Эксперт обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:



Сегодня многие россияне получают искусственно заниженную пенсию. Есть разные причины, по которым расчет пенсий осуществляется с нарушениями. Это может быть вызвано неточностями, допущенными представителями Пенсионного фонда. Иногда причиной является сбои компьютерных программ. Введенные оператором данные в подобных случаях теряются или меняются. В результате получается заниженная сумма пенсионных выплат сокращается. Кроме этого работники отделений ПФ часто не учитывают стаж, накопленный в советский период. Не учитываются годы работы в так называемый переходной период. Устранение подобных ошибок является обязанностью ПФР. При этом ошибки, допущенные сотрудниками данного ведомства, выявляются в результате ревизий и проверок прокуратуры.

Если были выявлены неточности со стороны представителей ПФ, в том числе неправильная интерпретация предоставленной документации, рассчитывается разница недоплаченной суммы и пенсионер получает ее в полном объеме.

Поэтому если вы заметили, что получаете меньше других, непременно должны обратиться в соответствующие органы. Однако правовая схема действий в подобных ситуациях имеет огромное значение. Без квалифицированной юридической помощи в подобных ситуациях не обойтись.

Следовательно, важно воспользоваться такой помощью и внимательно следовать указаниям профессионала.

Звоните по номеру +7 (495) 771-58-31 и наши юристы вас проконсультируют.

Распространенные ошибки при расчете пенсии

Недочеты в расчете пенсий вызваны разными причинами. Судебная практика демонстрирует наиболее распространенные ошибки. Подобные недочеты допускаются представителями Пенсионного фонда. Чаще всего специалисты данного ведомства засчитывать годы работы до 2002 г. Называются разные причины такого отказа. Сотрудники фонда жалуются на помарки, неразборчивость почерка.


Бывают случаи, когда трудовая книжка заполнена разными чернилами. Нередко записи просто невозможно вычитать. Владельцы книжек не позаботились в свое время о выставлении необходимых печатей. Следовательно, основной причиной отказа учесть эти годы является перечисленные нарушения. Прописан порядок заполнения трудовых книжек в соответствующем постановлении союзного ведомства. Датируется он 1974 г. Допущены такие ошибки кадровиками. Однако, ответственность за них несет обладатель данного документа. Отсюда и исходит отказ ведомства учесть приведенные данные.

Оспаривание подобного положения выполняется в соответствии с действующим законодательством. Однако необходимо досконально знать такие нормы, чтобы приступить к процессу оспаривания. Согласно законодательной регуляции, человек, получает социальное обеспечение в соответствии с установленным законом. Это касается и пенсионеров. Согласно законодательной политики в данном направлении специалист освобождается от ответственности за ошибки, допущенные работодателем. Касается это ненадлежащего ведения делопроизводства. Кроме этого работник не ограничен в действиях, чтобы добиться справедливости. Пенсионное обеспечение человеку назначается даже в случае банкротства или же остановки деятельности юр. лица. Также работник не отвечает за неверное заполнение работодателем соответствующей кадровой документации. Он освобождается от ответственности и в случае несвоевременной подачи подобной документации в архив. Распространяется данное правило и на случаи утраты этих документов.

Поэтому каждый работник имеет полное право получать пенсионное пособие. Закреплено такое право соответствующей статьей Конституции. Отдельно оговорены в действующем законодательстве правила ведения трудовых книжек. Также регулируется хранение подобной документации. Согласно этим правилам, если будет выявлена неточность при выполнении записи, ответственность за его исправление возлагается на работодателя. Если он не в состоянии выполнить подобные правки, должен предоставить работнику официальный документ. Поправки на основании данного документа уже можно внести на новой работе. Правки должны вноситься с учетом замечаний контролирующего органа. Учитывая вышеперечисленные правовые регуляции, ответственным за допущенные при заполнении кадровой документации возлагается на работодателя.

Иначе обстроят дела, если в фонде нет информации о ваших доходах за определенные периоды работы. Предоставляется такая информация фонду вашим работодателем. Однако иногда они не передают подобные данные фонду. Виновным в подобных случаях для представителей ведомства является работник. Если ознакомиться с действующим законодательством, вы получаете право оспаривания подобного довода. Для этого проводится персональный учет. Необходимо собрать подобные сведения. Работодатель обязан учесть такие данные. Это означает, что по его вине не должен страдать подчиненный. Он имеет свои пенсионные права, которые позволяют бороться получить соответствующее социальное вознаграждение, установленное с учетом подобного стажа.

Важность экспертизы пенсии

Есть случаи, когда пенсионный фонд не учитывает стаж представителей профессий, которые связаны с опасным трудом. В таких ситуациях они требуют документацию, доказывающую вредность работы. Также нужно предоставить учетные записи о продолжительности смен. В подобных ситуациях отстоять свои права довольно сложно. Поэтому чаще всего дела такого характера заканчиваются судебными разбирательствами. Во время подобных разбирательств может потребоваться экспертиза расчета пенсии и другие сопутствующие услуги. Несмотря на индивидуальность каждого подобно случая, суду лучше предоставить максимум имеющейся документации. Она поможет вам доказать свою правоту. Это могут быть журналы смен, разные справки или же листы расчета. Можно поискать и бывших сослуживцев, которые подтвердят вашу правоту.

Сотрудники фонда также отказываются от принятия во внимание повышающих коэффициентов. Такие добавки рассчитаны на работающих на территориях Крайнего Севера. Льготы касаются и специалистов, работающих в приравненных по статусу местностях. Здесь потребуется бухгалтерская экспертиза расчета пенсии, чтобы установить размер соотношения зарплаты. Выполняется такая экспертиза профильным специалистом. Он должен рассчитать:

  • районные коэффициенты, которые действуют в конкретной местности с подобным статусом;
  • среднемесячную зарплату;
  • общий пенсионный стаж;
  • сумму пенсионного пособия.

Поэтому независимая экспертиза пенсии является обязательной для отстаивания своих прав в пенсионном фонде. Также работникам, которые трудились на территории Крайнего Севера и аналогичных по статусу местностях придется собрать максимум документации, подтверждающий данный факт. Только экспертиза пенсии здесь не поможет. Пригодятся любые документы, сохранившиеся в архиве работника. Например, вы можете предъявить в фонд справку о зачислении зарплаты. Можно сделать конкретные запросы в архивы.

Наиболее частой причиной проигрыша судебных разбирательств в данном направлении является отсутствие нужной документации.

Здесь приведена лишь часть ошибок, по причине которых пенсионное пособие сокращается. Однако в пенсионном фонде их ошибками не считают. Сотрудники ведомства аргументируют свою позицию действующими законодательными нормами. А судебную практику они не признают. Поэтому если пенсионер получает заниженные зачисления, он должен самостоятельно отстаивать собственные права. Для этого потребуется независимая экспертиза начисления пенсии, которая поможет правильно подсчитать все компоненты подобного пособия. Вы сможете получить точные цифры, с использованием которых затем можно предъявить претензии.

Порядок действий при перерасчете пенсии

Экспертиза правильности начисления пенсии является прекрасной возможностью разобраться в точности расчетов представителей ПФ. В случае обнаружения нарушений, вы можете составить письмо, в котором необходимо указать:

  • пропущенные даты работы;
  • основание отказа;
  • детали расчета среднего заработка представителями фонда;
  • почему они использовали определенный метод подсчета пенсионной суммы.

После получения конкретной информации, можно определить правильность действий фонда. В случае обнаружения ошибок, вы сможете обжаловать их опять в фонде. Для этого следует составить письменное обращение и указать все обнаруженные несоответствия. В этом поможет экспертиза назначения пенсии. Эксперт предоставит вам конкретные цифры, которые затем можно внести в письменную претензию. Если ведомство отклонит вашу жалобу, придется возбуждать судебное разбирательство. Однако следует учесть, что пенсионные споры отличаются своей сложностью. Поэтому не каждый судья может разобраться в них. Следовательно, необходимо тщательно подготовить максимальное количество документации, в том числе и экспертное заключение.

Выполняется подобная работа профильными экспертами нашей компании, которые имеют многолетний стаж работы в сфере пенсионного обеспечения. Однако для качественного исследования им необходимо предоставить всю имеющуюся у вас информацию. Также лучше передать эксперту полную переписку с пенсионным органом. На основе полученных данных специалист выполнит все необходимые расчеты, перепроверит доводы представителей пенсионного фонда, уточнит дополнительные нюансы. Все перечисленные данные тщательно документируются и предоставляются заказчику в виде заключения.

Следует особо отметить, что такой документ имеет юридическую силу. Поэтому предоставить его можно во время судебных разбирательств. Стоимость услуги меняется в зависимости от сложности дела. Также учитывается объем предоставленной заказчиком документации. Также варьируются даты выполнения подобной работы. Средним сроком подобной экспертизы считается 5-20 суток. А стоимость услуги варьируется в районе 15-60 тыс. руб. Уточнить тариф желающие смогут только после того, как эксперт ознакомится с сутью дела, просмотрит собранную документацию и выслушает претензии заказчика, звоните по телефону: +7 (495) 771-58-31, мы ответим на все интересующие вас вопросы.

Перерасчет пенсии – дело особо ответственное. Поэтому важно доверить его профессионалу. Любое необоснованное занижение подобного пособия должно быть своевременно исправлено. Бывают случаи, когда представители ПФ отказывают претендентам назначить пенсию. Если такой отказ не имеет правового основания, он должен быть непременно обжалован. Правам пенсионеров государство уделяет огромное значение. Однако для грамотного ведения дела, необходима помощь профессионалов, которые хорошо разбираются в действующем законодательстве. Только такие специалисты смогут подсказать правильную схему действий.

Экспертные услуги в таком деле играют особую роль. Без них невозможно точно определить цифры, которые необходимы для отстаивания собственных прав. Только на основе экспертного заключения гражданин имеет право обжаловать решение Пенсионного фонда. Следует отметить, что пару лет были выявлены сотни случаев искусственного занижения пенсий. А количество уголовных дел, возбужденных по этим нарушениям, составило 280. Следовательно, каждый пенсионер должен внимательно проверить начисляемое пособие и своевременно выявить существующие нарушения.

Отмена в России бумажного СНИЛС – важный этап в переходе на электронную документацию, но на первых порах россияне могут столкнуться с проблемами. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт в области информационной безопасности, специалист по современным электронным технологиям Александр Власов.


"Перевод СНИЛС в исключительно электронный формат означает, что обычный россиянин не будет сталкиваться с этим документом вовсе. Рожденным с 2014 года детям этот документ выдают автоматически, а взрослые, у кого по каким-то причинам СНИЛС не было, просто один раз в жизни подают заявление о его присвоении. Чисто технически после этого во всех учреждениях, где могут потребоваться данные этого документа, появляется доступ к базе данных, где их можно увидеть.

Электронный документооборот предполагает, что человек подает лишь свой паспорт оператору, а тот по номеру удостоверения личности находит в электронном каталоге СНИЛС и вбивает его номер заявление или иной документ. То есть даже помнить свой номер собственного свидетельства обязательного пенсионного страхования его обладателю не обязательно – все содержится в базе данных и автоматически "привязывается", когда это необходимо. Но это идеальный вариант, на практике могут возникнуть сложности", - отмечает специалист.

В Пенсионном фонде России объявили, что традиционные бумажные свидетельства обязательного пенсионного страхования, в которых указан номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) больше не будут выдаваться и обмениваться. Информация о новых участниках системы будет храниться только в электронном виде. "Вместо зеленой карточки ПФР застрахованным лицам теперь просто открывается СНИЛС", - объяснили в ПФР. С помощью электронной версии документа также можно будет получать необходимые услуги.

"С проблемами россияне не столкнутся, если чиновники успели переписать инструкции, во многих из которых до сих пор прописано: все справки должны предоставляться в бумажном виде. Эта архаика все еще сильна в российской бюрократии. В идеале проблемы справок быть не должно – переход на электронную документацию как раз подразумевает сведение данных о человеке в единую базу, чтобы не требовалось получать лишние справки.

Однако с тех пор, как отменили бумажные свидетельства о праве собственности, россиянам приходится заказывать соответствующие справки для операций с недвижимостью в МФЦ, что занимает время. Не исключено, что на первых порах при переходе на электронный СНИЛС жители страны могут столкнуться с подобными случаями – от них потребуют официальных справок о наличии пенсионной страховки. Но это недоработки, которые рано или поздно будут устранены", - подчеркивает эксперт.

Отказ от "бумаги"

"Обычные справки с необходимой информацией будут выдавать в клиентской службе или управлении ПФР", - уточнили в ПФР. При необходимости, обратившись в эти подразделения, можно получить справку со СНИЛС и другой информацией, которая раньше была указана на страховом свидетельстве. "Эти данные также всегда доступны в личном кабинете на сайте ПФР и через приложение ПФР для мобильных устройств", - уточняет Пенсионный фонд.


Ведомство при этом утверждает: нововведение никак не скажется на пенсионном обеспечении. То есть ранее выданные страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования по-прежнему действительны, обменивать их не придется. По мнению специалистов, переход на электронное документирование значительно облегчит работу государственных ведомств и жизнь граждан.

"Одним из условий перехода на электронный документооборот является защита личных данных от "утечек" – посягательств третьих лиц, которые могут использовать те же данные СНИЛС для нарушений закона. Здесь, на мой взгляд, волноваться не о чем – в РФ выстроена достаточно надежная система защиты информации, и косвенным доказательством тому служит отсутствие прецедентов краж данных уже довольно длительное время.

Кроме того, бумажные базы данных ничуть не безопаснее электронных. И уже достаточно давно при наличии у россиян зеленых карточек СНИЛС данные дублируются в электронные хранилища уже более четырех лет. То есть уровень безопасности вполне приемлем.

Россию хотя и нельзя назвать флагманом цифровизации, однако она точно не числится в отстающих странах мира по этому параметру. Причина этого проста: мы слишком поздно начали вводить новые технологии. Сейчас каждый банк РФ предлагает технологии бесконтактных пластиковых карт, в США этим не могут похвастаться даже иные крупнейшие финучреждения. Там "завязли" в чековых книжках и бесконтактных терминалах, мы же осваиваем самые передовые технологии без всякого балласта", - заключает Александр Власов.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Пенсионные начисления и их размер зависят от страховых взносов, которые приходятся на пенсионное обязательное страхование. Данные страховые взносы рассчитываются на основании размера зарплаты. Размер таких взносов определяет пенсионный капитал, из него в свою очередь определяется суммарный показатель страховой пенсии, и ограничения при этом отсутствуют.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Зачем оценивать право на выплату?

Точнее говоря, обсуждались права тех граждан, имеющих право на выплаты по данным на начало 2002 года по регламентам законодательства (статья 27 ФЗ), которые действовали на тот момент.

В этом случае предусмотрены регламенты статьи 30 Закона о страховых пенсиях. В данной статье идет речь о лицах, которым только предстоит в будущем получать выплаты, но они еще не начислены. Так же в статье говорится о пенсионерах, для которых ввели определенные преобразования.

С помощью конвертации происходит оценка прав застрахованных лиц. Согласно регламенту о трудовых пенсиях, конвертацией является преобразование начислений в расчетные сбережения.

Но, может возникнуть вопрос, почему необходимо оценивать права застрахованных граждан на данный момент времени, если им пенсия будет положена только через пять лет или более? Это нужно для того, чтобы в первую очередь собрать данные о зарплате каждого застрахованного гражданина.

Часто это сложно сделать по причине плохой работы кадровиков, плохой сохранности документов на предприятии. Самую большую сложность представляет поиск документальных доказательств, благодаря которым гражданин имеет право выйти на пенсию раньше срока.

В чем заключается деятельность организации?

Он нужен, чтобы персональный учет был максимально достоверным, а также права на пенсию и оценка личных данных о страховом стаже граждан до внесения в базу страхования.

Этот отдел должен выполнять следующую работу:

Специалисты подразделения ПФР

Обычно перечень специалистов по оценке пенсионных прав выглядит следующим образом:

  • Два главных специалиста службы клиентов.
  • Директор.
  • Основной контролирующий специалист.
  • Сотрудник по финансовым начислениям.
  • Специалист, который занимается выдачей сертификатов.
  • Специалист, у которого можно получить единовременную денежную выплату.
  • Два эксперта по назначению.

Порядок работы

Директор отдела должен выполнять следующую работу:

  1. Контролировать и руководить работой отдела, согласно регламентам.
  2. Контролировать соблюдение законов и интересов граждан пенсионного возраста при начислении им выплат.
  3. Назначать каждого работника быть ответственным за определенный труд.
  4. Следить заранее за пенсионными начислениями, которые назначили на определенных условиях.
  5. На собраниях обучать использованию пенсионного законодательства.
  6. Помогать работникам отдела.
  7. Подписывает документацию по итогам проверок.
  8. Занимается отчетами о работе отдела, и т.д.

Основной контролирующий работник выполняет следующие обязанности:

  • Следит, чтобы были рассмотрены вовремя заявления лиц с просьбами о перерасчете и начислении пенсий.
  • Контролирует правильность введенных данных.
  • Принимает граждан по вопросам о начислении выплат.

Эксперт по назначению выполняет следующую работу:

  1. Принимает заявления о начислениях, и регистрирует документы в специальной базе.
  2. Анализирует документы, сравнивает их с оригиналами, может спросить дополнительные бумаги.
  3. Помогает заявителю получить необходимые документы.
  4. Напоминает каждый месяц о сроках.
  5. Следит за ходом пенсионных дел, их исполнением или приостановлением.

Кроме этого они заносят документальные данные в базу, составляют заявки из прочих организаций, следят за передачей документации в срок и ее обработки, контролируют получение выплат застрахованным лицам. Помимо этого, они составляют начисления на нужды разного рода, принимают бумаги по поводу отказа от социального пакета.

Оба работника имеют право получать различные данные из программ о начислении выплат и ЕДВ, согласно статье 30 ФЗ. Работники принимают документацию, чтобы продлить или начислить выплаты, а также поменять вариант начислений.

После того, как нужная документация будет передана в отдел, чтобы там продолжили ее дальнейшую обработку, служба контроля также может запросить документ из отдела переучета. В этом случае будут выданы диски с шифром, после чего их передадут в клиентскую службу. С помощью конвертации можно просмотреть пенсионные начисления до 2002 года. Затем он будет формироваться с помощью взносов с лицевых персональных счетов.

Полезное видео

Посмотрите видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: