Грузия справка о зарплате к пенсии

Начинаем новую рубрику "Почувствуй разницу", в которой мы будем сравнивать зарплаты и пенсии в разных странах, а также некоторые другие показатели жизни (например, цены на продукты и другие товары).

Начнем, пожалуй, с постсоветского пространства. Как живут ранее союзные для нас страны? Давайте разберемся. (Прим.: все переведено в рубли).

1. Зарплаты

Начнем со сравнения средних заработных плат. Придется полагаться на данные статистики, правда, не знаю как в Грузии, но в России она очень сильно завышена.

Но что поделать, придется брать то, что есть. Итак, в Грузии в среднем люди получают около 20 000 - 25 000 рублей, а в России средняя заработная плата по данным Росстата 42 000 рублей.

Казалось бы, у нас зарплаты значительно больше. Но я бы не сказал. Просто у нас больше людей, чьи зарплаты достигают нескольких миллионов. Отсюда и такая огромная средняя цифра по стране.

Всего скорее, что у простых людей и в той и другой стране зп примерно одинакова.

2. Пенсии

Тут стоит сказать, что в Грузии уже сейчас пенсионный возраст составляет 60/65 лет, тогда как у нас такой отметки он достигнет только через пару лет.

Что касается размера пенсий, то в Грузии она составляет около 5000 рублей. Получают ее все, кто достиг пенсионного возраста и вне зависимости от трудового стажа. Отсутствует накопительная часть, именно поэтому размер пенсии очень маленький.

В России в среднем получают 14100 рублей. Но все зависит от стажа и от размера заработной платы.

3. Минимальная продуктовая корзина

Это такой показатель, который в России входит в прожиточный минимум и он устанавливает минимальную сумму, на которую человек может закупиться в магазине продуктами. Состав продовольственной корзины отличается в разных странах.

Что касается Грузии, то тут размер продуктовой корзины составляет примерно 4 500 рублей, в России - чуть менее 5 000 рублей.

4. Коммунальные услуги

Стоит отметить, что в Грузии нет центрального отопления и горячей воды, поэтому населению приходится решать эту проблему самостоятельно.

В целом, за отопление в квартирах приходится тратить до 3000 рублей (зависит от размеров) в месяц. В среднем на электроэнергию уходит до 1000 рублей, за воду и мусор до 700 рублей. Средняя же сумма всего набора коммунальных услуг составляет около 3000 рублей в месяц, в зависимости от размера жилья и времени года.

А теперь сравните со своими квитанциями, и сделайте выводы для себя. Но могу сказать одно - коммунальные услуги обходятся нам значительно дороже.

5. Продукты

Цены на продукты в Грузии: хлеб – 20 рублей, мука – 45 рублей за кг, фасоль – около 100 рублей, сахар – 43 рубля, картофель – до 25 рублей, мясо – 200-380 рублей, курица – 200-250 рублей, молоко – 75-100 рублей, рис - 51 рубль, гречка - 52 рубля. Овощи и фрукты там стоят довольно дешево.

Цены также можете сравнить самостоятельно. Но в целом продукты у нас дороже.

6. Прочие расходы

Также посмотрим цены на прочие расходы в Грузии: домашний Интернет - 980 рублей, минута разговора по мобильному телефону - 7 рублей, проезд на общественном транспорте от 7,5 рублей до 20 (зависит от вида транспорта и маршрута), литр бензина АИ-95 - 56,85 рублей.

Хотя Росстат и отчитывается о том, что у нас зарплата чуть ли не в 2 раза выше, чем в Грузии, однако большинство населения обеих стран получает примерно одинаково: 15 - 25 тыс. рублей.

Пожалуй, единственным большим преимуществом в нашей стране является то, что размер пенсий у нас больше. Пускай многие и не получают 14 тыс.рублей, но все-таки имеют на руках 9-10 тыс.рублей, в то время как грузинские пенсионеры могут рассчитывать только на выплаты не более 5 000 рублей.

В некоторых моментах Россия уступает. Продукты у нас дороже, а качество зачастую оставляет желать лучшего, да и плата за коммунальные услуги у нас, пожалуй, выше. Однако здесь есть некоторые нюансы.

В целом, уровень жизни в России повыше, чем в Грузии, хотя какой-то пропасти, конечно же нет.

Огромная просьба: подписывайтесь на канал и ставьте лайк . Так я пойму, что вам понравилось и продолжу выпускать интересные статьи. Спасибо.

Также вы можете поделиться данным материалом в своих соцсетях.

Русскоязычный форум о Тбилиси

Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?


Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение Abo » Вт дек 18, 2012 7:09 pm


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение pathfounder » Вт дек 18, 2012 11:39 pm


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение kalia » Ср дек 19, 2012 11:36 am

Привет и добро пожаловать на форум!

Что касается стажа - ситуация тут, мягко говоря, сложная. Если те организации, в которых ты работал, еще существуют - аэропорт и 31-й завод вроде бы относятся как раз к таким - все проще, ибо, как и сказал pathfounder, у них в архивах должны храниться все личные дела (в течение 70-ти лет, как мне сказали в Центральном архиве). По идее, они могут запросто выдать эту информацию.

Вот такие пироги.


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение pathfounder » Ср дек 19, 2012 1:20 pm


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение Abo » Ср дек 19, 2012 1:57 pm

Привет и добро пожаловать на форум!

Что касается стажа - ситуация тут, мягко говоря, сложная. Если те организации, в которых ты работал, еще существуют - аэропорт и 31-й завод вроде бы относятся как раз к таким - все проще, ибо, как и сказал pathfounder, у них в архивах должны храниться все личные дела (в течение 70-ти лет, как мне сказали в Центральном архиве). По идее, они могут запросто выдать эту информацию.

Вот такие пироги.

Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение vivat » Сб янв 19, 2013 10:58 pm

Здравствуйте!Хочу Вас огорчить:между РФ и Грузией нет межгосударственного соглашения о том,что стаж работы в Грузии будет учитываться при начислении пенсии в РФ.Так что справку можете добыть и положить её в дальний угол до лучших времён.Источник: личный опыт.

ПыСы.Здравствуйте все форумчане!Я здесь новенькая.


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение kalia » Вт янв 22, 2013 12:32 pm

vivat писал(а): Здравствуйте!Хочу Вас огорчить:между РФ и Грузией нет межгосударственного соглашения о том,что стаж работы в Грузии будет учитываться при начислении пенсии в РФ.Так что справку можете добыть и положить её в дальний угол до лучших времён.Источник: личный опыт.

ПыСы.Здравствуйте все форумчане!Я здесь новенькая.

vivat, добро пожаловать на форум!

А можно поподробнее насчет личного опыта? Мне сейчас как раз предстоит для товарища бегать по этому вопросу.


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение Платоша » Вт янв 22, 2013 1:51 pm

Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение vivat » Пт янв 25, 2013 1:42 pm


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение kalia » Пт янв 25, 2013 4:04 pm

Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение All@ » Пн сен 02, 2013 3:50 pm


Re: Возможно ли подтвердить стаж работы в Тбилиси?

Сообщение kalia » Вт сен 03, 2013 3:10 pm

Я сам не так давно занимался такой вот "изыскательской дейтельностью". Дело это геморройное, поскольку документы от разных организаций, в большинстве случаев ныне не существующих, переданы их наследникам. Найти этих наследников бывает очень непросто, а иногда и вовсе невозможно.

Согласно законодательству, личные документы персонала должны храниться 70 лет. Однако беда в том, что для пенсии нужны документы о зарплате, а это совсем отдельная песня.

В общем, тут пока не попробуешь, не узнаешь.

Да, еще для справки. Для большинства организаций стандартный срок ответа на запрос граждан - 10 дней, и он, как правило, выдерживается точно. Ускорение этого обслуживания возможно, если документы находятся в Национальном архиве, т.к. их выдачей сейчас занимается Дом Юстиции и у них есть ускоренный вариант ответа - вплоть до одного дня, насколько я знаю. Но за деньги
Во всяких министрествах и т.д. ускорить это дело нелья никак.

Лучше всего попытаться заранее определить, где и у кого могут находиться нужные вам документы. Я не уверен, что вам ответят на письменный запрос по почте, хотя - кто его знает.

И еще. Меня предупредили, что для получения данных о заработной плате потребуется доверенность, и нам пришлось приложить изрядно сил, чтобы доставить её из Ростова, а потом я её еще на грузинский переводил и заверял. Так вот, НИ В ОДНОЙ организации с меня никаких доверенностей не потребовали, а когда я удивился, получил объяснение, что все это - открытая информация.

В ноябре прошлого года подала документы на оформление пенсии. Стаж работы у меня основной в Грузии. В ПФР мне этот стаж считать не хотят. Делают туда, якобы, запрос через посольство Швейцарии. Те, естественно, им не отвечают и НИКТО не беспокоится с ответом о запросе. Побеспокоила своих друзей, съездили в организацию, где работала и по доверенности получили мне справки с печатями и справку за 5 лет зарплаты. Принесла в ПФР, там сказали, что теперь будут делать запрос на МОИ справки и опять через Посольство, которое игнорирует и молчит. До этого мне в ПФР сказали, что Я самостоятельно тоже могу сделать запрос, но, как выясняется, значимости мои усилия не имеют и юридической основы тоже! Подскажите, пожалуйста, как мне быть? Куда обращаться, чтобы Я не пролетела с назначением пенсии по возрасту в 55 лет, а не в 60, как мне мне ПФР грозится, из-за того, что 8 лет стажа не набирается. А в Грузии у меня почти 20 лет стажа с перечислениями, а не просто записи в книжках. Спасибо заранее.


Если у Вас сохранились оригиналы всех документов, справок, переданных в ПФР (потому что там могли и потерять оригиналы), то в случае отказа ПФР в назначении пенсии надо будет готовиться к обращению в суд с исковым заявлением и приобщать указанные справки (и копию трудовой книжки) в качестве доказательств.

В суде немного проще относятся к доказательствам в нужном Вам направлении: их не будет интересовать процедура получения доказательств (через Швейцарию или через Антарктиду), если ПФР заявит о подложности доказательств, то он обязан будет это сам доказать, а отсутствие ответа из посольства ничего не доказывает кроме самого отсутствия ответа.

Впрочем, в судах бывают разные неожиданности, потому не рекомендовал бы надеяться заранее на отсутствие проблем в суде. Лучше обратиться к юристу за помощью в суде.


Нет справки за 5 лет о зарплате не сдали в архив 1982-94 г пенсия минимальная. Что делать,


Если за этот период у вас нет справки, то вам в связи с этим и назначили минимальную пенсию. Попробуйте в судебном порядке решить данный вопрос.


Легостаева не поняла и не ответила на мой вопрос. Меня волнует то, что в справке о зарплате нет данных за один месяц, когда я была в отпуске в 1992 году, хотя за другие месяцы, за каждый отдельно, в том числе за те, когда я была в отпуске, есть (по всей видимости юрист Легостаева никогда не видела такую. Справку). Не будет ли пенсионный фонд считать это как прерывание стажа? И можно ли высчитать зарплату (отпускные) за этот месяц, так как лицевого счёта в архиве именно за этот месяц нет. Надеюсь мне не придётся платить вам второй раз, так как я уже заплатила и не получила ответа.


Прерыванием это считаться не будет. А вот что либо высчитывать в ПФ никто не станет. И суд, если Вы обратитесь, никогда не признает такую затею правомерной.


Можно ли обратиться в суд на организацию (в частности это Сбербанк не могут найти архивные лицевые счета за два года и поставили мне нулевую зарплату) по поводу не выдачи справки в Пенсионный фонд о начисленной зарплате за 5 лет работы (копия трудовой мной предоставлена) с 1991 по 1996 г. для начисления пенсии, я обратилась еще 16 февраля, а справка до сих пор мной не получена, пенсионный возраст наступил 16 марта 2013 года. Я уже потеряла пенсию почти за два месяца, так как не могу ее оформить без этой справки, или же без этой справки буду получать ее в минимальном размере.



Теоретически возможно. Статья 151. ГК РФ Компенсация морального вреда.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Но в данном случае исходя из судебной практики вряд ли получится взыскать моральный вред. Моральный вред подлежит возмещению в случае причинения нравственных и физических страданий путем нарушения не имущественных прав. Компенсация морального вреда возможна при следующих общих условиях: наличие морального вреда; неправомерное действие, нарушающее не имущественные права личности, причинная связь между неправильным действием и моральным вредом; вина причинителя вреда.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Внимание! Ответы на вопросы даются в соответствии с законодательством, действующим на дату ответа.
Если Вы хотите написать комментарий или задать уточняющий вопрос, напишите его здесь. Если Вы хотите задать НОВЫЙ вопрос - создайте НОВУЮ тему. На НОВЫЕ вопросы, заданные здесь, администрация давать ответы не будет.

Здравствуйте.
Моей маме до пенсии осталось меньше месяца. С 1979 по 1994 год она жила в Грузинской ССР, работала старшим научным сотрудником. В 1994 получила гражданство РФ и статус вынужденного переселенца; впрчем, статус уже истёк, а гражданство, разумеется, осталось.
Научные сотрудники в СССР получали хорошие зарплаты, поэтому мама в соответствии с практикой оформления пенсий захотела учесть при назначении пенсии свой заработок за 5 лет с 1985 по 1990 год, для чего с большим трудом добыла соответствующую справку из института, в котором она работала.
Сегодня в пенсионном фонде ей объяснили, что в соответствии с недавно вышедшим письмом Правления ПФ РФ от 20.06.2006 N ЛЧ-25-26/6454 «О ЗАРАБОТКЕ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ПРИБЫВШИМ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЗ РЕСПУБЛИК ГРУЗИИ И МОЛДОВЫ» её справка не может быть принята, так как «для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения» (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г, статья 6, пункт 3). Аналогичная норма предусмотрена и в отношении бывших жителей Молдовы.
Однако мне известно, что в отношении Молдовы существует письмо Минтруда России от 14 ноября 2003 г. N 3738-16, согласно которому «по желанию граждан — переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года».
Вопросы:
1. Имеет ли по-прежнему это письмо Минтруда от 14.11.2003 г. N 3738-16 юридическую силу и не отменяет ли его письмо Правления ПФ РФ от 20.06.2006 N ЛЧ-25-26/6454?
2. Существуют ли подобные нормативные акты в отношении бывших жителей Грузии?
Спасибо.

1. Письмо от 14.11.2003 г. № 3738-16, о котором Вы упоминаете, касается только переселенцев из Молдовы и к переселенцам из Грузии неприменимо.
Точная цитата из письма от 20.06.2006 г. № ЛЧ-25-26/6454 (предпоследний абзац):
«Учитывая изложенное, при исчислении заработка, в т.ч. за периоды до 31.12.1991, применим порядок, предусмотренный Соглашениями от 10.02.1995 и от 16.05.1997, с соответствующими изменениями правоприменительной практики в отношении Соглашения от 10.02.1995».
По нашему мнению, под «соответствующими изменениями правоприменительной практики в отношении Соглашения от 10.02.1995 г.» и понимается неприменимость письма от 14.11.2003 г. № 3738-16.
2. В отношении переселенцев из Грузии нормативных актов, аналогичных письму от 14.11.2003 г. № 3738-16, не существовало.

К сожалению, трудовая пенсия Вашей маме будет назначаться в порядке, установленном письмом от 20.06.2006 г. № ЛЧ-25-26/6454.
Можно обжаловать указанный порядок в Конституционном суде РФ на том основании, что он ущемляет конституционные права Вашей мамы по сравнению с гражданами, всю жизнь прожившими на территории России, но результат рассмотрения иска мы прогнозировать не можем.

«Письмо от 14.11.2003 г. № 3738-16, о котором Вы упоминаете, касается только переселенцев из Молдовы и к переселенцам из Грузии неприменимо».

Это я понимала, спрашивала с целью прояснить ситуацию не только для бывших жителей Грузии, но и для собратьев по несчастью из Молдовы.

Что ж, спасибо за скорый и исчерпывающий ответ.

Последний вопрос. А на каком же тогда основании до этого момента можно было при назначении пенсии учитывать заработок до 1991 года? Получается, никакой правовой базы не было?

Да, в статье 6 Соглашения однозначно указано, что учитывается заработок, полученный после переселения. Почему ранее эта норма не применялась, мы не можем предположить. Остается только сожалеть, что Вашей маме не хватило буквально нескольких месяцев для исчисления нормальной пенсии.

«Согласно принятым правилам, рассматриваемое соглашение вступает в силу после его ратификации и не может распространяться на предыдущие
периоды.» (цитата из ответа с сайта pensionforum.ru).
В вопросе было указано, что пенсия будет назначаться через месяц.
Соглашение с Грузией ратифицировано 16.05.1997 г., т.е. обращение за пенсий (назначение пенсии) будет произведено после ратификации и
соответственно на него будет распространяться действие Соглашения (пункт 2 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ — «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.»).

В самом первом ответе на этот вопрос мы писали, что можно попробовать обратиться в Конституционный суд с жалобой на то, что
данный порядок исчисления размера пенсии нарушает конституционные права. Думаем, что обращаться в суд общей юрисдикции с попыткой как-то повлиять на нормы международного соглашения РФ бессмысленно. Не уверены, что здесь поможет и Конституционный суд, но тогда будет хоть
определенность, т.к. его определения и постановления окончательны и обжалованию не подлежат.
Мы уверены, что наши ответы правильные.

Будем благодарны, если Вы сообщите нам дальнейшее развитие «Вашей истории»: обращались ли Вы в суд и если да, то каков результат.

При сдаче документов в пенсионный фонд, нас попросили принести решение суда об восстановлении отчества, так как все документы, подтверждающие трудовой стаж(трудовая книжка, справки с мест работы и тд) имеют отчество. На данный момент основанием для подачи документов в пенсионный фонд является вид на жительство, который не имеет отчества(была гражданином Молдовы). Как правильно составить иск в судебный орган для подтверждения, что документы перечисленные и вид на жительство принадлежат одному и тому же лицу? Чтобы не ехать в Москву в посольство Молдовы.

хотелось уточнить .у меня такая же ситуация по молдове. только на пенсию вышла в 1981году ипотом уехала в молдову.с 2008года вернулась в росию -получила гражданство.в россии не работала .обратилась за перерасчетом пенсии -не за 2 последних года пенсию а за 5.есть архивные справки за 5. но пенсионный идет на 1671. идет суд -пытаюсь применить письмо»3738″минтруда не знаю как трактовать его вэтом случае

Гражданство РФ получил в 18.06.2002 года в Посольстве РФ в Молдове.Был зарегистрировон в посольстве.В 2007 году переехал в Россию, сейчас оформляю пенсию и в пенсионном фонде применяют ко мне «Соглашение от10.02.1995г.» Стаж 32 года.Предоставил справки о зарплате за период 1979-1984 гг при работе в Туркменской ССР.Правильно ли поступают в пенсионном фонде или нет.Спасибо за помощь

Ольга Васильевна, прошу Вас дать разъяснение по следующей теме: миграция населения бывших республик Союза ССР происходит постоянно, в том числе и лиц пожилого возраста. Как же решается вопрос их пенсионного обеспечения?

Этот вопрос решается в соответствии с международными договорами между государствами - бывшими союзными республиками. Первый такой документ – Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»- был принят 13 марта 1992 года. Его участниками в настоящее время являются 8 государств: Российская Федерация, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Основная норма Соглашения от 13 марта 1992 года – осуществление пенсионного обеспечения по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент назначения пенсии. Эта норма относится не только к тем, кто впервые приобрел право на пенсию, но и к тем, кто ее уже получал в государстве прежнего проживания.

В практическом плане это означает, например, по прибывшим из вышеперечисленных государств в Российскую Федерацию, что все документы истребуются вновь и их оценка на пригодность для назначения пенсии оценивается по нормам российского пенсионного законодательства.

Будет ли назначена пенсия, если прибывший не является гражданином Российской Федерации?

Согласно российскому законодательству право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами РФ имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание подтверждается Видом на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Гражданам России, в том числе переехавшим из бывших союзных республик, пенсия назначается и при отсутствии регистрации по месту жительства. Для них достаточно регистрации по месту пребывания или месту фактического проживания, но при условии снятия с регистрационного учета

по месту жительства в государстве прежнего проживания.

В связи с переездом пенсионера по старости на постоянное проживание в Россию ему прекратили выплату пенсии, допустим, в Казахстане. Переезд, обустройство, получение необходимых документов для оформления пенсии по новому месту жительства занимает немалое количество времени, а назначение трудовой пенсии по старости по законодательству РФ производится с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами. Получается, что за какой-то промежуток времени он теряет пенсионное обеспечение?

Соглашение от 13.03.1992 г. позволяет минимизировать потери: российская пенсия того же вида, какую он получал в государстве прежнего проживания, будет ему назначена с даты прекращения выплаты, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Есть еще вариант сохранения непрерывного пенсионного обеспечения при переезде – не сниматься с пенсионного учета по прежнему месту жительства до окончательного решения всех проблем по обустройству в другом государстве.

Необходимо ли привозить с собой пенсионное дело?

На усмотрение заявителя. Обязательны сведения о виде пенсии и дате прекращения ее выплаты, они содержатся в материалах дела, но их можно подтвердить также и справкой из пенсионирующего органа по прежнему месту жительства. Могут быть использованы из пенсионного дела подлинные документы о стаже и заработке, если они соответствуют требованиям российского законодательства.

В каком порядке рассматриваются документы, представленные для назначения пенсии на иностранном языке?

Документы, выданные на иностранных языках в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет этими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Каких документов для назначения российской пенсии чаще всего недостает у переселившихся из стран СНГ?

Чаще всего проблемы возникают по справкам о заработной плате. Согласно законодательству РФ среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется по одному из 2-х вариантов: либо за 2000 – 2001 годы по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 2002 года.

Первый вариант для прибывших в настоящее время из другого государства чаще всего не используется вследствие отсутствия сведений о них в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда нашей страны, а для второго варианта своевременно справка, как правило, заявителем не представляется, ее приходится запрашивать дополнительно, при этом полномочные органы другого государства не всегда откликаются оперативно. Поэтому очень желательно, чтобы решивший переехать в Российскую Федерацию гражданин прежде всего уточнил, какие документы ему понадобятся, и получил их до выезда. Кроме того, ему необходимо знать, как должны быть оформлены эти документы: что касается справок о заработной плате, например, то в ней обязательны наименование организации, номер и дата выдачи, полные ФИО, помесячные данные о сумме заработка и о названии валюты, в которой заработок выплачивался, основание выдачи справки, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, заверенные печатью предприятия.

В справках о периодах работы помимо всего прочего обязательно должна быть указана дата рождения работника.

Участниками Соглашения от 13.03.1992 являются 8 бывших союзных республик. Как вопросы пенсионного обеспечения решаются с остальными?

С 6 бывшими союзными республиками Российской Федерацией заключены двусторонние международные договоры о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения: с Республикой Молдова от 10.02.1995; с Грузией от 16.05.1997; с Литовской Республикой от 29.06.1999; с Республикой Беларусь от 24.01.2006; с Латвийской Республикой от 18.12.2007; с Эстонской Республикой от 14.07.2011 года.

Договоры с Молдовой, Литвой, Грузией за исключением отдельных особенностей содержат те же принципы пенсионного обеспечения, что и Соглашение от 13.03.1992: пенсии назначаются по территориальному признаку, т.е. по законодательству страны проживания.

По договору с Эстонией применяется пропорциональный принцип: каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на ее территории (в том числе на территории бывших РСФСР и ЭССР), согласно положениям своего законодательства.

По договору с Республикой Беларусь действует смешанный территориально-пропорциональный принцип: за периоды страхового (трудового) стажа до 13.03.1992 пенсию назначает и выплачивает то государство, где лицо проживает в момент обращения за пенсией, а за периоды после 13.03.1992 каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию пропорционально стажу, приобретенному на его территории.

Кроме того, по желанию заявителя может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются (России или Беларуси) без применения положений Договора от 24.01.2006.

По Договору с Латвийской Республикой за периоды страхового стажа, приобретенного в СССР до 1 января 1991 года на территории Латвии или России, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового стажа после 1 января 1991 года, каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории.

Республика Азербайджан не подписала Соглашение от 13.03.1992 и не имеет международного договора с Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения, поэтому пенсионирование прибывающих из этого государства граждан производится в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.

Читайте также: