Финансовая основа пенсионного обеспечения в рф правовые аспекты


Эффективность финансового обеспечения пенсионной системы является показателем уровня жизни лиц пенсионного и предпенсионного возраста, стимулом к продолжению активной жизнедеятельности, показателем конкурентоспособности национальных стратегий социально-экономического развития.

Наиболее результативными реформами, на наш взгляд, следует считать преобразования, которые позволяют запустить механизмы, четко учитывающие такие факторы, как средняя продолжительность жизни населения в абсолютном выражении, продолжительность жизни до и после выхода на пенсию, возраст выхода на пенсию, и соотносить эти показатели с размером активов и обязательств бюджетной системы по выплате пенсий.

На преобразования современной отечественной пенсионной системы, повышение ее устойчивости и эффективности определяющее воздействие оказывают демографические и социально-экономические факторы: несоответствие роста реальной зарплаты и уровня инфляции, пресс демографической нагрузки, низкая производительность труда при высокой его интенсивности.

Данные детерминанты влияют на определение затрат трудовых ресурсов в зависимости от численности трудоспособных и застрахованных лиц, объема страховых взносов, поступающих в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, и вызывают необходимость совершенствования финансовых ресурсов, институтов пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в условиях цифровизации, что определило актуальность проведенного исследования. Его цель заключается в том, чтобы сформулировать предложения, реализация которых позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.

Цель исследования: рассмотреть основные показатели бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализировать динамику его финансовых ресурсов.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные диалектические методы познания, финансовый анализ открытых данных Министерства финансов РФ и Пенсионного фонда РФ, размещенных на их официальных сайтах, а также теоретико-практический подход, которые позволили охарактеризовать состояние несбалансированности Пенсионного фонда РФ, обосновать практические рекомендации, направленные на снижение объема его дефицита в условиях функционирования современной пенсионной системе.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных авторов Л.И. Ниворожкиной [1], Е.А. Мамий, А.В. Новикова [2], Н.И. Куликова, Е.С. Вдовиной [3], Ю.М. Горлиной, В.Ю. Ляшок, Т.М. Мамаева [4], А.Н. Сухарева [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Проводимые широкомасштабные пенсионные реформы как имеют положительный эффект, так и порождают социальную неудовлетворенность, характеризующуюся сокращением доходов неработающих пенсионеров, увеличением пенсионного возраста, отказом от льгот, повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обратная сторона медали пенсионной реформы превращается в существенный аргумент в пользу действовавшей ранее распределительной модели пенсионной системы. Следует напомнить, что, распределительная модель устойчива при значительном превышении числа работающих над численностью пенсионеров, при этом даже при ухудшении демографической ситуации она имеет ряд преимуществ перед накопительной моделью:

– более проста для прогнозирования сбалансированности доходов и обязательств бюджета Пенсионного фонда РФ;

– предполагает меньшее количество субъектов управления, а следовательно, меньший объем административно-управленческих расходов;

– слабее подвержена долгосрочным рискам и факторам, связанным с функционированием финансового рынка;

– обеспечивает большую прозрачность движения денежных потоков и ориентирована на солидарность поколений.

Национальная пенсионная система современной России, в основе которой распределительно-накопительная модель, базируется на страховом механизме. С вступлением с 1 января 2015 г. в действие двух Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» произошли принципиальные изменения в пенсионном обеспечении, связанные с введением понятий пенсионного капитала, индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионного накопления, института страхового стажа, накопительной пенсии, изменением структуры пенсии и правил ее расчета. Таким образом, в разрезе распределительной составляющей пенсионной системы предусмотрено применение условно-накопительных счетов, при наличии которых размер пенсии зависит от объема накопленных работником пенсионных прав. Можно согласиться с мнением Н.И. Куликова и Е.С. Вдовиной о наличии эффекта двойного бремени, означающего осуществление одновременно двух процессов у работающего поколения: уплата страховых взносов на выплату текущих пенсий (страховая часть) и формирование (создание) личных пенсионных накоплений. Нынешнее покаление пенсионеров также несет потери, так как 6 % страховых взносов не поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ, следовательно, не направляются на формирование текущих пенсий [3, с. 5].

Центральным финансово-институциональным звеном системы как пенсионного обеспечения, так и всего государственного социального страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации. Денежные средства обязательного пенсионного страхования аккумулируются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального Банка РФ. Источниками доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, иные источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основная задача Пенсионного фонда Российской Федерации – назначение и обеспечение выплаты различных видов пенсий и пособий, которые имеют тенденцию роста, обусловленную повышением численности пенсионеров, индексацией пенсий и выплат. Так с 2014 г. по 2018 г. численность пенсионеров возросла на 106,1 %, с 41 млн чел. до 43,5 млн чел. (рис. 1).


Рис. 1. Численность пенсионеров, млн человек. Составлено авторами по [6]

«Проводимая Правительством РФ бюджетная политика, направленная на повышение прозрачности и стабильности макроэкономических условий, обеспечила устойчивые темпы роста экономики. Прежде всего, это связано с внедрением с 2017 г. новой конструкции «бюджетных правил». Результатом являются постепенное снижение зависимости федерального бюджета от динамики цен на энергоносители, увеличение потенциальных темпов роста ВВП, формирование устойчивой макроэкономической среды, уменьшение чувствительности курсовых колебаний к динамике мировых цен на нефть» [7]. Все это положительным образом отразилось на сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе Пенсионного фонда РФ (табл. 1).

Основные показатели бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014–2018 гг., млрд руб.


Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которую признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……. 3
1.Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития .
2. Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды………………………………………
3. Пенсионный фонд и его роль в управлении децентрализованными финансами ………………………………………………………………………
4. Понятие и сущность пенсионного обеспечения как основы социальной политики Российской Федерации на современном этапе………
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

Финансовые основы пенсионного обеспечения в рф.doc

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

На тему: «Финансовая основа пенсионного обеспечения в РФ»

1.Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития . .

2. Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды………………………………………

3. Пенсионный фонд и его роль в управлении децентрализованными финансами ………………………………………………………………………

4. Понятие и сущность пенсионного обеспечения как основы социальной политики Российской Федерации на современном этапе………

Список используемых источников………………………………………

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которую признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. В данном исследовании раскрываются наиболее интересующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Как показывает практика и опыт развитых стран, рыночные отношения по мере своего развития порождают собственную противоположность - гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения.

Последствия рыночных отношений: нестабильность вызывает требование стабильности; дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов; инфляция - регулирование цен; безработица - социальные гарантии и т.д. Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Пенсионные системы должны обеспечивать не только исчисление пенсий по принятым правилам, но и поддерживать их при последующих выплатах. В периоды высокой инфляции снижение покупательной способности пенсий ведет к неблагоприятным последствиям. Если не осуществляется их корректировка, то пенсионная система не выполняет возложенных на нее задач. Пенсии обычно корректируются после того, как обнаруживается, что их покупательная способность уже значительно снизилась. Поэтому во все большее число пенсионных систем включаются нормы и положения автоматической корректировки пенсий в соответствии с уровнем цен и/или заработной платы.

Устанавливая это основание, законодатель как бы предполагает наступление нетрудоспособности по достижении определенного возраста. Этот возрастной рубеж введен в связи с тем, что с ним связано снижение трудоспособности у большинства граждан, несмотря на то, что старость - явление неоднозначное, так как приводит к снижению трудоспособности у разных людей в разное время. В различных государствах этот рубеж также разный, ибо он обусловлен такими факторами, как уровень жизни, демографическая ситуация в стране, национальные традиции. Фактически установление пенсионного возраста означает презумпцию массового снижения или утраты трудоспособности в этот период.

Установление определенного возрастного порога, по достижении которого наступает право на пенсию, очень важно для личности, так как с ним связаны иные социально - экономические возможности - такие, как продолжение трудовой деятельности, повышение социальной защиты. Пенсионный возраст имеет и медико - биологический аспект, который заключается в том, что чем выше пенсионный возраст, устанавливаемый государством, тем дольше гражданин участвует в общественном производстве. Это поддерживает и психологическое состояние личности, так как медицина бесспорно доказала: трудовая деятельность человека - залог его активного долголетия. Социальная политика каждого государства по отношению к пожилым имеет конечной целью стимулирование активного долголетия. Все это должно проводиться, разумеется, с учетом экономической и политической ситуации в стране.

Современная пенсионная система Российской Федерации основана на сочетании принципов перераспределения (социальной солидарности) и накопления (индивидуальной ответственности). Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Несмотря на то, что реальное установление накопительной части трудовой пенсии начинается с 2013 г., уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из проблемных вопросов является правовое регулирование деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации.

Инвестирование средств пенсионных накоплений (а также инвестиционный доход, получаемый за счет этих накоплений) является одним из источников увеличения той части пенсионного капитала, из которой впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии.

Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность выбранной автором темы данного исследования.

Целью курсовой работы является исследование финансовой основы пенсионного обеспечения в РФ.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития;

- рассмотреть нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития;

- рассмотреть государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды;

- рассмотреть пенсионный фонд и его роль в управлении децентрализованными финансами;

- рассмотреть понятие и сущность пенсионного обеспечения как основы социальной политики Российской Федерации на современном этапе.

Методологической основой исследования являются общенаучный, исторический и сравнительно-правовой методы исследования.

Теоретической основой исследования являются работы Е. Г. Азарова, М. Ю. Федорова, Т. В. Жданова, Д. И. Рогачева и многих других.

Данная работа изложена на 27 листах; состоит из введения, трех вопросов основной части, заключения, включающего законодательную базу по исследуемым вопросам.

1.Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития

Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации основывается в первую очередь на нормах Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с установленными правилами пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с названным Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, регулируется другими федеральными законами. Статья 2 содержит определения основных понятий, используемых в законодательстве о государственном пенсионном обеспечении: пенсия по государственному пенсионному обеспечению пенсия за выслугу лет (пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия) - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию; стаж государственной службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии; содержание понятия трудовой стаж раскрыто как учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в категорию нетрудоспособных граждан включены инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Статьи 6 содержит императивное правило о том, что финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Средства, аккумулируются на эти цели в специализированном фонде, создаваемом на основе Закона - Пенсионном фонде Российской Федерации, финансовые планы которого принимаются в форме Федерального закона. Законодательством признана возможность функционирования и негосударственных пенсионных фондов. Пенсионные фонды (негосударственные) - по законодательству РФ предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. Пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из них осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании примерного договора. Пенсионный фонд не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов.

Основными источниками пенсионного права являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон), Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Действующая система пенсионного законодательства, включающая вышеперечисленные Законы, обладает определенными предпосылками к началу процесса ее кодификации на основе принятия единого нормативно-правового акта.

Все без исключения законы федерального уровня, регулирующие пенсионные правоотношения, содержат бланкетные статьи, то есть отсылающие правоприменителя к другому нормативному правовому акту. Причем особенность пенсионного законодательства заключается в том, что большинство бланкетных статей содержат ссылку к одному из восьми основных Законов в области пенсионного обеспечения. То есть восемь пенсионных Законов содержат множество ссылок друг на друга при наличии небольшого количества ссылок на нормативно-правовые акты, не относящиеся напрямую к пенсионному законодательству.

Так, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» содержит четырнадцать ссылок на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» (статьи 3, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25) и три ссылки на Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статьи 8, 15, 25). Всего в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пятнадцать бланкетных статей при общем объеме нормативного материала, распределенного в двадцати восьми статьях. Количество бланкетных статей составляет более половины всех норм данного Федерального закона.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» содержит пять ссылок на ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (статьи 1, 4, 5, 8, 9), четыре ссылки на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (статьи 3, 6, 10, 18) и одну ссылку на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (статья 13). Всего в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» одиннадцать бланкетных статей на тридцать норм Закона. Количество бланкетных статей составляет более одной трети всех норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берг Наталья Алексеевна, Фирсова Марина Александровна

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты функционирования пенсионной системы Российской Федерации»

Н.А. Берг, М.А. Фирсова

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Актуальность вопросов пенсионного обеспечения в настоящее время не вызывает сомнения. Мировая демографическая тенденция состоит в том, что все меньшее число работающих приходится на одного представителя пенсионного возраста. Данная тенденция характерна и для России (с одной стороны, увеличивается численность пенсионеров, с другой - снижается число занятых в экономике). Сегодня в стране на двух работающих приходится один пенсионер, то есть приблизительно через 15 лет количество работающих и пенсионеров сравняется. В связи с этим предлагается переход на накопительную систему пенсионного обеспечения.

Действующая в России система пенсионного обеспечения по своей сути является распределительной, в то время как многие страны переходят на накопительную систему (т.к. она, прежде всего, способствует повышению нормы сбережений в стране).

В настоящее время в России расходы на пенсионное обеспечение занимают одно из первых мест по объему среди потоков социальных трансфертов. В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения создан Пенсионный фонд РФ в качестве самостоятельного финансово-кредитного учреждения. Правовые основы деятельности данного фонда определены в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., Бюджетном кодексе РФ (вступил в силу с 1 января 2000 г.).

Пенсионный фонд- наиболее крупный из четырех социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. На него приходится более 70% средств этих фондов. Основные источники формирования финансовой базы Пенсионного фонда -обязательные страховые взносы работодателей и работающих (более 80%), пени и финансовые санкции, добровольные взносы юридических и физических лиц, капитализация временно свободных средств и т.д. При исполнении данного фонда по доходам возникает ряд проблем, основной из которых является задолженность отдельных хозяйствующих субъектов по обязательным платежам. Таким образом, существуют определенные резервы в этом направлении. К резервам можно отнести капитализацию временно свободных денежных средств.

В структуре расходов Пенсионного фонда выделяются такие виды расходов, как выплата государственных пенсий (наибольший удельный вес в общем объеме), пенсий по инвалидности, компенсаций пенсионерам и т.п. Относительно расходования средств фонда возможно усиление действенности контроля за данным процессом. В реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить 3 основных этапа:

I. В августе 1995г. одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ (Постановление № 790 от 07.08.95 г.).

И. В мае 1998 г. предложена Программа пенсионной реформы (переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной). При этом в качестве ключевых моментов определены финансовая санация пенсионной системы, а также своевременное финансирование пенсионных выплат.

III. В настоящее время кроме обязательной государственной пенсии Правительством предлагаются следующие составляющие системы пенсионного обеспечения: накопительный фонд, профессиональное пенсионное обеспечение за счет отчислений предприятий, добровольные взносы работников в негосударственные фонды.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, по нашему мнению, заслуживает особого внимания. Она регламентируется Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах". На сегодня зарегистрировано порядка 300 таких организаций. Основные направления их деятельности:

- концентрация добровольных пенсионных взносов;

- размещение пенсионных резервов;

По нашему мнению, система пенсионного обеспечения прежде всего должна основываться на трех основных принципах:

При этом главный показатель эффективности данной системы - обеспечение соответствующего качества жизни людей, объективно нуждающихся в пенсионном обеспечении.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берг Наталья Алексеевна, Фирсова Марина Александровна

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты функционирования пенсионной системы Российской Федерации»

Н.А. Берг, М.А. Фирсова

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Актуальность вопросов пенсионного обеспечения в настоящее время не вызывает сомнения. Мировая демографическая тенденция состоит в том, что все меньшее число работающих приходится на одного представителя пенсионного возраста. Данная тенденция характерна и для России (с одной стороны, увеличивается численность пенсионеров, с другой - снижается число занятых в экономике). Сегодня в стране на двух работающих приходится один пенсионер, то есть приблизительно через 15 лет количество работающих и пенсионеров сравняется. В связи с этим предлагается переход на накопительную систему пенсионного обеспечения.

Действующая в России система пенсионного обеспечения по своей сути является распределительной, в то время как многие страны переходят на накопительную систему (т.к. она, прежде всего, способствует повышению нормы сбережений в стране).

В настоящее время в России расходы на пенсионное обеспечение занимают одно из первых мест по объему среди потоков социальных трансфертов. В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения создан Пенсионный фонд РФ в качестве самостоятельного финансово-кредитного учреждения. Правовые основы деятельности данного фонда определены в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г., Бюджетном кодексе РФ (вступил в силу с 1 января 2000 г.).

Пенсионный фонд- наиболее крупный из четырех социальных внебюджетных фондов Российской Федерации. На него приходится более 70% средств этих фондов. Основные источники формирования финансовой базы Пенсионного фонда -обязательные страховые взносы работодателей и работающих (более 80%), пени и финансовые санкции, добровольные взносы юридических и физических лиц, капитализация временно свободных средств и т.д. При исполнении данного фонда по доходам возникает ряд проблем, основной из которых является задолженность отдельных хозяйствующих субъектов по обязательным платежам. Таким образом, существуют определенные резервы в этом направлении. К резервам можно отнести капитализацию временно свободных денежных средств.

В структуре расходов Пенсионного фонда выделяются такие виды расходов, как выплата государственных пенсий (наибольший удельный вес в общем объеме), пенсий по инвалидности, компенсаций пенсионерам и т.п. Относительно расходования средств фонда возможно усиление действенности контроля за данным процессом. В реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации можно выделить 3 основных этапа:

I. В августе 1995г. одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в РФ (Постановление № 790 от 07.08.95 г.).

И. В мае 1998 г. предложена Программа пенсионной реформы (переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной). При этом в качестве ключевых моментов определены финансовая санация пенсионной системы, а также своевременное финансирование пенсионных выплат.

III. В настоящее время кроме обязательной государственной пенсии Правительством предлагаются следующие составляющие системы пенсионного обеспечения: накопительный фонд, профессиональное пенсионное обеспечение за счет отчислений предприятий, добровольные взносы работников в негосударственные фонды.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, по нашему мнению, заслуживает особого внимания. Она регламентируется Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах". На сегодня зарегистрировано порядка 300 таких организаций. Основные направления их деятельности:

- концентрация добровольных пенсионных взносов;

- размещение пенсионных резервов;

По нашему мнению, система пенсионного обеспечения прежде всего должна основываться на трех основных принципах:

При этом главный показатель эффективности данной системы - обеспечение соответствующего качества жизни людей, объективно нуждающихся в пенсионном обеспечении.

В РФ основы пенсионного страхования гарантируют каждому гражданину нашего государства, а также иностранцу или лицу без установленного гражданства, при страховом случае ежемесячные денежные выплаты в определенном размере. Сумма пенсионного обеспечения будет зависеть от стажа застрахованного лица, количества заработанных им пенсионных баллов и некоторых других условий.

Правовые основы


В нашей стране обязательное пенсионное страхование действует на федеральном уровне. Его основы заложены в следующих НПА:

  • Закон 165 от 16. 07. 1999 “Об основах…”;
  • Закон 167 от 15. 12. 2001 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167);
  • Закон 400 от 28. 12. 2013 “О страховых…” (далее – ФЗ № 400);
  • Закон 424 от 28. 12. 2013 “О накопительной…”;
  • Закон 27 от 1. 04. 1996 “Об индивидуальном…”;
  • Закон 111 от 24. 07. 2002 “Об инвестировании…”;
  • ФЗ 75 от 7. 05. 1998 “О негосударственных…”;
  • ФЗ 56 от 30. 04. 2008 “О дополнительных…”;
  • Главе 34 НК;
  • международных договорах;
  • иных ФЗ и НПА.

Организационные основы

Организационные основы обязательного пенсионного страхования состоят в:

  • гарантировании всем застрахованным лицам вне зависимости от религиозных, идеологических убеждений, социального статуса, семейного положения, прочих факторов, получения страхового обеспечения при условии подтверждения факта наступления страхового случая;
  • утверждении Правительством НПА в сфере ОПС, обязательных к исполнению всеми гражданами, юридическими лицами и органами государственной, региональной, муниципальной властей без каких-либо исключений;
  • установлении четко разграниченных полномочий и обязанностей субъектов (участников) сферы пенсионного страхования и в их взаимодействии друг с другом только в пределах указанных прав и обязательств;
  • формировании бюджета ПФР за счет источников, представленных в законе, а также в обеспечении его надлежащего функционирования и платежеспособности;
  • наличии законодательной возможности по разрешению споров, возникающих между субъектами сферы пенсионного страхования, как в досудебном, так и в судебном режимах;
  • предоставлении права для всех застрахованных передать накопления, которые учтены в спец. части ИЛС, из ПФР в негосударственный фонд.

Финансовые основы

Финансовые основы системы ОПС состоят в формировании бюджета ПФР и в последующем расходовании средств из фонда на выплату страхового финансового обеспечения, на его доставку, на техническое обеспечение текущей деятельности госстраховщика, на уплату гарантийных взносов и на прочие цели, предусмотренные нормативным законодательством.

Финансовые основы пенсионного страхования практически аналогичны таковым в сфере других видов страхования:

  • страхователи, они же работодатели и налоговые агенты граждан, осуществляющих деятельность по трудовому контракту, платят страховые взносы на условиях, которые указаны в Главе 34 НК;
  • за счет заплаченных страховых взносов, межбюджетных трансфертов, прибыли от инвестирования свободных денежно-финансовых средств и иных источников, формируется бюджет ПФР на очередной финансовый год;
  • наконец, граждане, которые были застрахованными в соответствии с ФЗ об основах ОПС (ФЗ № 167), получают страховую, накопительную пенсию из средств бюджета ПФР.

Как видим, финансовая основа сферы пенсионного страхования заключается в солидарной ответственности ее участников. То есть “платят все, а получают лишь некоторые – у кого произошел страховой случай”.

ОПС в России


В нашей стране основу системы ОПС составляет взаимодействие между всеми участниками:

  • застрахованными лицами;
  • страхователями;
  • страховщиком (внебюджетным или негосударственным фондом).

Важно! Каждый из указанных лиц имеет свои права и обязанности. Например, застрахованные имеют полномочие платить дополнительные взносы на накопительную пенсию, а страхователи – бесплатно получать в ПФР информацию о свежевыпущенных нормативных актах в области обязательного страхования.

В основах ОПС предусмотрено несколько страховых случаев, при которых застрахованный будет иметь полномочие на страховое обеспечение:

  • старость;
  • инвалидность;
  • утрата кормильца.

Всего предусмотрено 9 видов страхового обеспечения. Основной – страховая пенсия по старости. В дополнение, застрахованный сможет оформить накопительную пенсию, или срочную пенсионную, или разовую выплату из имеющихся средств пенсионных накоплений.

Страховые пенсии

Страховые пенсии в РФ выплачиваются застрахованным в соответствии с ФЗ № 400, при выполнении определенных условий.

Так, чтобы получать пенсию по старости, лицу нужно:

  • достичь пенсионного возраста (по новым нормам – 65 лет для муж., 60 лет для жен., с учетом переходных положений);
  • иметь как минимум 15 лет периодов трудовой деятельности или иных периодов (например, уход за нетрудоспособным гражданином, служба в армии, период получения в ЦЗН пособия по безработице) (с учетом переходных положений);
  • обладать 30-ю пенсионными баллами или более (с учетом норм, указанных в ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400).

А для пенсии по инвалидности нужно выполнить меньше условий:

  • иметь хотя бы 1 день стажа;
  • быть признанным инвалидом согласно заключению МСЭ.

Размеры страховых пенсий всегда зависят от ИПК. Чем больше в наличии баллов, тем выше размер назначаемой пенсии. В этом и заключаются основы пенсионного страхования – чем больше человек заплатил страховых взносов за свою жизнь, тем больше он будет получать в старости или при инвалидности.

Государственные пенсии

Под государственной пенсией понимается та, которая выплачивается определенным категориям физлиц вне контекста страхования.

То есть если для получения страховых пенсий нужно платить взносы, то есть солидарно с другими участниками участвовать в формировании фонда и как бы страховать себя от возможных неблагоприятных событий в будущем, то для получения государственных нужно всего лишь иметь соответствующий статус, например:

  • госслужащий;
  • военнослужащий;
  • участник ВОВ;
  • гражданин, награжденный значком “Жителю блокадного Ленинграда”;
  • ребенок-сирота и др.

Назначение и выплата госпенсий в РФ осуществляется на основе соответствующих ФЗ:

  • Закон 166 от 15. 12. 2001 “О государственном…”;
  • Закон 3 от 8. 05. 1994 “О статусе…”;
  • Закон 4468-1 от 12. 02. 1993 “О пенсионном…” и др.

Добровольное пенсионное страхование

Согласно ст. 29 ФЗ № 167, любое лицо, которое не является застрахованным по ОПС в силу законодательства, может стать таковым добровольно.

Внимание! Для этого нужно подать заявление в ПФР в формате, утвержденным Приказом Минтруда № 462н от 31. 05. 2017. До 31 декабря каждого года нужно будет платить страховые взносы, минимальный размер которых составляет: МРОТ * 22 % * 12 месяцев.

Права, обязанности лиц, добровольно застраховавшихся, такие же, как у тех, которые застрахованы в силу закона (в том числе, и полномочие на получение всех видов страховых пенсий).

Итак, в РФ функционирует система пенсионного страхования, в рамках которой нашим гражданам и иностранцам гарантируются денежные выплаты в старости, при инвалидности или при потере кормильца в семье. Есть вопросы? Тогда добро пожаловать в интерактивный чат, расположенный в правом нижнем углу экрана. Юрист разъяснит все непонятное быстро и бесплатно.

Не забываем также лайкать и делиться постом в социальных сетях.

Читайте также: