Голикова виновна в изменении пенсионного возраста


В правительстве не перестают говорить о максимально антисоциальном латании дыр бюджета. Впрочем, на этот раз глава Счетной палаты Татьяна Голикова хотя бы признала, что это принесет лишь краткосрочный эффект

Повышение пенсионного возраста - тема больная и, кажется, вечная для России. Основной аргумент "за", как правило, приводят политики из финансово-экономического блока правительства, якобы трудоспособного населения становится меньше, и траты на пенсионеров нужно как-то компенсировать. Иными словами, затыкают дыры в бюджете за счет самых социально незащищенных людей - пожилых.

Но все понимают, что куда весомей аргументы "против". Во-первых, выгоды для бюджета, о которых поют господа либералы, совершенно неочевидны. А в условиях жесткого экономического кризиса, когда каждый седьмой гражданин России нищий, а уровень безработицы становится невообразимым, это вообще катастрофа. Учитывая, как работодатели не любят брать на службу людей старше 45-50 лет.

Заявления Голиковой: Платить за сэкономленное все равно придется

Накануне прозвучало неоднозначное заявление главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. В интервью газете "Известия" она заявила, что эта тема "звучит так громко и давно, что уже можно было и повысить".

Конечно, первая эмоциональная реакция крайне негативна: как же так, и Вы за непопулярные меры? И Вы за либеральную концепцию Главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, который спит и видит, как бы повысить пенсионный возраст?

Но есть важная оговорка: Голикова признала, что это - не панацея, и хотя меры временно сбалансируют пенсионный фонд России, эффект окажется краткосрочным. Так, она признала, что по счетам платить все равно придется - когда источник будет исчерпан, государству все равно придется начать выплачивать то, на чем в свое время сэкономили. Выплаты будут делаться за счет тех, кому сейчас и увеличивают пенсионный возраст.

И хотя по факту Голикова одобрила повышение как временную меру, сгладила это заявлением о необходимости срочного реформирования системы в целом.


Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

"Считаю, что давно уже назрела тема реформирования системы социального страхования в России, - подчеркнула Голикова. - От того, как быстро мы к этому приступим, во многом зависят процессы и в экономической жизни, и в благополучии наших граждан". А пока, если возраст все-таки поднимут, Голикова предложила "четко просчитать" все будущие последствия этого решения.

Важно отметить, что это прозвучало сразу после Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), где Голикова очень жестко прошлась по особо одаренным реформаторам из правительства. Вплоть до того, что глава Счетной палаты призвала найти альтернативу госпрограммы, неэффективные "даже в глазах правительства".

На форуме она также упомянула о нарушениях на сумму 700 млрд рублей, выявленных ведомством в ходе проверки отчетности по исполнению бюджета за 2016 год, и обратила внимание на низкую эффективность использования госинвестиций.

При этом, отметила на ПМЭФ глава ведомства, деньги зачастую не доходят до реализации - а это колоссальные суммы в 4 триллиона рублей. Таким образом, резюмировала она, треть госпрограмм неэффективна.

"Треть государственных программ, которые реализуются, самим правительством признаны неэффективными, - отметила Голикова. - Но тем не менее государственные программы существовали, они принимались. Но, к сожалению, та задача, которую они перед собой ставят - деньги в обмен на результат - за эти 3-4 года решена не была".

Рука Кудрина и "экономия на умерших"

Напомним, что сейчас главным инициатором повышения пенсионного возраста выступает Алексей Кудрин. В его версии, поднять возраст выхода на пенсию для женщин нужно на восемь лет (до 63 лет), для мужчин - на пять (до 65 лет).

Меткий комментарий последовал со стороны Сергея Неверова, который назвал меры "экономией на умерших". По его словам, 65,9 лет - это средняя продолжительность жизни мужчин в России. Получается, действительно, пенсионный возраст просто приравнивается к продолжительности жизни.

Как отмечают эксперты, программа Кудрина подразумевает виртуальное уменьшение числа пенсионеров за счет формального изменения временных рамок и увеличения нагрузки на трудоспособное население. Конечно, финансово-экономический блок элементарно ищет, где бы сэкономить - и в первую очередь проводит эксперименты в самой уязвимой социальной сфере.

Президент России Владимир Путин ранее называл вопрос повышения пенсионного возраста "тонким, чувствительным и требующим неспешного подхода". Однако коллеги из финансово-экономического блока пока не проявляют себя особо чувствительными к пенсионерам. Пока одни занимаются повышением возраста, другие пугают отсутствием роста самих пенсионных выплат.

Так, согласно прогнозу Минэкономразвития, ожидается нулевой реальный рост пенсий до 2035 года. Вице-премьер России Ольга Голодец выступает с противоположными обещаниями, и прочит к 2030 году размер пенсий, который будет равен двум с половиной прожиточным минимумам - на данный момент, 16,4 тысячи рублей.

Тем временем, в Центральном Банке делают совсем уж вопиющие заявления: мол, в 55-60 лет уйти на пенсию - звучит "неприятно". И это говорит первый зампред ведомства - Сергей Швецов.

Неизвестно, что хуже: страшилки финансистов или сладкие обещания о прогрессе. В наших текущих российских условиях повышение пенсионного возраста станет ударом по многим: это очередной скачок безработицы и бедности, снижение т.н. возраста дожития.

Но главное, люди окончательно потеряют доверие к либеральным финансистам, которые почти забыли само словосочетание "социальное государство".

«Такой статистики нет вообще»

Под шумок Чемпионата мира по футболу правительство обнародовало ключевые реформы, к которым готовилось в течение последних нескольких лет. Когда праздник закончится, граждане осознают, что на пенсию они теперь смогут выйти гораздо позже, чем рассчитывали, а цены в очередной раз выросли из-за повышения НДС с 18% до 20% и налогового маневра в нефтегазовой сфере.

Впрочем, есть и хорошая новость: выше 65 лет пенсионный возраст уже не поднимут - это гарантирует 102 конвенция Международной организации труда, которую решили ратифицировать российские власти.


Фото: Алексей Меринов

Перед оглашением непопулярных решений правительство долго собиралось духом. Еще накануне пресс-служба анонсировала, что в открытой части заседания планируется заслушать вопрос об исполнении федерального бюджета за 2018 год, а вовсе не о налогах и пенсиях.

Обновленная повестка появилась на сайте Белого дома только около трех часов ночи, что само по себе свидетельствует о долгих и непростых дискуссиях, которые, правда, не вышли за пределы чиновничьих кабинетов.

Несмотря на публичные обещания, широкого общественного обсуждения пенсионной реформы и налоговых маневров, придуманных Минфином, так и не случилось. Более того: поспешное оглашение всех намеченных преобразований комом в один день заставляет заподозрить наличие "чиновничьего маневра", к которому любят прибегать власти, выбирая для принятия важных решений самый неподходящий момент. Например, вечер пятницы, праздники или как на этот раз Чемпионат мира по футболу.

Очевидно, что в ближайший месяц именно эта тема будет занимать умы подавляющей части активного населения и доминировать в телеэфире, а когда все мячи забьют и болельщики разъедутся, непопулярные законопроекты уже будут одобрены Госдумой.

Дмитрий Медведев, как известно, плохо умеет скрывать свои эмоции, поэтому его речь на заседании правительства больше походила на выступление на панихиде - мрачно, торжественно, да еще в звенящей тишине.

Справедливость сравнения подтверждает суть происходящего: кабмин хоронил действующую пенсионную систему. Премьер напомнил, что в вопросах возраста она не менялась еще с советских времен, тогда как все страны СНГ, за исключением Узбекистана, давно скорректировали сроки выхода на пенсию.

По словам ДАМа, правительство долго и тщательно готовилось к проведению непопулярной реформы: изменения в системе здравоохранение, общее повышение уровня и качества жизни позволили увеличить ее продолжительность до 73 лет, и сейчас многие сами не хотят отправляться на покой в установленные сроки. "Люди полны сил и желания, у некоторых еще дети не выросли. В среднем 12 млн человек в год не хотят выходить на пенсию и продолжают трудиться. И эта тенденция будет только усиливаться!" - подчеркнул Медведев.

Примечательно, что никогда раньше, даже в разгар кризиса 2014 года, правительство не признавалось, что пенсионерам что-то угрожает. Напротив, власти всегда подчеркивали: на выполнение социальных обязательств деньги у государства есть - можете спать спокойно.

И вдруг внезапно выяснилось, что все отнюдь не так шоколадно. "Пенсионная система на грани разбалансировки. Работающее население не справляется с нагрузкой. Дело вот-вот дойдет до того, что правительство не сможет выплачивать пенсии даже нынешним пенсионерам", - нарисовал пугающую картину Медведев.

Реформа, по его словам, позволит не только решить все накопившиеся проблемы, но и повысить благосостояние тех, кто уже вышел на пенсию. Их доходы в первое время будут расти примерно на 1 тыс руб каждый год, а в перспективе, возможно, и больше.

При этом из всех обсуждавшихся вариантов кабмин остановился на самом мягком: повышать пенсионный возраст начнут с 2019 года и доведут его до 65 лет у мужчин к 2028 году и 63 лет для женщин в 2034 году. Это гораздо медленнее, чем предлагал, например, идеолог преобразований, ныне глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

"Для тех, кто готовился выходить на пенсию в ближайшее время, изменения будут плавными. А у молодого поколения впереди достаточно времени для адаптации к новым границам", - считает Медведев.

Граждане, имеющие большой трудовой стаж (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин) смогут работать на два года меньше положенного. Льготные группы граждан (те, кто занят на вредном производстве, матери пятерых детей, инвалиды по зрению, чернобыльцы и т.д.) сохранят право на досрочную пенсию.

Ситуация с педагогами и медиками требует дополнительных разъяснений, которые в четверг чиновники предоставить не смогли. С одной стороны, ДАМ заявил, что они сохранят право на специальный стаж от 15 до 30 лет, но при этом "возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста."

"Надо будет сесть и все это нарисовать. Так будет понятнее", - пообещала вице-премьер Татьяна Голикова, к которой журналисты обратились за разъяснениями после заседания правительства.

Кстати, высокопоставленный источник в Правительстве РФ сообщил «МК», что Голикова получила свой нынешний пост именно под задачу повышения пенсионного возраста. «Голодец бы не справилась, а она сделает», - прокомментировал он.

Стала понятна причина слез Голиковой на думской трибуне, когда ее провожали с поста председателя Счетной палаты. Умная Татьяна Алексеевна понимала, что это последние дни, когда ее все любят. Одно дело - выводить на чистую воду казнокрадов, и совсем другое проводить в жизнь решение, которое поддерживает только 10% населения.

Силовики (военнослужащие, сотрудники МВД, ФСБ и т.д.) под каток реформы пока не попали. Однако глава Минфина Антон Силуанов обмолвился, что, по крайней мере с Министерством обороны, соответствующие переговоры ведутся. «Мы считаем, что стаж выслуги для получения права выхода на пенсию также должен быть скорректирован. Но пока все остается, как есть», — заявил он.

К сожалению, никто из чиновников не смог пояснить, как коррелируются планы по повышению пенсионного возраста с высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста (Покопавшись в бумажках, Голикова сказала журналистам, что такой статистики нет вообще). А также - как быть с дискриминацией на рынке труда. Не секрет, что подавляющее большинство работодателей четко ограничивает возраст соискателей вакансий - как правило, он не превышает 40-45 лет. А где искать работу 60 летним? У главы Минтруда Максима Топилина внятного ответа на этот вопрос не нашлось.

Впрочем, пенсионный возраст оказался не единственной реформой, которую решило обсудить в этот четверг правительство.

"Теперь о налогах", - без паузы перешел от одной темы к другой Дмитрий Медведев и в нескольких предложениях рассказал о сути готовившихся в течение нескольких лет предложений. Итак: НДС вырастет с 18% до 20%, но льготы по налогу на основные социально значимые товары сохранятся. Это повышение позволит бюджету, начиная с 2019 года, получать 600 млрд руб дополнительно.

Правительство готовит налоговый маневр: речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Параметры повышения и допдоходы, на которые в этом случае рассчитывают власти, будут озвучены 21 июня.

Ну и наконец, страховые взносы: размер отчислений во внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС и тд) предлагается снизить с 34% до 30% и зафиксировать эту планку на предстоящие 6 лет.

"Эти налоговые меры позволят, во-первых, финансово обеспечить выполнение майского указа президента, во-вторых, поддержать экономический рост, и в третьих, создать прогнозируемые условия для ведения бизнеса", - поясняют в правительстве.

Для простых граждан рисков в кабмине видят два: цены, в которые предприниматели заложат повышение НДС (впрочем, по прогнозам Минфина, инфляция вырастет незначительно, всего на 1%-1,5%) и подорожание бензина.

Чтобы этого не произошло, чиновники предлагают уже с 1 июня (задним числом) временно снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. При этом, по словам Медведева, большую часть потерь федеральный бюджет возьмет на себя, а доля отчислений, получаемых регионами будет увеличена. Иными словами: дорожные фонды не пострадают.

Антон Силуанов в своем выступлении рассказал о том, как будет формироваться новый Фонд развития, средства из которого пойдут на приоритетные проекты в области цифровой экономики и инфраструктуры, способные позитивно повлиять на экономический рост. Источником для его пополнения станут дополнительные государственные заимствования в объеме до 0,5% ВВП. Они позволят фонду в течение 6 лет аккумулировать более 3,5 трлн руб.

"Таким образом в выполнении амбициозных задач, поставленных в майском указе президента, будут участвовать все: и бизнес (изменения налоговой системы), и бюджет (создание фонда развития) и работники (повышение пенсинного возраста)", - резюмировал Силуанов. Вот вам и обещанная президентом социальная справедливость.


В результате очередных новаций правительства россияне потеряют пенсионные баллы

Пенсионная реформа, задуманная правительством, не ограничится повышением возраста выхода на заслуженный отдых до 65 лет для мужчин и 63 для женщин. Похоже, что власть задумала гораздо более масштабные изменения, которые коснутся всей пенсионной системы. Вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова во время телеэфира 17 июня сообщила, что правительство планирует отказаться от системы баллов при расчете пенсий, которая действует с 2015 года. По словам Голиковой, «это очень сложное решение», однако его придется принимать.

Одна из основных причин в том, что с учетом изменений в пенсионной системе, которые вступят в силу с 2019 года, размер пенсии должен составлять не менее 40% от утраченного заработка.

«Нельзя это считать как среднюю температуру по больнице: то есть среднюю зарплату, которая, скажем, сложилась в экономике за какой-то период относить к средней пенсии, которая сложилась по всем пенсионерам. Это индивидуальный расчет. И мы готовы эти расчеты предъявить нашему обществу, как только будут приняты соответствующие решения», — пояснила она.

Что же власти предлагают взамен балльной системы? По словам Голиковой, сейчас в кабмине работают над проектом закона о накопительной части пенсии, который может быть представлен на общественное обсуждение уже осенью.

«И тогда это может быть второй частью пенсии. Но это пока обсуждается как добровольный элемент пенсионной системы, не обязательный», — подчеркнула вице-премьер.

Голикова добавила, что правительство прорабатывает создание нового механизма пенсионных накоплений, но поспешила успокоить, что «все, что было накоплено гражданами», останется.

Сейчас трудовая пенсия существует в двух видах — страховой и накопительной. Для расчета первого вида введен «индивидуальный пенсионный коэффициент» (балл), которым оценивается каждый год работы. Накопленные баллы переводятся в рубли (в 2018 году 1 балл равен 81,5 руб.), причем к баллам, умноженным на их стоимость, прибавляется фиксированная выплата — гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. В 2018 году размер такой выплаты равен 4982 руб. Для назначения страховой пенсии по старости необходимо иметь минимум девять лет стажа и 13,8 пенсионного балла. К 2025 году эти показатели должны быть увеличены до 15 лет стажа и 30 пенсионных балов соответственно.

Что касается накопительной части пенсий, напомним, что она была заморожена еще в 2014 году. В конце 2017 года президент Владимир Путин подписал закон, предусматривающий заморозку накопительной части пенсий до 2020 года. Сама по себе накопительная пенсия — это выплата пенсионных накоплений, которая формируется за счет страховых взносов работодателей. Заморозка, по сути, означает, что деньги, которые должны были идти на накопительную часть пенсии, идут в страховую часть, то есть на выплаты нынешним пенсионерам.

Балльную систему расчета критиковали многие экономисты и, в частности, один из авторов нынешней пенсионной реформы, глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его мнению, такая система приводит к тому, что накопленные гражданами баллы зависят лишь от доходов бюджета и трансфертов в Пенсионный фонд.

Тем не менее, граждане только-только успели привыкнуть и начали разбираться в том, как и за что насчитываются баллы, как правительство снова собралось менять пенсионную систему. Причем далеко не все эксперты уверены, что к лучшему.

— Все жаловались на излишнюю усложненность балльной системы, — говорит независимый эксперт по социальной политике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Но дело в том, что пенсионная система хороша тогда, когда она привычна, когда ей доверяют. И очень плохо, когда по прошествии всего нескольких лет вместо одной системы представляют другую. Такая замена не вдохновляет по той простой причине, что у нас все последние годы бесконечные туры пенсионных реформ приводили к тому, что каждый последующий вариант был хуже предыдущего в плане сохранения пенсионных прав работников.

«СП»: — На что же могут заменить балльную систему? Татьяна Голикова говорила о новом механизме накопления пенсий, в чем он будет заключаться?

— Голикова заговорила об индивидуальной накопительной системе, но это ответ по принципу «в огороде бузина, в Киеве дядька». Накопительная система ни в коем случае не может заменить солидарную, точно так же как и солидарная в условиях достаточно развитой экономики не может обходиться без накопительного элемента.

Судя по всему, правительство каким-то образом пытается адаптировать для нас американскую накопительную систему, которую для краткости называют по статье Налогового кодекса 401 (k). Это корпоративная пенсионная система, которая применяется во всем мире, если работодателем является компания американского происхождения.

Это хорошая система, которая дает большие плюсы, в частности, застрахованному гражданину позволяют временно использовать свои пенсионные сбережения в качестве социальных кредитов для решения медицинских, жилищных и других вопросов.

Накопительная система действительно может быть источником инвестиций, оживляет финансовый рынок. Но дело в том, что она не может быть единственной и подавляющей. Такое пытались провернуть в Чили, но в результате деньги исчезли, а чилийцам пришлось возрождать солидарную систему.

То есть это не основная, а надстроечная система. Базисной она может быть только в странах, которые являются господствующими на мировом финансовом рынке, в таких, как США, Канада, Япония, Австралия. Но многие другие страны, даже очень развитые, например, Франция, Германия, Италия, используют ее только в очень ограниченных пределах.

«СП»: — Как вся эта система может работать применительно к нам?

— У нас все это уже обрушилось. Мы ввели накопительную пенсионную систему в 2002 году, как обязательную и государственную. Дмитрий Медведев с 2014 года запретил переводить в нее взносы, и сейчас эта система существует в очень расстроенном состоянии.

Накопительная система 401 (k) хороша тем, что из нее очень трудно украсть деньги. А вот в той системе, которую построили у нас в 2002—2014 годах, совершенно непонятно, куда делить триллионные суммы.

«СП»: — Как же власти собираются настраивать эту систему?

— Я не могу заглянуть в голову Голиковой и сказать, что она хочет и может предложить. Но зная действия нашего правительства, могу только предположить, что предложат что-то худшее, чем сейчас. Повторю, что каждый раз, меняя пенсионную систему, у нас пытались ограничить страховые пенсионные права работников.

В любом случае, пенсионная реформа — достаточно сложная вещь, которую даже будучи вице-премьером быстро не проведешь. Поэтому правительству придется приложить еще много усилий и многое объяснять, прежде чем у них что-то получится. Волноваться рано, уверен, что еще 2018−2019 годы мы проживем в условиях балльной системы.

Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев считает, что есть как минимум несколько механизмов, которые позволят сделать пенсионную систему более эффективной без начисления баллов.

— Вероятно, система сможет работать эффективно, если будут увеличиваться индивидуальные отчисления граждан в собственные пенсионные программы (отчасти подготовка к этому начата, в плане популяризации самой идеи инвестиций, с введением индивидуального инвестиционного счета), а также если будет снижена серая и чёрная зарплатная часть.

Здесь есть два момента: индивидуальное накопление существует и сегодня, но сейчас каждый копит как может и в чем может, а задача государства в том, чтобы сделать такие накопления более институционализированными, со своей стороны гарантировать их сохранность и, по мере возможного, в идеале, покупательную способность.

«СП»: — А второй?

— Полное обеление зарплатного фонда позволит увеличить поступления в виде страховых отчислений и одновременно снизит риски того, что люди будут оказываться за чертой бедности после выхода на пенсию. Формально государство и сейчас будет платить им, исходя из размера белого дохода, но реально, особенно в случае небольших белых зарплат, это может стать масштабной социальной проблемой.

Еще одно важнейшее направление — развитие накопительного страхования. Существует хорошая мировая практика, более чем столетняя, и она может быть применена у нас также. Тут как раз возможна хорошая синергия страхового продукта и инвестиций в ценные бумаги, в том числе государственные. При этом государство гарантирует сохранность средств, находящихся в подобных продуктах, которые часто предусматривают ежемесячные отчисления со стороны граждан, т.е. являются почти прямым аналогом накопительного формирования пенсии с передачей в НПФ, но при этом существенно повышают персональную ответственность и заинтересованность гражданина.

Связка “Голикова—Силуанов”

Татьяна Голикова и Антон Силуанов — два абсолютных единомышленника Алексея Кудрина, его выдвиженцы. Появление этих фигур в правительство был оценен экспертами как усиление группы влияния господина Кудрина, сменившего свою протеже в Счетной палате РФ.

Не успела Голикова до конца освоиться в новой должности, как начала проводить пенсионную реформу, разработанную Минфином. Интересная деталь: это министерство продолжает возглавлять вышеупомянутый Антон Силуанов, сам себя курирующий в должности вице-премьера.

Минфин предложил повышение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин (до 65 лет) и на 8 лет для женщин (до 63 лет). Еще в феврале прошлого года Силуанов заявил, что нужно реализовать пенсионную реформу с 2019 года. От Голиковой требовалось лишь формально санкционировать инициативу.


Фото: Агентство городских новостей "Москва"

Теперь, с помощью своих протеже, бывший министр финансов Алексей Кудрин может наконец-то воплотить в жизнь свою давнюю мечту.

Одной из своих ошибок, как чиновника глава Счетной палаты называл то, что в правительстве ему не удалось провести пенсионную реформу. По его словам, это «тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».

Министр финансов Силуанов, к слову, вообще предлагал увеличить возрастной ценз пенсионерам сразу, без плавного перехода, который, надо отдать должное, все-таки предусмотрел Минтруд.

В этой ситуации Голикова имеет крайне узкий коридор для маневра и вынуждена “плыть по течению”.

Возраст дожития

Все, кто собрался получать пенсионное пособие в следующем году, должны будут подождать еще год. О том, как повышение возрастного ценза для российских пенсионеров будет выглядеть на практике, объяснила Татьяна Голикова.

По ее словам, начиная с 2019 года, возраст выхода на пенсию будет ежегодно увеличиваться на один год. В следующем году новых пенсионеров не появится, мужчины 1959-го и женщины 1964 года рождения выйдут на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет. 1960-й и 1965-й года рождения станут пенсионерами в 2022 году в возрасте 62 года и 57 лет. Мужчины 1961-го и женщины 1966-го года рождения смогут выйти на пенсию в 2024 года в возрасте 63 и 58 лет. И так далее до 2028 года у мужчин и до 2034 года у женщин, когда будут достигнуты целевые возраста в 65 лет и 63 года.


Этот статистический подход к потенциальным пенсионерам сейчас переведем в гуманитарную плоскость. Из-за новой пенсионной реформы 52-летней женщине придется выходить на пенсию на три года позже.

Еще заметнее разницу ощутят собравшиеся на пенсию мужчины. Так, 54-летний мужчина выйти на пенсию сможет только в 2029 году. Получается, что вместо 6 лет этому человеку придется ждать пенсии 11 лет.

Если учесть, что, в среднем, продолжительность жизни российских мужчин, по итогам 2017 года, составила 66,5 лет, то правительство, вероятно, не планирует слишком долго содержать пенсионеров. С таким подходом, насладиться заслуженным отдыхом смогут лишь редкие долгожители.

Надежда умирает последней

Именно Татьяна Голикова в должности вице-премьера отвечает за проведение пенсионной реформы перед правительством и перед гражданами России, о которых предпочитают думать в последнюю очередь.


Есть надежда, что госпожа Голикова, умея хорошо считать и обладая настоящим талантом по запоминанию цифр, сможет подсчитать все в интересах населения, а не в интересах своего бывшего начальника, который, наверное, “спит и видит”, как бы заставить россиян работать дольше и сократить число пенсионеров.

Напомним, начинала свою карьеру Татьяна Голикова в Минфине, где из 17 лет стажа 7 проработала под руководством министра Алексея Кудрина.

Будучи главой Счетной палаты, именно Татьяна Голикова выявляла неэффективность расходования бюджетных средств. В течение 2017 года, под ее руководством аудиторы выявили нарушений на 1,87 трлн рублей, которые эквиваленты 5,8% всех государственных расходов за прошлый год (!). И этих идущих из бюджета неведомо куда денег стало вдвое больше, чем Счетная палат обнаружила в предудщем. Дело в том, что нарушения при использовании бюджета в 2016 году стоили нам 965,8 миллиарда рублей. Если бы эти исчезающие миллиарды были направлены на пенсии, то повышать пенсионный возраст, вероятно, не было бы необходимости.

Почему-то решением уменьшения числа пенсионеров в базе правительство предпочитает заниматься больше, чем работой над неэффективным использованием федеральных средств.

В своей должности руководителя счетной палаты Голикова не знала себе равных. Именно она часто высказывалась о несовершенствах системы социальной поддержки россиян. Например, критиковала размер пособия по безработице и заявляла, что люди не видят смысла регистрироваться в службе занятости, собирать бумаги, чтобы получать пособия, на которые невозможно прожить.

Критиковала Голикова и действующую систему социальных выплат и льгот, считая ее несправедливой и недостаточно адресной. Например, выступая на инвестиционном форуме в Сочи в 2018 году, Голикова рассказала, что в ряде регионов России обнаружились владельцы автомобилей Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley с многотысячными льготами по уплате транспортного налога.

Почему бы не заняться сначала решением этих проблем? Если система работает не справедливо, если и так понятно, что реальные доходы очень низкие, а льготы себе “выбивают” те, у кого есть с должности и связи, то зачем загонять население страны в еще более тяжкое положение? Если ошибки есть, то их нужно исправлять. А уже потом заниматься реформами. Будем надеяться, что, на посту вице-премьера, Татьяна Голикова продолжит не только находить ошибки в расходовании бюджетных средств, но и устранять их без нагрузки на население.

Все самое важное о пенсионной системе — возраст и деньги, защита от дискриминации и ситуация на рынке труда. Вице-премьер Татьяна Голикова, которая отвечает за социальную политику, сегодня, что называется, разложила все по полочкам. Почему изменения в законодательстве — вопрос, не терпящий отлагательств? На сколько и когда увеличат пенсии? Какую дополнительную поддержку получат люди старше 50?

«Не ломаем, а адаптируем». Так охарактеризовала предлагаемые правительством изменения в пенсионное законодательство вице-премьер Татьяна Голикова. Главная цель нововведений — увеличение уровня жизни пенсионеров. При нынешней системе ресурсов Пенсионного фонда для этого просто не хватит.

«В сегодняшних условиях у нас достаточно серьезная нагрузка на работающих граждан. Если в 70-е годы на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих, то сегодня это 1,2. Ровно столько граждан уплачивают взносы для того, чтобы потом за счет их взносов оплачивались пенсии. При этом надо понимать, что пенсионная система в Российской Федерации, так исторически устроено законодательство у нас, носит солидарный характер: работающие платят за неработающих», — сообщила вице-премьер правительства РФ.

Вице-премьер подчеркнула: все средства, полученные от повышения пенсионного возраста, пойдут на индексацию пенсий же. Сейчас ее средний размер составляет почти 14,5 тысяч рублей. Если внести предлагаемые изменения в законодательство, то к 2024 году эта цифра вырастет до 20. А если ничего не реформировать, то индексация увеличит сумму лишь до 17 тысяч.

Спросили у вице-премьера и о судьбе пенсионной формулы.

«В любой формуле — не важно какая, балльная, стажевая, еще какая-то, самое важное — это индексация. То, как она будет осуществляться, как будут сохраняться права, которые накоплены за весь период трудовой жизни. И, собственно, вот это нам все равно предстоит поменять, потому что мы переходим к опережающему росту пенсий выше инфляции. Мы все-таки хотим сделать ее более понятной для наших граждан. Но это не значит, что мы все ломаем. Я хочу, чтобы вы услышали: мы ее адаптируем», — пояснила Татьяна Голикова.

Еще один ресурс повышения пенсий — вывод из тени тех, кто работает, но не платит взносы. Их, по словам Голиковой, государство будет постепенно втягивать в общую систему. Законопроект о персонифицированном учете в системе обязательного медицинского страхования — он поможет вычислить тех, кто взносы не платит, а услугами пользуется, — уже принят Госдумой во втором чтении.

Другая мера — запуск мобильного приложения для самозанятых граждан. Уже с января они смогут перечислять часть доходов в бюджет, чтобы система соцстрахования обеспечила им медицинскую помощь, а потом и выплачивала пенсию. Первыми в этом эксперименте примут участие Москва, Подмосковье, Калужская область и Республика Татарстан.

«В связи с повышением пенсионного возраста все боятся того, что людям в возрасте «50 плюс» будет сложнее, им и сейчас сложно найти работу, им сложнее будет найти работу. Какие механизмы будут продумываться?» — спросил вице-премьера журналист «КП».

«Мы вырабатываем комплекс мер, направленный на возможное реагирование. На то, что в случае если людей будут увольнять, чтобы они не оказались брошенными и ненужными нашему обществу только потому, что они находятся в предпенсионном возрасте. Мы планируем увеличить финансовое обеспечение активных программ занятости. Более того, премьер-министр дал поручение в июне уже Роструду, чтобы они усилили надзор за работодателями именно в отношении дискриминации этой части населения», — рассказала Татьяна Голикова.

Средняя продолжительность жизни в России, согласно статистике, увеличилась. Теперь в правительстве надеются улучшить ее качество. Уже с 2019 года в масштабах страны начнутся мероприятия по программе «Активное долголетие»: это и ежегодная диспансеризация людей пенсионного возраста, и меры по вовлечению их в социум, чтобы они не ощущали себя оторванными от общества, и пропаганда здорового образа жизни без вредных привычек.


Правительство в четверг объявило об одной из самых ожидаемых реформ последних нескольких лет — возраст выхода на пенсию планируется повысить до 65 лет для мужчин (сейчас 60) и до 63 лет для женщин (сейчас 55). Об этом на заседании кабмина рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ вскоре будет внесен в Госдуму, где его планируется рассмотреть в первом чтении уже в весеннюю сессию (закончится 29 июля). По данным Пенсионного фонда, сейчас в России порядка 43,2 млн пенсионеров (около 29,4% всего населения).

Пойти на такой шаг правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами — доля работающих людей «становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», сказал Медведев, и это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства». Только при повышении пенсионного возраста можно «обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам», подчеркнул он.

На одного пенсионера в 1970 году приходилось в среднем 3,7 трудоспособного гражданина, в 2019 году этот показатель сократится до двух человек, говорилось в материалах, подготовленных для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. К 2044 году на одного пенсионера будут приходиться лишь 1,5 работающих гражданина, подсчитывал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, чьи эксперты готовили предложения по повышению пенсионного возраста до 63 и 65 лет для мужчин и женщин.

«До недавнего времени Россия была последней страной в Восточной Европе, которая не увеличивала возраст выхода на пенсию в соответствии с ростом ожидаемой продолжительности жизни. Текущие демографические прогнозы предполагают, что численность населения трудоспособного возраста в России в 2019–2020 годах снизится на 0,8%, на 0,5–0,6% в 2021–2022 годах и так далее до середины 2020-х годов», — написал в обзоре главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. Если принять изменения, предлагаемые правительством, число занятых в России может вырасти с 73 млн до 74,5 млн человек к 2023 году (при нынешнем законодательстве оно сократится до 70,6 млн человек), добавил он.


В сложившихся демографических, экономических и институциональных условиях обеспечить пенсионерам достойный размер пенсий невозможно, сказала РБК директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также реализацией программ поддержки занятости людей старших возрастов. «Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности», — предупредила Овчарова.

«63/65» — не единственный вариант, который обсуждался при решении о новом пенсионном возрасте. Как рассказывали источники РБК, правительство рассматривало и другие параметры, в частности увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, а также до 62 и 60 лет соответственно. Выбранные правительством параметры «65/63» — это «крайний» сценарий и «предложение для торга», считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания правительства отказался считать принятый вариант «наиболее жестким». Дело в том, что правительство повышает пенсионный возраст поэтапно, объяснил он.

По старой памяти

Правительство не стало уравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин, хотя женщины в России, по статистике, живут дольше мужчин (ожидаемая продолжительность жизни — 77 лет против 66,5 года, по данным Росстата (.pdf) на 2017 год). Для сохранения разницы в пенсионном возрасте для мужчин и женщин нет демографических и экономических причин, полагает Овчарова. «Но это укоренившаяся социальная норма, что женщины имеют некий социальный бонус за то, что они ухаживают за детьми и пожилыми», — сказала экономист. «Учитывая, что женщины живут дольше, возраст выхода и мужчин, и женщин на пенсию с экономической точки зрения должен быть одинаковым», — считает Овчарова.

Кто и когда сможет выйти на пенсию

При повышении пенсионного возраста предусмотрен 10- и 16-летний переходный период. Само повышение будет происходить темпами «плюс один год каждый год», следует из заявления вице-премьера Татьяны Голиковой. Повышение затронет мужчин 1959 года и младше и женщин 1964 года и младше. Например, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет (при действующих правилах они бы вышли на пенсию в 2019 году). Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения смогут уйти на пенсию в 2022 году — в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет.

В целом переходный период будет продолжаться до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин (см. инфографику). С этого времени все мужчины и женщины, не относящиеся к льготным категориям, будут выходить на пенсию с 65 и 63 лет вне зависимости от года рождения.

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет. Пенсии по такому основанию получают 2,9 млн человек, отмечалось в материалах для депутатов и сенаторов. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

Возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет. А люди, имеющие большой стаж работы — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, — смогут выйти на пенсию на два года раньше (такая возможность есть и сейчас).

Нынешние поправки не предусматривают изменений для стажа выслуги, который требуется военным при выходе на пенсию (сейчас 20 лет), но Минфин, по словам Силуанова, считает, что он «также должен быть скорректирован». «Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал первый вице-премьер.

Кого не затронет повышение пенсионного возраста

Правительство определило категории граждан, которые смогут выйти на пенсию на тех же условиях, что и сейчас, заявил Медведев. Среди них — работающие на вредном и опасном производстве; женщины, которые имеют пять и более детей; инвалиды по зрению первой группы и военной травмы; один из родителей или опекунов инвалидов с детства; граждане, пострадавшие при аварии в Чернобыле.

Как это соотносится с продолжительностью жизни

С момента утверждения нынешних границ пенсионного возраста (часть из них была принята в 1930-х годах, а основные правила утвердили в 1950–1960-х годах) «продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда», заявил Медведев. Сейчас этот показатель составляет почти 73 года, а к 2030 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, должен достичь 80 лет.

Но при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, писали экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), подчеркивали они.


Власти «кардинально изменили ситуацию с точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, еще динамичнее ситуация менялась с 2007 года, когда были приняты различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии», заявил в четверг министр труда Максим Топилин.

Не последний этап

Законопроекту о пенсионном возрасте еще предстоит пройти через парламент и администрацию президента. Документ будет внесен в Госдуму в «самое ближайшее время», чтобы депутаты могли рассмотреть его в первом чтении до конца весенней сессии, заявил Медведев (таким образом, основное обсуждение реформы состоится уже осенью). Владимир Путин, который должен поставить финальную подпись под законопроектом, про повышение пенсионного возраста однозначно раньше не высказывался.

«Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию, я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно. На что бы хотел обратить внимание? Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством, — это повышение доходов пенсионеров, причем значительное повышение их доходов», — говорил он в ходе ежегодной прямой линии в июне.

Что получат граждане и государство

После увеличения пенсионного возраста пенсии у нынешних пенсионеров будут расти на 1 тыс. руб. в год, заявил Медведев. Сейчас страховые пенсии индексируются на уровень прошлогодней инфляции — так, в 2018 году средняя пенсия увеличится на 481 руб., в прошлые два года она также росла на 400–500 руб. Рост пенсий выше инфляции прописан в майском указе Путина. Благодаря изменению пенсионного возраста пенсии будут индексироваться не только 1 февраля по инфляции, как раньше, но затем еще 1 апреля (за счет дополнительных доходов), сказала Татьяна Голикова. Но правительство пока не планирует возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена в 2016 году. Голикова в четверг сообщила журналистам, что в нынешнем пакете поправок такой меры нет.

«Решение о повышении пенсионного возраста — это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам», — сказал Силуанов, не уточнив конкретных цифр по экономическому эффекту.

Финансовый эффект от увеличения пенсионного возраста будет нарастать от года к году и превысит 1% ВВП к началу 2030-х годов, сказал РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. «В первый год [повышения возраста выхода на пенсию] это будет порядка 150 млрд руб., потом цифра будет увеличиваться и дорастет до свыше 1% к началу 2030-х годов», — сообщил Назаров. По его словам, часть средств, скорее всего, будет направлена на повышение размера пенсий. «В нынешних ценах примерно это будет прибавка на 1 тыс. руб. К началу 2030 годов мы сможем в нынешних ценах (то есть с поправкой на инфляцию. — РБК) довести пенсию до 20 тыс. руб.», — отметил экономист. При увеличении пенсионного возраста ВВП может расти на дополнительные 0,5 п.п. в год с 2019 по 2028 год, подсчитал Кузьмин.

Повышение пенсионного возраста может снизить дефицит Пенсионного фонда на «несколько сотен миллиардов рублей, но создаст социальные и макроэкономические проблемы», полагает директор аналитического департамента УК «БКС Сбережения» Сергей Суверов. «В частности, может наблюдаться давление на зарплаты, также, скорее всего, сократится потребительский спрос», — сказал он.

Будет ли безработица

Экономический эффект от повышения пенсионного возраста в предложенном сценарии не оправдывает социальные риски, считает Сафонов. Власти столкнутся с необходимостью дополнительных расходов по доведению до прожиточного минимума доходов безработных граждан, подчеркнул он. «Одновременно принимается решение о повышении НДС (он был увеличен с 18 до 20%. — РБК), что повлияет на доходы населения. Реальные доходы граждан упадут, соответственно, это усугубит ситуацию с занятостью», — сказал эксперт. По его словам, «очень велика» вероятность роста безработицы.

«Учитывая, что мы сейчас находимся в уникальных демографических условиях, когда на рынок труда входит очень малочисленное поколение 1990-х, а с рынка труда выходят огромное поколение послевоенных беби-бумеров, то чисто статистически никакого роста безработицы быть не может», — возражает Назаров. Более того, она будет снижаться, «потому что повышение пенсионного возраста даже озвученными темпами дает закрытие дефицита [рабочей силы] только на половину», сказал Назаров.

Силуанов в четверг заверил, что правительство не отказывается от «построения страховой пенсионной системы», а также создает «добровольные системы пенсионного страхования». Он напомнил о концепции индивидуального пенсионного капитала — системе, разработанной Минфином и ЦБ и предусматривающей автоподписку граждан на отчисления на пенсию, которые будут нарастать с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет.

Читайте также: