К субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:

2) Пенсионный фонд РФ;

3) специализированные депозитарии;

4) управляющие компании;

7) застрахованные лица;

10) кредитные организации;

11) другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ

НПФ для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам формирует:

1) пенсионные резервы (для обеспечения платежеспособности перед участниками);

2) пенсионные накопления (для обеспечения платежеспособности перед застрахованными лицами).

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

1) пенсионных взносов;

2) дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

3) целевых поступлений.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами определяется уполномоченным федеральным органом.

Пенсионные накопления формируются за счет:

1) досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

2) средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

3) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;

4) средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном порядке Законом «О негосударственных пенсионных фондах»;

5) средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой фонд в соответствии с Законом «О негосударственных пенсионных фондах» и еще не переданных в Пенсионный фонд РФ или другие фонды.

Пенсионный договор в НПФ

Негосударственные пенсионные фонды, а также их филиалы, заключают договоры обязательного пенсионного страхования на основании ст. 8 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Пенсионный договор согласно ст. 12 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» должен содержать:

1) наименование сторон;

2) сведения о предмете договора;

3) положения о правах и обязанностях сторон;

4) положения о порядке и условиях внесения пенсионных взносов;

5) вид пенсионной схемы;

6) пенсионные основания;

7) положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

8) положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

9) сроки действия и прекращения договора;

10) положения о порядке и условиях изменения и расторжения договора;

11) положения о порядке урегулирования споров;

12) реквизиты сторон.

Министерство труда и социального развития РФ утвердило по согласованию с Пенсионным фондом РФ типовой договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.

Закон предоставляет гражданам возможность выбирать управляющую компанию, которая аккумулирует накопительную часть пенсии. Ею может быть Пенсионный фонд РФ или НПФ. В связи с этим можно переводить накопительную часть пенсии из государственного пенсионного фонда в НПФ, и наоборот. Утверждены формы заявлений и инструкции по их заполнению (постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 60 «Об утверждении форм типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, форм заявлений застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд и о переходе в Пенсионный фонд РФ»):

1) заявление застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование;

2) заявление застрахованного лица о переходе из негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, в Пенсионный фонд РФ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Виды медицинских учреждений и мероприятий, финансируемых за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения

1. Учреждения психиатрической службы.

2. Учреждения наркологической службы.

3. Учреждения противотуберкулезной службы.

4. Центры по борьбе со СПИДом.

6. Санитарная авиация: отделения экстренной планово-консультативной помощи.

7. Санатории системы здравоохранения.

8. Центры медицинской профилактики.

9. Станции (отделения, кабинеты) переливания крови.

10. Бюро судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы, патолого-анатомическое бюро.

11. Медицинские библиотеки.

12. Централизованные бухгалтерии медицинских учреждений.

13. Бюро медицинской статистики.

14. Базы и склады спецмедснабжения.

15. Трахоматозные диспансеры.

16. Молочные кухни.

17. Кожно-венерологические диспансеры (за лечение больных венерическими заболеваниями).

18. Медицинский персонал, финансируемый за счет средств бюджета здравоохранения и обслуживающий учреждения образования и социальной защиты.

19. Финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечения по перечню, утвержденному Министерством РФ.

20. Финансирование оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф.

21. Государственные капитальные вложения.

22. Профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

23. Научные исследования.

24. Целевые программы, утвержденные в установленном порядке.

Приложение 2. Условия оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Саратовской области

Граждане, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, имеют право выбора лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях гарантируется:

1) максимальный срок ожидания плановых медицинских услуг не более 3 дней;

2) обеспечение застрахованных граждан (за исключением граждан, пользующихся льготами) медикаментами и изделиями медицинского назначения, предоставление застрахованным гражданам бесплатно необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения при оказании стационарзамещающих видов медицинской помощи.

В лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих стационарную помощь, гарантируется:

1) осуществление в соответствии с клиническими показаниями, требующими госпитального режима, активной терапии и круглосуточного наблюдения;

2) максимальный срок ожидания при плановом лечении не более 6 дней;

3) размещение больных в палатах на 4 и более мест в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами;

4) бесплатное обеспечение больных и рожениц в стационаре лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, установленными Министерством здравоохранения РФ;

5) предоставление застрахованным гражданам бесплатно при оказании медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования всех необходимых медикаментов и изделий медицинского назначения, а также твердого и мягкого инвентаря в соответствии с действующими нормативами;

6) предоставление возможности находиться в больнице для ухода за больным ребенком одному из родителей или иному член семьи (лицо, ухаживающее за ребенком первого года жизни либо ребенком старше 1 года – при наличии медицинских показаний, обеспечивается койкой и питанием);

7) подготовка врачей для работы в сельской местности.

Территориальному фонду обязательного медицинского страхования и Саратовскому государственному медицинскому университету обеспечить прием 35 студентов СГМУ на полной компесационной основе за счет средств фонда обязательного медицинского страхования для последующего распределения специалистов в сельские районы, которые их направляли.

Приложение 3 (фрагмент). Виды медицинской помощи, входящие в территориальную программу обязательного медицинского страхования населения Саратовской области

56. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:

2) Пенсионный фонд РФ;

3) специализированные депозитарии;

4) управляющие компании;

7) застрахованные лица;

10) кредитные организации;

11) другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

НПФ для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам формирует:

1) пенсионные резервы (для обеспечения платежеспособности перед участниками);

2) пенсионные накопления (для обеспечения платежеспособности перед застрахованными лицами).

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

1) пенсионных взносов;

2) дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

3) целевых поступлений.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами определяется уполномоченным федеральным органом.

Пенсионные накопления формируются за счет

досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании, и других средств.

Негосударственные пенсионные фонды, а также их филиалы, заключают договоры обязательного пенсионного страхования на основании ст. 8 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах 1. Законодательные и иные нормативные акты<6>2. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения<7>3. Судебная практика1. Определение федеральным законодателем исчерпывающим и

3.1. Стороны и участники отношений коллективных переговоров

3.1. Стороны и участники отношений коллективных переговоров Разглашение охраняемой законом информации при определенных обстоятельствах может иметь место не только в индивидуальных трудовых правоотношениях, но и в иных, непосредственно с ними связанных.Главным образом,

67. Участники и субъекты земельных правоотношений

67. Участники и субъекты земельных правоотношений Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской

23. Объекты и субъекты водных отношений

23. Объекты и субъекты водных отношений Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы,

Статья 5. Участники земельных отношений

Статья 5. Участники земельных отношений 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических

54. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

54. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию Указанными участниками являются следующие субъекты обязательного пенсионного страхования:1) федеральные органы государственной власти;2) страхователи;3) страховщик;4) застрахованные

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений 1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и

Статья 5. Участники земельных отношений

Статья 5. Участники земельных отношений 1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

12. Субъекты муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные

23. Субъекты жилищных отношений

23. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Статья 5 Участники земельных отношений

Статья 5 Участники земельных отношений 1. Норма п.1 ст.5 Кодекса является императивной. Она основывается на конституционном принципе, в соответствии с которым земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9 Конституции

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах,

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах,

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.

  • регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах".

Федеральный закон № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" регулирует:

правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов (НПФ),

осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению,

в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению,

реорганизации и ликвидации указанных НПФ, а также

устанавливает основные принципы государственного контроля за деятельностью НПФ.

Отношения, которые возникают:

  • при создании негосударственных пенсионных фондов (НПФ),
  • осуществлении ими деятельности,
  • реорганизации и ликвидации НПФ,

регулируются:

Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",

нормативными актами Центрального банка РФ (Банк России).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в негосударственном пенсионном обеспечении

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и

обязательное пенсионное страхование.

В данном материале рассмотрены особенности деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. Деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию рассматривается в разделе «Обязательное пенсионное страхование». Особенностям деятельности НПФ по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению посвящены отдельные материалы данного раздела.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

НПФ вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Основные понятия в негосударственном пенсионном обеспечении

В Федеральном законе № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" используются следующие основные понятия:

договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор НПФ) - соглашение между НПФ и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик НПФ обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) НПФ негосударственную пенсию;

вкладчик НПФ - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ;

участник НПФ - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны выплаты негосударственной пенсии (участник может выступать вкладчиком в свою пользу);

пенсионный взнос в НПФ - денежные средства, уплачиваемые вкладчиком НПФ в пользу участника НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора;

негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора;

пенсионная схема - совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов в НПФ и выплат негосударственных пенсий;

пенсионные основания - основания приобретения участником НПФ права на получение негосударственной пенсии;

выкупная сумма - денежные средства, выплачиваемые НПФ вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой НПФ при прекращении пенсионного договора;

пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения - форма аналитического учета в НПФ, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет), а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой НПФ при расторжении пенсионного договора;

пенсионные резервы НПФ - совокупность средств, находящихся в собственности НПФ и предназначенных для исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств перед участниками НПФ в соответствии с пенсионными договорами;

пенсионные правила НПФ - документы, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по пенсионным договорам.

Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются:

негосударственные пенсионные фонды (НПФ),

Пенсионный фонд РФ,

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются:

а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов.

Пенсионные правила НПФ

Пенсионные правила НПФ, определяющие порядок и условия исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по пенсионным договорам НПФ, должны содержать:

перечень видов пенсионных схем по негосударственному пенсионному обеспечению, применяемых НПФ, и их описание;

положения об ответственности НПФ перед вкладчиками и участниками НПФ и условиях возникновения и прекращения обязательств негосударственного пенсионного фонда;

порядок и условия внесения пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение в НПФ;

положения о направлениях и порядке размещения средств пенсионных резервов;

порядок ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и информирования об их состоянии вкладчиков и участников НПФ;

перечень пенсионных оснований;

порядок и условия назначения и выплаты негосударственных пенсий;

порядок заключения, изменения или прекращения пенсионного договора, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария;

перечень прав и обязанностей вкладчиков, участников и НПФ;

порядок формирования пенсионных резервов;

порядок расчета выкупной суммы;

порядок предоставления вкладчикам и участникам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми НПФ заключил договоры согласно требованиям Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

описание методики осуществления актуарных расчетов обязательств НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению;

порядок определения размера оплаты услуг НПФ, управляющей компании и специализированного депозитария;

порядок и условия внесения изменений и дополнений в пенсионные правила НПФ, включая порядок уведомления вкладчиков и участников через средства массовой информации.

Требования к пенсионным схемам НПФ применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения участников НПФ в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", определяются нормативными актами Банка России.

Пенсионный договор НПФ

Пенсионный договор НПФ должен содержать:

наименование сторон пенсионного договора по негосударственному пенсионному обеспечению;

сведения о предмете пенсионного договора;

положения о правах и об обязанностях сторон пенсионного договора;

положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение;

вид пенсионной схемы по негосударственному пенсионному обеспечению;

пенсионные основания выплаты негосударственных пенсий;

положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

положения об ответственности сторон пенсионного договора за неисполнение своих обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению;

сроки действия и прекращения пенсионного договора;

положения о порядке и об условиях изменения и расторжения пенсионного договора;

положения о порядке урегулирования споров;

реквизиты сторон пенсионного договора.

Права и обязанности вкладчиков и участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчики НПФ имеют право:

требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

представлять перед НПФ свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством РФ;

требовать от НПФ выплаты выкупных сумм или их перевода в другой НПФ в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионными правилами НПФ и досрочным пенсионным договором.

Участники НПФ имеют право:

требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;

получать негосударственную пенсию в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;

требовать от НПФ изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;

требовать от НПФ выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", правилами фонда и условиями пенсионного договора.

Вкладчики НПФ обязаны:

  • уплачивать взносы в НПФ на негосударственное пенсионное обеспечение исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионным договором.

Вкладчики и участники НПФ обязаны:

  • сообщать в фонд об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению перед НПФ.

Обязанности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению

Негосударственный пенсионный фонд обязан:

знакомить вкладчиков и участников с правилами НПФ и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;

осуществлять учет сведений о каждом вкладчике и участнике в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения;

бесплатно предоставлять один раз в год вкладчикам и участникам по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их пенсионных счетов в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора;

переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой НПФ в соответствии с условиями пенсионного договора;

не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков и участников по негосударственному пенсионному обеспечению;

осуществлять учет средств пенсионных резервов НПФ. Правила учета средств пенсионных резервов устанавливаются Банком России;

соблюдать обязательные (финансовые, экономические) нормативы, которые устанавливаются нормативными актами Банка России, в том числе нормативы финансовой устойчивости НПФ и нормативы ликвидности;

организовать систему управления рисками, связанными с осуществляемой НПФ деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению, в соответствии с требованиями, установленными Банком России, в том числе мониторинг, измерение и контроль за инвестиционными рисками и рисками, связанными со смертностью и половозрастной структурой участников НПФ;

проходить стресс-тестирование финансовой устойчивости НПФ с использованием сценариев стресс-тестирования, утверждаемых приказом Банка России и размещаемых на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Требования к порядку прохождения стресс-тестирования и критерии прохождения стресс-тестирования устанавливаются Банком России.

Пенсионные резервы НПФ

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам по негосударственному пенсионному обеспечению перед участниками НПФ формирует пенсионные резервы.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) НПФ.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами:

  • устанавливается Банком России.

Для учета денежных средств, составляющих пенсионные резервы, и для расчетов по операциям со средствами пенсионных резервов:

негосударственному пенсионному фонду открываются отдельные банковские счета, а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, - отдельные счета депо;

денежные средства, составляющие пенсионные резервы, должны находиться в кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов в банках РФ.

Пенсионными правилами НПФ может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме:

в этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств НПФ по другим пенсионным схемам;

при недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками используются средства страхового резерва.

На средства пенсионных резервов и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов:

  • не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов фонда перед его участниками, вкладчиками).

Исполнение обязательств НПФ по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов.

Читайте также: