Международные и российские нормы пенсионного обеспечения


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.03.2017 2017-03-23

Статья просмотрена: 4586 раз

Библиографическое описание:

Клименко, А. В. Пенсионная система России и зарубежных государств: сравнительно-правовой анализ / А. В. Клименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40974/ (дата обращения: 07.12.2020).

Пенсионная система — одна из ключевых тем права социального обеспечения. Целью данной статьи является рассмотрение и сравнительно-правовой анализ пенсионной системы России, Швеции и Индии в рамках понятия пенсионной системы, реализации прав граждан на пенсию, роль государства в регулировании пенсионных выплат. Актуальность данной темы обусловлена тем что пенсионная система вне зависимости от страны является важнейшим социальным гарантом каждого гражданина и общества в целом.

Энциклопедический словарь дает нам следующее определение: «Пенсия (от лат. pensio — платеж) денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста» [1]. Исходя из данного понятия определим, что же такое пенсионная система. Пенсионная система — это система, гарантирующая гражданам, вышедшим на пенсию и потерявшим трудоспособность, достойную жизнь посредствам пенсии и других денежных выплат. Основным механизмом реализации этой системы является государство, которое посредствам «пенсионного обеспечения» выполняет свою обязанность.Пенсионное обеспечение — форма материального(денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях [2]. Важно сказать, что данный вид социального обеспечения, его размер напрямую связан с уровнем экономического развития конкретной страны, приоритетами финансирования, государственной политикой.

В данной статье, рассматривая понятие «пенсионное обеспечение» как экономическая категория, его можно обозначить как составляющую национального дохода, направленную на cохранение, поддержание и развитие достойного уровня жизни нетрудоспособных членов общества.

В современном обществе распространено мнение, что российская пенсионная система не является достаточно ориентированной на содержание достойного уровня жизни нетрудоспособной части населения. Но так ли это? Для того чтобы полностью раскрыть данный вопрос, необходимо более подробно рассмотреть пенсионную систему России, Швеции и Индии.

Пенсионная система России берет своё начало с времен СССР. В то время размер пенсии совершенно не зависел от размера заработной платы и стажа работы, не существовало индексации выплат. Основными источниками финансирования являлись общественные фонды потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и отчислений предприятий. В связи с нестабильным положением государства в области финансов уровень жизни нуждающихся стал заметно ухудшаться, необходимо было срочно реформировать пенсионную систему.

В рамках данных событий государство принимает ряд мер, направленных на стабилизирование денежных выплат:

‒ Принятие Закона от 20.11.1990 N 340–1 «О государственных пенсиях в РСФСР»

‒ Создание в 1992году Пенсионного фонда РСФСР

Политика Пенсионного фонда была направлена на государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение. Появляется новейшая система финансирования и выплаты пенсий — за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. Расширяется перечень видов пенсий: [3]

‒ по старости (по возрасту) — раздел II Закона,

‒ по инвалидности — раздел III Закона,

‒ по случаю потери кормильца — раздел IV Закона,

‒ за выслугу лет — раздел V Закона.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия (раздел VIII Закона). Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Однако в 1990-е годы политика государства была больше направлена на формирование и развитие рыночной экономической системы, чем на вопросы социального обеспечения граждан. В следствие этого произошёл кризис пенсионной реформы, на который сказались рост инфляции, дефицит бюджета Пенсионного фонда. Долг Правительства перед населением рос, постоянно проводились безуспешные попытки его погашения. И только в 2000-х годах формируется Национальный совет при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе, функционирующий на основании накопительных и условно-накопительных принципов пенсионной системы.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даёт перечень видов пенсий и лиц, имеющих на них право.


Рис. 1. Виды пенсий в Российской Федерации

Обязательными условиями возникновения права на пенсию по старости являются [4]:

‒ достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин. Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;

‒ наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений.

Своё начало пенсионная система Швеции берет в 1913 г. и становится одним из первых и основополагающим примером всеобщего социального страхования. Она основывается на принципе достаточной экономической защищенности каждого гражданина страны. Современная система была принята парламентом в 1998г., а полностью вступила в силу в 2003г. Она предполагает 3 вида пенсий: всеобщая, трудовая и гарантированная.

Всеобщая пенсия состоит из двух частей: пенсии, основанной на доходах и премиальной пенсии. Ежегодно 16 % от заработной платы и других налогооблагаемых выплат отчисляется на пенсионный счет для будущей пенсии, основанной на доходах. Ее величина зависит от заработка пенсионера, а также от развития общественных финансов страны в целом [5].

Трудовая пенсия начисляется из расчёта пенсии по возрасту, страховки на случай смерти супруга и медицинской страховки. Величина трудовой пенсии зависит от сферы работы; студенты и безработные не получают никакой пенсии [там же].

Гарантированная пенсия является гарантом социальной поддержки абсолютно всех граждан Швеции, не имеющих трудового стажа, но достигших 65 лет и проживающих в Швеции не менее 40 лет.

Пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет 65 лет. Отсутствует наличие определенного стажа для возникновения права на пенсию, он только влияет на размер выплаты.

Существенно иная пенсионная система существует в Индии. В настоящее время можно сказать, что это одна из слабейших стран в области социального обеспечения, которое является гарантом нетрудоспособного населения на защиту от нищеты. С чем же это связано?

Размер пенсии напрямую связан с родом деятельности гражданина. Все потенциальные пенсионеры здесь делятся на три группы — госслужащие, которые включены в обязательную пенсионную программу, военные и все остальные, чьи пенсии зависят от работодателя. В связи с тем, что большинство индийцев заняты в «неорганизованном секторе», т. е. рабочие в мелких официально незарегистрированных предприятиях; крестьяне, которые работают в частном секторе; либо занимаются ремеслом отчисления от заработной платы не ведутся. Поэтому основными источниками пенсии в Индии являются собственный бюджет семьи и малочисленные социальные программы. Например, распределение продуктов питания по субсидированным ценам. Основные продукты питания распределяются по месту жительства через государственные магазины. Государство закупает зерно и другие продовольственные товары по установленным ценам и реализует через магазины «справедливых цен». Безусловно, это большое подспорье для малоимущих слоев населения индийского общества [6].


Рис.2 Индийский пенсионер

Возраст выхода на пенсию варьируется в зависимости от штата. Правящая конгрессистская коалиция собирается повышать возраст с 60 до 62 лет.

Итак, на основе вышеперечисленного можно провести сравнение по следующим основаниям: возраст выхода на пенсию, необходимый размер трудового стажа, государственные гарантии лиц, не имеющих трудового стажа (таблица 1).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Михаил Львович

Рассмотрено основное содержание международных актов и Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения и необходимости их учета в российском страховом пенсионном законодательстве. В России без достаточных оснований установлен более высокий минимальный страховой стандарт для получения пенсии по старости и введены дополнительные условия для назначения этой пенсии , что может привести к лишению права на пенсию многих граждан. Оценивается также предложенная для нашей страны особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка, не совпадающая с правилами, определенными названной Конвенцией, которая ведет к его необоснованному завышению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Михаил Львович

International Legal Standards of Retirement Insurance and the Russian Actuarial Pension Plans

The author considers the basic content of international instruments and the ILO Convention on minimum standards of social security and the need to take them into account in the Russian insurance pension legislation. In Russia, a higher minimum standard insurance for old age pensions is set without sufficient grounds and additional conditions for awarding such pension have been introduced, which will lead to the deprivation of the right to pension for many citizens. The author also assesses a special technique for determining the earnings replacement rate by pension suggested for Russia which does not coincide with the rules defined by the Convention, which leads to its ungrounded overrating.

Текст научной работы на тему «Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система»

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система

ЗАХАРОВ Михаил Львович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Рассмотрено основное содержание международных актов и Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения и необходимости их учета в российском страховом пенсионном законодательстве. В России без достаточных оснований установлен более высокий минимальный страховой стандарт для получения пенсии по старости и введены дополнительные условия для назначения этой пенсии, что может привести к лишению права на пенсию многих граждан. Оценивается также предложенная для нашей страны особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка, не совпадающая с правилами, определенными названной Конвенцией, которая ведет к его необоснованному завышению.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, минимальные нормы, пенсии, страховые пенсии, коэффициент замещения.

International Legal Standards of Retirement Insurance and the Russian Actuarial Pension Plans

M. L. Zakharov, doctor of legal sciences, professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

The author considers the basic content of international instruments and the ILO Convention on minimum standards of social security and the need to take them into account in the Russian insurance pension legislation. In Russia, a higher minimum standard insurance for old age pensions is set without sufficient grounds and additional conditions for awarding such pension have been introduced, which will lead to the deprivation of the right to pension for many citizens. The author also assesses a special technique for determining the earnings replacement rate by pension suggested for Russia which does not coincide with the rules defined by the Convention, which leads to its ungrounded overrating.

Keywords: retirement insurance, minimum standards, pensions, non-contributory pensions, replacement rate.

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на социальное обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень.

Согласно ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного нашей страной, «участвующие в настоящем Пакте госу-

дарства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

В России пенсия для каждого гражданина, достигшего соответствующего возраста, именуемого обычно пенсионным возрастом, или ставшего инвалидом, впервые была введена Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340Л «О государственных пенсиях в РСФСР». Право на по-

лучение пенсии таких граждан не зависит от каких-либо иных условий, в частности от их трудовой деятельности, имущественного положения и т. д. Такие пенсии в нашей стране традиционно именуются социальными. Их три вида — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Конституция РФ также гарантирует каждому социальное обеспечение (и,следовательно, пенсионное обеспечение) по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца (ч. 1 ст. 39). Таким образом, всеобщее пенсионное обеспечение в России фактически осуществляется более 25 лет.

В названном Международном пакте упомянуто социальное страхование. Объясняется это тем, что системы социального обеспечения занятого (работающего) населения, основанные на взимании страховых взносов, успешно функционировали уже в то время во многих странах и на практике доказали свою эффективность и устойчивость. Следует отметить, что до сих пор ни одна страна не отказалась и не собирается отказываться от такой системы. В российской Конституции социальное страхование по какой-то причине не указано. В ней лишь предусмотрено, что поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39). Очевидно, если поощряется добровольное социальное страхование, то существует и обязательное, иными словами принудительное, социальное страхование, включая, естественно, и пенсионное обязательное страхование. В нашей стране оно многие годы функционировало до распада СССР, существует и будет развиваться далее.

Право на трудовую пенсию, переименованную с 1 января 2015 г. в

страховую пенсию, регулируется международными правовыми нормами, которые содержатся в Конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения 1952 г. и Европейском кодексе социального обеспечения 1964 г. (ЕСКСО), предусматривающем более высокие нормы обеспечения, чем Конвенция № 102. С момента принятия указанных актов прошло более 60 и 40 лет соответственно, но ни один из них не ратифицирован нашей страной, хотя российское пенсионное законодательство формировалось с учетом норм, закрепленных в этих международных актах. Обратимся прежде всего к вопросу о трудовой (страховой) пенсии1 по старости как наиболее распространенной.

Согласно ст. 26 Конвенции № 102 охватываемым случаем является превышение установленного возраста. Установленный возраст не превышает 65 лет. Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране.

Конвенция допускает установление и сохранение более низкого пенсионного возраста. На практике пенсионный возраст определяется в каждой стране с учетом продолжительности предстоящей жизни населения при рождении и после достижения определенного возраста, в том числе 60 лет. В России пенсионный возраст низкий (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), но он соответствует более короткой продолжительности жизни в нашей стране, особенно для мужчин. Примерно 35% мужчин не доживают до своего пенсионного возраста, т. е. 60 лет (в других развитых странах он выше, как правило, на 5 лет). Продолжительность жизни граждан в России после достижения 60 лет всего около 17 лет, а в Северной Европе, например, более 24, в Западной Ев-

1 В международных актах они именуются пособиями.

ропе — 23 года, т. е. выше, чем в нашей стране, на 6—7 лет2.

При такой ситуации считать низким пенсионный возраст в России недопустимо, для мужчин он, наоборот, очень высок. Продолжительность их жизни составляет всего 61 год, в других указанных странах — 77— 78 лет3.

Пенсия предоставляется лицам, которые до достижения соответствующего пенсионного возраста приобрели стаж, который «может быть 30-летним стажем уплаты взносов». Сокращенная пенсия «обеспечивается по крайней мере. лицам, которые приобрели 15-летний стаж уплаты взносов» (ст. 29 Конвенции № 102). Указанное положение считается выполненным, если получатели пособия по меньшей мере приобрели 10-летний стаж уплаты взносов. Вместе с тем проценты (40%), которые указаны в приложении к разд. XI Конвенции, «могут быть пропорционально сокращены, когда стаж уплаты взносов превышает 10 лет, но меньше 30 лет».

Таким образом, для получения пенсии по старости Конвенцией № 102 определены, помимо указанного выше возрастного стандарта, также стажевые стандарты. Для получения полной пенсии они составляют 30 лет уплаты взносов, сокращенной пенсии — от 10 до 30 лет (период уплаты взносов обычно равен страховому стажу), правила его исчисления не регламентируются в Конвенции, они определяются законодательством каждой страны.

Рассмотрим реализацию этих международных правовых стандартов в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.



Есть еще ориентиры по больничным листам, пособиям по безработице и медицинскому обслуживанию. Всего - семь позиций. С 27 февраля для нашей страны стали обязательными стандарты Конвенции N 102 Международной организации труда (МОТ) "О минимальных нормах социального обеспечения". Закон о ее ратификации вступил в силу год назад. А теперь - и сами нормы.

Но, оказывается, по некоторым позициям мы уже обогнали конвенцию. А есть стандарты, где еще придется усиленно поработать, рассказал в интервью "Российской газете" профессор Финансового университета при правительстве РФ, проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Неравные проценты

Александр Львович, отныне каждые пять лет наша страна обязана отчитываться о своих успехах по Конвенции N 102. Какая позиция для нас самая трудная? По пенсиям?

Александр Сафонов: По ним, возможно, в первую очередь. Хотя в прошлом году, по предварительным данным, соотношение средней пенсии к среднему заработку составило 30,7 процента.

У меня, признаюсь, "средняя температура по больнице" никогда оптимизма не вызывала.

Александр Сафонов: И это правильно. У нас очень странный коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Те, кто получает мало, имеют очень большой коэффициент, вплоть до 100 процентов. А люди с высокой зарплатой - процентов 20, не больше, потому что максимальная пенсия, которую человек может получить, имеет предел. И чем больше у тебя зарплата, тем меньше коэффициент замещения ее пенсией.

Но по среднему показателю у нас есть шанс добраться до 40 процентов?

Александр Сафонов: Для этого надо решить четыре проблемы пенсионной системы. Первая - в нашей стране большое количество людей получает низкую зарплату.

Вторая проблема - очень сложная и напряженная ситуация на рынке труда, хотя официальная статистика и показывает нам минимальные значения безработицы. Но не секрет, что у нас развиты такие явления, как административные отпуска, неполный рабочий день. И в таком режиме, по данным Росстата, находится почти миллион человек. Плюс невыплаты заработной платы. То есть формально у человека сохраняется рабочий стаж, но отчислений за него работодатель производит меньше.

Из-за всего этого доходы пенсионной системы остаются низкими. Поэтому надеяться, что коэффициент замещения пенсией утраченного заработка будет высоким, пока не приходится. Добавьте сюда еще третью проблему - неформальный рынок труда. Не за всех у нас работодатели платят в пенсионную систему.

И сколько на всем этом теряет Пенсионный фонд России?

Александр Сафонов: По нашим расчетам, устранив эти проблемы, можно дополнительно наполнять его по 1,6 триллиона рублей в год.

Богатые платят меньше

Вы говорили о четырех проблемах.

Александр Сафонов: Четвертая заключается в том, что государство в последнее время приняло массу решений, которые стимулировали отток денег из пенсионной системы.

Например, с 2002 года произошло снижение взносов за высокооплачиваемых граждан. Когда у работника общая сумма заработка в течение года переходит за 1,2 миллиона рублей (если быть точным, этот предел в 2020 году составляет один миллион 292 тысячи рублей), то отчисления снижаются до 10 процентов. Вместо 22 процентов!

Второй момент - налоговые льготы по уплате пенсионных взносов. Это касается индивидуальных предпринимателей, самозанятых, организаций, которые применяют упрощенную систему налогообложения, единый сельхозналог. Они вообще ни копейки не платят. Плюс разного рода льготы, которые предоставляют компаниям по некоторым видам экономической деятельности, свободным экономическим зонам.

В результате всего этого в Пенсионный фонд не поступает еще 1,5 триллиона в год.


Получается все вместе - 3,1 триллиона! Первые три проблемы не решишь при таком росте экономики. Об этом мы еще поговорим. А льготы? Вы предлагаете их отменить?

Александр Сафонов: Государству, на мой взгляд, необходимо провести реформу, чтобы прекратить практику предоставления льгот за счет Пенсионного фонда России. Система тарификации должна существовать автономно от его бюджетной политики.

Надо создать независимый актуарный комитет, который бы управлялся социальными партнерами. Именно он должен принимать решение, какие тарифы назначать. Но при этом установить железное правило: единая тарифная сетка для всех видов деятельности. Самозанятый ты или нет, работаешь в сфере финансов или космоса - тариф один. И льготы, которые устанавливают для развития экономики, должны компенсировать Пенсионному фонду за счет госбюджета.

А комиссия при расчете тарифов должна исходить исключительно из двух ориентиров. Из демографических показателей - соотношение работающего и неработающего населения. И из ситуации с рабочими местами, чтобы тарифы не заставляли работодателя сокращать штаты. И ничего другого.

Как часто тарифы должны меняться с учетом этих факторов?

Александр Сафонов: Они должны быть стабильны как минимум пять лет. В идеале - не меньше десяти. Тогда предприниматель понимает свои экономические перспективы, строит систему формирования кадрового потенциала, финансовую политику, инвестиции. Чем стабильнее тарифное регулирование, тем оно лучше для бизнеса. Я убежденный сторонник того, что играться тарифами пенсионной системы, как и системы соцстрахования, страхования по болезни, от несчастного случая на производстве, нельзя.

Мама на зарплате

В конвенции есть еще шесть разделов, которым наша страна должна соответствовать. По каким мы уже этого добились?

Александр Сафонов: В принципе, почти по всем. Это касается обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, материнством, инвалидностью, по случаю потери кормильца. Но по каждому направлению надо двигаться вперед.



Взять, к примеру, обеспечение в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. Есть закон, Фонд социального страхования. Все это соответствует мировым канонам. Но закон не распространяется на тех, кто работает по гражданско-правовым договорам и на самозанятых. Для них нужно предусмотреть возможность страховаться самостоятельно. По крайней мере, открыть такую опцию. Не факт, что она сработает и люди будут ею массово пользоваться. Но мы расширим их право на систему социального страхования и защиту в случае профзаболевания или несчастного случая.

А что нужно "подправить" в обеспечении по материнству?

Александр Сафонов: Ничего. Здесь мы уже давно являемся стандартом для западных стран. И всегда были передовиками - еще с советских времен. Например, в Германии оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком после его рождения длится 14 месяцев, а у нас - 18 месяцев. И каждый год в России происходит индексация пособий по материнству.

Обеспечение по инвалидности у нас тоже на уровне стандартов МОТ. Но нам надо добиваться более высокого обеспечения. Особенно для семей с детьми-инвалидами. Или мама, или папа выпадают с рынка труда. И пособие по инвалидности ребенку должно учитывать это.

То есть обеспечивать не только возможность питаться, одеваться, покупать лекарства, но и компенсировать утраченный заработок одного из родителей. К сожалению, сейчас это не так. Давно пора модернизировать это пособие. Мама, которая ухаживает за ребенком-инвалидом, должна получать от государства зарплату социального работника как минимум.

Но вам ответят - бюджет не резиновый!

Александр Сафонов: Так и государству выгодно, когда семьи заботятся о детях-инвалидах. Не надо строить специнтернаты, содержать персонал.

Я вам больше скажу: в пособии по детской инвалидности должны содержаться расходы семьи на социализацию ребенка. Это, например, дополнительная программа по образованию, связанная с тем, что ребенок ограничен в своих возможностях. И оплата реабилитологов, которые занимаются именно социализацией ребенка.

У нас, к сожалению, семьи, где появляется ребенок-инвалид, чаще всего замыкаются в своих проблемах. А тот же Фонд соцстраха или департамент социальной защиты в регионе должен иметь в штате семейного кризис-менеджера. Он вместе с мамой или папой обязан приводить этого ребенка туда, где ему готовы или обязаны бесплатно оказывать помощь.

Понимаете? Это уже не идеология консервации человека с инвалидностью: накормили и забыли. Это идеология развития, формирования новых типов людей, которые активно участвуют в жизни, хотя и имеют ограничения. И здесь помимо пособий государство должно заключать с семьями социальные контракты. Но не те, которые подписывают с многодетными семьями, когда им дают деньги, чтобы родители открыли свое дело либо получили новую профессию, повысили квалификацию по старой. Речь идет об обратном социальном контракте. Когда государство прописывает свои обязательства и объем услуг, которые выполнит, чтобы ребенок-инвалид развивался. А задача родителей - использовать все эти направления.

О хвостах и носах

А теперь - о главном. Чтобы соответствовать конвенции, где мы еще не тянем, развивать другие соцстандарты, нужна хорошая экономика. И не в среднем по стране, а в каждом регионе. Иначе все это не имеет смысла.

Александр Сафонов: В нашей стране давно уже пытаются разработать закон о единых социальных стандартах, где прописана вся система помощи, который государство считает современным, эффективным, где установлено соотношение различных пособий и выплат. Пока не разработали.

Потому что всем одинаково - не получится!

Александр Сафонов: Получится. Не сразу, конечно. Мы давно созрели для этого закона. Человек должен быть одинаково защищен государством независимо от того, где он живет.



Кстати, это основное требование Конвенции N 102. А ее невыполнение грозит стране репутационными рисками. Крупные иностранные компании не будут вести бизнес и инвестировать там, где не соблюдаются права трудящихся.

Мы также должны думать и о том, что социальная политика является той скрепкой, которая поддерживает постоянное население как в сельских территориях, так и в небольших городах. И на Дальнем Востоке, на Крайнем Севере. Для страны важно, чтобы люди жили везде, а не только в центре.

Подпишусь под каждым словом. Но прошлый год закончили с дефицитом бюджетов в два раза больше регионов, чем раньше.

Александр Сафонов: Серьезная проблема. Но вот вам конкретный пример - Сахалинская область. Всего один проект - запуск завода по производству сжиженного газа - вывел бюджет региона из дефицитного в профицитный.

Надо искать такие проекты, которые будут вытягивать области. Это задача государства, власти. Если вы понимаете, что с точки зрения развития страны важно увеличивать объемы и глубину нефтепереработки, развивать современную химию - стройте такие заводы, развивайте. И делайте это там, где принесет прибыль региональным бюджетам, будет вытягивать социалку, формировать кадровый потенциал.

У нас сейчас почти 69 процентов доходов федерального бюджета формируют лишь три региона. Абсурд? Абсурд. И надеяться, что какой-то добрый дядя приедет из-за границы, начнет что-то делать в депрессивном регионе, - это сверхфантазии. Нет таких историй в жизни! Не идет инвестор в депрессивные регионы. Он понимает, что там ни кадров нет, ни потребления, ни инфраструктуры. Зачем ему с этим связываться?

Поэтому именно государство должно инвестировать. Если мы хотим сделать Дальний Восток приличным с точки зрения проживания, давайте развивать компетенции, которые обеспечивают нашу страну. То же судостроение. Науку, которая связана с ним. У китайцев же получилось. И у нас получится. Иначе так и будем жить по принципу: хвост вытянем - нос застрянет, нос вытянем - хвост застрянет.

Зарплата - драйвер экономики

Александр Львович Сафонов, доктор экономических наук


В этом году ему исполнится 57 лет. Родился в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Практически вся его трудовая жизнь связана с исследованием уровня жизни населения и улучшением ее качества. Сафонов работал в Управлении уровня жизни и демографии Министерства труда и социальных вопросов СССР. Был начальником отдела уровня жизни независимого исследовательского центра, заместителем министра здравоохранения и соцразвития РФ. Александр Сафонов считает, что значительный потенциал для роста региональной экономики, а значит, и всей страны, связан с заработной платой бюджетников. Потому что в большинстве регионов они являются системообразующими элементами и для рынка труда, и для внутреннего потребления. И как следствие - для развития бизнеса.

Больничным сыт не будешь

С медициной мы тоже, судя по всему, в стандарты укладываемся?

Александр Сафонов: В принципе, да. В конвенции говорится, что граждане имеют право на медицинское обслуживание без какой-либо дискриминации. И у нас есть экстренная бесплатная медпомощь, больницы, поликлиники, полисы ОМС.

И все это доступно не только работающему населению, но и нетрудоспособному. Плюс много сделано, чтобы узаконить возможность мигрантов получать медпомощь по расширенному пакету.

Все жду, когда вы скажете: "Но. "

Александр Сафонов: Есть еще один раздел - "Обеспечение по болезни". Здесь мы тоже имеем развитую систему страхования. Но. по больничным есть проблема. У Фонда соцстраха - те же проблемы с самозанятыми, индивидуальными предпринимателями и работниками теневого сектора экономики, что и у Пенсионного фонда. И все эти люди не защищены через инструмент соцстрахования на случай болезни.


Обязать их платить взносы?

Александр Сафонов: Это должно быть сделано в обязательном порядке. Как минимум, закрепить минимальный уровень выплат. Мы должны приучать людей к культуре страхования. Что есть не только риск потери здоровья, но и заработка.

Надежды на то, что человек сам будет откладывать на случай болезни, понятно, нет?

Александр Сафонов: Это надо быть очень большим оптимистом. Например, в США у сорокалетних американцев остаются нулевыми более 60 процентов счетов по накопительным пенсиям. Во всех странах люди чаще предпочитают тратить деньги здесь и сейчас. В то же время логика развития рынка труда говорит, что все больше людей будет занято в сфере временной, частичной занятости, в системе гражданско-правовых договоров. И государству надо решать, что в данном случае делать. Это не только вызов через пять лет, это вообще стратегический вызов. Для всех стран без исключения. И та, которая в наибольшей степени сориентируется, окажется в выигрыше.

А как вы относитесь к тому, что у нас есть потолок выплат по больничным? Заболев, люди теряют заработок. Поэтому очень многие не берут его вовсе. Может, пора сделать 100-процентную оплату?



Александр Сафонов: Ситуация, действительно, очень серьезная. Сейчас система пособий по больничным приводит к тому, что люди ходят на работу нездоровыми. А это угроза не только конкретному человеку, а всему трудовому коллективу. А может, и городу.

Поэтому необходимо предоставить право тем, кто получает достаточно высокую зарплату, сохранить свой доход на больничном за счет небольшого дополнительного тарифа.

Предположим, мы делим программу социального страхования по болезни на две части. Первая - стандарт, который сейчас существует (взносы в Фонд соцстраха платит за работника работодатель). И при начислении больничных в 2020 году получите предел за месяц чуть более 48,3 тысячи рублей.

Понятно, переходить на них, например, с 200 тысяч рублей зарплаты - тяжело. Для таких работников можно предусмотреть вторую, дополнительную, программу - добровольное личное софинансирование. Но это должен быть посильный тариф.


Владимир Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ от 03.10.2018 «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)». Документ опубликован накануне вечером на официальном интернет-портале правовой информации. Улучшится ли жизнь россиян после этого? Судя по комментариям властей, в нашей стране с соцобеспечением и так все неплохо по сравнению с нормами, диктуемыми Конвенцией.

Разделы Конвенции

Федеральным законом предлагается принять от имени РФ обязательства в отношении семи разделов Конвенции:

  • медицинское обслуживание;
  • обеспечение по болезни;
  • обеспечение по старости;
  • обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • обеспечение по материнству;
  • обеспечение по инвалидности;
  • и обеспечение по случаю потери кормильца.

Медицина

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность ее оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

Отметим, в статье 10 Конвенции говорится:

1. Обеспечение должно включать как минимум:

а) в случае болезненного состояния:

  • обслуживание врачами общей практики, включая визиты на дому;
  • обслуживание врачами-специалистами стационарных и амбулаторных больных в больницах, и обслуживание, которое может оказываться врачами-специалистами вне больниц;
  • предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого квалифицированного практика;
  • госпитализацию в случае необходимости;
b) в случае беременности и родов и их последствий:

  • обслуживание до, во время и после родов, оказываемое либо врачом, либо дипломированной акушеркой;
  • госпитализацию в случае необходимости.
2. Бенефициарий или его кормилец могут привлекаться к долевому участию в оплате стоимости медицинского обслуживания бенефициария в случае его болезненного состояния; правила такого долевого участия должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оно не оказалось слишком обременительным.

Больничные

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в РФ такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Производственные травмы

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, застрахованные лица имеют право на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счет средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Потеря кормильца

Материнство

В ряде случаев законодательством РФ по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в РФ пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в РФ пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов, а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства – члены, ее ратифицировавшие. Согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% заработной платы.

Пособие по беременности и родам в РФ выше указанной минимальной нормы и составляет 100% заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.

Инвалиды

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в РФ (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Пенсии

Согласно позиции Правительства РФ в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца, сообщается на сайте Кремля.

Отметим, в статье 25 Конвенции говорится, что обеспечение по старости должно гарантироваться защищенным лицам определенного возраста. Установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

Читайте также: