Изменения по вопросам обязательного пенсионного страхования в

Федеральный закон от 16.12.2019 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Вносятся изменения следующего содержания:

1) преамбулу после слов "в системе обязательного пенсионного страхования," дополнить словами "учета сведений о трудовой деятельности,";

а) абзац третий после слов "в системе обязательного пенсионного страхования," дополнить словами "учета сведений о трудовой деятельности,";

б) абзац седьмой после слов "в системе обязательного пенсионного страхования," дополнить словами "сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях";

в) дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:

"раздел "Сведения о трудовой деятельности" - раздел индивидуального лицевого счета, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении. В целях настоящего Федерального закона в части формирования сведений о трудовой деятельности под трудовой деятельностью понимаются периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности;";

г) абзацы одиннадцатый - пятнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым - шестнадцатым;

а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:

"учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;";

б) абзацы пятый - десятый считать соответственно абзацами шестым - одиннадцатым;

а) в пункте 1.2 слово " (разделов)" заменить словами ", а также раздела "Сведения о трудовой деятельности";

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. В разделе "Сведения о трудовой деятельности" указываются:

наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);

регистрационный номер страхователя;

2) сведения о выполняемой работе и периодах работы:

сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

сведения о переводах на другую постоянную работу;

сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;

реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;

3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.";

5) абзац третий пункта 2 статьи 8 дополнить предложением следующего содержания: "Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.";

6) в абзаце седьмом пункта 2 статьи 9 слова "одновременно с заявлением о снятии его с регистрационного учета в качестве страхователя" заменить словами "не позднее дня прекращения статуса адвоката, полномочий нотариуса";

а) пункт 1 после цифр "2 - 2.2" дополнить словами "и 2.4";

б) дополнить пунктами 2.4 - 2.6 следующего содержания:

"2.4. Страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя, отчество;

3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2.5. Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения представляются:

1) с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.

При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года;

2) с 1 января 2021 года:

в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;

в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

2.6. Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

Особенности представления сведений о трудовой деятельности государственными органами в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, иными федеральными государственными органами и Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения о трудовой деятельности, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную тайну, и документы, содержащие такие сведения, представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации не подлежат.";

в абзаце первом цифры "2.3" заменить цифрами "2.4";

в абзаце втором цифры "2.3" заменить цифрами "2.4";

в абзаце третьем цифры "2.3" заменить цифрами "2.4", слова "одновременно с заявлением о снятии его с регистрационного учета в качестве страхователя" заменить словами "не позднее дня прекращения статуса адвоката, полномочий нотариуса";

8) в части второй статьи 16:

а) в абзаце пятом слова "включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и" заменить словами "частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о", слова "по форме, утверждаемой" заменить словами "а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" по формам, утверждаемым";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"направлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного нарушения.";

9) статью 17 дополнить частью двадцать первой следующего содержания:

"За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.".

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В порядок индивидуального (персонифицированного) пенсионного учета внесены не очень существенные, может быть, но принципиально важные изменения. Они, по-видимому, отражают последние достижения государственных органов в части цифровизации.

С этой целью принят Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он опубликован на портале www.pravo.gov.ru 01.04.2019 и действует с этой даты. Правда, неясно, насколько сами государственные органы и ПФ РФ готовы к переменам.

Главные изменения

В Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целая ст. 7 была посвящена порядку оформления и выдачи свидетельства обязательного пенсионного страхования. Теперь эта статья отменена. Отныне вместо страховых свидетельств физическим лицам будут выдаваться документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (далее – система).

Впрочем, согласно ст. 7 Федерального закона № 48-ФЗ страховые свидетельства, выданные до дня вступления в силу этого закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе. То есть данное изменение коснется прежде всего тех, кто ранее не получал страховое свидетельство, и, очевидно, тех, кто его утратит. Им всем придется получать именно документ, подтверждающий регистрацию в системе.

Кроме того, законодатели установили, что в системе фактически должны быть отражены сведения не только о лицах, являющихся застрахованными в рамках обязательного пенсионного страхования, но и о лицах, не подлежащих указанному страхованию.

В связи с этим в Федеральный закон № 27-ФЗ наряду с используемым понятием «застрахованное лицо» введено новое, более широкое понятие «зарегистрированное лицо». Это сделано для учета в системе сведений о застрахованных лицах, детях, а также других физических лицах, которым открыт индивидуальный лицевой счет, в том числе в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Именно такие лица и будут считаться зарегистрированными.

Установлено, что застрахованными являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». До сих пор в данном определении не было ссылки на указанный закон. Но застрахованными считались лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством РФ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в ПФ РФ в соответствии с законодательством РФ. То есть, по сути, застрахованными считались те же лица, поскольку обязательное пенсионное страхование как раз и осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ.

Понятие самого индивидуального (персонифицированного) учета также расширено. Оно теперь будет включать не только организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ, но и организацию и ведение предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством РФ, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Федеральным законом № 48-ФЗ оптимизирован процесс открытия индивидуального лицевого счета зарегистрированного (ранее – счета застрахованного) лица (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ). Такие счета должны будут открываться не только на застрахованных, но и вообще на всех иностранцев и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ.

Для открытия счета заинтересованное лицо подает заявление в ПФ РФ лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Возможен и иной способ (можно предположить, что он станет более распространенным в будущем) – индивидуальный лицевой счет открывается на основании сведений, поступающих в орган ПФ РФ от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Законодатели решили учесть, что в настоящее время страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) помимо своей основной задачи используется в различных сферах как идентификатор. Это обстоятельство они решили оформить юридически, закреплено законодательно, что СНИЛС может использоваться в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг (ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ).

О действиях при приеме сотрудника на работу

До сих пор согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому по нормам законодательства РФ начисляются страховые взносы, обязано было представить страхователю свое страховое свидетельство. В случае его отсутствия ему следовало написать соответствующее заявление с просьбой о выдаче такого свидетельства впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ, для передачи в ПФ РФ.

Теперь в данной ситуации застрахованное лицо обязано будет предъявить страхователю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством сервиса «Личный кабинет зарегистрированного лица».

Об этом же сказано теперь в ст. 65 ТК РФ.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ застрахованное (а теперь и зарегистрированное) лицо имеет право получать бесплатно в органах ПФ РФ по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете.

Теперь уточнено, что эти сведения можно получить и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Также застрахованное (зарегистрированное) лицо вправе получать в органах ПФ РФ документ, подтверждающий регистрацию в системе и содержащий сведения о СНИЛС, который по выбору этого лица может быть направлен ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иным способом, в том числе почтовым отправлением.

При первичной регистрации или изменении у зарегистрированного (застрахованного) лица сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, оно теперь должно сообщить страхователю данные, предусмотренные пп. 2 – 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ, для передачи в ПФ РФ.

К сведению: до сих пор одной из обязанностей застрахованного лица было получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов ПФ РФ (абз. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 27-ФЗ).

Теперь зарегистрированное лицо должно будет предъявлять документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа, и не только страхователю или органам ПФ РФ, но и органам, предоставляющим государственные или муниципальные услуги.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 27-ФЗ в определенных случаях страхователь должен был представлять в соответствующий орган ПФ РФ сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные пп. 1 – 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ. В частности, эта обязанность возникала при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым по законодательству РФ начисляются страховые взносы, не имевших до того страхового стажа и свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Теперь так надо поступить при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, если в отношении этих физических лиц не открыт индивидуальный лицевой счет (данное требование продублировано в ст. 65 ТК РФ).

Те же действия надо было до сих пор совершать страхователю при утрате работающим у него застрахованным лицом страхового свидетельства. Но в такой ситуации страхователь больше не обязан представлять в орган ПФ РФ сведения о застрахованном лице – ведь индивидуальный лицевой счет у этого лица в любом случае сохранится.

Как ранее страхователь имел право потребовать от застрахованного лица при приеме на работу предъявить страховое свидетельство, так и теперь вправе потребовать документ, подтверждающий регистрацию в системе (абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ).

К сведению: страхователь теперь обязан, в частности, получать в органах ПФ РФ документы, подтверждающие регистрацию в системе, и выдавать их под подпись застрахованным лицам (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ).

Он же должен контролировать соответствие реквизитов документа, подтверждающего регистрацию в системе, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившего договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому по законодательству РФ начисляются страховые взносы.

Закон о СНИЛС в 2019 году отменил выдачу в России традиционных пластиковых карт-свидетельств, где содержался номер лицевого счета. Отмена коснулась жителей России и иностранцев – с 01.04.19 СНИЛС больше не выдается в стандартной пластиковой форме. Отмена официально закреплена в федеральном законе № 48-ФЗ. Отменить бумажный вариант планировали давно. Законопроект рассматривался недолго и был принят в трех чтениях. Начал действовать с 01.04.2019.

Что такое СНИЛС и для чего он нужен?

Свидетельство содержит сгенерированный по определенному алгоритму страховой номер, используемый для идентификации лиц в сфере пенсионного страхования. Номер нужен, чтобы сформировать информацию о профессиональной деятельности, стаже человека, количестве и частоте перечисления им взносов. Сведения в дальнейшем применяются для расчета пенсии. Страховой номер присваивается гражданам РФ однократно, поменять его нельзя (его не отменили).

До отмены СНИЛС был представлен в виде зеленой заламинированной карточки, где была отображена вся информация. После отмены карточки оформление СНИЛС доступно в электронном виде в Пенсионном фонде. Свидетельство не отменили и оно применяется для:

  • зачисления взносов работающим гражданам в счет страхования;
  • регистрации и использования сайта «Госуслуги»;
  • получения универсальной электронной карточки;
  • передачи идентификационной информации между разными государственными ведомствами и учреждениями;
  • получения разных выплат, льгот и многого другого.

Важно! Закон, который отменил стандартную пластиковую карту, предусматривает сохранение функционала СНИЛС. Отмена никак не повлияла на возможности использования этого документа в России – его можно применять, чтобы воспользоваться требуемыми госуслугами.

Какие изменения в законодательстве по свидетельству приняты в 2019 году

С начала апреля текущего года в России отменили выдачу зеленых карточек СНИЛС. По закону отмена коснулась все регионы РФ. Отменили их полностью, поэтому при потере, краже их никто не восстановит. Оформление свидетельства в привычном виде теперь невозможно для детей и новорожденных. Из-за отмены зеленых карточек документ теперь представлен в электронном виде.

Нововведение по отмене карточек никак не затронуло сами страховые номера. СНИЛС, сам по себе, никто не отменял. Имеющиеся номера применялись и будут использоваться для начисления пенсий, льгот, пособий. Законодательство предусматривает расширение функций СНИЛС. Если в каком-то государственном учреждении теперь потребуют от человека СНИЛС, то он должен только продиктовать номер.

С 1 апреля 2019 года, когда отменили бумажный СНИЛС, свидетельство возможно использовать в качестве идентификатора личности. Принятый законопроект по отмене бумажных карточек предусматривает, что просто зарегистрированные лица и застрахованные работники уравниваются в правах.

Важно! Страховой номер можно использовать для получения доступа к госуслугам. Воспользоваться ими после замены СНИЛС имеют возможность все желающие, даже иностранцы, которые ранее не платили взносы и не имели отношения к системе страхования РФ.

Как открыть индивидуальный лицевой счет?

Создание страхового счета доступно каждому гражданину РФ. Документ оформляется в ПФР, в МФЦ, у работодателя. С апреля нынешнего года традиционные карточки больше не выдают. Вместо СНИЛС заявителям теперь выдается электронный идентификационный номер. Присвоение и выдача номера осуществляется автоматически при первом обращении в Пенсионный фонд или в МФЦ.

Важно! Региональные отделения ПФР не имеют права выдавать стандартные бумажные свидетельства, потому что их отменили законом. Несмотря на это, их и сейчас продолжают выдавать. Уточнить этот вопрос следует в своем региональном офисе ПФР.

Гражданину РФ

Несмотря на отмену СНИЛС в 2019 году в России, документ все равно надо оформлять. Чтобы пройти процедуру, надо соблюсти простой порядок получения:

  • Сбор документации (заполненное по образцу заявление, копия паспорта, иного удостоверения личности).
  • Обращение в МФЦ, ПФР, к работодателю.

Перед тем, как сделать СНИЛС, надо заполнить анкету, сделать ксерокопию паспорта. Несмотря на отмену пластиковой карты, документы надо сдавать в полном объеме. Граждане РФ имеют возможность получить электронный страховой номер:

  • Через работодателя. Требуется сдать документы в бухгалтерию предприятия, которая уже отправит их заказным письмом в Пенсионный фонд. Останется только ждать соответствующего ответа от ПФР.
  • Через ПФР. Граждане РФ имеют право обратиться в любое региональное отделение ПФР России, независимо от места их регистрации и региона фактического проживания.
  • В МФЦ. Можно посетить ближайший МФЦ (независимо от регистрации, текущего местонахождения).

Новорожденному

Отмена пластиковых карточек СНИЛС немного упростила процесс оформления этой документации на новорожденного. Этим может заняться один из родителей, либо законный представитель ребенка. Требуется сбор документов, передаваемых в ПФР:

  • копия удостоверения личности родителя/представителя;
  • анкета;
  • справка, которая подтвердит наличие у ребенка российского гражданства (если подобное не прописано в свидетельстве);
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка (если ему больше 14-ти).

Важно! Подростки имеют возможность самостоятельного оформления документа, так как получать СНИЛС они могут сами (сдав документы и заполнив соответствующий бланк).

Для иностранных граждан

Иностранцам, проживающим и зарегистрированным в РФ, также положена выдача СНИЛС по закону. Они должны пройти процедуру регистрации в ПФР. Оформить все они могут через работодателя или Пенсионный фонд.

Что делать, если потеряли СНИЛС?

Закон с 1 апреля 2019 г. отменил стандартный пластиковый СНИЛС, поэтому в привычной форме документ получить больше не получится. Если карта была утеряна, украдена, то необходимо обратиться с заявлением ( образец ) и копией паспорта:

  • к работодателю;
  • в МФЦ;
  • в Пенсионный фонд.

Важно! После обращения и рассмотрения заявления, ПФР по закону обязан предоставить заявителю электронный вариант документа со всеми необходимыми сведениями. Услуги такого типа оказываются гражданам России и иностранцам совершенно бесплатно. Государственные органы и работодатели не имеют права требовать оплаты услуг по получению СНИЛС.

Как узнать сведения о лицевом счете?

Если потребовалось получить подробную информацию о своем пенсионном лицевом счете, то это можно сделать, согласно закону, через отделения МФЦ или портал «Госуслуги».

В МФЦ

Необходимо лично посетить офис МФЦ, обратиться к оператору с вопросом предоставления персональных сведений о состоянии пенсионного лицевого счета. Потребуется показать паспорт, чтобы оператор удостоверил личность. Через несколько минут вся информация обратившемуся будет предоставлена – портал предоставляет сведения в соответствии с законом.

Через интернет на сайте "Госуслуги"

На портале «Госуслуги» также есть соответствующая форма, которая позволяет получить необходимые сведения, уточнить страховой номер. Для получения информации требуется регистрация и прохождение процедуры идентификации на сайте «Госуслуг». После отправки соответствующего запроса все требуемые сведения и подробный отчет предоставляются через несколько минут (отправляются на указанную электронную почту).

Как будет использоваться СНИЛС при оказании госуслуг?

Федеральный закон №48-ФЗ, который отменил пластиковые карты СНИЛС, позволяет теперь пользоваться свидетельством как идентификатором информации о конкретном физическом лице, если последний запрашивает в МФЦ, Пенсионном фонде или через портал «Госуслуги» необходимую информацию или услуги.

По закону, сведения, которые содержит электронный СНИЛС, будут в автоматическом режиме дополнены, обновлены, изменены (поменять и заменить их могут иные государственные органы, которые предоставляют госуслуги) в автоматическом режиме – самостоятельно гражданам ничего оформлять и писать заявления не придется.

Как оформить человека на работу без СНИЛС?

Организации, принимающие нового сотрудника на работу, по закону обязаны потребовать от человека следующие документы (он выбирает самостоятельно, что именно):

  • Справку, которая подтвердит, что лицо зарегистрировано в системе индивидуального учета. Ее можно получить самостоятельно, сделав соответствующий запрос на сайте Пенсионного фонда. Информация также передается организации в электронном виде – ничего распечатывать и заверять не требуется.
  • Пластиковый вариант СНИЛС (который выдавался до того, как его отменили).

В случаях, когда гражданин в первый раз в жизни пришел устраиваться на работу, то, по закону, принимающая его организация больше не будет заниматься оформлением пластиковой карты. Гражданин должен просто прийти в Пенсионный фонд и сделать там запрос у оператора на открытие нового лицевого счета. Организация, получив информацию от соискателя, согласно закону, просто передает данные о его трудоустройстве в ПФР в электронном виде.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: