Проверка назначения муниципальных пенсий


Система пенсионного обеспечения в России предусматривает различные виды оснований для начисления материального обеспечения. Одним из них является выслуга.

Собственно, под ней следует понимать определенные периоды осуществления трудовой или служебной деятельности, которые дают право на какие-либо льготы.

Бесплатно по России

К последним относятся различные денежные прибавки и выплаты, а также возможность досрочного выхода на пенсию.

Механизм выслуги лет применяется по отношению к представителям далеко не всех профессий, а лишь к занятым в определенных, установленных законом сферах. На соответствующие льготы могут рассчитывать военнослужащие, работники правоохранительных и иных силовых структур.

С некоторыми условностями специальный стаж присутствует у педагогов и медицинских работников. Кроме этого, выслугу имеют государственные и муниципальные служащие. На последних следует остановиться более подробно.

Что такое муниципальная пенсия

Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.

Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.

Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.

Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.

Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.

Кто относится к муниципальным служащим

Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.

Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.


Основными характерными признаками муниципальной службы являются:

  • курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
  • исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
  • нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
  • финансирование происходит из средств местных бюджетов.

Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:

  • руководителей;
  • специалистов.

Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.

Кроме этого, муниципальные служащие могут иметь различные знаки классности – чины и ранги. В зависимости от наличия того или иного разряда, чиновнику положены различные надбавки к должностному окладу.

Пенсия у муниципальных служащих

Служащие муниципальных органов имеют те же права на пенсионное обеспечение, что и работники остальных сфер. Они могут рассчитывать на страховую пенсию по старости. Однако решение о повышении соответствующего возраста для данной категории работающих было принято раньше, чем для остальной части населения.

Последние новости говорят, что в 2019 году чиновники вправе рассчитывать на страховые пенсионные выплаты по достижении более позднего возраста, чем остальные граждане.

Возраст выхода

Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.

В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).


Необходимый стаж

Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.

Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.

Расчет муниципальной пенсии

В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.

Формула расчета муниципальной пенсии такова:

СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.

БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.

Н – надбавки.

МП – размер муниципальной пенсии.

Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.

Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.

Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.

Оформление муниципальной пенсии

Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.

Список документов

Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о доходе за последний год;
  • пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
  • СНИЛС (при наличии);
  • военный билет (при наличии).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.

Куда и когда обращаться

Муниципальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается за счет местного бюджета. Для ее оформления муниципальный служащий должен обратиться в отдел кадров организации, где он и трудится, предоставив соответствующие документы.

Чиновник вправе обратиться за ее получением в любое время после возникновения у него данного права.

В соответствии с действующим законодательством лицам, которые заняты на муниципальной службе, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – по выслуге лет. Рассчитывать на ее получение могут только те должностные лица, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – не менее 16,5 лет в 2019 году.

Полезное видео

Более подробно о возрасте выхода муниципальных служащих смотрите в видео:

Краткое содержание:


Причины возможных массовых проверок пенсионеров в 2021 году: нет средств для возмещения недоплат

В 2020 году Счетной палатой был проведен аудит Пенсионного фонда России, по результатам которого выявлены многочисленные нарушения, касающиеся недоплат пенсий. Об этом сообщали ранее Подробнее >>> .

Результатом опубликования отчета Счетной палаты стало массовое обращение пенсионеров с просьбами проверить правильность расчета пенсии.

По мнению некоторых экспертов, Пенсионный фонд решил пойти другим путем. Сначала проверят пенсионеров на незаконное получение доплат к пенсии, после чего будут проведены проверки правильности исчисления пенсий:

После этого будет проведена более тщательная проверка правильности выплат пенсий, потому что, с одной стороны граждане недополучают определенную часть пенсионных выплат, а с другой стороны, у Пенсионного фонда повышаются расходы, которые не всегда удается возместить. Подробнее >>>

Логика понятна: чтобы вернуть недоплаты, нужны деньги. А они появятся лишь тогда, когда пенсионеры возместят незаконно выплаченные из ПФР средства.

Проверки могут коснуться практически каждого пенсионера, получающего доплаты к пенсии, а также лиц, получающих выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами.

Вместе с тем, новость о грядущих массовых проверках власти отрицают Подробнее >>> .

Но дыма без огня не бывает. Поэтому рассмотрим, кого из пенсионеров могут проверить.

Всех неработающих пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии, могут проверить на наличие доходов и недвижимости

Социальную доплату к пенсии получают неработающие пенсионеры, материальное обеспечение которых ниже федерального и (или) регионального прожиточного минимума Подробнее >>> .

Именно этой категории пенсионеров в первую очередь могут коснуться возможные проверки.

Вернуть в Пенсионный фонд незаконно выплаченные средства будут обязаны пенсионеры, получающие дополнительный доход и не сообщившие об этом компетентным органам, которые назначили социальную выплату.

Под дополнительным доходом понимается и теневой заработок, и денежные средства, полученные от сдачи жилища внаем, и разовые выплаты по договорам гражданско-правового характера и пр.

Кроме того, органы соцзащиты в регионах, где существует ценз недвижимости с целью назначения социальной доплаты, могут проверить наличие в собственности пенсионеров земельных участков и помещений.

Такие проверки провести не сложно. Как известно, в настоящее время формируется федеральный регистр сведений о населении России, оператором которого является ФНС. Этот ресурс позволяет получать полные и достоверные данные о всех лицах, проживающих на территории страны, поэтому для проверки достаточно будет ввести соответствующий поисковый алгоритм.

Доплата к пенсии за “сельский” стаж: прекращается при переезде в город

Одним из обязательных условий для получение такой выплаты является проживание пенсионера в сельской местности. В случае переезда из села в город выплата за “сельский” стаж прекращается. Если же пенсионер не известил о таком переезде, то он обязан вернуть незаконно выплаченные ему денежные средства.

Проверке могут подвергнуть пенсионеров-северян, получающих районные коэффициенты

Пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, получают увеличенную на “северный” коэффициент фиксированную выплату к пенсии. В случае переезда в местность с благоприятными климатическими условиями “северный” коэффициент отменяется. Сокрытие такой информации является нарушением закона.

Пенсионеры, получающие доплаты к пенсии по доверенности: надо готовиться к проверке

Причины получения пенсии по доверенности различны, в том числе могут быть связаны с выездом для фактического проживания из районов Крайнего Севера либо из сельской местности. Поэтому указанная категория пенсионеров также попадает в сферу внимания проверяющих органов.

Могут проверить лиц, получающих выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами

Эта категория неработающих трудоспособных граждан к пенсионерам не относится, но получает из Пенсионного фонда компенсационные выплаты по уходу за:

  • инвалидом 1 группы, за исключением инвалидов с детства 1 группы,
  • престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе,
  • престарелым, достигшим возраста 80 лет.

При этом гражданин, осуществляющий уход, обязан самостоятельно в течение 5 дней известить

  • прекращении ухода,
  • выхода на работу или начале осуществления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж,
  • назначении пенсии,
  • назначении пособия по безработице.

В противном случае придется вернуть в ПФР неправомерно полученные денежные средства.

Пенсионеров и лиц, получающих компенсационные выплаты в ПФР, могут привлечь к уголовной ответственности

В соответствии со ст. 159.2 УК РФ:

1. Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат,-
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Поэтому пенсионеры и лица, осуществляющие уход, которые с целью получения доплат сообщили недостоверные сведения либо умолчали о наступлении событий, влекущих прекращение выплат, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Если сумма незаконно полученных выплат меньше 2500 рублей, грозит административная ответственность за мелкое хищение.

Также о пенсиях:

Пенсии, тарифы и инфляция 2021: на что рассчитывать пенсионерам в 2021 году Подробнее >>>

Ранжирование пенсий или старая песня о главном: доводы за и против Подробнее >>>



КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА


Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6 ;Е - mail: *****@***ru

по результатам контрольного мероприятия

«Проверка правильности начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ»

На основании Поручения Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа (Протокол №3 3-ей сессии Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 29 декабря 2011 года) Контрольно-счетной палатой Анжеро-Судженского городского округа (далее - Контрольно-счетная палата) было проведено контрольное мероприятие по проверке правильности начисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и должности муниципальной службы муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ на объекте Управление социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа. Проверяемый период составил гг.

В ходе проведения контрольного мероприятия рассматривались следующие вопросы:

1) проверка осуществляемой фактической деятельности объекта контроля на предмет соответствия нормативным правовым актам, учредительным документам;

2) анализ нормативно-правовой базы для начисления пенсий за выслугу лет (доплаты) лицам, замещающим должности муниципальной службы, лицам, замещающим муниципальные должности органов местного самоуправления;

3) выборочная проверка пенсионных дел лиц, получающих и получавших пенсию за выслугу лет;

4) выявление отклонений по выплате пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы;

5) ознакомление с актами, справками предыдущих ревизий, проверок и анализ полноты и своевременности устранения отмеченных недостатков и нарушений;

6) оценка использования бюджетных средств, направленных на выплату пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ».

По результатам контрольного мероприятия оформлен и подписан Акт от 12 марта 2012 года №1 с которым был ознакомлен начальник Управления социальной защиты населения Анжеро-Судженского городского округа Фаткудинова подписан с разногласиями. Направленные возражения на результаты проверки не повлияли. По результатам ознакомления с Актом Управлением социальной защиты населения Анжеро-Судженского городского округа была инициирована инвентаризация личных (пенсионных) дел.

I. Результаты контрольного мероприятия

В соответствии с Положением Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа, утвержденного Решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 26 ноября 2010 г. № 000, Управление является структурным подразделением администрации Анжеро-Судженского городского округа, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица, которое обеспечивает реализацию политики Российской Федерации, Кемеровской области и Анжеро-Судженского городского округа в области социальной защиты пенсионеров, инвалидов, ветеранов, военнослужащих, семей с несовершеннолетними детьми, реабилитированных, лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц, а также иных социально-незащищенных групп населения.

Одной из основных задач Управления является осуществление работы по назначению, перерасчету и выплате пенсий Кемеровской области, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и должностным лицам местного самоуправления.

В процессе проведения контрольного мероприятия были рассмотрены федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты, сведения и документы, определяющие порядок назначения, перерасчета, индексации и использования бюджетных средств, выделенных для выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим на территории муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ».

Для рассмотрения Контрольно-счетной палатой правильности проведения индексации пенсии за выслугу лет (доплаты) объектом проверки были представлены соответствующие распоряжения и постановления.

Изучив муниципальные правовые акты, а также материалы личных дел, представленных для проверки, Контрольно-счетная палата делает следующие выводы.

1) Необходимо отметить отсутствие четких норм о правилах индексации доплаты либо пенсии за выслугу лет на муниципальном уровне. По результатам проведенного анализа правовых актов, касающихся индексации доплаты либо пенсии за выслугу лет, должностных окладов муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности, по сути, «централизованная» индексация денежного вознаграждения, содержания отсутствовала. Внутренними распорядительными документами исполнительного органа власти отдельно индексировались должностные оклады муниципальных служащих, представительными органами власти отдельно индексировались должностные оклады муниципальных служащих аппарата и денежное вознаграждение лиц, замещавших муниципальные должности.

2) Постановления, распоряжения администрации города об индексации окладов не распространялись на лиц, замещавших муниципальные должности (выборные лица). Правовые акты об индексации суммы денежного вознаграждения указанным лицам к проверке представлены не были, следовательно, отсутствуют основания для индексации суммы среднемесячного вознаграждения на те же коэффициенты, что и муниципальным служащим.

3) При массовой замене доплат на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Кемеровской области от 7 июня 2008 г. №50-ОЗ и в соответствии с представленными правовыми актами среднемесячное содержание муниципальных служащих подлежало индексации на 1,2 (индексация окладов с 1 января 2001 г.), 1,11 (индексация окладов с 1 января 2004 г.), 1, 2 (индексация окладов с 1 января 2005 г.). В 2007 и 2008 годах была проиндексирована доплата, а не должностной оклад, в результате чего нарушился порядок определения предельного размера доплаты в соответствии с Порядком, установленным Законом Кемеровской области от 01.01.2001 N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области.

4) В соответствии с п.16 Порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения размера пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет перерасчет размера пенсии при изменении учитываемого при исчислении размера пенсии размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) и (или) по государственному пенсионному обеспечению производится на основании письменного заявления о перерасчете размера пенсии за выслугу лет по установленной указанным Порядком форме.

Заявления о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в личных делах отсутствуют.

5) В действующем в настоящее время Порядке назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднего денежного вознаграждения (содержания) для определения размера пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального образования «Город Анжеро-Судженск», утвержденному Решением Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов от 01.01.2001 N 396 «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, и муниципальным служащим муниципального образования "Город Анжеро-Судженск» как таковой порядок определения размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего и лица, замещавшего муниципальную должность, а также порядок перерасчета пенсии в правовом акте отсутствуют. По всему тексту Порядка делаются лишь ссылки на те или иные пункты и статьи Закона Кемеровской области от 7 июня 2008 г. , доступ к которому крайне ограничен, что, по мнению Контрольно-счетной палаты, приводит к недостаточной полноте регулирования отношений в данной сфере на местном уровне.

Таким образом, Контрольно-счетная палата считает необходимым внесение изменений в указанный документ в части более полного отражения порядка определения размера пенсии за выслугу лет и ее перерасчета, а также привести его в соответствие с действующим законодательством.

Вопросы 3, 4.

Для проверки было представлено 9 личных дел лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы.

В ходе выборочной проверки личных дел установлено следующее:

1. Установление доплаты осуществлялось в нарушении п.3 Порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности и государственные должности государственной службы Кемеровской области, установленным Законом Кемеровской области от 01.01.01 г. «О государственной службе Кемеровской области».

2. В делах содержатся справки различных форм то о денежном содержании, то о среднем заработке и прочее, на основании, которых невозможно достоверно исчислить размер доплаты вследствие отсутствия в них размера оклада.

3. В некоторых случаях в личном деле отсутствуют документальные основания для увеличения или снижения доплаты (нет справок о размере пенсии, заявлений о перерасчете, распоряжений об изменении оклада и прочее), в связи с чем, правильность начисления доплаты (пенсии) проверить не представляется возможным.

4. Решения, протоколы о выплате пенсии за выслугу лет не содержат дат, номеров.

5. В делах отсутствует копия трудовой книжки, на основании которой исчислялся муниципальный стаж.

6. По отдельному делу в представленных документах, на основании которых устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии, содержится недостоверная информация о должности муниципальной службы, которую замещал служащий и о сумме денежного содержания.

7. Материалы пенсионных дел находятся в небрежном состоянии – документы не пронумерованы, расчеты не имеют ссылок на подтверждающие нормативные правовые акты, на некоторых документах отсутствуют подписи ответственных лиц.

8. По отдельному личному делу расчет доплаты к государственной пенсии производился не в соответствии с размером денежного вознаграждения, установленного Законом Кемеровской области от 01.01.2001 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности категории «А» для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления Кемеровской области», что привело к завышению размера доплаты к государственной пенсии.

10. При замене доплаты на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Кемеровской области от 7 июня 2008 г.№50-ОЗ «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кемеровской области и должности государственной гражданской службы Кемеровской области» неправомерно были применены коэффициенты индексации.

Акты, справки предыдущих ревизий по аналогичной тематике представлены не были.

По данным Управления социальной защиты населения городского округа на 1 февраля 2012 г. пенсию за выслугу лет получает 41 человек. Общая сумма выплаты составляет 324 535,39 руб. в месяц.

По разделу, подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение", целевая статья 4910100 осуществляется реализация расходных полномочий по пенсионному обеспечению муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности.

Бюджетных ассигнований по данной статье на 2012 год запланировано в сумме 4543,0 тыс. руб.

В динамике за период годы, указанные расходы ежегодно увеличиваются.

Информация по выплате пенсий за выслугу лет бывшим муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности с 1 января 2007 г. по 31 января 2011 г.:

Этот вид социального обеспечения назначается за выслугу лет. Он дополняет пенсию по возрасту и рассчитан на работников органов местной власти – администрации городов, районов и сельских поселений. Размер выплаты в данном случае рассчитывается в виде процентов к имеющемуся должностному окладу, но не должен превышать определенной суммы.

Статус муниципального служащего

Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:

  • работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
  • финансирование из средств местного бюджета.

Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:

Объем имеющихся полномочий

Глава администрации муниципального образования, руководитель территориального структурного подразделения, начальник (заведующий) отдела.

Уровень полученного образования и навыков по профессии

Главный специалист, ведущий специалист, специалист 2 категории.

Действительный муниципальный советник 1 класса, старший референт муниципальной службы 2 класса.

Нормативно-правовое регулирование

Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:

  • № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
  • № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.

Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.


Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).

  • Народные средства для повышения потенции после 50 лет
  • Амоксиклав – аналоги
  • Черное мыло - состав и полезные свойства, применение для волос, тела и лица

Пенсия муниципальным служащим за выслугу лет

Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.

Условия назначения

Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:

Требования федерального законодательства

Стаж муниципальной службы

В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%.

Определенные причины увольнения

Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:

Последнее место работы

Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы.

Как рассчитывается

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.

  • 4 лучшие мантышницы для дома
  • 6 Способов подвязки огурцов в теплице: как правильно выращивать растение
  • Овощное рагу с курицей

Для примера, можно узнать величину выплат за выслугу работнику с профильным стажем 20 лет, в последний год работы имевшего оклад 20 000 р., среднемесячную зарплату 60 000 рублей и получающего государственные выплаты по старости в размере 32 000 р. Расчеты выглядят так:

  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.
  2. Вычисляется ПВЛ = 60 000 р. х 60% = 36 000 рублей. Это значение не превышает предельных величин, установленных законом (60 000 р. х 75% = 45 000 р. и 20 000 р. х 2,3 = 46 000 р.).
  3. Находится итог – дополнение к трудовой пенсии: ДСП = 36 000 р. – 32 000 р. = 4 000 рублей.

Страховая пенсия

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Доплата за выслугу лет

Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях:

  • Повышения денежного довольствия в местной администрации. В данном случае доплата компенсирует льготы, которые работник получал по месту службы.
  • Увеличенной выслуге лет. Данная выплата дополняет существующее на федеральном уровне повышение ставки для расчета выплат в случаях, когда трудовой стаж превышает норматив.

Единоразовые выплаты муниципальным служащим при выходе на пенсию

Назначение субсидий этого вида тоже входит в компетенцию местных властей. Величина единовременных выплат при выходе гражданина на пенсию по выслуге напрямую зависит от:

  • размера должностного оклада;
  • продолжительности службы;
  • наличия поощрений и достижений за время работы.

Порядок назначения и оформления

Правильный порядок действий подразумевает, что сначала гражданин оформляет трудовую пенсию по возрасту. Для этого ему нужно обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда России, когда у него возникнет право на этот вид социальных выплат (после наступления 55 лет для женщин, и 60 – для мужчин). Государственное пособие по старости будет назначено со дня обращения. Оформив трудовую пенсию, и обладая необходимым стажем, работник должен обратиться в отдел кадров по месту работы для того, чтобы ему была назначена пенсия.

Какие документы необходимо предоставить

Обращение за пенсией муниципального типа подразумевает подготовку заявления. Оно составляется в свободной форме и в нем гражданин, со ссылкой на Закон №25-ФЗ извещает работодателя о своем праве на этот тип выплат. Заявление сопровождается следующим пакетом документации:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копия приказа об увольнении;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие профильный стаж работы и занимаемые должности в муниципалитете;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • военный билет (для проходивших службу);
  • справка, подтверждающая доход за последние 12 месяцев;
  • документ о назначении пенсии по возрасту.

Калькулятор расчета пенсии

Видео

Извлечения из правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии

(утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н)

Настоящие Правила определяют порядок выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), доли страховой пенсии по старости в соответствии, а также накопительной пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, организации их выплаты, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым установлены пенсии (далее - пенсионер).

Порядок обращения за выплатой и доставкой пенсии

Заявления пенсионеров, а также другие документы (сведения), необходимые для выплаты и доставки пенсий, могут быть представлены пенсионером лично, через представителя, в том числе путем направления их по почте, либо при наличии письменного согласия пенсионера через его работодателя.

Заявления пенсионеров (их законных представителей) могут быть поданы непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства при наличии соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и МФЦ и при условии, что подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением.

Обращение за выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".

Порядок выплаты пенсии

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

Выплата пенсии производится территориальным органом ПФР по месту нахождения выплатного дела.

В случае проживания пенсионера в организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации, стационарной организации социального обслуживания или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения этой организации.

Для пенсионера, осужденного к лишению свободы, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения.

Изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии.

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом ПФР заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - договор).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является организация или учреждение, в которой он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этой организации или учреждения либо через кредитную организацию.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом круг лиц, имеющих право на получение указанных сумм, определяется в соответствии с перечнем лиц, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", без учета условия, определяющего право на пенсию по случаю потери кормильца.

Выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе ПФР по месту получения пенсии.

При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В случае утраты выплатного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.

Контроль за организацией выплаты пенсии

Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Приостановление выплаты пенсии по случаю потери кормильца вследствие достижения лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет, либо истечения после достижения им возраста 18 лет срока обучения, указанного в документе организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, производится после достижения указанным лицом возраста 18 лет при отсутствии в распоряжении территориального органа ПФР документов, подтверждающих обучение по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения.

Приостановление выплаты пенсии вследствие истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство) производится по истечении срока действия указанного документа.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении (страховании), производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, оформляется решением территориального органа ПФР.

Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при соблюдении условия, предусмотренного частью 19 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу.

Порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии

Суммы пенсии, излишне выплаченные либо своевременно не выплаченные пенсионеру за прошедшее время в связи с ошибкой, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В случае если обстоятельство, являющееся основанием для прекращения (приостановления) выплаты пенсии, о наступлении которого пенсионером не было своевременно сообщено в территориальный орган ПФР, было устранено в месяце, в котором указанное обстоятельство возникло, пенсия за период с даты возникновения указанного обстоятельства по дату его устранения является излишне выплаченной.

Факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом ПФР по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.

Порядок доставки пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее - график).

Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее доставка может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время .

Доставка пенсии по доставочному документу, представленному территориальным органом ПФР для доставки пенсии вне графика, производится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого доставочного документа в организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии).

Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется в доставочном документе подписями пенсионера (представителя) и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными организации почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии).

Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно, вносится в доставочный документ.

Порядок доставки пенсии через кредитные организации

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера.

Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий определяются территориальным органом ПФР по согласованию с кредитной организацией.

Зачисление сумм пенсий на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии

Территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган ПФР проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: