Аттестация негосударственных пенсионных фондов

Аттестация специалистов финансового рынка включает в себя прием у граждан квалификационных экзаменов в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев и выдачу им соответствующих квалификационных аттестатов специалистов финансового рынка. Аттестацию осуществляют аккредитованные организации.

Экзамены

Для получения аттестата необходимо сдать два экзамена в любой из аккредитованных организаций: сначала базовый, а затем специализированный. Если гражданин уже имеет квалификационный аттестат (выданный ФКЦБ России, ФСФР России или аккредитованной организацией), ему необходимо сдать только специализированный экзамен. По вопросам записи на экзамены необходимо обращаться в аккредитованные организации.

Аттестаты

Наличие квалификационных аттестатов специалиста финансового рынка является необходимым условием для работы в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке. Такие аттестаты должны в обязательном порядке иметь лица, занимающие в этих организациях руководящие и контролирующие должности, а также должности специалистов, осуществляющих операции с ценными бумагами, дающих поручения об их осуществлении или подписывающих внутренние отчеты и исходящие документы, связанные с осуществлением таких операций. Полный перечень лиц, которым необходимо иметь аттестаты, приведен в приложении № 1 к Положению о специалистах финансового рынка.

Гражданину, сдавшему специализированный экзамен, выдается аттестат соответствующего типа, оформленный по единой, утвержденной форме (Указание Банка России «О типах и форме квалификационных аттестатов, выдаваемых аккредитованными Банком России организациями, осуществляющими аттестацию специалистов финансового рынка»).

Экзамен Аттестат Деятельность организации на финансовом рынке (лицензируется)
Базовый не выдается
Первой серии Первого типа Брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность форекс-дилера
Второй серии Второго типа Клиринговая деятельность и деятельность по проведению организованных торгов
Третьей серии Третьего типа Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
Четвертой серии Четвертого типа Депозитарная деятельность
Пятой серии Пятого типа Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами
Шестой серии Шестого типа Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
Седьмой серии Седьмого типа Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию

Все аттестаты, выданные ФСФР России/ФКЦБ России (кроме аннулированных) и имеющие бессрочный характер действия, сохраняют свое действие.

За грубые и неоднократные нарушения аттестованными лицами законодательства о ценных бумагах Банк России вправе аннулировать квалификационные аттестаты, выданные таким лицам. Лица, у которых были аннулированы аттестаты, по рекомендации Банка России не допускаются аккредитованными организациями к сдаче экзаменов в течение трех лет с даты аннулирования аттестата.

Реестр аттестованных лиц

Данные о гражданах, на которых оформлены аттестаты, заносятся в реестр аттестованных лиц. Ведение реестра аттестованных лиц осуществляет Банк России.

В случае изменения данных, указанных в п. о специалистах финансового рынка, аттестованные лица должны известить об этом Банк России, направив в любое территориальное учреждение Банка России заявление с приложением копии аттестата и копий документов, подтверждающих изменение данных.

Уважаемые коллеги!

Информируем вас о том, что с 04 июня 2010 г. (за исключением отдельных положений) вступает в силу новое Положение о специалистах финансового рынка (утверждено Приказом ФСФР от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н) , зарегистрированное в Минюсте РФ 06 мая 2010 г. № 17130) – далее «Положение».

Обращаем Ваше внимание на следующие новации и уточнения для организаций - участников финансового рынка и аттестованных лиц:

1) Установлены квалификационные требования к работникам НПФов , осуществляющих деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, ОПС и ППС (вступают в силу с 01.10.2010): к руководителю, исполняющему функции единоличного исполнительного органа и контролеру.

2) Руководитель организации , осуществляющий функции единоличного исполнительного органа, должен иметь опыт руководящей[1] работы на финансовом рынке не менее 3-х лет.

3) Для владельцев квалификационных аттестатов: одно из оснований для аннулирования аттестата – нарушения, допущенные владельцем аттестата, повлекшее аннулирование лицензии организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке.

4) Для владельцев квалификационных аттестатов ВВОДИТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ СООБЩАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФСФР СВЕДЕНИЯ О:

- получении первого высшего образования в срок, не превышающий 1 месяц с даты выдачи документа о высшем образовании;

- изменении фамилии, имени, отчества, гражданства, места жительства, почтового адреса в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты возникновения соответствующего изменения;

- изменении должности, места работы в срок, не превышающий 1 месяца с даты возникновения таких изменений.

По возникшим вопросам просьба обращаться к Зинченко Наталии.

Контактный телефон: тел/факс.: +7 (495) 287-85-79, е-mail: zinchenko@napf.ru.

[1] Более точную терминологию, пояснение значений «финансовая организация», «руководящая работа» см. в Положении.

С уважением,

Директор УМИЦ НАПФ

А.В.Кузин


НПФ «Альянс»: работа в «Фабрике XBRL» проста настолько, что не потребовалось обучение

НПФ «Альянс»: работа в «Фабрике XBRL» проста настолько, что не потребовалось обучение


До проекта с «Синтегро консалтинг» НПФ «Альянс» уже работал в другой XBRL-системе, которая построена не на платформе 1С:Предприятие и не поддерживала автоформирование отчетности НПФ. Отчётность собирали частично в бухгалтерской программе, частично вручную, а уже формирование в формате XBRL делали вручную с загрузкой через шаблоны, что приводило к нередким ошибкам. Этот факт стал ключевым для поиска нового поставщика ПО.
«Нам рекомендовал Синтегро мой знакомый - коллега из другого НПФ. Было важно сделать проект быстро и с условием, что часть работ выполнят наши ИТ-специалисты, и в Синтегро пошли навстречу. Мы поработали сначала в демоверсии «Фабрики XBRL», познакомились с программой в процессе тестовой сдачи очередной отчетности и определились с выбором. Хорошие отзывы о компании, ее политика, компетентность сотрудников, желание и умение работать с клиентом убедили нас окончательно», - рассказывает Сергей Шаповалов, главный бухгалтер НПФ «Альянс».
Специалисты Синтегро в рамках проекта настроили правила заполнения большинства форм и примечаний БФО и НСО по данным бухгалтерской системы. В отношении оставшихся форм у Фонда всегда остается возможность самостоятельно настраивать и дорабатывать сборку показателей, что позволяет распределить задачи в ходе проекта, задействовать свой ИТ-ресурс и в определенной степени сократить его бюджет.
«По итогам работы мы хотели бы отметить хороший набор пользовательских функций в программе: удобный импорт/экспорт данных в форматах XBRL и Excel, понятный протокол заполнения и валидации форм. Также мы оценили интуитивную понятность программы – в ней с самого начала было просто работать, что обучение нам не потребовалось», - поделился Сергей Шаповалов.

«Синтегро консалтинг» — ведущий российский разработчик программного обеспечения в области финансового учета и управления предприятием. Ключевыми направлениями деятельности компании являются автоматизация учета по ОСБУ, а также перевод отчетности на международный формат XBRL в некредитных финансовых организациях (НФО) с помощью собственных разработок - «Фабрика XBRL», «Синтегро ОСБУ», «Индикатор 710-П» и «Зарплата ОСБУ».

АО НПФ «Альянс» предоставляет полный спектр услуг для юридических и физических лиц по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению на основании Лицензии Банка России № 415 от 16 апреля 2004 года.


Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"

Обсуждение доработанного проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий"


В 2020 году продолжается обсуждение особенностей труда специалистов по финтех, становления новой профессии в рамках деятельности финансовых организаций, в том числе негосударственных пенсионных фондов, и проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий".

Ассоциация ФинТех совместно с Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка завершила доработку проекта профессионального стандарта "Специалист в области инновационных финансовых технологий". Об этом на прошедшем в Финуниверситете в дистанционном формате круглом столе сообщила руководитель проектного офиса Ассоциации ФинТех Юлия Горелова. В настоящее время обобщённые трудовые функции профессионального стандарта имеют следующее содержание:

1. Проведение подготовительных и административных работ по реализации проектов в области инновационных финансовых технологий.

2. Проведение исследований по определению предпосылок и тенденций для применения финансовых технологий в области финансовых продуктов и услуг.

3. Реализация комплексных проектов в сфере инновационных финансовых технологий.

4. Концептуальное проектирование финансового сервиса и продукта с применением инновационной технологии.

5. Управление жизненным циклом продукта в области инновационных финансовых технологий.

6. Управление процессом стратегической интеграции инновационных финансовых технологий в бизнес-индустрии и процессы компании.

Заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», доцент Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Сергей Бровчак отметил, что в профессиональном стандарте изменён перечень кодов и сейчас он выглядит следующим образом:

1. Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью.

2. Аналитики систем управления и организации.

3. Специалисты в области политики администрирования.

5. Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал.

В экспертной оценке и обсуждении активное участие приняли первый заместитель декана Финансового факультета Финуниверситета Ольга Полякова, профессор кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказского федерального университета Эльвира Русецкая, профессор кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ им. Г.И.Носова Виктор Немцев, ведущий научный сотрудник Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Денис Брызгалов, доцент кафедры «Управление рисками» МГИМО Людмила Цветкова, доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финуниверситета Юлия Грызенкова, заместитель генерального директора Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования, доцент Финуниверситета Марина Селиванова, единодушно отметившие важность появления разработанных бизнес-сообществом стандартов для формирования качественных образовательных программ, отвечающих всем современным требованиям.

Комментируя разработку проекта профессионального стандарта «Специалист в области инновационных финансовых технологий», руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов рассказал, что разрабатываемый стандарт важен для организаций финансового рынка, в том числе негосударственных пенсионных фондов, так как упорядочивает требования к подготовке специалистов, способных решать вопросы цифровизации бизнес-процессов НПФ, обеспечить своевременное внедрение в них инноваций.

- организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании лицензии:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и

лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) вправе осуществлять деятельность:

по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии,

а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Создание негосударственного пенсионного фонда (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может создаваться:

в организационно-правовой форме акционерного общества;

создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ об акционерных обществах.

Положения законодательства РФ об акционерных обществах применяются к негосударственным пенсионным фондам (НПФ):

с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах";

акционеры НПФ имеют в отношении негосударственного пенсионного фонда удостоверенные принадлежащими им акциями права на участие в управлении деятельностью НПФ, а также иные права, предусмотренные законодательством РФ;

НПФ вправе выпускать только обыкновенные акции;

НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

НПФ не отвечает по обязательствам своих акционеров;

акционеры НПФ несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством РФ;

акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

НПФ не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы;

оплата акций негосударственного пенсионного фонда путем зачета денежных требований к НПФ не допускается;

размещение негосударственным пенсионным фондом ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и законодательством РФ о рынке ценных бумаг с учетом, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" особенностей.

Требования к лицам, имеющим право распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ

Лицом, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ, не может являться:

юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, либо находится под прямым или косвенным контролем указанного лица;

юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра некредитных финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;

лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;

лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

НПФ обязан соблюдать установленный Банком России порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе своих акционеров, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится негосударственный пенсионный фонд.

Государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда

НПФ подлежит государственной регистрации:

в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

с учетом установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Решение о государственной регистрации:

негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации,

о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, или

о государственной регистрации при ликвидации НПФ

принимается Банком России в установленном им порядке.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда:

  • Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций НПФ.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений:

о создании, реорганизации и ликвидации НПФ,

сведений о внесении изменений в устав НПФ

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России,

  • а внесение в ЕГРЮЛ иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр,

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России.

Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений представляются в Банк России в сроки:

  • предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов:

осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;

Банк России ведет книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Учредительные документы негосударственных пенсионных фондов

Учредительным документом НПФ является:

устав негосударственного пенсионного фонда;

устав НПФ утверждается его учредителями (учредителем).

Дополнительно к сведениям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устав НПФ должен содержать:

полное фирменное наименование негосударственного пенсионного фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ";

указание на исключительный характер деятельности негосударственного пенсионного фонда;

указание на максимальную долю от доходов, полученных НПФ от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств негосударственного пенсионного фонда;

указание на формирование попечительского совета НПФ с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей).

Требования к уставному капиталу и собственным средствам НПФ

Минимальный размер уставного капитала НПФ:

должен составлять - не менее 120 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей.

В случае принятия негосударственным пенсионным фондом решения об уменьшении его уставного капитала:

лица, перед которыми НПФ несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании,

управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов

не являются кредиторами НПФ для цели применения положений законодательства РФ об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств НПФ:

рассчитанный в порядке, установленном Банком России,

должен составлять - не менее 150 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

Будущим пенсионерам дается выбор, где хранить и копить будущее обеспечение. Одним из вариантов накопления сбережений является негосударственный пенсионный фонд. Такие организации обещают большие пенсии. Стоит разобраться, что они из себя представляют и можно ли доверять им свою пенсию.

Что такое НПФ и зачем они нужны

Негосударственные фирмы обещают как минимум сохранить пенсию, как максимум – увеличить. Так как все деньги не просто лежат на счетах, а инвестируются под проценты.

Что такое пенсионные накопления

Каждый человек, работая, обеспечивает свою старость ежемесячными выплатами – пенсией. Проведенные реформы в 2010 году пенсию разделили на 3 части: страховую, базовую, накопительную. Все, кто родился после 1967-го, могут распоряжаться накопительной частью пенсии, которая составляет 6 % .

Она может храниться:

  • в управляющей компании;
  • в НПФ;
  • в пенсионном фонде.

Виды пенсионных выплат

В России государство предоставляет следующие виды обеспечения:

  1. Страховая пенсия. Полагается по старости, инвалидности или потере кормильца. Так называемая компенсация за все трудовые годы. Это установленная государством сумма, индексируемая каждый год.
  2. По гособеспечению полагается за выслугу, по достижении пенсионного возраста, социальная. Компенсация за утраченную способность работать. Для военных, пострадавших от катастроф и далее по списку.
  3. Накопительная. Формируется из отчислений работодателя, процентов от инвестирования.
  4. Негосударственное обеспечение. Личные взносы в счет будущего обеспечения.

Размер дополнительной пенсии

Размер обеспечения зависит от вида пенсии и следующих факторов:

  • страхового стажа;
  • объема выплат за время трудоустройства;
  • возраста;
  • специальных или тяжелых условий труда;
  • льгот.

Как работают

Суть работы негосударственных пенсионных фондов. Пишется заявление о переходе в НПФ. Средства переходят в распоряжение фонда, вводятся в оборот, инвестируются для получения дохода.

При наступлении пенсионного возраста негосударственный пенсионный фонд ежемесячно выплачивает обеспечение с прибавкой. Накопления вырастают за счет того, что деньги все это время «работают». В то время как в пенсионном фонде они не увеличиваются.

Нужна ли лицензия фондам

Деятельность негосударственных фондов находится под жестким контролем госорганов и законодательства. Открыть НПФ не так просто.

Необходимо получение лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Выдает Банк России на неограниченное время.

Чтобы получить такую лицензию, организация должна соответствовать ФЗ № 75 по всем пунктам:

  • организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные и страховые правила должны отвечать всем требованиям;
  • проверяется совет директоров, коллегиальный фонд, главбух, работники внутреннего контроля;
  • размер уставного капитала.


Устройство

Негосударственный пенсионный фонд работает по следующей схеме. Полученные деньги должны инвестироваться с минимальным риском. Для этого подойдут облигации, ценные бумаги. Выдавать кредиты другим фирмам запрещено. Данные сбережения неприкосновенны, их не смогут конфисковать даже государственные органы. Именно это гарантирует их сохранность.

Вся структура управления фонда устанавливается законами.

Совет директоров, состоящий из учредителей. Может также быть представитель вкладчиков. Они занимаются фондом бесплатно и добровольно.

Попечительский совет, он же контролирует работу негосударственного фонда и представляет интересы вкладчиков.

Бухгалтерия каждый год предоставляет отчетность независимым экспертам. По их заключениям публикуется отчет. Кроме отчета, ежегодно проводится актуарная оценка: способен ли негосударственный фонд продолжать свою работу.


Кто осуществляет контроль деятельности негосударственных фондов

Работу негосударственных пенсионных фондов регулируют несколько структур:

  • Центробанк России. Основной контролирующий орган. Издает правовые документы, ведет реестры, проведение проверок с доступом к документам, проведением бесед с сотрудниками;
  • Министерство труда. Устанавливает правила по взаимодействию с другими фондами, вкладчиками, пенсионным фондом;
  • Министерство финансов. Контролирует учет, назначение, выплаты пенсионных сбережений.

Стоит ли переходить в НПФ (шило на мыло)

Перевод НЧ – добровольное желание. Негосударственные пенсионные фонды организованы для того, чтобы была возможность и альтернатива увеличения размера обеспечения в старости.

Плюсы и минусы НПФ

В первую очередь о преимуществах:

  • увеличение накопительной части за счет инвестирования;
  • передача по наследству;
  • материальное страхование (средства никуда не пропадут). Даже если НПФ ликвидируется, средства переводятся в ПФ;
  • можно переводить деньги между некоммерческими организациями или вернуть их в ПФ;
  • отслеживание накоплений на сайте;
  • прозрачная деятельность организаций и ежегодная отчетность.

Теперь о недостатках:

  • предугадать, насколько увеличатся накопления, невозможно из-за нестабильности финансового рынка;
  • ответственность за выбор некоммерческой организации остается на вкладчике;
  • проценты по НЧ теряются при смене фонда или ликвидации организации.
Инфляция будет всегда больше процентов по инвестициям. Это главный минус. За счет того, что негосударственные фирмы не могут рисковать средствами вкладчиков, инвестируют в низкодоходные инструменты, прибыль не будет высокой. А с годами и вовсе обесценится.

Риски

При переходе в НПФ есть вероятность того, что:

  • заявка на переход не будет одобрена;
  • может потеряться весь инвестдоход, так как переводить накопления рекомендуется на чаще чем 1 раз/5 лет;
  • если данные вкладчика попадут в ненадежную фирму, которая продаст базу данных, без его ведома НЧ может переводиться по некоммерческим организациям.

Как оформить переход в НПФ

Чтобы перейти в НПФ, первое, что нужно сделать, – выбрать организацию, которой доверите свою НЧ.

Второе – заключить договор, обязательно изучить.

Третье: до конца календарного года заявление пишется для ПФР о переводе средств в некоммерческую фирму.

Четвертое: получите письменное уведомление о переводе денег.

На практике все происходит так: вкладчик обращается в организацию. Тут же с помощью ЭЦП заполняется заявка и договор. Экземпляры отдают на руки. Там указано, когда НЧ будет переведена, как можно отследить. Прощаются.

Оформить переход можно в многофункциональном офисе или через Госуслуги.

Процесс перевода накопительной части в НПФ

В течение календарного года собираются заявления на перевод сбережений. До марта следующего года происходит обработка данных и перевод накопительной части в негосударственный фонд. То есть после марта следующего года можно узнать о статусе накоплений.

Советы по выбору НПФ

  1. В первую очередь советую обратить внимание, насколько надежна компания. Рейтинг не ниже ruAAA, доверительный прогноз.
  2. Как давно на рынке. Старше 98 года – прекрасно.
  3. Отрасль компании, основавшей НПФ, – начать анализ с тепловой энергетики, металлургии, добычи нефти.
  4. Отзывы. Сомнительный критерий, лучше фильтровать все, что написано в сети, но найти достоверную информацию можно.

Рейтинг лучших НПФ

НПФ с высокими показателями доходности и надежности:

  • Сбербанк;
  • Лукойл;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Сургутнефтегаз.

Отзывы




Заключение

Рассказывая об НПФ, я не хотел настроить своих читателей за или против перевода накопительной части. Лишь предупреждаю о том, что это добровольное желание. Все решения принимать только самому вкладчику, а значит, нести ответственность за свой выбор. Буду рад комментариям. Подписывайтесь на статьи и делитесь полезностями в социальных сетях.

- организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании лицензии:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и

лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) вправе осуществлять деятельность:

по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии,

а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Создание негосударственного пенсионного фонда (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может создаваться:

в организационно-правовой форме акционерного общества;

создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ об акционерных обществах.

Положения законодательства РФ об акционерных обществах применяются к негосударственным пенсионным фондам (НПФ):

с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах";

акционеры НПФ имеют в отношении негосударственного пенсионного фонда удостоверенные принадлежащими им акциями права на участие в управлении деятельностью НПФ, а также иные права, предусмотренные законодательством РФ;

НПФ вправе выпускать только обыкновенные акции;

НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

НПФ не отвечает по обязательствам своих акционеров;

акционеры НПФ несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством РФ;

акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

НПФ не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы;

оплата акций негосударственного пенсионного фонда путем зачета денежных требований к НПФ не допускается;

размещение негосударственным пенсионным фондом ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и законодательством РФ о рынке ценных бумаг с учетом, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" особенностей.

Требования к лицам, имеющим право распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ

Лицом, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ, не может являться:

юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, либо находится под прямым или косвенным контролем указанного лица;

юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра некредитных финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;

лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;

лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

НПФ обязан соблюдать установленный Банком России порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе своих акционеров, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится негосударственный пенсионный фонд.

Государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда

НПФ подлежит государственной регистрации:

в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

с учетом установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Решение о государственной регистрации:

негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации,

о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, или

о государственной регистрации при ликвидации НПФ

принимается Банком России в установленном им порядке.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда:

  • Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций НПФ.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений:

о создании, реорганизации и ликвидации НПФ,

сведений о внесении изменений в устав НПФ

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России,

  • а внесение в ЕГРЮЛ иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр,

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России.

Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений представляются в Банк России в сроки:

  • предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов:

осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;

Банк России ведет книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Учредительные документы негосударственных пенсионных фондов

Учредительным документом НПФ является:

устав негосударственного пенсионного фонда;

устав НПФ утверждается его учредителями (учредителем).

Дополнительно к сведениям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устав НПФ должен содержать:

полное фирменное наименование негосударственного пенсионного фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ";

указание на исключительный характер деятельности негосударственного пенсионного фонда;

указание на максимальную долю от доходов, полученных НПФ от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств негосударственного пенсионного фонда;

указание на формирование попечительского совета НПФ с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей).

Требования к уставному капиталу и собственным средствам НПФ

Минимальный размер уставного капитала НПФ:

должен составлять - не менее 120 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей.

В случае принятия негосударственным пенсионным фондом решения об уменьшении его уставного капитала:

лица, перед которыми НПФ несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании,

управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов

не являются кредиторами НПФ для цели применения положений законодательства РФ об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств НПФ:

рассчитанный в порядке, установленном Банком России,

должен составлять - не менее 150 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

Читайте также: