Количество заключенных договоров пенсионного страхования

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 ноября 2011 г. N 1355н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
УВЕДОМЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ,
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ О ВНОВЬ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ИМ ДОГОВОРАХ
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

В соответствии с подпунктом 5.2.64.5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574; N 52, ст. 7104; 2011, N 2, ст. 339; N 14, ст. 1935, 1944; N 16, ст. 2294; N 24, ст. 3494; N 34, ст. 4985) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок уведомления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам о вновь заключенных им договорах об обязательном пенсионном страховании.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 798 "Об утверждении Правил уведомления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации о вновь заключенных им договорах об обязательном пенсионном страховании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 125; 2006, N 28, ст. 3078).

Утвержден
приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 15 ноября 2011 г. N 1355н

ПОРЯДОК
УВЕДОМЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ,
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ О ВНОВЬ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ИМ ДОГОВОРАХ
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2005, N 19, ст. 1755; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3619; N 52, ст. 6454) устанавливает правила и сроки уведомления негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование (далее - фонд), Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам о вновь заключенных им с застрахованными лицами договорах об обязательном пенсионном страховании (далее - вновь заключенные договоры).
2. Фонд уведомляет Пенсионный фонд Российской Федерации через территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) и Федеральную службу по финансовым рынкам о вновь заключенных договорах путем представления уведомлений.
Вместе с уведомлением в Пенсионный фонд направляется также экземпляр вновь заключенного договора.
3. Уведомления о вновь заключенных договорах (далее - уведомление) представляются в Пенсионный фонд и Федеральную службу по финансовым рынкам в месячный срок со дня подписания этих договоров.
Уведомление может содержать сведения о нескольких вновь заключенных договорах. При этом срок, в течение которого такое уведомление должно быть направлено в Пенсионный фонд и Федеральную службу по финансовым рынкам, исчисляется с даты подписания первого из этих договоров.
4. Представление фондом уведомления осуществляется в порядке, обеспечивающем возможность подтверждения его получения.
5. Уведомление заполняется фондом на бланке фонда с указанием даты заполнения уведомления и порядкового номера.
6. В уведомлении указываются следующие сведения:
полное наименование фонда;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер и дата выдачи лицензии;
период, в течение которого с застрахованными лицами заключен (заключены) договор (договоры) об обязательном пенсионном страховании, и количество заключенных договоров об обязательном пенсионном страховании.
7. В случае представления уведомления в Пенсионный фонд в нем дополнительно указываются следующие сведения:
номер вновь заключенного договора;
дата заключения вновь заключенного договора;
фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица в соответствии с документом, удостоверяющим личность, и страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования;
число, месяц, год рождения застрахованного лица;
пол застрахованного лица;
номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица.
8. Уведомление подписывается руководителем фонда с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и заверяется печатью фонда.
В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер контактного телефона исполнителя.
9. Уведомление, представленное фондом с нарушением пунктов 2, 4 - 8 настоящего Порядка, к рассмотрению не принимается.
В этом случае в фонд в течение 5 рабочих дней Пенсионным фондом направляется мотивированный отказ в принятии уведомления в порядке, обеспечивающем возможность подтверждения его получения.
10. В случае, указанном в пункте 9 настоящего Порядка, фонд обязан представить уведомление повторно в течение срока, установленного статьями 36.7, 36.11 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", для подачи заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд либо из одного фонда в другой фонд.

Пенсионное страхование является разновидностью долгосрочного страхования, которое подразумевает, что гражданин на протяжении некоторого периода времени регулярно делает страховые взносы, а страховщик, в свою очередь, обязуется в будущем выплачивать пенсию. Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему, на основании которой размер пенсии определяется трудовым стажем страхователя, а также размером пенсионных отчислений.



Система пенсионного страхования предполагает формирование у каждого гражданина страховой пенсии и пенсионных накоплений (последние являются добровольными). Вариант пенсионного обеспечения каждый гражданин выбирает для себя самостоятельно.

Закон, регулирующий обязательное пенсионное страхование

В настоящее время именно 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», который был издан в декабре 2001 года, определяет существующую пенсионную систему. В соответствии с ним, начиная с 2002 года, была изменена система пенсионного обеспечения, а гражданам России необходимо было стать застрахованными лицами. Сейчас для учета пенсионных и социальных прав открывается лицевой счет и устанавливается страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Именно на этот счет работодатель ежемесячно (одновременно с начислением заработной платы) переводит сумму обязательного страхового взноса, которая и формирует будущую пенсию.

Функции обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование является способом защиты граждан от возникающих рисков, связанных с наступлением нетрудоспособного возраста. В роли страховщика в данной системе выступает Пенсионный фонд РФ.

Современная система пенсионного страхования, определенная 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», выполняет две основные функции:

  • социальную функцию;
  • стимулирующую функцию.

Социальное предназначение системы состоит в том, чтобы обеспечить достойный уровень жизни нетрудоспособным гражданам. Эта функция реализовывается не только через выплату фиксированного пособия, но также через регулярное увеличение страховой пенсии и предусмотренные социальные надбавки нуждающимся.

Суть стимулирующей функции состоит в том, что гражданин может самостоятельно влиять на размер своей будущей пенсии. При ее расчете учитывается трудовой стаж, а также размеры страховых взносов, уплачиваемых в течение жизни.


Договор пенсионного страхования

Данный договор представляет собой соглашение между Пенсионным фондом и застрахованным гражданином, которое и устанавливает обязанность фонда выплачивать пенсию при наступлении страхового случая, а именно, по достижении гражданином пенсионного возраста.

Договор пенсионного страхования содержит следующую информацию:

  • Личную информацию о гражданине;
  • Права и обязанности обеих сторон (фонда и застрахованного лица);
  • Механизм и правила учета поступающих от гражданина взносов, а также регламент и порядок выплаты пособия в случае наступления страхового случая;
  • Порядок выплаты накоплений в случае смерти застрахованного лица его наследникам/правопреемникам;
  • Ответственность обеих сторон в случае несоблюдения обязательств;
  • Порядок внесения изменений и корректировок в подписанный договор.

Страховщиком может выступать как Пенсионный фонд, так и негосударственные фонды. Ежегодно гражданин имеет право сменить страховщика, написав заявление. Смена может быть осуществлена через пять лет либо в следующем году (досрочный переход). Второй вариант, как правило, предполагает определенные потери накоплений.

Таким образом, закон «Об обязательном пенсионном страховании» определил, что каждый гражданин имеет право обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда и получить страховое свидетельство с номером индивидуального лицевого счета. На данный счет производятся отчисления страховых взносов в размере 8–26 % от заработной платы. Изменяемый процент позволяет каждому гражданину самостоятельно определять особенности своего пенсионного обеспечения и влиять на размер будущей пенсии.


Информационно-аналитический портал РегионСамара.ру решил выяснить, каким образом лучше оформлять пенсионное страхование. Об этом мы побеседовали с директором по продажам ООО «ППФ Страхование жизни» Штефаном Ванчеком.

С какого времени, по Вашему мнению, нужно начинать откладывать на пенсию? Какие видом страхования лучше всего воспользоваться для накопления, чтобы накопить на пенсию?

По данным опросов большинство россиян согласны с тем, что на достойную жизнь на пенсии нужно откладывать. Однако, многие задаются вопросом: когда лучше начинать копить и какой инструмент для этого выбрать?

Как лидеры рынка пенсионного страхования в России мы советуем начинать откладывать на пенсию как можно раньше. Идеальный вариант – с первой зарплаты. Это позволит вам формировать накопления небольшими комфортными суммами и к моменту выхода на пенсию иметь приличный капитал.


Эффективный для этого инструмент – пенсионное страхование жизни. По такой программе вы получаете финансовую защиту от различных рисков на весь период накопления. То есть, в течение 10-20-30 лет (в зависимости от срока страхования) компания будет помогать вам справляться с непредвиденными ситуациями со здоровьем (серьезными болезнями и травмами), предоставляя средства на лечение. Это поможет вам избежать неожиданных расходов, долгов, сохранить уже имеющиеся сбережения и после травмы или болезни продолжить копить дальше.

Ваш капитал по таким программам формируется из взносов, которые вы вносите в период накопления (и страхования). При этом сумму взносов и их периодичность вы определяете сами и можете регулировать в зависимости от изменения финансовой ситуации. Это делает программы пенсионного страхования жизни доступным инструментом формирования накоплений и поддержания финансовой стабильности практически для всех россиян.

Какую сумму в итоге можно получать в виде прибавки к пенсии при использовании пенсионного страхования?

Какую сумму накопить на прибавку к пенсии каждый для себя решает сам, исходя из своих возможностей. Например, один из наших клиентов в Самарской области сформировал хороший капитал и в течение 5 лет (с 2018 по 2023 год) получает выплату в размере 130 тыс. рублей ежегодно. В то же время для некоторых наших клиентов в регионе – 200 тыс. рублей целевая сумма накоплений.

На всякий случай еще раз отмечу: здесь все зависит от желания клиента и его финансовых возможностей, ведь чем больше и дольше вы вкладываете, тем больше будет и сумма ваших сбережений. Наши клиенты в Самарской области в среднем откладывают на пенсию 25,5 тыс. рублей ежегодно. Если делать такой взнос в течение 10 лет получится одна сумма, а в течение 20 лет уже в 2 раза больше. Поэтому мы и советуем начинать копить как можно раньше. Наиболее удобный вариант оплаты взносов для наших клиентов в Самаре – раз в полгода (получается чуть больше 12 тыс. рублей).

Насколько изменился спрос на пенсионное страхование?

В последние годы интерес к пенсионному страхованию постоянно растет. Например, за первый квартал 2020 года количество заключенных договоров пенсионного страхования в России увеличилось в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Какова средняя сумма планируемых накоплений в Самарской области по полисам пенсионного страхования? Какие риски обычно включаются в полис?

Размер выплат, их удобную частоту (ежегодно, раз в полгода, ежеквартально, ежемесячно) и продолжительность (сколько лет получать выплаты) клиент также определяет для себя сам.

Примечательно, что по программам пенсионного страхования жизни клиент выбирает не только временные и финансовые параметры договора, но и перечень рисков. Например, наши застрахованные в Самарской области чаще всего включают в полис риск серьезных травм, госпитализации, инвалидности, развития самых трагических обстоятельств. Популярны в регионе и комплексные программы, предусматривающие поддержку при различных опасных заболеваниях (инсульте, инфаркте, онкологии).

Договор пенсионного страхования – соглашение между участниками страховых отношений, при которых страховщик берет на себя обязательство производить застрахованному лицу (страхователю) страховые выплаты в фиксированной сумме и с определенной периодичностью при условии всей суммы уплаты страхователем страховой премии и дожития им до возраста, предусмотренного заключенным договором пенсионного страхования.

Договор об обязательном пенсионном страховании – соглашение между застрахованным лицом и фондом, заключенным в пользу застрахованного лица (выгодоприобретателя, правопреемника), согласно которому при наступлении пенсионных оснований фонд обязан назначать и выплачивать застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии или выплаты для выгодоприобретателя (правопреемника). К правопреемникам относятся лица, отмеченные статьей 16 пункта 6 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года.

Основные положения договора

К страхователям по договору пенсионного страхования относятся юридические лица и дееспособные граждане РФ, которые заключили договор в свою пользу (в пользу третьего лица). На момент заключения договора возраст у страхователя не может превышать двух-трех лет до наступления пенсионного возраста, а именно: до 54 лет у женщин и до 59 лет у мужчин. Договор пенсионного страхования заключается с гражданами РФ, вне зависимости от состояния их здоровья.

При страховании пенсии к страховому случаю относится дожитие застрахованного лица до возраста, предусмотренного договором пенсионного страхования и срока начала страховых выплат, а также очередных установленных периодических выплат по страховому обеспечению в форме пенсий. В договор страхования пенсии также могут включаться другие виды страховых рисков.

В договоре страхования страховая сумма устанавливается на момент подписания договора с обусловленным размером периодических выплат. Страхователь согласовывает со страховщиком размер данных выплат, который напрямую будет зависеть от финансовых возможностей застрахованного лица и размера страховой премии страховщика. Отдельно оговариваются в договоре пенсионного страхования условия, при которых страхователь получает дополнительную прибыль от инвестиционной деятельности страховщика. Страховщик ежегодно сообщает страхователю о размере выплат по прибыли.

Страховая премия

В договоре пенсионного страхования размер страховой премии определяется страховщиком на основании статистических таблиц. Страхователь имеет право сам устанавливать размер страховой премии, исходя из своего материального положения. Застрахованное лицо в любой момент может изменить размер страховой премии, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Для этого необходимо (по желанию страхователя и с согласия страховщика) изменить страховую сумму.

По договору пенсионного страхования страховая премия выплачивается страхователем двумя способами:

  • единовременно;
  • периодическими платежами (в рассрочку).

При уплате страховой премии в рассрочку устанавливается индексация страховых взносов. Это помогает страхователю и страховщику корректировать сумму взаимных обязательств по действительной стоимости страховых обязательств.

Важно знать!

При неуплате застрахованным лицом страховых взносов (данное условие оговаривается договором страхования) страховщиком не прекращается страховое обеспечение, однако его размер будет пересчитываться в сторону уменьшения.

Страховые выплаты

Размер страховых выплат, которые застрахованное лицо будет получать в соответствии с заключенным договором пенсионного страхования, зависит:

  • от размера уплаченной страховой премии;
  • периода накопления (размер получаемой пенсии для застрахованного лица будет тем выше, чем больше был период накопления страховых выплат);
  • возраста страхователя (чем старше страхователь, тем меньше становится период накопления пенсионного обеспечения, а также значительно увеличивается сумма страхового взноса для застрахованного лица);
  • пола страхователя.

Существуют программы страхования, при которых размер страховых взносов для женщин в полтора раза больше, чем для мужчин. Однако не стоит забывать о программах пенсионного страхования, при которых размер страховых взносов рассчитывается по объединенной таблице смертности и размер страховой премии не зависит от пола застрахованного лица.

В случае смерти застрахованного лица при достижении им пенсионного возраста, в соответствии законодательных норм РФ, правопреемникам (выгодоприобретателям) полагается:

  • получение установленного договором пенсионного страхования общего количества выплат пенсий при условии, что застрахованному лицу не была произведена ни одна пенсионная выплата;
  • получение разницы между установленным договором пенсионного страхования общего количества выплат пенсий и количеством полученных застрахованным лицом пенсий при условии, что страховщиком уже производилась застрахованному лицу какое-то количество пенсионных выплат.

Важно!

Страхователь имеет право на самостоятельный выбор программы пенсионного страхования. Пенсионные выплаты, по желанию страхователя, могут выплачиваться страховщиком ежемесячно, ежеквартально или один раз в год. Выплата страхового пенсионного обеспечения переводится застрахованному лицу по почте или перечисляется на лицевой счет в банке.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

Статья 3 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела) предусматривает добровольное и обязательное страхование.

Добровольное пенсионное страхование является одним из видов личного страхования. По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае достижения самим страхователем или другим названным в договоре гражданином (застрахованным лицом) определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая) (п. 1 ст. 934 ГК РФ). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица (п. 2 ст. 934 ГК РФ).

Налогоплательщикам, заключившим договоры добровольного пенсионного страхования и уплачивающим в 2007 г. страховые взносы по таким договорам, заключенным со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), необходимо также ознакомиться с самыми последними изменениями, внесенными законодателем в ст. 213 НК РФ Федеральным законом от 24.07.07 г. № 216-ФЗ. Положениями ст. 213 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы по НДФЛ по договорам страхования.

В частности, в соответствии с п.п. 4 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае пенсионные основания - это основания приобретения участником договора права на получение негосударственной пенсии.

При расторжении договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврате физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является страховщик (страховая организация).

Обратите внимание! В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Если налогоплательщик предоставит справку, выданную налоговым органом по месту его жительства, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ. Форма такой справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, утверждается ФНС России.

Обратите внимание! Указанный порядок налогообложения выкупных сумм и сумм страховых взносов, уплаченных физическим лицом по договору добровольного пенсионного страхования, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, при расторжении такого договора применяется в случае, когда застрахованным лицом является непосредственно сам страхователь.

Если застрахованным лицом является кто-то из близких родственников страхователя, то согласно условиям договора право на получение денежной суммы может принадлежать тому застрахованному лицу, в пользу которого заключен договор. Соответственно в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата застрахованному физическому лицу денежной суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении такого договора, полученный доход подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является страховщик (страховая организация).

При определении налоговой базы по НДФЛ в отношении денежной суммы, полученной застрахованным лицом в случае расторжения страхователем договора добровольного пенсионного страхования, вычет сумм страховых взносов, внесенных налогоплательщиком-страхователем, не производится.

Таким образом, только при налогообложении выкупной суммы, выплачиваемой непосредственно самому страхователю, страховщик обязан производить вычет сумм страховых взносов, внесенных налогоплательщиком-страхователем за каждый календарный год, в котором налогоплательщик либо еще не имел права на получение социального налогового вычета, предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (т.е. за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2007 г.), либо не воспользовался указанным вычетом за 2007 г. и последующие календарные годы, что подтверждается выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика справкой.

Пример 1. Сотрудник коммерческого банка заключил в 2005 г. договор добровольного пенсионного страхования в свою пользу сроком на 5 лет со страховой фирмой, имеющей лицензию на осуществление добровольного и обязательного страхования в Российской Федерации. Договором определена страховая сумма в размере 600 тыс. руб., исходя из которой установлен размер платежей, ежемесячно перечисляемых страхователем страховщику в качестве страховых взносов в сумме 10 тыс. руб., а также размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Страховыми случаями в договоре признаются потеря трудоспособности вследствие инвалидности, а также потеря источника дохода в связи с выходом на пенсию.

В 2005, 2006 и 2007 гг. страхователем (застрахованным лицом) ежегодно перечислялись страховой компании страховые взносы в размере 120 тыс. руб. По окончании 2007 г. он представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2007 г., в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договору добровольного пенсионного страхования, произведенными в 2007 г., в размере 100 тыс. руб. Заявленный вычет был налогоплательщику предоставлен, в 2008 г. ему произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 тыс. руб. В декабре 2008 г. страхователь уволен в связи с реорганизацией банка, и ему пришлось досрочно расторгнуть договор добровольного пенсионного страхования. В январе 2009 г. страховщик произвел страхователю возврат выкупной суммы, подлежащей в соответствии с условиями договора выплате при его расторжении.

В данном случае на основании п.п. 4 ст. 213 НК РФ вычету подлежат суммы страховых взносов, перечисленных страхователем страховщику в 2005 и 2006 гг.

Кроме того, при расторжении договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ. При этом страховая организация при выплате физическому лицу выкупных сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации страховщик должен удержать сумму НДФЛ с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, перечисленных страхователем по этому договору в 2007 г., в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 100 тыс. руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 тыс. руб. Для этого налогоплательщику необходимо представить страховщику справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение им социального налогового вычета за 2007 г., предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, на основании которой страховая организация соответственно исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ.

Теперь рассмотрим другую ситуацию, когда страхователь не является застрахованным лицом.

Пример 2. Сотрудница туристической компании заключила в 2006 г. договор добровольного пенсионного страхования в пользу своего отца сроком на 5 лет со страховой фирмой, имеющей лицензию на осуществление добровольного и обязательного страхования в Российской Федерации. Договором определена страховая сумма 480 тыс. руб., исходя из которой установлен размер платежей, ежемесячно перечисляемых страхователем страховщику в качестве страховых взносов в сумме 8 тыс. руб., а также размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Страховыми случаями в договоре признаются потеря трудоспособности вследствие инвалидности, а также потеря источника дохода в связи с выходом на пенсию.

Согласно договору получателем денежной суммы, сформированной на день прекращения договора добровольного пенсионного страхования, является не страхователь, а застрахованное лицо.

Налогоплательщиком-страхователем в 2006 и 2007 гг. в пользу застрахованного лица ежегодно перечислялись страховой компании страховые взносы в размере 96 тыс. руб. за каждый календарный год. По окончании 2007 г. налогоплательщик представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2007 г., в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договору добровольного пенсионного страхования, произведенными в 2007 г., в размере 96 тыс. руб. Вычет был налогоплательщику предоставлен, в 2008 г. ему произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 12 480 руб.

В октябре 2008 г. страхователь в связи с банкротством компании вынужден был досрочно расторгнуть договор добровольного пенсионного страхования. В ноябре 2008 г. страховщик произвел выплату застрахованному лицу денежной суммы, подлежащей возврату при расторжении договора.

В данном случае на основании п.п. 4 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении денежной суммы, полученной застрахованным лицом в связи с расторжением налогоплательщиком-страхователем договора добровольного пенсионного страхования, суммы страховых взносов, перечисленных страхователем страховщику в 2006, 2007 и 2008 гг., вычету не подлежат.

Таким образом, страховая организация при выплате застрахованному лицу денежной суммы на основании досрочно расторгнутого страхователем договора добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму НДФЛ, исчисленную с полного размера денежной суммы, признаваемой доходом налогоплательщика - застрахованного лица.

Налогоплательщик-страхователь в такой ситуации получателем дохода не является, в связи с чем объекта налогообложения у него, на первый взгляд, не возникает. Однако в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Следовательно, страховая организация обязана удержать соответствующую сумму НДФЛ как с денежной суммы, выплачиваемой застрахованному лицу согласно условиям договора добровольного пенсионного страхования, так и сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком-страхователем по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Таким образом, в рассматриваемом примере страховщик должен удержать налог с суммы дохода налогоплательщика-страхователя, равной сумме страховых взносов, перечисленных страхователем по этому договору в 2007 г., в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 96 тыс. руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 12 480 руб.

Для этого налогоплательщику-страхователю необходимо представить страховщику справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение им предусмотренного п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ социального налогового вычета за 2007 г. и неполучение указанного вычета за 2008 г. На основании такой справки страховая организация соответственно исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ за 2007 г. и не удерживает сумму налога за 2008 г.

Автор - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Читайте также: