в любой налоговой инспекции или воспользовавшись следующей ссылкой.

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения. Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде – 12 месяцев.
При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло до 15-го (включительно) числа месяца покупки. В случае продажи, месяц считается полным, если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно воспользовавшись онлайн сервисом Росреестра под названием «Публичная кадастровая карта». На этом сайте находится интерактивная карта всех субъектов РФ. После выбора интересующего вас участка земли будет показана подробная информация по нему:
тип, кадастровый номер, статус, адрес, категория земель, форма собственности, кадастровая стоимость, площадь и т.п. Поиск участка возможен по GPS координатам, однако не всегда этот функционал работает корректно.
Вся информация о земельном участке доступна бесплатно и без регистрации.

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых 6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д
Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из этой льготы.
Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только за 14 соток.
Еще одна особенность данного закона - вычет применятся только по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Земельный налог – обязательный платеж, который входит в состав налога на имущество. «Минфин» разбирался, как начисляется земельный налог, за какие именно объекты, кто имеет льготы, когда и сколько нужно платить.


Правила взимания платы за землю в 2020 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2020, как и в 2019 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

— земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);

— арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.136, ст. 288 НКУ).

В этой публикации сосредоточимся на порядке взимания одной из составляющих платы за землю — земельного налога.

За что платим

Плата за землю это обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки, площадь земельных участков.

НДО проводится по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Она проводится не реже чем раз в 5-7 лет для земель в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также сельхозземель за пределами городов и сел. Для прочих земель за пределами населенных пунктов этот интервал больше – 7-10 лет.

При этом, согласно п. 8 подразд. 6 разд. ХХ НКУ, индекс потребительских цен, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

• для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;

• для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

Справочники показателей нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий и показателей нормативно денежной оценки земель населенных пунктов в Украине по состоянию на 01.01.2020 г. опубликованы на официальном сайте Госгеокадастра Украины.

Сколько платить

Ставка земельного налога устанавливается местными советами:

  • за земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%) от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее. Например, нормативная денежная оценка земельного участка составила 30 тысяч гривен. Размер платежа по налогу будет равен 900 грн. (30 000 / 100% х 3%).
  • за земли сельскохозяйственных угодий — ставка налога на землю не может устанавливаться более 1% от нормативной денежной оценки;
  • за земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий — ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки;
  • за земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки — ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях.

Кто платит

При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом.

Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления.

Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:

  • бывший собственник – за период с начала календарного года и до начала месяца, в котором право собственности перешло к другому лицу;
  • новый собственник – за период, начиная с месяца, в котором к нему перешло право собственности, и до конца календарного года.

Земельный налог начисляется по месту нахождения участка.

Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка.

В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ).

Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю.

При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%.

Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор.

Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности.

Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании.

Льготы и штрафы

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога.

За неуплату налога в срок физлиц ждет штраф в размере 10% суммы долга (при задержке на 30 дней) или 20% при большем сроке плюс пеня в размере 120% годовых учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

Вопросы и ответы по уплате земельного налога физическими лицами

Кто является плательщиком земельного налога?

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Если в пользовании физических лиц имеются земельные участки, не оформленные в собственность, земельный налог по такому участку также подлежит уплате. Это связано с тем, что согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской федерации является платным, а регистрация прав на имущество производится на заявительной основе.


Как рассчитывается земельный налог физическим лицам?

Земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков. Так, житель г. Ростова-на-Дону, имеющий в собственности земельный участок в Таганроге, уплачивает налог по месту нахождения земельного участка, т.е. в бюджет г. Таганрога. Следовательно, и возникающие вопросы по поводу исчисления и уплаты земельного налога необходимо разрешать по месту нахождения земельного участка.
Исчисление суммы земельного налога производится налоговым органом по месту нахождения земельного участка на основе сведений о кадастровой стоимости земельного участка, которые предоставляют органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По вопросу правильности определения кадастровой стоимости следует обращаться в территориальный орган Росреестра.
Налог исчисляется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на ставку налога, конкретное значение которой установлено нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Кроме этого, налоговые ставки могут устанавливаться с учетом категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
В результате проведенной в 2008 году Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости переоценки земельных участков населенных пунктов их стоимость с 1 января 2009 года увеличилась. Например, если в 2008 году стоимость земельного участка составляла 134881 рубль, то, после переоценки, в 2009 году стоимость этого же участка возросла до 1070031 рублей. Следовательно, возросла и сумма налога.
Физическим лицам налог исчисляется налоговыми органами, на основании имеющихся данных о земельных участках и их кадастровой стоимости, их владельцах или пользователях, доли в праве на земельный участок, сроках владения (пользования) земельным участком.

Сроки уплаты земельного налога?

Уплата физическими лицами исчисленной суммы налога производится на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В течение календарного года производится уплата авансовых платежей, а по его окончании – оставшейся части годовой суммы земельного налога.
Так, в г. Ростове-на-Дону Решением Ростовской – на – Дону городской Думы от 23.08.2005г. № 38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону» окончательный платеж за 2009 год производится до 15 июня 2010 года, а авансовые платежи на 2010 год - до 15 сентября и до 15 ноября соответственно. В других муниципальных образованиях могут быть установлены иные сроки уплаты земельного налога, а также порядок исчисления авансовой суммы налога. Например, в г. Батайске: окончательный платеж земельного налога за 2009 год уплачивался в срок не позднее 15 февраля 2010 года, а авансовые платежи земельного налога на 2010 год уплачиваются не позднее 1 июля 2010 года и 1 ноября 2010 года.
Сроки уплаты налога указаны в налоговом уведомлении, направляемом налоговой инспекцией физическим лицам. Кроме того, для уточнения сведений можно обратиться в налоговые органы по месту жительства или по телефонам справочной службы инспекции.

Что делать, если не получено налоговое уведомление и квитанция на уплату земельного налога?

В случае неполучения физическим лицом налогового уведомления об уплате земельного налога, либо ошибочно полученных налоговых уведомлений, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.
Учитывая, что налог исчисляется налоговым органом по месту нахождения земельного участка, а налогоплательщик проживает в другом населенном пункте, необходимо проинформировать налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка об адресе, по которому следует направить налоговое уведомление на уплату земельного налога и квитанцию об оплате.


Что делать, если из налоговой инспекции пришло уведомление об уплате земельного налога, а земельный участок продан?

Если произошла продажа земельного участка, а прежнему владельцу от налоговой инспекции поступило уведомление на уплату налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию, направившую Вам уведомление и квитанцию об уплате налога, с заявлением и копией документа о продаже земельного участка. Кроме этого, необходимо проверить за какой период исчислен земельный налог. Важно помнить, что при исчислении налога на соответствующий календарный год учитывается срок владения земельным участком в течение налогового периода. Так, если отчуждение земельного участка состоялось в мае 2010 года, то налоговый орган вполне обоснованно может исчислить налог прежнему собственнику за 5 месяцев 2010 года (коэффициент 5/12). В соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ указанный коэффициент, определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При определении такого коэффициента необходимо также учитывать до или после 15 числа месяца произошло возникновение или прекращение прав на земельный участок.

Кто из физических лиц имеет льготы по уплате земельного налога?

Налоговый кодекс не предусматривает полного освобождения физических лиц от уплаты всей суммы налога, этот вопрос передан на усмотрение представительных органов местного самоуправления. Налоговым кодексом РФ предусмотрено только частичное освобождение отдельных категорий физических лиц. Таким образом, если представительным органом муниципального образования не принято решение о льготах для жителей на своей территории по земельному налогу, то минимальный размер льготы гарантирован Налоговым кодексом,
в виде уменьшения налоговой базы на 10 тысяч рублей на одного налогоплательщика у следующих категорий физических лиц:
Героев Советского союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий;
физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, получивших I или II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалидов с детства;
физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидациях аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
физических лиц, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками, а также уменьшить размеры ставок по налогу.
По этим вопросам налогоплательщикам следует обращаться в представительный орган местного самоуправления.

Освобождены ли пенсионеры Ростовской области от уплаты земельного налога?

Как уже отмечалось выше, земельный налог является местным налогом, следовательно, органы местного самоуправления самостоятельно определяют состав льготных категорий налогоплательщиков и размер льгот по земельному налогу. В г. Ростове-на-Дону принято решение, в соответствии с которыми пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, достигшие 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин, освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки (долю), на котором расположен объект жилищного фонда (дом, квартира), где они являются собственниками, и в котором налогоплательщики имеют постоянную регистрацию (прописку), и не используемые для ведения предпринимательской деятельности. Но в большинстве территорий области пенсионеры уплачивают земельный налог.


Каков порядок представления льгот физическим лицам по уплате налога?

В соответствии с действующим законодательством, документы (заявление на получение льготы и копия удостоверения, подтверждающего право на льготу) самостоятельно представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Какие документы необходимы для подтверждения права на льготу по уплате земельного налога?

Льготы по уплате земельного налога предоставляются на основании заявления и копии документа, подтверждающего право на льготы.
Так, например, право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий может подтверждаться следующими документами:
удостоверением ветерана Великой Отечественной войны;
удостоверением участника Великой Отечественной войны;
удостоверением инвалида Великой Отечественной войны или удостоверением инвалида боевых действий;
удостоверением ветерана боевых действий о праве на льготы.
Лицам, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, льготы предоставляются на основании соответствующих удостоверений и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) по инвалидности.
Копии документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка в срок, установленный нормативным актом о земельном налоге, принятым в каждом муниципальном образовании. При непредставлении вышеназванных документов льгота по налогообложению предоставлена быть не может.


Какие меры могут применить налоговые органы в случае неуплаты в установленный срок налогоплательщиком суммы земельного налога?

Если налогоплательщик не уплачивает в установленные сроки исчисленную и предъявленную ему сумму налога, то налоговый орган обязан направить такому налогоплательщику требование об уплате налога, в котором указывается сумма задолженности и пени за каждый день просрочки платежа. Порядок дальнейших действий должностных лиц налоговых органов по взысканию недоимки, установлен в Налоговом кодексе РФ.
О своей задолженности по земельному налогу, а также налогу на имущество, транспортному налогу налогоплательщики могут узнать с помощью Интернет-сервиса «Узнайте вашу задолженность», который размещен на сайте Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области по адресу www.r.61.nalog.ru. Для этого достаточно ввести индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), свои фамилию, имя, отчество, регион, по которому проверяется наличие задолженности, а также предлагаемый код. При наличии задолженности можно сформировать квитанции формы ПД, по которым можно перечислить в бюджет денежные средства в любом отделении Банка России. В квитанциях все обязательные реквизиты уже заполнены. Но нужно обратить внимание, что речь идет о задолженности - долгах прошлых лет, а не о текущих платежах.

Уплачивается ли налог за земли под многоквартирными домами?

Да. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме стали собственниками доли в праве собственности на земельный участок. Доля участка не может быть выделена в натуральном виде, так как весь земельный участок принадлежит всем собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
Доля собственника квартиры в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади этого помещения.
Налоговый Кодекс определяет, что собственники земельного участка или его доли являются плательщиками земельного налога. Поэтому после перехода прав на земельный участок собственникам помещений в многоквартирном доме, последние должны уплачивать земельный налог. Налог уплачивается пропорционально доле собственника в праве на участок. То есть, чем больше квартира, тем больше будет земельный налог. Если в квартире несколько собственников, налог, приходящийся на эту квартиру, будет разделен на них всех.
Но многие плательщики говорят: «У меня нет документа о праве на землю, почему я должен платить налог?».
В этом случае нужно учесть, что Законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что отдельной регистрации права на долю земельного участка не требуется, достаточно документа, подтверждающего право собственности на помещение в жилом доме.
Доля в праве на участок, приходящаяся на неприватизированные квартиры, принадлежит муниципальным органам. У многих возникает вопрос: не придется ли собственникам приватизированных квартир заплатить за соседей? Нет, не придется, так как, при расчете доли, приходящейся на квартиру, складывают площади всех квартир, в том числе не приватизированных. Доля, приходящаяся на эту квартиру, не оплачивается, так как собственником является муниципалитет.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют нежилые помещения в жилом доме, уплачивают налог самостоятельно, а физическим лицам сумма налога исчисляется налоговыми органами и доводится уведомлением.
Налоговой инспекцией расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка, прилегающего к дому, и доле каждого собственника в праве на этот земельный участок.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ Управления

Читайте также: