В россии не осталось пенсионеров

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом





Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

Сергей Баймухаметов

Одна из самых обсуждаемых новостей недели – заявление депутата Госдумы Сергея Миронова, лидера фракции «Справедливая Россия», о том, что пенсионная система РФ – банкрот, у основной массы граждан отнимают 22% доходов, а достойной старости люди так и не имеют. Поэтому надо восстановить прежнюю, по сути советскую систему.

«Идея пенсионного страхования с помощью специальных фондов провалилась. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который на самом деле невозможно прожить. С накопительными пенсиями все еще хуже… Поэтому необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же. Во-первых, это снизит риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений, во-вторых, срежет все нецелевые расходы, включая оплату дворцов и раздутого штата ПФР. Наконец, это даст россиянам хоть какие-то твердые гарантии».

Сергей Миронов последователен в критике. В августе 2018 года он назвал закон о повышении пенсионного возраста антинародным. А о ликвидации ПФР говорил еще в октябре нынешнего, после того, как Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о взятках в пенсионной системе:

«Фонд эффективен лишь как полигон для коррупционных схем. Во всем остальном это ненужный посредник между бюджетом и пенсионерами, который к тому же крайне плохо выполняет свою работу и очень дорого обходится государству… Налогоплательщикам приходится платить дважды – за покрытие дефицита ПФР, и еще больше средств тратить на содержание этой армады… При этом бюджетные миллиарды в ПФР разворовываются, а старикам недоплачивают их и без того нищенские пенсии. Единственный выход из этой абсурдной ситуации: ликвидация фонда и переход к прямым выплатам из бюджета».

А ведь пенсионная реформа началась 30 лет назад, с первого указа о создании Пенсионного фонда. Давно пора забыть о ней. Только у нас она длится и длится, каждый день на слуху. Государственные чиновники постоянно употребляют эти слова – «пенсионная реформа» - не понимая, ЧТО они говорят. Не может что-то постоянно «реформироваться» в течение 20 лет! Оказывается, может. У нас.

Она была абсурдной по исполнению с самого начала. (Или вполне закономерной?)

В 2002 году 70 миллионов граждан получили уведомления. Нас просили указать на бумаге негосударственную «управляющую компанию, заключившую с ПФР (Пенсионным фондом России) соответствующий договор», которой мы доверяем свои накопления, а также указать ИНН данной компании.

Представляете, что думали доярки в деревнях, глядя в эту бумагу? И не только в деревнях, и не только доярки. Многие ли из читающих эти строки знали тогда «управляющую компанию, заключившую с ПФР (Пенсионным фондом России) соответствующий договор»?

Уже через год научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин так определил профессиональный, научный уровень тех, кто разрабатывал реформы c начала века: «Зияющая интеллектуальная пустота и нищета».

Может быть, может быть. Но как-то так получается, что эта «зияющая интеллектуальная пустота и нищета» никогда еще не приводили самих разработчиков к реальной материальной нищете, а совсем наоборот.

В тех уведомлениях было написано: если мы не выберем себе какой-либо негосударственный пенсионный фонд, то наши деньги отдадут «государственной компании, назначенной Правительством Российской Федерации».

Понятно, что абсолютное большинство промолчало. Деньги «молчунов» отдали Внешэкономбанку. Но он не являлся и до сих пор не является банком в юридическом смысле этого слова. У него нет банковской лицензии. Это – государственная корпорация. Разумеется, с разветвленными связями во всех областях государственной и финансово-промышленной системы.

Наши деньги тогда помещали под 6 процентов годовых, а только официальная инфляция была – 11-12 процентов, реальная – примерно 20 процентов. То есть накопления таяли, Пенсионный фонд жаловался (и до сих пор жалуется) на дефицит бюджета, а банки процветали, отдавая эти миллиарды в кредит под более высокие проценты.

Тем не менее, чиновники обещали нам золотые горы. Например, в 2007 году общефедеральная газета напечатала интервью с руководителем Центра стратегических разработок Михаилом Дмитриевым - под громким заголовком «Средний размер пенсии увеличится более чем наполовину». Дмитриева представили как «одного из авторов последнего варианта пенсионной реформы».

То есть реформе уже 12 лет, а нам все еще про «один из последних вариантов»?!

Искренне не понимали и не понимают, что говорят?

Так и господин Дмитриев, ничего не боясь, заявил: «Главная причина — наша демографическая ситуация. И в этом плане Россия сейчас один из чемпионов со знаком «минус». У нас уже сейчас 1,1 работника приходится на одного пенсионера. И это соотношение, согласно демографическим прогнозам, улучшаться не будет».

Во-первых, как бы сказать помягче, большой чиновник, стратег, вводил народ в заблуждение. Или искренне не знал того, что обязан был знать, то есть элементарно не соответствовал должности? В 2007 году занятых было 70,8 миллиона, а пенсионеров - 38,4 миллиона. Итого, 1,84 работника на одного пенсионера.

Во-вторых, исходная логика людоедская. Дескать, зажились наши старики, сидят на шее.

В-третьих, и здесь Дмитриев, как бы помягче сказать, вводил народ в заблуждение. На самом деле в том 2007 году средняя продолжительность жизни у российских женщин была на 10-15 лет меньше, чем в Европе. Америке и Японии. А у мужчин так и вовсе - 61,4 года. То есть мужчины в России получали пенсию 16 месяцев, а потом умирали, и их накопления, сделанные за всю жизнь, вчистую доставались ПФР.

В тот же год вице-премьеры Сергей Иванов и Дмитрий Медведев простодушно проговорились. Они беседовали с молодежью в летнем лагере на Селигере. И, видимо, расслабились, потеряли контроль.

«Самое время подумать о старости путем создания полноценной семьи, которая должна заботиться о стариках», - сказал Медведев.

«Если ты воспитал нормальных детей, они будут тебе помогать, когда ты состаришься, и без пенсии», - поддержал его мысль Иванов.

То есть не рассчитывайте, ребятки, на обеспеченную старость. Детей рожайте!

Им-то самим, Медведеву, Иванову, Дмитриеву и всем остальным чиновникам можно было не беспокоиться. Они давно уже придумали себе закон, по которому им полагается пенсия в 75% от зарплаты, а с различными надбавками иногда выходит и до 90%. (У рядовых россиян – 34%). При высоких зарплатах чиновников и депутатов их пенсии достигают сотен тысяч рублей. Средняя пенсия в России в 2020 году – 15 тысяч. С учетом того, что включает пенсии чиновников в сотни тысяч.

А в тот 2007 год руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев от имени правительства пообещал: «К 2020 году мы догоним Европу, в частности, по показателям заработной платы».

2020 год заканчивается.

Добавлю, что резкое заявление лидера «Справедливой России» Сергея Миронова - ликвидировать ПФР, вернуть пенсионную систему государству – вызвало и возражения, в том числе у специалистов, экспертов. Так, два профессора Финансового университета при правительстве РФ единодушно объявили, что предложение Миронова - это возврат в прошлое, к советской уравниловке, и вообще – тупик.

«Так было в Советском Союзе, сегодня это утопия… Иного выхода нет, это личная ответственность каждого, по таким стандартам живут во всем мире, давно отказавшись от патерналистского подхода к государству как к единственному и незаменимому благодетелю»,

И ведь все правильно. Так весь мир живет. И нам говорили, что пенсионную реформу проводят по общемировым образцам. С виду вроде все как на Западе. А получается как всегда. Живем в пенсионной реформе вот уже 30 лет. Из года в год всё та же заунывная музыка.

Может, как писал незабвенный Михаил Жванецкий, «что-то в консерватории подправить?»

Краткое содержание:


В первой части своей публикации ( Подробнее >>> ) я размышляла о том, почему повышение пенсионного возраста в нашей стране не дало обещанных результатов, и почему нынешняя система пенсионного обеспечения может рухнуть.

Сегодня поговорим о том, возможна ли отмена пенсий в России, а также есть ли какие-то перспективы по изменению сложившейся ситуации с пенсионным обеспечением в нашей стране.

Возможна ли отмена пенсий в России?

Если ничего не менять в нынешней системе пенсионного обеспечения, то отмена пенсий в России, на мой взгляд, вполне вероятна. В этом уверены также известные экономисты и политические деятели.

В частности, об этом на днях заявил член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России» экономист Владислав Жуковский. По его мнению, российские власти могут пойти на полную отмену пенсий ради «социального эксперимента».

Ведь, несмотря на все обещания чиновников о росте пенсий, в реальности ничего подобного не происходит. Но российский народ молчит, так как давно привык испытывать трудности, пребывая постоянно в условиях выживания. Такое положение дел, а именно принятие людьми того факта, что их социальные выплаты по старости не растут, как считает экономист, в определённый момент может навести власть имущих на мысль об отмене пенсий в целом.

«Если действовать решительно, реакция властей будет. Если же народ все стерпит и смолчит, можно в дальнейшем вообще отменить пенсии ради социального эксперимента. Почему бы и нет?» – отметил Жуковский ( Подробнее >>> ).

Солидарен с Жуковским и Валерий Рашкин, депутат Госдумы, который еще в июле перед голосованием по поправкам в Конституцию утверждал, что нынешняя власть уже готовит отмену пенсий в стране.

«Ведется работа по подготовке к изменению пенсионного законодательства. Это будет новое изменение. Еще одно. Еще более жесткое. Сейчас рассматривается два варианта. Один является более мягким и подразумевает новое увеличение пенсионного возраста на 3–5 лет. Во втором более жестком случае в России готовится полная отмена института выдачи пенсий», – заявил парламентарий. ( Подробнее >>> ).

Мне кажется, что отмена пенсий в России вряд ли будет заявлена властями напрямую, потому что это чревато повышением социального возмущения. Скорее всего, она будет завуалирована введением различных условий и ограничений, которые в итоге будут делать получение пенсий довольно затруднительным процессом. Уже сейчас мы начали все это наблюдать. Ошибочно думать, что пенсию в нашей стране получают все при наступлении пенсионного возраста. Нет, далеко не все. У нас ежегодно растет количество «отказников», которым государство отказывает в назначении пенсии ( Подробнее >>> ).

В 2017 году Пенсионный фонд России принял 124 000 решений об отказе в назначении пенсионных выплат. В 2018 году количество подобных решений возросло до 170 000, а в 2019 году их число было уже 200 000 человек.

Думаю, дальше это количество будет только расти, ведь условия выхода на пенсию даже согласно действующему законодательству будут ежегодно ужесточаться. А что мешает нашим законотворцам придумать еще какие-нибудь «мелкие ухищрения», которые с каждым годом будут способствовать росту числа людей, которые до пенсии просто не смогут доживать?

«Я ещё в начале нулевых понял, что пенсий у нас, скорее всего, не будет, потому что пыл реформаторов, которые тогда взялись за дело, обязательно увенчается если не ликвидацией пенсии, то точно её недоступностью», – говорит экономист, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Как можно изменить сложившуюся ситуацию с пенсионным обеспечением в России

На мой взгляд, основная проблема пенсионной системы в России заключается прежде всего в отношении государства к самим пенсионерам. Пожилые граждане в нашей стране воспринимаются как излишняя нагрузка на бюджет, как ненужный балласт. Ничего другого наши чиновники в пенсионерах не видят, поэтому и обеспечивают их по остаточному принципу. Поэтому, прежде всего, должно измениться отношение к пожилым гражданам нашей страны.

«Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, женщинам, старикам… Общество, которое не заботится о стариках и детях, обречено на вымирание», – говорил 32-й президент США Франклин Рузвельт.

Кроме того, я считаю, что Пенсионный фонд, как посредника между государством и пенсионерами, надо упразднить и выплачивать пенсии напрямую из бюджета. Это поможет избавиться от ненужных расходов и существующего сейчас дефицита бюджета ПФ.

Расходы на обеспечение функционирования Пенсионного фонда России в 2020 году в размере 122,5 миллиарда рублей превышают дефицит бюджета фонда, который составляет 118,4 миллиарда рублей ( Подробнее >>> ).

Для сокращения трудозатрат по назначению пенсий алгоритм начисления нужно сделать проще, прозрачнее и понятнее.

В идеале пенсия, чтобы быть достойной, должна складываться из трех частей, как это принято во всем развитом мире. Первая – это солидарная часть, то есть та часть пенсии, формирующаяся из страховых взносов, которые за вас платит работодатель. Вторая часть складывается из того, что вы с вашим работодателем вместе откладываете в какой-нибудь частный пенсионный фонд: вы — из вашей зарплаты, он — из своих денег. И третья часть – ваши сбережения, которые вы откладывали на старость. Чтобы в итоге, когда вы выходите на пенсию, вы из этих трех источников могли получить более или менее приличные деньги.

Но такой комбинированный вариант из солидарной и накопительной пенсии требует зрелости экономики страны, финансовой грамотности самих людей и, самое главное, высокого уровня жизни в стране. Сейчас, живя в России и получая медианную зарплату около 40 000 рублей, а реальную 15 000–25 000, человек вряд ли сможет что-то отложить на свою старость. Поэтому первоочередной задачей в нашей стране, я считаю, должна быть задача по повышению уровня жизни населения, устранение социального неравенства, справедливого распределения ресурсов страны. Ведь это ненормально, когда в самой богатой стране мира столько людей живет в бедности ( Подробнее >>> ).

Таким образом, чтобы произошли какие-то изменения, у нас в стране нужны всеобъемлющие реформы, включая политические, экономические, социальные. И пока в стране не произойдет таких изменений, никакой речи о хорошей пенсионной системе быть не может. Потому что все взаимосвязано. Политическая жизнь в стране, состояние экономики, состояние здравоохранения и образования, уровень жизни населения, социальное равенство, уровень пенсий – все изменения нужно проводить в комплексе.

Мне кажется, в нашей богатой стране вполне возможно создать хорошие условия для жизни пожилых людей, и я надеюсь на то, что когда-нибудь это произойдет.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Народные избранники, близкие, как это и должно быть, к народу, с гордостью сообщили о том, что в России не осталось ни одного пенсионера, которого можно было бы назвать нищим. За такую оценку, «близкую к действительности», можно поблагодарить Светлану Бессараб из ЕС - члена комитета по делам соцполитике, труду и делам ветеранов.

Можно ли верить ее словам?

Буквально 19 февраля Светлана, беседуя с репортером канала «Царьград», сказала об отсутствии нищих среди пенсионеров. И, чтобы уж совсем закрепить сказанное, она отметила, что к ней приходили люди и благодарили ее за реформы и возможность жить и, если и не откладывать, то хотя бы не перебираться от пенсии к пенсии.

Правда, она не сказала, приходили ли к ней недовольные проделанной работой. Хотя, казалось бы, кто бы из людей преклонного возраста стал приходить к ней с жалобами, если, к примеру, вечером смена, а пенсия стала на 5 лет дальше?

Мужчины – о пенсионной реформе

14 февраля, незадолго до интервью Светланы, многие мужчины публично начали возмущаться на тему того, что теперь им предстоит работать еще 5 лет. И здесь стоит отметить 2 момента: во-первых, это были 40% мужчин с поддержкой 28% женщин, и, во-вторых, больше половины этих мужчин – холостяки. И да, женатые мужчины отмечают, что дискриминации или чего-то совсем уж ужасного тут нет.

Протестовали ли предпенсионеры?

Власти, раз уж речь идет о демократичной стране, начали поднятие пенсионного возраста с соответствующего вопроса. И вопрос этот породил целую волну протестов в 80 городах. А с июля-сентября проходили самые масштабные шествия. Их было 7. Скорее всего, это были те, кто не стал благодарить Светлану за работу по реформе.

Повышение пенсии

Если обратиться к сайту ПФР, можно увидеть индекс пенсии на 6,6%. Выплата после индексации – 5686 рублей. Другими словами, усредненный размер пенсии в России – 16,5 тысяч, рост пенсии – около 1000 рублей. Но! Это касается тех пенсионеров, которые нигде не работают. Работающие пенсионеры смогут сами себя обеспечить, поэтому им ничего не повышается. И здесь возникает вопрос: 16,5 тысяч – это точно показатель того, что пенсионер не является нищим?

Стоит ли правящей верхушке вообще заявлять о таком? Стыд, не более.

Сегодня мы попробуем обратиться к различным вариантам вычисления количества “бедных” людей. Для того, чтобы исследование было максимально точным - рассмотрим различные методики исследования бедности в России.

А что можно купить на зарплату “бедного” человека?

Так как вопрос не только в деньгах, а еще и в том, что на них можно купить, интересно будет также изучить, на что эти деньги тратятся, для этого будет полезно изучить динамику показателя, оценивающего степень финансовых затруднений семьи при покупке товаров и услуг.

С 2020 года Росстат заявил о том, что будет рассчитываться показатель немонетарной бедности и это действительно полезный показатель, в котором будет отражен процент домохозяйств, которые не могут обеспечить себя продуктами питания, бытовой техникой и так далее по возрастанию. К сожалению, самые актуальные на текущий момент исследования похожие на то, что в дальнейшем предложит Росстат, проводились лишь в 2017-2018 годах. Но тем не менее в 2017 году Росстатовский процент бедности составлял 12,9%, а в 2018 году – 12,6% граждан ( https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti/ ), то есть в процентном отношении ситуация лишь ухудшилась, а потому и статистика к которой мы обратимся ниже – в лучшем случае осталась на том же уровне.

Давайте обратимся к данным ВЦИОМ , который изучал потребительские возможности россиян с 2008 по 2017 год. И внимательно посмотрим на цифры, которые он нам предлагает, сразу хочется отметить, что к 2017 году ситуация не сильно изменилась в сравнение с 2008, например, да и в сравнение с предыдущим – 2016 годом также. В целом, смотря на эту таблицу не видно никаких значительных провалов, равно как и наоборот успехов, отсюда можно сделать вывод, что потребительские возможности граждан находятся в режиме заморозки или стагнации, от чего можно предположить, что к 2019 году ситуация вряд ли сильно будет отличаться от того что мы видели в 2017 году.

Здесь можем выделить, что в районе 10% граждан испытывают трудности даже при покупке продуктов продовольствия - это самый нижний слой неимущего населения, но намного больше тех, кому с трудом хватает на одежду, проще говоря, люди начинают копить летом на зимнюю одежду. И таких людей 29%, причем это только люди, которые испытывают затруднения с покупкой одежды. По-хорошему сюда надо было бы добавить и еще 41% людей, для кого покупка мебели или бытовой техники вызывает проблемы, но это зависит больше от субъективного взгляда на вещи. Но вот 10% людей для кого покупка продовольствия вызывает сложности тяжело отнести к бедным – это скорее нищий слой населения, как раз примерно сопоставим с процентом Росстатовских бедных . А вот к этим нищим можно смело добавить 29% людей, для которых проблемой является покупка одежды. Итого мы получим 39% бедных людей в России.

А по логике Росстата, человек который может с трудом позволить себе покупку одежды – относится к среднему классу.

Источник изображения: sostav.ru

Еще можем обратиться к порталу Росинфостат, где также содержится интересная статистика, в которой проанализировано распределение нематериальных благ между представителями различных слоев населения. И согласно проведенному исследованию – состоятельные люди, то есть группа богатых – в 5 раз больше тратит на питание, чем бедные, в 12 раз больше на одежду, в 20 раз больше на медицину и в 81 раз больше на транспортные расходы… И при всех этих расходах состоятельные люди сберегают денежных средств в 18 раз больше, чем представители бедного населения.

А также дополним текущий пункт более современным исследованием организации “Левада-центр” . Где по результатам опроса было выявлено, что более чем у половины населения России траты сконцентрированы на нескольких основных моментах: полноценном и качественном питании (77%), текущей оплате жилья (62%), покупке одежды и обуви (55%).

Субъективное отношение россиян к бедности

Давайте снова обратимся к ВЦИОМ, стоит отдать должное, данный центр проводит очень интересные и актуальные опросы, с целью изучения мнения граждан касательно злободневных тем. Конечно, опрос не даст на 100% правильную картину мира, но, тем не менее, уровень бедности и вопросы с ним связанные это всегда вопросы относительно кого-то, то есть субъективные, а люди, как правило, охотно следят за своим окружением и сравнивают себя с ним и уровень дохода является очень популярной темой для обсуждения и сравнения.

Исследование проводилось в 2017 году, но как Вы уже поняли в условиях стагнации в вопросе бедности, год не играет особого значения, но, тем не менее, ниже будут приведены более “свежие” исследования. Если посмотреть опрос, проводимый ВЦИОМ в 2017 году можно констатировать, что граница бедности, по мнению россиян- 15 506 рублей по России. То есть в среднем по России, сумма составляла - примерно 1,5 прожиточных минимума. Но, стоит отметить, что по сравнению с 2015 годом, когда россияне установили порог бедности в размере 11 173 руб. к 2017 году – он заметно вырос, что говорит о росте цен, в связи, с чем растут и ожидания граждан относительно зарплат. А значит к 2019 году, с учетом непрекращающегося роста цен – этот показатель (порог бедности) вырос еще больше. Но как факт, если отталкиваться от показателя 2017 года, при пороге бедности в 15 506 рублей – бедных людей в России было около 20% в том году, что также превышает установленный Росстатом процент бедных людей, равный 12,9%.

Обратимся к более современным исследованиям. Организация “Левада-Центр”, уже упомянутая выше, также проводила исследование на предмет уровня субъективной бедности в стране. Данное исследование было опубликовано 30 сентября 2019 года и является довольно актуальным. Чем особенно интересно данное исследование, так это тем, что граждане наравне с границей бедности выделяли и границу дохода, необходимого для комфортного существования, а также сравнивали свой доход с названными числами. И здесь получается, что то похожее на показатели Росстата ведь уровень бедности граждане определили в 12,5 тыс. руб., но вот уровень “чтобы жить нормально” составил 38,1 тыс. руб. При этом доходы самих респондентов оказались на уровне 16,8 тыс. руб., то есть в 2,3 раза меньше установленной самими гражданами нормы.

Но вот что интересно – 40% респондентов признались, что живут за чертой бедности, то есть на зарплату менее 12,5 тыс. руб., а еще 53% отметили, что их доход превышает границу бедности, но не дотягивает до уровня зарплаты необходимой, чтобы “жить нормально”. То есть только 7% граждан, из числа опрошенных могут сказать, что могут нормально, комфортно прожить на свою зарплату.

Источник изображения: tsn.ua

Выше описанные методы хороши тем, что благодаря им, мы можем не просто изучить мнение граждан, но и исключить допустимые отклонения, связанные с “серыми и черными” зарплатами, ведь люди называют ту сумму денег, которую получают по факту, а не по документам.

Со статистикой зарплат семей все еще хуже. Так, согласно данным Росстата – российской семьи для выживания, то есть чтобы “свести концы с концами” требуется минимум 58,5 тыс. рублей. Ну а согласно тому же исследованию 79,5% семей испытывают трудности для того, чтобы купить необходимый минимум товаров и при этом уложиться в семейный бюджет. А более половины опрошенных семей (53%) признались, что не смогут справиться с неожиданными тратами, если они возникнут, то есть у таких людей нет денег на ремонт квартиры, если он потребуется, или на оплату медицинского обследования или лечения. И опять же хочется задать вопрос – “А что это, если не бедность?”.

Медианный доход (Европейский метод)

Более научный подход использует термин - медианный доход, соответственно те, кто сильно от него отклоняются - это богатые или бедные. Если говорить проще то медианный доход – это та грань, которая разделяет все население конкретного субъекта или страны на две равные части. То есть эта цифра показывает размер заработной платы сотрудника, находящегося в середине зарплатной ведомости и позволяет посмотреть на портрет среднестатистического работника.

Обратимся опять же к статистике. Согласно последним данным, опубликованным на сайте Росстата в 2018 году медианный доход был равен 24 755,5 руб. в целом по стране, при среднедушевом заработке в 33 178,1 руб. за тот же год . По словам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона – чем больше разница между средним и медианным заработком, тем больше неравенство в оплате труда и тем выше доля бедных людей.

А если взять более современные данные, то можем взять данные за апрель 2019 года, именно тогда, со слов РБК , Росстат заявил о том, что медианный доход граждан, работающих в средних и крупных организациях составил 34 335 рублей, в противовес средней оплате труда в 47 657 руб. И это только среди работников средних и крупных организаций, страшно представить какой медианный доход получится, если взять в целом ситуацию по всем организациям.

Источник изображения: vedomosti.ru

Почему метод Европейский? А связано это с тем, что, несмотря на примерно равные показатели бедности у нас и в Европе – там число бедных рассчитывается не через прожиточный минимум, как это делает Росстат, а через медианный доход населения. И к группе “лиц, подвергшихся риску бедности, по уровню доходов” относят всех, чей заработок не превышает 60% медианного дохода.

Давайте позаимствуем метод у европейских коллег, для этого возьмем цифру в 34 335 рублей, которую Росстат предлагает в качестве показателя медианного дохода населения, и вычислим 60% от этого числа. Получим 20 601 рублей, то есть если считать так, как это делают в Европе – 20 601 рубль – это порог, отличающий бедного человека от человека среднего класса в России.

По сути это 1,87 от прожиточного минимума – то есть это возможность иметь небольшую подушку безопасности, на случай, если порвется одежда, или вроде того, иметь относительное разнообразие в еде (питаться согласно нормам Минздрава, в конце концов) и по сути все. Ни на что больше этих денег не хватит. Именно поэтому такое число и служит границей бедности.

При таком расчете бедных в России получается около 20% от общего количества граждан. И это число фигурирует уже не первый раз в сегодняшнем исследовании.

Надеемся, что данное исследование Вам было интересно. Кроме того было бы очень интересно узнать Ваше мнение как о самом исследовании, так и о проблеме бедности в России в комментариях. А сколько по Вашему бедных в России?

Видимо работники Пенсионного фонда математику в школе плохо учили, или как же получаеться?:

-"В России больше нет пенсионеров, чей ежемесячный доход был бы ниже прожиточного минимума"

-"В 2017 году среднегодовой размер социальной пенсии достиг 8,8 тысячи рублей, что составляет 104,1% от прожиточного минимума"

Прожиточный минимум - это вроде еда, что б не сдохнуть! И если пенсии хватает, что б не сдохнуть, то чем же платить за квартиру и купить одежду.



Другие публикации в разделе
Зацепило!


  • Авто
  • Большое спасибо!
  • Гороскопы
  • Животные
  • ЖКХ
  • Записочки
  • Зацепило!
  • Кино
  • Мужчина и Женщина
  • Музыка
  • Народный контроль
  • Отдам даром
  • Поздравления
  • Поэтический клуб
  • Приятного аппетита
  • Путешествия
  • Сад и огород
  • Спорт
  • Техподдержка
  • Юмор и креатив
  • Я — репортёр






Поздравляем
с Днём рождения!

Вы рассказали, мы написали

Появятся ли в Воронеже транспортные карты?

Жительница Воронежа до крови поранилась в маршрутке

В Воронеже сгорел располагавшийся в квартире «приют» для бездомных животных

Воронежец пожаловался на «истребление» газонов при благоустройстве города

Стало известно, сколько воронежцев с COVID-19 получили бесплатные лекарства

Самое читаемое на сайте

Живая лента

Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям

Живая лента

Спасибо за ваше сообщение!

Оно появится на сайте после проверки модератором

Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на "МОЁ! Online" без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите

= 1 комментарий в режиме инкогнито

Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!

Сетевое издание «МОЁ! Online»
(перевод - «МОЁ! Прямая линия»)

Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.

Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»

Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова

Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Александра Васильевна Грицаева

Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54

Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98

Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».

Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:

или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05

Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России

Данные погоды предоставляются сервисом


В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымско-татарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля»; «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Читайте также: