Бухгалтерский учет государственного пенсионного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
1. Теоретические основы организации расчетов с Пенсионным……….
фондом в РФ……………………………………………………………….
1.1 Понятие, функции и роль Пенсионного фонда……………………………
1.2 Характеристика Пенсионного фонда в РФ……………………………….
1.3 Цели и задачи деятельности Пенсионного фонда…………………………
1.4 Расчеты с Пенсионным фондом……………………………………….
2. Бухгалтерский учет расчетов с Пенсионным фондом………………………
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО
«Авантаж Принт»……………………………………………………………….
2.2 Бухгалтерский учет по расчетам с Пенсионным фондом в ООО «Авантаж Принт» ………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_arinushkina.docx

Таблица 3 – Отчисления в ПФРФ с заработной платы работников ,руб.

Начисления в ПФРФ

Таблица 4- Бухгалтерские проводки ООО «Авантаж Принт»

Краткое содержание операции

Пенсии, выплаченные за счет средств пенсионного обеспечения, выданы из кассы работникам

Взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены из кассы организации

Взносы на обязательное пенсионное страхование перечислены с расчетного счета предприятия

Учтена сумма денежных средств, начисленных сотрудникам организации за счет средств пенсионного страхования

Начислены взносы в Пенсионный фонд для работников основного производства

Начислены взносы в Пенсионный Фонд для работников вспомогательного производства

Возвращена на расчетный счет предприятия сумма излишне перечисленных средств в Пенсионный фонд

Заключение

Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

  1. государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
  2. государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;
  3. дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 22 процента от фонда оплаты труда работников, а не 28процентов, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1процент до 6процентов от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

ООО «Авантаж Принт»занимается изготовление сувенирной продукции, скоросшивателей, пластиковых карт, полиграфией, нанесением рекламной информации на неодинаковую сувенирную продукцию и т.д.

Предприятие является прибыльным, рентабельным, количество работников в 2013 году составляет 206 человек.

ООО «Авантаж Принт» применяет своевременно расчеты с Пенсионным фондом, по ставкам 16 и 6 процентов, согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.01 №167-ФЗ.

приказом Министерства финансов

от 15.11.2019 N 184н

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу" (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету, осуществляемому государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные нефинансовые и финансовые активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Стандарт устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и (или) обязательств перед работниками государственных (муниципальных) учреждений, органов управления государственными внебюджетными фондами, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, работниками государственных (муниципальных) органов, не являющимися государственными гражданскими (муниципальными) служащими, военнослужащими и приравненными к ним лицами, сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками, имеющими специальные звания и проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, а также перед физическими лицами, привлекаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров (служебных контрактов, контрактов) или договоров гражданско-правового характера (далее - персонал), по осуществлению выплат, обусловленных их статусом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами), а также раскрытию указанной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Положения Стандарта применяются при ведении бухгалтерского учета, раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918).

4. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" .

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).

II. Термины и их определения

5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

6. В Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.

Выплаты персоналу - расходы субъекта учета на оплату труда персонала, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата), командировочные и иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами), а также расходы на оплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию. Выплаты персоналу включают выплаты, предоставляемые как персоналу, так и членам их семей и (или) лицам, находящимся на их иждивении, которые могут осуществляться в виде денежных выплат и (или) предоставления товаров или услуг либо непосредственно работникам, либо их супругам, детям или другим лицам, находящимся на их иждивении.

Основными группами выплат персоналу являются:

а) текущие выплаты персоналу;

б) отложенные выплаты персоналу.

Текущие выплаты персоналу - выплаты персоналу, обусловленные обязательствами субъекта учета по их осуществлению в срок и в размере, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).

Отложенные выплаты персоналу - выплаты персоналу, обусловленные обязанностью субъекта учета по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения.

III. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) и оценка

при признании объектов учета выплат персоналу

7. Объектом учета текущих выплат персоналу являются отдельные денежные обязательства, группируемые по видам обязательств в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации Российской Федерации , в том числе выходные пособия, кроме выходных пособий, связанных с реструктуризацией деятельности.

Статья 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101, N 31, ст. 4437).

8. Объекты учета текущих выплат персоналу признаются в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности, обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

Объекты учета текущих выплат персоналу признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).

9. Объектом учета отложенных выплат персоналу являются отдельные виды обязанностей по осуществлению выплат персоналу, в том числе выплат персоналу в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) актами органа местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении за исключением пенсионных выплат из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выплат, предусмотренных локальными нормативными актами, в связи с достижением работником установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста и (или) стажа работы (далее - пенсионные и иные аналогичные выплаты), группируемые по видам расходов, установленным классификацией расходов бюджета бюджетной классификации Российской Федерации.

Выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным выплатам персоналу.

10. Объекты учета отложенных выплат персоналу признаются в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в том отчетном периоде, когда персонал исполнял трудовые функции, должностные обязанности, обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

Объекты учета отложенных выплат персоналу признаются:

в части предстоящих расходов на оплату отпусков - в сумме предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование. Порядок расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается субъектом учета в рамках формирования учетной политики;

в части предстоящих расходов на пенсионные и иные аналогичные выплаты - в сумме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) или в сумме показателей, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период. Информация о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств), показателях плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, предусмотренных на пенсионные и иные аналогичные выплаты на плановый период, отражается в составе бюджетной информации субъекта учета.

IV. Последующая оценка объектов учета выплат персоналу

11. Стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу после первоначального признания не подлежит изменению.

12. Не реже чем на годовую отчетную дату стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру и при необходимости корректировке до величины, определенной в соответствии с пунктом 10 Стандарта.

V. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета)

объектов учета выплат персоналу

13. Прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета текущих выплат персоналу осуществляется по мере их исполнения (прекращения обязательства).

14. Прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета отложенных выплат персоналу осуществляется по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

В случае избыточности суммы признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода.

VI. Раскрытие информации об объектах учета выплат

персоналу (результатах операций с ними) в бухгалтерской

15. В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрывается следующая информация:

а) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;

б) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;

в) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду отложенных выплат персоналу в структуре оснований:

признание объектов учета отложенных выплат персоналу;

признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;

корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточно начисленных сумм.

16. Дополнительно в составе бюджетной информации субъекта учета раскрывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период.

17. Представление сопоставимой сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам персоналу в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской (финансовой) отчетности при первом применении Стандарта не осуществляется.

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Обязательное пенсионное страхование введено с 1 января 2002 года Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.

Законом установлено, что взносы на государственное пенсионное обеспечение разделены на две части:

- налог, поступающий в федеральный бюджет и направляемый на финансирование базовой части трудовой пенсии;

- страховые взносы, поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии.

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФР).

Для выполнения обязанности по уплате страховых взносов организации, выступающие в роли страхователей, обязаны пройти регистрацию в ПФР в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации по месту их нахождения. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Расчетным периодом для страховых взносов является календарный год, который включает в себя следующие отчетные периоды: первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ежемесячно ЗАО ПТК «Владспецстрой» уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. Сумма страховых взносов, исчисляется и уплачивается ЗАО ПТК «Владспецстрой», отдельно по страховой и накопительной частям страховых взносов и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов. Исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам производится ежемесячно, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. В ЗАО ПТК «Владспецстрой» ведется учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. На основе этих данных организация представляет в ПФР сведения об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования по форме АДВ - 11 . Федеральным законом тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Тарифы страховых взносов, применяемые ЗАО ПТК «Владспецстрой» с 01.01.2010 приведены в табл. 3.1. Для правильного применения тарифов страховых взносов все физические лица, в пользу которых производятся выплаты, разделены на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Указанные в таблицах регрессивные (уменьшающиеся по мере увеличения дохода) ставки тарифов применяются в том же порядке, что и при исчислении социального налога. С 2010 года страховые взносы будут уплачиваться страхователями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений , не превышающей 415000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаться не будут и соответственно страховые взносы не уплачиваются. Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в ПФР.

Таблица 3.1 Тарифы страховых взносов применяемые ЗАО ПТК «Владспецстрой»

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Начисленные страховые взносы (авансовые платежи по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование подлежат налоговому вычету из сумм социального налога (сумм авансового платежа), подлежащего уплате в федеральный бюджет. Налоговый вычет производится в пределах сумм, исчисленных исходя из представленных выше тарифов страховых взносов. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. В течение года ЗАО ПТК «Владспецстрой» представляет в налоговую инспекцию форму «Расчеты авансовых платежей по обязательному пенсионному страхованию для лиц, производящих выплаты физическим лицам (приложение №1 к приказу Министерства Финансов РФ от 17.03.2005 г. №40-н), расчеты сдаются в двух экземплярах. Копию налоговой декларации с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, ЗАО ПТК «Владспецстрой» представляет в территориальный орган ПФР. Налоговый вычет начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (субсчет 69-2) в корреспонденции с дебетом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (субсчет 69-5). Перечисление страховых взносов отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (субсчет 69-2) и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Стандартные налоговые вычеты ЗАО ПТК «Владспецстрой» предоставляет налогоплательщику только по заявлению работника, свидетельства о рождении ребенка и справки с места учебы. В случае если сотрудник устроен на работу не в начале года и до этого работал в другой организации, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, для корректного расчета НДФЛ и вычетов, необходимо потребовать у сотрудника справку о начисленной заработной плате с предыдущего места работы.

Пример. Иванов И.И. работал с января по март 2009 года в другой организации. Сумма заработной платы согласно справке составляла 15 000 руб. Иванов написал заявление о предоставлении ему вычета в размере 400 руб. на него и по 600 руб. на двоих детей, второй ребенок учится в государственном институте, но при этом справку с места учебы не предоставил. В апреле ему начислена сумма 4 000 руб. В мае 5 000 руб.

Необходимо определить сумму НДФЛ и сумму к выплате.

Вычет в апреле составит 600 руб. на одного ребенка, так как работник на второго ребенка не предоставил справку с места учебы и 400 руб. на работника, так как сумма в апреле с начала налогового периода нарастающим итогом не превышает 20 000 руб.

В мае вычет будет равен 600 руб. Вычет в сумме 400 руб. не предоставляется, так как сумма заработной платы с начала налогового периода нарастающим итогом равна 24 000 руб, то есть превышает 20 000 руб.

Сумма НДФЛ в апреле будет равна: (4 000-1 000)*13%=390

Сумма к выплате в апреле равна: 4 000- 390= 3610

Сумма НДФЛ в мае равна: (5 000-600)*13%=572

Сумма к выплате в мае равна: 5 000-572= 4428

Записи проводок, которые необходимо сделать бухгалтеру при оформлении данного примера, представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2.Бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канаева Анастасия Владимировна, Турищева Татьяна Борисовна

в данной статье рассмотрены особенности организации и постановки бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях на конкретном примере. Приведено описание задачи бухгалтерии, функции бухгалтерии и обязанности главного бухгалтера . Исследована структура бухгалтерии в целом. Особое внимание автор уделяет одному из отделов бухгалтерии – отделу по расчетам с физическими лицами и платежам в бюджет. Подробно описаны функции отдела и должностные обязанности рядового бухгалтера.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Канаева Анастасия Владимировна, Турищева Татьяна Борисовна

this article studies characteristics of the organization and staging of accountancy in the state unitary organization with specific reference. It describes the tasks of accounting , accounting functions and duties of the chief accountant . The paper explores the structure of accounting in general. А special attention is paid to one of the accounting departments – Department for settlements with individuals and payments to the budget. The functions and duties of ordinary accountant of the Department are described in detail.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях (на примере государственного учреждения – Пенсионный фонд Российской Федерации)»

DOI 10.21661/r-117156 А.В. Канаева, Т.Б. Турищева

Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях (на примере государственного учреждения -Пенсионный фонд Российской Федерации)

В данной статье рассмотрены особенности организации и постановки бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях на конкретном примере. Приведено описание задачи бухгалтерии, функции бухгалтерии и обязанности главного бухгалтера. Исследована структура бухгалтерии в целом. Особое внимание автор уделяет одному из отделов бухгалтерии - отделу по расчетам с физическими лицами и платежам в бюджет Подробно описаны функции отдела и должностные обязанности рядового бухгалтера.

I Ключевые слова: бухгалтерское дело, структура бухгалтерской службы, обязанности главного бухгалтера, государственная унитарная организация.

A.V. Kanaeva, T.B. Turischeva

Features of the organization of the accounting in the state unitary organizations (case study government institution -the Pension fund of the Russian Federation)

This article studies characteristics of the organization and staging of accountancy in the state unitary organization with specific reference. It describes the tasks of accounting, accounting functions and duties of the chief accountant. The paper explores the structure of accounting in general. A special attention is paid to one of the accounting departments - Department for settlements with individuals and payments to the budget. The functions and duties of ordinary accountant of the Department are described in detail.

I Keywords: accounting, accounting service structure, accounting functions, duties of the chief accountant, the state unitary organization.

Федеральным законом от 05.05.2014 года №99-ФЗ была введена относительно новая статья Гражданского кодекса Российской Федерации 65.1 «Корпоративные и унитарные юридические лица», согласно которой на сегодняшний день все юридические лица подразделяются на корпоративные и унитарные юридические лица.

Так, согласно абз. 2 п. 1 приведенной статьи юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним

относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Исходя из действующего гражданского законодательства, в настоящее время понятием «государственная унитарная организация» охватываются государственные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ), государственные учреждения (п. 2 ст. 123.21, ст. 123.22 ГК РФ), государственные корпорации (ст. 7.1 Феде-

Interactive science | 12 • 2017 193

рального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), публично-правовые компании (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 года №236-Ф3 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В данном случае слово «государственное» указывает на соответствующую форму собственности организации.

Поэтому в настоящей работе рассматривается бухгалтерское дело на примере государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации как государственной унитарной организации.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №2122-1 было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Согласно Положению, Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 года №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Федеральный закон от 15.12. 2001 года №167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица - «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

- центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

- отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

- управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

На каждом уровне имеется своя бухгалтерская структура. В данной работе будет рассмотрена бухгалтерская структура Исполнительной дирекции ПФР центрального аппарата ПФР, где бухгалтерский отдел именуется Департаментом казначейства.

Распоряжением Правления ПФР от . № . было утверждено Положение о Департаменте казначейства (далее - Департамент). Согласно Положению, Депар-

тамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, инструктивными письмами ПФР, а также Положением о Департаменте казначейства. Департамент подчиняется непосредственно Председателю Правления ПФР.

К основным задачам, которые выполняет Департамент, относятся организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета ПФР и бюджетов отделений ПФР, управление доходами и расходами бюджета ПФР на счетах ПФР в банках, учет операций по содержанию Исполнительной дирекции ПФР, составление отчетности по операциям, связанным с расходами на содержание Исполнительной дирекции ПФР. Сотрудники Департамента осуществляют сбор, обработку и анализ информации о финансовом состоянии ПФР, представляют руководству ПФР отчетность о финансовых операциях по бюджету ПФР, осуществляют краткосрочное прогнозирование объемов доходов (ресурсов) бюджета ПФР, контролируют операции со средствами пенсионных накоплений. Также Департамент организует бюджетный учет и формирует учетную политику в системе ПФР.

Функции Департамента казначейства:

1. Организует исполнение бюджета ПФР.

2. Организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств бюджета ПФР и направлений их использования.

3. Организует и осуществляет бюджетный учет операций по движению средств бюджета ПФР на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. Организует сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджета ПФР.

5. Осуществляет операции со средствами бюджета ПФР, финансирование отделений ПФР на выплату государственных пенсий и пособий в соответствии с утвержденными лимитами, а также на содержание аппарата управления органов ПФР в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.

6. Взаимодействует с Минфином России в рамках своей компетенции. Организует и осуществляет взаимные расчеты между бюджетом ПФР и федеральным бюджетом.

7. Организует перераспределение в установленных размерах средств страховых взносов, предназначенных на выплату страховой части трудовой пенсии, между отделениями ПФР.

8. Организует контроль за поступлением и использованием средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов по дополнительному тарифу, целевых средств на дополнительное материальное и пенсионное обеспечение отдельных категорий получателей, средств пеней и иных финансовых санкций.

9. Организует прием, проверку и анализ представляемой отделениями ПФР бюджетной отчетности, составление в установленном порядке сводной отчетности и представление ее в Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и другие органы.

10. Осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

11. Взаимодействует с Банком России, другими кредитными организациями по вопросам обслуживания счетов ПФР, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях, в целях координации работы и контроля за исполнением бюджета ПФР.

12. Принимает участие в организации в установленном порядке повышения квалификации работников Департамента и казначейств отделений ПФР.

13. Организует учет и контроль денежных потоков инвестиционной и операционной деятельности с накопительной частью трудовой пенсии и временно свободными средствами обязательного пенсионного страхования.

14. Организует и осуществляет сводный учет состояния и движения средств ПФР, передаваемых Фондом в негосударственные пенсионные фонды и в доверительное управление управляющим компаниям.

15. Организует сбор информации, передаваемой Фонду специализированным депозитарием, в рамках компетенции Департамента.

16. Организует учет и контроль доходов (убытков) от инвестиционной и операционной деятельности с накопительной частью трудовой пенсии и временно свободными средствами обязательного пенсионного страхования.

17. Организует работу казначейств отделений ПФР в части исполнения бюджета ПФР, контроля за поступлением и целевым расходованием средств в отделениях ПФР, ведения бюджетного учета и составления отчетности.

18. Разрабатывает методические и инструктивные материалы, устанавливает по согласованию с Минфином России порядок ведения бюджетного учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

19. Осуществляет прогнозирование поступления средств от инвестиционной и операционной деятельности с накопительной частью трудовой пенсии и временно свободными средствами обязательного пенсионного страхования.

20. Ведет в установленном порядке делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

Департамент возглавляет главный бухгалтер ПФР -начальник Департамента казначейства, который назна-

чается и освобождается от должности Председателем Правления ПФР и в установленном порядке несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.

Обязанности главного бухгалтера ПФР:

1. Руководит деятельностью Департамента, обеспечивает качественное и своевременное выполнение стоящих перед Департаментом задач.

2. Распределяет должностные обязанности между сотрудниками Департамента.

3. Вносит на рассмотрение руководства ПФР предложения о приеме на работу, переводе (перемещении) и увольнении сотрудников Департамента, а также предложения о поощрении сотрудников Департамента и о применении к ним в установленном порядке дисциплинарных взысканий.

4. Несет ответственность за ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

5. Обеспечивает соответствие осуществляемых финансово-хозяйственных операций законодательству РФ.

6. Утверждает положения о структурных подразделениях Департамента и должностные инструкции сотрудников Департамента.

В Департаменте казначейства вертикальный (ли-нейно-штабный) тип организации бухгалтерии. Руководство Департамента состоит из главного бухгалтера ПФР - начальника Департамента казначейства, в подчинении которого находятся два заместителя главного бухгалтера - заместителя начальника Департамента казначейства. В подчинении руководства Департамента казначейства ПФР находятся 10 отделов (рисунок 1).

В каждом отделе есть начальник, заместители и рядовые сотрудники. Каждый сотрудник выполняет задание от старших бухгалтеров и отчитывается непосредственно перед ними. Всего в Департаменте казначейства работает 96 человек:

1. Операционно-контрольный отдел - 7 человек.

2. Отдел бухгалтерского учета и отчетности Исполнительный дирекции ПФР - 13 человек.

3. Отдел методологии и организации бюджетного учета в системе ПФР - 5 человек.

4. Отдел отчетности по исполнению бюджета ПФР - 13 человек.

5. Отдел отчетности по исполнению смет доходов и расходов - 13 человек.

6. Отдел планирования и анализа смет доходов и расходов Исполнительной дирекции ПФР - 10 человек.

7. Отдел по расчетам с физическими лицами и платежам в бюджет - 10 человек.

8. Отдел по учету средств пенсионных накоплений - 7 человек.

9. Отдел кассового планирования и исполнения бюджета ПФР - 8 человек.

10. Отдел организации внутреннего финансового контроля - 7 человек.

Рис. 1. Вертикальный (линейно-штабный) тип организации бухгалтерии

Отдел по расчетам с физическими лицами и платежам в бюджет занимается расчетом заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также расчетом других видов начисленного дохода. Все расчеты по заработной плате и бухгалтерский учет осуществляются в системе программ 1С: Предприятие «Зарплата и Кадры» и «Бухгалтерия».

Сотрудники отдела обязаны составлять выходные документы после расчета заработной платы, расчетно-платежные ведомости на основании принятых для рас-

чета заработной платы первичных документов (распоряжения руководителя, табелей учета использования рабочего времени и других документов), вести карточки учета налогов по расчетам с физическими лицами, учет депонированных сумм заработной платы согласно карточке депонента, вести книгу учета депонированных сумм, составлять журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям (Журнал №6) и своевременно подготовлять и представлять статистическую отчетность в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве.

Ежегодно составляется отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету в отношении застрахованных лиц, ведомости по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и другие необходимые документы, которые предоставляются в территориальный орган ПФР.

Также сотрудники отдела обязаны готовить индивидуальные сведения по персонифицированному учету работников, выходящих на пенсию, на основании запросов ГУ-ГУПФР №10 по г. Москве и МО.

Итак, к основным особенностям бухгалтерского дела в Государственном учреждении - Пенсионном фонде Российской Федерации относятся:

1. Использование бюджетного учета, регулируемого Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 года №145-ФЗ и принятыми в соответствии с ним законами.

2. Использование Единого плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению (приказ Минфина РФ 16.12.2010 года №174н).

3. Своевременное составление и предоставление бюджетной отчетности в Правительство РФ, Счетную палату РФ, Министерство финансов РФ и другие органы.

4. Бюджетный учет более строго регламентирован, в отличие от бухгалтерского учета коммерческого предприятия.

5. Тщательное следование требованиям нормативных документов и их выполнение.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года №145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года №51-ФЗ.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4. Федеральный закон от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 03.07.2016 года №236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 года №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

7. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 года №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»).

8. Приказ Минфина России от 16.12.2010 года №174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

9. Бухгалтерское дело: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015. - 376 с.

Читайте также: