Финансирование дополнительного пенсионного страхования


  1. Дополнительный страховой взнос (далее – ДСВ) на накопительную пенсию – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

ВАЖНО! Собственные средства застрахованного лица – участника Программы софинансирования, направленные им самостоятельно или через своего работодателя на формирование пенсионных накоплений подлежат государственному софинансированию.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица, взносы участников программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

В соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств (взносы работодателя) в счет будущей накопительной пенсии своих работников, тем самым повышая уровень пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата дополнительных страховых взносов на формирование накопительной пенсии работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

  • он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;
  • суммы софинансирования включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

  • взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160 ;
  • дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (согласно представленному в бухгалтерию работодателя соответствующему заявлению работника, участвующего в программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160 .

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.


В России все привыкли слышать, что пенсия у пожилых людей мизерная, едва достигающая прожиточного минимума. Это действительно так, в нашей стране размер пенсионных выплат составляет всего около половины от среднего заработка работающих граждан. Но не каждый знает, что существуют дополнительные меры, помогающие гражданам после выхода на пенсию поддерживать свое благосостояние.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Практически всем известно о существовании негосударственных пенсионных фондов.

Чем занимается данная организация? Есть ли риск при вступлении?

Дополнительное пенсионное страхование – это взносы работающего населения для обеспечения дополнительных выплат к обязательной пенсии по достижении пенсионного возраста.

Денежные средства перечисляются нескольким организациям, не относящимся к государственным учреждениям, но строго их контролирующим:

  • НПФ (негосударственный пенсионный фонд);
  • страховые компании.
к оглавлению ↑

Преимущества вкладов в НПФ

  1. увеличение пенсионного накопления;
  2. возможность расторжения договора с негосударственной организацией;
  3. не обязательно иметь трудовой стаж;
  4. переход накопленных денег по наследству.

Но есть в данной системе и некоторые особенности:

  • сохраняется риск потерять некоторое количество денежных средств за счет неудачных инвестиций НПФ;
  • для получения существенной доплаты к обязательной пенсии, вступление в программу дополнительного страхования следует осуществить не позднее чем в 35 лет.

Видео о том, что такое накопительная пенсия в НПФ:

Кратко о его деятельности

  1. Негосударственный фонд принимает взносы от населения, сумма и периодичность которых зависит сугубо от договоренности между гражданином и организацией.
  2. Полученные средства фонд инвестирует в ценные акции, депозиты и другие объекты с возможностью получения процентов от суммы вложений.
  3. По достижении пенсионного возраста или расторжения договора гражданин получает свои накопленные средства.

Обязательное или добавочное?

На данный момент существует два вида пенсионного страхования. Но они не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы.

Обязательное страхование – это внесение денежных средств в обязательном порядке. Дополнительное – по желанию гражданина.

В №167-ФЗ указано, что каждый гражданин имеет право получать обязательное страховое обеспечение.

Пенсионные выплаты осуществляются на основании денежных взносов, отчисляемых ежемесячно руководством организации, в которой работает гражданин.

Осуществление обязательных страховых выплат наступает в нескольких случаях:

  • пенсионный возраст;
  • недееспособность, полученная в результате травм и болезней (временная);
  • потеря кормильца;
  • погребение умершего.

Подробнее о системе обязательного пенсионного страхования читайте здесь, а в этой статье рассказано о субъектах ОПС.

Дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО) регламентируется №75-ФЗ. Данная форма страхования имеет достаточно преимуществ, но в России еще не установилась на стабильном уровне. Все из-за того, что граждане сомнительно относятся к негосударственным организациям, по незнанию считая их мошенниками.

Следует учитывать, что НПФ строго контролируется государством, поэтому риск вложений минимален.

Цели НПФ:

  1. накопление денежных средств для обеспечения гражданам достойной и благополучной старости;
  2. проведение пенсионных нововведений, на основе которых население сможет грамотно распределять ресурсы в пользу будущей пенсии;
  3. инвестирование средств и развитие экономики страны.
к оглавлению ↑

Вспомогательные взносы в ПФ рабочего и размер тарифа

Рабочие, которые каждую смену сталкиваются с опасными для жизни или же несущими вред здоровью условиями, могут рассчитывать на дополнительные взносы в Пенсионный Фонд от работодателя.

Существует несколько правил для начисления дополнительных тарифов:

  • особенности рабочего места перечислены №175-ФЗ и №212-ФЗ.
  • Официально признана вредность и опасность условий труда.

Комиссия по признанию условий работы выявляет несколько категорий:

  1. опасные;
  2. вредные;
  3. допустимые;
  4. оптимальные.

Внесение дополнительного процента денежных средств работодателем осуществляется только в первых двух категориях. Для признания условий труда вредными и опасными требуется проведение анализа специальной комиссией, которая проводится раз в 5 лет.

Кто может воспользоваться услугами накопления?

Каждый работающий гражданин имеет право вложить свои средства на пенсионное страхование в НПФ. Причем независимо, каков у трудящегося рабочий стаж и размер заработной платы. В договоре с негосударственной организацией четко указана сумма и сроки внесения денежных средств.

Как это сделать?

Воспользоваться накопительной суммой дополнительного пенсионного обеспечения можно только по достижении пенсионного возраста, в том числе и досрочного.

В №360-ФЗ указаны порядки и формы выдачи пенсионных накоплений:

  • как единовременное пособие;
  • в качестве срочной выплаты;
  • по договору, при достижении пенсионного возраста с указанной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально).

В первом случае единовременная выплата осуществляется за счет всех накопленных средств и выдается только при страховых случаях или при минимальной пенсии по старости (полном отсутствии). Потребуется определенный пакет документов с указанием причин для перечисления денежных средств.

Срочные выплаты определяются сроками договора (но не менее 10 лет со дня вступления в НПФ).

В обычных случаях выплаты осуществляются не менее чем через 234 месяца и начисляются гражданину ежемесячно или ежеквартально.

Использовать ли услуги негосударственного пенсионного фонда или же оставаться верным государственным учреждениям, – личный выбор каждого гражданина. С помощью НПФ возможно своими средствами, без полагательства на работодателя, обеспечить безбедную старость.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;
  • сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления. Форма реестра и порядок его представления утверждены ПФР.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на НЧ трудовой пенсии уплачивались с 2002 по 2004 год, также имеют право выбрать инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 12000 руб. в год. Если застрахованное лицо достигло пенсионного возраста, но не обратилось за назначением ни одной из частей трудовой пенсии, то размер государственной поддержки определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, внесенной застрахованным лицом за истекший календарный год и увеличенной в четыре раза, но не может превышать 48000 руб. в год.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Программа, по которой доступно государственное софинансирование пенсии, начала работать еще в 2008 году. Смысл программы заключается в том, что будущий пенсионер делает взнос на счет своей будущей пенсии, а государство удваивает внесенную сумму. Особенность этой программы была в том, что вступление на нее закончилось в 2015 году. Сейчас попасть туда нельзя. Еще одна особенность – социальные перечисления не будут софинансироваться, только те средства, которые будет переводить гражданин.


Что представляет собой Программа софинансирования пенсии

Это уникальная программа от государства, в рамках которой можно увеличить свою пенсию за счет средств как самого человека, так и государство. 31 декабря 2014 года закончился прием участников.

Суть заключалась в том, что граждане сами платили дополнительные страховые взносы, которые попадали на накопительную часть их будущей пенсии. Такие отчисления могли делать также работодатели, они могут быть третьей стороной, которая увеличивает пенсию работника. И точно такие же суммы вносило на счет гражданина государство.

Взносы, которые приходили от людей, шли в инвестиционное управление по выбору либо к государственной управляющей компании, либо к частной УК, либо к НПФ. Все средства отражались на лицевом пенсионном счете.

Для некоторых лиц действуют особые условия софинансирования. Это для тех, кто достиг общего пенсионного возраста, но при этом не обратился ни за одной из частей пенсии. Для этих лиц софинансирование увеличивается в 4 раза в пределах 48 тысяч рублей в год. То есть, если гражданин переведет 12 тысяч рублей на накопительную часть, то с учетом государства у него пополнится пенсия на 60 тысяч рублей в год.

При этом правительство запретило участвовать в программе на таких условиях работающим пенсионерам.

ПФР напоминает, что для тех, кто вступил в программу сразу после принятия закона в 2009 году, в 2018 году закончился 10 летний период софинансирования. В первом полугодии 2019 года они смогли увидеть, какая сумма скопилась на их счетах в результате участия. Если гражданин начал вкладываться в свою будущую пенсию в 2014, то государство будет софинансировать его вплоть до 2024 года.

Софинансирование закончилось, но у всех участников осталось право переводить дополнительные страховые взносы на свою будущую пенсию.

Кроме того, все взносы каждый год передаются на инвестирование. Поэтому лица, которым до пенсии еще далеко, могут дополнительно увеличить свои вложения, если управляющая компания будет грамотно ими управлять.

Как стать участником

Вступить в эту программу можно было в любой момент до 31 декабря 2014 года, а чтобы ее «активировать», нужно было внести первый платеж до 31 января 2015 года. В течение года необходимо было перевести на счет своей пенсии не менее 2000 рублей, чтобы оставаться участником программы.

Для участия необходимо было не получать ни одного из видов пенсий. Если же ему назначили пенсию, то он может продолжить вносить свои средства, но государство вносить на его счет уже ничего не будет.

Например, если человек написал заявление о вступлении в программу в 2009 году, но первый взнос перевел в 2014 году, то государство начнет софинансировать его вложения в 2014 году и будет это делать в течение 10 лет.

На данный момент новых участников в программу не принимают. Вступить туда можно было только до 31 декабря 2014 года, а программа начинала действовать только при условии наличия первого перевода до 31 января 2015 года.


Как делать взнос?

Есть два варианта делать взносы по программе софинансирования пенсии:

  • через отдел бухгалтерии,
  • через банк.

В первом варианте заявка подается в бухгалтерию. В ней прописывается размер взноса или в процентах от зарплаты. Если решили отменить внесение денег, то нужно об этом написать уведомление в бухгалтерию. Работодатель может стать третьим участником. Тогда он будет делать в целях повышения будущей пенсии добровольный взнос. Его размер может быть любым.

Через банк начисления происходят по платежной квитанции. Ее получают в территориальном пенсионном фонде или на официальном сайте. В зависимости от возможностей взносы могут быть сделаны равными платежами или единоразово. Не забывайте взять копию платежного документа. Он пригодиться для оформления налогового вычета.

Можно ли выйти из программы

Какого-то определенного механизма по выходу из программы государственного софинансирования пенсии в 2020 году нет. Можно просто прекратить делать новые взносы, если перестали устраивать условия.

Можно ли получить деньги при выходе из программы

Стоит отметить, что вернуть деньги тоже не выйдет. Все, что было уже заплачено, начнут выплачивать, когда человек станет пенсионером и начнет получать назначенные пенсионные отчисления.

Как получить деньги по программе софинансирования

Накопления выплачиваются гражданам (или их правопреемникам) в момент, когда им будет назначена страховая пенсия. Можно выбрать один из трех способов получения средств:

  • Единовременная выплата. В случае, если все скопленные средства будут составлять 5% и менее от общей суммы находящейся на счету пенсии (страховой и накпительной), то можно получить все средства одновременно.
  • Срочная выплата. Гражданин может установить срок, в течение которого он будет получать выплаты (не менее 10 лет). И будет получать их ежемесячно.
  • Накопительная пенсия. Средства просто прибавляются к накопительной части пенсии и будут выплачиваться гражданину в течение всей его жизни.

По новому закону делать в 2020 году взносы в накопительную часть может любой человек. Но софинансирование будет только тем, кто:

  • не получает пенсию,
  • не является судей в отставке, получающим ежемесячное пожизненное содержание.
  • на военных, работников МВД, пожарников это правило не распространяется.

Правила софинансирования пенсии работающим пенсионерам с 2015 года были изменены. Участниками не могут быть субъекты, которые ушли на заслуженный отдых, но продолжают работать.

В заключение отметим, что в этой программе есть и недостатки. Получить деньги можно только при прекращении трудовой деятельности при достижении определенного возраста. Негативное влияние на сумму оказывает и инфляция, уменьшая фактический платеж. Не могут стать участниками программы военные пенсионеры.

Отзывы о программе

Легче всего понять, что такое софинансирование пенсионных накоплений, если почитать отзывы реальных пользователей.

Часть людей отзывается негативно о программе. По разным причинам они оказались в убытке. Для одних категорий стало проблемой то, что государство отказалось от единовременной выплаты средств. Если изначально говорилось, что можно будет забрать свои средства по итогам программы. Потом условия изменились, стало возможным забрать деньги, если общая сумма будет менее 5% от общего накопленного. А в конце это стало невозможным для большинства вкладчиков.

У других граждан иная проблема. Чиновники посчитали сумму при расчете накопительной части пенсии, хотя изначально планировалось, что эти вложения не будут участвовать. И в результате люди получают свои вложения, но не видят их в общей сумме пенсии, она незначительна.

Для других все прошло хорошо. В результате они довольны происходящим, получают увеличенную пенсию. Но отношение к проекту подорвано, так как слишком часто меняется пенсионное законодательство.

Принудительное введение накопительной пенсии (НЧ трудовой пенсии) в рамках пенсионной страховой системы не оправдало ожиданий ни общества, ни государства.

Чтобы исправить сложившуюся неблагополучную ситуацию в деле пенсионных накоплений, принимается Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В законе четко определена цель – стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Отныне с 1 октября 2008 г. круг лиц, имеющих право на формирование НЧ трудовой пенсии, пополнился за счет включения в него добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан вне зависимости от возраста, места работы и других каких-либо ранее существовавших ограничений. Как отмечалось выше, до этой даты право на формирование НЧ трудовой пенсии имели работающие лица 1967 г. рождения и моложе. Таким образом, право на формирование НЧ трудовой пенсии получили как работающие, так и не работающие граждане.

Следовательно, в настоящее время насчитывается пять категорий лиц, которые могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по следующим основаниям:

♦ российские граждане, работающие за пределами территории России, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;

♦ физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;

♦ застрахованные лица, уплачивающие страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и НЧ трудовой пенсии в части, превышающей сумму установленного минимального размера фиксированного платежа;

♦ физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии (в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);

♦ физические лица в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование. Если вышеуказанные лица имеют право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким вышеприведенным основаниям, то они вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.

Главное, что должен выполнить гражданин, желающий формировать себе НЧ трудовой пенсии по Закону от 30 апреля 2008 г., – это добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, подтвердив и оформив надлежащим образом свою волю письменным заявлением[139]. В этом заявлении им указываются следующие данные о себе:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета. (Он заводится в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Если такового нет, то он открывается территориальным органом ПФР.);

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) место жительства гражданина.

Это заявление гражданин может подать лично в территориальный орган ПФР по месту своего жительства или, если работает, через своего работодателя. Однако, судя по предписаниям ст. 4 и других статей Закона от 30 апреля 2008 г., работодатели не обязаны это делать. Иными словами, законодатель не возлагает в данном случае обязательств на работодателей выступать страхователями своих работников.

Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер по своему усмотрению.

Пенсионные накопления таких лиц, согласно Закону от 30 апреля 2008 г., могут складываться из следующих трех источников:

♦ дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии (индивидуального возмездного платежа), уплачиваемого за счет собственных средств застрахованного лица, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого работодателем либо уплачиваемого застрахованным лицом самостоятельно;

♦ взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемого за счет средств Фонда национального благосостояния (образованного в составе федерального бюджета) и передаваемого в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии (это так называемая государственная поддержка формирования пенсионных накоплений);

♦ взноса работодателя – средств работодателя, которые уплачиваются им в пользу застрахованного лица.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав его пенсионных накоплений.

Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии застрахованное лицо определяет самостоятельно.

Если лицо желает вносить дополнительные взносы на НЧ трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя, то он указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого взноса. Размер взноса определяется застрахованным лицом в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления.

Наряду с уплачиваемым дополнительным страховым взносом застрахованных лиц (уплачиваемых через работодателя или самостоятельно) работодатель может принять решение об уплате взносов работодателя в пользу своих работников. Такое решение оформляется работодателем отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

Размер таких взносов работодателем рассчитывается (определяется) ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица (в пользу которого уплачиваются эти взносы)[140].

Средствами пенсионных накоплений застрахованные лица распоряжаются самостоятельно – они вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести их в НПФ в порядке, определенном федеральными законами «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О негосударственных пенсионных фондах».

Как отмечалось ранее, государство с целью стимулирования уплаты дополнительных страховых взносов гражданами на НЧ трудовой пенсии оказывает помощь в формировании пенсионных накоплений (господдержка накоплений).

Право на получение такой поддержки имеют лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 г. до 1 октября 2013 г. Такая господдержка осуществляется в течение десяти лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии. (Эти положения Закона от 30 апреля 2008 г. вступают в силу с 1 января 2009 г.)

Право на получение господдержки накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Господдержка накоплений указанным гражданам осуществляется в виде взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Размер такого взноса разный. Он определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – мужчины, 55 лет – женщины) и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в 4 раза суммы дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может быть более 48 тыс. руб. в год.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается ПФР с учетом условий предоставления государственной помощи в формировании пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В полном объеме Закон от 30 апреля 2008 г. вступил в силу 1 января 2009 г. Последующая практика его применения покажет, насколько дополнительное стимулирование накопительной части трудовой пенсии, осуществляемое государством в рамках пенсионной страховой системы, окажется положительным.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общее определение признаков трудовой пенсии по старости.

2. Какова структура трудовой пенсии по старости?

3. От чего зависит размер базовой части трудовой пенсии по старости?

4. Как определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости?

5. Расскажите, как определяется сумма пенсионного капитала застрахованного лица.

6. Как формируется накопительная часть трудовой пенсии по старости?

7. Что собой представляет дополнительное формирование пенсионных накоплений, осуществляемое в рамках пенсионной страховой системы?

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

- общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;

- номер платежного поручения и дата его исполнения;

- фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;

- сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;

- сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на НЧ трудовой пенсии уплачивались с 2002 по 2004 год, также имеют право выбрать инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

4.Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 12000 руб. в год.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

1. Что такое государственная поддержка формирования пенсионных накоплений?

2. В течение какого периода оказывается государственная поддержка?

3. Каковы размеры государственной поддержки?

4. За счет каких средств осуществляется государственная поддержка формирования пенсионных накоплений?

Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Федеральный закон от 10.01.2002 г.

Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Федеральный закон от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

1. Васильев (18 лет), ранее не работавший, после заключения трудового договора обратился к работодателю с заявлением о перечислении в ПФР дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии. Однако Васильев еще не имеет индивидуального лицевого счета (ИЛС) в ПФР, поэтому перечисление взносов невозможно.

Каков порядок открытия ИЛС?

Какие документы для этого необходимы?

2. Петрова, уплачивающая дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии с января 2009 г. в размере 300 руб. в месяц, в мае 2009 г. написала работодателю заявление об увеличении взносов до 420 руб. В августе 2009 г. она обнаружила, что взносы перечисляются в прежнем размере. В бухгалтерии ООО «Светлый путь» ей объяснили, что изменять сумму можно только один раз в год до 1 октября, а соответствующие перечисления будут производиться с 1 января следующего года.

Правы ли работники бухгалтерии? Дайте разъяснение.

3. Председатель профкома первичной профсоюзной организации Жуковский выступил с инициативой о включении раздела, посвященного уплате работодателем дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в коллективный договор.

Составьте проект указанного раздела.

4. Кирпичников (1961г.рожд.) обратился к работодателю с заявлением о перечислении взносов за 2002-2004 годы в Негосударственный пенсионный фонд «Солидарность» и перечислении в этот фонд дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Каков порядок перечисления средств в Негосударственный пенсионный фонд?

5. Лисицын намерен перечислять в 2009 г. дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в размере 100 руб. в месяц.

Имеет ли он право на получение государственной поддержки и при каких условиях?

Читайте также: