Деятельность накопительных пенсионных фондов в республике казахстан

1. Единый накопительный пенсионный фонд осуществляет привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя и обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и обеспечивает осуществление пенсионных выплат.

Иным лицам запрещается привлечение обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя и обязательных профессиональных пенсионных взносов.

2. Единый накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества, является некоммерческой организацией.

3. Наименование единого накопительного пенсионного фонда должно содержать слова "единый накопительный пенсионный фонд".

Допускается сокращение наименования единого накопительного пенсионного фонда с использованием в наименовании аббревиатуры "ЕНПФ".

4. Юридическим лицам, за исключением единого накопительного пенсионного фонда, запрещается использовать в своем наименовании слова "единый накопительный пенсионный фонд" в полном и сокращенном виде на каком бы то ни было языке.

5. Единственным акционером единого накопительного пенсионного фонда является Правительство Республики Казахстан.

6. Доверительное управление акциями единого накопительного пенсионного фонда, принадлежащими Правительству Республики Казахстан, осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан.

7. Органы единого накопительного пенсионного фонда, их функции и полномочия, порядок формирования и принятия ими решений определяются настоящим Законом, Правительством Республики Казахстан, уставом и внутренними документами единого накопительного пенсионного фонда.

В состав совета директоров единого накопительного пенсионного фонда на постоянной основе с правом голоса входит представитель Национального Банка Республики Казахстан.

8. Единый накопительный пенсионный фонд имеет право:

1) привлекать добровольные пенсионные взносы;

2) получать комиссионное вознаграждение за свою деятельность;

3) по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением, представлять интересы вкладчика (получателя) в суде в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

4) сдавать в аренду имущество, приобретенное для собственных нужд;

5) открывать филиалы и представительства;

6) осуществлять иные права согласно пенсионным правилам единого накопительного пенсионного фонда.

9. Единый накопительный пенсионный фонд обязан:

1) привлекать обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя и обязательные профессиональные пенсионные взносы;

2) осуществлять пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

3) осуществлять индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;

3-1) осуществлять учет условных пенсионных обязательств и пенсионных выплат за счет обязательных пенсионных взносов работодателя;

4) без взимания платы предоставлять вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений по его запросу на любую запрашиваемую дату с даты открытия индивидуального пенсионного счета; физическому лицу, на имя которого открыт условный пенсионный счет, информацию об обязательных пенсионных взносах работодателя, а также обеспечивать электронный и иные способы доступа к информации о его пенсионных накоплениях, информации по условным пенсионным обязательствам с учетом положений, предусмотренных статьями 57 и 57-1 настоящего Закона.

Способ передачи единым накопительным пенсионным фондом информации о состоянии пенсионных накоплений, условных пенсионных обязательствах определяется пенсионными правилами единого накопительного пенсионного фонда.

Единый накопительный пенсионный фонд не направляет вкладчику (получателю), физическому лицу, на имя которого открыт условный пенсионный счет, информацию за истекший год о состоянии пенсионных накоплений в случаях отсутствия денег на индивидуальном пенсионном счете, отсутствия условных пенсионных обязательств на условном пенсионном счете по состоянию на 1 января текущего года или неуведомления им об изменении места жительства в соответствии с пенсионными правилами единого накопительного пенсионного фонда;

4-1) осуществлять взаимодействие с Государственной корпорацией по вопросам учета, перевода, возврата пенсионных выплат в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

5) публиковать в средствах массовой информации, в том числе на собственном интернет-ресурсе, сведения о структуре инвестиционного портфеля единого накопительного пенсионного фонда за счет пенсионных активов в порядке и сроки, установленные нормативным правовым актом уполномоченного органа;

6) оказывать безвозмездные консультационные услуги вкладчикам (получателям) по вопросам функционирования пенсионной системы и деятельности по управлению инвестиционным портфелем;

7) обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчика (получателя) и условных пенсионных обязательствах;

8) нести ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и пенсионных правил единого накопительного пенсионного фонда в соответствии с законами Республики Казахстан;

9) переводить пенсионные накопления вкладчика (получателя) в страховую организацию в порядке, предусмотренном настоящим Законом и нормативным правовым актом уполномоченного органа;

10) заключать договор о доверительном управлении пенсионными активами с Национальным Банком Республики Казахстан;

11) переводить пенсионные накопления вкладчика (получателя) за счет добровольных пенсионных взносов в добровольный накопительный пенсионный фонд в порядке, предусмотренном настоящим Законом и нормативным правовым актом уполномоченного органа;

12) публиковать в средствах массовой информации и размещать на собственном интернет-ресурсе финансовую отчетность и аудиторский отчет в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом и законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, иную отчетность и информацию о своей деятельности в порядке, определенном уполномоченным органом. При этом не допускается публикация информации, содержащей гарантии или обещания доходов по взносам в единый накопительный пенсионный фонд, а также иных сведений, запрещенных законодательством Республики Казахстан;

13) представлять ежегодный отчет о деятельности единого накопительного пенсионного фонда для рассмотрения Совету по управлению Национальным фондом Республики Казахстан;

14) обеспечивать равные условия всем своим вкладчикам (получателям);

15) осуществлять обмен информацией с информационной системой центрального исполнительного органа о движениях по индивидуальным пенсионным счетам, условным пенсионным счетам;

16) использовать в своей деятельности сертифицированные оборудования и программное обеспечение;

17) иметь резервный центр для хранения информации;

18) проводить аудит программно-технического обеспечения, включая информационные, коммуникационные системы и технологии, используемые единым накопительным пенсионным фондом в своей деятельности, не реже одного раза в три года;

19) иметь службу внутреннего аудита.

10. В целях защиты прав и интересов вкладчиков (получателей) единому накопительному пенсионному фонду запрещаются:

1) осуществление иной предпринимательской деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных настоящим Законом;

2) использование пенсионных активов на цели, не предусмотренные законодательством Республики Казахстан;

3) предоставление за счет собственных активов единого накопительного пенсионного фонда финансовой помощи на безвозмездной основе, за исключением финансовой помощи своим работникам на сумму, не превышающую 100-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

4) передача в залог пенсионных и (или) собственных активов;

5) выпуск ценных бумаг, кроме акций;

6) привлечение заемных средств;

7) предоставление займов любыми способами;

8) выдача поручительств и гарантий любого рода;

9) привлечение для исполнения обязанностей, указанных в подпункте 6) пункта 9 настоящей статьи, лиц, с которыми единым накопительным пенсионным фондом не заключен трудовой договор либо договор с Национальным оператором почты;

10) участие в создании и деятельности юридических лиц, за исключением случаев, установленных нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Сноска. Статья 34 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2014 № 156-V (вводится в действие с 01.01.2014); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.08.2015 № 342-V (порядок введения в действие см. ст. 3); от 17.11.2015 № 408-V (вводится в действие с 01.03.2016); от 09.04.2016 № 499-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие с 01.07.2018); от 03.07.2019 № 262-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» (АО «ЕНПФ») было создано 22 августа 2013 года на базе Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ).


Учредителем и акционером АО «ЕНПФ» является Правительство Республики Казахстан в лице ГУ «Комитет государственного имущества и приватизации» Министерства финансов Республики Казахстан.


Управление пенсионными активами АО «ЕНПФ» осуществляет Национальный Банк РК совместно с Советом по управлению пенсионными активами при Президенте Республики Казахстан.

УСЛУГИ



    Заключение договоров о пенсионном обеспечении (открытие индивидуального пенсионного счета) за счет привлечения:
  • обязательных пенсионных взносов (ОПВ)
  • обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ)
  • добровольных пенсионных взносов (ДПВ)

    Оформление пенсионных выплат:
  • по установленному графику
  • за счет добровольных пенсионных взносов
  • в связи с выездом на постоянное место жительство за пределы РК
  • в связи со смертью получателя (на погребение, наследование)

    Перевод пенсионных накоплений из ЕНПФ в страховую организацию по договору пенсионного аннуитета

    Предоставление вкладчикам (получателям) информации с индивидуального пенсионного счета о состоянии их пенсионных накоплений

    Изменение реквизитов владельцев индивидуальных пенсионных счетов (личная и контактная информация)

    Бесплатные консультации по вопросам функционирования накопительной пенсионной системы и деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами

МИССИЯ ЕНПФ

Организационное содействие вкладчикам в формировании пенсионных накоплений посредством повышения качества услуг, достоверного учета пенсионных активов, а также повышения культуры планирования пенсионных сбережений.

ВИДЕНИЕ

ЕНПФ - единый оператор всех финансовых и информационных потоков накопительной пенсионной системы Республики.

ЦЕННОСТИ ЕНПФ

Фонд осуществляет свою деятельность строго в рамках, определенных законодательством Республики Казахстан.

Прозрачность

Фонд нацелен на поддержание высоких стандартов корпоративного управления, регулярно публикует в открытых информационных источниках сведения о состоянии счетов вкладчиков и своем текущем финансовом состоянии.

Ориентированность на потребителя

Интересы клиентов ЕНПФ – самое важное, и Фонд делает все, чтобы его пенсионные услуги были доступны в любой точке Республики Казахстан, а также за рубежом, понятны и соответствовали ожиданиям потребителей.

Прогрессивность и самосовершенствование

Персонал Фонда постоянно учится и применяет новые навыки и знания, чтобы быть готовыми к требованиям и вызовам времени.

Ответственность

Руководство и работники ЕНПФ несут ответственность перед вкладчиками и получателями пенсионных накоплений за постоянное совершенствование деятельности Фонда, экономичное и рациональное использование ресурсов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕНПФ

Качественное оказание услуг в соответствии со стандартами лучших практик

  • Обеспечение равного доступа к пенсионным услугам
  • Соблюдение установленных стандартов пенсионных услуг
  • Приведение бизнес-процессов Фонда в соответствие стандартам системы менеджмента качества для дальнейшего развития интегрированной системы управления рисками и внутреннего контроля

Развитие культуры планирования пенсионных накоплений населением Республики Казахстан

  • Повышение уровня финансово-правовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения
  • Укрепление доверия населения к накопительной пенсионной системе через формирование позитивного образа ЕНПФ
  • Формирование культуры персональных пенсионных планов
  • Развитие добровольных пенсионных планов

Реализация законодательства Республики Казахстан по направлениям дальнейшего развития накопительной пенсионной системы Казахстана

  • Совершенствование параметров и механизмов осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ
  • Внедрение условно-накопительного компонента накопительной пенсионной системы – обязательных пенсионных взносов работодателя
  • Осуществление функций ЕНПФ в качестве Компетентного органа в рамках Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС

Корпоративная стратегия ЕНПФ на 2017-2020 годы



Корпоративная стратегия ЕНПФ на 2017-2020 годы

На территории Казахстана накопительные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании соответствующей лицензии. Лицензия на осуществление деятельности пенсионного фонда в Казахстане, выдается Национальным банком и гарантирует то, что пенсионный фонд специализируется исключительно на негосударственном пенсионном обеспечении и не отвлекается, например, на торговлю или производство.

Для получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет Агентству нотари­ально заверенные копии квалифицированных аттестатов ее специалистов и документы, подтверждающие, что они не менее двух лет проработали в финансовых институтах.

Накопительные пенсионные фонды создаются в форме АО. Уставной капитал НПФ формируется из акций и должен быть оплачен только денежными средствами. При его формировании для оплаты акций используются средства юридических лиц в пределах их собственного капитала или их чистых доходов. На момент подачи заявления о получении лицензии уставный капитал должен быть полностью оплачен.

Собственный капитал НПФ формируется за счет вкладов учредителей (акционеров) в уставный капитал, комиссионных вознаграждений, а также других доходов от размещения собственного капитала и оказания услуг, связанных с выполнением основной деятельности.

Собственный капитал пенсионного фонда не может быть использован на создание других организаций, предоставления временной финансовой помощи, в качестве обеспечения обязательств, гарантий.

Предельная величина комиссионного вознаграждения устанавливается Правительством РК в пределах не выше:

· 15% от инвестиционного дохода;

· 0.05 % от пенсионных активов в месяц.

Величина комиссионного вознаграждения может изменяться не чаще одного раза в год и объявляться не менее, чем за один месяц до начала календарного года.

Деятельность пенсионных фондов основывается на следующих принципах:

• частное управление фондами и возможность свободного выбора фонда вкладчиками;

• простота, надежность и прозрачность;

• строгое регулирование и надзор со стороны уполномоченных государственных органов;

• предоставление информации о размере их пенсионных накоплений.

НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов; получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права, согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами.

В то же время, Накопительные Пенсионные Фонды обязаны:

- производить пенсионные выплаты получателям;

- осуществлять индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;

- предоставлять вкладчику и получателю информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу;

- обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений получателя;

- нести ответственность за нарушение пенсионного законодательства и условий пенсионного договора;

- по заявлению получателя переводить его пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой;

- публиковать статическую и иную информацию о своей деятельности за стандартные периоды времени в один, три, пять, десять календарных лет, при этом не допускается публикация информации, содержащая гарантии или обещания доходов по вкладам в накопительные пенсионные фонды;

- обеспечивать равные условия гражданам, заключившим пенсионный договор с накопительным пенсионным фондом;

- выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством РК.

Накопительный пенсионный фонд в Казахстане не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами :

· торговля движимым и недвижимым имуществом, за исключением ценных бумаг и других финансовых инструментов;

· передача в залог пенсионных активов;

· выпуск ценных бумаг, кроме акций;

· выпуск «золотой акции» накопительного пенсионного фонда.

Накопительные пенсионные фонды законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов текущей стоимости обязательств фонда. Возможно, что такое обязательство устраивает не все фонды, так как связано с определенными организационными и материальными затратами, но именно оно становится все более актуальным, когда накопительные пенсионные фонды приступили к выплатам негосударственных пенсий. Работа квалифицированного актуария повышает надежность фонда, поскольку позволяет реально оценить результаты и перспективы работы пенсионных фондов с учетом характера принятых обязательств, демографических характеристик, особенностей инвестиционной политики, а также предупредить возможность дефицита, своевременно принять необходимые меры.

Необходимо отметить, что Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" не распространяется на банки-кастодианы, где хранятся пенсионные активы. И при ликвидации банка-кастодиана основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок принудительной ликвидации банка-кастодиана, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" от 31 августа 1995 года.

В условиях рынка между накопительными пенсионными фондами и другими субъектами финансового рынка устанавливается динамичное взаимодействие при осуществлении должного государственного регулирования, макроэкономической стабильности, соблюдении международных стандартов бух­галтерского учета, адекватного законодательства. Пенсионные накопления, представляя собой долгосрочные сбережения населения, являются одним из основных факторов, которое окажет влияние на развитие финансового рынка. С другой стороны, рынки государственных и корпоративных ценных бумаг являются основными сферами инвестирования этих пенсионных сбережений и обеспечивают разумную доходность вложений, достаточную для обеспечения достойной старости при условии относительно долгого периода вложений и определенного объема вложений.

В случае реорганизации НПФ ходатайство направляется в Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, к которому прилагаются также и следующие документы:

• Решение общего собрания акционеров накопительного пенсионного фонда о его реорганизации;

• Документы, в которых указаны предполагаемые условия, формы, порядок и сроки реорганизации накопительного пенсионного фонда;

• Финансовый прогноз последствий реорганизации, включая расчетный баланс накопительного пенсионного фонда после его реорганизации и юридических лиц, образующихся в результате реорганизации накопительного пенсионного фонда.

Ходатайство о получении разрешения на реорганизацию накопительного пенсионного фонда должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня предоставления. Реорганизуемый накопительный пенсионный фонд в течение двух недель со дня получения разрешения на проведение реорганизации должен проинформировать о предстоящих изменениях всех своих вкладчиков и получателей путем письменного уведомления и публикации соответствующего объявления в средствах массовой информации.

Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций может отказать в выдаче разрешения на реорганизацию накопительного пенсионного фонда на основании: отсутствия соответствующих решений общего собрания акционеров; нарушений требований антимонопольного законодательства и в отношении вкладчиков и получателей в результате предполагаемой реорганизации.

Ликвидация НПФ может быть добровольной и принудительной. Принудительная ликвидация может произойти в следующих случаях:

• По решению общего собрания акционеров накопительного пенсионного фонда при наличии разрешения Комитета;

• По решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Ходатайство накопительного пенсионного фонда о получении разрешения на добровольную ликвидацию рассматривается в течение месяца со дня предоставления. Ликвидирующийся накопительный пенсионный фонд обязан в течение десяти дней уведомить получателей и вкладчиков о ликвидации накопительного пенсионного фонда. Последние, в свою очередь могут сами выбрать другой фонд в сроки, установленные ликвидационной комиссией.

Вопросы для самопроверки.

1. Что представляет собой пенсионный фонд?

2. Какие бывают виды пенсионных фондов?

3. Каковы основные операции пенсионных фондов?

4. Как осуществляется работа пенсионных фондов в РК?

5. Какова организационная структура пенсионного фонда?

6. Какую роль на пенсионном рынке отводится ООИУПА?

7. В чем заключается деятельность ООИУПА в РК?

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан(с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.)

2. Усенова Г.С. Финансовые рынки и посредники, М.: ЮРИСТ, 1999.

3. КидузллД.С. Финансовые институты, СПб: Питер, 2000 г.

4. Искаков У.М., БохаевД.Т. Финансовые рынки и посредники Алматы.: 2005 г.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 577 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Структуру инвестиционного портфеля условно можно разделить на четыре ключевые группы:

1) Долговые инструменты суверенного уровня: государственные ценные бумаги Республики Казахстан и иностранных государств, облигации международных финансовых организаций. Инвестиции в данной группе направлены на сохранение пенсионных активов и позволяют нивелировать большинство рисков, сокращая их до минимального уровня.

3) Блок долевых инструментов: акции казахстанских и иностранных эмитентов, паи инвестиционных и листинговых фондов. Инвестирование данной группы так же направлено на преумножение пенсионных активов, но основной упор делается на жесткий контроль рисков. Инвестиционные тактики используют макро-моделирование, скрининг и торговые модели на базе фундаментального и технического анализа.

4) Прочие финансовые инструменты, такие как: аффинированные металлы, производные и другие финансовые инструменты. Данная группа имеет минимальные лимиты инвестирования и в основном предназначена для хеджирования других групп портфеля, краткосрочных инвестиционных идей и актуализации рыночных изменений [1].

В целом тенденция в пенсионной системе страны характеризуется небольшим снижением рисковых активов в текущей стоимости пенсионных активов, однако отсутствие роста к ВВП «чистого» инвестиционного дохода и совокупного капитала фондов на фоне роста пенсионных накоплений и взносов свидетельствует о снижении эффективности пенсионной системы и ее качественных характеристик. Сегодня уровень накопленной инфляции превышает среднюю доходность всех фондов более чем на 4%. Во многом данная ситуация с доходностью складывается из-за ограниченности инструментов и государственным регулированием. На сегодняшний день для управляющих пенсионными фондами нет реальных стимулов для инвестирования в инструменты, приносящие доход, так как это потребует дополнительных расходов, которые не покрываются комиссионными сборами. В результате управляющие инвестируют в фиксированные инструменты, имеющие низкие ставки вознаграждения.

Доля государственных ценных бумаг РК в инвестиционном портфеле по состоянию на 1 января 2014 года составила 50,8 % (таблица 1). На втором месте негосударственные ценные бумаги, а именно облигации отечественных компаний, доля которых составила 23,7%.

2013 (без учета пенс. активов ЕНПФ)

Государственные ценные бумаги РК, в том числе

ценные бумаги Министерства финансов

ноты Национального Банка

ценные бумаги местных исполнительных органов

Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов

Ценные бумаги международных финансовых организаций

Государственные ценные бумаги иностранных эмитентов

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в том числе

облигации в том числе:

номинированные в иностранной валюте

номинированные в тенге

Вклады в банках второго уровня

Производные ценные бумаги

Размер пенсионных активов во вкладах в банках второго уровня снизился в 2 раза по сравнению с 2012 годом, в связи с тем, что в данной таблице не учтены активы Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Инвестиционный портфель ЕНПФ представлен ниже в таблице 2.

По состоянию на 1 января 2014 года основную долю в структуре инвестиционного портфеля ЕНПФ занимают также государственные ценные бумаги РК с удельным весом 51,1% от общего объема инвестированных пенсионных активов ЕНПФ, составляя 641,6 млрд. тенге. Доля инвестиций ЕНПФ в ценные бумаги отечественных эмитентов составляет 27,3% от инвестированных пенсионных активов ЕНПФ или около 342,2 млрд. тенге.

Таблица 2 - Совокупный инвестиционный портфель ЕНПФ (с учетом пенсионных активов НПФ, переданных в ЕНПФ), млрд. тенге

Инвестиционный портфель ЕНПФ

Государственные ценные бумаги РК, в том числе

ценные бумаги Министерства финансов

ноты Национального Банка

ценные бумаги местных исполнительных органов

Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов

Ценные бумаги международных финансовых организаций

Государственные ценные бумаги иностранных эмитентов

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК, в том числе

облигации в том числе:

номинированные в иностранной валюте

номинированные в тенге

Вклады в банках второго уровня

Производные ценные бумаги

В свою очередь, объем инвестиции во вклады в банках второго уровня РК равен 139,9 млрд. тенге (11,2%). Ценные бумаги иностранных эмитентов в инвестиционном портфеле ЕНПФ занимают незначительную долю – порядка 2,1% от общего объема инвестированных пенсионных активов ЕНПФ, что составляет 26,7 млрд. тенге (Таблица 2).

Увеличение доли государственных ценных бумаг РК произошло в результате присоединения пенсионных активов НПФ «Атамекен»,а также в связи с покупкой в отчетном периоде на первичном рынке следующих ГЦБ РК:

  • МЕУКАМ-300 в объеме 64,10 млрд. тенге;
  • МЕУКАМ-96 в объеме 45,12 млрд. тенге;
  • МЕУКАМ-072 в объеме 27,80 млрд. тенге;
  • МЕОКАМ-060 в объеме 9,96 млрд. тенге;
  • МЕУКАМ-180 в объеме 1,00 млрд. тенге.

Доли инвестиций в государственные ценные бумаги иностранных государств и облигации международных финансовых организаций по состоянию на 1 января 2014 года составляют 1,70% и 1,94% соответственно. Причем наблюдается резкое сокращение доли данных финансовых инструментов в 2 раза по сравнению с 2011 годом.

В структуре пенсионных активов произошло увеличение доли корпоративных облигаций РК с 15% до 23,42% от портфеля, на что повлияло присоединение пенсионных активов НПФ «Атамекен», а также приобретение еврооблигаций АО«Казкоммерцбанк» в объеме 6,41 млн. долларов США, облигаций ДБ АО «Сбербанк России» в объеме 5,02млрд. тенге. В отчетном периоде произошло погашение корпоративных облигаций АО «Логиком» в размере 218,16 млн. тенге, АО «Resmi» в размере 1,72 млрд. тенге.

Доля корпоративных облигаций иностранных эмитентов в инвестиционном портфеле увеличилась в результате присоединения пенсионных активов НПФ «Атамекен» и составила 0,71% от портфеля. Доля структурных нот в портфеле составила0,70% от портфеля.

Доля акций иностранных эмитентов в портфеле пенсионных активов ЕНПФ на отчетную дату составила 0,66% от портфеля.

Инвестиции в аффинированные драгоценные металлы представлены золотом. Доля золота в инвестиционном портфеле незначительно уменьшиласьс5,15% до 4,53% от портфеля.

За 2013 год начисленный инвестиционный доход по пенсионным активам ЕНПФ составил 24,35 млрд. тенге.

Несмотря на то, что законодательством Республики Казахстан предусмотрен широкий перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, в настоящее время, учитывая ситуацию на мировых фондовых рынках и высокую волатильность большинства финансовых инструментов, накопительные пенсионные фонды испытывают недостаток объектов для инвестирования.

Портфели казахстанских накопительных пенсионных фондов, равно как и зарубежных, проявляют высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых, так и на внутреннем фондовом рынках. Уровень доходности пенсионных активов существенно снизился в результате обесценения ряда финансовых инструментов, находящихся в портфеле казахстанских НПФ. В условиях высокой напряженности на финансовых рынках, проблема дефицита финансовых инструментов существенно обострилась[2].

В текущей ситуации с целью снижения инвестиционных рисков накопительным пенсионным фондам необходимо корректировать выбранную стратегию инвестирования пенсионных активов в сторону увеличения доли финансовых инструментов, наименее подверженных колебаниям международных фондовых рынков, что возможно при усилении системы риск-менеджмента в накопительных пенсионных фондах.

Таким образом, меры, проводимые на сегодняшний день в пенсионной системе, направлены на повышение инвестиционной доходности пенсионных активов и, соответственно, повышения накоплений вкладчиков.

Список использованной литературы:

1. Искакова З.Д., Амангельдиева Ж.А. По вопросу накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан и их инвестиционной политике//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. - №6. – С. 95-99

2. Нуртазин А., Урманов А. Пенсии объединяйтесь / Караван от 8 февраля 2013 года

Содержание

Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

1.1 Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление

1.2 Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов

1.3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ

Глава 2. Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»

2.1 История развития АО НПФ «БТА Казахстан»

2.2 Современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан

2.3 Анализ деятельности АО НПФ «БТА Казахстан»

Глава 3. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

3.1 Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана

3.2 Совершенствование механизма реализации пенсионной реформы Казахстана.

3.3 Зарубежный опыт развития пенсионной системы

Введение

Потребность в адекватном пенсионном обеспечении - это потребность каждого человека нашей страны, а не только лиц пожилого возраста, так как рано или поздно она коснется каждого из нас.

Суть накопительной пенсионной системы (НПС) – это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики либо их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно либо многократно, регулярно либо нерегулярно, наличными средствами либо перечисленными.

Таким образом, вся пенсионная деятельность государственного и негосударственных фондов на сегодняшний день сводится к тому, что по указанию правительства граждане перечисляют 10% от дохода в накопительные пенсионные фонды. Эти средства инвестируются, 90% инвестиционного дохода поступает на личный пенсионный счет вкладчика, а 10% – на нужды фонда. [14]

Для условий Казахстана можно предложить модель диверсификации активов между различными их группами в зависимости от уровней риска данных групп, то есть диверсификация осуществляется между группами активов с высоким, средним и низким уровнями риска. При этом основными показателями, на основе которых производится подбор, являются уровни риска текущей позиции и уровни риска инвестиционного решения. В Казахстане наиболее подходящим методом выбора активов является их группировка по уровню риска (высокий, средний, низкий) с последующей диверсификацией вложений в зависимости от данных показателя. То есть, исходным критерием диверсификации должен быть уровень риска, базирующийся на волатильности котировок, а не отраслевая принадлежность, вариация ожидаемой доходности или другие признаки, применяемые на развитых рынках. Между тем, для пенсионных фондов весьма актуален стратегический, долгосрочный аспект инвестиций, что отражается другим направлением данной модели – диверсификацией по срокам вложений. В рамках этого направления предполагается выделение в портфеле определенных долей для стратегических и краткосрочных вложений наряду с основной его частью, представляющей среднесрочные инвестиции. Кроме долго- и среднесрочных вложений, определенная часть портфеля также должна быть отведена под краткосрочные активы, операции с которыми позволяют обеспечивать (за счет постоянной купли – продажи) повышенный уровень доходности по сравнению с простым держанием бумаг.

В настоящее время в республике создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления фонды подразделяются на государственные и региональные, по целевому назначению – на экономические и социальные.

Основные социальные фонды – это пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд медицинского страхования.

Накопительные пенсионные фонды (НПФ) могут быть:

Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.

Негосударственные пенсионные фонды в экономике развитых стран являются мощным средством стабилизации рынка, выступая в качестве постоянного источника внебюджетных поступлений, активизирующих позитивные процессы в экономическом и социальном развитии общества.

В июле 1995 года в Казахстане был зарегистрирован первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд.

Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что деятельность накопительного пенсионного фонда позитивно влияет на социальный климат и, прежде всего, это выражается в повышении мотивации к труду. Многие пенсионные системы ориентированы на доли процентов от зарплаты, что обуславливает стремление к профессиональному росту. Работодатели могут удерживать ценные кадры солидными выплатами в НПФ (в ряде стран такие выплаты не облагаются налогом). Общество становится более консервативным, устойчивым, не расположенным к политическим потрясениям, так как ускоряет формирование стабильного среднего класса. [21]

Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.

Изначально реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительных пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными. Об этом и многом другом подробнее рассматривается в моей дипломной работе.

В первой была раскрыта сущность накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества.

Так как пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней накопительной пенсионной системы, во второй главе была дана их характеристика и рассмотрены задачи, которые они выполняют. Выяснены источники формирования и основные направления использования средств пенсионного фонда и современное состояние пенсионной системы в Республике Казахстан.

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении – это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе выявлена взаимосвязь пенсионного фонда и фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана. Так как пенсионная система на сегодняшний день в недостаточной степени развита, также был рассмотрен не менее важный вопрос о совершенствовании механизма реализации пенсионной реформы Казахстана и зарубежный опыт развития пенсионной системы.[5]

Глава 1 Теоретические основы накопительной пенсионной системы в Республике Казахстана

  1. Сущность и функции пенсионного рынка.
  2. Структура пенсионного рынка Казахстана.
  3. Накопительные пенсионные фонды и ООИУПА
  1. Сущность и функции пенсионного рынка.

В результате возникновения объективных трудностей в сис­теме пенсионного обеспечения в Казахстане, вызванных увели­чением доли престарелых граждан в общей численности населе­ния возникла необходимость в безотлагательном реформирова­нии пенсионной системы страны. В марте 1997 г. Правительством РК была одобрена «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан» и 20 июня 1997 г. принят Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Основным принципом ее про­ведения является переход принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений, от государст­венной к негосударственной накопительной пенсионной систе­ме, представляющей наиболее прогрессивную чилийскую мо­дель, которая датируется началом 1980-х годов.

Основные причины кризисного положения системы пенси­онного обеспечения Казахстана кроются в следующем:

1. Сокращение соотношения между количеством работаю­щих и количеством состоявшихся пенсионеров в результате ста­рения населения, падения рождаемости, увеличения безработицы.

2. Отсутствие персонифицированного учета пенсионных взносов приводило к отсутствию индивидуальной ответственно­сти и заинтересованности в обеспечении старости.

3. Практически полностью отсутствовал контроль над само­занятым населением.

4. Неконтролируемое использование средств внебюджет­ных фондов.

5. Неодинаковые возможности разных областей по выплате пенсий из местных поступлений.

6. Децентрализация власти на местах, приведшая к двойст­венности административной структуры управления: с одной стороны - операции на региональном уровне осуществляются подразделениями министерств, с другой - все региональные ор­ганизации подчиняются акимам.

7. Хронические, многочисленные невыплаты пенсий пен­сионерам, достигающие десятков миллиардов тенге.

В результате реализации пенсионной реформы постепенно уменьшился удельный вес расходов на пенсии, в свою очередь выросли доходы, обеспечивая создание накоплений финансовых ресурсов в бюджете социального страхования. Эти ресурсы можно использовать для введения в действие схемы государст­венных фондированных пенсий.

На сокращение удельного веса расходов на пенсии главным образом должно повлиять повышение фактического пенсионно­го возраста, а также рост удельного веса социально застрахо­ванных лиц. При этом пенсионная реформа должна стимулиро­вать население к еще более активному включению в систему социального страхования, к декларированию своих доходов полностью и к увеличению продолжительности своей трудовой деятельности. Ожидалось, что ее реализация положительно по­влияет на макроэкономическое состояние государства, введение схемы государственных фондированных пенсий и частных пен­сионных фондов обеспечит образование объемного долгосроч­ного финансового капитала, который будет способствовать раз­витию рынка капитала в Казахстане.

Согласно новой реформе увеличен возраст выхода на пен­сию: мужчинам - по достижении 63 лет, женщинам - 58 лет, но происходило это не одномоментно, а плавно:

с 1 января 1998 г. - мужчинам по достижении 61 года, жен­щинам - 55 лет;

с 1 июля 1998 г. - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам - 56,5 лет;

с 1 июля 1999 г. - мужчинам по достижении 62 лет, женщи­нам - 57 лет;

с 1 июля 2000 г. - мужчинам по достижении 62,5 лет, жен­щинам - 57,5 лет;

с 1 июля 2001 г. - мужчинам по достижении 63 лет, женщи­нам - 58 лет.

Начиная с 1 января 1998 г. ликвидированы все привилеги­рованные пенсии и требования для выхода на пенсию стали одинаковыми.

  1. Структура пенсионного рынка

Структуру пенсионного рынка РК можно представить так:


Рисунок 2 – Структура пенсионного рынка РК

ГЦВП создан в форме государственного предприятия. Ос­новными функциями данного органа являются:

– осуществление пенсионных выплат имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республикан­ского бюджета;

– присвоение СИК гражданам;

– персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;

– перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др.

Право на полу­чение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие катего­рии граждан:

– получающие пенсию до 1 января 1998 г.;

– военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел,
Комитета уголовно-исполнительной системы Министер­ства юстиции РК, органов финансовой полиции и государ­ственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудни­ков органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсионных выплат по выслуге лет;

– граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и мак­симального радиационного риска в период с 29 августа 1949 г. по 5 июля 1963 г. не менее 10 лет: мужчины по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет;

– женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим уве­личением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 г., но не более чем на 3 года в целом.

Помимо ГЦВП в республике существуют государственный и негосударственные накопительные пенсионные фонды. НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка-кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуще­ствляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсион­ным фондом самостоятельно при наличии у него соответствую­щей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банка-кастодиана обязана размес­тить эти средства в соответствующие ценные бумаги.

В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотно­шения. Взаимодействие между этими тремя юридическими уча­стниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда за­ключен кастодиальмый договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

В перспективе строгое разграничение полномочий и обязан­ностей каждого из участников будет одним из основных принци­пов, заложенных в пенсионную систему в целях обеспечения на­дежности ее функционирования и сохранности пенсионных на­коплений. Предусматривается также механизм взаимодействия пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни. Схемы пенсионных фондов по осуществлению пенсионных выплат и возвратно-накопительные схемы страхования на дожитие явля­ются близкими по существу. Дальнейшее развитие и создание страховых компаний по страхованию жизни и их подключение к осуществлению пенсионной реформы может стать одним из ва­риантов решения проблемы по обеспечению надежности пенси­онных выплат состоявшимся пенсионерам и придаст дополни­тельную устойчивость и надежность существующей институцио­нальной структуре пенсионного обеспечения и решению инве­стиционной политики в Казахстане.

  1. Накопительные пенсионные фонды и ООИУПА

Накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также по инвестиционному управлению пенсионными активами в порядке, установленном законодательством РК.

Накопительные пенсионные фонды аккумулируют обяза­тельные взносы вкладчиков и размещают их в различного рода ценные бумаги, формируя тем самым инвестиционный портфель фонда. Они делятся на государственный накопительный пенси­онный фонд (ГНПФ) и негосударственные накопительные пен­сионные фонды (ННПФ).

Государственный накопительный пенсионный фонд пред­ставляет собой юридическое лицо, учредителем которого явля­ется государство, производящее сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а так­же осуществляющее деятельность по формированию пенсион­ных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты государственных банков, ценные бумаги меж­дународных финансовых организаций.

Негосударственный накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, совершающее сбор обязательных и добро­вольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выпла­ты получателям, а также деятельность по формированию пенси­онных активов иих инвестирование. Помимо обязательных фонды могут привлекать и добровольные пенсионные взносы, вносимые вкладчиками по своей инициативе в порядке и разме­рах, определяемых законодательством и пенсионным догово­ром. Пенсионные активы предназначаются для обеспечения и осуществления пенсионных выплат из НПФ. В результате инве­стирования пенсионных активов фонды получают инвестицион­ный доход.

Кроме вышеуказанных видов можно также выделить откры­тые и корпоративные НПФ.

Открытые НПФ принимают пенсионные взносы от вкладчи­ков независимо от места работы и места жительства. Их учредите­лями и акционерами могут быть юридические и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Открытый НПФ с участием нере­зидента РК - это пенсионный фонд, более 25% голосующих акций которого находятся в собственности или управлении:

– юридического лица-резидента РК, более 50% акций ко­торого находятся в собственности или управлении нере­зидентов РК;

– резидентов РК, являющихся номинальными держателя­
ми ценных бумаг нерезидентов РК.

Корпоративныесоздаются для получателей-работников од­ного или нескольких юридических лиц РК, выступающих в ка­честве учредителей и акционеров данного фонда.

В период учреждения или деятельности открытого НПФ ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжать­ся или управлять более, чем 25% акций с правом голоса от их общего количества. Таких ограничений не существует для кор­поративных НПФ. Однако в случае уменьшения реальной стои­мости пенсионных накоплений акционеры последнего несут со­лидарную ответственность и возмещают потерю инвестицион­ного дохода.

Первоначально размещением пенсионных активов могла за­ниматься лишь так называемая КУПА - компания по управлению пенсионными активами. НПФ размещал поступления взносов на счета в банке-кастодиане, а КУПА в течение трех дней обязано было их разместить в различного рода ценные бумаги. Один НПФ имел право заключать договор на обслуживание лишь с од­ной КУПА, а в свою очередь Компания могла обслуживать не­сколько НПФ. На сегодняшний день она переименована в ООИУПА - организация, осуществляющая инвестиционное управле­ние пенсионными активами. И накопительным пенсионным фондам разрешено самостоятельно заниматься размещением активов при формировании инвестиционного портфеля.

ООИУПА является юридическим лицом, профессиональ­ным участником финансового рынка и создается в форме АО. Лицензирование ее деятельности производит Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций при условии выполнения установленных требова­ний и нормативов по размеру уставного капитала, наличию в штате специалистов, имеющих квалификационное свидетельст­во 3 категории, наличию внутренних документов, регламенти­рующих деятельность по инвестиционному управлению пенси­онными активами.

В процессе своей деятельности ООИУПА осуществляет формирование инвестиционных портфелей пенсионных фондов, регулярно проводит оценку пенсионных активов, направляет пенсионные накопления на пенсионные выплаты получателям. Она обязана регулярно отчитываться о своей деятельности перед пенсионным фондом и Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также публиковать информацию о своей работе.

Однако, в деятельности ООИУПА есть и определенные ог­раничения. В частности им запрещено:

– выпускать ценные бумаги, кроме акций;

– привлекать заемные средства от банков на срок более
3 месяцев в размере не более размера собственного ка­питала;

– приобретать ценные бумаги аффилиированных лиц и со­вершать иные сделки с ними;

– предоставлять займы любыми способами;

– продавать ценные бумаги, входящие в состав пенсион­ных активов, на условиях их обратной покупки;

– заключать договоры по продаже ценных бумаг, которые не принадлежат НПФ, а также договоры на покупку не­эмиссионных ценных бумаг;

– выдавать поручительства и гарантии, совершать залого­вые сделки с пенсионными активами;

– публиковать информацию, содержащую гарантии или обещания доходов по инвестициям пенсионных активов;

– осуществлять деятельность в сфере материального про­изводства и торговли, кроме торговли ценными бумага­ми и финансовыми инструментами.

Казахстанские накопительные пенсионные фонды осущест­вляют свою деятельность на основании соответствующей ли­цензии, выдаваемой Агентством РК по регулированию и надзо­ру финансового рынка и финансовых организаций, которой га­рантируется то, что пенсионный фонд специализируется исклю­чительно на негосударственном пенсионном обеспечении и не отвлекается, например, на торговлю или производство.

Для получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет Агентству нотариально заверенные копии квали­фикационных аттестатов ее специалистов и документы, под­тверждающие, что они не менее двух лет проработали в финан­совых институтах.

Накопительные пенсионные фонды создаются в форме АО. Уставный капитал НПФ формируется из акций и должен быть оплачен только денежными средствами. При этом для оплаты акций используются средства юридических лиц в пределах их собственного капитала или их чистых доходов. На момент пода­чи заявления о получении лицензии уставный капитал должен быть полностью оплачен.

Собственный капитал фонда формируется за счет вкладов учредителей (акционеров) в уставный капитал, комиссионных вознаграждений, а также других доходов от размещения собст­венного капитала и оказания услуг, связанных с выполнением основной деятельности. Он не может быть использован на созда­ние других организаций, для предоставления временной финан­совой помощи, в качестве обеспечения обязательств, гарантий.

Предельная величина комиссионного вознаграждения уста­навливается Правительством РК в пределах не выше:

– 15% от инвестиционного дохода;

– 0,05% от пенсионных активов в месяц.

Она может изменяться не чаще одного раза в год и объяв­ляться не менее чем за один месяц до начала календарного года.

Деятельность пенсионных фондов основывается на сле­дующих принципах:

1) частное управление фондами и возможность свободного
выбора фонда вкладчиками;

2) простота, надежность и прозрачность;

3) строгое регулирование и надзор со стороны уполномо­ченных государственных органов;

4) операционная эффективность;

5) предоставление информации вкладчику о размере его пенсионных накоплений.

Накопительный пенсионный фонд в Казахстане не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами:

– торговля движимым и недвижимым имуществом, за ис­ключением ценных бумаг и других финансовых инстру­ментов;

– передача в залог пенсионных активов;

– выпуск ценных бумаг, кроме акций;

– выпуск «золотойакции» фонда.

Они законодательно обязаны ежегодно проводить аудит и определять соответствие размеров пенсионных резервов теку­щей стоимости обязательств. Возможно, что такое обязательст­во устраивает не все фонды, так как связано с определенными организационными и материальными затратами, но именно оно стало наиболее актуальным, когда накопительные пенсионные фонды приступили к выплатам негосударственных пенсий. Работа квалифицированного актуария повышает надежность фонда, поскольку позволяет реально оценить результаты и пер­спективы его работы с учетом характера принятых обязательств, демографических характеристик, особенностей инвестиционной политики, а также предупредить возможность дефицита, свое­временно принять необходимые меры.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой пенсионный рынок?

2. Кто является участником пенсионного рынка Казахстана?

3. В чем отличие накопительной пенсионной системы от солидарной, существовавшей в СССР?

4. Каков механизм работы пенсионной системы Казахстана?

5. Какова структура пенсионного рынка РК?

Рекомендуемая литература: №№ 1-3, 10, 14, 17


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: