Финансовая устойчивость негосударственного пенсионного фонда

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новгородов П.А.

Основная задача негосударственных пенсионных фондов сохранение и стабильный прирост пенсионных резервов и накоплений с целью своевременной выплаты негосударственной пенсии участникам и накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам. Однако, на наш взгляд, утверждать, что фонды успешно выполняют поставленную перед ними задачу, было бы преждевременным.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новгородов П.А.

A main task of non-governmental pension funds is to ensure a constant growth of the pension reserves and accumulations for timely pension payments to participants and accumulative parts of retirement pensions to the insured. However, it would be early to state that they fully succeeded in achieving this task.

Текст научной работы на тему «Финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов: сегодня и завтра»

Основная задача негосударственных пенсионных фондов - сохранение и стабильный прирост пенсионных резервов и накоплений с целью своевременной выплаты негосударственной пенсии участникам и накопительной части трудовой пенсии - застрахованным лицам. Однако, на наш взгляд, утверждать, что фонды успешно выполняют поставленную перед ними задачу, было бы преждевременным.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, финансовая устойчивость, актуарные расчеты, регулирование

Финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов: сегодня и завтра

П.А. НОВГОРОДОВ, кандидат экономических наук, директор по развитию ЗАО «Ависта», г.Новосибирск. E-mail: pavel@novgorodov.com

Российская система негосударственного пенсионного обеспечения достаточно молода: первые НПФ были учреждены в нашей стране в 1992 г. Но и за этот недолгий период фонды уже успели пройти через серьёзные испытания, в том числе кризисами 1998 г. и 2008-2009 гг. Система НПФ в целом устояла и продолжила развитие. Объем средств, находящийся в частной пенсионной системе на 01.10.2010 г., оценивался примерно в 759 млрд руб., в том числе 612 млрд руб. - пенсионные резервы и 147 млрд руб. - пенсионные накопления.

С начала 1990-х годов и по сей день НПФ находятся в комфортном для финансовых институтов периоде накопления. Доля участников фондов, получающих негосударственные пенсии, невелика и не превышает 20% (по данным ФСФР, на 1 октября 2010 г. в России число таких участников составило 1,34 млн чел. при общем числе участников в системе 6,8 млн чел.). Аналогичное соотношение по государственной пенсионной системе составляет около 44%. Накопительная часть пенсии по возрасту начнёт выплачиваться только с 2013 г. Таким образом, до вступления в «зрелость», характеризующуюся более-менее значимыми выплатами, системе «расти» еще как минимум несколько лет. Это означает, что НПФ пока не

имели возможности в полной мере продемонстрировать успехи в деле «своевременных выплат пенсий».

Какие изменения ждут конкретные НПФ и пенсионный рынок в целом, какие риски могут появиться и к чему готовиться фондам и их участникам? Смогут ли российские фонды выполнить поставленную задачу?

Надежность и финансовая устойчивость НПФ

С учетом долгосрочности инвестирования средств фондов и социальной значимости института НПФ комплексной характеристикой их деятельности является надежность. В настоящей статье рассматривается надежность НПФ как финансовой системы. Она предопределяется, с одной стороны, наличием достаточных финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности фонда, а с другой - обеспечением гарантий сохранности и прироста средств, поступивших от вкладчиков и страхователей, а также своевременных выплат участникам и застрахованным лицам. Показателями надежности деятельности фонда как финансовой системы могут являться в краткосрочном периоде его текущая платежеспособность, а в долгосрочном - финансовая устойчивость.

Под финансовой устойчивостью НПФ понимается такое соотношение источников финансирования собственного имущества фонда и их использование, при котором фонд в достаточной степени гарантирует выполнение своих обязательств перед участниками и застрахованными лицами, а также имеет возможность развиваться и финансировать собственную уставную деятельность в долгосрочной перспективе1.

В предложенном определении финансовой устойчивости НПФ отражается дуализм этого института. С одной стороны, НПФ - это самостоятельное юридическое лицо, за счет собственных средств (части дохода от размещения резервов и накоплений, а также имущества для обеспечения уставной деятельности), средств вкладчиков (целевых взносов) либо за счет учредителей финансирующее свою уставную деятель-

1 Новгородов ПА. Актуальные вопросы оценки надёжности и финансовой устойчивости НПФ //Пенсионные фонды и инвестиции. - 2006. - № 1 (25).

ность. С другой, НПФ - это социальный институт, имеющий обязательства перед участниками и застрахованными лицами, для чего в структуре собственного имущества формируются соответственно пенсионные резервы и пенсионные накопления. Эти два аспекта взаимоувязаны и взаимозависимы. Говорить о финансовой устойчивости фонда в целом возможно, только в должной степени оценив оба аспекта.

Любая накопительная пенсионная система имеет ряд слабых мест с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости. Это связано прежде всего с тем, что пенсионные ресурсы - это «длинные» деньги, требующие соответствующих подходов к планированию, анализу и оценке. Долгосрочный характер инвестирования многократно увеличивает системные риски - как политические, так и экономические. Но главным недостатком накопительной пенсионной системы, на наш взгляд, является то, что субъекты системы - НПФ - в условиях отсутствия иных источников, могут стабильно функционировать только при наличии дохода от инвестиций в долгосрочном периоде, наличие которого не гарантируется.

Идеология накопительных пенсионных систем основана на концепции перманентного роста экономики и фондового рынка. Кризисы в этой концепции играют лишь корректирующую роль, при этом долгосрочный тренд всё равно остаётся повышательным. Задача финансовых институтов сводится к тому, чтобы минимизировать потери в кризисные периоды, и максимально использовать возможности получения избыточного дохода на растущем рынке. Поскольку предполагается, что периодов роста больше и они более продолжительны, то получаемого дохода должно хватить всем - участникам, застрахованным лицам и самим НПФ, необходимо только рационально перераспределять полученные излишки дохода во времени.

Принципиально меняется ситуация с финансовой устойчивостью фонда в условиях, когда экономика и котировки ценных бумаг в долгосрочном периоде стагнируют или ещё хуже - падают. Например, как это происходит в Японии, чей фондовый индекс Nikkei находится в понижательном тренде уже более 20 лет и за это время упал более чем в 3,5 раза. Попадание накопительной системы в понижательный тренд губительно для неё, так как иссякают внутренние источники её поддержания и развития. А если период затяжного падения фондового рынка накладывается на стадию жизненного

цикла НПФ, характеризующуюся повышенными выплатами (стадию зрелости), фонд без внешней поддержки с высокой вероятностью ждёт коллапс.

Роль регулирующего органа в концепции перманентного роста заключается в создании определенных «правил игры», заставляющих фонды действовать «рационально», а также к выявлению и пресечению деятельности заведомо недобросовестных НПФ.

Но поскольку рост экономики и фондовых индексов в ближайшие десятилетия не является аксиомой, роль регулятора видится нам в создании такой пенсионной системы, которая бы в полной мере гарантировала права участников и застрахованных лиц при самых разных макроэкономических сценариях. Поскольку социальную значимость НПФ трудно переоценить, именно фактор гарантий (иначе - обеспечения надежности) должен иметь высший приоритет.

На сегодняшний день в России на первый план поставлено развитие системы, другими словами - создание режима наибольшего благоприятствования для НПФ (в основном, конечно, для крупных «кэптивных» фондов, аффилированных с госкорпорациями, банками или промышленными холдингами). Вопросы надежности фондов рассматриваются в качестве фона к «основным» проблемам.

Как следствие, вопросам обеспечения финансовой устойчивости фондов на государственном уровне уделяется недостаточное внимание. В настоящее время к мерам, позволяющим осуществлять контроль в этой области, в той или иной степени можно отнести:

- требование регулятора о минимальной денежной оценке имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) фонда не менее 50 млн руб. Основной источник пополнения ИОУД - это совокупный вклад учредителей НПФ - аналог «уставного капитала» в коммерческих организациях. Цель - очистить пенсионный рынок от небольших, неэффективных (а значит - ненадёжных) фондов, оставив лишь фонды со значительными собственными

средствами. Однако нужные цифры легко показать на бумаге, при этом реально не имея необходимого объёма средств, так как отсутствуют требования к составу вклада учредителей (а значит, это может быть вексель или любой иной неликвидный актив)2;

- необходимость формирования страхового резерва. На практике также является формальностью, поскольку установленный минимальный уровень страхового резерва 5% не позволяет покрыть значимые убытки, тем более - в продолжительном периоде времени. Кроме того, средства страхового резерва также инвестируются и соответственно подвержены тем же рискам3;

- требования о составе и структуре портфеля, в который могут быть размещены пенсионные средства - пенсионные резервы и пенсионные накопления. Эта норма должна снижать инвестиционные риски для фондов (как следствие -и доходность), однако на практике она плохо работает в кризисных условиях, когда котировки ценных бумаг «проседают» в несколько раз. Кроме того, нет системы оценки эффективности созданного портфеля, что позволяет фондам часто использовать пенсионные средства не только в целях их «сохранения и прироста». Так, контрольным пакетом авиакомпании «Ютэйр» владеет НПФ «Сургутнефтегаз», а одним из крупнейших акционеров ОАО «Газпромбанк» является НПФ «Газфонд» - «кэптив-ный» фонд «Газпрома». Акции куплены на средства пенсионных резервов, но является ли это эффективным вложением с точки зрения доходности и риска - вопрос дискуссионный;

- требование о минимальной гарантированной доходности на вложенные средства4. Позволяя НПФ, с одной стороны, инвестировать на фондовом рынке, с другой стороны -требуя гарантированную доходность, регулятор в долгосрочной перспективе рискует увидеть в отчетности фондов доходность, близкую к минимальной гарантированной (которая ниже инфляции). С 2004-2007 гг. фонды актив-

2 Голикова Е. Гарантии ненадёжности /Деньги. - 2003. - № 43 (448).

4 Бончик В. Обеспечение финансовой устойчивости НПФ /Пенсионные фонды и инвестиции. - 2006. - № 3 (27).

но использовали высокую доходность, полученную ими за счет операций на фондовом рынке, как маркетинговый ход. После кризиса 2008-2009 гг. эти фонды, которые вели рискованную политику, получили значительные убытки и были вынуждены за счет собственных средств (т.е. средств учредителей) «восстанавливать» их до уровня минимального дохода. Естественно, после этого основную долю портфеля этих НПФ составляют низкодоходные государственные ценные бумаги; - необходимость проводить ежегодное актуарное оценивание и независимый аудит бухгалтерской отчётности. Поскольку фонды сами являются заказчиками, сами выбирают компанию и оплачивают услуги, обычно проблем с заключениями не возникает. Кроме того, особенности актуарного оценивания применительно к российской практике таковы, что дают значительную погрешность, о чём будет сказано ниже.

Перечисленные требования показывают, что регулятор в лице ФСФР в основном ограничивается формальными критериями. Кроме того, политика в области регулирования и контроля статична (изменения в законодательной базе носят по большей части «косметический» характер), нормативная база не «заглядывает» вперед, не «предугадывает» возможных проблем, связанных с неблагоприятными макроэкономическими параметрами или наступлением очередной стадии жизненного цикла фондов.

Можно с уверенностью сказать, что регулятор оказался не готов к эффективному контролю деятельности НПФ во время кризиса 2008-2009 гг. Исходя из того, что финансовые катаклизмы носили «глобальный» характер и сам пенсионный рынок вроде бы «не при чём», регулятор предпринял срочные меры для ретуширования последствий кризиса прежде всего для самих фондов. Так, Минфин в конце 2008 г. разрешил НПФ оценивать «объекты вложений» в инвестиционных портфелях по их «докризисной» стоимости. В соответствующем письме было сказано, что активы, приобретенные до 1 июля 2008 г., могут оцениваться по состоянию на 30 июня, после 30 июня 2008 г. - по первоначальной стоимости5.

5 Алёшкина Т. Минфин перепишет финансовую отчетность в пользу убытков /КоммерсантЪ. - 2009 - № 49 (4104).

Такое «приукрашивание» позволило фондам не отражать убытки и не показывать дефицит средств, что формально могло бы стать поводом для массового отзыва лицензий. Многие НПФ это спасло, но содержательно ничего не изменилось - по финансовой устойчивости фондов был нанесен серьёзный удар, который с согласия регулирующих органов был замаскирован применением определённых норм бухгалтерского учёта.

Оценка финансовой устойчивости

Оценка финансовой устойчивости может проводиться с позиции регулятора либо участников рынка. Регулятор для этих целей использует оценивание фондов, проводимое независимыми участниками рынка - актуариями. Актуарное оценивание широко используется для организаций, характеризующихся неопределенным объёмом обязательств в будущем (помимо НПФ, к ним относятся страховые компании). При этом, если методика применяется неверно либо некорректны исходные данные, возникает риск существенной недооценки обязательств.

Следует также отметить, что с помощью методов актуарной математики финансовая устойчивость НПФ как самостоятельного хозяйствующего субъекта остаётся за рамками актуарного оценивания. Кроме того, актуарные расчёты не учитывают некоторые факторы, например, рискованность инвестиционного портфеля.

Проблема актуарного метода применительно к НПФ заключается ещё и в том, что для оценки соответствия текущих активов фонда будущим обязательствам в виде пенсий используются таблицы дожития, основанные на текущих статистических данных. При росте уровня жизни растёт и средняя продолжительность жизни, значит, увеличиваются и обязательства НПФ. Кроме того, очевиден тот факт, что «клиентами» НПФ являются люди более обеспеченные, чем в среднем по стране. Продолжительность жизни этого сегмента граждан также более высокая - это означает, что для оценки обязательств по отношению к ним среднестатистические данные дают значительную погрешность. По факту это ведет к по-

6 Симонов К. и др. Применимость таблиц смертности в актуарных расчетах/7

Актуарий. Информационно-аналитический бюллетень. - 2007. - № 1.

явлению актуарного дефицита и к возможности потери ликвидности в период выплат6.

Таким образом, ни регулятор, ни рынок не обладают необходимым оценочным инструментарием, следовательно, невозможно проводить качественный анализ факторов финансовой устойчивости НПФ и разрабатывать меры по её повышению.

Как обеспечить финансовую устойчивость

Можно констатировать, что вопросы финансовой устойчивости НПФ проработаны недостаточно - как на идеологическом уровне, так и в методологии и в прикладной сфере.

На наш взгляд, в данном направлении необходимо предпринять комплекс мер:

- в идеологическом плане: отказаться от концепции перманентного роста при формулировании государственной политики в области пенсионного обеспечения; определить возможные долгосрочные макроэкономические сценарии, в том числе неблагоприятные, выявить и оценить возникающие системные риски, описать возможные состояния пенсионной системы в каждом сценарии и определить приоритетной задачей НПФ сохранение пенсионных средств и обеспечение соответствующих гарантий участникам и застрахованным лицам фондов;

7 Митрофанов П., Рыбалкин Р. Надежность превыше всего //Эксперт. -2008. - № 45 (643).

- в теоретическом плане: дать широкое определение финансовой устойчивости НПФ, учитывающее все аспекты деятельности этого финансового института; ввести данный термин в законодательство, стимулировать научную дискуссию о факторах финансовой устойчивости;

Лекаркина Надежда Константиновна
Заместитель директора ООО « ЦЭПЭС »
Главный редактор
Экономического научного журнала
«Оценка инвестиций»
ученая степень – кандидат экономических наук

адрес электронной почты – lnk@esm-invest.com

Аннотация. В настоящей статье был проведен анализ методологии проведения финансового анализа негосударственного пенсионного фонда, рассмотрены основные показатели финансового анализа, их особенности и основные отличия от показателей нефинансовых организаций.
Ключевые слова: финансовый анализ, негосударственный пенсионный фонд, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ достаточности капитала, оценка бизнеса.

Аннотация. В настоящей статье был проведен анализ методологии проведения финансового анализа негосударственного пенсионного фонда, рассмотрены основные показатели финансового анализа, их особенности и основные отличия от показателей нефинансовых организаций.
Ключевые слова: финансовый анализ, негосударственный пенсионный фонд, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ достаточности капитала, оценка бизнеса.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НЕГОСУДАСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА

В последние годы развитие пенсионной системы РФ способствовало образованию большого количества негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это повлекло за собой необходимость проведения оценки их бизнеса для различных целей и, при этом, проведения финансового анализа, который важен для расчета рисков НПФ, ставки дисконтирования и в целом для определения его финансового положения.

Основной целью финансового анализа для целей оценки бизнеса как правило является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Однако, в наиболее известной научной литературе, как правило, рассматривается только общие проблемы финансового анализа, анализируются показатели для нефинансовых организаций. В связи с тем, что НПФ отличается от нефинансовой организации, в настоящей статье рассмотрены особенности финансового анализа НПФ при оценке бизнеса и его основные отличия от финансового анализа обычных предприятий.

Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия). [1]

Необходимо отметить, что деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015), а также документами, инструкциями Банка России. Соответственно финансовый анализ НПФ необходимо проводить, опираясь на нормы закона.

Бухгалтерский баланс, на котором основывается любой финансовый анализ у негосударственного пенсионного фонда (НПФ) отличается от стандартной формы и имеет ряд статей, которые не присутствуют в балансе производственного предприятия.

Основные отличия присутствуют в пассиве баланса НПФ. Например, помимо разделов «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» в пассиве баланса НПФ есть дополнительно разделы «Пенсионные резервы» и «Пенсионные накопления».

В разделе IV «Пенсионные резервы» отражается величина остатков пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами Фонда. Расшифровка состава и движения пенсионных резервов, состава и движения имущества, составляющего пенсионные резервы, раскрывается в Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда (форма № 5-НПФ). В разделе V «Пенсионные накопления» отражается величина остатков пенсионных накоплений, сформированных в соответствии со страховыми правилами Фонда. Расшифровка состава и движения пенсионных накоплений, состава и движения имущества, составляющего пенсионные накопления, раскрывается в Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления негосударственного пенсионного фонда (форма № 5-НПФ). [2]

Так, пенсионные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками, а пенсионные накопления предназначены для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами. [3]

При проведении анализа финансового состояния как правило решается задача исследования динамики изменения финансового состояния (финансовой достаточности, ликвидности) за определенный период.

При анализе любого производственного предприятия существует шесть основных методов проведения финансового анализа: горизонтальный (временной) анализ, вертикальный (структурный) анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей (коэффициентов), сравнительный (пространственный) анализ, факторный анализ.

Однако анализ финансового состояния предприятия для целей оценки бизнеса включает в себя только основные разделы: структура активов и пассивов, анализ имущественного положения, ликвидность, финансовая достаточность. Эти показатели можно рассчитать, как для обычного производственного предприятия, так и для негосударственного пенсионного фонда, учитывая при этом особенности бухгалтерской отчетности, инструкции Банка России и пр.

Финансовый анализ НПФ рекомендуется начинать с определения его ликвидности. Это связано с тем, что ликвидность - это один из основополагающих показателей, отражает способность предприятия отвечать по своим краткосрочным обязательствам. Ликвидность характеризуется степенью покрытия обязательств активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Этим показателем в значительной степени характеризуется возможности НПФ по выплате пенсионных накоплений.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположения в порядке возрастания сроков. [4]

Для анализа ликвидности негосударственного пенсионного фонда были в какой-то мере применены рекомендации к проведению финансового анализа страховых организаций, поскольку в какой-то мере НПФ сам является страховой компанией, а в балансе страховой организации и НПФ существует ряд аналогичных статей, таких как резервы и накопления.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы негосударственного пенсионного фонда можно разделить на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы: «Краткосрочные финансовые вложения» и «Денежные средства» (стр. 260 + стр. 250);

А2 – быстрореализуемые активы: «Краткосрочная дебиторская задолженность» и пр. (стр. 230 + стр. 270);

А3 – медленно реализуемые активы: «Дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), «Долгосрочные финансовые вложения», «Запасы» и пр. (стр. 140 + стр. 210 + стр. 240 + стр. 220);

А4 – труднореализуемые активы: «Нематериальные активы», Основные средства, Доходные вложения в материальные ценности, Незавершенное строительство, Прочие внеоборотные активы и пр. (стр. 120 + стр. 110 + стр. 125 + стр. 130 + стр. 145 + стр. 150) [5] .

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1 – краткосрочные пассивы: «Кредиторская задолженность» (стр. 620);

П2 – среднесрочные пассивы «Займы и кредиты», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов», «Прочие обязательства» (стр. 610 + стр. 640 + стр. 650 + стр. 660);

П3 – долгосрочные пассивы: «Пенсионные резервы», «Пенсионные накопления», «Долгосрочные обязательства» (стр. 450 + стр. 490 + стр. 590);

П4 – постоянные пассивы: «Целевое финансирование» (стр. 390).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения:

А1 ≥ П1
А2 ≥ П2
А3 ≥ П3
А4 ≤ П4 [6]

Сгруппировав активы и пассивы по степени ликвидности можно определить платежный излишек или недостаток НПФ. Это необходимо для оценки текущей и перспективной ликвидности.

Сопоставление результата ликвидности по первым двум группам (А1-П1+А2-П2) характеризует текущую ликвидность, по оставшимся двум группам (А3-П3+А4-П4) – перспективную ликвидность.

В НПФ могут возникать ситуации платежного недостатка по третьей группе и четвертой группе. Поскольку НПФ обязан вкладывать пенсионные накопления только в высоколиквидные надежные активы (например, ценные бумаги с низкими рисками, свободно обращающиеся на бирже), то он может не владеть большим количеством внеоборотных активов, однако в структуре баланса при этом может присутствовать большое количество пенсионных накоплений, которые являются долгосрочными пассивами. Для НПФ эта ситуация не является свидетельством низкой перспективной ликвидности. Со временем ценные бумаги будут обновляться и к моменту выплат по пенсионным накоплениям, НПФ будет располагать достаточным количеством ликвидных бумаг для осуществления выплат. В силу этой специфики для НПФ часто может быть актуален расчет только текущей ликвидности.

Вторым по важности и также имеющим особенности определения для НПФ являются показатели финансовой устойчивости, на основании которых формируется представление о возможностях НПФ своевременно покрывать свои обязательства, обеспечивая при этом стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Этим показателем характеризуются возможности НПФ по привлечению пенсионных накоплений.

Существует множество определений финансовой устойчивости, например
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин определяют финансовую устойчивость предприятия как определенное состояние счетов предприятия [7] , гарантирующее его постоянную платежеспособность; М.С. Абрютина и А.В. Грачев, как надежно гарантированную платежеспособность, независимость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партнеров [8] ; Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов связывают понятие финансовой устойчивости с перспективной платежеспособностью [9] .

Таким образом, мы можем определить финансовую устойчивость как определенное финансовое состояние предприятия, при котором оно способно своевременно покрывать свои обязательства, обеспечивая стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы, при этом у финансово устойчивого предприятия в структуре предполагается наличие собственного и заемного капитала в соотношении 1:1.

Для обычного предприятия как правило вычисляются значения финансовых коэффициентов, таких как коэффициент финансовой автономии, напряженности, финансирования, характеризующих устойчивость предприятия, а также их временная динамика.

Однако для анализа финансовой устойчивости НПФ важен размер его пенсионных обязательств, при этом активы фонда должны быть проанализированы с точки зрения ликвидности и доходности, при этом о финансовой устойчивости фонда будет свидетельствовать соблюдение баланса между пенсионными обязательствами НПФ и его пенсионными активами.

Таким образом, для НПФ одним из важнейших показателей финансовой устойчивости является достаточность собственных средств. Достаточность собственных средств для НПФ – показатель платежеспособности и основной норматив, регламентированный Банком России.

Достаточность собственных средств фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, рассчитывается по следующей формуле, согласно Положению об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц от 24 ноября 2014 г. [10] :


где:
ДА – достаточность собственных средств фонда и активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;
Н – норматив, установленный Банком России, в настоящее время (по состоянию на январь 2016 г.) составляет 130 млн. руб.
А – стоимость активов фонда, за исключением активов, в которых размещены средства пенсионных резервов, включает в себя стоимость активов фонда, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации к составу средств пенсионных накоплений фондов, за исключением активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов, а также стоимость активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации к составу и структуре средств пенсионных накоплений фондов;
О – величина обязательств фонда, включающая в себя сумму средств застрахованных лиц [11] и стоимость обязательств фонда, подлежащих исполнению за счет имущества фонда, за исключением обязательств фонда, подлежащих исполнению за счет имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Расчет значений А и О осуществляется по данным бухгалтерского учета фонда на последнюю отчетную дату.

На завершающем этапе финансового анализа НПФ для полноты расчетов рекомендуется дополнительно проводить горизонтальный и вертикальный, а также трендовый анализ, с применением классических методов расчета.

Особенностью вертикального анализа НПФ может быть: большое количество оборотных активов в структуре активов, в т. ч. краткосрочных финансовых вложений. Большое количество оборотных активов как правило формируется за счет средств пенсионных накоплений и бывает представлено, в основном ликвидными ценными бумагами. Пассивы состоят как правило из собственных средств, пенсионных резервов, пенсионных накоплений и обязательств, что характерно только для НПФ.

Таким образом, в настоящей статье были приведены основные показатели финансового анализа НПФ, их особенности и основные отличия от показателей нефинансовых организаций.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
  3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2007 г. N 3н "Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов"
  4. Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. (утв. Банком России 24.11.2014 N 441-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35347).
  5. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев - М.: Дело и Сервис 3-е изд., доп. и перераб. , 2001.
  6. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.
  7. Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2006. - 221 с.
  8. ]]>Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". ]]>
  9. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев — М.: ИНФРА-М, 2003.

[1] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015)
[2] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2007 г. N 3н "Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов"
[3] ]]> Черешева Е.А., Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". ]]>
[4] Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций. – Ростов на Дону.: "Феникс", 2006. - 221 с.
[5] Строки баланса НПФ указаны в соответствии с Приказом Минфина РФ от 10.01.2007 N 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.05.2007 N 9379).
[6] Куликов С.В. Финансовый анализ страховых организаций. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2006. - 221 с.
[7] Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев — М.: ИНФРА-М, 2003.
[8] Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев - М.: Дело и Сервис 3-е изд., доп. и перераб. , 2001.
[9] Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.
[10] Положение об оценке соответствия деятельности негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. (утв. Банком России 24.11.2014 N 441-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35347).
[11] Определяется в соответствии с частями 1–3 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 422-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

В статье отмечается, что изменение демографической ситуации во многих странах мира привело к развитию накопительной пенсионной системы и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Вопросы финансовой устойчивости НПФ имеют особое значение для регулирующих органов, так как фонды определяют доход своих клиентов в пожилом возрасте. Проводится анализ и сопоставление методов определения финансовой устойчивости надзорными органами в четырех странах. Показано, как используемые методы влияют на политику НПФ.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

В работе излагается экономическая сущность критериев инвестиционной привлекательности, характеризуется возможность выражения данных критериев через количественные показатели, подчеркивается необходимость управления конкурентоспособностью в предпринимательской деятельности.

В статье рассматривается актуальное состояние правового регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации после принятия нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в связи с необходимостью создания эффективного механизма уголовно-правовой охраны жизни и здоровья граждан при оказании медицинских услуг. Профессиональная медицинская деятельность анализируется в качестве одного из видов экономической деятельности, удовлетворяющей специфические потребности населения и являющейся незаменимой в вопросах поддержания здоровья в современном мире.

Автором указывается на необходимость предметного понимания медицинской практики и закрепления его в законодательстве, что должно помочь в дальнейшем осмыслении проблематики медицинского права в его связи с уголовным правом и преодолению ряда практических проблем. В статье рассматривается зарубежный (французский и американский опыт) правового регулирования и уголовно-правовой охраны медицинской деятельности, анализируется практика применения уголовного закона в России и за рубежом. По результатам исследования делается вывод о существующей потребности в выработке новых подходов к обозначенной проблеме.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080500 "Менеджмент", изучающих курс "Финансы и кредит", читаемый на экономико-математическом факультете Московского государственного института электроники и математики.

Разделы пособия отражают полный курс вопросов и тем, относящихся к учебному курсу "Финансы и кредит": сущность и функции финансов, денег, принципы организации системы денежного обращения, формы и особенности проведения безналичных расчетов; принципы и виды кредитования, особенности банковского кредитования, бюджетное устройство и бюджетная система РФ; организация финансового контроля в рыночной экономике. Обобщены задачи управления корпоративными финансами, вопросы финансового планирования и бюджетирования на современных предприятиях. Пособие содержит перечни основных терминов и определений и вопросы для контроля знаний по изучаемым темам.

Для студентов, аспирантов, читателей, интересующихся проблемами функционирования современной финансовой системы.

Рассмотрены основы теории и практики проведения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Для студентов, бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Финансы и кредит».

В статье рассмотрено влияние норм шириата на развитие банковского сектора.

В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы оценки финансовой устойчивости банков в условиях кризиса. Рассмотрены основные методы оценки финансовой устойчивости. Предложен эконометрический подход, построена модель оценки вероятности ухудшения финансовой устойчивости банка. Анализируются новации в области банковского надзора на основе международных рекомендаций. Пособие содержит учебные задания (тесты, задачи, контрольные вопросы) и имеет практическую направленность.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Актуальность избранной темы обоснована тем. Что в настоящее время неплатежеспособность заемщика порождает правовые последствия и для поручителя, который гарантировал возврат займа. В статье рассматриваются различные аспекты, в том числе и связанные с заемщиками – юридическими лицами и их банкротством. Анализируются гарантии поручителей по возврату выплаченных за заемщика сумм и риски в случае прекращения деятельности юридического лица.

В статье рассматриваются система минимизации финансовых рисков покупателей (инвесторов) при участии в долевом строительстве объектов недвижимости, а также методы управления такими рисками, предусмотренные основным нормативно-правовым актом - Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», регламентирующим подобные отношения; обосновывается актуальность данной проблемы.

Проведен анализ и сравнительная характеристика доходностей крупнейших паевых инвестиционных фондов; выявлены тенденции к росту доходности с ростом риска инвестиционного фонда; выявлены основные тенденции развития паевых инвестиционных фондов.

Понятие «таможенно-тарифное правоотношение» введено в оборот около 20 лет назад А.Н. Козыриным и неразрывно связано с таможенно-тарифным регулированием. Формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию привели к необходимости пересмотра таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим в статье делается попытка актуализации понятия таможенно-тарифного правоотношения, посредством которого реализуется таможенно-тарифное регулирование.

В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.

Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Читайте также: