Голикова рассказала о плюсах повышения пенсионного возраста


В правительстве не перестают говорить о максимально антисоциальном латании дыр бюджета. Впрочем, на этот раз глава Счетной палаты Татьяна Голикова хотя бы признала, что это принесет лишь краткосрочный эффект

Повышение пенсионного возраста - тема больная и, кажется, вечная для России. Основной аргумент "за", как правило, приводят политики из финансово-экономического блока правительства, якобы трудоспособного населения становится меньше, и траты на пенсионеров нужно как-то компенсировать. Иными словами, затыкают дыры в бюджете за счет самых социально незащищенных людей - пожилых.

Но все понимают, что куда весомей аргументы "против". Во-первых, выгоды для бюджета, о которых поют господа либералы, совершенно неочевидны. А в условиях жесткого экономического кризиса, когда каждый седьмой гражданин России нищий, а уровень безработицы становится невообразимым, это вообще катастрофа. Учитывая, как работодатели не любят брать на службу людей старше 45-50 лет.

Заявления Голиковой: Платить за сэкономленное все равно придется

Накануне прозвучало неоднозначное заявление главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. В интервью газете "Известия" она заявила, что эта тема "звучит так громко и давно, что уже можно было и повысить".

Конечно, первая эмоциональная реакция крайне негативна: как же так, и Вы за непопулярные меры? И Вы за либеральную концепцию Главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, который спит и видит, как бы повысить пенсионный возраст?

Но есть важная оговорка: Голикова признала, что это - не панацея, и хотя меры временно сбалансируют пенсионный фонд России, эффект окажется краткосрочным. Так, она признала, что по счетам платить все равно придется - когда источник будет исчерпан, государству все равно придется начать выплачивать то, на чем в свое время сэкономили. Выплаты будут делаться за счет тех, кому сейчас и увеличивают пенсионный возраст.

И хотя по факту Голикова одобрила повышение как временную меру, сгладила это заявлением о необходимости срочного реформирования системы в целом.


Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

"Считаю, что давно уже назрела тема реформирования системы социального страхования в России, - подчеркнула Голикова. - От того, как быстро мы к этому приступим, во многом зависят процессы и в экономической жизни, и в благополучии наших граждан". А пока, если возраст все-таки поднимут, Голикова предложила "четко просчитать" все будущие последствия этого решения.

Важно отметить, что это прозвучало сразу после Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), где Голикова очень жестко прошлась по особо одаренным реформаторам из правительства. Вплоть до того, что глава Счетной палаты призвала найти альтернативу госпрограммы, неэффективные "даже в глазах правительства".

На форуме она также упомянула о нарушениях на сумму 700 млрд рублей, выявленных ведомством в ходе проверки отчетности по исполнению бюджета за 2016 год, и обратила внимание на низкую эффективность использования госинвестиций.

При этом, отметила на ПМЭФ глава ведомства, деньги зачастую не доходят до реализации - а это колоссальные суммы в 4 триллиона рублей. Таким образом, резюмировала она, треть госпрограмм неэффективна.

"Треть государственных программ, которые реализуются, самим правительством признаны неэффективными, - отметила Голикова. - Но тем не менее государственные программы существовали, они принимались. Но, к сожалению, та задача, которую они перед собой ставят - деньги в обмен на результат - за эти 3-4 года решена не была".

Рука Кудрина и "экономия на умерших"

Напомним, что сейчас главным инициатором повышения пенсионного возраста выступает Алексей Кудрин. В его версии, поднять возраст выхода на пенсию для женщин нужно на восемь лет (до 63 лет), для мужчин - на пять (до 65 лет).

Меткий комментарий последовал со стороны Сергея Неверова, который назвал меры "экономией на умерших". По его словам, 65,9 лет - это средняя продолжительность жизни мужчин в России. Получается, действительно, пенсионный возраст просто приравнивается к продолжительности жизни.

Как отмечают эксперты, программа Кудрина подразумевает виртуальное уменьшение числа пенсионеров за счет формального изменения временных рамок и увеличения нагрузки на трудоспособное население. Конечно, финансово-экономический блок элементарно ищет, где бы сэкономить - и в первую очередь проводит эксперименты в самой уязвимой социальной сфере.

Президент России Владимир Путин ранее называл вопрос повышения пенсионного возраста "тонким, чувствительным и требующим неспешного подхода". Однако коллеги из финансово-экономического блока пока не проявляют себя особо чувствительными к пенсионерам. Пока одни занимаются повышением возраста, другие пугают отсутствием роста самих пенсионных выплат.

Так, согласно прогнозу Минэкономразвития, ожидается нулевой реальный рост пенсий до 2035 года. Вице-премьер России Ольга Голодец выступает с противоположными обещаниями, и прочит к 2030 году размер пенсий, который будет равен двум с половиной прожиточным минимумам - на данный момент, 16,4 тысячи рублей.

Тем временем, в Центральном Банке делают совсем уж вопиющие заявления: мол, в 55-60 лет уйти на пенсию - звучит "неприятно". И это говорит первый зампред ведомства - Сергей Швецов.

Неизвестно, что хуже: страшилки финансистов или сладкие обещания о прогрессе. В наших текущих российских условиях повышение пенсионного возраста станет ударом по многим: это очередной скачок безработицы и бедности, снижение т.н. возраста дожития.

Но главное, люди окончательно потеряют доверие к либеральным финансистам, которые почти забыли само словосочетание "социальное государство".


Повышение пенсионного возраста в России позволит лучше сбалансировать пенсионный фонд в краткосрочном периоде, заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова в интервью газете "Известия".

Дубликаты не найдены



Баянометр молчал - если это кого-то интересует ))

МВФ приказал - послушались. У нас же приоритет международного права? Вот результат.
http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2015/cr15211. (20 страница, если что)
Не хотим управлять страной сами, через своё правительство и президента - имеем то что есть.

Самим формировать фонд - удовольствие, доступное незначительной части даже городского населения РФ. У нас на зарплатной шкале отметка в 20 тыр уже отсекает половину населения. А копить на пенсию - не единственная забота, ведь кроме текущих трат есть еще вложения в здоровье (чтобы тупо дожить до приемлемого возраста и по пути не развалиться) и в детей. Я тебе больше скажу, у меня зарплата сильно-сильно выге медианы (я один работник, жена с двумя детьми пока сидит) - банальное желание улучшить жилищные условия обнулило и сбережения, и возможности откладывать на несколько лет вперед. Это я еще к накоплению "приданного" детям не приступал.


Голикова подтвердила план правительства отменить пенсионные баллы \_( " )_/

Вице‐премьер РФ Татьяна Голикова подтвердила информацию о том, что правительство намерено отказаться от балльной пенсионной системы. Об этом она сказала в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

По словам вице-премьера, это сложное, но вынужденное решение. Как пояснила Голикова, нельзя считать «среднюю температуру по больнице», поэтому необходимы индивидуальные расчеты, которыми и займется кабмин.

14 июня глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что пенсионный возраст постепенно будет увеличен до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин. Старт реформы намечен на 2019 год.

Количество пенсионных баллов подсчитывается на момент выхода на пенсию. По данным ПФР, стоимость одного пенсионного балла в данный момент составляет 81,49 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии — 3935 рублей.

Сколько денег заберёт государство у каждого пенсионера, после принятия «Пенсионной Реформы-2018»? (Часть 1. Мужчины)

Доброго времени суток, дорогие друзья. Миновали Выборы-2018, и мы с вами уже видели те «цветочки», что нам приготовило наше новое правительство в лице нового Медведева и компании новых министров. Но сегодня мы поговорим о «ягодке». Большой, как арбуз, ягодке, которую мы с вами будем жевать до самой пенсии. Сегодня речь пойдёт о грядущей пенсионной реформе.

Я попробую в приближенном виде, но на основе реальных показателей посчитать, сколько же денег мы недополучим, попросту говоря, подарим государству, в случае принятия самого жесткого сценария пенсионной реформы. Напомню, порог выхода на пенсию предлагается увеличить для мужчин на 5 лет, а для женщин на 8 лет.

Построение модели

Начальные данные нашей модели:

Молодой человек, проживающий в Омске, в 22 года оканчивает педагогический институт, после чего приступает к работе, к примеру, в одной из средних общеобразовательных школ своего города, где упорно трудится до самого выхода на пенсию, то есть до 65 лет. ДА, наш примерный гражданин не последовал совету Дмитрия Анатольевича идти в бизнес, и пошёл работать учителем. Ситуация типичная. Общий трудовой стаж при этом составит 43 года.

Уровень заработной платы берём согласно достоверным данным омского Росстата и приближённо принимаем равным 30 000 руб./мес.

Расчетный уровень пенсии вычисляем, используя пенсионный калькулятор с сайта ПФР.


В общем виде жизненный цикл нашего подопытного работника выглядит примерно так:


Отметим, что ежемесячно работодатель отчисляет 22% от суммы зарплаты работника в ПФР, 5,1% в Фонд Обязательного Медицинского Страхования, 2,9% в Фонд Социального Страхования и 13% уплачивает Государству сам работник в виде НДФЛ .


Работник получает на руки - 26 100 Руб., а Государство - 12 900 Руб. При этом, общая доля всех платежей в казну составляет 43%!

Расчет сумм в направлении Работник--->Пенсионный Фонд

Теперь давайте ответим на вопрос, сколько же денег наш подопытный принесёт в Пенсионный Фонд России за всю свою жизнь?

За 1 год: 6 600 руб. х 12 мес. = 79 200 руб.

За 5 лет: 79 200 руб/год х 5 лет = 396 000 руб.

За 10 лет: 79 200 руб/год х 10 лет = 792 000 руб.

За 43 года: 79 200 руб/год х 43 года = 3 405 600 руб .

Нетрудно понять, что этой суммы хватит на то, чтобы наш работник после выхода на заслуженную пенсию мог в течение 9,5 лет получать по 30 000 рублей либо в течение 16 лет по 17 338,14 рублей ежемесячно

В случае, если по какой-либо причине наш подопытный работник не доживёт до 65 лет, Пенсионный Фонд благополучно унаследует всю накопленную к тому времени сумму, то есть почти по 400 000 рублей за каждые 5 лет трудового стажа.

Примечание: абзац выше написан специально для тех, кто полагает, что рассматриваемый вопрос их не касается, кто всерьёз не рассчитывает дожить до пенсии, и для всех поклонников футбола, которые очень пристально следят за ЧМ-2018, не понимая серьёзности грядущей реформы.

Расчет финансовых потерь после Пенсионной Реформы для работника

Очень важно понимать, что отсрочка выхода на пенсию на 5 лет заключает в себе два вида финансовых потерь. Первый вид связан с тем, что наш работник будет ежемесячно недополучать по 17 338,14 рублей в течение 5 лет.

Сумма потерь составит: 17 338,14 руб. х 12 мес. х 5 лет = 1 040 288,40 руб.

Второй вид финансовых потерь заключает в себе сумму ежемесячных отчислений в ПФР, которые работодатель будет отчислять за работника в течение 5 лет трудовой деятельности. Напомню, что размер отчислений в нашей модели составляет 6 600 руб/мес. Для расчета делаем допущение, что наш подопытный в период с 60 до 65 лет также продолжает работать учителем в школе при той же самой зарплате.

Сумма потерь составит: 6 600 руб. х 12 мес. х 5 лет = 396 000 руб.

Таким образом, общая сумма прямых потерь среднестатистического пенсионера-мужчины, при выходе на пенсию по Пенсионной Реформе-2018 составит 1 436 288,40 рублей.

Сумма для большинства граждан - внушительная. Каждый пенсионер-мужчина мог бы потратить её на покупку нового автомобиля. Например, стоимость нового автомобиля Volkswagen Tiguan в 2018 году начинается от 1 399 000 рублей.

Вообще, вариантов куда потратить эти деньги достаточно много:


Стоит отметить, что в общую сумму прямых потерь не включены средства, которые будут на протяжении 5 лет выплачиваться работником и его работодателем в Фонд Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования и НДФЛ.

Именно эти деньги наше правительство планирует изъять из кармана каждого честно трудящегося мужчины. Сумма для большинства граждан огромная.

Несмотря на то, что против принятия этой инициативы правительства высказывается около 90% Россиян, законопроект наверняка будет одобрен Государственной Думой (фракцией "Единая Россия"). Сегодня наши телеэкраны пестрят новостями о грандиозной победе в матче по футболу, и во всей этой шумихе достаточно легко протащить подобный закон. В общем, как голосуем - так и живём :-) Подумайте над этими цифрами, подписывайте петиции в сети Интернет. Участвуйте в референдуме против повышения пенсионного возраста.

В следующей части статьи мы проанализируем, какая участь ожидает женщин-пенсионеров.


Пенсионная система и почему россиянам повышают пенсионный возраст. Об этом вице-премьер по социальной политике РФ Татьяна Голикова рассказала в эксклюзивном интервью Радио «Комсомольская правда».

«Ломать пенсионную реформу не будем, только модернизируем»:

— Татьяна Алексеевна, кто вам предложил занять эту должность? И как вы отреагировали? Вице-премьер по социалке — это неблагодарный и рискованный пост…

— Должность мне предложил Президент страны. И сказать «да» в этом случае — уже большая ответственность. Глава государства обозначил 12 приоритетов развития. Из них четыре приходятся на мою компетенцию. Это образование, здравоохранение, демография и наука. Конечно, я понимала всю сложность задач, которые возложены. Но, как говорится: «Если не мы, то кто?»

— Одну сложную задачу уже стали решать. Возможное повышение пенсионного возраста обсуждают все. Неужели без него никак не обойтись?

— Тот законопроект, который находится в Госдуме, — консолидированная позиция правительства. Тему обсуждали много лет, но раньше для этого не было ни экономических, ни социальных предпосылок.

— А сейчас появились?

— Это очень сложная тема, крайне чувствительная для всех граждан. Но все эксперты сходятся в одном — у нас серьезная нагрузка на работающих граждан. В 70-е годы на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих, а сегодня — 1,2, если в расчет взять только тех людей, которые работают официально и уплачивают страховые взносы (см. графику). За счет этих средств выплачиваются пенсии. Такая солидарная система сложилась в России.

— А какое должно быть соотношение, чтобы система стала сбалансированной?

— Все зависит от того, какую пенсионную систему мы построим. Она у нас будет многоуровневая. С одной стороны, солидарная. С другой, накопительная — с пожизненным наследованием.

— То есть накопительную часть, которая была заморожена в 2013 году, планируете разморозить?

— Не совсем. Мы пытаемся ее модернизировать. Очевидно, что сверхвысокий уровень пенсий государство своими ресурсами обеспечить не может. Здесь важно создать правильную инфраструктуру. Чтобы люди, наконец, поверили, что их накопления будут реальной прибавкой, когда они выйдут на пенсию. Коллеги из Минфина и Центробанка отрабатывают концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Профсоюзы и работодатели сходятся в одном – порядок накоплений должен быть добровольным. Сейчас эта конфигурация отрабатывается. Думаю, к осени процесс завершим.

— В одном из интервью вы сказали, что хотите отменить нынешнюю пенсионную формулу, которая зависит от стажа и зарплаты и рассчитывается в пенсионных баллах. Ее поменяли всего три года назад, зачем нужна очередная реформа?

— В нынешнем законе написано: чтобы определить стоимость балла, правительство должно принять методику расчета. Но сегодня 2018 год, а методики до сих пор нет. Более того, нынешняя система полностью зависит от тех средств, которые получает Пенсионный фонд из федерального бюджета. Вот этим трансфертом и ограничивается стоимость балла. Сейчас, когда мы меняем подходы, увеличивая пенсионный возраст, мы должны эту систему достроить. В любой формуле самое важное – индексация пенсий, их повышение. То есть, то, как будут сохраняться права, которые накоплены за весь период трудовой жизни. Вот это нам предстоит поменять, потому что мы переходим к опережающему росту пенсий выше инфляции. В данный момент мы определяемся с графиком индексации пенсий внутри года: как сейчас — с 1 февраля (по фактическому росту цен предыдущего года) и с 1 апреля (исходя из дополнительных ресурсов, которые начнут поступать в систему) или иным образом. И, наконец, мы хотим сделать пенсионную формулу более понятной для граждан. Но это не значит, что мы все ломаем. Мы ее адаптируем к тем изменениям, которые будут происходить в пенсионной системе. Ломать ничего не будем.

Пенсии и правда вырастут?

— Вы уже заявляли, что благодаря повышению пенсионного возраста увеличатся пенсии. Вы уверены, что это произойдет?

— Все ресурсы, которые получим в пенсионную систему от повышения возраста, пойдут на индексацию. В среднем годовой доход в 2019 году должен вырасти на 12 тысяч рублей. Мы будем придерживаться этого уровня на протяжении шести ближайших лет. То есть каждый год пенсионеры будут получать прибавку в 12 тысяч рублей к годовому доходу.

— Грубо говоря, если сейчас средняя пенсия — 14 тысяч рублей, то в 2024 году она вырастет до 20 тысяч?

— Даже с небольшим хвостиком, наверное (подробнее — см. графику). Но это среднестатистическая цифра. У кого-то будет больше, а у кого-то — меньше. Все зависит от стажа и заработка, гражданина, которые он накопил к моменту выхода на пенсию.


В 2018 году, скорее всего, расходы бюджета будут увеличены, сообщила на полях Петербургского международного экономического форума председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. В интервью корреспонденту «Известий» Инне Григорьевой глава СП предположила, что уже в этом году бюджет может недосчитаться 94 млрд рублей из-за послаблений госкомпаниям по выплатам дивидендов.

— Часто ли Счетная палата при проверках находит нецелевое использование средств? Можно ли оценить масштаб бедствия?

— На самом деле нецелевого использования не так много. Мы, скорее, говорим о неэффективном использовании средств или их использовании с нарушением законодательства.

Если говорить о нецелевом использовании, то по итогам 2016 года звучала цифра в 965 млрд рублей. На такую сумму выявлены нарушения законодательства. Но это еще не значит, что украдено. Из них всего 1,1 млрд рублей с признаками отсутствия целей, для которых они предназначались.

— Меняется ли ситуация в результате ваших проверок?

— Мы взаимодействуем со всеми структурами, правительством. Мы нашли серьезный контакт по внесению в законодательство проектов, которые устраняют пробелы, позволявшие использовать средства неэффективно. По итогам 2016 года более 200 нормативных актов были приняты по результатам наших контрольных мероприятий.

— Сейчас расходы бюджета на 2018 год заморожены на уровне 2016 года. Но цена на нефть растет, а значит, будут расти и доходы бюджета. В связи с этим считаете ли вы целесообразным увеличивать расходы? Или дополнительные доходы лучше отправить в Резервный фонд?

— Есть все предпосылки к тому, чтобы цена на нефть оставалась на том же уровне, что и сейчас. В этом случае мы, конечно, получим больше нефтегазовых доходов. Цена на нефть косвенно будет влиять и на получение ненефтегазовых доходов. Сейчас уже поправками в бюджет 2017 года Минфин предложил увеличить расходы в этом году на 315 млрд рублей. Наверняка мы будем наблюдать некоторое увеличение расходов и в 2018 году.

Ограничением будет служить лишь предполагаемое введение нового бюджетного правила. Но 2017 год будет переходным, и, наверное, жесткости по параметрам расходов мы пока не увидим.

— Какой должна быть цена отсечения бюджетного правила? Минфин настаивает на $40 за баррель.

— Я согласна с позицией Минфина. Но меня больше беспокоит, что в рамках предложенной концепции предполагается постепенное исчерпание Фонда национального благосостояния. Так что, мне кажется, еще нет ответа на этот вопрос и требуется определенная доработка предложений Минфина.

— Минэкономразвития подготовило план действий правительства по повышению темпов роста экономики до уровня не ниже среднемировых на рубеже 2019–2020 годов. Это порядка 3%. Как вы считаете, насколько реально достичь этой цифры и что для этого нужно сделать?

— Я считаю, что работать нужно прежде всего над сферами технологического развития, человеческого капитала, развивать образование и здравоохранение, модернизировать систему госуправления.

Но под этими названиями скрываются детали. Та же, например, сфера здравоохранения не существует самостоятельно. Она встроена в систему социального страхования. А значит, мы уже должны говорить глобально об изменении системы социального страхования.

— До 2020 года реально ли все-таки эту систему отстроить и наладить?

— Думаю, что у всех есть желание это сделать. Есть и ресурсы для этого. Мы еще не исчерпали всех ресурсов нашей системы.

— Этот год объявлен годом обсуждения налоговой реформы. Считаете ли вы, что нужно уплату страховых взносов частично переложить на работников?

— Нельзя рассматривать отдельные сферы, не взглянув концептуально на законодательство. Когда мы говорим о социальном страховании, мы так или иначе обращаемся к теме нагрузки на фонд оплаты труда, объему страховых взносов, который сегодня уплачивается, и обсуждаем, должны ли платить взносы только работодатели или работники тоже.

Сегодня работодатель платит за работника 5,1% с фонда оплаты труда. А за неработающее население платит регион средствами своего бюджета. Причем размер этих платежей за четыре года вырос в 2,2 раза. Расходы бюджетов так не росли, как рос этот платеж. Возникает вопрос: регионы должны платить за неработающее население или можно найти другой источник?

Вообще система социального страхования — это страхование работающих. Неработающие — это другая категория. Как правило, государства выбирают разные стратегии страхования неработающего населения. Пенсионерам может предоставляться бесплатная медицинская помощь с соответствующим финансированием из бюджета. Через систему страхования, но из бюджета. За детей или тех, кто на иждивении работающих граждан, могут платить повышенный взнос работающие граждане.

В какой форме это может быть у нас — нужно обсуждать. И обязательно считать! Но то, что регионы сегодня несут не свойственные им функции и эти расходы составляют порядка 6% их бюджета, не позволяет им приоритизировать другие расходы. Очень много уходит туда. Поэтому вопрос о том, возлагать или нет часть уплаты соцвзносов на работника, нужно обсуждать.

Причем обсуждать нужно с учетом того, что наши граждане, по данным за 2016 год, заплатили за оказание медицинской помощи 500 млрд рублей. И это не считая скрытых платежей.

— В правительстве не могут прийти к консенсусу по поводу уровня дивидендов, которые госкомпании должны платить в бюджет в этом году. Одна часть правительства настаивает на том, что планка должна быть 50%, другая — что должен быть индивидуальный подход. А как должно быть на ваш взгляд?

— Никто решения середины 2000-х о том, что госкомпании должны платить дивиденды в размере не менее 25%, не отменял. В прошлом году было исключение по понятным причинам консолидации ресурсов. Следуя логике предыдущего года, в проект бюджета этого года заложили 50%. Сейчас идут основные обсуждения, индивидуализировать кого-то или нет. Понятно, что когда компания предлагает не платить 50%, речь идет об их инвестиционной составляющей, о развитии инфраструктуры крупных компаний.

Но если говорить о бюджетной составляющей, то при планировании бюджета на 2017 год были учтены поступления от дивидендов в размере 483 млрд рублей. Минфин эту цифру не скорректировал. Но у нас есть информация об оценках Росимущества с уменьшением этой суммы уже на 95 млрд рублей. Это значит, что будут приняты послабления по каким-то компаниям.

— Если говорить о пенсионной системе, повышение пенсионного возраста неизбежно?

— Мы всё время это обсуждаем в контексте сбалансированности обеспечения Пенсионного фонда России. До тех пор пока эту тему обсуждают только финансисты, доверия со стороны населения не будет, потому что население рассматривает этот вопрос как возможность государства решить финансовые проблемы за счет граждан.

Мы видим, как в других странах пенсионный возраст повышается. И вполне возможно, что этот вопрос назрел, но как к нему подходить, как обосновывать? Думаю, нужно говорить не о том, что в России увеличивается продолжительность жизни, что имеет место, а что увеличивается продолжительность трудоспособного возраста. Нужно мыслить именно в этом направлении и думать, в каких условиях жил и трудился соответствующий гражданин. И схему выстраивать исходя из увеличения трудоспособного возраста. А у нас, к сожалению, даже статистики по этому показателю нет.

— Какая конфигурация повышения пенсионного возраста наиболее оптимальна?

— Это долгосрочные тренды, и вырывать из контекста развития пенсионного законодательства только тему пенсионного возраста неправильно. В 2012 году правительство принимало стратегию развития пенсионной системы. Мы что, от нее отказываемся? Мы собираемся ее принципы поменять?

А у нас, получается, в публичном пространстве звучат две темы: тема налогового маневра, причем так аккуратно, и тема повышения пенсионного возраста. И эта тема звучит так громко и давно, что уже можно было и повысить!

— А, собственно, какие вопросы мы можем решить, повысив пенсионный возраст?

— Если такое решение будет принято, то в краткосрочном периоде мы получим улучшение сбалансированности пенсионного фонда. Но подчеркну, что это в краткосрочном периоде, ведь пенсионный взнос — это отложенная заработная плата. Это значит, что она должна быть выплачена работнику после того, как он выйдет на пенсию. И когда я говорю, что мы должны считать на долгосрочную перспективу, это значит, что мы должны четко просчитать, когда этот источник повышения размера пенсионного фонда будет исчерпан и нам придется начать выплачивать то, что мы в свое время сэкономили.

С другой стороны, среди наших пенсионеров 25% — досрочники. Мы ничего не предполагаем с ними делать? Я не говорю, что их нужно ущемить в правах, но замолчать эту тему невозможно. Ведь выплаты им мы будем делать за счет тех, кому мы увеличим пенсионный возраст.

— До какого момента можно оттягивать решение этого вопроса?

— Считаю, что давно уже назрела тема реформирования системы социального страхования в России. От того, как быстро мы к этому приступим, во многом зависят процессы и в экономической жизни, и в благополучии наших граждан. Потому что в эту тему входят и система медицинского страхования, и пенсионного, и больничные листы, и утрата трудоспособности.

— Еще один вопрос, который касается социальной сферы, — это выполнение майских указов президента. В каких регионах наиболее проблемно идет этот процесс?

— Наверное, самые бюджетоемкие нормы указов — это заработная плата и ветхое аварийное жилье. По аварийному жилью всё было обсуждено на заседании Государственного совета. Сроки исполнения еще не наступили — это 1 сентября 2017 года. Выводы делать рано, но риски у отдельных регионов, таких как Республика Тыва, Забайкальский край, Ивановская область, существуют.

Что касается заработной платы, то в принципе все регионы так или иначе стараются. Во многом проблемы связаны с закредитованностью и объемами государственного долга. Но тем не менее средства в бюджете 2017 года и, надеюсь, 2018 года на увеличение заработной платы до уровня майских указов будут обеспечены.

Но есть проблемы в муниципальных образованиях. И там руководителям регионов предстоит еще серьезно поработать, чтобы достигнуть заявленных целей.


Под шумок Чемпионата мира по футболу правительство обнародовало ключевые реформы, к которым готовилось в течение последних нескольких лет. Когда праздник закончится, граждане осознают, что на пенсию они теперь смогут выйти гораздо позже, чем рассчитывали, а цены в очередной раз выросли из-за повышения НДС с 18% до 20% и налогового маневра в нефтегазовой сфере.

Впрочем, есть и хорошая новость: выше 65 лет пенсионный возраст уже не поднимут - это гарантирует 102 конвенция Международной организации труда, которую решили ратифицировать российские власти.


фото: Алексей Меринов

Перед оглашением непопулярных решений правительство долго собиралось духом. Еще накануне пресс-служба анонсировала, что в открытой части заседания планируется заслушать вопрос об исполнении федерального бюджета за 2018 год, а вовсе не о налогах и пенсиях.

Обновленная повестка появилась на сайте Белого дома только около трех часов ночи, что само по себе свидетельствует о долгих и непростых дискуссиях, которые, правда, не вышли за пределы чиновничьих кабинетов.

Несмотря на публичные обещания, широкого общественного обсуждения пенсионной реформы и налоговых маневров, придуманных Минфином, так и не случилось. Более того: поспешное оглашение всех намеченных преобразований комом в один день заставляет заподозрить наличие "чиновничьего маневра", к которому любят прибегать власти, выбирая для принятия важных решений самый неподходящий момент. Например, вечер пятницы, праздники или как на этот раз Чемпионат мира по футболу.

Очевидно, что в ближайший месяц именно эта тема будет занимать умы подавляющей части активного населения и доминировать в телеэфире, а когда все мячи забьют и болельщики разъедутся, непопулярные законопроекты уже будут одобрены Госдумой.

Дмитрий Медведев, как известно, плохо умеет скрывать свои эмоции, поэтому его речь на заседании правительства больше походила на выступление на панихиде - мрачно, торжественно, да еще в звенящей тишине.

Справедливость сравнения подтверждает суть происходящего: кабмин хоронил действующую пенсионную систему. Премьер напомнил, что в вопросах возраста она не менялась еще с советских времен, тогда как все страны СНГ, за исключением Узбекистана, давно скорректировали сроки выхода на пенсию.

По словам ДАМа, правительство долго и тщательно готовилось к проведению непопулярной реформы: изменения в системе здравоохранение, общее повышение уровня и качества жизни позволили увеличить ее продолжительность до 73 лет, и сейчас многие сами не хотят отправляться на покой в установленные сроки. "Люди полны сил и желания, у некоторых еще дети не выросли. В среднем 12 млн человек в год не хотят выходить на пенсию и продолжают трудиться. И эта тенденция будет только усиливаться!" - подчеркнул Медведев.

Примечательно, что никогда раньше, даже в разгар кризиса 2014 года, правительство не признавалось, что пенсионерам что-то угрожает. Напротив, власти всегда подчеркивали: на выполнение социальных обязательств деньги у государства есть - можете спать спокойно.

И вдруг внезапно выяснилось, что все отнюдь не так шоколадно. "Пенсионная система на грани разбалансировки. Работающее население не справляется с нагрузкой. Дело вот-вот дойдет до того, что правительство не сможет выплачивать пенсии даже нынешним пенсионерам", - нарисовал пугающую картину Медведев.

Реформа, по его словам, позволит не только решить все накопившиеся проблемы, но и повысить благосостояние тех, кто уже вышел на пенсию. Их доходы в первое время будут расти примерно на 1 тыс руб каждый год, а в перспективе, возможно, и больше.

При этом из всех обсуждавшихся вариантов кабмин остановился на самом мягком: повышать пенсионный возраст начнут с 2019 года и доведут его до 65 лет у мужчин к 2028 году и 63 лет для женщин в 2034 году. Это гораздо медленнее, чем предлагал, например, идеолог преобразований, ныне глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

"Для тех, кто готовился выходить на пенсию в ближайшее время, изменения будут плавными. А у молодого поколения впереди достаточно времени для адаптации к новым границам", - считает Медведев.

Граждане, имеющие большой трудовой стаж (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин) смогут работать на два года меньше положенного. Льготные группы граждан (те, кто занят на вредном производстве, матери пятерых детей, инвалиды по зрению, чернобыльцы и т.д.) сохранят право на досрочную пенсию.

Ситуация с педагогами и медиками требует дополнительных разъяснений, которые в четверг чиновники предоставить не смогли. С одной стороны, ДАМ заявил, что они сохранят право на специальный стаж от 15 до 30 лет, но при этом "возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста."

"Надо будет сесть и все это нарисовать. Так будет понятнее", - пообещала вице-премьер Татьяна Голикова, к которой журналисты обратились за разъяснениями после заседания правительства.

Кстати, высокопоставленный источник в Правительстве РФ сообщил «МК», что Голикова получила свой нынешний пост именно под задачу повышения пенсионного возраста. «Голодец бы не справилась, а она сделает», - прокомментировал он.

Стала понятна причина слез Голиковой на думской трибуне, когда ее провожали с поста председателя Счетной палаты. Умная Татьяна Алексеевна понимала, что это последние дни, когда ее все любят. Одно дело - выводить на чистую воду казнокрадов, и совсем другое проводить в жизнь решение, которое поддерживает только 10% населения.

Силовики (военнослужащие, сотрудники МВД, ФСБ и т.д.) под каток реформы пока не попали. Однако глава Минфина Антон Силуанов обмолвился, что, по крайней мере с Министерством обороны, соответствующие переговоры ведутся. «Мы считаем, что стаж выслуги для получения права выхода на пенсию также должен быть скорректирован. Но пока все остается, как есть», — заявил он.

К сожалению, никто из чиновников не смог пояснить, как коррелируются планы по повышению пенсионного возраста с высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста (Покопавшись в бумажках, Голикова сказала журналистам, что такой статистики нет вообще). А также - как быть с дискриминацией на рынке труда. Не секрет, что подавляющее большинство работодателей четко ограничивает возраст соискателей вакансий - как правило, он не превышает 40-45 лет. А где искать работу 60 летним? У главы Минтруда Максима Топилина внятного ответа на этот вопрос не нашлось.

Впрочем, пенсионный возраст оказался не единственной реформой, которую решило обсудить в этот четверг правительство.

"Теперь о налогах", - без паузы перешел от одной темы к другой Дмитрий Медведев и в нескольких предложениях рассказал о сути готовившихся в течение нескольких лет предложений. Итак: НДС вырастет с 18% до 20%, но льготы по налогу на основные социально значимые товары сохранятся. Это повышение позволит бюджету, начиная с 2019 года, получать 600 млрд руб дополнительно.

Правительство готовит налоговый маневр: речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Параметры повышения и допдоходы, на которые в этом случае рассчитывают власти, будут озвучены 21 июня.

Ну и наконец, страховые взносы: размер отчислений во внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС и тд) предлагается снизить с 34% до 30% и зафиксировать эту планку на предстоящие 6 лет.

"Эти налоговые меры позволят, во-первых, финансово обеспечить выполнение майского указа президента, во-вторых, поддержать экономический рост, и в третьих, создать прогнозируемые условия для ведения бизнеса", - поясняют в правительстве.

Для простых граждан рисков в кабмине видят два: цены, в которые предприниматели заложат повышение НДС (впрочем, по прогнозам Минфина, инфляция вырастет незначительно, всего на 1%-1,5%) и подорожание бензина.

Чтобы этого не произошло, чиновники предлагают уже с 1 июня (задним числом) временно снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. При этом, по словам Медведева, большую часть потерь федеральный бюджет возьмет на себя, а доля отчислений, получаемых регионами будет увеличена. Иными словами: дорожные фонды не пострадают.

Антон Силуанов в своем выступлении рассказал о том, как будет формироваться новый Фонд развития, средства из которого пойдут на приоритетные проекты в области цифровой экономики и инфраструктуры, способные позитивно повлиять на экономический рост. Источником для его пополнения станут дополнительные государственные заимствования в объеме до 0,5% ВВП. Они позволят фонду в течение 6 лет аккумулировать более 3,5 трлн руб.

"Таким образом в выполнении амбициозных задач, поставленных в майском указе президента, будут участвовать все: и бизнес (изменения налоговой системы), и бюджет (создание фонда развития) и работники (повышение пенсинного возраста)", - резюмировал Силуанов. Вот вам и обещанная президентом социальная справедливость.

Читайте также: