Аннулирование лицензии негосударственного пенсионного фонда


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Банка России "Процедура ликвидации негосударственных пенсионных фондов в связи с аннулированием лицензии. Расчеты с кредиторами: вкладчиками, участниками, застрахованными лицами (по состоянию на 01.11.2019)"

Аннулирование лицензии по заявлению НПФ об отказе от лицензии

Решение об аннулировании лицензии по заявлению об отказе от лицензии может быть принято только при условии отсутствия у НПФ обязательств по пенсионным договорам и договорам об обязательном пенсионном страховании.

В отношении НПФ, являющегося некоммерческой организацией

С момента аннулирования лицензии НПФ, на основании заявления НПФ об отказе от лицензии, Банк России:

- в течение 15 рабочих дней подает в арбитражный суд заявление о принудительной ликвидации НПФ (заявление подлежит рассмотрению в течение месяца с момента принятия судом к производству), расчеты с кредиторами осуществляются по правилам, установленным Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

- временная администрация по управлению НПФ не назначается

В отношении НПФ, являющегося акционерным обществом

В соответствии с пунктом 8 статьи 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в течение трех месяцев общее собрание акционеров обязано принять решение о ликвидации НПФ, а также уведомить о принятом решении Банк России не позднее пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

В случае, если решение о ликвидации НПФ не принято общим собранием акционеров в течение трех месяцев, Банк России не позднее 30 дней с даты истечения указанного срока обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации НПФ и назначением ликвидатора (расчеты с кредиторами осуществляются по правилам, установленным Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Аннулирование лицензии НПФ за нарушение

С момента аннулирования лицензии НПФ, в связи с выявлением нарушений, Банк России:

- назначает временную администрацию по управлению НПФ;

- подает в арбитражный суд заявление о принудительной ликвидации НПФ (заявления подлежат рассмотрению в течение месяца с момента принятия судом к производству).

- обеспечивает сохранность пенсионных средств, для их передачи ликвидатору НПФ. Ликвидатор назначается арбитражным судом в целях реализации активов и произведения расчетов с вкладчиками и участниками;

- по пенсионным резервам: определяет объемы обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками;

- по пенсионным накоплениям: определяет объемы обязательств НПФ перед застрахованными лицами, направляет данную информацию в ПФР в течение 30 дней со дня аннулирования лицензии фонда.

Арбитражный суд назначает ликвидатором АСВ, если НПФ осуществлял деятельность по ОПС, либо учредителей, если НПФ осуществлял только деятельность по НПО.

Порядок произведения ликвидатором расчетов с вкладчиками и участниками в рамках процедур принудительной ликвидации НПФ:

- с момента принятия арбитражным судом решения о принудительной ликвидации НПФ прекращаются договоры НПО и ОПС;

- в течение 2-х месяцев ликвидатором формируется реестр требований кредиторов НПФ;

- информация об открытии реестра требований кредиторов НПФ подлежит опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.bankrot.fedresurs.ru, в газете "КоммерсантЪ" (официальное издание в котором осуществляется опубликование сведений в соответствии с законодательством о банкротстве);

- срок выполнения мероприятий по ликвидации НПФ - 3 года. В течение этого срока ликвидатор осуществляет реализацию активов и расчеты с кредиторами.

Для включения в реестр требований кредиторов вкладчикам и участникам в течение 2 месяцев с даты опубликования информации о принятии арбитражным судом решения о принудительной ликвидации НПФ необходимо обратиться к ликвидатору (АСВ либо учредителям (см. Статус по негосударственным пенсионным фондам, лицензия которых аннулирована Банком России)) с требованием о включении в реестр кредиторов*.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет денежных средств, полученных от реализации имущества фонда (в течение 3 лет).

Если вкладчик получал пожизненную пенсию, то выплата будет продолжена другим НПФ, который будет отобран по конкурсу ликвидатором НПФ.

Если вкладчик получал срочную пенсию или находился на этапе накопления, то ему будет выплачена выкупная сумма. Размер как пожизненной пенсии, так и выкупной суммы будет зависеть от того, сколько активов останется в фонде.

Кроме того, важное значение имеет очередность удовлетворения требований в ходе банкротства - в первую очередь выполняются обязательства по выплате пожизненной пенсии, во вторую очередь - обязательства по выплате срочной пенсии**.

Застрахованным лицам никуда обращаться в целях включения требований в реестр кредиторов не следует.

После аннулирования лицензии НПФ в течение 15 рабочих дней с момента получения от ПФР информации о сумме средств, которые необходимо перечислить в ПФР, Банк России перечисляет в ПФР номинал страховых взносов***.

Денежные средства от реализации активов, в которые вложены пенсионные накопления фонда, в объеме превышения над ранее перечисленными суммами, будут передаваться Банком России в ПФР по мере их поступления и распределяться между застрахованными лицами, которым на дату аннулирования лицензии НПФ не была назначена пенсия, пропорционально объему пенсионных накоплений этих лиц в НПФ на дату аннулирования лицензии.

* Форма требования кредитора нормативными правовыми актами не предусмотрена. Вместе с тем, в качестве примера может быть использована форма требования кредитора, размещенная на официальном сайте государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.asv.org.ru раздел "Ликвидация НПФ" подраздел "Бланки документов".

** Подробнее про очередность удовлетворения обязательств перед вкладчиками, участниками НПФ за счет средств пенсионных резервов:

- в первую очередь - требования участников НПФ (физические лица), в отношении которых наступила обязанность такого НПФ по выплате пожизненной негосударственной пенсии путем определения обязательств такого НПФ по выплате пожизненных негосударственных пенсий и выделения из состава пенсионных резервов активов для формирования выплатного фонда, достаточного для выполнения указанных обязательств. При этом государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (ликвидатор) может быть осуществлена передача обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий другому НПФ путем конкурсного отбора такого НПФ;

- во вторую очередь - требования по выплате выкупной суммы участников НПФ (физические лица), в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок. Вместе с тем, на основании волеизъявления вкладчика НПФ выкупные суммы могут быть переданы в качестве пенсионных взносов в другие НПФ, которые указаны вкладчиком и с которыми им заключен договор НПО;

- в третью очередь - требования вкладчиков и участников НПФ - физических лиц;

- в четвертую очередь - требования вкладчиков НПФ - юридических лиц;

- в пятую очередь - требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет пенсионных резервов в соответствии с Федеральным законом от 7.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (например УК и спецдеп).

*** Суммы средств, которые перечисляет Банк России в соответствии с 422-ФЗ:

- "номинал" страховых взносов на накопительную пенсию, средств дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, за вычетом средств (части средств) материнского (семейного) капитала, переданных в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", за период с начала формирования накопительной пенсии по 31 декабря 2014 года;

- доход от временного размещения указанных средств Пенсионным фондом Российской Федерации;

- сумма средств для единовременной выплаты лицам, которым на дату аннулирования лицензии фонда, была назначена единовременная выплата.

- сумма средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сформированных на дату аннулирования лицензии.

Обзор документа

Приведена информация по расчетам с кредиторами при ликвидации НПФ в связи с аннулированием лицензии в 2 случаях:

- по заявлению НПФ об отказе от лицензии;

По заявлению лицензия аннулируется, если у НПФ нет обязательств по пенсионным договорам и договорам об ОПС. Процедура зависит от организационно-правовой формы фонда - НКО или АО.

С момента аннулирования лицензии за нарушение ЦБ назначает временную администрацию и подает в суд заявление о принудительной ликвидации НПФ. Если фонд работал с ОПС, то ликвидатором назначается АСВ, в прочих случаях - учредители.

Требования кредиторов удовлетворяются за счет средств, полученных от реализации имущества фонда, в течение 3 лет. Застрахованным лицам для включения требований в реестр кредиторов никуда обращаться не нужно.

определен статьей 7.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Основания для аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда

Основаниями для аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда являются следующие нарушения:

неисполнение негосударственным пенсионным фондом предписания Банка России об устранении нарушения требований, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии,

если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части операций, предусмотренного статьей 34.1 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

неоднократное в течение года неисполнение негосударственным пенсионным фондом предписаний Банка России об устранении нарушений требований, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии;

нарушение негосударственным пенсионным фондом запрета Банка России на проведение операций;

неоднократное в течение года нарушение негосударственным пенсионным фондом более чем на 15 рабочих дней сроков представления предусмотренных отчетов;

однократное нарушение негосударственным пенсионным фондом более чем на 15 рабочих дней сроков представления в Банк России и Пенсионный фонд РФ уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года;

неоднократное в течение года нарушение негосударственным пенсионным фондом требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность негосударственного пенсионного фонда на основании лицензии;

прекращение оперативного управления деятельностью негосударственного пенсионного фонда (если при принятии решения о приостановлении полномочий или об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, не было принято решение о назначении (избрании) лица, осуществляющего такие функции, в том числе временно);

распоряжение негосударственным пенсионным фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», или самостоятельное размещение средств пенсионных резервов в объекты, не предназначенные для самостоятельного размещения;

осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности, не предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в том числе производственной или торговой деятельности;

неисполнение негосударственным пенсионным фондом предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с организацией инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе требований абзаца второго пункта 1 статьи 36.12 и пункта 3 статьи 36.13 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Основанием для аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии является также:
неосуществление деятельности, предусмотренной статьей 2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии или
прекращения всех договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, либо заявление лицензиата об отказе от лицензии, либо признание лицензиата банкротом и открытие конкурсного производства.

Процедура аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда

Решение об аннулировании у негосударственного пенсионного фонда лицензии принимается Банком России в порядке, установленном его нормативным актом. В решении об аннулировании лицензии указывается основание для ее аннулирования.

В случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии по основаниям, предусмотренным статьей 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

  • за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии либо в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства,

Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, назначает временную администрацию с приостановлением полномочий исполнительных органов фонда.

Состав, порядок назначения и полномочия временной администрации определяются Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

При этом функции по принятию мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) негосударственного пенсионного фонда, разработке мер по восстановлению его платежеспособности, организации и контролю их реализации, а также по проведению анализа финансового состояния негосударственного пенсионного фонда, предусмотренного статьей 183.13 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", временной администрацией не осуществляются.

С даты назначения временной администрации в связи с аннулированием у негосударственного пенсионного фонда лицензии распоряжение имуществом негосударственного пенсионного фонда, в том числе находящимся в доверительном управлении,

  • без согласия временной администрации не допускается.

С указанной даты прекращается действие доверенностей, выданных негосударственным пенсионным фондом до даты назначения временной администрации, в том числе безотзывных.

Временная администрация негосударственного пенсионного фонда,

  • осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не являющегося негосударственным пенсионным фондом - участником системы гарантирования прав застрахованных лиц,

определяет обязательства негосударственного пенсионного фонда по договорам об обязательном пенсионном страховании на дату аннулирования у него лицензии и направляет данную информацию в Пенсионный фонд РФ в течение 30 дней со дня аннулирования лицензии фонда.

Банк России в течение 15 рабочих дней после дня принятия решения об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

В соответствии с решением арбитражного суда принудительная ликвидация негосударственного пенсионного фонда осуществляется в порядке, установленном статьей 33.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Пенсионный фонд РФ не позднее 30 дней со дня получения от назначенной в соответствии с пунктом 3.1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» временной администрации информации об обязательствах по договорам об обязательном пенсионном страховании

  • представляет в Банк России данные о сумме средств пенсионных накоплений, поступивших в негосударственный пенсионный фонд при вступлении в силу договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, и
    средств пенсионных накоплений, поступивших в негосударственный пенсионный фонд со дня вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с фондом, а также о положительном результате инвестирования указанных средств в отношении каждого застрахованного лица.

Решение об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда по заявлению фонда об отказе от лицензии может быть принято только при условии отсутствия у фонда обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании. При этом заявление об отказе от лицензии не лишает Банк России права аннулировать указанную лицензию по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

К заявлению негосударственного пенсионного фонда об отказе от лицензии должны прилагаться документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Исчерпывающий перечень указанных документов, а также требования к ним устанавливаются нормативными актами Банка России.

Заявление об отказе от лицензии подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда.

Банк России проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для отказа от лицензии.

Принятие решения об аннулировании лицензии по заявлению негосударственного пенсионного фонда

Решение об аннулировании лицензии по заявлению негосударственного пенсионного фонда об отказе от лицензии

  • принимается в течение 30 рабочих дней с даты получения указанного заявления и прилагаемых к нему документов.

В течение трех месяцев с даты принятия Банком России решения об аннулировании лицензии

по заявлению негосударственного пенсионного фонда об отказе от лицензии

либо в связи с неосуществлением негосударственным пенсионным фондом деятельности, предусмотренной статьей 2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии или прекращения всех договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании

общее собрание акционеров негосударственного пенсионного фонда обязано принять решение о ликвидации негосударственного пенсионного фонда, а также уведомить о принятом решении Банк России не позднее пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

В случае, если решение о ликвидации негосударственного пенсионного фонда не принято общим собранием акционеров в течение указанного срока, Банк России не позднее 30 дней с даты истечения указанного срока обращается в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации негосударственного пенсионного фонда и назначении ликвидатора.

Решение об аннулировании лицензии в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства принимается Банком России в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Банк России уведомляет негосударственный пенсионный фонд об аннулировании лицензии

не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о ее аннулировании, посредством фельдъегерской связи (заказного почтового отправления с уведомлением о вручении) и

посредством факсимильной связи (электронного сообщения).

Информация о принятии решения об аннулировании лицензии негосударственного пенсионного фонда раскрывается на официальном сайте Банка России не позднее следующего рабочего дня после дня его принятия.

Лицензия считается аннулированной с даты принятия решения Банка России об аннулировании лицензии.

Последствия аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда

С даты аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», наступают следующие последствия:

прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании;

считается наступившим срок исполнения обязательств негосударственного пенсионного фонда, возникших до даты аннулирования лицензии, за исключением обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей негосударственного пенсионного фонда, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день аннулирования лицензии;

прекращается начисление предусмотренных федеральным законом и (или) договором процентов за неправомерное пользование денежными средствами и финансовых санкций по всем видам задолженности негосударственного пенсионного фонда, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение фондом своих текущих обязательств;

приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам негосударственного пенсионного фонда.

До дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом или о ликвидации фонда запрещается:

совершение сделок с имуществом негосударственного пенсионного фонда, а также исполнение фондом обязательств, связанных с отчуждением имущества негосударственного пенсионного фонда, за исключением исполнения текущих обязательств фонда и совершения связанных с текущими обязательствами сделок;

исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до даты аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда;

прекращение обязательств перед негосударственным пенсионным фондом путем зачета встречных однородных требований.

Под текущими обязательствами негосударственного пенсионного фонда понимаются обязательства, предусмотренные статьями 5 и 187.5 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", основания которых возникли в период с даты назначения временной администрации либо даты возбуждения производства по делу о банкротстве (в зависимости от того, какая дата наступила ранее).

С даты, когда негосударственный пенсионный фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе:

заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения и договоры об обязательном пенсионном страховании, а также

распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в порядке, установленном статьей 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Не позднее следующего дня с даты аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Банк России

уведомляет об аннулировании у негосударственного пенсионного фонда лицензии управляющие компании, с которыми у негосударственного пенсионного фонда заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных резервов и (или) средствами пенсионных накоплений,

специализированный депозитарий, с которым у фонда заключен договор об оказании услуг специализированного депозитария, и

Пенсионный фонд РФ.

В случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии у негосударственного пенсионного фонда по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», временная администрация в течение трех месяцев с даты принятия указанного решения:

в письменной форме уведомляет об аннулировании у негосударственного пенсионного фонда лицензии и о последствиях аннулирования лицензии своих вкладчиков, участников, а также застрахованных лиц, подавших в негосударственный пенсионный фонд заявление о назначении единовременной выплаты или накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты не позднее дня аннулирования лицензии, правопреемников умерших застрахованных лиц, подавших в фонд заявление о выплате средств пенсионных накоплений не позднее дня аннулирования лицензии, если до дня аннулирования лицензии по указанным заявлениям негосударственным пенсионным фондом не были приняты решения;

определяет обязательства по пенсионным договорам, включая обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий, и договорам об обязательном пенсионном страховании;

определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также сумму кредиторской задолженности;

выявляет дебиторов и истребует дебиторскую задолженность по операциям со средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда;

принимает меры к погашению дебиторской задолженности по операциям со средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда.

По окончании срока, указанного в абзаце первом пункта 13 статьи 7.2 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», временная администрация

  • составляет и утверждает промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о размере средств пенсионных резервов, размере средств, предназначенных для выплаты назначенных негосударственных пенсий, размере выкупных сумм, подлежащих выплате, а также о размере кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет средств пенсионных резервов.

Копия промежуточного ликвидационного баланса представляется в Банк России.

При недостаточности резерва по обязательному пенсионному страхованию и собственных средств для гарантийного восполнения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", и (или) при наличии иных оснований, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",

  • Банк России не позднее следующего рабочего дня со дня получения информации об указанных обстоятельствах назначает временную администрацию негосударственного пенсионного фонда.

Решение Банка России об аннулировании лицензии, отказ от аннулирования лицензии по заявлению лицензиата, а также любое иное действие или бездействие Банка России, затрагивающие права негосударственного пенсионного фонда, вкладчиков, участников или застрахованных лиц, может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Решение Банка России об аннулировании лицензии и (или) решение о назначении временной администрации

  • может быть обжаловано в течение 30 дней со дня получения негосударственным пенсионным фондом уведомления о принятии Банком России решения об аннулировании лицензии.

Обжалование указанных решений Банка России и применение мер по обеспечению исков в отношении негосударственного пенсионного фонда не приостанавливают действия указанных решений Банка России.

Содержание статьи:

Порядок действий при отзыве лицензии у НПФ

Работа некоммерческих пенсионных фондов ведется на основании выданной им ЦБ РФ лицензии, действие которой может быть прекращено по желанию НПФ или при выявлении в его работе нарушений действующего законодательства. Регламентируется деятельность некоммерческих пенсионных фондов ФЗ № 75, принятым в стране в 1998 году.

Отзыв лицензии у НПФ Центральным Банком происходит в соответствии с установленным законом порядком. При выявлении нарушений у НПФ, ему выдается предписание ЦБ, которое необходимо исполнить в установленные сроки. Невыполнение предписания является основанием для отзыва у НПФ лицензии. После её аннулирования создается временная администрация, которая должна все средства НПФ перевести на счета ПФР и произвести ликвидацию некоммерческого фонда.

Полную информацию об аннулированных лицензиях можно найти на официальном сайте ЦБ РФ. Временная администрация обязана в течение 30 календарных дней передать в ПФР все данные о своих обязательствах клиентам фонда и за три месяца перевести на его счета накопительные средства инвесторов фонда.

Защите вкладов и накоплений граждан РФ посвящены ФЗ № 410 и ФЗ № 422 от 2013 года. В соответствии с ФЗ № 422, ликвидатором НПФ может стать агентство по страхованию вкладов (АСВ). Действующее законодательство позволяет АСВ выполнять функции полномочного конкурсного управляющего. Процедура банкротства НПФ проводится в соответствии с ФЗ № 127, принятом в 2002 году.

Страхование вкладов является обязательным условием работы всех финансовых учреждений, привлекающих денежные средства граждан. Недостающие суммы для погашения вкладов клиентов, внесенных в ликвидируемый НПФ, могут быть обеспечены не только страховыми суммами, но и средствами ЦБ РФ или финансами, вырученными от реализации имущества фонда.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Сумма переданных средств клиентов от одного фонда другому должна быть равна номиналу вкладов клиентов НПФ. Суммы, превышающие обязательные платежи НПФ перед своими вкладчиками, полученные в результате реализации имущества, идут на восстановление потерянного вкладчиками фонда инвестиционного дохода.

Заявление о переходе, если у НПФ аннулирована лицензия

Многие граждане плохо понимают, что делать если отозвана лицензия у НПФ, клиентом которого они были. При прекращении деятельности НПФ и после перевода денежных вкладов в ПФР, каждый из них может подать заявление о переводе своих средств иным страховщикам (посмотреть и скачать можно здесь [Образец заявления на перевод средств из ПФР в НПФ]). Оформляется такое заявление в порядке, установленном Инструкцией Правления ПФР № 158 от 12 мая 2015 года. Подано оно может быть в письменном и электронном виде. После рассмотрения поданного в ПФР заявления, клиенту отправляется письменное уведомление о принятом фондом решении. ПФР вправе отказать в просьбе и в рассмотрении заявления.

Обязательными реквизитами для заполнения заявления являются:

  • Полные сведения о заявителе, его дата рождения и номер страхового свидетельства.
  • Полные реквизиты фонда из которого передаются средства и финансового учреждения, принимающего их.
  • Полные сведения о договоре обязательного пенсионного страхования.

Порядок обязательного перевода вкладов из НПФ определен статей 36.8 ФЗ № 75 от 1998 года и ФЗ № 111 от 2002 года. До аннулирования лицензии клиент НПФ может перевести свои средства из него в любое финансовое учреждение в соответствии с порядком и условиями заключенного с фондом договора.

Заявление о переводе средств из одного пенсионного фонда в другой может быть отослано заказным письмом с уведомлением через почту, передано лично или подано в МФЦ. Срок уведомления о принятом решении определен действующим законодательством до 31 марта года, следующего за периодом подачи заявления или после 5 лет с момента подачи заявки на перевод средств из одного фонда в другой.

Порядок действий если НПФ не войдет в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений

Прежде чем доверить свое материальное обеспечение какому-либо НПФ, необходимо удостовериться в его надежности. Каждый НПФ должен страховать вклады своих клиентов. Найти необходимую информацию можно на сайте ЦБ РФ. На ресурсе размещен реестр НПФ, входящих в программу гарантий по вкладам. Существующий сегодня порядок контроля за работой НПФ предусматривает запрет Центральным Банком их деятельности, если они не страхуют вклады своих клиентов. Войти в систему страхования должны были все НПФ до 1 января 2016 года.

Финансовые учреждения, не являющиеся участниками системы, должны прекратить свою деятельность. В обязанности ЦБ входит отзыв у таких НПФ лицензии. Срок действия договора клиентов НПФ может быть прекращен по четырем основаниям:

  • По истечении срока выполнения обязательств сторон, определенного договором.
  • При ликвидации НПФ.
  • При обоюдном согласии сторон.
  • По решению суда.

При аннулировании лицензии, НПФ обязан уведомить об этом своих клиентов и предоставить им полные сведения о состоянии их лицевого счета и новом страхователе. Средства клиентов НПФ переводит в ПФР в течение 3 месяцев. После получения перечисленных денежных средств, в срок не позднее одного месяца, ПФР обязан информировать об этом клиентов ликвидированного НПФ. Средства клиентов фонда переводятся в размере их вкладов. Превышающие размер страховых выплат АСВ накопления идут на возмещение доходов по вкладам.

Пример по порядку действий в случае отзыва лицензии у Вашего НПФ


Клиентам НПФ, у которого отозвали лицензию, необходимо получить от него справку о состоянии своего лицевого пенсионного счета и сведения о переводе денежных средств в ПФР. После получения ПФР денежных средств клиента, он отправит об этом уведомления обладателям этих средств. Каждый гражданин вправе определить дальнейшую судьбу своих средств, находящихся на лицевом пенсионном счете. Он может оставить их в ПФР или написать заявление о переводе их в любой другой НПФ, имеющий лицензию ЦБ РФ.

Заключение

  • Некоммерческие пенсионные фонды могут осуществлять свою деятельность только на основании выданной им для этого лицензии ЦБ РФ, которая отзывается и аннулируется при нарушении финансовой организацией действующего законодательства.
  • Денежные средства клиентов НПФ должны быть застрахованы фондами. Это обязательное условие привлечения денежных средств. Отсутствие страховки является основанием для отзыва лицензии.
  • Информация об аннулировании лицензии НПФ размещается на официальном сайте ЦБ.
  • При ликвидации НПФ клиенты этого финансового учреждения могут рассчитывать на возврат своих вкладов в размере их номинала.
  • Все средства ликвидируемых НПФ поступают в течение трех месяцев с момента начала процедуры на счета ПФР.
  • Клиенты ликвидируемого НПФ получают два уведомления. Одно — о ликвидации фонда, вкладчиками которого они являются, второе — о поступлении средств в ПФР.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку действий в случае отзыва лицензии у Вашего НПФ


Вопрос: Какой суд может принять решение о принудительном прекращении действия договора пенсионного страхования?

Ответ: Вопросы, связанные с прекращением договорных обязательств рассматриваются Арбитражным судом. Такие суды есть в каждом областном, краевом, республиканском и автономном центре. Решение в них принимается на основании предоставленных для рассмотрения дела документов.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

В течение последних 4-5 лет 34 НПФ прекратили работу по причине отзыва лицензии или банкротства. По закону при отзыве лицензии у НПФ все накопления граждан и реестр передаются в Пенсионный Фонд России в течение 3-х месяцев.

Что такое банкротство для НПФ?

По закону НПФ не может стать банкротом, потому что является нефинансовой организацией и не занимается коммерческой деятельностью. Однако у НПФ могут отозвать лицензию, чем занимается Центробанк РФ. Именно он выдает или отзывает лицензии у таких Фондов.

Что будет с пенсионными отчислениями граждан при отзыве лицензии НПФ?

Пенсионные накопления, которые находятся в НПФ, застрахованы. На них нельзя наложить арест, НПФ не сможет потратить их для решения финансовых проблем.

Как только у НПФ отзывают лицензию или происходит другой форс-мажорный случай, приведший к ликвидации организации, пенсионные накопления граждан переводятся в Пенсионный Фонд России в течение 3-х месяцев с наступления такого случая.

Дальше клиент определяется, с каким пенсионным фондом заключить новый договор: с государственным или негосударственным.

Что будет с деньгами от инвестиций НПФ?

Если говорить об инвестиционном доходе , то его вернут застрахованному вкладчику только в ходе конкурсного производства. Это будет после реализации имущества фонда. Все происходит по типу возврата денег АСВ банковским вкладчикам, когда составляется специальный реестр с ФИО вкладчиков и суммами, которые они должны получить.

После продажи имущества и активов полученные деньги идут на выплату инвестиционного дохода застрахованным вкладчикам. Если средств недостаточно для полного возврата, они делятся пропорционально между всеми вкладчиками.

Первые признаки возможного банкротства

Клиенту НПФ нужно постоянно мониторить финансовые отчеты о доходности организации. Эту информацию легко найти на сайте Центробанка, который каждый квартал публикует новые данные. Первым тревожным звоночком можно назвать постоянное снижение прибыли и доходности от инвестиций.

Кончено, не стоит сразу бить тревогу, ведь экономическая ситуация в стране не подразумевает масштабных темпов роста. Понятно, что низкие показатели доходности за несколько кварталов или год не свидетельствуют о финансовых проблемах фонда.

Если же тенденция по снижению доходности наблюдается несколько лет подряд на фоне прироста прибыли в других фондах, то здесь уже стоит задуматься.

Аналогичную поквартальную отчетность можно посмотреть и на официальном сайте НПФ, которые обязаны ее публиковать в открытом доступе. Некоторые НПФ даже открывают свои инвестиционные портфели, чтобы вкладчики видели, в какие именно активы вкладывает деньги тот или иной Фонд. Это большой плюс, ведь здесь можно заранее предугадать возможные исходы.

Что будет если расторгнуть договор с НПФ?

Если вы заподозрили неладное и решили расторгнуть договор с НПФ, предвещая ближайшее банкротство, в этом случае будет потеряна часть накоплений от инвестиционного дохода.

Накопительную часть пенсии НПФ трогать не имеет права, а вот инвестиционный доход от размещения накопительной части пенсии вернут вкладчику лишь частично. В соответствии с российским законодательством вкладчик может менять пенсионный фонд без штрафов не чаще, чем 1 раз в 5 лет.

Если делать это чаще, то тут все будет зависеть от условий договора с негосударственным пенсионным фондом, с которым он заключен. В большинстве случаев инвестиционный доход теряется за последний год, предшествующий году, когда состоялся переход в другой НПФ. Это лишний раз доказывает, как важно правильно выбрать негосударственный пенсионный фонд для размещения своей пенсии.

Примеры обанкротившихся НПФ

Сегодня в процессе ликвидации находятся 34 негосударственных пенсионных фонда, общая сумма пенсионных накоплений в которых составляет свыше 100 млрд рублей.

В 2015 году была отозвана лицензия у одного из крупнейших негосударственных пенсионных фондов в России -Благоденствие. По сообщениям регулятора отзыв лицензии был спровоцирован несоблюдением закона "О негосударственных пенсионных фондах". Лицензию аннулировали за неоднократные нарушения со стороны НПФ по распространению, предоставлению или раскрытию информации.

В том же году крупный НПФ из Ульяновска - Поволжский запустил процесс самобанкротства. Главной причиной послужила высокая конкуренция и несоответствие новому законодательству. НПФ нужно было полностью менять свою работу и увеличивать уставной капитал в соответствии с законом или закрываться.

В 2016 году была отозвана лицензия у НПФ Стратегия, которая осуществляла свою деятельность преимущественно в Перми. Тогда гендиректора Петра Пьянкова обвинили в растрате средств пенсионного фонда, в легализации преступного добытого имущества, в предоставлении ложной информации и т.д. В процессе принудительной ликвидации НПФ Стратегия АСВ выявил недостаточность общего имущества и активов для удовлетворения всех требований кредиторов. Общее количество вкладчиков этой организации превышало 130 тыс. человек.

Примечателен случай с Анатолием Мотылевым, который был владельцем 7-ми НПФ, у которых были отозваны лицензии («Солнце. Жизнь. Пенсия.», «Защита будущего», «Солнечное время») и т.д. Например, самый большой Фонд Мотылева - "Солнце. Жизнь. Пенсия" был лишен лицензии за частое нарушение закона о НПФ. В частности он не исполнял обязанности по своевременному переводу денежных средств, не исполнял предписания ЦБ РФ об устранении текущих нарушений, размещал деньги в активах, не соответствующих требованиям ЦБ и т.д.

Что выбрать: ПФР или НПФ?

Если сразу выбрать надежный НПФ, то это будет самым лучшим вариантом. Риск отзыва лицензии или банкротства такого НПФ будет минимальным, а доходность будет выше, чем при размещении накопительной части пенсии в ПФР. Таким образом, вкладчик получит больше выгоды от заключения договора с НПФ, чем с Пенсионным Фондом России.

Самый главный нюанс здесь - выбрать подходящий НПФ, который будет отвечать всем требованиям надежности:

С другой стороны, размещение средств в НПФ очень рискованно. Уже 34 организации находятся на стадии ликвидации, а большинство других НПФ представляют из себя пузыри, состоящие из нескольких мелких фондов, которые уже давно, но не официально являются банкротами. Понятно, что рано или поздно они тоже "лопнут".

На фоне НПФ Росгосстраха становится ясно, что доверять крупным компаниям с громкими именами становится сложнее. Ведь они направляют деньги на поддержание собственного бизнеса, фактически покупая акции своих же компаний.

Читайте также: