Ковалевский социально экономическая и правовая природа пенсий

Ковалевский А. М., Ковалевский М.А.

Ковалевский Александр Михайлович
am_kvl @ mail.ru

Ковалевский Михаил Александрович, профессор НИУ — ВШЭ, председатель редакционного совета, главный редактор журнала «Социальное и пенсионное право», кандидат юридических наук
kvl_sem @ mail.ru

Статья посвящена исследованию базовых социально-экономических причин возникновения института пенсионного обеспечения и его положения в современном обществе.

Ключевые слова: пенсия, доход, материальное благо, социальный статус, физический возраст, государственный служащий, традиционное общество, современное общество.

Kovalevskij А.М., Kovalevskij М.А.

Social-economy and legal nature of old-age pensions: from contemporary society to traditional and vice versa (Part III)

The article is devoted to research of fundamental social-economy causes of arising of institute of pension provision and status thereof in the contemporary world.

Key words: pension, revenue, material benefit, social status, physical age, state servant, traditional society, contemporary society.

Кожевников Олег Александрович, профессор кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук

Статья посвящена анализу положений базового в сфере благотворительности Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В ходе проведенного исследования автором делается вывод о том, что, наряду с положительными моментами, указанный нормативно-правовой акт содержит в себе положения, противоречащие другим нормативно-правовым актам РФ, что не способствует единству правоприменительной практики и вызывает необходимость приведения закона к единым положениям федерального законодательства.

Ключевые слова: право, Конституция РФ, социальная защита, благотворительность, благотворительная организация, некоммерческие организации, местное самоуправление.

Positive and negative aspects of the legislation on charitable activity in the Russian Federation

The Article is dedicated to analysis of the positions base in sphere of the charities Federal law from 11.08.1995 135-FZ «About charitable activity and charitable organization». In the course of called on studies, the author is done conclusion about that that alongside with positive moment, specified normative-legal act contains in itself positions, discordant other normative-legal acts RF that does not promote unity an practical persons and causes need of the adduction of the law to united positions federal legislation.

Key words: right, Constitution of the Russian Federation, social protection, charity, charitable organization, non-profit organizations, local government.

Куликова Н.А., Березина В.Ю.

Куликова Наталья Алексеевна, старший преподаватель кафедры социально-правовых дисциплин юридического факультета Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
spd_mivlgu @ mail.ru

Березина Валерия Юрьевна, студентка факультета социальных технологий и педагогики Муромского института (филиала) ФГБОУ «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
valeria-t @ mail.ru

В работе рассматривается материнский капитал как право на дополнительную государственную поддержку семьи, имеющей детей, а также как мера стабилизации демографической ситуации. Анализируются направления, возможности и эффективность применения материнского капитала, его достоинства и имеющиеся недостатки.

Ключевые слова: демографическая ситуация, уровень и качество жизни российской семьи, материнский капитал, нормативно-правовая база.

Kulikova N.A.,Berezina V.Yu.

Maternity capital as a measure of stabilization of the demographic situation in Russia

The article considers maternity capital as right on supplementary measure of state support of family with children and as the measure of stabilizing of demographic situation. In this article we analyse kinds, possibilities, efficiency of application of maternity capital, its dignity and defects.

Key words: demographic situation, level and quality of life of Russian family, maternity capital, legal base.

Радуто Владимир Иванович, старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

195067, г. Санкт-Петербург, Бестужевская, 50

В настоящей статье автор рассматривает отдельные аспекты решения проблем инвалидов программно-целевым методом.

Ключевые слова: инвалиды, программно-целевой метод, целевые программы.

Some aspects of decision of disability and disabled problems using a programtarget method

In the present article the author considers separate aspects of the decision of problems of invalids a programmno-target method.

Key words: Invalids, a programmno-target method, target programs.

Свинцов Александр Анатольевич, руководитель отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства», кандидат медицинских наук

В статье в качестве объекта исследования рассматриваются правовые подходы к организации и деятельности учреждений социального обслуживания населения. Анализируются нормативные документы. Автор приходит к выводу о том, что численность и структура учреждений социального обслуживания населения позволяет решать актуальные вопросы оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Ключевые слова: социальное обслуживание, лица пожилого возраста, инвалиды, учреждения.

Organizational and legal bases of rehabilitation facilities activity in the system of social services for population

In article as object of research legal approaches to the organization and activity of establishments of social service of the population are considered. Standard documents are analyzed. The author comes to a conclusion that number and structure of establishments of social service of the population allows to solve pressing questions of rendering of social services to citizens of advanced age and invalids.

Key words: social service, the person of advanced age, invalids, establishments.

Шелудякова Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

В статье исследованы виды социальных прав, закрепленные в конституциях зарубежных государств, выделена их классификация. Определена специальная подгруппа социальных прав граждан. Предлагается принять федеральный закон о молодежной политике, содержащий социальные гарантии для молодежи.

Ключевые слова: виды и классификация социальных прав человека в зарубежных странах, социальные права молодежи, гарантии прав молодежи.

Types and classification of social rights in foreign countries

In article the kinds of the social rights fixed in constitutions of the foreign states are investigated, their classification is allocated. The special subgroup of the social rights of citizens is defined. It is offered to pass the Federal law on the youth policy, containing social guarantees for young people.

Key words: kinds and classification of social human rights in foreign countries, the social rights of youth, a guarantee of the rights of young people.

Штыкова Н.Н., Конышева Е.А.

Штыкова Наталья Николаевна, доцент кафедры государственных и международных правовых дисциплин Муромского института, кандидат юридических наук
ipmrroman @ yandex.ru

Конышева Екатерина Александровна, студентка 5-го курса Муромского института

В статье проводится сравнительно-правовой анализ осуществления медицинского страхования в России и Германии. Авторы выделяют существенные черты медицинского страхования в Германии, которые необходимо применить в России.

Ключевые слова: социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинская помощь.

Shtykova N.N.,Konysheva E.A.

Comparative and legal characteristics in the regulation of health insurance institution in Russia and Germany

The article gives a comparative and legal analysis of health insurance in Russia and Germany. The authors distinguish the essential features of health insurance in Germany which should be used in Russia.

Key words: social provision, health insurance, medical aid.

Кучуков Рустем Равилевич, научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Башкортостан, кандидат философских наук

В данной статье представлена история становления законодательства Республики Башкортостан по вопросам социальной защиты участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставления льгот и выплат компенсаций, предусмотренных для данной категории граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Ключевые слова: закон, льготы, ликвидаторы, социальная защита, авария на Чернобыльской АЭС.

Development of legislation in the Republic of Bashkortostan on social protection of persons participated in liquidation of the accident consequences at the Chernobyl nuclear power station

This paper presents the history of the formation of the Republic of Bashkortostan law on social protection of clean-up of the Chernobyl accident, the provision of benefits and compensation payments provided for this category of citizens residing in the territory of the Republic of Bashkortostan.

Key words: law, benefits, accident at the Chernobyl nuclear station, liquidators, social protection.

Геворкьян Дмитрий Павлович, доцент кафедры трудового права и основ правоведения ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», кандидат исторических наук

artvin2 @ mai l.ru

В статье анализируется формирование законодательства субъекта Российской Федерации — Республики Дагестан — в сфере социального обеспечения, дается краткая характеристика базовых законов и подзаконных актов, входящих в систему региональных нормативно-правовых актов права социального обеспечения.

Ключевые слова: субъект Федерации, законодательство о социальном обеспечении, социальная политика.

Formation of legislation on social security in the republic of Dagestan

The article is analyzed the formation of the legislation of the subject of the Russian Federation, the Republic of Daghestan — in the sphere of social provision, and contains the characteristic of the basic laws and sublegislative acts entering the system of regional normative legal acts of the law of social provision.

Key words: subject of the Russian Federation, legislation on social security, social policy.

Козаев Нодар Шотаевич, доцент кафедры уголовного права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

В статье рассматриваются вопросы общесоциальной и правовой оценки современных технологий, раскрываются их социально вредные и социально полезные последствия, даются понятия исследуемых феноменов.

Ключевые слова: научно-технический прогресс, технология, социально-правовая оценка, модернизация, последствия.

Social and legal evaluation of the results of scientific and technical progress

The article examines the general social and legal assessment of modern technologies, expands their social harmful and socially beneficial consequences, and gives the concept of the investigated phenomena.

Key words: scientific and technological progress, technology, socio-legal assessment, modernization, consequences.

Осипов С.Л., Осипова Е.С.

Осипов Степан Лукич, профессор кафедры «Финансы и кредит» факультета «Экономика и право» Дальневосточного института — филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», доктор экономических наук

Осипова Елена Степановна, профессор кафедры «Экономика и налогообложение» факультета «Экономика и право» Дальневосточного института — факультета ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», доктор экономических наук
osipovaes2006 @ rambler.ru

В статье критически оцениваются существующие подходы к определению размера пенсионного обеспечения, и предлагается иная методика расчета пенсий на основе единой тарифной пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсия, пожизненное содержание, единая тарифная пенсионная система, тарифный диапазон пенсий, минимальная тарифная ставка пенсионера, индивидуальный тарифный коэффициент пенсионера.

Osipov S.L., Osipova E.S.

Management of a unified tarification system of pensions

This article is devoted to the critically consideration of existing approaches to determination of pension provision volume and it is suggested an other method of pension calculating on the basis of unitary tariff pension system.

Key words: pension, lifelong maintenance, unitary tariff pension system, tariff range of pensions, minimum tariff rate of the pensioner, individual tariff coefficient of the pensioner.

Статья посвящена исследованию базовых социально-экономических причин возникновения института пенсионного обеспечения и его положения в современном обществе.

Сборник материалов международной конференции

В статье рассматривается влияние близости отношений и статуса участников на использование норм справедливости.

В статье рассматривается проблема демонстративного потребления подростков в пространстве современной школы, дается краткая история происхождения термина «демонстративное потребление». Основное внимание в статье уделено объяснительным схемам показного потребления подростков, представленным в современной зарубежной англоязычной научной литературе.

Словарь представляет собой популярное изложение научных терминов и тематических блоков, используемых в теоретических рамках концепции модернизации.

Вследствие большой реальной роли глобализации в жизни современного общества во всем мире и ее существенного, нередко судьбоносного влияния на экономику даже крупных, во многом самодостаточных стран она вновь и вновь становится предметом научных и околонаучных изысканий. Вместе с тем даже такие принципиальные, ключевые вопросы, как сущность и содержание категории «глобализация экономики» (ГЭ), ее проявления и перспективы, позитивные и негативные последствия, воздействие на экономику России и других стран, - очевидно, вследствие сложности и противоречивости ГЭ, - трактуются различными авторами далеко не однозначно. В этой связи автор излагает свое видение данной проблематики на фоне других точек зрения, сопоставив последние.

В главе анализируются положения действующего законодательства, регулирующие сферу правоотношений, складывающихся по поводу специфического объекта, именуемого нематериальные блага. Автор исследует понятие, признаки, виды личных неимущественных прав. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей наиболее распространенных личных неимущественных прав.

В статье рассматривается влияние социально-экономических и демографических факторов на индивидуальном и страновом уровне на статус пожилых людей в обществе. Основное внимание уделяется показателям, связанным со здоровьем и долголетием, экономическим благосостоянием и вовлеченностью в общественную жизнь.

Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Нужно признать, что вялотекущая пенсионная реформа, продолжающаяся уже почти 20 лет, до сих пор не принесла успеха. В этой связи актуальным и необходимым является изучение правового регулирования назначения трудовой пенсии по старости, что и стало целью данной работы. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, основания и размеры трудовой пенсии по старости;
- охарактеризовать проблемы, связанные с определением трудового стажа;
- рассмотреть пути совершенствования правового регулирования трудовой пенсии по старости.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования
трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости
1.2. Размер трудовой пенсий по старости
Раздел 2. Определение трудового стажа
при назначении трудовой пенсии по старости
2.1. Понятие трудового стажа
2.2. Доказательства трудового стажа
2.3. Доказательства страхового стажа
Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования
трудовой пенсии по старости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсавая Работа по ПСО.doc

Одно из ключевых предложений заключается в том, чтобы выплата накопительной части трудовой пенсии по старости носила срочный, а не пожизненный характер, как установлено Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, пенсионеры по старости разделены на три группы. В первую группу входят пенсионеры "молодых" возрастов, не достигшие "рекомендуемого" пенсионного возраста (63 лет), которые сохраняют трудоспособность и продолжают работать. Авторы Доклада предлагают стимулировать их трудовую активность до достижения 63 лет. Стимулом является повышение размера накопительной части трудовой пенсии в случае отказа от ее назначения для женщин в возрасте от 55 до 63 лет, а для мужчин - от 60 до 63 лет. Указанные возрастные пределы распространяются на лиц, трудившихся в нормальных условиях труда. Что касается лиц, имеющих право на досрочную пенсию в связи с работой во вредных или тяжелых условиях труда, в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, то для них продолжительность периода "добровольного отказа" от получения трудовой пенсии по старости увеличивается в зависимости от пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством. В дальнейшем предусматривается создание для них профессиональных пенсионных систем, источником финансирования которых будут служить дополнительные взносы работодателей и самих застрахованных лиц.

Вторую группу составляют пенсионеры "средних" возрастов - от 63 до 73 лет. Для этой категории предлагается увеличение размера накопительной части трудовой пенсии за счет выплаты не пожизненной, а срочной пенсии (например, в течение 10 лет) до исчерпания средств специальной части ИЛС. При этом совокупный коэффициент замещения "предпенсионного" заработка с учетом страховой части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой ПФР, будет достигать 60% 44 . В случае смерти пенсионера предусматривается возможность наследования остатка средств с его счета.

Следует отметить, что за пенсионерами сохраняется возможность выбора пожизненного срока выплаты (получения) накопительной части трудовой пенсии по старости. Но в этом случае ее размер сокращается. В соответствии с проведенными расчетами, при страховом стаже 30 лет и выплате накопительной части в течение 10 лет размер пенсии застрахованного лица, получавшего среднестатистическую по стране зарплату, составит в 2022 г. 36,5%, а в 2030 г. - 38% от "предпенсионного" заработка. При страховом стаже 35 лет показатели будут равны соответственно - 43,4% в 2022 г. и 45% в 2030 г 45 .

Данное предложение не вполне соответствует Конвенции МОТ N 102 1952 г. "О минимальных нормах социального обеспечения", задача ратификации которой согласована в Генеральном соглашении на 2011 - 2013 гг. между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. В ст. ст. 65 - 67 этой Конвенции в качестве минимального стандарта установлен размер пенсии для типичного получателя на уровне 40% прежней заработной платы при стаже 30 лет и возрасте 65 лет. Конечно, это не означает необходимости повышения пенсионного возраста мужчин и женщин до 65 лет, поскольку российское законодательство содержит более благоприятные для пенсионеров нормы, а ратификация не должна приводить к их ухудшению. Это общее правило содержится во всех международных договорах.

Для третьей группы - пенсионеров старше 73 лет - гарантированный общий размер трудовой пенсии, включающий страховую и накопительную части, должен достигать в ближайшей перспективе двух, а в среднесрочной перспективе - трех прожиточных минимумов. По мнению авторов Доклада, для данной группы пенсионеров важен не столько номинальный размер пенсии, сколько лекарственное обеспечение и медицинское обслуживание. Для этого предлагается создать новый вид страхования - гериатрическое страхование, которому посвящена значительная часть Доклада. Одним из источников его финансирования, помимо средств федерального и регионального бюджетов, могут быть и накопительные взносы на обязательное пенсионное страхование.

Однако не совсем ясно, как будет функционировать система гериатрического страхования на практике? Если пенсионер "среднего" возраста согласился на срочную выплату пенсии и средства на ее финансирование исчерпаны, из каких источников он сможет внести взносы на гериатрическое страхование? А если он предпочел получать пожизненную пенсию, которая будет весьма скромной по размеру, то вряд ли у него будет возможность участвовать в этом виде страхования 46 .

Большое внимание уделено в Докладе Экспертного совета механизмам компенсации потерь пенсионных накоплений под влиянием рыночного риска. Предложено создать двухуровневый механизм компенсации рыночных рисков инвестирования:

- страховые резервы НПФ по обязательному накопительному пенсионному страхованию;

- средства гарантийного фонда с участием государства.

Поскольку огромное большинство застрахованных лиц не сделали распоряжения ПФР о переводе средств, учтенных в специальной части ИЛС в НПФ, т.е. остались "молчунами", члены Экспертного совета считают возможным установить "переходный период для выбора НПФ". Если застрахованное лицо не выберет никакого НПФ самостоятельно, то по истечении "переходного периода" выбор за него будет делать работодатель. Принцип "выбора по умолчанию" предусмотрен и для Программы государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" 47 .

Из Доклада Экспертного совета следует, что сохраняется право застрахованного лица на возврат средств обязательных пенсионных накоплений из НПФ в ПФР. В случае угрозы банкротства, финансового кризиса и других неблагоприятных обстоятельств возможен массовый перевод накопительных взносов застрахованных лиц в ПФР. В такой ситуации государство будет вынуждено нести ответственность за выплату накопительной части трудовой пенсии в полном объеме. Страхование вряд ли поможет, так как оно не ориентировано на выплату пожизненной пенсии. Прогнозные сценарии развития накопительного компонента обязательной пенсионной системы должны предусматривать возможные варианты их решения. Представляется, что наиболее целесообразным решением будет законодательное установление запрета на возвращение застрахованных лиц в ПФР. Конечно, такое решение ущемляет интересы застрахованных лиц. Однако оно позволит избежать неконтролируемого и значительного роста бюджетных расходов. А государству в любом случае придется оказывать социальную помощь пенсионерам, чей доход будет ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума пенсионера.

Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне установлены два типа пенсионного обеспечения и соответствующие категории пенсий:

- пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом N 173-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;

- трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 21 января. 2009 г.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в ред. от 29.12.2012 № 280-ФЗ) // Консультант Плюс.
  3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года. № 1032-1 (в ред. от 23.02.2013 № 11-ФЗ) // Консультант Плюс.
  4. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в ред. от 12.11.2012 № 181-ФЗ) // Консультант Плюс.
  5. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ) // Консультант Плюс.
  6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
  7. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
  8. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

II. Специальная литература

  1. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Право социального обеспечения. М., 2009.
  2. Гусков К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2004.
  3. Доклад Минздравсоцразвития РФ "Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом мирового финансового кризиса". 2010.
  4. Ершов В.А. Трудовые пенсии по старости. Практический справочник. М., 2011.
  5. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. М., 2009.
  6. Исайчева Е.А. Справочник по трудовому праву. М., 2005.
  7. Ковалевский А.М., Ковалевский М.А. Социально-экономическая и правовая природа пенсии по старости (возрасту): от современного общества к традиционному и обратно // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2.
  8. Колобкова С.В. Трудовое право России. М., 2005.
  9. Комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Постатейный. Под ред. л.П. Боевой, Т.А. Покладовой, С.А. Чиркова. М., 2011. // Консультант Плюс.
  10. Концепция социального государства Российской Федерации: Сборник. Под общ. ред. Н.Н. Гриценко. М., 2004.
  11. Лазарева Н. Отказ в выплате пенсии: можно ли привлечь виновных к ответственности? // ЭЖ-Юрист. 2012. № 28.
  12. Мачульская Е.Е. Накопительная пенсия: вопросы и решения // Социальное и пенсионное право. 2011. № 4.
  13. Назаров А. Доказательство общего трудового стажа документами. // Хозяйство и право, 1997 № 11.
  14. Невинная И. Где заблудились накопления // Российская газета. 12.05.2011. № 100 (5476).
  15. Петров А.Н. Государственные пенсии в РФ. Практический справочник. М., 2007.
  16. Пономарева Н.Г. Пенсии по старости. М., 2007.
  17. Предложения по развитию пенсионной системы в Российской Федерации. М., 2011.
  18. Сергеева Т.Ю. Все о пенсиях. М., 2005.
  19. Тресков В. Чем больше стаж - тем выше пенсия // ЭЖ-Юрист. 2012. № 42.
  20. Фирстова С.Ю. Старый трудовой стаж и пенсия. М., 2004.

1 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

2 Ковалевский А.М., Ковалевский М.А. Социально-экономическая и правовая природа пенсии по старости (возрасту): от современного общества к традиционному и обратно // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. С. 14.

3 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

4 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

5 Ковалевский А.М., Ковалевский М.А. Социально-экономическая и правовая природа пенсии по старости (возрасту): от современного общества к традиционному и обратно // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. С. 15.

6 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

7 Ершов В.А. Трудовые пенсии по старости. Практический справочник. М., 2011. С. 40.

8 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

9 Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. // Консультант Плюс.

10 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

11 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

12 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

13 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

14 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

15 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

16 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

17 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

18 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.

19 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Специальность «Финансы и кредит»

Автор работы

Студентка 4 курса, 2 группы з/о Ю. В. Ситько

Руководитель

Преподаватель И.К. Карпицкий

Гродно 2010

РЕФЕРАТ

Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование

Работа содержит: 57 страниц, 3 рисунка, 2 приложения, 2 таблицы, 23 источника литературы.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, социальная защита, социальное страхование, трудовая пенсия, социальная пенсия, персонифицированный учет, адресная социальная помощь.

Целью данного исследования является раскрытие понятия социальной защиты населения и такой ее составляющей, как пенсионное обеспечение и пенсионного страхования.

Объектом настоящего исследования является система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе.

Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.

При написании данной курсовой работы были использованы такие методы, как синтез, анализ, сравнение показателей, статистические методы.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 7

1.1. Сущность социальной защиты……………….……………………………. 7

1.2. Понятие социального обеспечения, история образования фонда социальной защиты населения, его задачи, функции, расходование средств фонда………………………………………………………………………………. 11

1.3. Социальное обслуживание в Октябрьском районе г. Гродно ….……….22

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………….…………………………….26

2.1.Сущность пенсионного страхования и его субъекты ……………. ……..26

2.2. Анализ развития пенсионной системы ……………………………………33

3. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………. 40

СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………………….….52

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.

Целью данного исследования является раскрытие понятия социальной защиты населения и таких ее составляющих, как пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить пенсионную систему Республики Беларусь, ее развитие и становление;

- проанализировать сущность развития пенсионной системы;

- определить основные проблемы, пути их решения и направления совершенствования пенсионного обеспечения.

Объектом настоящего исследования является система пенсионного страхования как компонент социальной защиты на современном этапе.

Предметом исследования служат пути выхода из сложившейся тупиковой ситуации с анализом их предпочтительности для Беларуси.

При написании данной курсовой работы были использованы такие методы, как синтез, анализ, сравнение показателей, статистические методы.

Механизмы социальной защиты населения, действовавшие долгое время при централизованной административно-плановой экономике, не отвечают требованиям ведения хозяйства в условиях рынка. Если раньше каждому гражданину гарантировалась работа, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, определенный уровень доходов за счет централизованного регулирования размеров зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и соответственно цен на продукты питания, товары, услуги, то при переходе к рыночным отношениям люди лишаются многих ранее существовавших гарантий. Это вызывает необходимость глубокого реформирования системы социальной защиты населения.

В Беларуси наблюдается процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно – на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.

Повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста предполагается достичь за счет укрепления страховых принципов пенсионного обеспечения, а также установления тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента.

Что касается такой составляющей системы социальной защиты как пенсионное страхование, то в последние десятилетия все ярче проявляются признаки банкротства государственной пенсионной системы. В течение 80-х годов демографическое и общеэкономическое состояние развитых и большинства развивающихся стран мира не вызывало опасений относительно ликвидности пенсионной системы. Количество работающих, т.е. контрибьютеров системы, значительно превышало число пенсионеров. 50-летняя история развития пенсионной системы pay-as-you-go свидетельствует, что она не является адекватным ответом на современные вызовы экономического развития и социального обеспечения. Она превратилась в тормоз для экономики в целом, привела к росту бюджетного дефицита, внешнего и внутреннего долга, оттоку инвестиций по причине реструктивных ограничений рынка труда и, как следствие, к снижению уровня жизни населения и социальным конфликтам между поколениями. Заблуждения в экономической теории привели к серьезным перекосам на всех рынках капитала, нарастанию кризисных явлений в экономике в целом.

Существующую в Беларуси пенсионную систему "Работающий Платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Через политические институты, бюрократические процедуры данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде пенсионная система не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи.

Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение.

В последнее время все настойчивее звучат голоса о введении в Беларуси накопительной пенсионной системы, которая, предположительно, решит проблемы, рожденные сложными демографическими условиями, и сделает будущих пенсионеров счастливыми. При этом делаются ссылки на опыт стран, внедривших такую систему. Насколько это возможно в Беларуси - основополагающая тема настоящей работы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО

Читайте также: