Квази добровольные пенсионные программы

В сентябре Минфин сообщил об очередном витке пенсионной реформы – разработке законопроекта о так называемом гарантированном пенсионном продукте. Портал Finversia.ru попытался разобраться, в чём смысл преобразований.

Россияне ещё не забыли одну аббревиатуру, к которой их совсем недавно приучали реформаторы пенсионной системы, как уже на подходе следующая. На смену индивидуальному пенсионному капиталу (ИПК), который долго обсуждался, но так и не воплотился в законопроект, теперь приходит гарантированный пенсионный продукт (ГПП). Проект закона о внедрении последнего должен быть обнародован Министерством финансов в ближайшее время. Как стало известно 6 сентября, он уже подготовлен и направлен на согласование в Министерство труда.

По аналогии с ИПК, ГПП должен стать инструментом самостоятельного накопления россиян на будущую пенсию. А теперь, внимание, вопрос: какая разница между ИПК и ГПП и зачем понадобилось менять название с одного на другое? А, главное, смогут ли россияне копить на пенсию?

ИПК vs ГПП: найдите десять отличий

О гарантированном пенсионном продукте пока известно не так много. Предполагается, что гражданин сможет самостоятельно определять размер взносов из своей зарплаты, которые пойдут на формирование его будущей пенсии. «В рамках этой системы человек будет полностью управлять своими взносами и без всяких там уведомлений он просто взять и перестать платить может. То есть сегодня хочу, а завтра не хочу. Это будет полное право человека", - рассказал журналистам заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев . Инициативу могут поддержать социально ответственные работодатели, осуществляя софинансирование пенсии сотрудника.

По словам Алексея Моисеева, гражданин сможет получать выплаты не только в случае выхода на пенсию, но и досрочно, в тяжёлой жизненной ситуации, будь то серьёзная болезнь или, как вариант, необходимость персонального банкротства.

Ожидается появление специального института – центрального оператора, который будет отвечать за онлайн-информирование участников о текущем состоянии накопительного пенсионного счета, хранить данные об уже произведённых взносах и обеспечивать для пользователей сервис «единого окна». По данным СМИ, его роль будет выполнять Национальный расчётный депозитарий (НРД).

Идеологи ГПП подчеркивают, что будет обеспечена гарантия сохранности на государственном уровне как минимум совокупного объёма произведённых пенсионных взносов. Также сообщалось, что в новой системе будут предусмотрены налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан. Так, например, по словам Алексея Моисеева, работники смогут получить налоговый вычет за взносы в ГПП в размере до 6%.

Но все (или почти все – сказать трудно, поскольку законопроект об ИПК так и не увидел свет) эти параметры были заложены и в идею индивидуального пенсионного капитала. Что же изменилось?

Ранее обсуждавшееся присоединение к ИПК должно было стать автоматическим для всех граждан, с возможностью дальнейшего выхода из этой системы (после написания соответствующего заявления и передачи пенсионных накоплений в обязательную страховую пенсионную систему). Гарантированный пенсионный продукт, напротив, подразумевает исключительно добровольное вступление.

Как пишет 25 октября газета «РБК», гражданин сможет подать заявление о присоединении к новой системе через портал Госуслуги или через своего работодателя.

Что в имени тебе моём?

Зачем же понадобилось переименовывать ИПК в ГПП, если разница между ними заключается лишь в концепции присоединения к новой системе?

- Пока Правительство публично не озвучило четкие параметры ГПП, но можно предположить, что само название «гарантированный» означает, что государство продолжит обеспечивать безопасность пенсионных накоплений и в негосударственной пенсионной системе, - комментирует Юлия Финогенова , профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова. – В настоящее время Агентство по страхованию вкладов (АСВ) гарантирует возмещение пенсионных накоплений (если, например, к моменту начала выплат накопительной пенсии у страховщика не окажется достаточной для этого суммы или НПФ лишится лицензии), но за исключением инвестиционного дохода.

Юлия Финогенова надеется, что в концепции гарантированного пенсионного капитала уровень гарантий расширится также на возмещение части инвестиционного дохода.

По данным РБК, НПФ обяжут не реже чем раз в пять лет отражать (фиксировать) размер средств накопленных пенсионных резервов на пенсионном счете участника ГПП. Размер суммы каждой фиксации должен быть не меньше предыдущего значения. В случае получения убытков от размещения средств пенсионных резервов, НПФ за счет собственных средств должны будут возместить их.

«Взлетит» или нет?

Какие условия необходимы для успешной реализации анонсированной реформы?

По мнению Финогеновой, возможность самостоятельно определять ставку взносов – очень важный параметр, дающий гражданам с разными уровнями доходов участвовать в накопительной системе в доступной для них доле. Но для того чтобы формируемые накопления влияли на размер будущих пенсий, необходимо установить минимальный размер взносов, даже если он будет уплачиваться на паритетных с работодателем условиях.

Работодателя, в свою очередь, нужно стимулировать участвовать в формировании ГПП сотрудников за счет налоговых льгот – например, освобождения части пенсионных взносов от налога на прибыль, считает Юлия Финогенова.

Ранее сообщалось, что у граждан появится возможность присоединить к гарантированному пенсионному продукту пенсионные накопления, имеющиеся в системе обязательного пенсионного страхования. Сейчас в обязательной накопительной системе участвуют более 70 млн. граждан, причем количество тех, кто остался в ПФР – 33 млн. человек, а тех, кто перевел свои накопления в НПФ - 37 млн. человек, напоминают в РЭУ им. Плеханова. В системе добровольного пенсионного обеспечения участвует около 6 млн. человек. «В процессе реформирования основная задача –не «потерять» большую часть тех граждан, чьи обязательные пенсионные накопления сейчас находятся в НПФ», - говорит Юлия Финогенова.

- Наделение ГПП конкурентными преимуществами перед банковскими депозитами – важнейшая задача Правительства, - считает Финогенова. – Необходимо налоговое стимулирование бизнеса и граждан, а также обеспечение инвестиционного дохода на пенсионные накопления в размере, превышающем доход по депозитам.

Успех новой системы пенсионных накоплений во многом зависит от того, какую доходность продемонстрируют НПФ. По мнению Финогеновой, стратегия инвестирования пенсионных накоплений должна быть более четко проработана с целью изменения излишне консервативных требований к структуре инвестиционного портфеля по ГПП.

В СРО пенсионных фондов – НАПФ и АНПФ на запросы Finversia о гарантированном пенсионном продукте не ответили. В НАПФ пояснили, что не хотят комментировать данную тему до появления соответствующего законопроекта.

Как сообщил 23 октября на Уральской конференции НАУФОР заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин , после объединения систем обязательного пенсионного страхования (ОПС) и негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое планируется в рамках внедрения гарантированного пенсионного продукта, к управлению пенсионными накоплениями на этапе выплат могут быть допущены, помимо НПФ, управляющие компании (УК) и банки.

Есть сомнения

К очевидным минусам системы гарантированного продукта можно отнести необходимость финансирования издержек на обслуживание центрального оператора. Пока нет понимания, кто возьмет их на себя (НПФ, государство, сами граждане или все перечисленные), говорит Юлия Финогенова.

И всё же главные сомнения в успехе системы гарантированного пенсионного продукта заключаются вовсе не в таких деталях, как дополнительные издержки или невысокая инвестиционная доходность.

Слова спикера Совета Федерации подтверждают исследования уровня благосостояния граждан. По данным Росстата, во втором квартале 2019 года 49,4% российских семей могли позволить себе купить только еду и одежду, не имея возможности приобретать товары длительного потребления (мебель, бытовую технику, автомобили и т.д.). При этом 14,1% семей во втором квартале хватало денег только на еду и не хватало на одежду. По данным Аналитического центра НАФИ, сбережения имеют только 31% россиян.

Это позволяет предположить, что большинство россиян просто не захотят подключаться к системе гарантированного пенсионного продукта по причине стеснённой финансовой ситуации.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваль Александра Александровна, Левашенко Антонина Давидовна

В условиях роста продолжительности жизни и, как следствие, усиления нагрузки нагосударственный бюджет и увеличения финансовых рисков долголетия особую роль приобретают частные пенсионные системы , которые позволяют формировать пенсионные накопления за счет отчислений в негосударственные пенсионные фонды. В соответствиис выводами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), наибольший охват участия населения в частных пенсионных системах удается обеспечить в странах, в которых такая система носит обязательный или «квази»-добровольный характер,например, в Новой Зеландии, где разработана и реализуется программа с «самозаписью» KiwiSaver, передовой опыт которой может быть внедрен в российскую систему пенсионного обеспечения с целью снижения бюджетной нагрузки и увеличения благосостояния населения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коваль Александра Александровна, Левашенко Антонина Давидовна

Quasi-mandatory system of private pension provision in the countries of the OECD

In terms of increasing life expectancy and ensuing growing burden on state budget and increasing likelihood of longevity risks Private Pension Systems , which provide retirement savings by making contributions to a private pension fund, have come to play a significant role play.According to the OECD (The Organisation for Economic Co-operation and Development) the largest coverage of public participation in private pension systems is observed in the countries with mandatory or quasi-mandatory private pensions, for example implemented auto-enrolment program “KiwiSaver” in New Zealand. In this context, the above mentioned practice is worth incorporating in the Russian pension system .

Текст научной работы на тему ««Квази»-добровольная система частного пенсионного обеспечения в странах ОЭСР»

«Квази»-добровольная система частного пенсионного обеспечения в странах ОЭСР

А.А. Коваль, А.Д. Левашенко

УДК 364.35 ББК 65.272 К-563

Пенсионные взносы достигают объема 5,2% от национального дохода стран ОЭСР, что составляет 15,8% от общего объема государственных доходов1, полученных от налогов и других взносов в бюджет. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения оказывает существенное воздействие на экономику страны, обеспечивая стабильность и гарантируя устойчивое развитие.

В зависимости от организации, которая формирует и выплачивает денежные накопления лицам, имеющим право на получение пенсии, существуют две системы пенсионного обеспечения: государственная и частная. На протяжении долгих лет ведущую роль в пенсионном обеспечении граждан по всему миру играла система государственного пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что государство создает условия для реализации принципа социальной справедливости и выступает гарантом сохранности пенсионных накоплений.

С другой стороны, в ситуации сокращения числа работающих граждан по отношению к лицам пенсионного возраста государства не справляются с финансовой нагрузкой на бюджет и уже не могут формировать пенсионные накопления в рамках распределительной системы. Этот фактор предопределяет стремительное развитие частных пенсионных систем, которые позволяют формировать будущие пенсионные накопления за счет отчислений в негосударственные пенсионные фонды, т.е. формировать гражданам собственный пенсионный капитал путем перечисления денежных средств, получаемых в ходе осуществления трудовой деятельности, в системы частного пенсионного обеспечения. Основным минусом функционирования частных систем пенсионного обеспечения является недоверие к этому институту населения в виду ненадежности деятельности негосударственных пенсионных фондов, отсутствия должного правового регулирования их деятельности и контроля со сторо-

1 URL: http://www.oecd.org/pensions/public-pensions/OECDPension-sAtAGlance2013.pdf (дата обращения 23.06.2014)

Российский внешнеэкономический вестник

ны государства или низкой финансовой грамотности населения. Согласно данным исследования ОЭСР по измерению финансовой грамотности, ни в одной из стран, принимавшей участие в проекте, не зафиксировано высокого уровня финансовых знаний, в частности респонденты не смогли правильно ответить на 70% предложенных вопросов по аспектам функционирования финансовых институтов2.

В свою очередь ключевым достоинством системы частного пенсионного обеспечения для будущего пенсионера является размер инвестиционного дохода, а для государства - оптимизация расходов бюджета и стимулирование развития пенсионных фондов как институциональных инвесторов.

На сегодняшний день самые высокие показатели участия населения в частном пенсионном обеспечении достигнуты в тех странах, где оно носит обязательный характер. Частные пенсионные системы Австралии, Чили, Эстонии, Финляндии, Исландии, Израиля, Швеции и Швейцарии имеют показатели охвата участия населения трудоспособного возраста - 70% (и выше). Лидером является Исландия -85,5% населения трудоспособного возраста участвует в программах частного пенсионного обеспечения. В странах, где участие в системах частного пенсионного обеспечения не является обязательным, этот показатель существенно ниже.

Однако не все страны готовы придавать обязательный характер системам частного пенсионного обеспечения, так как они обеспокоены тем, что обязательный характер взносов в частные пенсионные фонды будет расцениваться населением как введение новых налогов. В случае если государство не считает для себя возможным придание институту частного пенсионного обеспечения обязательного характера, существует альтернатива - внедрение «квази»-добровольной системы, механизмом работы которой является автоматическая запись в программы частного пенсионного обеспечения, оставляющая возможность выписаться в течение установленного времени - «самозапись». Первый опыт внедрения данного инструмента оказался весьма удачным: общенациональная программа пенсионных накоплений KiwiSaver, введенная в Новой Зеландии в 2007 г., дала очень хорошие результаты по обеспечению высокого процента участия среди новых работников, у которых процент выхода из программы был всего лишь 20%3. В 2011 году охват участия населения в возрасте от 15 до 64 лет в системе частного пенсионного обеспечения составил 64 % - самый высокий показатель среди стран ОЭСР, где частные пенсионные системы не являются обязательными4.

2 URL: http://www.oecd-ilibrary.org/finance-and-investment/measuring-financial-literacy_5k9csfs90fr4-en (дата обращения 23.06.2014)

3 URL: http://www.oecd.org/els/public-pensions/oecdpensionsoutlook2012.htm (дата обращения 23.06.2014)

4 URL: http://www.oecd.org/els/public-pensions/New%20Zealand_eng_final.pdf (дата обращения 23.06.2014)

Российский внешнеэкономический вестник

Суть программы заключается в том, что граждане, которые достигли 18-летнего возраста и приступают к работе по трудовому договору, автоматически привлекаются к участию в ней, а на выход из программы законом дается 8 недель.5 Работнику представляется возможным выбрать схему формирования пенсионных накоплений, наиболее оптимальную для него. Работодатели вносят вклад в финансирование пенсионных планов работников KiwiSaver в размере 4% от заработной платы. Размер взносов для работников определяется в 3, 4 или 8%. В целях поощрения участия в программе каждый работник получает субсидию в размере 1000 новозеландских долларов, в также право на налоговый кредит. По данным на 1 марта 2014 года, участниками программы является 2299700 человек, общая сумма взносов которых за год составила 3,2 миллиарда долларов США6.

В свою очередь одной из ключевых проблем России в сфере пенсионного обеспечения, как отмечает ОЭСР, является низкий уровень прибыльности частных пенсионных активов. Именно в целях решения данной проблемы в декабре 2012 года были внесены изменения в национальное пенсионное законодательство, предусматривающие уменьшение размера взносов в накопительную часть пенсионной системы с 6% до 2% для физических лиц, чьи активы находятся в управлении государством.

Однако значение частных пенсионных сбережений в системе социального обеспечения до сих пор не достаточно велико. Правительству необходимо делать более решительные шаги для усиления роли негосударственных пенсионных фондов в системе российского пенсионного обеспечения. Для достижения этой цели необходимо применение комплексного подхода. В частности, важно повышать информированность населения о назначении и преимуществах частных пенсионных систем путем более активного освещения деятельности негосударственных пенсионных фондов на интернет-сайте Пенсионного фонда России и в других информационных ресурсах, а также информировать граждан о работе частных пенсионных систем и результатах их деятельности на телевидении и в средствах массовой информации.

России еще предстоит совершенствовать надзор за негосударственными пенсионными фондами, функции по осуществлению которого были переданы Банку России, с учетом международных стандартов и рекомендаций ОЭСР. Положительным образом на эффективности пенсионного надзора и, как следствие, повышении доверия населения к частным пенсионным системам, должно сказаться вступле-

5 URL: http://www.oecd.org/finance/private-pensions/42574991.pdf (дата обращения 23.06.2014)

6 URL: http://www.kiwisaver.govt.nz/statistics/ks-annual-statistics.html (дата обращения 23.06.2014)

Российский внешнеэкономический вестник

ние России в Международную организацию надзора в сфере пенсионного обеспечения (IOPS) и внедрение лучшей практики ее членов в национальную систему пенсионного обеспечения.

Помимо усиления международного взаимодействия по вопросам частного пенсионного обеспечения, важным шагом в достижении устойчивости российской пенсионной системы может стать внедрение передовых практик зарубежных стран - в частности, аналога новозеландской программы KiwiSaver, продемонстрировавшей прекрасные результаты увеличения охвата участия населения в системе частного пенсионного обеспечения.

Оценить плюсы и минусы «квази»-добровольной системы частного пенсионного обеспечения можно будет путем проведения пилотного проекта в одном из субъектов России. Постановление Правительства субъекта федерации должно содержать порядок внедрения механизма «самозаписи», предусматривать назначение ответственного органа за определение участвующих в программе негосударственных пенсионных фондов и механизмы их контроля, устанавливать процентные ставки участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений и правила выхода из системы частного пенсионного обеспечения. Оптимальным для реализации проекта представляется срок 3-5 лет. По его истечению можно будет сделать выводы об эффективности функционирования «квази»-добровольной частной пенсионной системы на территории России.

В случае если опыт функционирования «квази»-добровольной системы в России будет признан удачным (увеличится охват участия населения в системах частного пенсионного обеспечения и возрастет объем пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах), такую систему можно будет внедрять на общефедеральном уровне путем внесения изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

Однако уже сегодня на основании анализа новозеландского опыта можно утверждать, что внедрение подобной системы позволит решить сразу несколько задач в сфере пенсионного обеспечения. Во-первых, гарантировать социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения за счет вовлечения населения в участие в частных пенсионных системах, а именно достигнуть приемлемого размера пенсии и обеспечить коэффициент замещения трудовой пенсией по старости выше 40% утраченного заработка, тем самым решив проблему бедности среди лиц пенсионного возраста. А, во-вторых, создать в России сбалансированную, финансово устойчивую пенсионную систему, в рамках которой негосударственные фонды будут выступать в качестве институциональных инвесторов, гарантируя устойчивое развитие всей пенсионной системы, функционируя на конкурентной основе.

Российский внешнеэкономический вестник

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. ст. 5489 (Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 24.11.2008. N 47. st. 5489)

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012 г. N 53. ст. 8029 (Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 25.12.2012 N 2524-r «O Strategii dolgosrochnogo razvitija pensionnoj sistemy Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.12.2012 g. N 53. st. 8029)

Сегодня корпоративные пенсионные накопления есть у 6,4 млн россиян из 10 тысяч компаний. Но на этом потенциал рынка исчерпан



После отмены обязательных пенсионных накоплений с рынка, скорее всего, уйдут больше половины НПФ. Из нынешних 90 фондов останутся лишь 30–40 крупнейших. Но ничего плохого в этом нет – это закономерный процесс естественной эволюции финансовой системы. Плохо другое: у развития добровольных накопительных программ, которые теперь предлагаются взамен существующей системы, в России практически нет потенциала – все, кто способен в них участвовать, уже и так это делают.

Сколько в России добровольных пенсионных программ?

В действительности добровольные негосударственные накопительные программы в России действуют уже давно – с 1993 года. По данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), сейчас в них участвуют 6,4 млн россиян. Из них около 1,1 млн человек – в индивидуальных добровольных программах. А все остальное – это корпоративные программы, предлагаемые своим сотрудникам крупными компаниями. По моим оценкам, сейчас такие корпоративные программы есть примерно у 10 тысяч российских предприятий. А обслуживают их 120 НПФ, у которых в совокупности скопился уже 1 трлн рублей по корпоративным программам.

Смысл этих добровольных корпоративных накопительных программ в том, что работодатель помогает работнику независимо от государства накапливать деньги на будущую пенсию. Для сотрудника это часть соцпакета, а для компании – способ привязать сотрудника к своему месту, потому что расторжение трудового договора фактически приводит к потерям для сотрудника по корпоративной программе части накопленного дохода (точные цифры зависят от конкретного договора между работодателем и работником), и он десять раз подумает, прежде чем увольняться. Условия таких программ могут быть разными: чаще всего человек сам выбирает, сколько он готов платить – 2%, 5% или 8% от своей зарплаты, и примерно в том же объеме плюс-минус это софинансируется работодателем.

Но тот факт, что эта система уже успешно работает, вовсе не означает, что эту практику есть возможность расширять. Сегодня практически все предприятия, которые могут себе позволить такие программы, их уже давно имеют. Все остальные либо не осилят таких финансовых вложений, либо это агрессивно развивающиеся частные компании и «дочки» иностранных компаний, которые мало интересует проблема текучки кадров. С точки зрения расширения добровольных корпоративных программ остается лишь ресурс вовлечения оставшихся сотрудников этих же компаний, которые еще не вошли в такие программы. Но у большинства компаний доля вовлеченных сотрудников в собственные корпоративные пенсионные программы достаточно высока – 30–70%.

Что это означает для российской экономики? Говоря попросту, это значит, что новых источников длинных денег в ней не появится. А один из двух существующих источников – обязательные пенсионные накопления – отпадет после вероятного решения правительства об их отмене.

Почему НПФы не выживут?

Что потеряет пенсионная индустрия при отмене обязательных накоплений? Пенсионные резервы неправительственных пенсионных фондов по корпоративным программам – около 1 трлн рублей, обязательные пенсионные накопления – это еще 1,1 трлн рублей на счетах 22 миллионов россиян в НПФ плюс, по моим оценкам, примерно 1 трлн рублей двадцати четырех миллионов «молчунов» в ВЭБе. Ежегодный социальный взнос в систему от всех плательщиков (6 процентных пунктов из 22% от зарплаты работника до вычета НДФЛ) сейчас превышает 0,5 трлн рублей.

Соответственно при отмене обязательной пенсионной компоненты пенсионная индустрия лишается 1 трлн рублей «молчунов», а также ежегодного трансфера более 0,5 трлн рублей. А судьба оставшихся в НПФ 1,1 трлн рублей накоплений не определена – не исключена и потеря этих средств в случае изъятия их в пользу Пенсионного фонда России. С уверенностью можно сказать, что у неправительственных пенсионных фондов останутся только корпоративные программы.

Почти все НПФ, работающие с обязательными накоплениями, участвуют и в корпоративных программах. Но сказать, что эти программы смогут прокормить эти фонды, нельзя – это актуально только для крупных НПФ вроде «Газфонда», «Благосостояния», «Транснефти», «Нефтегаранта», которые спокойно проживут и без обязательных накоплений. А мелким фондам, которых не меньше половины, жить будет не на что.

НПФ – это в принципе не самый прибыльный бизнес. Традиционно с начала 1990-х годов НПФ задумывались как часть социальной программы по поддержке населения, а не коммерческие предприятия. Но в 2001–2003 годах произошла вторая пенсионная реформа, когда появилась система обязательного пенсионного страхования и обязательных пенсионных накоплений. И тогда деятельность фондов отчасти стала бизнесом.

Сейчас НПФ получают фиксированно не более 10% дохода от инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений. Если доход нулевой, то и годовое вознаграждение от инвестиций по пенсионным накоплениям соответственно равно нулю. При инвестировании средств пенсионных корпоративных резервов картинка чуть лучше: НПФ получает не более 15% дохода от прибыли по корпоративным программам плюс около 2% от объема в управлении. Но при нулевом инвестиционном результате вознаграждение у НПФ, скорее всего, тоже не будет. С учетом комиссии, которую фонды отдают посредникам, брокерам, управляющим компаниям, у фонда остается лишь небольшая прибыль: если НПФ получает прибыль 8%, то есть 8 рублей со 100 рублей, он забирает себе около 1,2 рубля (для корпоративных программ) или не более 80 копеек (по обязательным накоплениям).

И при том закручивании гаек, которое мы сейчас наблюдаем со стороны государства, фонды, у которых сейчас меньше 3 млрд рублей накопительных средств и меньше 1 млрд рублей резервов – а это половина всех НПФ, – выжить не смогут. Им не потянуть себестоимость этого бизнеса: затраты на автоматизацию, информационные технологии, новый функционал, персонал – этот бизнес не предполагает маленьких размеров.

Систему обязательных накоплений нельзя отделить от всего организма современной пенсионной индустрии: не только НПФ, но и десятков управляющих компаний; брокеров, которые обслуживают НПФ; 100 тысяч агентов, которые работают на НПФ по всей стране, разъясняя людям накопительную систему; регистраторов, аудиторов, а также контролеров из Центробанка, которые следят за прозрачностью системы. Часть управляющих компаний смогут прожить благодаря ПИФам и активам военной ипотеки, но таких единицы – без малого 90% средств в УК зависят от пенсионных денег.

Оценить последствия решения об отмене накоплений для всех участников этой системы – все равно что гадать о здоровье человека, у которого одну руку выдернули, а другую оставили.

ЦБ рассматривает возможность предоставления гражданам отдельного пенсионного налогового вычета (ПНВ), о котором ранее просили негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Возможная сумма пока не определена, но НПФ настаивают на вычете с 400 тыс. руб. взносов, аналогичном вычету с индивидуального инвестиционного счета (ИИС) 1-го типа. В фондах считают, что такой вычет позволит увеличить коэффициент замещения для среднего класса. Но в Минфине до сих пор возражали против идеи отдельной льготы для пенсионных программ.

В ЦБ прорабатывается возможность предоставления гражданам отдельного налогового вычета на взносы по пенсионным программам НПФ. Об этом рассказали “Ъ” участники встречи фондов, управляющих компаний, их ассоциаций с представителями Банка России, состоявшейся в конце прошлой недели. Поручение дала глава ЦБ Эльвира Набиуллина после встречи с топ-менеджерами НПФ в сентябре (см. “Ъ” от 3 сентября), срок его исполнения — март следующего года, рассказали сотрудники Банка России.

На встрече участников рынка с представителями ЦБ главной темой была возможность предоставления частным фондам функции по открытию и ведению ИИС. Частные фонды на ней высказались за концепцию ИИС/НПО в рамках стандартизированного пенсионного плана. По таким счетам, в отличие от ИИС доверительного управления, должна гарантироваться безубыточность на минимальном десятилетнем сроке действия пенсионной схемы, а также отсутствовать плата за управление (management fee), характерная для счетов управляющих компаний (см. “Ъ” от 4 декабря).

Сейчас взносы на негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), а также добровольные взносы в рамках накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования включаются в социальный налоговый вычет (СНВ), максимальная сумма по которому в совокупности ограничена 120 тыс. руб. Помимо пенсионных взносов в него входят вычеты по затратам на обучение, медицину, страхование и т. д. НПФ в прошлом году просили предоставить гражданам отдельный вычет под пенсионные продукты, уровень которого, по их мнению, должен составлять до 400 тыс. руб., то есть находиться на уровне существующего сегодня вычета для ИИС 1-го типа. Однако тогда Минфин высказался против этой инициативы (см. “Ъ” от 21 ноября 2019 года). В ЦБ и Минфине на запрос “Ъ” не ответили.

Как заявил на встрече советник первого зампреда ЦБ Степан Кузнецов, «есть задача проработать этот (о предоставлении ПНВ.— “Ъ” ) вопрос». По его словам, по протоколу это надо сделать до марта 2021 года. Он не уточнил, о какой сумме идет речь, однако, сославшись на данные ФНС, отметил, что сейчас «за СНВ в среднем обращаются граждане на сумму 42 тыс. руб.», то есть заметно ниже законодательного ограничения.

Эльвира Набиуллина, глава Банка России о пенсионной системе, 2 апреля 2015 года


Финансирование идет вслед за этим доверием, а не наоборот

Впрочем, НПФ не согласны, что граждане не будут пользоваться ПНВ. «Минфин стоит насмерть (против ПНВ.— “Ъ” ), потому что понимает, что если будет отдельная налоговая пенсионная льгота, то тогда по крайней мере определенная часть людей, которые сегодня уже клиенты фондов с хорошим доходом, с удовольствием ею воспользуется»,— заявил президент НАПФ Константин Угрюмов. Заместитель гендиректора «ВТБ пенсионный фонд» Александр Львов привел статистику по своему фонду: в премиум-сегменте по индивидуальным пенсионным планам входящий средний чек — 541 тыс. руб., в розничном — 92 тыс. руб. «Налоговые льготы, конечно, нужны. И говорить о том, что ими сейчас мало пользуются, некорректно»,— отметил он.

НПФ могут получить право открывать ИИС

За 2016–2019 годы по ИИС 1-го типа граждане суммарно получили 6,3 млрд руб. налогового вычета, сообщал ЦБ в «Обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг» за первый квартал этого года, ссылаясь на данные ФНС. При этом в 2018 году средний размер взноса на счет, с которого получен вычет по итогам года, почти приблизился к максимуму и составлял 318 тыс. руб., а количество граждан, получивших по итогам года такие вычеты, составляло 79,8 тыс. человек, то есть полученный вычет по ИИС-1 за тот год составил 3,3 млрд руб. По расчетам главы аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгения Биезбардиса, получаемый гражданами налоговый вычет по пенсионным взносам в рамках социального налогового вычета составляет около 0,7 млрд руб. в год.

«Отдельный пенсионный налоговый вычет — это не только стимулирующая льгота, но и плата государства за то, что оно не может обеспечить коэффициент замещения утраченного заработка в должном объеме»,— считает господин Биезбардис. По его словам, прежде всего это касается среднего класса, у которого коэффициент замещения должен быть не менее 40%, а по факту составляет 15–25%. Также, добавляет эксперт, введение ПНВ поможет привлечь свободные деньги состоятельных граждан в качестве долгосрочных внутренних инвестиций.


Добровольные пенсионные накопления (ДПН) – это средства, переданные гражданином на основе договора негосударственного пенсионного обеспечения в управление негосударственному пенсионному фонду (НПФ) в обмен на обязательство выплачивать негосударственную пенсию после достижения пенсионного возраста.

Т.е. вкладчик в течение периода действия договора (до достижения пенсионного возраста) уплачивает в фонд пенсионные взносы. НПФ инвестирует его средства и отчитывается о своей деятельности. По наступлении оговоренного срока фонд начинает выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организационно-правовая форма некоммерческих организаций социального обеспечения, которые могут заниматься только деятельностью, связанной с государственным (накопительной частью) или негосударственным пенсионным обеспечением.

Добровольное пенсионное страхование (ДПС) - внесение дополнительных средств, увеличивающих накопительную часть государственной пенсии.

В рамках Задания по контракту 4.4 должны рассматриваться услуги, связанные и с ДПН, и с ДПС. ДПС регулируется законом № 56-ФЗ от 30.04.2008 (ред. от 11.07.2011) «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Эта программа началась с 01.10.2008. Согласно последним распоряжениям, подать заявление об участии в программе нужно было до 01.10.2013. Соответственно, на текущий момент и до принятия какого-либо другого нормативно-правового акта о возможности добровольного софинансирования государственной пенсии данный вопрос не актуален – граждане уже приняли решение.

Таким образом, услуга ДПС в рамках текущего этапа проекта не рассматривается. В настоящем документе представлены ключевые идеи донесения до потребителей информации только о добровольных пенсионных накоплениях.

Наиболее важная для потребителя информация об услуге

Самостоятельные «накопления на старость» – правильное решение. Оцените альтернативные возможности и сделайте ответственный выбор

Чем раньше вы начнете самостоятельно откладывать деньги на будущее и чем большую долю дохода будете направлять на эти цели, тем легче вам будет при достижении пенсионного и предпенсионного возраста. Не стоит надеяться, что достойную жизнь вам обеспечит государственная пенсия. Добровольные пенсионные накопления с помощью НПФ – традиционный и широко распространенный в мире инструмент долгосрочных накоплений.

Однако есть и альтернативные способы «накоплений на старость» - покупка недвижимости, ценных бумаг, участие в ПИФ, открытие своего бизнеса и пр. Банковские вклады, особенно валютные, тоже можно использовать в этом качестве, хотя они лучше приспособлены к вложениям на срок до 5 лет. Выбор между этими инструментами – ваша ответственность! Он зависит от того, насколько глубоко вы готовы разбираться в финансовых вопросах, как оцениваете политико-экономическую ситуацию в мире, чувствуете ли в себе предпринимательскую жилку и прочее.

В конечном счете, выбор способа долгосрочных накоплений зависит от приемлемого для вас соотношения «доходность-риск».

Например, по сравнению с наиболее распространенным инструментом сбережений – банковским вкладом - ДПН более рискованный, но и более доходный в долгосрочном периоде способ вложения денег. Доходность (то есть, отношение дохода к размеру вклада) вашего пенсионного счета в НПФ год от года может резко меняться. Иногда она даже бывает отрицательной, но в среднем оказывается выше, чем процент по банковским вкладам. Однако, в отличие от банковских депозитов, вложения в НПФ не гарантируются государством (не входят в программу АСВ). Вместе с тем, деятельность НПФ достаточно активно регулируется Банком России, что обеспечивает определенный уровень надежности (см. Таблица 4).

Сравните договор с НПФ с альтернативными возможностями и сделайте свой выбор.

Сравнение банковского вклада и добровольных пенсионных накоплений

Вопрос

Банковский вклад

Добровольные пенсионные накопления

Каким планам и целям может помочь этот финансовый инструмент?

Обеспечить себе умеренное увеличение дохода в краткосрочной или среднесрочной перспективе без большого риска.

Накопить за много лет солидную сумму, за счет которой можно будет жить на пенсии.

Какие платежи вы делаете?

Один раз вносите вклад (с возможностью пополнения, если это установлено договором).

Делаете пенсионные взносы согласно графику, включенному в договор

Какие платежи вы получаете?

Периодически выплачиваемые проценты и возврат вклада

Периодически выплачиваемая негосударственная пенсия после достижения пенсионного возраста или возврат выкупной суммы

Когда начнете получать доход?

Через месяц после открытия вклада, если в договоре не сказано иное

Когда достигнете пенсионного возраста

Есть ли государственная гарантия сохранности ваших денег?

Есть, в пределах 700 тыс. рублей

Прямых гарантий нет (не входит в программу АСВ).

Однако деятельность НПФ регулируется Банком России, который контролирует квалификацию руководителей фонда, устанавливает множество ограничений на использование НПФ своих средств. Поэтому вложения в НПФ – более консервативны по сравнению с вложениями, например, в ПИФы.

Можно ли досрочно забрать деньги назад?

Да, но размер выкупной суммы заранее не определен и сильно зависит от состояния финансовых рынков (чем раньше забираете деньги, тем больше вероятность получить убыток)

На какой срок рассчитано?

Не больше 5 лет

Что сильнее всего угрожает вашим сбережениям?

Падение стоимости ценных бумаг

Достанется ли наследникам?

Да или нет, в зависимости от договора

Не вкладывайте в НПФ деньги, которые могут понадобиться в ближайшие 5 лет

Доходность счетов в НПФ в среднем довольно высокая, но подвержена большим колебаниям. В долгосрочном периоде НПФ (более 5 лет) почти наверняка принесет вам солидный доход, но если вы заберете оттуда деньги раньше, чем через пять лет, то есть высокий риск получить убыток. Добровольные пенсионные накопления – это «длинные деньги», они наиболее эффективны, если работают долго.

Выбирая фонд, смотрите на его доходность за последние 5 лет и на размер показателя «собственное имущество»

Доходность НПФ – это ваша прямая выгода, а размер фонда говорит о его надежности. Главное соблюсти правильный баланс по этим основным параметрам. О доходности следует судить не по данным за один год, а по многолетнему периоду. Хорошо управляемый фонд сам даст вам справку, о том, сколько составляла его доходность каждый год за последние 5 лет. Показатель среднегодовой доходности фонда за последние 5 лет важнее, чем доходность за любой конкретный год.

Главной характеристикой размера НПФ является «собственное имущество». Другие показатели фондов, например, «пенсионные накопления», «пенсионные резервы» или «имущество для обеспечения уставной деятельности» (ИОУД), тоже важны, но все они входят в «собственное имущество» как составные части. Крупный НПФ должен входить в число 10-15 лидеров по этому показателю. Также важно, чтобы динамика собственного имущества от года к году у фонда была положительной.

Да и продолжительность работы фонда немаловажный факт – длительный срок стабильной работы на рынке в определенной степени также свидетельствует о надежности фонда.

Общаясь с сотрудниками НПФ, выясняйте у них, какое место этот НПФ занимает среди других фондов по среднегодовой доходности за 5 лет и по размеру собственного имущества. Проверить эти данные можно будет на сайте Банка России и на специализированных сайтах, таких, например, как www.pensiamarket.ru.

Выбирая пенсионную схему, выясните, что по этой схеме будете платить вы, что будут платить вам и что останется вашим наследникам

НПФ может предлагать на выбор сразу несколько пенсионных схем, довольно сильно различающихся между собой. Выбирая свою схему, уделяйте главное внимание трем вопросам:

Размер, периодичность, продолжительность и порядок выплаты пенсионных взносов, которые должны сделать вы;

Размер, периодичность, продолжительность и порядок выплаты негосударственной пенсии, которая будет поступать вам;

Что останется вашим наследникам.

Помните: если одна из схем кажется лучше прочих во всех отношениях сразу, это значит, что вы где-то ошиблись!

Не упустите возможность сэкономить на подоходном налоге – вкладчикам НПФ доступны льготы

Ваш налогооблагаемый доход по НДФЛ уменьшается на сумму сделанных в налоговом периоде пенсионных взносов.

Например, если ваш доход – 100 тысяч рублей в месяц, НДФЛ по ставке 13% составит 13 тысяч рублей. При этом если вы 20 тысяч из них направите на пенсионные взносы в НПФ, то НДФЛ составит 13% от 80 тысяч рублей - 10,4 тысячи рублей. То есть налогов вы заплатите на 2,6 тысяч рублей меньше. При этом и 20 тысяч рублей у вас никуда не пропали – они отложены на будущее.

Чтобы воспользоваться этой льготой, надо обратиться к работодателю с просьбой перечислять пенсионные взносы согласно пенсионному договору в НПФ . Или делать взносы самому, но при этом хранить квитанции и каждый год подавать налоговую декларацию . Если вы этого не сделаете, то не сможете воспользоваться налоговой льготой и получить дополнительно часть вашей зарплаты (в размере % НДФЛ от сумм взносов).

Регулярно отслеживайте состояние вашего пенсионного счета

Храните письма с отчетами об изменениях суммы ваших накоплений, которые ежегодно присылает НПФ. В случае, если очередное письмо не приходит в срок, позвоните или напишите в НПФ, чтобы выяснить обстоятельства. Если вы переезжаете или меняете работу, сообщайте об этом в НПФ, чтобы его сотрудники не потеряли вас из виду. Если НПФ перестал выходить на контакт, обращайтесь в надзорный орган – Банк России.

Работодатель может вам предложить участие в негосударственной пенсионной программе – выбор за вами

Если работодатель хочет, чтобы вы делали взносы в конкретный НПФ, вы не обязаны подчиняться. Его предложение может быть вполне выгодным, если предлагается софинансирование пенсий. Но работнику стоит самостоятельно сравнивать плюсы и минусы и не бояться давления, потому что закон и судебная практика на вашей стороне.

Прежде, чем заключать договор, уточните, какую «выкупную сумму» получите при его расторжении

Выкупная сумма – это деньги, которые вам дадут вместо ваших ранее сделанных взносов, если вы решите не дожидаться негосударственной пенсии, а забрать деньги из фонда досрочно. То, как определяется размер выкупной суммы, устанавливается пенсионными правилами фонда и пенсионным договором, который вы подписываете. Будьте внимательны в этом вопросе!

Учитывайте, что если вы не сделаете взносы, которые обещали внести в НПФ, то и он пересмотрит размер вашей пенсии в сторону понижения

Если по договору вы должны вносить в НПФ определенную сумму, например, не менее 12 тысяч рублей в год, но такой возможности у вас больше нет, вам придется сообщить об изменившихся обстоятельствах фонду и тогда он уменьшит свои обязательства перед вами. Средства, из которых вам будет выплачена негосударственная пенсия, формируются из двух источников:

взносов, которые вы делали;

дохода, который «нарос» на эти деньги благодаря инвестициям, которые сделал НПФ.

Если вы перестали делать взносы, то дальнейший рост ваших пенсионных накоплений возможен только за счет второго источника. Но то, что вы уже внесли, по-прежнему будет работать на ваше будущее.

Если доходность по вашему пенсионному счету меньше, чем доходность, которую пенсионный фонд объявил публично, это не значит, что вас обманывают.

Важно помнить, что о доходность фонда и доходность личного счета - разные вещи. Публичная отчетность показывает доходность фонда. Часть своих доходов фонд на законных основаниях тратит на обеспечение своей уставной деятельности, оставшаяся часть идет вкладчикам. Вкладчик может не знать этого или забыть, и в результате чувствовать себя обманутым. Если вам кажется, что ваш фонд не очень эффективен, вы можете обратиться в него за разъяснениями или попробовать рассчитать примерную доходность самостоятельно (с учетом вознаграждений УК, депозитария, средств на обеспечения уставной деятельности фонда). Но лучше обратиться к специалистам в данной области или поискать аналитическую информацию в открытых источниках.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04

Читайте также: