Коэффициент эффективности пенсионных систем по странам



Для большинства населения достижение пенсионного возраста сопряжено с неприятным падением уровня доходов.

Разница между текущим уровнем доходов ДО и ПОСЛЕ пенсии бывает весьма и весьма чувствительной.

С некоторых пор отношение размера пенсии к уровню доходов в период, предшествовавший выходу на пенсию, принято именовать коэффициентом замещения пенсии (или просто коэффициентом замещения).

С этим понятием до сих пор мы еще не сталкивались, хотя к теме инвестирования оно имеет непосредственное отношение.

Я не стану пичкать своих читателей общеизвестными угнетающими вербальными формулами типа «старость не в радость», «подумайте, как будете жить на пенсии» и т.д.

Весь этот треп я оставлю тем, кто пренебрегал (или пренебрегает до сих пор) элементарными принципами управления личными финансами.

Моя задача – просто и доходчиво объяснить, что такое коэффициент замещения и как на него можно влиять, чтобы при определенных обстоятельствах совсем уж не было бы грустно.

Коэффициент замещения: история вопроса

До середины 20 века нормативного закрепления понятие коэффициента замещения не имело, хотя и было широко употребительным в определенных кругах, связанных с деятельностью профсоюзов, общественных организаций, ратующих за «права и свободы трудящихся», некоторых политических движений.

Впервые правовое регулирование данного термина было обеспечено в Конвенции (1952) Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», согласно которой коэффициент замещения равен отношению размера пенсии к размеру прежних доходов.


Та же Конвенция определила параметры, которые непосредственно влияют на размер коэффициента замещения и должны учитываться при формировании объема пенсионных выплат.

К числу таких параметров относятся, например:
[1] общая продолжительность трудового стажа;
[2] размер заработной платы;
[3] размер отчислений в страховые фонды;
[4] возраст выхода на пенсию;
[5] структура пенсионной формулы (определяется национальным законодательством).

Формула и норма расчета коэффициента замещения

Таким образом, формула расчета коэффициента замещения предельно проста:

где Db – размер пенсии, Da– размер дохода до выхода на пенсию.


Норма коэффициента замещения, согласно обозначенной выше Конвенции, равняется 40 процентам.

Коэффициент замещения пенсии в России, варьируется, по официальным данным, от 37 до 70 процентов, в Германии – от 40 до 50 процентов.

Само по себе значение коэффициента замещения не свидетельствует об эффективности/неэффективности пенсионной политики государства, поскольку в абсолютных значениях пенсии могут быть мизерными, тогда как коэффициент замещения – вполне вписываться в упомянутые 40 процентов.

Как эффективно влиять на коэффициент замещения?

Как эффективно влиять на коэффициент замещения. Ответить на этот вопрос – значит точно определиться с тем, на какой уровень жизни вы сможете рассчитывать по выходу на пенсию.

Даже если государство обеспечит вам пресловутые 40 процентов, достаточно ли этих выплат окажется для финансирования и обеспечения стиля жизни, на который вы рассчитываете.


Статистика неумолима: пенсионных выплат, КАК ПРАВИЛО, катастрофически НЕ ХВАТАЕТ для покрытия даже самых насущных потребностей.

Ситуацию способны многократно усугубить цепкие лапы инфляции.

Чтобы не оказаться в состоянии «трахнутого мешком по голове» после выхода в отставку, придется поразмыслить над некоторыми стратегиями, способными скачкообразно подвигнуть коэффициент замещения в нужном направлении.

Таких рекомендаций я насчитал четыре. Они перед вами.

[1] Постоянно обеспечивать РОСТ своих доходов как за счет увеличения заработной платы по основному месту работы, так и за счет увеличения числа самих источников доходов.

Это критически важный совет не только для инвесторов, но и вообще ДЛЯ КАЖДОГО, кто находится в трезвом уме и твердой памяти, или как там принято говорить.

Увеличение доходов позволит увеличить размер сбережений и последующих инвестиций.

Значение и того, и другого для достижения богатства, думаю, объяснять не надо.

[2] Начать откладывать деньги ПРЯМО СЕЙЧАС. Тем, кто это уже делает на регулярной основе, НЕ ПРЕКРАЩАТЬ делать это НИКОГДА.


[3] Изменить структуру потребления, отказавшись от разрушительных и деструктивных расходов (на спиртное, курево, на всякий хлам) в пользу «созидательных» (здоровье, занятия спортом, обучающие курсы и т.п.).

Эта рекомендация не так очевидна; чтобы оценить ее значение, нужно попрактиковаться в течение нескольких месяцев.

[4] ИНВЕСТИРОВАТЬ на регулярной основе в активы, способные обеспечить доходность, заведомо превышающую уровень инфляции.

Достаточно освоиться в чем-то одном: акциях, недвижимости… В том, что ближе по духу и пониманию.

Соблюдение перечисленных правил и рекомендаций со временем оградит вас от неприятных размышлений по поводу того, как же все-таки «несправедлива» бывает жизнь (особенно на пенсии), и гарантированно подтянет коэффициент замещения до нужных значений…

Сравнительный анализ пенсионных систем мира: взгляд из России.

1. Про нас

Стинг, будучи гостем в программе В.Познера, упомянул, что в 28 лет у него уже была удачно сложившаяся жизнь и одним из признаков этого были достаточные пенсионные накопления. Это меня заставило задуматься о том, как же в других странах организована пенсионная система таким образом, что предоставляет гражданам возможность получать достаточную для комфортной жизни пенсию?

Учитывая, что этот вопрос вряд ли потеряет актуальность в следующие лет 100, и каждый политик уже давно использует его на свой лад - будет небесполезным разобраться в вопросе в целом. «В чем же проблема?» - возразите вы, «Меньше б воровали - и денег с лихвой хватало бы на всех пенсионеров!». Контроль расходов, конечно, важен, но, однако и он не спасет. Почему? Да потому что работающих, обеспечивающих деньгами наших пенсионеров, становится все меньше, а численность пожилых людей уверенно увеличивается. В 1970-ее годы прошлого века соотношение работающий/пенсионер было 5/1, в наши дни 1,9/1 (36,5 млн. пенсионеров на 69,7 млн. человек, занятых в экономике (то есть фактически работающих граждан 15-72 лет)). «Однако и налоги, которые являются источником выплаты пенсий, выросли в 26 раз: с 1% удержаний из зарплаты работников в 70-е годы до уровня в 26% от ФОТа в 2010 году»- ответите вы. И будете правы! Поэтому предлагаю посчитать – сколько же отчислений (то есть фактически уплаченных налогов) в среднем в рублях приходится на одного пенсионера. Например, в г. Сочи в 2009 году:

- поступлений в ПФР - 2994947,788 тыс. руб. (14% от начисленного ФОТа)

- пенсионеров, состоящих на учете – 103 тыс. (в том числе 85,6 тыс. - трудовой пенсии по старости, остальные – пенсионеры по инвалидности, потери кормильца и т.д- как правило еще не достигшие пенсионного возраста в 55 и 60 лет).

Таким образом, в среднем за счет налогов на 1 пенсионера в 2009 году в г.Сочи пришлось 29077 руб., то есть 2423 руб. в месяц. Надо также учесть расходы на сам ПФР (в расчете этого не было сделано). Очевидно, что Пенсионный фонд не обошелся без дополнительных вливаний из бюджета- опять же- за счет наших с вами налогов.

«А как же быть с теми деньгами, которые сегодняшние пенсионеры отчисляли во время своей прежней работы?»- задумаетесь вы. Отвечу- они в то же самое время использовались для оплаты пенсий пожилым людям их времени.

Вопрос обеспечения пенсиями особо остро будет стоять перед поколением, которое пойдет на заслуженный отдых в середине текущего столетия. Поэтому варианты решения задачи постоянно обсуждаются и являются причиной различных реформ - не только у нас, но и в подавляющих странах мира (вспомните хотя бы недавние волнения во Франции).

Итак, кто и что сейчас уплачивает взносы в пенсионный фонд в России?


26% от ФОТ (с суммы, не превышающей 415 000 рублей на одного работника)

20% - на выплаты текущих пенсий и содержание ПФР

6% - на накопительные части граждан 1967 г.р. и моложе

Поступления формируются за счет налога (сейчас называются страховые взносы, в прошлом- ЕСН) работодателей, который уплачивается за официально работающих граждан. Задумайтесь- 26% от ФОТа каждого предприятия направляется в Пенсионный фонд РФ, из них 20% являются его непосредственной доходной частью ПФРа и расходуются на 2 направления: 1) содержание самого ПФРа; и 2) выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а 6% накапливается на счете каждого работника. Накопительная часть (6%) впоследствии будет также выплачиваться в виде пенсий, она подлежит управлению (инвестированию) и наследованию. Для работающих важно знать, что с 2010 года предприятие платит за вас страховые взносы с заработной платы, не превышающей 463000 руб. в год (сумма на 01.01.2011, каждый год происходит индексация). То есть, сумма, которая отразится за отчетный год на вашем пенсионном счете, ограничена: максимум по накопительной и страховой части, составит соответственно 24900 рублей и 33200 рублей в год. Данные изменения также касаются взносов на обязательное медицинское и социальное страхование. Не буду углубляться - всю информацию вы можете найти на многих сайтах, и главным образом, на сайте ПФРа.

2. Про них

Итак, что же происходит за рубежом в пенсионной сфере? В рамках данной статьи не буду останавливаться на конкретных подходах отдельных государств -это предмет не одного поста, постараюсь с помощью цифр описать общую картину. Для начала соизмерим масштабность и эффективность систем в целом.

Показателем эффективности любой пенсионной системы является коэффициент замещения –это процентное соотношение пенсии к заработной плате (то есть, какую часть предыдущего дохода будет замещать начисленная пенсия). По нормативам ООН, государственная система обязана компенсировать пенсию в размере от 40% предыдущего среднего заработка, то есть при зарплате в 10 000 рублей пенсия должна достигать минимум в 4000 руб. В России этот показатель в 2010 году, по заявлениям Минсоцзравразвития, составляет 38% (хотя по информации их других источников- 27%), к 2050 году опустится до 22%. У граждан, имеющих высокие заработные платы, это соотношение будет еще меньше. Итак, какую часть дохода теряет гражданин, выходя на заслуженный отдых в других странах?

В графике 1 и таблице 1 поясняется данный момент. В таблице отражены коэффициенты замещения государственных пенсионных систем: в верхней ее части выделены страны с большим уровнем частного пенсионного обеспечения, в нижней – все остальные. Конечно, в государствах с меньшим уровнем доходов относительные показатели могут выглядеть хорошо, однако в реальном выражении сумма, как правило, небольшая. Например, в Греции и Испании- депрессивных ныне странах- КЗ равен 95,7% и 81,2 % соответственно. Там выплачивают пенсии в основном за счет государственных средств. С другой стороны, в широко известных благополучных странах (как например, Швейцария, Британия, Германия, Япония) этот показатель невысок – например, 30,8 % в Британии и 39,9% в Германии. То есть, государственная составляющая пенсии сравнима с нашим (официальным) уровнем, однако, общий коэффициент замещения намного больше- за счет формирования частных пенсий.

Коэффициенты замещения государственных (публичных) пенсионных систем, 2007 год

Страна

Коэффициент замещения государственных пенсионных систем, % от заработной платы

Страны с большой долей участия частных пенсионных фондов

Сравниваем пенсионные системы РФ VS Запад | Быть Или (Декабрь 2020).


Table of Contents:

Пенсия - это тип пенсионного плана, спонсируемого работодателем, который обеспечивает ежемесячный доход отставным сотрудникам. Два основных типа пенсионных планов включают планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами.

С планами с установленными выплатами работодатель гарантирует, что работник получит определенную сумму пособия при выходе на пенсию, независимо от того, насколько хорошо работает основной инвестиционный пул. С планами с установленными взносами работодатель делает предоплаченные взносы для работника, но конечная сумма пособия, которую получает сотрудник, зависит от эффективности инвестиций.

Сумма, которую предоставляет пенсия физическому лицу, обычно определяется количеством лет работы сотрудника для компании или правительства, предлагающих план, возраста сотрудника на момент выхода на пенсию и компенсации работника, либо в выхода на пенсию или в течение какого-либо другого периода, определенного планом.

Во всем мире качество пенсионных систем, доступных для работников, сильно варьируется. Австралийский центр финансовых исследований выпускает глобальный пенсионный индекс в Мельбурне Мерсер, в котором рассматриваются системы пенсионного обеспечения 20 стран по всей Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанскому региону, охватывающие более 55% населения мира. В Индексе сравниваются системы пенсионных доходов и ставки, основанные на их адекватности, устойчивости и целостности. Здесь мы остановимся на результатах последнего издания ежегодного Мельбурнского Mercer Global Pension Index.

Вот как оцениваются 20 стран в индексе:.

Лучшие пенсионные системы

Значение индекса для каждой страны представлено значением от нуля до 100, причем более высокое значение означает более благоприятные пенсионные системы. Средний балл для 20 стран, включенных в показатель 2015 года, составлял 60. 5 (средний показатель по субдискам составил 63. 8 для адекватности, 72. 6 - за целостность и 48 - для устойчивости). В тройку стран с самым высоким индексом индекса были:

1. Дания . При значении индекса 81. 7 Дания получила самый высокий балл в 2015 году из 20 стран, включенных в индекс. Будучи ведущим в мире провайдером пенсионных услуг, Дания имеет общедоступную базовую пенсионную систему, дополнительную пенсию, связанную с доходом, полностью финансируемый план с установленными взносами и обязательные профессиональные схемы. Индекс отметил, что оценка Дании может быть улучшена за счет:

· Повышение сбережений домашних хозяйств

· Увеличение участия рабочей силы среди пожилых работников

· Внедрение мер по защите интересов обеих сторон при разводе

· Обеспечение увеличения защиты членов в случае мошенничества, бесхозяйственности или несостоятельности поставщиков

2. Нидерланды . Нидерланды заняли второе место, общее значение индекса - 80.5 на 2015 год. В своей системе пенсионных доходов используется государственная пенсия с фиксированной ставкой и полуобязательная профессиональная пенсия, связанная с заработками и промышленными соглашениями. Большинство сотрудников Нидерландов являются членами этих профессиональных планов, которые являются отраслевыми планами с установленными выплатами; доходы основаны на среднем заработке в течение жизни. Индекс обнаружил, что общее значение индекса может улучшиться:

· Реализация минимального возраста доступа для сохранения преимуществ для выхода на пенсию

· Увеличение сбережений домашних хозяйств

· Увеличение участия рабочей силы среди пожилых работников

· Увеличение члена защита в случае мошенничества, неправильного управления или несостоятельности поставщиков

3. Австралия . Австралия занимает третье место в индексе с общей стоимостью индекса 79. 6. Его пенсионная система состоит из пенсионной пенсии, основанной на доходах, финансируемой правительством, обязательного взноса работодателей в частный фонд и добровольных взносов в частный пенсионный фонд. Индекс отметил, что его пенсионная система может улучшиться следующим образом:

· Представление требования о том, чтобы часть пенсионного пособия принималась как поток дохода

· Увеличение участия рабочей силы среди пожилых работников

· Увеличение пенсионного возраста как жизни Ожидаемая продолжительность жизни

· Увеличение возраста минимального доступа для получения пособий из частных пенсионных планов

Канада и Канада

Канада получила общий индекс класса 70, занимающий 7-е место из 20, а США - 56 человек 3, поставив его на 14-е место. В системе пенсионного обеспечения Канады используется универсальная фиксированная пенсия в сочетании с доходом, связанным с доходами, пенсия, связанная с заработком, полученная из заработка на протяжении всей жизни, добровольные схемы пенсионного обеспечения, а также добровольные планы пенсионного обеспечения на индивидуальном пенсионном обеспечении. Индекс отметил, что общая стоимость индекса для Канады может улучшиться с:

· Увеличение охвата сотрудников пенсионными планами работников

· Увеличение сбережений домашних хозяйств.

В систему пенсионных выплат в У. С. входит программа социального обеспечения, которая имеет формулу прогрессивных пособий, основанной на пожизненных заработках, а также имеет добровольные частные пенсии, которые могут быть профессиональными или личными. Вот что может сделать система США, чтобы улучшить ее общую стоимость индекса:

· Повысить минимальную пенсию для пенсионеров с низким доходом

· Отрегулировать уровень обязательного взноса для получателей медианного дохода

· Улучшить наделение преимущества

· Ограничить доступ к средствам до выхода на пенсию

· Требовать, чтобы часть пенсионного пособия принималась в качестве потока дохода

Оценка

Глобальный пенсионный индекс Мельбурн Мерсер рассчитывается с использованием средневзвешенного значения из трех подходов -indices:

  • Под-индекс адекватности . Субиндекс адекватности, который составляет 40% от общей стоимости индекса страны, рассматривает вопрос о том, как пенсионная система страны приносит пользу бедным и медианным доходам. Кроме того, в показателе адекватности учитывается эффективность системы и уровень сбережений домашних хозяйств в стране и уровень владения собственностью.
  • Целостность суб-индекс. Субиндекс целостности, который составляет 25% от общей стоимости индекса страны, рассматривает коммуникацию, затраты, управление, регулирование и защиту пенсионных планов в этой стране. В нем также рассматривается качество пенсий частного сектора страны, поскольку без них правительство становится единственным поставщиком пенсии.
  • Субиндекс устойчивости . Индекс устойчивости, который составляет 35% от общей стоимости индекса страны, учитывает факторы, которые могут повлиять на то, насколько устойчивым является пенсионный фонд страны, такой как уровень охвата частными пенсионными планами, уровень пенсионных активов по сравнению с ВВП, государственный долг и прогнозируемые демографические факторы.

В нижней части

Во всем мире пенсионные системы испытывают большее давление, чем когда-либо прежде, из-за увеличения ожидаемой продолжительности жизни, увеличения государственного долга, неопределенных экономических условий, инфляционного риска и перехода к планам с установленными взносами. Глобальный пенсионный индекс Мельбурна Мерсера включает рекомендации по улучшению систем пенсионного обеспечения для каждой страны, признавая, что универсального решения не существует, потому что каждая система эволюционировала от уникальных экономических, социальных, культурных, политических и исторических обстоятельств.

Общие проблемы в пенсионных системах во всем мире включают необходимость увеличения пенсионного возраста и / или пенсионного возраста с учетом увеличения продолжительности жизни; способствовать увеличению участия рабочей силы в пожилом возрасте для увеличения пенсионных накоплений и ограничения продолжительности выхода на пенсию; стимулировать рост сбережений; увеличить охват сотрудников и самозанятых в частной пенсионной системе; и повысить эффективность управления частными пенсионными планами для повышения доверия членов.

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Великобритания

Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире (существует с 1908 года) и наиболее сложных по организации, регулированию и набору возможностей. Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.

Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода.

Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.

Германия

Пенсионная система Германии основана на принципе солидарности поколений — работающие оплачивают содержание нынешних пенсионеров в госфонд, потом из него же получают свою пенсию. Чем больше взносов они платят сейчас, тем больше пенсионных прав получат потом.

Средний взнос немецкого гражданина в пенсионный фонд составляет около 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию (в Германии — 67 лет), стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.

Франция

Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. В среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случае многопрофильной карьеры их число может превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах "социальными партнерами", то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд предусмотрены в размере 16,35%.

Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия — около 6 тысяч евро в год, максимальная в два раза больше.

Минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет. Если француз проработал 41 год, то он будет получать полную пенсию. Если трудовой стаж меньше — размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65. Если гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, то он будет получать свое пособие полностью вне зависимости от того, когда начал трудиться.

В 2013 году французское правительство представило проект очередной пенсионной реформы. Этот шаг поможет справиться с дефицитом пенсионной системы, который в 2011 году составил 14 миллиардов евро, а к 2020 году может достичь 20 миллиардов евро.

Швеция

Пенсия в Швеции состоит из трех частей — условно-накопительной, накопительной и гарантированной (обязательный минимум). Первая формируется из взносов работников, составляющих 16% от заработной платы. Эти деньги переводятся в обязательства, которые индексируются в зависимости от демографической и экономической ситуации. Накопительная часть тоже зависит от заработной платы работника, но это уже реальные деньги на его счету, которые можно инвестировать через НПФ и УК. Инвестиционная деятельность в Швеции в значительной степени ограничена государством. Один человек может получать несколько пенсий сразу, коэффициент замещения прежней зарплаты здесь близок к 70%.

Финляндия

В Финляндии основную роль играет распределительная система. Распределительный элемент делится на базовую и страховую часть. Базовая часть гарантирует минимальный размер национальной (государственной) пенсии. Страховая часть трудовой пенсии децентрализована и формируется за счет взносов в одну из выбранных схем в страховой компании или пенсионном фонде. Схемы бывают отраслевые, отдельных предприятий, социальных групп. Схемы являются частично-фондируемыми.

Норвегия

Пенсия в Норвегии состоит из минимума, который государство платит каждому гражданину, и прибавок в зависимости от стажа и зарплаты. Кроме того, в стране существует Пенсионный фонд, куда вложены нефтяные сверхдоходы. Государство инвестирует эти деньги в недвижимость и фондовый рынок по всему миру.

Возраст выхода на пенсию в скандинавских странах — 65-67 лет для мужчин и женщин, но сейчас правительства думают о том, чтобы увеличить его до 70 лет.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан.

Крупнейшая государственная пенсионная система США — Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 года и обеспечивает минимальную пенсию. К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании около 5-10 лет.

Каждый американец также может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.

Полный пенсионный возраст в США составляет 65 лет для лиц, родившихся до 1938 года. В связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении были внесены изменения о ступенчатом переходе на возрастной порог в 67 лет.

Модель пенсионной системы США функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.

Эквадор

40 % пенсионных выплат в Эквадоре обеспечивает государство в лице Института социального обеспечения (IESS). В настоящее время, в Эквадоре существует четыре варианта выхода на заслуженный отдых для тех, кто рассчитывает на получение ежемесячной пенсии: без ограничения возраста (480 месячных выплат в социальный фонд или более 40 лет работы), 60 лет (360 месячных выплат или более 30 лет работы), 65 лет (180 месячных выплат или более 15 лет работы), 70 лет (120 месячных выплат или более 10 лет работы).

Пенсионный возраст Эквадора, по состоянию на май 2013 года, составил 60 лет.

Пенсионный фонд IESS основан на системе распределения. В настоящее время 170 тысяч служащих ежемесячно отчисляют взносы в дополнительные пенсионные фонды. Большинство их принадлежит государственному сектору (прокуратура, судопроизводство, фонд компании Petroecuador, муниципальные фонды и др). Существуют и частные пенсионные фонды, такие, как фонд компании Ecuacobre FV или фонд Епископского католического университета Эквадора.

В Эквадоре действует масштабная дисконтная программа для лиц старше 65 лет. Пенсионерам сокращены налоги, предоставляется скидки около 50% на государственные и частные перевозки в пределах страны (включая Галапагосские острова), на билеты на культурные и спортивные мероприятия, на оплату электроэнергии и воды (ниже определенного уровня использования).

Чилийская пенсионная система считается одной из новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами, в том числе и Россией. Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. Пенсионный возраст в Чили наступает в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин.

Япония

В модели пенсионного обеспечения доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. Пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень — это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости (при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Второй уровень — государственные и профессиональные пенсии, которые получают наемные работники дополнительно к базовой.

Пенсионный возраст в Японии составляет 65 лет. При продолжении трудовой деятельности размер пенсии увеличивается ежегодно.

Китай

Изначально пенсии в Китае получали только чиновники и работники госкомпаний, но по мере рыночных реформ система охватила городских жителей, работающих в частном секторе. В 2007 году на пенсионные выплаты могли рассчитывать только 30% китайцев (остальных по традиции кормили дети). В 2009 году власти КНР форсировали введение пенсий и для жителей сельской местности. По состоянию на октябрь 2012 года, пенсионная система охватывает 55% населения. Системы начисления отличаются в Китае в зависимости от того, живет ли человек в городе или сельской местности, а также от того, работает ли он на государство или на частную компанию. Государственная пенсия составляет 20% от средней заработной платы по региону проживания. Пенсия в сельской местности — 10% от среднемесячного дохода китайских крестьян. В частном секторе сотрудники направляют в пенсионные фонды 8% от зарплаты, еще 3% добавляет работодатель, а индексация ограничена уровнем роста цен.

Мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины, работающие в административной сфере, — в 55 лет, а женщины, занимающиеся физическим трудом, — в 50 лет. Необходимый трудовой стаж для получения пенсии составляет 15 лет.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пенсионный возраст – это не только макроэкономический термин, но и юридический. Данный показатель является той границей возраста, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (см. Синявская О. Как повышать пенсионный возраст// «Отечественные записки» № 3 (24) 2005 // www.strana-oz.ru/2005/3/kak-povyshat-pensionnyy-vozrast-v-rossii) в получателя пенсионных выплат (пенсий). Таким образом, пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы. Пенсионный возраст также опосредованно воздействует на сбалансированность и финансовую устойчивость пенсионной системы. Однако, помимо пенсионного возраста за сбалансированность пенсионной системы также отвечают тарифы по социальным взносам. Законодательство различных стран по-разному решает вопрос, что делать в случае, если пенсионные системы имеют дефицит (отрицательную разницу между объемом социальных поступлений и величиной пенсионных выплат за конкретный календарный интервал времени). Законодательством стран описано, за счет каких источников происходит финансирование дефицита пенсионной системы. В большинстве случаев этот дефицит покрывается из бюджета. Невозможность стран покрывать дефицит пенсионных систем, как правило, сопряжено с экономическими кризисами и приводит к социальным катаклизмам.

Помимо экономической сущности пенсионный возраст связан с социальными аспектами и существующим рынком труда. Так как «получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы. Интерес к проблематике пенсионного возраста, возникший в мире в последнее десятилетие, связан с этими его двумя функциями в пенсионной системе и на рынке труда и обусловлен начавшимся старением населения, в результате которого предложение труда молодых сокращается, а пожилые живут на пенсии много дольше, чем столетие назад, когда государство впервые взяло на себя обязанности социальной защиты людей, утративших способность зарабатывать на жизнь»

Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни — это стандартный демографический показатель, который неспециалисту в области актуарных расчетов сложно понять. Не говоря о простом обывателе, этот параметр воспринимается неверно даже профессиональными экономистами, неискушенными в вопросах демографии. Средняя продолжительности жизни и ожидаемая продолжительность жизни — это один и тот же показатель. Слово «ожидаемая» в данном случае означает, что показатель средней продолжительности жизни — это расчетный демографический параметр продолжительности жизни гипотетического поколения либо родившихся в году, для которого он исчисляется, либо достигших к этому году определенного возраста. Для родившихся показатель именуется «ожидаемая продолжительность жизни при рождении», а для достигших уже какого-то возраста — «ожидаемая продолжительность предстоящей жизни». Вопреки распространенному мнению, средняя продолжительность жизни — это вовсе не средний возраст умерших в течение календарного года. Статистика смертности действительно учитывается при расчете показателя «ожидаемая продолжительность жизни», она используется для расчета вероятностей смерти в течение года в каждом возрасте. Сам показатель продолжительности жизни получают путем построения полных таблиц смертности. Совпадение данного показателя со средневзвешенным возрастом всех умерших в календарном году может быть чисто случайным.

Приведем пример наиболее характерного заблуждения в части интерпретации данного показателя. В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни для российских мужчин составляет 67,5 лет. Если принять возраст выхода на пенсию в 65 лет, то можно предположить, что ожидаемое время жизни на пенсии российский мужчин будет равно 2,5 годам (разница между 67,5 и 65). Однако подобный вывод будет в корне неправильным. Настоящая цифра ожидаемой продолжительности жизни для российского мужчины 65 лет (по данным на конец 2017 г.) составит 13,9 лет. Подробное обоснование данного расчета приведено в Салихов М. Ожидаемая продолжительность жизни: какова моя вероятность дожить до возраста Х» // Simplenomics 30.07.2018; simplenomics.ru/2018/07/life-expectancy/

В процессе пенсионных обсуждений регулярно возникает путаница в терминах. «Страховая пенсия» и «социальная пенсия» – это разные термины. В настоящее время (без учета грядущих изменений в пенсионном возрасте):

страховая пенсия выплачивается всем пенсионерам, имеющим достаточный пенсионный стаж и количество пенсионных баллов (9 лет и 13,8 балла, к 2025 г. увеличится до 15 лет и 30 баллов), по текущим правилам в 55 и 60 лет (для женщин и мужчин, соответственно) и составляет 81,49 руб.;

социальная пенсия выплачивается тем, у кого стажа и (или) пенсионных баллов не хватает по текущим правилам 55 и 60 лет.

Справочно: в СССР в общем случае для получения полной пенсии требовался трудовой стаж в 25/30 лет. Для получения страховой пенсии Международная организация труда (МОТ) рекомендует минимальный стаж 5 лет, однако этот уровень не является обязательным. Во многих странах разброс в минимальном стаже составляет 5-20 лет. До вступления в силу последней пенсионной формулы в РФ минимальный трудовой стаж для получения страховой пенсии в России составлял 5 лет;

пенсионные баллы начисляются не только, когда за работников платят соцвзносы, но и в другие страховые периоды (декретные отпуска, служба в армии, уход за родственником-инвалидом и т. п.) по специальным правилам;

пенсионные накопления были «национализированы» только у граждан 1966 г. рождения и старше – с 2006 г. эти категории граждан перестали получать накопительные взносы, в полном размере, для этой категории граждан все взносы стали поступать лишь в солидарно-распределительную компоненту. Для граждан 1967 г. рождения и младше поступление пенсионных взносов в накопительную пенсионную компоненту было «заморожено» после 2013 г. Ранее поступившие взносы по пенсионным накоплениям продолжают инвестироваться, если граждане до 1 января 2016 г. выбрали для инвестирования НПФ или управляющую компанию, но новые пенсионные взносы для граждан 1967 г. рождения и младше не поступают с 2014 г.;

коэффициент замещения – соотношение средней пенсии и средней заработной платы, показатель эффективности пенсионной системы в стране. В соответствие с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (определено Конвенцией 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения № 102 является флагманом всех Конвенций МОТ по социальному обеспечению, который установил минимальные нормы для всех девяти разделов социального обеспечения), коэффициент замещения должен быть не менее 40% от уровня заработной платы (дохода) гражданина в трудоспособный период. В настоящее время в России этот показатель составляет 36%, в то время как в странах западной Европы этот показатель составляет около 60% и более.

Читайте также: