Ассоциация негосударственных пенсионных фондов беляков

Выписка ЕГРЮЛ с ЭЦП ФНС

Финансовая (Бухгалтерская) отчетность за 2019 г.

О компании:
АНПФ ИНН 7702401831, ОГРН 1167700057942 зарегистрировано 30.05.2016 в регионе Москва по адресу: 119071, г Москва, проспект Ленинский, дом 15а, ПОМЕЩЕНИЕ 30. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала - руб. читать далее.

Руководителем организации является: Президент - Беляков Сергей Юрьевич, ИНН 771913015570. У организации 4 Учредителя. Основным направлением деятельности является "деятельность вспомогательная в сфере страхования и пенсионного обеспечения".

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. У АНПФ зарегистрировано судебных процессов: 0 (в качестве "Ответчика"), 0 (в качестве "Истца"), Официальный сайт АНПФ – all-. . E-mail АНПФ - добавить данные. Контакты (телефон) АНПФ - 8(49. .

Дополнительные ОКВЭД


Цель обработки персональных данных:

В качестве Поставщика: , на сумму
В качестве Заказчика: , на сумму

Товарные знаки

Больше информации об организации - в Премиум доступе

Организация не разместила контактные данные
и информацию о деятельности.

АНПФ ИНН 7702401831
(аффилированность ? )

Учреждённые: 1 Представительства: 0
Управляемые: 0 Филиалы: 0

Описание деятельности компании:

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ "АЛЬЯНС ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ", краткое наименование: АНПФ. Действует с 30.05.2016, присвоены: ИНН 7702401831, КПП 772501001, ОГРН 1167700057942, ОКПО 02736053, основной ОКВЭД - "деятельность вспомогательная в сфере страхования и пенсионного обеспечения". Работает по 1 направлению. Имеет 0 лицензий. Организация насчитывает 0 филиалов. Учреждённых компаний: 1, Представительств: 0, Управляемых: 0. Всего связанных с АНПФ 1 компания. История компании представлена на странице Лента изменений. Отзывов по компании - нет. Финансовая отчетность АНПФ - есть.

Получите Базу Клиентов с КОНТАКТАМИ онлайн!
на ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Как правильно проверить контрагентов ?
Узнай на ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС!

Как получить клиентов
с помощью портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Компании КОНКУРЕНТЫ. Всего найдено: 1 436
В регионе Москва с ОКВЭД 66.2.
Разместить рекламу по всем компаниям

Внимание: Перед осуществлением безналичного платежа на расчетный счет любой организации (ООО, ЗАО, АО), рекомендуем проверять расчетные счета компании на блокировку ФНС. Совершая перевод на заблокированный счет, Вы рискуете не получить оплаченный товар/услугу и потерять денежные средства.

Проверка на блокировку расчетного счета организации доступна
в Премиум доступе

Информация

Высшим должностным лицам субъектов РФ:
- определить в границах соответствующего субъекта территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
- приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей;
- установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Настоящий указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
- непрерывно действующие организации;
- медицинские и аптечные организации;
- организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Указ может распространяться на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.

Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами, государственным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления, организациям, осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации, определить численность служащих и работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов и организаций.

Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 434

ПЕРЕЧЕНЬ
ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ УХУДШЕНИЯ СИТУАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности Код ОКВЭД 2
1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 49.3
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам 49.4
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
Деятельность грузового воздушного транспорта 51.21
Деятельность автовокзалов и автостанций 52.21.21
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом 52.23.1
2. Культура, организация досуга и развлечений
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений 90
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений 93
Деятельность физкультурно-оздоровительная 96.04
Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4
4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих
услуги в сфере туризма Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма 79
5. Гостиничный бизнес
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания 55
6. Общественное питание
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков 56
7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений
Образование дополнительное детей и взрослых 85.41
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми 88.91
8. Деятельность по организации конференций и выставок
Деятельность по организации конференций и выставок 82.3
9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения 95
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий 96.01
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 96.02
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 апреля 2020 г. № 479 Внести в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 8 апреля, № 0001202004080046), следующие изменения:а) раздел 2 дополнить позицией следующего содержания: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов 59.14"; б) дополнить разделом 10 следующего содержания: "10. Деятельность в области здравоохранения Стоматологическая практика 86.23"

И З М Е Н Е Н И Я,
которые вносятся в постановление
Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434


До проекта с «Синтегро консалтинг» НПФ «Альянс» уже работал в другой XBRL-системе, которая построена не на платформе 1С:Предприятие и не поддерживала автоформирование отчетности НПФ. Отчётность собирали частично в бухгалтерской программе, частично вручную, а уже формирование в формате XBRL делали вручную с загрузкой через шаблоны, что приводило к нередким ошибкам. Этот факт стал ключевым для поиска нового поставщика ПО.
«Нам рекомендовал Синтегро мой знакомый - коллега из другого НПФ. Было важно сделать проект быстро и с условием, что часть работ выполнят наши ИТ-специалисты, и в Синтегро пошли навстречу. Мы поработали сначала в демоверсии «Фабрики XBRL», познакомились с программой в процессе тестовой сдачи очередной отчетности и определились с выбором. Хорошие отзывы о компании, ее политика, компетентность сотрудников, желание и умение работать с клиентом убедили нас окончательно», - рассказывает Сергей Шаповалов, главный бухгалтер НПФ «Альянс».
Специалисты Синтегро в рамках проекта настроили правила заполнения большинства форм и примечаний БФО и НСО по данным бухгалтерской системы. В отношении оставшихся форм у Фонда всегда остается возможность самостоятельно настраивать и дорабатывать сборку показателей, что позволяет распределить задачи в ходе проекта, задействовать свой ИТ-ресурс и в определенной степени сократить его бюджет.
«По итогам работы мы хотели бы отметить хороший набор пользовательских функций в программе: удобный импорт/экспорт данных в форматах XBRL и Excel, понятный протокол заполнения и валидации форм. Также мы оценили интуитивную понятность программы – в ней с самого начала было просто работать, что обучение нам не потребовалось», - поделился Сергей Шаповалов.

«Синтегро консалтинг» — ведущий российский разработчик программного обеспечения в области финансового учета и управления предприятием. Ключевыми направлениями деятельности компании являются автоматизация учета по ОСБУ, а также перевод отчетности на международный формат XBRL в некредитных финансовых организациях (НФО) с помощью собственных разработок - «Фабрика XBRL», «Синтегро ОСБУ», «Индикатор 710-П» и «Зарплата ОСБУ».

АО НПФ «Альянс» предоставляет полный спектр услуг для юридических и физических лиц по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению на основании Лицензии Банка России № 415 от 16 апреля 2004 года.


Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"

Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"


В 2020 году продолжается обсуждение особенностей труда специалистов по финтех, становления новой профессии в рамках деятельности финансовых организаций, в том числе негосударственных пенсионных фондов, и проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий".

Ассоциация ФинТех совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка завершила доработку проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий". Об этом на прошедшем в Финуниверситете в дистанционном формате круглом столе сообщила руководитель проектного офиса Ассоциации ФинТех Юлия Горелова. В настоящее время обобщённые трудовые функции профессионального стандарта имеют следующее содержание:

1. Проведение подготовительных и административных работ по реализации проектов в области инновационных финансовых технологий.

2. Проведение исследований по определению предпосылок и тенденций для применения финансовых технологий в области финансовых продуктов и услуг.

3. Реализация комплексных проектов в сфере инновационных финансовых технологий.

4. Концептуальное проектирование финансового сервиса и продукта с применением инновационной технологии.

5. Управление жизненным циклом продукта в области инновационных финансовых технологий.

6. Управление процессом стратегической интеграции инновационных финансовых технологий в бизнес-индустрии и процессы компании.

Заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Сергей Бровчак отметил, что в профессиональном стандарте изменён перечень кодов и сейчас он выглядит следующим образом:

1. Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью.

2. Аналитики систем управления и организации.

3. Специалисты в области политики администрирования.

5. Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал.

В экспертной оценке и обсуждении активное участие приняли первый заместитель декана Финансового факультета Финуниверситета Ольга Полякова, профессор кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказского федерального университета Эльвира Русецкая, профессор кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ им. Г.И.Носова Виктор Немцев, ведущий научный сотрудник Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Денис Брызгалов, доцент кафедры «Управление рисками» МГИМО Людмила Цветкова, доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета Юлия Грызенкова, заместитель генерального директора Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования, доцент Финуниверситета Марина Селиванова, единодушно отметившие важность появления разработанных бизнес-сообществом стандартов для формирования качественных образовательных программ, отвечающих всем современным требованиям.

Комментируя разработку проекта профессионального стандарта «Специалист в области инновационных финансовых технологий», руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов рассказал, что разрабатываемый стандарт важен для организаций финансового рынка, в том числе негосударственных пенсионных фондов, так как упорядочивает требования к подготовке специалистов, способных решать вопросы цифровизации бизнес-процессов НПФ, обеспечить своевременное внедрение в них инноваций.

О том, что изменило в индустрии негосударственных пенсионных фондов (НПФ) введение management fee, что влияет на доходности граждан в частных фондах и почему надо пересмотреть отчисления в резервы НПФ,— президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков.

— АНПФ активно выступала за введение постоянной части вознаграждения. Каких целей хотела добиться ассоциация? Оправдались ли ожидания?

— Действительно, мы были основными лоббистами этой инициативы и смогли убедить ЦБ в том, что, вводя процедуру фидуциарной ответственности, логично предложить НПФ что-то, что бы повышало их финансовую устойчивость. По нашей мысли, management fee должна обеспечить фонды постоянным финансовым ресурсом, который бы позволял обеспечивать их функционирование. В прежней парадигме НПФ взимали вознаграждения в конце года, и у них возникал кассовый разрыв. Это стало особенно проблематично на фоне снижения доходностей и давления на акционерный капитал. Такие проблемы после введения management fee были решены.

— Это все хорошо для фондов, а что изменилось для их клиентов?

— Во-первых, наши расчеты показывают, что при определенных уровнях доходностей новая система взимания вознаграждения означает больше преимуществ и больше доходностей и для застрахованных лиц. Во-вторых, на инвестдоход оказывает влияние большое количество факторов, помимо взимания вознаграждения, и изменение системы вознаграждения НПФ — это не единственный и, самое главное, не основной фактор, который увеличивает или уменьшает доходность клиентов фондов. В-третьих, введение management fee изменило философию вознаграждений УК и спецдепов. НПФ стали центром прибыли, и теперь они решают, сколько денег им платить, а значит, могут выбирать контрагентов на условиях конкуренции, в том числе по цене, что также снижает затраты фондов.

— Но по итогам прошлого года разнесенные по счетам доходности фондов были удручающими…

— Это нельзя связывать с изменением системы вознаграждения. Главным фактором стало движение НПФ в сторону консервативных инструментов, к которому подталкивал игроков регулятор. Также негативное влияние оказало общее состояние российского финансового рынка. Сохранение старой системы вознаграждения в прошлом году непринципиально изменило бы картину.

— Но в прошлом году НПФ и УК получили такое же вознаграждение, какое в этом году НПФ…

— Вопрос справедлив. По моим оценкам, по оценкам НПФ ассоциации, фонды сейчас максимально стремятся сократить издержки, связанные в первую очередь с управлением. Там, где можно сэкономить, фонды пытаются сэкономить. В сочетании с трендом по оптимизации расходов есть величина, прежде всего связанная с качеством управления фондом, ниже которой НПФ не может опуститься. Также затраты увеличиваются в связи с все большей регуляторной нагрузкой на фонды.

— При этом фонды тратят значительные средства на привлечение новых клиентов. Значит, у них есть излишки, которые они готовы тратить на подобную деятельность?

— Это порочный круг. Если одни фонды реализуют стратегию на привлечение клиентов, другие вынуждены ввязываться в эту гонку, чтобы сохранить своих клиентов или заместить уходящую клиентскую базу. Поэтому и мы, и НАПФ выдвинули похожие инициативы по ограничению возможности переходов клиентов до принятия системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Если она будет реализована, она поможет еще больше снизить издержки НПФ.

— Но если есть излишки, то, наверное, вознаграждение для НПФ можно снизить?

— Если ставка management fee будет снижена с текущих 0,75%, то пострадают не те фонды, которые тратят большие деньги на привлечение, а пострадают те НПФ, которые вынуждены отвечать на экспансию своих конкурентов. Логика тех фондов, которые настроены на активное привлечение, такая: деньги на привлечение — это не косты, а инвестиции, мы потратим деньги, увеличим клиентскую базу, объем средств, которые мы можем инвестировать, увеличится, а значит, вырастет доход НПФ. В этом смысле сокращение management fee будет ударом не по ним, а по тем, которые не по своей воле вынуждены включаться в эту гонку, чтобы сохранить свою базу.

— По сравнению с management fee небольшую долю доходности у клиентов отъедает и обязательное отчисление в резерв по ОПС (РОПС). Тут нужны какие-то изменения?

— У всего пенсионного рынка позиция консолидированная. РОПС не выполняет функцию хеджирования основных рисков НПФ, что признавали Счетная палата и ЦБ. Поэтому разумно этот финансовый ресурс не изымать или изымать в меньшем объеме, чтобы немного увеличить доходность клиентов фондов. Но, как и во многих других вопросах изменения регулирования, мы уперлись в проблему принятия системы ИПК: ЦБ говорит о том, что решение во многом зависит от того, в каком виде и когда будет реализована новая пенсионная парадигма.

Интервью взял Илья Усов

Прибыль с убытков


НПФ подготовились к периоду низких доходностей


Глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков о том, почему необходимо сохранить накопительную пенсионную систему, какова доходность долгосрочных инвестиций НПФ и что делает неизбежным повышение пенсионного возраста в России

– Первый вопрос, конечно, связан с Ассоциацией негосударственных пенсионных фондов. Каковы планы по ее развитию?

– Чтобы стать саморегулируемой организацией для этого рынка, надо набрать минимум 26% от его участников – это 23 фонда. 7 июля мы провели совет ассоциации, включили больше десятка новых участников. У нас идут переговоры еще с 9 фондами, т. е. мы движемся к набору необходимого количества, чтобы стать саморегулируемой организацией.

– Чем ваша ассоциация интереснее для фондов, чем существующая НАПФ? В чем различие, почему возникла необходимость создания еще одной саморегулируемой организации?

– Было желание 4 крупнейших негосударственных фондов, – не ассоциированных с государственными компаниями, создать ассоциацию, которая занималась бы продвижением релевантной для них повестки. Главный вопрос, конечно, сохранение обязательной накопительной системы (ОПС). Речь не идет о каком-то конфликте, как часто преподносится создание еще одной ассоциации. Это, скорее, вопрос усиления активности организаций, которые представляют интересы участников рынка, диалога с регулятором и с правительством, с федеральными органами власти. А то, что эти интересы находятся под угрозой, очевидно. Вы видите, как разворачивается дискуссия, какие идеи вбрасываются в информационное пространство. О якобы неэффективной работе пенсионных фондов, об их нечистоплотности. Сопровождается это реальными примерами, потому что некоторые фонды менее эффективны, чем рынок пенсионных фондов вообще, какие-то фонды сталкиваются с проблемами отзыва лицензии Центральным банком. Это характерно для любых организаций, которые действуют на крупном финансовом рынке. Это нормальная практика, и нам вместе с НАПФ удастся активнее отстаивать позицию рынка.

– Фонды, которые сейчас приходят к вам, выходят из НАПФ?

– Мы пока не стали саморегулируемой организацией, и у фондов, которые изъявили желание и заполнили документы на участие в АНПФ, сейчас нет необходимости или обязанности выйти из НАПФ. Когда мы станем саморегулируемой организацией, тогда, конечно, фонды будут выбирать, членами какой саморегулируемой организации им быть.

– И чем вы привлекаете фонды? Другое регулирование, меньше взносы?

– У нас действительно сейчас меньше взносы, но я не думаю, что для фондов это главный фактор. У нас достаточно жесткая позиция в части необходимости сохранения ОПС, принятия так называемого закона о переходах, а также сохранения других инструментов развития бизнеса пенсионных фондов. Это не критика НАПФ: у них своя история деятельности, своя логика. Но я думаю, что причина, по которой 20 фондов уже подали заявления на рассмотрение на вступление в АНПФ, – это артикулированная позиция, отвечающая замыслам каждого фонда. Они видят, что АНПФ может быть эффективным проводником в диалоге с органами власти, и поэтому принимают такое решение.

Второй момент – факт диалога с профильными министерствами и с Центральным банком. Мы собираемся делать серию мероприятий для членов АНПФ с участием ключевых представителей профильных ведомств. Для того чтобы они разъясняли свою позицию, которая либо уже оформлена в виде проектов и нормативных актов, либо еще не оформлена, но у государства существуют четкие представления, как должна развиваться пенсионная система и пенсионный рынок. Конечно, для людей, управляющих деньгами, такое понимание крайне важно.

Если обязательная накопительная пенсионная система будет отменена, из нынешних 50 млн граждан, которые сегодня в ней участвуют, останется, по оценкам главы Ассоциации негосударственный пенсионных фондов Сергея Белякова, не более 10%

– Как вы относитесь к предложениям по пенсионной реформе, которые недавно выдвинули Минфин и ЦБ? Антон Силуанов напомнил о них на июльском Международном финансовом конгрессе. Они пока не опубликованы, и подробности публике неизвестны.

– Конечно, мы с ним знакомы, мы их обсуждаем, собираемся просить ЦБ провести мероприятия с разъяснениями для членов ассоциации. Наверное, не совсем корректно брать на себя функцию комментатора этих предложений, до того пока ЦБ их анонсирует. Как мы понимаем, их суть можно свести к нескольким пунктам: 1) необходимо сохранить накопительную систему, 2) ее невозможно сохранить в нынешнем формате. Поэтому стоит ее сделать добровольной или квазидобровольной, когда вменяется некая обязанность совершить какое-то активное действие, чтобы не быть участником ОПС.

Квазидобровольная формула, связанная с дополнительным платежом, в условиях, когда доходы населения не очень высоки, приведет к тому, что будет много тех, кто откажется от использования накопительной системы. Вместо сохранения накопительной системы, о чем мечтают Минфин и ЦБ, мы придем к ее сворачиванию.

Сейчас в накопительной системе чуть более 50 миллионов граждан, в НПФ – более 31 миллиона. Отказ от ОПС означает усложнение задач по достижению высокого коэффициента замещения (уровень пенсии по отношению к заработной плате). Если он формируется за счет и страховой, и накопительной системы, то соблюдается баланс: ты снижаешь нагрузку на Пенсионный фонд за счет того, что повышаешь доходность инвестиций тех средств, которые идут в накопительную систему.

И я бы на месте государства всячески развивал рынок пенсионных накоплений и качественное регулирование участников, позволяя им при этом инвестировать в более широкий перечень инструментов. Центральный банк сейчас так и делает, фонды прошли процедуру акционирования, заработала система гарантирования взносов. ЦБ эффективно регулирует этот вид деятельности, то, что идут отзывы лицензий, на самом деле не плохой, а хороший сигнал, значит, рынок оздоровляется и очищается от некачественных игроков. И моя уверенность как вкладчика в том, что вкладываю деньги в надежный инструмент, повышается.

– Но значительную часть своих денег НПФ вкладывают в банковские депозиты, люди могут и сами туда вкладывать. В чем преимущество НПФ?

– Регулятор справедливо, на мой взгляд, больше года назад сказал, что в инвестиционном портфеле НПФ большая доля банковских депозитов. Это не очень хорошо, когда Пенсионный фонд выступает посредником между вкладчиком и банком, это даже немножко странно. Законными актами и нормативными требованиями ЦБ установил поэтапное снижение доли депозитов в инвестиционном портфеле. Она сократилась более чем на 40% по сравнению с предыдущим периодом. Это привело к росту инвестиций в акции и облигации. Риск-менеджмент в фондах достаточно хорошо сейчас развит и развивается, для того чтобы оценить стоимость и перспективы развития компаний. Это хорошо и для компаний, это хорошо и для финансового рынка, потому что рынок получает ликвидность. Средняя доходность НПФ по итогам 2015 года сразу выросла до 10,8% по сравнению с 4,9% годом ранее. Это немного выше, чем в ведущих банках.

– 10,8% – это хорошо, но это все-таки ниже инфляции.

– Когда речь идет о долгосрочных инвестициях, логично сравнивать их доходность не с ежегодной инфляцией, а с инфляцией за весь период инвестирования. А в периоде 5–7 лет инвестиции почти всегда доходные. Например, с 2009 по 2014 год (т. е. пока не пошел рост 2015 года) у нас доходность некоторых фондов выше 100%, у большинства фондов выше 80%. Это уже выше инфляции. Но вопрос не только в инфляции. 31 миллион выбрали НПФ – это показатель доверия. За 6 месяцев 2016 года, более миллиона человек из государственных управляющих компаний перешли в НПФ, несмотря на широко транслируемые сомнения чиновников. Под управлением НПФ находится более 2 триллионов рублей. Они уже стали стратегическими инвесторами. Они начинают вкладывать в экономику деньги граждан, это в квадрате хорошо, потому что население участвует в росте экономики, заинтересовано в экономической стабильности и росте.

Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) создана 22 марта пенсионными фондами «Росгосстрах», «Европейский», «ЛУкойл-гарант» и «Будущее», которые аккумулируют 49,2% пенсионных накоплений, находящихся по управлением российских НПФ. 30 мая официально зарегистрирована в Минюсте.
Ассоциация рассчитывает летом 2016 года получить статус саморегулируемой организации на пенсионном рынке. АНПФ станет второй саморегулируемой организацией (СРО) на пенсионном рынке, статус СРО в марте 2016 года уже получила Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Возглавил АНПФ Сергей Беляков, в 2012–2014 годах – заместитель министра экономического развития РФ. Уволен с занимаемой должности после извинений за решение правительства о замораживании обязательных накопительных пенсий. «Я прошу у всех прощения за глупости, которые мы делаем, и за то, что мы не дорожим своим словом», – написал тогда в своем Facebook Беляков. Ранее, в 2009–2012 годах, занимал должность директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства в том же министерстве.

– Это с точки зрения государства, экономической стратегии, а с точки зрения простого человека, если я отдаю часть своих денег на будущую пенсию, я хочу, чтобы они приумножались…

– Да, и поэтому вы заинтересованы, чтобы потрясений не было – ни политических, ни социальных, ни экономических. Если вы получаете не «белую» зарплату, а «черную», вам по большому счету все равно, что будет с экономикой. К сожалению, политика социального блока по продлению моратория на формирование гражданами пенсионных накоплений стимулирует именно уход зарплат в тень. Она приводит к тому, что работодатель теряет стимулы платить «в белую».

Второе. Мы демотивируем граждан, формируем их недоверие к пенсионной системе в целом. Когда тебе говорят: да, ты отчисляешь, но это уже не твои деньги, мы их забираем, вводим режим моратория или заморозки, какой у работника мотив требовать зарплату «белую», а не «серую»?

Первый выбор для гражданина – выбрать НПФ. А следующий этап – когда, видя доходность инвестиций, он может выбирать, выйти из него, дать деньги другому фонду или остаться. Чтобы этот процесс упорядочить, в Государственной думе рассматривается законопроект, поддержанный Министерством финансов и Центральным банком, так называемый «закон о переходах», который создает более понятные правила. Он не привязывает вкладчиков к банкам или пенсионным фондам, как пытаются интерпретировать это оппоненты, а объясняет процедуру, с которой сопряжены действия по перемене фонда, и это очень хорошо. Сейчас граждане могут очень быстро подать заявление и тут же выйти, в любой момент. В результате фондам приходится держать большие свободные резервы, а это снижает доходность инвестиций. Поэтому возможность перехода должна быть, но по особой процедуре.

– Если мы откажемся от обязательств накопительной части и перейдем не к квази, а к полностью добровольному, как вы думаете, сколько людей останется в этой системе?

– У меня достаточно консервативные оценки. Я думаю, что от нынешних 50 миллионов в лучшем случае останутся не более 10%. Даже если мы сделаем все правильно-правильно.

– Я знаю, вы считаете, что повышение пенсионного возраста неизбежно.

– У меня есть три аргумента, которые говорят против этой неизбежности. Первый – продолжительность жизни: сейчас мы находимся на 120-м месте в мире по этому показателю. 70 лет – это позорная цифра. В СССР в 1965 году было столько же. Тогда мы могли себе позволить такой пенсионный возраст, а сейчас – почему-то нет, хотя вроде бы страна стала намного богаче, стала больше добывать нефти и газа и т. д. Второй аргумент – демография. Говорят, много пенсионеров и т. д. Вот вам совершенно сенсационные цифры: за последние 15 лет число пенсионеров в стране увеличилось на 4,5 миллиона, а число работающих пенсионеров – на 9 миллионов. Увеличение числа пенсионеров вовсе не означает сокращения рабочей силы, как раз наоборот. Третий аргумент. Уверяют, что наше государство взяло на себя завышенные социальные обязательства. Но мы выплачиваем в виде пенсий порядка 7,7% ВВП, ведущие развитые страны Европы – от 12 до 15%, так что вряд ли это завышенные обязательства.

– Давайте начнем с конца. Когда я говорю о завышенных социальных обязательствах, то исхожу из возможностей экономики. Я абсолютно согласен с теми, кто уверяет, что у нас неправильная структура бюджетных расходов. На мой взгляд, мы можем увеличить и объем в процентах ВВП, и номинальные расходы на образование, здравоохранение, социальные цели. Мы финансируем оборонно-промышленный комплекс, а в результате утекают мозги. Значит ли это, что его не надо финансировать? Наверное, не значит. Но это вопрос приоритетов.

Второй момент. Мы создаем иждивенческую модель поведения граждан, как с пенсиями. Государство дает людям подачки, вместо того чтобы дать возможность заработать. Формирует паразитическую модель поведения граждан, которые требуют и требуют и ничего не делают, потому что им не дают.

Мы кого обманываем, говоря, что мы не можем повысить пенсионный возраст? Ведь человек, вышедший на пенсию, все равно работает. Так зачем самообманом заниматься?

Хотел бы я не повышать пенсионный возраст, с такой продолжительностью жизни невозможно требовать повышения пенсионного возраста, потому что он выше, чем продолжительность жизни, т. е. получается, мы совсем снимаем с себя обязательства пенсионного обеспечения.

Но ситуация складывается так, что мы не можем не принимать этого решения. Понятное дело, оно непопулярное. Но последствия таковы, что работающих граждан все меньше и меньше, а пенсионеров все больше. Мы не развиваем накопительную систему. Ресурс, который можно взять и распределить, стремительно сокращается. И он не будет увеличиваться, потому что экономика не проявляет спроса на новые рабочие места. Теневой сектор не формирует отчисления в распределительную систему.

Повышение пенсионного возраста мне не нравится. Я бы очень хотел его не поднимать. Но мы сами загнали себя в ситуацию, когда демографический разрыв таков, что не принять этого решения просто не можем. Когда вы выходите на улицу, а идет дождь, то нравится вам зонт или нет, вы его открываете. Повышение пенсионного возраста никому не нравится, но я боюсь, что это неизбежно. Так складывается демографическая ситуация, так идут дела в экономике, в которой сокращаются рабочие места.

30 марта 2016 года четыре частных пенсионных фонда объявили о создании Ассоциации НПФ. Как ожидается, к лету 2016 года Ассоциация может быть реорганизована в саморегулируемую организацию. Глава АНПФ Сергей Беляков – о пенсионном рынке и задачах Ассоциации.


Мы создаем Ассоциацию НПФ для того, чтобы эффективно и достаточно жестко сформулировать позицию и повестку НПФ и продвигать ее. Если мы будем эффективны в создании правильной структуры пенсионной системы и условий для развития негосударственных пенсионных фондов, то это станет очень серьезным кирпичиком, который будет заложен в стену эффективной экономки России, основанной на привлечении капитала, на открытости и доверии.

Сейчас одна из основных задач, которая стоит перед Ассоциацией НПФ, - это стать экспертным центром, который будет помогать регулятору и правительству принимать правильные, взвешенные решения. Задача максимум – отстаивать ту повестку, которая для нас является критически важной, и убедить коллег в правительстве, что именно действия в рамках этой повестки наиболее эффективны с точки зрения рынка и рыночной экономики. Не менее важно быть участником процесса выработки таких решений и понимать, какие правила игры формируются.

Когда я работал в Минэкономразвития, мы испытывали очень серьезные проблемы в части позиции рынка относительно тех или иных наших действий. Было сложно защитить позицию министерства там, где не было экспертизы рынка, серьезной аналитики с оценкой рисков. Это ограничивало наши возможности. Поэтому мы не смогли в 2014 году удержать нашу позицию по отказу от моратория на передачу средств пенсионных накоплений в НПФ.

Сейчас происходит самая, наверное, опасная вещь, связанная с формированием пенсионной системы, а именно – убийство доверия граждан к пенсионной системе. В отсутствии ясного понимания и консенсуса в правительстве относительно структуры пенсионной системы принимаются очень серьезные, фундаментальные решения о том, использовать или нет накопительный элемент, продлевать или нет пенсионный возраст. Эти решения будут касаться не только и не столько деятельности фондов, сколько каждого из нас как гражданина, который когда-то выйдет на пенсию. Спросите любого – надеется ли он на государственную пенсию? Ответ будет однозначный – нет.

Мы общаемся со всеми коллегами из профильных министерств, в том числе из социального блока, с регулятором и ПФР без каких-либо конфликтов. Все они отвечают за то, чтобы пенсионная система как элемент государственной политики была эффективной и обеспечивала достижение достойного пенсионного обеспечения граждан России, позволяющего комфортно существовать на пенсии.

У коллег в правительстве разные точки зрения на то, что является приоритетом в этой деятельности – решение текущих задач или достижение стратегических целей. Мы, фонды, обладаем и статистикой, и экспертизой, и ресурсами для того, чтобы анализировать последствия и эффекты принятия тех или иных решений. Опыт наших НПФ и международная практика свидетельствуют о том, что нужно не затыкать дыры и решать текущие проблемы за счет будущих поколений, а развивать систему, которая позволяла бы эффективно использовать этот финансовый ресурс.

Конечно, все это – предмет дискуссии. Предварительные консультации с коллегами из профильных министерств показывают, что они к этой дискуссии готовы. Наша задача – показать все эффекты от принятия определенных решений, как со знаком плюс, так и со знаком минус, и понимать, какие решения находятся в повестке правительства.

Мы определили для себя цели, которые необходимо достичь. На первом месте – сохранение накопительного компонента пенсионной системы в обязательном формате. Сейчас идут активные дискуссии о судьбе накопительной системы, и мы планируем принимать в них участие в качестве профессионального участника рынка.

Не менее важные стратегические задачи, на которых мы концентрируемся, - это инвестиции НПФ в экономику. Пенсионные накопления граждан России – колоссальный инвестиционный ресурс. Потребность в доступе к этим финансам есть всегда, в каком бы состоянии экономика не находилась, даже в периоды роста. И тем более это актуально сейчас, когда доступ к внешнему финансированию серьезно ограничен, когда сократились внутренние инвестиции. Пенсионные накопления могут и должны эффективно использоваться в экономике.

Мы должны создать эффективные инструменты для их инвестирования и обеспечения доходности инвестиций. Мне кажется, что деятельность НПФ может быть полезна для государства в части эффективного использования этого ресурса.

Есть ряд мифов, которые прижились в обществе. Первое: НПФ – это нечто непонятное, непрозрачное, носящее явно спекулятивный характер в части управления пенсионными накоплениями граждан. Этот миф опасен – не столько для бизнеса фондов, сколько для граждан России. Так, пассивная позиция «молчунов» как раз и связана с этими мифами. Их развенчивание – важное направление деятельности Ассоциации. Мне, как главе АНПФ, неважно, в какой именно фонд пойдет гражданин. Главное – чтобы он доверял всей системе НПФ. Следствием такого дискредитации отрасли будет серьезный рост социальной нагрузки на государство и ограничение возможностей использования ресурса пенсионных накоплений в экономике страны. Нам надо будет приложить очень серьезные усилия, для того, чтобы работать и с гражданами, и с профессиональным сообществом и формировать положительный образ НПФ и всей пенсионной системы в целом. Здесь у нас много союзников и практически нет противников. Наша задача – сделать так, чтобы этот ресурс был приумножен, а не исчез.

Я думаю, что мы будем востребованы в пенсионной отрасли как ассоциация, объединяющая фонды, которые одинаково смотрят на ценности пенсионной системы и задачи НПФ на этом рынке. Мы будем интересны регулятору и федеральным органам власти, потому что обладаем аналитической экспертизой и открыты к сотрудничеству. Мы будем полезны гражданам: чем больше они будут доверять фондам и видеть их эффективность, тем с большей вероятностью смогут обеспечить себя достойной пенсией.

Читайте также: