Пенсионный фонд в налоговом праве

Право на налоговую льготу может быть подтверждено по единичному запросу сведений из ПФР о пенсионерах, предпенсионерах и инвалидах.

С 2018 года действует беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, а с 2020 года также по транспортному налогу.

Льготы предусмотрены для налогоплательщиков, относящихся, в частности, к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В этих целях приказом ФНС России от 12.11.2019 № ММВ-7-21/567@ регламентирован информационный обмен между ФНС России и ПФР.

ФНС России обращает внимание также на то, что в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР.

Сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков соответствующего статуса, также являются основанием для предоставления налоговых льгот независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 января 2020 г. N БС-4-21/945@

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

СВЕДЕНИЙ ПФР, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ЗАПРОСАМ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА

В связи с поступлением в Федеральную налоговую службу обращений, касающихся использования сведений Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), полученных по запросам налоговых органов, для целей предоставления налоговых льгот при налогообложении имущества (в т.ч. письмо УФНС России по г. Москве от 21.01.2020 N 23-16/009882@), направляем следующие рекомендации.

Подпунктом "б" пункта 24 и подпунктом "а" пункта 28 статьи 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с налогового периода 2018 года для налогоплательщиков, относящихся к пенсионерам, предпенсионерам, инвалидам (ряда категорий), лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, владельцам хозпостроек, введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот при налогообложении недвижимости на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и другими федеральными законами.

С 2020 года подпунктом "г" пункта 66 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот распространен на налогоплательщиков-физических лиц по транспортному налогу.

В целях применения указанных норм регламентирован информационный обмен ФНС России и ПФР в соответствии с абзацем третьим пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса и приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, а также порядка заполнения указанной формы" (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2019, регистрационный N 56785).

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 85 Налогового кодекса и Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в среде СМЭВ для налоговых органов реализована возможность единичного запроса сведений из ПФР по видам сведений о лицах, предусмотренных приказом ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/567@.

При этом необходимо понимать, что сведения из ПФР по единичным запросам, подтверждающие наличие у налогоплательщиков статуса пенсионера и (или) инвалида (ряда категорий), также являются основанием для предоставления налоговых льгот в соответствии с вышеперечисленными федеральными законами, начиная с налогового периода 2018 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и с 2020 года - по транспортному налогу, если такие льготы по транспортному налогу предусмотрены законами субъектов Российской Федерации, независимо от даты назначения пенсии/даты установления инвалидности при условии, что в соответствующий налоговый период налогоплательщик относился к указанным льготным категориям лиц.

Доведите разъяснения до сотрудников налоговых органов, уполномоченных принимать решения о предоставлении налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 ноября 2016 09:40


С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

- об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

- о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа - до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

- прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

- принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

- Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

#1 Et exspecto Et exspecto -->

#2 -SiRus-

#3 -Olegus-

Вот это могет пригодится. Это из проекта Обзора по 1 части НК, не прошел этот пункт, но аргументация то имеется
Вариант п. 21

21. Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может быть применена к налогоплательщику в случае непредоставления им в Пенсионный Фонд РФ сведений в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования .

Отделение Пенсионного Фонда РФ в мае 2001 года обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Основанием данного иска явилось непредоставление ответчиком сведений, указанных в статье 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Арбитражный суд в иске отказал, мотивировав свое решение следующим:

Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ непредоставление в указанный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных требований предусмотренных этим Кодексом и иными актами о законодательстве о налогах и сбора, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый документ.

Данная норма имеет ввиду сведения, предоставляемые на основании законодательства о налогах и сборах и необходимые для осуществления налогового контроля.

Вместе с тем упомянутый выше закон не является составной частью указанного законодательства, возникающие при применении его правоотношения не являются налоговыми.

Как определено в преамбуле этого Закона, он устанавливает правовую основу и принципы индивидуального (персонифицированного) учета граждан, на которых распространяется данное законодательство Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Статья 13 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» устанавливает открытый перечень подлежащих представлению в Пенсионный Фонд РФ сведений об уплаченных по каждому застрахованному лицу страховых взносов и трудовом стаже соответствующего лица.

В дополнение к изложенному в решении суда также отмечено, что в силу статьи 9 ФЗ от 5.08.2000 № 118-ФЗ органы Пенсионного Фонда РФ с 1.01.01 утратили полномочия по осуществлению налогового контроля и, соответственно, необходимые для этого права налоговых органов, в том числе право взыскания налоговых санкций

#4 Assistent Assistent -->

#5 Et exspecto Et exspecto -->

#6 Assistent Assistent -->

ПФР, я гляжу, произвол творит. Вот выдержка из моего отзыва на заявление, аналогичному описанному в начале темы. Всем всего доброго.

Управлением ПФР по г. N направлен в N городской суд для рассмотрения по существу протокол об административном правонарушении от 15.05.2003, составленный в отношении K. по признакам административном правонарушении по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в органы государственного внебюджетного фонда сведений, необходимых для осуществления налогового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Вместе с тем, отношения по предоставлению в органы пенсионного фонда сведений о стаже и заработке застрахованных лиц в целях ведения индивидуального персонифицированного учёта не связаны с уплатой налоговых платежей и регулируются не налоговым законодательством, а правом социального обеспечения. В частности, в ст. 3 ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» определены следующие цели индивидуального (персонифицированного) учета: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам и т.д.

Полагаем, что в действиях K. отсутствует состав правонарушения, а дело подлежит прекращению в связи со следующем.
1. В соответствии с п. 1 ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения. В связи с вышеизложенным увеличенный срок давности по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах в данной ситуации не применяется.
Срок представления сведений установлен 1 марта 2003 года. Сообщаю Вам, что в начале марта 2003 г. Управлению ПФР было известно о нарушении Кольским филиалом ПетрГУ установленных сроков представления сведений – специалисты УПФР, начиная с 3 марта 2003 года, неоднократно сообщали о допущенной просрочке. Это обстоятельство может быть подтверждено показаниями работников бухгалтерии NNN и специалистами Управления ПФР по г. N.
Таким образом, на настоящий момент истекли два месяца с момента совершения и обнаружения просрочки подачи сведений, а значит, истёк срок давности привлечения к административной ответственности.

2. Следует учитывать, что указанное правонарушение по ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ состоит в нарушении соответствующего срока, установленного именно законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, срок представления работодателем в УПФР сведений о каждом работающем у него застрахованном лице (не позднее 1 марта) установлен не законодательством о налогах и сборах, а ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», который налоговые отношения не регулирует.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации нормы ст. 15.6 КоАП РФ применению не подлежат, а состав правонарушения отсутствует.

3. Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 28.3. КоАП должностные лица государственных внебюджетных фондов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.6, лишь в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Так как в данной ситуации отношения по представлению в УПФР сведений о стаже и заработке работников не связаны с уплатой страховых взносов, то должностные лица УПФР не наделены право составлять протокол об административном правонарушении. Возбуждённое же с нарушением порядка дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

В связи с вышеизложенным и на основании ст.ст. 24.5, 25.1, 25.5, 29.9 КоАП РФ просим Вас вынести постановление о прекращении производства по делу.

Обязательные страховые выплаты они же пенсионные налоги и взносы оплачиваются работодателем на каждого своего сотрудника в три внебюджетных фонда: пенсионный, медицинский и социального страхования. Значение подобных выплат заключается в том, что работодатели, включая индивидуальных предпринимателей, таким образом, формируют резерв средств, которые выплачиваются работникам при наступлении страховых случаев, например, больничного или декретного отпуска, а также при выходе на пенсию.


Пенсионные налоги и взносы - виды

Любой работодатель, как бюджетная организация, так и индивидуальный предприниматель, обязан уплачивать четыре вида страховых взносов:

  • пенсионный налог или взнос в Пенсионный Фонд России;
  • медицинский взнос, который выплачивается в Фонд обязательного мед.страхования;
  • обязательный страховой взнос на работников в Фонд обязательного соцстрахования на случай больничных листов и осуществления выплат, связанных с беременностью и рождением детей;
  • обязательные взносы в Фонд социального страхования для осуществления выплат, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями.

Налог в пенсионный фонд включает в себя два вида выплат. Одни формируют страховую часть пенсии, вторые – накопительную.

Категории плательщиков обязательных страховых взносов

По закону, обязанность производить выплаты обязательного характера, возлагаются на следующие категории организаций;

  • любые организации, начисляющие заработные платы и осуществляющие выплаты наемным работникам – частным гражданам;
  • индивидуальные предприниматели, выплачивающие зарплату сотрудникам и наемным рабочим;
  • физические лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, но осуществляющие выплаты зарплаты частным гражданам;
  • предприниматели, работающие «на себя», т.е. занимающиеся частной практикой.

На практике случаются ситуации, когда один и тот же субъект экономической деятельности, обязан платить страховые взносы одновременно по нескольким основаниям. Например, налог ИП в пенсионный фонд 2017, если предприниматель трудится «на себя», при этом имеет помощника – штатного сотрудника, то производить оплату он должен и за себя, и за сотрудника.


С чего необходимо платить налог?

Категории выплат, на которые начисляются налоги и страховые взносы – это, прежде всего, оплата труда – зарплаты штатным сотрудникам, выплаты в рамках трудовых договоров и наемным рабочим в рамках подрядных отношений. Если речь идет о штатных сотрудниках, то премии за любой период, отпускные выплаты и компенсации за неиспользованные отпуска – то на все эти виды выплат начисляется налог.

Если речь идет о внештатных сотрудниках, работающих по сделке, временному трудовому договору или в рамках гражданско- правовых трудовых отношений, то все виды выплаченных им вознаграждений за трудовую деятельность также облагаются налогом.

Таким образом, подоходный пенсионный налог взимается со всех выплат в пользу работника – физического лица. Исключения составляют работники, имеющие статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, взносы не взимаются, если бюджетное учреждение или предприниматель привлекает к сотрудничеству для выполнения определенного вида работ другого предпринимателя, и оплачивает его услуги.

Кроме того, не происходит начисления на выплаты, которые затрагивают вопросы аренды имущества работника, например, его личного автомобиля.

Взносы в фонды социального страхования обходят стороной сотрудников, работающих в рамках договоров гражданско-правового характера и подряда. Что касается взносов, связанных со страхованием несчастных случаев на производстве, то их оплачивать обязаны организации только в том случае, если о выплатах на случай производственной травмы или ущерба здоровью в ходе выполнения работ, упоминается в самом договоре.

Кроме того, присутствует и единый перечень выплат, в отношении которых действует освобождение от внесения взносов в фонды медицинского и социального страхования, а также не взимается пенсионный взнос. Их перечень приведен в 9 статье 212 федерального закона.


Взносы в Пенсионный фонд: социальный налог или компенсационные платежи?

С.Г. Пепеляев,
директор департамента налогов
и права аудиторско-консультационной
фирмы “ФБК”, канд. юрид. наук.

Большое практическое значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения имеет определение понятия “налог”.

Как правильно отмечают авторы учебного пособия “Налоги и налоговое право”, “точное уяснение содержания категории “налог” способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика”*1.

-----
*1 Налоги и налоговое право. Учебное пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: “Аналитика-Пресс”, 1997. С. 81


Без определения термина “налог” невозможно установить четкие границы компетенции контрольных и правоохранительных органов, реализующих свои права в налоговой сфере.

Проблема существует и в отношении иных органов управления, которые не прочь укрепить свою материальную базу, в том числе путем незаконного присвоения полномочий в налоговой сфере. Нередки случаи возложения ими на граждан и предприятия обязанностей по уплате различных взносов, платежей и т.п., по сути являющихся налогами, но скрывающихся за “презентабельными” названиями.

Необходимость законодательного определения налога продиктована и тем, что без этого невозможно правильное разрешение проблем ответственности за неуплату налога. При возникновении конфликта одна из главных задач - определить природу спорного платежа: является ли он налогом или же имеет иную природу. Решить эту задачу довольно сложно, поэтому не исключаются ошибки, в том числе судебные. Примером такого случая, по нашему мнению, является решение Верховного Суда РФ от 20.11.97 по жалобе ДОАО “Спецгазавтотранс” о признании недействительными ряда пунктов Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования*1 (далее по тексту - Инструкция).

-----
*1 Утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07


Свое требование заявитель жалобы обосновал тем, что оспариваемые пункты Инструкции противоречат Закону РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и ряду других законов, Конституции РФ. В частности, он отметил, что установленная в п. 79 Инструкции обязанность самостоятельно начислять себе пеню на сумму недоимки за все время просрочки платежа и отражать в расчетной ведомости не вытекает из какого-либо закона, а Фонд социального страхования и другие ведомства не вправе самостоятельно устанавливать какие-либо обязанности налогоплательщиков.

Представители ведомств на суде заявили, что “страховые взносы ничего общего с налоговыми платежами ни имеют, а поэтому налоговое законодательство на правоотношения, связанные с социальным страхованием, не распространяется”.

Верховный Суд РФ поддержал эту позицию на том основании, что “страховые платежи на государственное социальное страхование согласно ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в перечень налогов в Российской Федерации не включены и в связи с этим не являются налоговыми платежами. ”. При таких обстоятельствах Суд пришел к выводу о том, что действие налогового законодательства на возникающие правоотношения в сфере социального страхования, в том числе по уплате страховых взносов, не распространяется и в связи с этим оспариваемые заявителем пункты Инструкции не могут находиться в противоречии с положениями, содержащимися в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Обращает внимание сугубо формальный подход Суда к разрешению спора. Суд не исследовал сущностных характеристик взносов, не определил их природу. Отсутствие того или иного платежа в перечне, приведенном в ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” само по себе не означает, что этот платеж не является налогом, установленным иным нормативным актом. Примеры таких налогов не единичны.

Представляется, что на решение Верховного суда во многом повлияло отсутствие в законодательстве определения понятия “налог”.

В этих условиях значение практики Конституционного Суда РФ состоит в том, что в ряде постановлений продемонстрирован подход к разрешению вопроса о правовой природе платежа, сформулированы критерии, определены сущностные характеристики налоговых платежей.

Развернутая аргументация по вопросу о правовой природе платежа приведена в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.98 № 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год” в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов".

По вопросам о правовой природе взносов в Пенсионный фонд РФ и другие социальные фонды ведется давний спор.

Так, при обсуждении проекта Налогового кодекса возникла необходимость разграничения налоговых отношений и отношений, связанных с уплатой взносов во внебюджетные социальные фонды.

Пенсионный фонд РФ в заключении по проекту Кодекса, в частности, указал, что на социальное страхование не могут распространяться принципы налогообложения, поскольку страхование является составной частью не налоговых, а трудовых отношений. По мнению Фонда, страховые взносы носят не фискальный, а компенсационный характер и по существу являются отложенной частью оплаты труда для материального обеспечения при наступлении страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца и др.).

Фонд социального страхования поддержал ту же позицию и указал, что в отличие от налогов, относящихся к прибавочному продукту, средства социального страхования составляют обобществленную часть необходимого продукта в виде затрат на воспроизводство рабочей силы. Страховые взносы включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, имеют строго целевое назначение и, в частности, по Фонду социального страхования не аккумулируются в федеральных и региональных фондах, а в своей основе (до 80 %) расходуются непосредственно страхователями (плательщиками взносов) по зачетной системе.

Представляется, что подобная точка зрения во многом беспочвенна. О компенсационном характере взносов можно говорить лишь в самом общем экономическом плане. С правовой позиции компенсационности нет.

Во-первых, плательщик взносов и получатель благ могут не совпадать (работодатель и работник).

Во-вторых, лицо имеет право на получение пенсии и иных выплат при наличии стажа работы и достижении возраста независимо от факта уплаты взносов в прошлом. Например, если работодатель уклонялся от внесения взносов, то это обстоятельство ни коим образом не может повлиять на право работника получать пенсию. Государство гарантирует получение пенсии в установленном размере, которое не зависит от внесенных сумм. Отношения по уплате взносов и по получению пенсии - принципиально разные отношения.

В-третьих, уплата взноса не означает возникновения встречной обязанности государства, и, таким образом, обязанность возникает не в силу совершения платежа, а в результате указанных обстоятельств. Поэтому взносы в Пенсионный фонд РФ и аналогичные фонды не могут быть отнесены к категории пошлин или сборов.

Такие взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например, общих налоговых поступлений. Однако использование формы целевых налогов в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.

Во многих странах платежи, именуемые в России взносами во внебюджетные социальные фонды, называются социальными налогами.

Таким образом, отношения по уплате социальных взносов, хотя и близки к отношениям социального страхования, существенно от них отличаются и являются и по существу, и по форме налоговыми.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.02.97 № 7-П также отметил, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального страхования как важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, в рамках которой реализуется право граждан на трудовые пенсии, гарантии, компенсации.

Уплата страховых взносов страхователями и гражданами является сущностным признаком государственного социального страхования. Например, “страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утратили его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения” (пункт 2).

Однако Конституционный Суд РФ сделал правильный, на наш взгляд, вывод о том, что задачи, решаемые посредством взимания страховых взносов, не существенны для оценки правовой природы этих платежей с позиции их отношения к фискальной системе государства. Главная задача этой системы - формирование ресурсов публичной власти, за счет которых оплачиваются все расходы, связанные с обеспечением публичных функций, в том числе функций социального государства, связанных с выплатой государственных пенсий и социальных пособий (ст. 7, 39 Конституции РФ). Конституционный суд отметил в постановлении, что “уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений”.

С точки зрения законодательной техники страховые взносы соответствуют критериям налоговых платежей. Конституционный Суд РФ отметил, что “для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода)”. Признак обязательности выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников. О характере страховых взносов прямо сказано в ст. 1 Федерального закона РФ от 01.04.96 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”*1: страховые взносы в Пенсионный фонд РФ - это обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

-----
*1 Собрание законодательства, 1996, № 14. Ст. 1401

Взносы в социальные фонды обладают также признаком индивидуальной безвозмездности. В постановлении отмечено, что “целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации придается обезличенно-безвозмездный характер”.

Кроме того, ряд других условий взимания этих взносов свидетельствует об их налоговой природе. “Содержание и характер норм о порядке регистрации плательщиков страховых взносов, о порядке и сроках уплаты страховых взносов, о мерах ответственности плательщиков, об осуществлении Пенсионным фондом Российской Федерации контроля за своевременной и полной их уплатой плательщиками с участием органов Госналогслужбы России, о наделении этого фонда при взыскании в бесспорном порядке недоимок по страховым взносам с работодателей-организаций правами, представленными налоговым органом по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, сближают страховые взносы с налоговыми платежами”.

Иными словами, Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что обязательство по уплате страховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Элементы налогового обязательства (субъект налога, объект, порядок исчисления налоговой базы, ставка и др.) присущи и обязательству по уплате взносов. Идентичны также способы контроля за выполнением обязательств по исчислению и уплате налогов и взносов, меры обеспечения выполнения обязательств.

Все перечисленное явилось основанием для вывода о том, что “согласно действующему законодательству, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Это означает, что при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод граждан (статья 55, части 2 и 3; статья 57 Конституции Российской Федерации)”.

Одним из конституционных принципов налогообложения и сборов, обеспечивающих реализацию и соблюдение основ конституционного строя, является принцип ограничения специализации налогов и сборов.

По общему правилу, налог не предназначен для определенного расхода. Это - одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций. Основанием данного принципа является также закрепленное в Конституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114). К тому же в соответствии со ст. 2, 11 Закона РФ от 27.12.91 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” цель взимания не является существенным признаком налога, элементом налогового обязательства.

Данная точка зрения доминирует и в науке налогового права, закреплена в зарубежном законодательстве*1.

-----
*1 Годме Поль Мари. Финансовое право. - М.: Прогресс, 1978. С. 366 - 370


Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

К целевым налоговым платежам относятся также взносы в социальные фонды, в частности страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Придание этим платежам целевого характера вполне обосновано конституционно значимыми положениями (п. 2 постановления Конституционного суда РФ от 24.02.98 № 7-П). Платежи взимаются в целях финансирования системы государственного пенсионного страхования, которая является организационной формой социального обеспечения граждан. Этой форме присуща уплата взносов страхователями (работодателями) и застрахованными гражданами. Важный вывод, который можно сделать, анализируя постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.98, состоит в том, что при анализе конституционности целевого налога необходимо исходить не только из признаков платежа как фискального явления, но и из соответствия платежа тем конституционным целям, ради которых ему придан целевой характер.

Конституционный Суд РФ отметил в п. 3 постановления: “Принципы справедливости и равенства требует не только соразмерности (не чрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемой заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование”.

Как видно из приведенного текста, Конституционный Суд РФ исследовал проблему справедливости страховых взносов не только как налоговых платежей, являющихся формой отчуждения собственности граждан и предприятий, но и как способа финансирования системы государственного пенсионного страхования. Суд оценивал не только влияние этих платежей на материальное состояние плательщиков, но и соответствие их целям, ради которых они установлены.

На основе такого анализа Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что “предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что он, по сути, становится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необоснованным лишением их части законно заработанного”.

Таким образом, к целевым налогам предъявляются повышенные требования соответствия конституционным положениям по сравнению с общими налогами.

Последнее реформирование пенсионной системы вылилось в достаточно спорный вопрос о необходимости создать для людей, которые в будущем планируют уйти на заслуженный отдых, возможность самостоятельно сформировать для себя будущую пенсию.

  • 💰 Пенсионный вычет для тех, кто копит сам на пенсию. Что это такое?
    • Причины инициативы нововведения
    • Суть предложения
    • Кто будет иметь право на получение
    • Предполагаемый размер
    • Плюсы и минусы нового налогового вычета
  • 💸 Социальный налоговый вычет по расходам на пенсионные взносы
    • Что собой представляет и каков его размер
    • Кто и когда может оформить
    • Необходимые документы
    • Куда обращаться для оформления
    • Сроки
  • ❗ Главные различия между двумя вычетами
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💰 Пенсионный вычет для тех, кто копит сам на пенсию. Что это такое?

Пенсионный налоговый вычет – это один из видов вычета с доходов физического лица (аналогичный образовательному или вычету, получаемому при покупке жилья), который можно вернуть. Его можно будет возвращать один раз в год в том случае, если человек самостоятельно перечисляет денежные средства в некоммерческие пенсионные фонды, чтобы сформировать свою будущую пенсию.

Причины инициативы нововведения

Инициатива по введению нового налогового вычета в России исходит от представителей негосударственных пенсионных фондов. Связана она с тем, что, по мнению этих представителей, граждан Российской Федерации необходимо простимулировать на то, чтобы они самостоятельно формировали свою накопительную часть пенсии более активно, нежели это происходит сейчас.

Чем больше людей начнет откладывать на свою будущую пенсию, простимулированные новым налоговым вычетом, тем больше станет количество негосударственных пенсионных фондов, в результате чего люди смогут выбирать, куда именно они будут обращаться и где хранить свои накопления.

Суть предложения

Главная суть предложения заключается в том, чтобы изменить существующую сегодня систему налоговых вычетов с пенсионных накоплений путем увеличения предельной суммы, с которой можно получить возвращение налога на доходы физических лиц (то есть суммы в 13% от уплаченного налога).

Действующая сейчас система вычетов предусматривает возможность получения назад вычета с суммы не более 120 тысяч рублей ежегодно (то есть предельный размер вычета составляет около 15 тысяч рублей), что точно не является стимулом копить на свою пенсию как можно больше.

Кто будет иметь право на получение

Право на получение нового налогового вычета планируется предоставить тем людям, которые не просто решили копить на свою пенсию самостоятельно (как это делается в европейских странах или США), но и откладывают средства путем перечисления их в негосударственные пенсионные фонды, увеличивая ежегодно имеющиеся средства.

Сегодня существующий вычет так же предоставляется людям, которые копят на свою старость путем перечисления средств в негосударственные пенсионные фонды.

Однако следует учесть, что механизм предоставления налогового вычета с накоплений будет аналогичным механизму социального вычета – он будет предоставляться только тем лицам, которые самостоятельно перечисляют взносы в негосударственные пенсионные фонды. Если же взносы осуществляет работодатель, то ни на какие вычеты человек рассчитывать не может. Таким образом, это является прямым стимулированием человека на то, чтобы он самостоятельно пополнял свой накопительный счет.

Предполагаемый размер

Вычет можно будет получить с суммы своих собственных накоплений, если она не превысила лимит в 400 тысяч рублей. Если сумма больше указанного лимита, то вычет будет предоставляться по верхней планке – с 400 тысяч рублей. Сумма вычета, которую можно будет получить, составляет примерно 52 тысячи рублей (при условии достижения максимальной планки ежегодных накоплений).

Расчет происходит таким же образом, как и в случае с социальным вычетом – в размере 13% от сделанной суммы накоплений.

Читайте также: